Люди, события. 1812 год > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Люди, события. 1812 год


    Люди, события. 1812 год

Отечественная война 1812 года имела очень большое значение в истории нашей страны, нашего народа. Она была крупнейшим событием всемирной истории.

Война была подвигом всего народа. Много имен выдающихся героев этой освободительной войны осталось в истории. Это люди самых различных возрастов, званий, положений – от главнокомaндующего русской армией до рядового солдата, простого крестьянина.

Бородино, Бородинское поле... эти слова, знакомые каждому с детства, невольно вызывают в памяти героические страницы истории нашего Отечества. Здесь, у села Бородино, в 120 км западнее Москвы, 26 августа (7 сентября) 1812 г. произошло знаменитое сражение, в котором русские войска под комaндованием М.И. Кутузова дали достойный отпор полчищам французского императора Наполеона. Спустя 129 лет, в октябре 1941 года, на священной земле Бородина советские воины повторили подвиг своих предков, задержав на Можайском направлении наступление немецко-фашистских захватчиков, рвавшихся к столице нашей Родины – Москве.

Презентация.

Полководцы

Кутузов

Знаменитый полководец, герой Отечественной войны 1812 г., М.И. Кутузов начал военную службу с 12 лет.когда поступилВ военную инженерную школу. В 16 лет он уже был офицером и начал службу в Астpaxaнском пехотном полку под начальством А. В. Суворова.1

Водном из сражений Кутузов едва не погиб. Со знаменем в руках он ворвался впереди своих солдат в турецкие окопы и был ранен в голову. Врачи были уверены, что храбрый офицер умрет. Но Кутузов выздоровел, хотя и потерял глаз. Спустя 13 лет он был ранен вторично точно так же, как и в первый раз. И опять, к удивлению врачей, не только остался жив, но быстро выздоровел и уже через год участвовал в новых, сражениях. Известно, что Суворов очень высоко оценил действия Кутузова в этом сражении. “Он комaндовал могли левым флангом, но был моей правой рукой”, - писал Суворов. Кутузов был не только великим полководцем, но и широкообразованным человеком, выдающимся дипломатом. Ему Россия обязана очень важным миром с Турцией, заключенным в 1812 г., накануне нашествия Наполеона. В момент грозной опасности, нависшей над Россией, Кутузов был назначен главнокомaндующим всей русской армией

Кутузова любили солдаты и беззаветно доверяли ему, он был скромен, всегда прост с солдатами, любил их, ценил их мужество и патриотизм. Кутузов считал, в противоположность большинству генералов того времени, что честь победы в неслыханно трудной войне принадлежит русскому народу, русскому солдату.Кутузов оставался главнокомaндующим и поело Отечественной волны. Во главе победоносных войск он вступил в Западную Европу. Но не суждено было полководцу дожить до окончателыюго разгрома наполеоновской империи. В апреле 1813 г. он умер в г. Бунцлау.

Багратион

Петр Иванович Багратион происходил из знатного грузинского рода Багратионов,был любимейшим учеником Суворова.Обладал исключительной храбростью,был искусным и талантливым полководцем.

К началу Отечественной войны Багратион комaндовал Второй западной армией .Ей пришлось особенно трудно ,потому что неприятель превосходил в несколько раз .С большим исскуством нанося противнику сильные и неожиданные удары ,уводил свои войска и сумел довести их до Смоленска ,где соединился с армией Барклай-де-Толли.

Багратиона считают одним из знаменитейших героев Бородинского сражения .он комaндывал левым флангом русских войск , у деревни Семеновское,которая вошла в историю как Багратионовыфлеши.В течение 6 часов салдаты Багратиона отбили 8 атак французов;нередко завязывался рукопашный бой.

В самый критический момент Багратион во главе своих солдат двинулся в контратаку и был сражен осколком ядра.Взятие Семеновского Наполеону ничего не дало.После окончания Бородинского сражения он был вынужден отвести свои воиска на прежни позиции.

Тяжелораненого Багратиона увезли с поля боя.он лечился в одной из деревень Владимирской губернии .лечение шло довольно успешно.Родные и близкие тщательно скрывали от него что москва отдана французам ,но однако случайно ему удалось узнать о Москве и вскочил с постели ,сорвав повязки .Началась гангрена . в сентябре 1812 Багратион умер

Барклай де Толи

Военную службу начал в 15 лет унтер-офицером В 1788-1789 годах участвовал в штурме Очакова, в бою под Каушанами ,во взятииАккерманаиБенндер. В1790-х годах сражался в Финляндии и Польше. В 1805-1807 годах Барклай отличился в войне против Наполеона под Пултуском и Прейсиш-Эйлау.Вовремярусско-шведской войны 1808—1809 годов комaндовал корпусом в Финляндии, а затем был главнокомaндующим всеми русскими войсками в Финляндии. С января 1810 года — военный министр. С войны 1812 года — главнокомaндующий 1-й Западной армией. 600-тысячной армии Наполеона противостояли 200 тысяч русских войск на границе. Барклай избрал единственно возможную тактику.Отступать и умело маневрируя, он стремился сконцентрировать русские войска, не дать Наполеону разбить их поодиночке. Эта стратегия не была понята патриотически настроенной армией. Не пользовавшийся популярностью полководец с иностраннойфамилией, Барклай де Толли передал комaндование М.И. Кутузову, оставшись во главе 1-й армии. Руководя правым флангом при Бородине, Барклай проявил редкостную храбрость. После cмepти Кутузовав 1813году вновь, был назначен главнокомaндующим. В сражениях под Бауценом, Кульмом, Лейпцигом, Бриенном, Бар-Сюроб, Фершампенуазе показал себя талантливым полководцем. Был произведён в фельдмаршалы, получил княжеский титул. Умер в 1818 году на 57-м году жизни.

Да, были люди в наше время

Александр Иванович Кутайсов родился в августе 1784 г в семье графа, владельца огромных поместий. Он был записан унтер-офицером в гвардию, в 12 лет был произведен в капитаны, а в 15 стал полковником.

Накануне Бородинской битвы дел у Кутайсова было по горло. Он неизменно находился на позициях, лично проверяя расположение батарей, организуя доставку боеприпасов.

В день Бородина Кутайсов объезжал батареи, руководил огнем русской артиллерии. То его видели на левом фланге, откуда началась битва, то на флешах, то на комaндном пункте Кутузова. Обстановка на левом фланге сложилась критическая. Французы подняли новые батареи и усилили артиллерийский огонь, был убит генерал Тучков. Русские отходили... французы отчаянно сопротивлялись, а русским пришлось штурмовать крутые скаты Курганской высоты. Через 20 минут батарея Раевского была отбита . Граф Кутайсов исчез. Россия и товарищи не могли предать земле его тело с честью, которого не доискались под грудами убитых.

Cмepть начальника артиллерии отразилась на ходе сражения, ибо, обладая прекрасной памятью, Кутайсов держал в голове всю систему боя. С его гибелью многое нарушилось.

Позже Кутузов писал, что если русские не добились при Бородине полного успеха, то тому причина cмepть Кутайсова, ибо она “лишила армию начальника артиллерии в такой битве, где преимущественно действовали орудия”.

Дурова

В 1901 году ввиду приближающегося юбилея основания Литовского уланского полка на кладбище города Елабуги поставили новый памятник. Надпись на нем была длинной и обстоятельной, она говорила о Надежде Андреевне Дуровой.

О Надежде Андреевне Дуровой Пушкин писал, что судьба ее “так любопытна, так известна и так таинственна”. Во время воин с наполеоном в рядах русских войск прошел слух о том, что в рядах русских войс есть женщина-офицер.

Тайна раскрылась в 1836 году, после того как Пушкин в журнале “Современник” опубликовал отрывок из “Записок кавалерист-дeвицы”, назвав имя Дуровой.

В 1783 году у Комaндира гусарского эскадрона родилась дочь. Мать мечтала о мальчике, поэтому дочь была нелюбимым ребенком. Однажды во время похода мать, измученная детским плачем, выбросила грудного ребенка из окна кареты. С того дня Дуров вверил уход за дочерью гусару Астахову. Он целыми днями носил дeвoчку н руках, ходил с ней в конюшню и сажал на лошадь, давал в руки пистолет и саблю.

С годами ее воинственные наклонности усиливались. Отец подарил Надежде коня Алкида и казачью форму. Жизнь дeвyшки раздвоилась: днем она занималась домашними делами, а ночью выводила коня и скакала на нем до утра.

В день своих именин Надежда решила уйти из дома и поступить на военную службу. Явившись к комaндиру казачьего полка она назвалась Александром Соколовым и попросила разрешения уйти с полком до места, где можно было поступить на регулярную службу в армии. Разрешение было дано и и в Гродно дeвyшка была зачислена в Коннопольский уланский полк. Там ее научили всем премудростям: седлать и расседлывать лошадь, маршировать в строю, рубиться, стрелять и владеть тяжелой пикой.

Боевое крещение Дуровой состоялось в 1807 году в сражении под Гаудштатом, где она спасла офицера. За этот подвиг ее наградили Ге opгиевским крестом.

Дурова уходя в полк не известила отца, он стал ее разыскивать, написал Императору Александру. И вот ее потребовали в Петербург к царю. Император был удивлен и с любопытством расспрашивал подданную. Дурова умаляла не лишать ее права служить в армии, которая для нее единственная радость. Царь приказал Надежде Дуровой называться Александром Александровым и произвел ее в чин корнета. Когда началась Отечественная война Дурова продолжала состоять в Литовском Уланском полку. О военной службе корнета Алексанрова Красноречиво рассказывает послужной список.

В 1816 году, прослужив 10 лет, Дурова вышла в отставку. Через некоторое время появились “Записки кавалерист-дeвицы” и другие повести. Они имели огромный успех у читателей.

Партизаны

Д.В .Давыдов

“Я был рожден для рокового 1812 года”,-писал в автобиографии прославленный поэт-партизан. Денис Васильевич Давыдов, сын комaндира Полтавского конного полка, в семнадцать лет начал военную службу эстандарт-юнкером в кавалергардском полку, а затем в армейском Белорусском гусарском полку. В 1806 году ротмистр Давыдов снова в гвардии. В кампанию 1807 года-адъютант Багратиона. В 1808-1809 годах участвовал в войне со Швецией, служил в отряде Кутузова. В качестве адъютанта Багратиона воевал на Дунае против турок.

“Звездный час” Давыдова настал в Отечественную войну 1812 года. Будучи подполковником Ахтырского гусарского полка предложил Багратиону проект партизанской войны. Проект был одобрен Кутузовым, и 25 августа, накануне Бородинской битвы, Давыдов во главе отряда из пятидесяти гусар восьмидесяти казаков направился в тыл врага. Успешные действия отряда Давыдова послужили примером для создания других партизанских отрядов. Во время отступления французов действия партизан приобрели еще более широкий размах. Возле села Ляхова отряды Давыдова, Сеславина, Фигнера и Орлова-Денисова окружили, атаковали и взяли в плен двухтысячную колонну французов во главе с генералом Ожеро. После изгнания французов из пределов России Давыдов в чине полковника сражался под Калишем, Бауценом и Лейпцигом. В начале 1814 года комaндовал Ахтырским гусарским полком и, произведенный в генерал-майоры за битву при Ларотьере, во главе гусарской бригады выступил в Париж. Давыдов служил до 1831 года. Скончался скоропостижно 23 апреля 1839 года.

А.Н. Сеславин

Свой воинский талант Сеславин проявил после оставления Москвы, получив комaндование над “летучим отрядом”, с которым начал партизанские действия. Захватывая или уничтожая неприятельские трaнcпорты, фуражиров и мародёров, он главной своей задачей считал разведку. 10 октября Сеславин обнаружил отступающие главные силы французов и, сообщив об этом Кутузову, дал возможность русским войскам остановить французов у Малоярославца и преградил им путь на Калугу. Это повлияло на дальнейший ход войны и способствовало окончательному разгрому армии Наполеона.

Герасим Курин

Война 1812 года вызвала высочайший патриотический подъём не только в армии ,но и во всём народе и стала Отечественной. Наряду с отрядами, выделенными их армейских частей Кутузовым для ведения партизанской “малой” войны, в действиях против французов принимали участие многие крестьяне. Руководителем одного из самых крупных отрядов был крепостной крестьянин села Павлово Богородского уезда (ныне Ногинский район Московской области )Герасим Курин . Во главе пяти тысяч пеших и пятисот конных партизан он вёл бои с французами, захватывал обозы с оружием и продовольствием . За совершённые подвиги в войне 1812 года Герасим Курин был награждён солдатским Ге opгиевским крестом и медалью “За участие в Отечественной войне 1812 года”.

А.С. Фигнер

Фигнер принадлежит к числу героев, ставших при жизни легендой. Начав отечественную войну комaндиром артиллерийской роты в 1-й Западной армии, он участвовал в обороне Смоленска, а позднее- в Бородинском сражении. Подвиг партизана Фигнера начался после оставления Москвы русской армией. Во главе сформированного им партизанского отряда он начинает наносить неожиданные удары французам. “Фанатик в храбрости и патриотизме”- такую хаpaктеристику дал Фигнеру Кутузов. Переодевшись во вражескую форму, владевший несколькими языками, он проникал в тыл противника, доставая важные сведения. Человек беззаветно храбрый, Фигнер погиб в бою уже после изгнания французов из России.

Любовь и скорбь

А.А.Тучков

Из четырёх братьев Тучковых,участвовавших в Отечественной войне, Александр был младшим.Тучков 4-й в 22 года был произведён в полковники , не побывав ни в одном сражении .Впервые принял участие в боевых действиях в 1806 году под Гoлымином , проявив редкое мужество. После этого был назначен шефом Ревельского полка. В 1807 году воевал под начальством Багратиона. Участвовал в битве под Фридландом. В 1808 году Тучков воевал в Финляндии. Отличившись в боях, был произведен в 31 год в генерал-майоры.

Войну 1812 года Тучков 4-й встретил комaндиром бригады, входившей в состав 3-го пехотного корпуса под комaндой Н.А.Тучкова 1-го . 15 июля в составе армии Барклая де Толли бригада встретилась с врагом в бою под Витебском. Последним боем Александра Тучкова стало Бородино. У деревни Семёновской сражалась армия Багратиона. Посланная ей на помощь дивизия П.П.Коновницына, в которую входила бригада А.А.Тучкова, с марша вступила в бой. Под огнём французских ядер и картечи, стремясь увлечь солдат, Тучков бросился вперёд со знаменем в руках и был сражён картечью.

Маргарита Тучкова

Шла ранняя весна 1812 года. Хотя в Европе и было спокойно, но грядущая война России и Наполеоном еще не началась. Полк генерала Тучкова стоял в Минской губернии. К генералу приехала его молодая супруга Маргарита. Семейное счастье далось Тучковым нелегко. В 1797 году, когда дeвyшке исполнилось 16 лет, ее выдали за Павла Ласунского. Бpaк не принес Маргарите счастья. На одном из вечеров встретился ей Александр Тучков - молодой военный. Как только дeвyшка получила развод, тут же последовало предложение руки и сердца от Александра. С тех пор как Маргарита смогла выйти замуж за любимого, она стремилась никогда с ним не разлучаться. Даже переодевалась в мужское платье и скакала на лошади рядом, не мыслила жизни вдали от мужа. Но счастье было трудным.

1812 го начался неспешно. Маргарита вернулась в полк, а двухлетнего сына оставила у своих родителей. В то утро проходило армейское совещание. Тучкова прикорнула в соседней комнате. Ей приснился страшный сон. Буд-то рядом с ней стоит брат Кирилл, открываются темные двери, и входит старик отец, Михаил Петрович. Он протягивает Маргарите её крошечного сына Николеньку и грестно говорит: “ Вот все, что осталось тебе от твоего Александра!.. Муж твой пал на Бородинском поле...”. Маргарита в ужасе смотрит на отца, озирается по сторонам и вдруг видит, как прямо в воздухе вокруг неё вспыхивает надпись “Бородино” и слышит свистящий шепот из этого незнакомого слова. В ужасе Маргарита закричала и проснулась. В комнату вбежал её любимый муж - живой и невредимый. “Что такое Бородино?” - закричала женщина. – Где находится Бородино?”. Александр принес карты, разложил, вдвоем они долго искали название, но не нашли. “Нет никакого Бородино!” - подытожил Тучков.

Да только не на тех картах искали. Ведь деревня Бородино находила аккурат под Москвой. 26 Августа произошло самое грандиозное сражение войны 1812 года. Пушечное ядро, выпущенное с французской батареи, угодило прямо в молодого генерала и разорвалось прямо у него на гpyди. Маргарита в то время находила в Кинешме. Все дни она проводила в церкви, молилась. Однажды она увидела брата Кирилла, кинулась обнимать его, но брат повел сестру в дом. Отворились тяжелые темные двери, и вошел их отец. На руках он держал Николеньку. И прозвучали слова из кошмарного, но вещего сна: “Вот все, что осталось тебе от твоего Александра!.. Муж твой пал на Бородинском поле...”. У Маргариты помутилось сознание, она только прошептала: “ Где находится Бородино?”, и упала в обморок. Женщина приехала на Бородинское поле, там лежали десятки тысяч не погребенных тел, отступая, войска не могли этого сделать. Она бродила по полю, крестясь и наступая на умерших. Она хотела найти тело мужа, но не смогла. Через год Маргарита Тучкова вернулась в Бородино, внесла огромный вклад вМожайский монастырь, начала постройку часовни над братскими могилами. Сама поселилась в крошечной сторожке при стройке. Выкупила землю для строительства церковных зданий, выстроила при храме богадельню. Люди прозвали Тучкову “Святой генеральшей”. В Спасо-Бородинском богоугодном общежитии обосновалось 70 вдов. Обитель обеспечивала себя – насельницы ткали, пряли, шили и пекли на продажу особый хлеб. Он назывался “Бородинский”, покупая буханку такого хлеба, люди вспоминают о героях, их вдовах и в первую очередь о Маргарите Михайловне Тучковой, ставшей хранительницей душ, погибших при Бородине.

Сибиряки на поле Бородинском

Отечественная война 1812 года – яркая героическая страница в истории нашей Родины. В ней выразился её народный хаpaктер, проявился массовый героизм, высокий патриотический подъём народов разных национальностей России, вставших на защиту Отечества. И как не вспомнить в связи со 170-летием Бородинского сражения, что активное участие в отражении захватнического похода французской армии приняли и сибиряки-алтайцы. В войне 1812 года участвовали 7 сибирских полков, из них 5 – в Бородинском сражении.

Солдаты, призванные на Алтае, входили в состав Сибирского, Колыванского, Томского полков, Сибирского драгунского полка. Они участвовали в бою за Курганную батарею, являвшуюся ключом к позиции русских войск на Бородинском поле. Томский полк в составе 24-й стрелковой дивизии защищал батарею Раевского. Много наших земляков служило в 1812 году и в других воинских частях.

Высокими патриотическими чувствами были охвачены все жители Алтая. Они материально поддерживали воинов, собирали пожертвования на нужды армии и ополчения. Работные люди и приписные крестьяне жертвовали деньги, холст, отдавая подчас последнее, чтобы снабдить всем необходимым защитников Родины.

По инициативе русских женщин было создано “Женское патриотическое общество”, цель которого состояла в том, “чтобы сделать вспомоществование бедным, от войны пострадавшим”.

Несмотря на жестокую эксплуатацию, на неурожай в течение нескольких лет, женщины Алтая, как рассказывают документы государственного архива Алтайского края, “по силам своим жертвовали частью своего достояния”.

В обращении Кабинета, направленного в ведомство Колывано-Воскресенских горных заводов, отмечалось: “...Россия спасена, возвеличена выше всех царств земных. Теперь никто не посмеет пойти войною на землю русскую, теперь мы не будем оставлять поля и дома наши. Наполеон Бонапарт погиб, а целый свет избавлен от его пагубных замыслов...”.

В грозные дни октября 1941 года на поле русской славы – Бородинском – вновь прогремели бои: советские войны встали здесь на защиту дальних подступов к Москве. Вновь были проявлены нашими солдатами их лучшие боевые качества – храбрость и стойкость при защите Отечества. Эстафету воинов 1812 года приняли и с честью пронесли по Бородинскому полю их далёкие потомки, в числе которых вновь было немало воинов с Алтая.

Памятники

В настоящее время Бородинское поле является уникальным мемориалом двух Отечественных войн. Площадь музея-заповедника – 109,7 кв. км. Бородинское поле представляет собой местность довольно сложного рельефа, изобилующую холмами и оврагами, речками и ручьями, пашнями, лесами и перелесками. Сохранить топографию поля русской славы - главнейшая задача музея-заповедника. Здесь под охраной государства находятся свыше 300 памятных объектов - военно-инженерные сооружения, монументы, поставленные в честь героев двух Отечественных войн, памятники архитектуры.

Самую значительную группу памятников составляют военно-инженерные сооружения. Это Шевардинский редут, Багратионовы флеши, батарея Раевского и другие оборонительные сооружения, возведённые русскими солдатами накануне Бородинского сражения.

Следующая группа памятников представляет собой захоронения русских и советских воинов, павших на Бородинском поле.

Интересную и разнообразную группу памятников составляют архитектурные сооружения. Единственным памятником архитектуры в центре поля, свидетелем Бородинского сражения, является церковь Рождества в селе Бородино. Первым памятником воинам, погибшим в битве с французами, стала церковь Спаса Нерукотворного, построенная на средства вдовы генерала А.А. Тучкова-4 на месте его гибели. Здесь же, на Багратионовых флешах, впоследствии возник ансамбль Спасо-Бородинского женского монастыря. Главное сооружение в ансамбле монастыря – Владимирский собор, посвященный памяти всех русских воинов, погибших в Бородинском сражении.

К 100-летнему юбилею Отечественной войны 1812 г. На поле русской славы в торжественной обстановке было открыто более 30 монументов. Памятники сооружались на средства военнослужащих того времени по проектам, в основном, военных инженеров и посвящались потомками полкам, дивизиям, корпусам, артиллерийским бригадам и ротам русской армии 1812 г., дравшимся с неприятелем в день Бородинского сражения. Среди этих монументов выделяется своей значительностью памятник М.И. Кутузову на месте комaндного пункта полководца в деревне Горки.

Памятники Бородинского поля – это память о наших героях-предках, об их подвигах.

Бородино - наша национальная гордость, символ героизм, доблести и славы русского и советского солдата, отстоявшего в борьбе с врагом свободу и независимость нашей Родины.

Бородинский музей

Еще в 1812 году М.И. Кутузов призывал сохранить укрепления, созданные русской армией: “Пускай и в позднее время будут они для россиян священными памятниками их мужества; пускай наши потомки, смотря на них будут воспламеняться огнем соревнования и с восхищением говорить: вот место, на котором гордость хищников пала перед неустрашимостью сынов Отечества.

“Герой, служащий Отечеству, никогда не умирает и оживает в потомстве”, - писал один из участников Отечественной войны 1812 года Я.Кульнев.

Созданный 24 февраля 1903 года на Бородинском поле музей собирает и бережно хранит реликвии воинской славы

31 мая 1961 года Бородинское поле было объявлено Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником с площадью 109,7 км?.

Триумфальная арка

По проекту О. И. Бове сооружён в Москве архитектурно-скульптурный памятник, посвящённый героизму русского народа в Отечественной войне 1812 года – Триумфальные ворота.

Они были построены в 1827-1834 годах в честь славной победы русского оружия. Особенно привлекательны могучие фигуры воинов в древнерусской одежде, установленные между стройными коринфскими колоннами. Над ними огромные бронзовые барельефы с изображением баталий: “Изгнание галлов”, “Освобождение Москвы” и “Летящие славы”.

По широкому фризу расположены гербы 50 городов России. Над аттиком, на высоте 10-этажного дома, - чугунная колесница Славы с шестью вздыбленными конями и фигурой Управительницы символизирует победу русского оружия в Отечественной войне 1812 года.

Храм Христа Спасителя

25 декабря 1812 года император Александр 1, в честь победы российского воинства в Отечественной войне 1812 года и в благодарность Богу, подписал Высочайший Манифест о построении в Москве храма во имя Спасителя Христа. Храм Христа Спасителя задумывался как памятник религиозно-благодарственный, свидетельствующий о божественном заступничестве за Россию в Отечественной войне 1812 года и вместе с тем, как памятник исторический.

10 сентября 1839 года вблизи Кремля был заложен Храм Христа Спасителя.

Его строили на народные пожертвования и средства казны. Воздвигали храм 4 года. Масштаб сооружения огромнее даже для нынешнего века. Собор вырос на несколько метров выше колокольни Ивана Великого.

В основу были положены даты решающих сражений Отечественной войны 1812 года, совпавшие с христианскими праздниками. Наружные стены храма были украшены скульптурными изображениями святых – заступников России.

Над созданием храма трудились лучшие архитекторы, строители и художники того времени.

26 мая 1883 года состоялось торжественное освещение собора, ставшего самым грандиозным российским храмом.

В 1931 года храм по личному приказу И. Сталина был разрушен. На его месте большевики намечали воздвигнуть гигантский Дворец советов, но этому помешала война.

В 1990 году правительство новой России незамедлительно откликнулось на просьбу священного Синода Русской православной церкви о восстановлении храма-памятника.

Уже в 1991 году на месте алтаря разрушенного большевиками храма была сооружена временная часовня.

Решение о воссоздании храма правительство Москвы приняло в 1994 году. В ближайшее Рождество – 7 января 1995 года, состоялась закладка храма.

К 2000 году была завершена внутренняя и наружная отделка возрожденного собора.

Храм Христа Спасителя напоминает древнерусские соборы, он построен в русско-византийском стиле крестообразный в плане, с большим золоченым куполом.

В стены верхнего храма вставлены 177 мраморных досок с текстами рескриптов и манифестов Александра 1. На них поименно перечислены отличившиеся комaндующие и названия участвовавших в войне 1812 года полков. Описаны сражения, упомянуты погибшие и награжденные герои.

Храм Христа Спасителя – самый большой собор Русской православной церкви, вмещает до 10 тыс. человек. Общая высота сооружения – 103 метра.

Храм Христа Спасителя – кафедральный соборный храм Русской православной церкви.

ПАНАРАМА БОРОДИНСКОГО СРАЖЕНИЯ В МОСКВЕ

Война 1812 года нашла свое отражение в многочисленных произведениях литературы и искусства.

Один из памятников героизма русского народа – музей-панарама “Бородинская битва” в Москве, являющийся достопримечательность столицы, ее гордостью.

В 1912 году, к столетнему юбилею Отечественной войны, художник Ф.Рубо написал панораму “Бородино”, показав на грандиозном полотне несколько моментов генерального сражения. Панорама экспонировалась во временном здании на Чистых прудах, потом долгое время хранилась в различных местах. После реставрации творение Рубо обрело свою вторую жизнь в стенах специально построенного здания музея – панорамы “Бородинская битва”.

Подлинные документы и оружие той эпохи, личные вещи участников войны и произведения художников, собранные в стенах музея, рассказывают о героической странице в жизни России.

Бородино в дни В.О. войны

БОРОДИНО! ТВЕРДА ЗЕМЛЯ ТВОЯ!
ОДНО ТВОЕ ТОРЖЕСТВЕННОЕ ИМЯ
ВЫВОДИТ ПАВШИХ ИЗ НЕБЫТИЯ
И ЧУДОДЕЙНО ВЛАСТВУЕТ ЖИВЫМИ.

Когда впервые видишь величавую ширь Бородинского поля, невольно вспоминаются прекрасные строки Паустовского: “На полях Бородина мы чувствуем особую торжественность природы и слышим ее звенящую тишину. Она вернулась сюда после кровавых боёв последней войны, и с тех пор никто ее не нарушал”. С того памятного дня Бородина, когда 26 августа 1812 года на этих полях русская армия под комaндованием М. И. Кутузова одержала победу над войсками Наполеона, 129 лет они были полями мирного труда. Но осенью 1941 года Бородино увидело своих новых героев.

“Да, война не та, что раньше, 1941 год – не 1812-й. Но неизмеримым остались мужество, выдержка, верность наследникам тех гренадеров, которые удивили своей стойкостью Европу”, - вспоминает о минувшей войне дважды Герой Советского Союза генерал армии Д.Д. Лелюшенко.

В годы ВОВ через Бородинское поле проходила Можайская линия обороны.

В организации строительных работ активно участвовали коммунисты Можайска. Вместе с солдатами ее строили тысячи колхозников Подмосковья и тружеников Москвы. Старики, женщины, подростки и дети, не щадя сил, рыли противотанковые рвы, строили доты, дзоты, ставили заграждения.

Как напоминание о величии подвига советских людей стоят на Бородинском поле мощные железобетонные доты Можайского рубежа обороны.

Октябрь 1941-го... Защищать Москву на этих позициях должна 5-я армия, которой сначала комaндовал генерал-майор Д.Д. Лелюшенко, а после его ранения- генерал-майор Л.А. Говоров. Основная тяжесть боев легла на 32-ю Краснознаменную стрелковую дивизию под комaндованием полковника В.И. Полосухина. Это прославленное воинское соединение стало на защиту Москвы там, где 1812 году сражалась армия Кутузова. По Минскому шоссе двигались части эсэсовской моторизованной дивизии “Рейх” и 10-й танковой дивизии. Когда колонна фашистских танков спустилась к реке Еленке, советские артиллеристы ударили по головному танку; застопорив движение, они начали громить врага.

Прорваться через укрепления Можайской линии обороны в районах Минского и Можайского шоссе противнику не удалось. Из 600 человек в живых после этих боев осталось 113. У Артемок отважно бились с фашистами артиллеристы. Связисты этого полка нередко ценой жизни восстанавливали прерванную связь. Расчеты, батареи, роты проявляли массовый героизм в борьбе с ненавистными оккупантами. И противник, стремившийся прорваться к Москве по Минскому шоссе, был остановлен.

Трое бойцов осталось в расчете сержанта А.Русских: помимо его самого были М.Шведких и Ф.Чихман. Они мужественно сражались и подбили три немецкихтанка.Но вот вражеская мина разорвалась у орудия. Убиты были товарищи наводчика Чихмана, а у него самого оторвало парвуюруку.Но в молодом бойце были такая сила духа и стойкость,что сознание он не потерял. С трудом поднявшись с земли,увидел,что на него движется последний,четвертый танк. “Но он стоит,весь кровью залитой,стоитбезруки,с помутневшим взглядом и левой дергает упавший шнур витой”.Так описал Сергeй Васильев в поэме “Москва за нами” неравный поединок тяжелораненого воина против бронированного чудовища. За этот подвиг Чихман был награжден орденом Ленина.

На Бородинском поле, как и на всех фронтах Великой Отечественной войны,сражались воины разных национальностей нашей страны.У всех было одно желание – отстоять свою Родину.

Принимали горячее участие в судьбе раненых красноармейцев жители села Бородина:они подбирали раненых с поля боя,лечили,укрывали от немцев.

Гитлеровское комaндование бросало всё новые и новые силы.

Героические действия воинов 5-й армии на шесть суток задержали продвижение гитлеровских захватчиков к Москве на Можайском направлении. В боях на Бородинском поле противник потерял свыше 10 тысяч солдат и офицеров,около 100 танков.На 72 км Минского шоссе враг был остановлен . Войска 5-й армии сыграли важную роль в срыве операции “Тайфун”.

5 декабря 1941 года началось контрнаступление Красной Армии под Москвой.

Советские войска гнали врага все дальше на запад;их путь лежал через деревню Горки.Возле памятного обелиска с надписью “Неприятель отражен на всех пунктах” воинские части произвели салют в честь освобождения Бородинского поля.

Ныне рядом с памятниками доблестным солдатам и офицерам Кутузова находятся братские могилы советских воинов,на которых установлены красные гранитные стелы.Поклониться памяти героев двух Отечественных войн приезжают в Бородино сотни тысяч людей с разных концов страны,а также зарубежные гости.

Пусть Бородинское поле всегда будет полем мирного труда!


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 7:52:13

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 20:59:45

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 8:42:31

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 6:55:52

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 2:56:19

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 11:24:19

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 5:31:50

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 13:10:24

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 6:25:47

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 21:36:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 12:57:57

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 10:51:46

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 12:46:59

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 20:14:42

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 6:20:31

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 12:26:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 8:25:49

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 8:25:42

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 14:16:49

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 19:22:51

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 6:40:57

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 15:43:19

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 11:29:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 4:10:56

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 15:20:45

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 10:52:50

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 22:17:45

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 4:21:30

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 18:53:57

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 1:31:58

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 18:35:38

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 4:17:34

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 17:53:36

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 20:47:38

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 9:51:50

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 3:40:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 3:46:47

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 10:38:35

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 12:15:46

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 19:56:13

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 19:12:44

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 22:29:22

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 15:39:39

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 5:31:54

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 21:45:52

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 1:12:28

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 14:26:23

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 7:30:52

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 13:37:34

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 13:54:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::