Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"


    Уставной урок, посвященный 190-летию Енисейской губернии. Тема: "Енисейская губерния: путешествие в 1822 год"


Цель: заинтересовать младших подростков познанием культурных традиций и истории Красноярского края, своей малой родины.

Основные задачи урока:

  • дать учащимся общее представление об истории образования Енисейской губернии;
  • вызвать у учащихся интерес к региональной и местной истории, к культурным традициям;
  • обучение умениям и навыкам анализа, интерпретации исторической информации, представленной в различных источниках;
  • развитие критического, социального мышления.

Материалы:

  • Презентация к уроку (Приложение 1)
  • Материалы для учащихся. (Приложение 2)

Ход урока

I часть. Введение

Слайд 1. 2012 год – Год общероссийской истории, краевой Уставный урок посвящается 190-летию Енисейской губернии. Общая тема урока “Наш Красноярский край: познаем и любим”.

В декабре 2012г. во всех школах, лицеях, техникумах Красноярского края проводится краевая акция “V Уставный урок”. Первый Уставный урок был проведен по решению Законодательного Собрания Красноярского края в 2008 году, в связи с утверждением нового Устава края. В 2012 г. Уставный урок проводится в пятый раз и посвящается истории нашего края.

Слайд 2. Открываем Урок гимном Красноярского края “Наш Красноярский край” (показ клипа или проигрывание двух первых куплета гимна) 

Слайд 3. Красноярский край – второй по площади регион России (после Республики Саха Якутия). Наш край занимает на карте Российской Федерации уникальное географическое положение – с севера на юг простирается его территория, площадь которой больше площади таких вместе взятых европейских стран как Германия, Испания, Италия, Югославия, Польша, Болгария, Швеция, Чехия, Финляндия, Франция, Румыния, Исландия, Венгрия, Словакия, Албания, Норвегия. На территории края, в районе озера Виви в Эвенкии расположен географический центр России, население края – больше трех миллионной человек (2,1% населения России).

Слайд 4. Тема краевого урока в 5–7 классах - “Енисейская губерния: путешествие в 1822г.”.

Слайд 5. Путешествие начинаем с исследования карты Российской империи XIX века. Найдите, каким цветом окрашена на ней территория Енисейской губернии? (показать на карте!).

Территория Енисейской губернии при её образовании, 190 лет назад была очень близка к границам современного Красноярского края и Республики Хакассия с востока на запад, от Северного Ледовитого океана до Тувинских степей с севера на юг.

Почему и как появилась Енисейская губерния на карте России?

Образована Енисейская губерния по инициативе Сибирского генерал-губернатора Михаила Михайловича Сперанского, великого политического деятеля – реформатора (портрет – на фоне карты – на слайде 4). Он в 1819 году получил назначение в Сибирь и провел ревизию (проверку) по многочисленным жалобам. Дворец сибирского генерал-губернатора тогда находился в городе Иркутске (покажите на карте!). Территории нашего края тогда были на окраинах трех сибирских губерний: Тобольской, Томской, Иркутской и Якутской области (покажите на карте!).

В августе 1819г. М.М.Сперанский был в Красноярске, восхищался прекрасным видом с горы, разбирал многочисленные жалобы на притеснение властей, и отметил, что “при внешней чистоте города, беспорядок и притеснения в делах внутренних”. Через год, во время повторной проверки, он записал: “От Канска до Красноярска деревни бедны и грязны; обыватели большею честью народ пьяный и ленивый”. Сперанский огорчился, что территории, нуждающиеся в пособиях, должны были истощаться для подкрепления других губерний и Якутии. Результатом работы Комиссии Сперанского стал Указ 26 января 1822 года “О разделении Сибирских губерний на Западное и Восточное управления”. По этому указу в Сибири учреждались два Главных управления: Западное и Восточное. К Западному отошли губернии Тобольская, Томская и область Омская, к Восточному – губернии Иркутская, вновь учреждаемая губерния Енисейская и область Якутская. Енисейская губерния образовывалась из уездов, отделяемых от Томской и Иркутской губерний (показать на карте!). Губернскому её управлению надлежало быть в Красноярске. Енисейская губерния по размеру уступала только Якутской области, Московскую губернию она превосходила в 77 раз! Население губернии насчитывало тогда около 190 тыс.чел. Губернатор обязан был не допустить в губернии голода, приютить ссыльных, создать условия для развития в губернии золотопромышленности, обязан бороться с кражами и порчей государственного имущества, связывать далекую провинцию со столицей.

II часть. Первый губернатор Енисейской губернии.

Слайд 6. Итак, новая губерния “открыта” 12 декабря 1822 года. Прибыл губернатор, Красноярск теперь уже не уездный, а губернский центр.

И мы отправляемся в 1822 год

Слайд 7. Первым губернатором огромной, малозаселенной Енисейской губернии был назначен Александр Петрович Степанов, человек образованный, добрый, правдивый, начинавший свою карьеру в качестве прапорщика у Великого Суворова, служивший в обеспечении русской армии продовольствием, в восстановлении хозяйства и порядка в губерниях, очищенных от французских войск во время Отечественной войны 1812г.

В Красноярск Степанов прибыл 23 марта 1823г. и в приветственной речи заявил о готовности посвятить всю свою жизнь губернии: (Прочитать со слайда!).

По сохранившимся воспоминаниям, он был высок ростом, крепкого сложения, ходил скоро, говорил громко, глаза орлиные, быстрые, брюнет, волоса замечательно курчавые, гостеприимен и сострадателен, хаpaктера вспыльчивого. Человек веселый, любезный, окружен в своем кабинете различными предметами искусства и естественной истории, минералами, чучелами птиц и животных, относящихся к его губернии. Его рабочий кабинет включал коллекцию минералов, а в шкафах и на стенах помещались гравюры, портреты северных племен, виды, книги и самые редкие древности...

С приездом Степанова в Красноярск жизнь города, можно сказать, забурлила. Молодой губернатор часто обращается за помощью к М.М. Сперанскому. Вместе они обсуждают кандидатуры на ключевые посты в губернской администрации.

Степанов понимал, что в первую очередь Красноярску нужны больницы, дома для бедных и убогих. И всю свою энергию, ум, хватку он направляет на решение этих задач.

Слайд 8. Во время губернаторства Степанова в Красноярске появились: аптека, больница, Приказ общественного призрения (2 мая 1823 года, к 1828 году в городе было уже 4 богадельни), городской сад, типография, библиотека, шесть работных домов для ссыльных.

Слайд 9. Степанов хорошо узнал губернию, ее чиновников, крестьян, мастеровых. За девять лет своего правления не было участка, где бы ни побывал этот любознательный, впечатлительный человек. В некоторых местах он бывал несколько раз. У каждого города был свой норов. Наиболее покладистым, степенным казался Минусинск, где до 30-х годов прошлого века не проживало ни одного купца. Город был настолько маленьким, что за три часа Степанов мог каждому минусинцу пожать руку, зайти на чай в каждый дом. Если в Минусинске и Канске проживало около 600 горожан, то в Ачинске - 1140 человек. Город имел две каменные церкви, 336 домов и кладовую для казны. Самым крупным из всех окружных городов губернии считался Енисейск. Здесь только одних купцов проживало более 70 человек. В городе находился каменный гостиный двор, в котором размещалось до 144 лавок. Он имел 19 улиц, два монастыря (мужской и женский), 8 храмов. Жителей в Енисейске было 2800 человек. По своему убранству, красоте, богатству он считался лучшим уездным городом России.

По подсчётам Степанова в Енисейской губернии было 77 храмов каменных и 24 деревянных. По официальной статистике грамотных в Енисейской губернии 1221 человек. В конце 1820-х годов в губернии проживало около 25 тысяч ссыльных, из них женщин около 4 тысяч.

При Степанове красноярцы исправляли тротуары возле своих домов, красили и ремонтировали заборы.

Украшением города был городской сад, который с каждым днем становился уютнее и красивее. Этот зеленый массив, подаренный Красноярску самой природой, приводил в восхищение многих путешественников. Степанов любил этот нетронутый участок дикой тайги. Здесь он знал каждое дерево, каждый куст. Губернатору удалось открыть в городе еще типографию и библиотеку.

Слайд 10. Много хлопот населению губернии доставляла уголовная ссылка. При Степанове в губернии проживало около 25 тысяч ссыльных, тогда как государственных крестьян было около 50 тысяч. Больше всего тревожило местную власть поведение осужденных женщин, которых проживало в крае около 4 тысяч.

Человек прогрессивных взглядов, Степанов восхищался мастерством ссыльных. Он старался, чтобы в губернии более широкое развитие получили различные ремесла. Следует сказать, что при Степанове в Красноярске выстроены шесть больших домов с просторными усадьбами, которые назывались работными домами. Здесь ссыльные осваивали и совершенствовали многие ремесла. Среди них были плотники и столяры, каменщики и маляры, кузнецы и слесари, медники и серебряники, кожевники и шорники, каменщики и чернорабочие. Здесь изготовляли прекрасную мебель, легкие и красивые экипажи, которые было гораздо выгоднее делать в Красноярске, чем привозить из-за Урала.

Степанов строил поселения для ссыльных, завел хлебные магазины, открывал школы, выступал против обременения крестьян податями, преследовал ростовщичество, злоупотрeбления чиновников.

Начальник губернии твердо верил, что нравы общества могут исправить только просвещение, литература и искусство. Он часто бывал в уездном училище Красноярска, где призывал молодежь учиться музыке, живописи, архитектуре и словесности. В 1823 году губернатор основал в Красноярске ученое общество под названием "Беседы о Енисейском крае". Однако не получив официального разрешения на его деятельность, пришлось самораспуститься.

26 апреля 1831 года Степанов отстранен от должности енисейского гражданского губернатора, о чем многие красноярцы откровенно жалели. Степанова сняли с должности за то, что он заставил городскую Думу из своего запасного капитала заплатить недоимки городской бедноты. Эта сумма была равна 1450 рублям.

После отставки Степанов решает остаться в Красноярске, а в апреле 1832 года решается покинуть Красноярск. Оставляя Красноярск, Александр Петрович прощался со всеми и плакал, говоря: “Я Сибирь до своей cмepти не забуду”

Слайд 11. Уезжая, он написал песню, мелодию которой сейчас играют городские часы Красноярска. А отрывок из стихов – давайте прочтем на слайде презентации.

После отъезда Степанова общественная и хозяйственная жизнь Красноярска пошла в более замедленном темпе.

В честь губернатора в Красноярске именем Степанова было названо два переулка (в настоящее время это улицы Диктатуры пролетариата и Каратанова).

Уехав из губернии, Александр Петрович Степанов создает исследовательский труд “Енисейская губерния”, в которой описал климат, реки, растительность губернии, жизнь местных народов, нравы русского населения. За этот труд он получил премию от императора Николая I и Петербургской Академии наук.

Слайд 12. Александр Петрович записал не только отчетные данные о губернии, но и свои размышления о ней: (Прочитать со слайда!)

Слайд 13. В последней главе своего труда, Александр Петрович обращает к любимой Енисейской губернии прощальный взгляд: (Прочитать со слайда!)

III часть. Какой была жизнь в Енисейской губернии 190 лет назад?

Давайте посмотрим, какой была жизнь в Енисейской губернии 190 лет назад? Для этого обратимся к материалам книги Степанова, к работам красноярских краеведов, чтобы понять, какой была жизнь жителей губернии во время её образования.

Слайд 14. Нравы сибиряков. За какие качества уважали человека в Енисейской губернии? Что означает выражение “до Бога высоко, до Царя далеко” для жителя губернии??

Даты сибирского календаря народных примет. Почему сибиряки доверяли календарю народных примет? (Приложение 2)

Воспитание детей в Енисейской губернии. Почему воспитание в Енисейской губернии было общим делом семьи и общества? (Приложение 2)

Гостеприимство и учтивость. Почему доброжелательное отношение к людям почиталось среди жителей Енисейской губернии? (Приложение 2)

Помочи. Почему помочи так уважались в Сибири? Сохранилась ли традиция помочи у жителей вашего селения? (Приложение 2)

Слайд 15. Сейчас в нашей речи существует много слов, которые пришли к нам из древности. Давайте попробуем определить, что означают эти слова. Обратимся к словарю говоров старожилов Енисейской губернии. Знаете ли вы, что означают слова из говоров старожилов Енисейской губернии? (Приложение 2)

Слайд 16. А теперь сравним ваши версии ответов со словарем

IV часть. Обобщение.

Слайд 17. Учащиеся обсуждают ответы на вопросы рефлексивного хаpaктера:

Какие особенности жизни населения в Енисейской губернии можно выделить?

Какую ценность имеет полученная информация?

Используемая литература.

  1. СD-диск. Методические рекомендации по проведению V уставного урока. Енисейской губернии“Наш край: знаем и любим”. – Красноярск, 2012.
  2. Методические рекомендации по проведению V уставного урока. Енисейской губернии“Наш край: знаем и любим”. – Красноярск, 2012.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"


    Открытый урок истории в 7-м классе "Личность Петра Великого, или Уроки жизни будущего реформатора России"

      Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....

22 10 2021 8:17:12

Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции


    Нетрадиционные формы уроков истории. К вопросу об учебной интеграции

      В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....

21 10 2021 8:48:11

Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов


    Программа военно-патриотического воспитания для учащихся 1-х классов

      Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....

20 10 2021 1:21:53

Разработка урока "Движение и выступление декабристов"


    Разработка урока "Движение и выступление декабристов"

      Урок истории в 8-м классе "Движение и выступление декабристов" является первым в разделе "Начало правления Николая I", поэтому важным было проявить интерес учащихся к яркому и в то же время жестокому событию начала его правления - восстанию декабристов. Подготовка к уроку дала возможность учащимся реализовать свои возможности при самостоятельной работе с научной, мемуарной, справочной литературой, а также и при подготовке презентации. ...

19 10 2021 6:54:19

Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня


    Интеpaктивное занятие школы "Академия делового успеха" как основной метод подготовки к олимпиадам различного уровня

      Интеpaктивное внеурочное занятие для учащихся 9-11-х классов экономическо-правовой школы "Академия делового успеха". Материалы занятия соотнесены с реальной жизнью, в течение урока учащиеся обобщают, анализируют, переживают конкретный социальный опыт. При выборе уровня сложности заданий учащиеся планируют результат собственной учебной деятельности. ...

18 10 2021 0:54:20

Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс


    Урок обществознания по теме "Радости и сложности общения". 6-й класс

      Урок помогает разъяснить учащимся сущность "общения" в обществе людей, его видов и форм; познакомить с элементами культуры общения людей, научить элементарным приемам делового, бытового и других форм общения....

17 10 2021 6:50:23

История общества через призму закона диалектики


    История общества через призму закона диалектики

      Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....

16 10 2021 17:26:17

Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс


    Урок истории "Нашествие персидских войск на Элладу". 5-й класс

      На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...

15 10 2021 17:41:46

Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"


    Интегрированный урок по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы"

      Представлен конспект интегрированного урока по ОБЖ и истории в 10-м классе "Дни воинской славы". Урок позволяет проявить себя и слабо подготовленным учащимся, которые могут выбрать вопрос с наименьшим числом баллов, и сильным ученикам с вопросами, оцениваемыми большим количеством баллов....

14 10 2021 22:58:30

Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"


    Открытый урок истории на тему "Культура России первой половины XIX века"

      Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX века позволил назвать это время золотым веком. Капиталистические идеи в экономике усилили потребность в грамотных и образованных людях. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный хаpaктер. Именно эти аспекты рассматриваются на уроке....

13 10 2021 3:56:17

Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"


    Интегрированный урок история + русский язык по теме "Письменность как признак развития цивилизации"

      Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания. ...

12 10 2021 9:30:37

С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы


    С древнейших времен до Киевской Руси. 10–11-е классы

      Урок истории рассчитан на 2 часа, призван показать историческую закономерность процесса образования славянских государств, дать информацию о первых русских князьях, о первом письменном законе Руси «Русская Правда». Учащиеся получают знания о восточных славянах в древности, возникновении древнерусского государства, крещении Руси, завершающий контроль проходят по технологии создания материалов в среде Uni Test....

11 10 2021 4:19:10

Урок права в 10—11-х классах "Права человека"


    Урок права в 10—11-х классах "Права человека"

      Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам. ...

10 10 2021 9:14:38

Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс


    Тема Отечественной войны 1812 года в произведениях искусства. Интегрированный курс (история + ИЗО). 8-й класс

      Представлен интегрированный урок по курсу "история + ИЗО", разработанная учителями истории и ИЗО с 5-й по 9-й класс. На уроке учащиеся познакомятся с произведениями искусства об Отечественной войне 1812 года. Показывается значимость Отечественной войны 1812 года для развития национального самосознания и искусства....

09 10 2021 22:26:19

Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"


    Рабочий лист для обучающихся. Тема: "СССР накануне Великой Отечественной войны"

      Автор предлагает проанализировать советско-германские отношения накануне войны; выяснить плюсы и минусы этих отношений; охаpaктеризовать советско-финскую войну и ее последствия; определить степень готовности СССР к войне с Германией....

08 10 2021 0:49:37

Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)


    Урок мужества в 9-м классе "Подвиг семьи Степановых" (За страницами учебника истории)

      Урок о семье Степановых создает условие для формирования представления учащихся о роли семьи в истории Великой Отечественной войны. Семейная история помогает ощутить прошлое предшествующих поколений. Ведь семья – это маленькое зеркало большого общества....

07 10 2021 21:10:46

Право гражданина на участие в выборах


    Право гражданина на участие в выборах

      Урок дает знания об основных положениях Конституции Российской Федерации о праве гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Иметь представления об основных принципах участия граждан в выборах. Понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать свое право участвовать в управлении делами государства....

06 10 2021 16:47:24

Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"


    Урок, 8-й класс. "Социально-экономическое развитие России в 20–50 годах XIX века"

      Урок истории для учащихся 8-го класса на тему показывает как шло развитие России в первой половине XIX в.; знакомит учащихся с основными тенденциями социально-экономического развития России....

05 10 2021 4:17:30

Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения


    Формирование метапредметных универсальных действий учащихся в рамках интегрированного обучения

      В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....

04 10 2021 15:48:30

Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Гражданская война в России" (9-й класс)

      Обобщающий урок по теме «Гражданская война в России» в 9-м классе способствует осознанию учащимися важнейших исторических проблем, активизирует познавательную деятельность школьников, формирует у них навыки самостоятельной работы, умение работать с историческими источниками. Прослеживается межпредметная связь истории, обществознания, литературы, этики. Домашнее задание поможет развивать творчество и литературные навыки....

03 10 2021 21:36:14

Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"


    Интегрированный урок по МХК, истории Отечества и краеведению на тему "Кадеты — наследники ге opгиевской славы!"

      Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....

02 10 2021 18:37:26

Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс


    Владимир Святославич. Принятие христианства. 6-й класс

      Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....

01 10 2021 22:39:50

"Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс


    "Мой выбор". Внеклассное мероприятие по избирательному праву. 10–11-й класс

      Цель внеклассного мероприятия: формирование избирательной грамотности в знакомстве с программными положениями политических партий, баллотирующихся на выборы в Государственную Думу Федерального собрания Российской Федерации VI-го созыва....

30 09 2021 2:14:36

Проект: "Столыпинская программа модернизации России"


    Проект: "Столыпинская программа модернизации России"

      "Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....

29 09 2021 15:36:12

"Воинский долг"


    "Воинский долг"

      Внеклассное мероприятие позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности на примерах подвига мужественных, самоотверженных, молодых ребят, горячо любящих свою Родину, показавших образцы верности воинскому долгу, отдавших свою жизнь ради жизни других воспитываются идеалы служения Отечеству....

28 09 2021 18:22:27

Дню народного единства посвящается


    Дню народного единства посвящается

      Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....

27 09 2021 18:13:38

Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс


    Русско-турецкая война 1877–1878 гг. 10-й класс

      Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....

26 09 2021 17:16:24

Турнир знатоков истории родного края


    Турнир знатоков истории родного края

      Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...

25 09 2021 13:21:20

Урок обществознания в 11-м классе "Фирма в экономике"


    Урок обществознания в 11-м классе "Фирма в экономике"

      Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....

24 09 2021 22:12:30

Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси"


    Урок по теме "Звучащее «Слово» Древней Руси"

      Данная тема важна для развития у учащихся цельного представления о русской культуре. Русская культура данного периода в целом выходит из византийской, но произведение, о котором пойдет речь на уроке, является ярким примером русской национальной культуры. Урок проводится в форме исследования исторических документов. ...

23 09 2021 21:43:14

Урок истории "Сказка о потерянном времени"


    Урок истории "Сказка о потерянном времени"

      Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....

22 09 2021 10:32:57

Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"


    Методическая разработка урока по обществоведению "Международное гуманитарное право. Дети в вооруженных конфликтах"

      Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....

21 09 2021 14:31:38

Торговля и денежное дело в Европе


    Торговля и денежное дело в Европе

      Цель урока: знакомство учащихся с ростом торговли в средние века; заочное путешествие по центральным торговым местам, выработка умений ориентироваться по карте; воспитание любви к уроку истории; нравственное воспитание....

20 09 2021 19:38:50

Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс


    Урок обществознания "Рыночные отношения в современной экономике". 11-й класс

      Урок разъясняет учащимся основные черты рыночной экономики, формирует умение разбираться в некоторых экономических проблемах рыночного общества, развивает умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал....

19 09 2021 5:14:59

Вероучение в мировых религиях


    Вероучение в мировых религиях

      Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....

18 09 2021 0:51:39

"Оружие Великой войны"


    "Оружие Великой войны"

      Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....

17 09 2021 15:11:17

Монетизация льгот


    Монетизация льгот

      Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....

16 09 2021 2:53:20

Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова


    Урок "Изучение истории Нового времени". 4-й класс, учебник А.А. Плешакова

      Цели: Познакомить учащихся с новым этапом развития человечества - Новым временем. Развивать умения: работать в группе, логическое мышление, устную речь, умение делать выводы, самостоятельно искать ответы на вопросы. Воспитывать интерес и любовь к истории. ...

15 09 2021 7:50:10

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Личность человека сквозь призму времени"

      При проведении урока литературы понимание целостности художественного произведения невозможно без знакомства с историко-культурным контекстом эпохи. Прежде, чем провести интегрированный урок следует спроектировать: содержание межпредметных понятий; способы учебной деятельности учащихся; выбрать интегративные формы обучения....

14 09 2021 5:53:37

Интегрированный урок (обществознание + история) по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"


    Интегрированный урок (обществознание + история) по теме "Право на жизнь – важнейшее из прав человека"

      В ходе урока затронуты многие важные проблемы: отсутствие гарантий и механизма соблюдения права на жизнь, существование в нашей стране профашистских и экстремистских организаций, выявление причин способствующих росту экстремизма в России и т.д. Критический подход к рассмотрению темы позволил не только заинтересовать, но и пробудить в учениках стремление способствовать улучшению правового фона вокруг себя путем осознания прав человека и гражданина как важной общечеловеческой ценности. Это развивает гуманистичекое мышление у подростков – члeнов общества....

13 09 2021 1:20:23

Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы


    Элективный курс "Политическое лидерство". 10–11-е классы

      Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...

12 09 2021 9:45:25

Коррупция - негативное социальное явление. Взятка


    Коррупция - негативное социальное явление. Взятка

      На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....

11 09 2021 14:30:38

Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира


    Развитие критического мышления на уроках истории Древнего мира

      Урок по теме «Vita brevis, ars longa», или Искусство Древнего Египта» для учащихся 5-го класса служит примером развития критического мышления....

10 09 2021 0:57:12

Восстание под предводительством Е.И. Пугачева


    Восстание под предводительством Е.И. Пугачева

      Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....

09 09 2021 12:10:27

СССР накануне войны (1941–1945 гг.)


    СССР накануне войны (1941–1945 гг.)

      Презентация у уроку знакомит учащихся с причинами отступления Красной армии в начале войны....

08 09 2021 6:16:43

Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс


    Цивилизации эпохи Средневековья: европейская. 10-й класс

      В статье представлен вариант методической разработки нестандартного урока в 10-м классе по теме «Цивилизации эпохи Средневековья: европейская» по курсу "История России". Предлагаемый материал поможет формировать навыки индивидуальной и групповой деятельности учащихся; формировать их гражданскую позицию и развивать ключевые компетентности учащихся на основе проблемных, поисковых и пpaктических методов; ориентирует на пpaктико-ориентированный подход в обучении....

07 09 2021 21:20:45

Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)


    Основы правового статуса человека и гражданина (9-й класс)

      Повторительно-обобщающий урок разработан в технологии критического мышления, которая предполагает перенос акцента с объяснения нового материала, как основного способа передачи знаний, на подходы, отдающие приоритеты самостоятельному «добыванию» знаний учащимися. Цель урока: способствовать закреплению ранее изученной информации о правах и свободах, ее применению и определению уровня усвоения материала об основах правового статуса человека и гражданина....

06 09 2021 23:16:58

Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)


    Тема: "Подростковая культура" (7-й класс)

      С подростковой культурой сталкивается пpaктически каждый из нас. Если такое количество подростков упopно остаются поклонниками молодежной культуры, значит, она имеет для них определенное значение. Поэтому на уроке автор пытается сделать акцент на наиболее ярких проявлениях подростковой культуры....

05 09 2021 12:26:43

Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс


    Рязанский край в годы Великой Отечественной войны. 9-й класс

      Урок затрагивает актуальную проблему Великой Отечественной войны и вклада Рязанского края и рязанцев в общую победу. Урок соответствует требованиям ФГОС. В ходе работы в группах обучающиеся изучают документы, историческую информацию, позволяющую дать многоаспектный анализ деятельности Рязанского края в годы войны. Выполнение Боевых листков и заполнение таблиц на основе выступлений представителей групп позволяют глубже осмыслить материал....

04 09 2021 4:59:39

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

03 09 2021 20:51:33

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::