Религия спасения. Буддизм > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Религия спасения. Буддизм


    Религия спасения. Буддизм

Урок – пpaктическое занятие с элементами объяснения.

Цель урока: Дать представление учащимся о мировой религией “буддизм”.

1. Через работу с источниками (параграфом, раздаточным материалом) выяснить четыре истины новой мировой религии древней Индии – буддизма.
2. Прослушав диск – познакомиться с особенностями буддийской этики, памятниками культуры.

Задачи урока:

  • Охаpaктеризовать исторические условия возникновения и появления новой мировой религии – буддизма.
  • Жизнь и деятельность Будды – основателя новой религии.
  • Выяснить роль буддизма в истории Древнего Востока.
  • Воспитывать уважительное (толерантное) отношение друг к другу.
  • Выделить особенности новой религии (пpaктическая часть)
  • Ответить на вопрос – почему религия – буддизм стала мировой религией?

План урока:

1. Повторение домашнего материала. (§21)
2. Закрепление определений (касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма).
3. Объяснение нового материала:
А. Вводное слово учителя.
Б. Жизнь Гаутамы.
В. Просветление царевича.
Г. Истины открытые Буддой (пpaктическая работа).
5. Закрепление.
6. Д\з §21, стр.94 прочитать миф, выучить определения и записи в тетради.

Индивидуальное задание: прочитать притчу, ответить на вопросы.

Оборудование и материалы:

1. Учебник “История древнего мира”, 5 класс, А.А. Вигасин, Г.И.Годер , М.: Просвещение, 2008.
2. Иллюстративный материал по теме
3. Видео – фильм “Маленький Будда” Бернардо Бертолуччи
4. Диск “Всеобщая история”, 5 класс, ООО “Кордис”, 2004
5. Учебник “Религии мира”, А.Е. Кулаков.

Понятия и термины:

1) Касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма.
2) Буддизм, аскет, гуру, варна, каста, истина, этика.

Персоналии:
Гаутама, Будда.

Ход урока

Организационный момент.

1. Повторение домашнего материала по §21.

Почему в древней Индии мог возникнуть кастовый строй?
– Какие касты вы знаете?
– Что такое карма?
– Почему люди стали искать новую религию, от чего она должна была спасти людей?
– Проверка понятийного аппарата (варны, касты, кшатрии, брахманы, вайшьи, шудры, карма).

3. Изучение нового материала:

А) Вводное слово учителя (Показ начала фильма “Маленький Будда”, 3 минуты).

Услышав просьбы людей о лучшей жизни, боги решили, что на земле должен появиться божественное существо, которое укажет людям путь к праведной жизни. Будущий пророк и учитель должен был придти в человеческом облике и жить среди людей. В мифах он именуется “пробужденный”, “просветленный”. Еще находясь на небесах он выбрал себе место и время рождения, родителей-отца Шуддходана – правителя княжества (касте-кшатриев), мать – Махамаю (Майю). Незадолго до рождения сына она оказалась на берегу горного озера. Боги выкупали ее в кристально – чистой воде, уложили в каменный грот, украшенный золотом и цветами. Несколько времени спустя, появился большой белый слон, который, не причинив боли, вошел в правый бок Майи. Это и был будущий Будда.

Будда родился в роще под деревом у селения Лумбини, расположенного у подножия Гималайских гор. Его нарекли Сиддхартха, что означает “тот, чья цель достигнута”, но у мальчика было и второе имя Гаутама, происходящего от прозвища 7 мифических мудрецов. Только что родившийся мальчик сам сделал 7 шагов и издал победный крик.

Один мудрец, которому показали малыша, сказал, что на свет появился спаситель людей.

Каменные изваяния покланялись ему, а деревья заботливо поворачивались к нему свои тени. Но матери не суждено было познать материнской счастье – через несколько дней после родов мать умерла. А что стало с мальчиком – мы прочитаем в учебнике на стр.96

Б) Жизнь Гаутамы.

Пpaктическая работа учащихся с учебником (комментированное чтение с.96)

Беседа с учениками:

– Как отец пытался отгородить мальчика от бед?
– Как же изменилась жизнь ребенка, когда он увидел настоящую жизнь за стенами дворца?

Рассказ учителя:

Боги специально создали царевичу такую жизнь. Он должен был пройти обычный путь познания окружающих, дойдя до всего своим разумом и чувствами. В тридцать лет судьба его изменилась, после увиденного царевич решил немедленно бежать из людского мира. Даже рождение сына не остановило его. Отъехав далеко от родного дома, скинув царские одежды, отрезав длинные волосы, бороду, Гаутама стал аскетом. (запись определения)

Нищим он скитался по дорогам, питался подаяниями, искал совета у брахманских учителей – гуру.

В) Просветление царевича.

Рассказ учителя: Один из таких посоветовал ему найти путь в медитации. Так царевич сел под деревом, стал подобен тени, истязая себя голодом 6 лет. Но истина так и не открылась ему. Царевич понял, что верить в бесконечное количество богов Брахму, Индру, Агни – бессмысленное дело – они не помогли ему. Их не надо воспевать в молитвах, приносить им жертвы– ничего не меняется. Однажды ночью Гаутама увидел Вселенную, бесконечное множество миров, все то, что когда-то было и когда-то будет. Истина открылась для него.

Именно в этот момент он и стал Буддой – просветленным. Состояние озарение буддисты называют – нирваной “отсутствие паутины желаний”, покой отрешенность высшее блаженство.

Когда злой бог узнал, что Будда получил высший разум, он стал уговаривать его не выходить к людям, т.е. умереть для земной жизни. Но Будда твердо стоял на своем, что сначала он должен открыть людям путь спасения, а потом взойти на небо. Напрасно Маара старался послать к Будде землетрясения, наводнения, злых духов с 9 войсками – чувственность, недовольство, голод, жажда, вожделение, злость, лень, трусость, сомнение, лицемерие, глупость, высокомерие и жажда славы, а также своих дочерей – Страсть, Наслаждение, Заботу (привязанность) – но тщетно. Мара вынужден был удалиться.

Таким непреклонным появился перед своими сподвижниками – отшельниками Будда.

Он был одет в свое желтое рубище, а в руках у него была чаша для подаяния. Их первая реакция была прогнать изменника. Но чем ближе он подходил к ним, тем быстрее у них менялось настроение. Его облик вызвал почтительное уважение. Когда Будда заговорил – они поразились внутренней убежденности, с которой он говорил.

Г) Истины открытые Буддой (пpaктическая работа).

Раздаточный материал на столах – учащиеся должны ответить на вопрос учителя:

Перед вами истины, которые Будда открыл в своей проповеди. Выпишите в два столбика из текста:

1) Что по мнению Будды мешает человеку жить?
2) И как ему изменить свою судьбу?

Что мешает человеку: Как изменить свою судьбу:
   

Раздаточный материал:

Жизнь человека – есть страдания. Его рождение – страдания, старость – страдания, болезнь – страдания, соединение с человеком, который тебе не мил – страдание. Разлука – страдание, желание чего–либо недостижимого – страдание. Все, что привязывает человека к другому и ко всему земному, вызывает страдание.

Человек несчастен потому, что он постоянно стремиться к наслаждениям, к могуществу, к власти, к богатству и никогда не бывает доволен тем, чего достиг.

Следовательно, чтобы прекратить страдания, нужно уничтожить в себе все желания – полностью освободиться от них.

Жить следует так, чтобы не впадать в крайности.

Очень плохо потакать прихотям, делать своей целью удовольствия. Это низменно. Также плохо страдать, наслаждаться страданиями. Все это делает жизнь ничтожной, мрачной.

Человеческая жизнь подобна колесу. Человек рождается чистым и светлым. Его органы чувств (глаза, уши, нос, язык, все тело и мысль) начинают воспринимать мир. У человека появляются желания. Теперь их уже невозможно остановить. Желания называют жадность, появляется зависть к другим людям. Как бы много человек не имел. Он всегда будет желать еще. Поэтому он начинает обманывать, грабить, убивать – одним словом, теряет человеческий облик и превращается в грязное животное. Человек хочет жить вечно и страдает от того, что его жизнь коротка и быстротечна. Жалость, недовольство, злоба вызывает у людей болезни, и, наконец, старость.

Будда указывает путь, который бы помог выйти из этого нескончаемого пути страданий.

Основные вехи этого пути:
– правильное понимание всего вокруг;
– правильное рассуждение и речь;
– правильное действие;
– правильное видение.

Проверим ваши таблицы в тетради:

Что мешает человеку: Как изменить свою судьбу:
Страдания Правильное понимание
Стремления к наслаждению Правильное рассуждение и речь;
Желания, зависть, злоба, ложь… Правильное действие и видение:

Человек должен избавить себя от гордыни (“красного пeтyxа”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).

Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.

К чему же призывает учение Будды? Какие по вашему черты поведения сегодня необходимы в нашем обществе, которое задумывается о толерантном отношении друг к другу?

– Учение Будды призывает не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничего живому, не употрeбллять спиртного, не прелюбодействовать и т.д.

Человек должен избавить себя от гордыни (“красного пeтyxа”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).

Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.

Комментарий учителя:

Будда не предлагает всем людям следовать за ним по этому пути, а лишь предлагает его людям.

Учение Будды направленно на то, чтобы изменить поведение и поступки людей. Соблюдать мopaльные принципы гораздо важнее, чем покланяться богам.

Поэтому эту религию можно назвать нравственной.

Буддизм предписывает одинаковое отношение к людям, как к хорошему человеку, так и к убийце. Нехорошо мстить, наказывать людей за злодеяния. Буддизм учит не вмешиваться, не бороться за правду. Буддизм – это пассивная этика (запись определения): не твори зла и несправедливости, сам показывай положительный пример, но не навязывай его другим, не стремись искусственно переделывать мир по своему образцу. Ведь любая реформа, или революция, какие бы справедливые лозунги не казались, ведет к насилию, оно категорически отвергается насилием. Изменить следует ни мир, ни общество, а самого себя.

5. Закрепление.

1) В каком веке появилась новая религия в Древней Индии, ее название (в 6 в. до нашей эры, Буддизм).
2) Как звали пророка, который открыл людям путь спасения? (Царевич Гаутама.)
3) Какие истины открылись ему? (Гаутама открыл четыре благородные истины. Первая из них – все в мире страдают. Вторая – причина страдания кроется в привязанностях и желаниях человека, в его стремлении к приятному. Третья – любой человек, независимо от того, к какой варне он принадлежит, может достичь состояния, свободного от страданий.
Это состояние называется – нирвана. И, наконец, четвертое – существуют пути достижения нирваны. Это – мудрость, правильное поведение, отказ от насилия и совершенствование души. Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный".)

Учитель обращает внимание задачи урока, спрашивает – почему же на взгляд учащихся эта религия стала мировой?

Потому что у Будды вскоре появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек может спастись от перерождений сам. Ни боги, ни брахманы, ни жертвоприношения и жрецы в этом помочь не могут. Для того чтобы достичь нирваны, нужно отказаться от привязанностей к жизни, от желаний и следовать по правильному пути.

Со временем учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

4) В чем видят люди исповедующие буддизм идеал человеческого поведения?

Каковы основные принципы учения?

(Правильная жизнь, подавление в себе страстей, привязанностей и желаний – это первая стадия на пути человека к нирване, т.е. высшему блаженству.
Учение Будды призывает не творить зла, не воровать, не лгать, не наносить ущерба ничего живому, не употрeбллять спиртного, не прелюбодействовать и т.д.
Человек должен избавить себя от гордыни (“красного пeтyxа”), тщеславия, эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”).
Надо уважать других, быть скромным, уметь радоваться за окружающих, щедро делиться сними собственным опытом, знаниями.)

Учитель предлагает посмотреть некоторые иллюстрации с памятниками Будды.

При наличии времени предлагается работа с притчей для более глубокого понимания буддисткой этики.

Пpaктическая работа с дополнительным материалом:

Ребятам предлагается прочитать притчу и ответить на вопросы:

  1. Отметьте, какие черты вероучения буддизма отражены в этом сказании.
  2. Выпишите не менее 5 буддисткой этики.
  3. Есть какие либо примеры, которые сегодня также имеют место в нашем обществе, на которые нужно обращать внимания.

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва возродился в образе божества дерева. Тогда в одной деревне жили рыбаки. И вот один рыбак взял рыболовный крючок и отправился с маленьким сыном к излюбленному месту, где хорошо клюет рыба. Пришел он туда и стал в разные стороны крючок забрасывать. И вдруг его крючок зацепился за подводную корягу: никак не может его рыбак освободить. И он подумал: “Наверное, у меня на крючке большая рыба. Пошлю – ка я сына домой и велю жене с соседями поругаться, чтобы никто из них на долю моей добычи не посягнул”. И он сказал сыну: “Пойди, милый передай маме, что мы поймали большую рыбу, чтобы она затеяла ссору с соседями”.

Когда сын ушел, рыбак, боясь, как бы не оборвать леску, снял свою одежду и полез в воду. Ему так хотелось поймать большую рыбу, что он принялся искать ее в воде и, наткнувшись на корягу, выколол оба глаза. А в это время вор утащил его одежду, лежащую на берегу. Обезумев от боли, прикрывая глаза рукой, рыбак вышел из воды, и, дрожа всем телом, стал ощупью искать одежду.

В это время жена рыбка, желая поссориться с соседями, решила принять такой вид, чтобы всем было противно смотреть на нее. Прицепив к одному уху пальмовый лист, а один глаз

Вымазав сажей, она взяла на руки собаку и отправилась к соседям.

“Что с тобой?” – сказала соседка, – к уху ты прицепила пальмовый лист, глаз измазан сажей, как у ребенка, держишь ты собаку на руках и ходишь из дома в дом, с ума сошла что ли”. – Нет, я не сошла с ума, – отвечала жены рыбака, – а ты без причины оскорбляешь меня. Вот я пойду к деревенскому старосте, и пусть он покарает тебя уплатой восьми каршапан. И, так, затеяв ссору, обе пришли к деревенскому старосте. А когда староста разобрал это дело, эта кара пала на голову жены рыбака. Ее связали и стали бить, требуя уплаты денег.

Видя эти оба несчастья: одно которое постигло жену в деревне, а другое – мужа в лесу, божество дерева, сидя на ветке скало: “Эй, рыбак, и воде, и на земле ты замышляешь не доброе, от того с обеих сторон беда” И божество произнесло следующее поучение в стихах:

Лишился глаз, одежды нет, в соседнем доме брань слышна,
В воде и на земле беда на рыбака обрушилась.

Примерный ответ:

  1. Рыбак и его жена проявили алчность.
  2. Проявили обман, коварство, недоброжелательность к соседям.
  3. Жена рыбака обвинила соседку в том, что та и не делала, обманув старейшину.
  4. Проявили неуважение к животному существу – собаке.

Притча призывает не творить зла, не лгать, не наносить ущерба ничего живому. Человек должен избавить себя от эгоизма, невежества (“черной свиньи”), коварства и злобы (“зеленой змеи”) Примеры ребят из жизни.

6. Д\з §21, стр.94 прочитать миф, выучить определения и записи в тетради.

Индивидуальное задание: прочитать притчу, ответить на вопросы (приложение 1).


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

25 04 2024 2:14:39

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

24 04 2024 9:51:27

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

23 04 2024 10:23:38

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

22 04 2024 13:45:39

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

21 04 2024 0:12:34

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

20 04 2024 19:18:40

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

19 04 2024 0:34:53

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

18 04 2024 23:19:24

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

17 04 2024 4:46:43

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

16 04 2024 23:56:21

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

15 04 2024 11:10:42

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

14 04 2024 13:33:11

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

13 04 2024 4:50:35

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

12 04 2024 8:35:54

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

11 04 2024 12:17:23

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

10 04 2024 12:59:47

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

09 04 2024 7:39:36

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

08 04 2024 4:26:38

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

07 04 2024 6:31:29

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

06 04 2024 5:20:42

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

05 04 2024 22:32:22

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

04 04 2024 23:10:47

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

03 04 2024 5:28:30

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

02 04 2024 17:46:20

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

01 04 2024 14:35:31

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

31 03 2024 8:17:51

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

30 03 2024 5:47:49

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

29 03 2024 10:49:38

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

28 03 2024 16:30:35

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

27 03 2024 22:36:54

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

26 03 2024 6:39:29

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

25 03 2024 0:46:40

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

24 03 2024 0:33:44

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

23 03 2024 19:21:51

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

22 03 2024 1:41:32

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

21 03 2024 14:40:16

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

20 03 2024 2:31:58

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

19 03 2024 3:45:55

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

18 03 2024 23:46:12

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

17 03 2024 10:46:12

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

16 03 2024 16:13:14

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

15 03 2024 23:25:43

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

14 03 2024 6:32:37

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

13 03 2024 14:21:42

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

12 03 2024 8:46:37

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

11 03 2024 21:18:50

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

10 03 2024 4:20:40

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 03 2024 5:53:30

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

08 03 2024 8:40:20

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

07 03 2024 21:53:56

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::