Урок обществознания по теме "Что такое доброта?". 6-й класс
Технология: технология развития критического мышления
Цель: Формирование нравственных ценностей: добра и зла, скромности, милосердия, дружелюбия, честности.
Задачи (образовательная, развивающая, воспитательная) учебного занятия:
- Помочь учащимся усвоить основные понятия урока.
- Развивать умение формулировать определение понятия, работать в группе; способствовать формированию самостоятельного мышления
- Воспитывать терпимость к чужому мнению, чувство такта, уважение к оппоненту.
Этапы урока:
- Стадия вызова
- Стадия осмысления
- Стадия рефлексии
Оснащение:
- Презентация. (Приложение 1)
- Рабочие тетради. (Приложение 2)
- Самоанализ занятия (Приложение 3)
Ход урока
1. Организационный этап
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Здравствуйте! Меня зовут Татьяна
Викторовна. (Слайд 1, Музыка) Придумано кем-то — просто и мудро Знакомство:- Сегодня на уроке нам понадобится хорошее рабочее настроение. У меня в руках Сердце, пусть каждый, кому оно попадёт в руки скажет одно ДОБРОЕ СЛОВО. Любовь… |
Знакомство. Подготовка к работе, включение в деловой ритм работы. |
2. Стадия вызова ()
№ | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||||||
Со Вопрос: - А какие
добрые слова возникнут у вас, когда вы посмотрите
на эти изображения (Слайды 2 - 3). – Как вы
думаете, о чём мы будем сегодня говорить? Да, ребята, вы правы. Итак, тема нашего урока: “Что такое добро” (Слайд 4) - Сегодня Мы поговорим о добре; дадим определения Добра; приведём примеры добрых дел и постараемся сами преумножить в мире Добро. |
Слушают, смотрят фотографии на слайде,
высказывают свои предположения Думают, отвечают на вопрос: |
||||||||||||||
3. Стадия осмысления | |||||||||||||||
Работа с понятием: Что такое
Добро? – этот вопрос интересовал и интересует до
сих пор всё человечество. В Рабочей Тетради
несколько определений понятия Добро.
Ознакомьтесь, как раскрывают его некоторые
авторы, что общего что общего в этих
определениях, в чем отличие этого понятия?
Подчеркните 2 основных слова. Дмитрий Сергеевич Лихачев, российский ученый - Добро – прежде всего – счастье всех людей СПАСИБО Филолог Ожегов Сергeй Иванович - Добро – все положительное, хорошее, полезное. ХОРОШО Соловьев Владимир Сергеевич, философ Оправдание добра- Добро – это то, что приближает к идеалу КАК ТОЧНО. Бердяев Николай Александрович , философ.- Добро – совершать благие намерения, без какой либо корыстной цели и выгоды для себя. ИСТИННЫЙ ФИЛОСОФ. Добро – бескорыстная помощь людям. ВЕРНО Википедии — свободной энциклопедии- Добро – намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, а также незнакомому человеку, животному и растительному миру. БЛАГОДАРЮ ВАС. Ребята, пробегите ещё раз глазами все определения. А как бы Вы определили, что такое Добро? Поработайте пожалуйста в группах по 2 человека в течении 3-х минут и напишите своё определение Добра в рабочую тетрадь. Как Вы его понимаете! - Посмотрим, что у Вас получилось. Прочитайте ваши определения? (Спасибо ..Очень интересно..Вы настоящий философ.. Достаточно..мудро..Интересно. Здорово. Ново. Содержательно..) -Вы все правы ребята. Сегодня Вы внесли свой вклад в определение понятия Добра. Но к сожалению в мире существует и противоположность ДОБРА. Что это? …И Мы должны их различать. Перед Вами таблица, в которой указаны 3 произведения и ряд слов. Расставьте указанные слова в таблицу в соответствии с предложенными произведениями.
|
Осмысливают структуру определения, выполняют задания.
Составляют определение и зачитывают
Дети выбирают слова из предложенного ряда и размещают их в таблицу. СЛОВА: Жадность, мудрость, зависть, защита, сочувствие, злоба, лютый, жестокость, свирепость, сердечность, помощь |
||||||||||||||
- Что же произойдёт, если всё это Добро
поместить на одну чашу, а Зло на другую. Перед
нами равновесие. Но случается и так..(Слайды 6 -7; 22 )
- Чтобы победить зло, нужно постараться, чтобы перевесила чаша весов “добра”. Назовите пожалуйста, какие добрые дела вы совершили…. Положите своё Доброе Дело на чашу весов. МОЛОДЦЫ, Спасибо! Хорошо! |
Работают: думают, обсуждают, спорят,
приходят к единому решению, формулируют свои
мысли, следят за временем выполнения работы,
сотрудничают, выбирают представителя для ответа Дети подходят по одному к весам, говорят о своём добром деле и кладут на чашу “капельку”. |
||||||||||||||
- Повторяйте за мной! Мы будим рисовать
картину жестами на парте. ПОПРОБУЕМ!: Нарисуйте
доброе мирное небо. Пушистые облака. Яркое
солнце. Стаю гoлyбей. И вдруг начался тёплый
весенний дождь. Пробивается молодая зелёная
трава. И назовите вашу картину ДОБРО.(Пишу) - Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в целый океан. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. |
Физминутка.
Индивидуальная работа, самостоятельное чтение статьи. |
||||||||||||||
- Именно о таком человеке написано в
письме своему другу. Откройте, пожалуйста, ваши
Рабочие тетради, прочитайте текст и найдите в нём
слова, подтверждающие, что этот человек добрый! Пометьте
эти слова в тексте V(над словом); 2) – Ребята, вы встретили незнакомые слова в тексте? (объяснить значение) А сейчас назовите слова, которые подтверждают, что этот человек добрый. КЛАСТЕР Прошу вас найти и зачитать значение этих слов из словаря!
Как Вы думаете, о ком можно было написать такое письмо? (Слайд) Да, это письмо адресовано нашему губернатору А.Г. Тулееву, которое опубликовано в его книге “Преодоление”. |
Читают, делают пометки, испытывают положительные эмоции, отвечают на вопрос. | ||||||||||||||
- Вот видите, ребята, как можно победить
зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь,
превращаются в целый океан. Хорошо, когда человек
оставляет после себя добрый след. - А кому бы вы могли посвятить такое письмо? В ваших рабочих тетрадях есть место, чтобы Вы это сделали. Ведь сказать человеку Благодарю, написать ему письмо – это тоже добрый поступок! - Подарите всем добрым людям…Следите за Точкой…Что подарим? (Слайд 23-24) |
Выполняют физминутку. | ||||||||||||||
2 | Зачитать отрывок с.500 Ребята! Возьмите в ладони бабочки, и послушайте одну древнюю легенду. (под музыку) Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: "А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог дать ответа?" Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: — Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая
или мертвая? - Как Вы думаете, что ответил мастер? ... —А мастер ответил: Всё в твоих руках. Действительно: Ребята всё в ваших руках! |
Дают ответы на ?. |
4. Стадия рефлексии
№ п/п | Действия учителя | Действия учащихся |
Д\З: - Ежегодно в нашей стране проводится Акция “Весенняя Неделя Добра”. Я предлагаю Вам принять в ней участие. В ваших тетрадях знак “Доброе сердце”, а также инструкция по изготовлению данного знака в технике “оригами”. Предлагаю вам изготовить эти знаки и подарить их добрым людям. | Знакомятся с инструкцией | |
2 | - Предлагаю вам сейчас тоже сделать одно
общее доброе дело. (Слайд 25) КРЕПЛЮ СЕРДЦЕ-
Напишите пожалуйста – доброе дело, которое вы
обязательно совершите в будущем и прикрепите на
наше большое Доброе Сердце. - Озвучьте пожалуйста. (А кто хочет поделится своей мечтой?).. |
Осмысливают процесс и результаты своей
работы. Звучит музыка: “Дорогою добра” |
КРЕПЛЮ сердечко “А я расскажу своим
детям о Ваших добрых делах”. Доброта нужна всем
людям, - Ребята я приглашаю вас сфотографируемся на память. (Подойдите все сюда! Украсим корзинку цветами и бабочками!)У Нас получилось красивое лукошко. Это Лукошко Добрых дел я прошу Вас подарить Вашему классному руководителю в благодарность за Ваше воспитание.Спасибо вам за ДОБРЫЙ УРОК! |
Предлагаю вам заполнить лукошко вашими планами о добрых делах и поступках. |
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
18 08 2022 23:57:24
Учащиеся изучают причины возникновения Столетней войны; знакомятся с основными этапами и событиями войны. В статье показывается героическая роль в войне Жанны д'Арк....
17 08 2022 21:38:45
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
16 08 2022 9:33:49
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
15 08 2022 8:12:19
Урок формирует знания и представления о истории города Байконур и нормативных правовых основах его функционирования в условиях аренды. Урок – один из серии уроков, посвященных истории, традициям и быту представителей разных народов в городе Байконур и собственно истории города Байконур....
14 08 2022 18:13:56
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
13 08 2022 8:37:32
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
12 08 2022 11:21:50
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
11 08 2022 4:35:46
Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....
10 08 2022 4:21:13
Благодаря стремлению к новому древний классический мир расширился со Средиземноморского региона, постепенно привлекая новые культуры и цивилизации. Этот урок посвящен Великим географическим открытиям середины XV – середины XVII века....
09 08 2022 2:59:40
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
08 08 2022 6:33:37
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
07 08 2022 18:15:48
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
06 08 2022 14:42:22
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
05 08 2022 1:29:23
Тема урока является достаточно сложным материалом в истории России ХХ века, в то же время она актуальна для нашего времени, что позволяет связать урок с современностью. В подготовке к уроку участвует группа учащихся, получившая опережающее домашнее задание. Ценность урока в том, что обилие документального материала позволяет отработать навыки исследовательской деятельности учащихся, предложенные задания (дифференцированные вопросы) – включить в работу и слабых учеников....
04 08 2022 19:18:44
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
03 08 2022 13:36:31
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
02 08 2022 10:50:24
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
01 08 2022 16:47:39
Урок посвящён одной из ярких страниц русской истории первой половины XIX века. Честь, любовь к Родине и служение ей – это было делом всей жизни декабристов, а не богатства, почести и звания. Данный урок способствует воспитанию патриотизма, толерантности у подрастающего поколения.
...
31 07 2022 0:12:12
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
30 07 2022 15:15:22
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
29 07 2022 9:53:19
Который год не сходит со страниц печати имя Сталина. Есть два противоположных лагеря - за и против. Уже написаны и перечитаны романы, воспоминания, статьи, исследования, и кажется, мы знаем уже все. Наш сегодняшнее занятие ставит своей целью обобщить фактический материал по теме «СССР в 30–50-е годы XX века», сосредоточив главное внимание на сущности сталинской диктатуры, чертах ее проявления, в Республике Хакасии....
28 07 2022 12:14:27
Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....
27 07 2022 3:42:44

Цель урока: дать целостное представление о научных и культурных знаниях человека, жившего в Казанской губернии в первой половине XIX века; учить учащихся приёмам поисковой работы, умению применять знания в нестандартной обстановке; воспитывать осознание выдающихся достижений многонациональной культуры народов Российской империи периода её «золотого века»; воспитывать патриотические чувства учащихся, гордости за страну....
26 07 2022 21:37:36
Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ). Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий....
25 07 2022 7:28:25
В статье рассматривается тестирование как одно из важных и эффективных форм контрольно-оценочной деятельности учителя. Тесты позволяют получить объективную оценку уровня знаний, умения и навыков учащихся. Использование тестов вносит в процесс обучения элементы состязательности и игры, помогает учащемуся снять психологическую напряженность во время уроков, а также самому оценить свои знания....
24 07 2022 20:11:46
Цель урока: сформировать представление о культуре Древневосточной цивилизации. Роль и место культуры Древнего Востока в мировой культуре....
23 07 2022 10:37:54
Интегрированный урок обществознание и информатика в 10-м классе. Представлен один из уроков, на котором увидеть результаты проектной деятельности учащихся - журналы, созданные как на компьютере в разных программных средах, так и на бумажном носителе.
...
22 07 2022 6:48:57
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
21 07 2022 3:18:49
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
...
20 07 2022 13:47:30
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
19 07 2022 6:10:40
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
18 07 2022 1:47:53
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
17 07 2022 23:48:44
Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления.
...
16 07 2022 21:27:53
Любить Россию - это значит знать и уважать историю своей Родины. Изучая славные страницы военных подвигов, в ходе игры, учащиеся 6-го класса становятся непосредственными участниками событий X-XIII веков.
...
15 07 2022 14:58:51
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
14 07 2022 14:34:19
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
13 07 2022 22:51:12
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
12 07 2022 18:45:33
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
11 07 2022 4:12:40
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
10 07 2022 3:44:50
Предлагаемая программа предназначена для обучающихся 10-11 классов общеобразовательных школ социально-гуманитарного профиля.
В программе представлен материал, который хронологически и тематически охватывает весь период становления и развития российской государственности и права, начиная с древности до конца XIX века.
Цели учебной программы: Ознакомление учащихся с совокупностью знаний об основных этапах исторического правового становления и развития российского государства, воспитание уважения к правовым традициям, стремление к уважению системы права России....
09 07 2022 8:19:31
Автор статьи предлагает лабораторно-пpaктическое занятие, нацеленное на развитие правосознания учащихся через формирование способности оценивать свои действия и действия других людей с точки зрения закона. Четкий алгоритм и система задач позволяет учащимся в ходе самостоятельной работы отработать навыки применения правовых знаний в оценке и решении конкретных жизненных ситуаций....
08 07 2022 4:42:15
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
07 07 2022 6:59:17
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
06 07 2022 19:26:50
Урок строится с учетом модульной технологии, которая позволяет сформировать блок по теме «Экономическое развитие современной цивилизации» в курсе обществознания 10-11-х классов. Данный урок является вводным.
...
05 07 2022 6:18:32
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
04 07 2022 15:15:44

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
03 07 2022 16:21:14
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
02 07 2022 20:53:39
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
01 07 2022 3:13:30
Представлен текст экскурсии, подготовленной и проведенной для учеников 11-го класса, о городе Тарусе. Этот городок в Калужской области с конца XIX века играет важную роль в нашей культурной жизни. На этом материале ученики учатся постигать значение провинции в истории России....
30 06 2022 17:45:15
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::