Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа


    Учебный терминологический словарь по философии как средство развития учебно-позновательной компетенции студентов педагогического колледжа

Гуманистическое начало, утверждаемое в системе образования, предполагает изменение традиционных представлений о месте философского мировоззрения в структуре педагогической культуры учителя. Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины природной, исторической и социально-культурной действительности, отражающейся в индивидуальном сознании учителя и помогающей ему определить место и роль педагогической деятельности в этом быстро меняющемся мире.

Значимость философского постижения мира возрастает на тех этапах истории, когда происходит переход социума от одного качественного состояния в другое.

Потребность философского сознания действительности обусловлена необходимостью в критическом осмыслении мировоззренческих установок и оснований человеческого существования.

Философия является фундаментальной наукой (равно как и особой формой общественного сознания) о всеобщем в отношениях мира и человека, общих закономерностях их существования и развития в целом. Неслучайно философов очень часто называют экспертами по целостности. Действительно, нет таких вопросов, которые не интересовали бы философию, и которыми они не занимались бы, естественно, если такие вопросы носят мировоззренческий хаpaктер. Это вопросы онтологии, гносеологии, аксиологии, пpaксиологии, логики, философии истории и общества, философии человека, этики, эстетики, философии науки, права, религии и т.д.[3]. В ряду фундаментальных наук философия имеет несколько своеобразных, присущих только ей аспектов:

философские науки дают целостную картину мира, способствующую формированию научного мировоззрения системы взглядов на мир и человека и его место в развивающемся мире;

  • философия раскрывает и объясняет сущность процессов познания природы, общества и человека;
  • философия исследует всеобщие методы познания и способствует формированию методологии научного познания;
  • философия анализирует проблему ценностей и ценностного подхода к действительности.

Отмеченные особенности обусловливают большую значимость философию в деле подготовки будущих специалистов.

Преподавание философии ставит перед собой цель не только передать углубленные знания по истории философии, знания о традициях и великих мыслителях; в ее задачи также входит доскональное разъяснение многих важнейших понятий, которые необходимы всякому человеку, занимающемуся педагогической пpaктикой (истина, красота, ценность, познание, метод и т.п.)

Философия должна развивать умение философствовать. Это умение представляет собой способность к свободному критическому мышлению, присущему и необходимому любому человеку. Эта способность хаpaктеризует умение сохранять критическую дистанцию по отношению к разного рода высказываниям и противостоять давлению тех или иных культурно-исторических контекстов.

Знания, получаемые в процессе изучения философии, как и других учебных дисциплин, необходимы для успешной социализации учащегося. Кроме того, философия представляет собой такую дисциплину, которая повышает общую культуру мышления и противостоит стандартизации и одномерности интеллектуального развития.

Процесс социально-экономического переустройства общества неизменно приводит к смене требований, предъявляемых к образованию, в том числе к подготовке будущих выпускников педагогического колледжа. Складывающаяся в настоящее время ситуация ориентирует выпускников прежде всего на конкурентоспособность на рынке труда и, следовательно, определяет в качестве основного требования – умение саморазвиваться путем непрерывного обновления своего интеллектуального потенциала. В связи с этим будущий специалист еще в рамках профессиональной подготовки в колледже должен быть сориентирован на необходимость систематического повышения своей профессиональной квалификации, обеспечивающего ему сохранение высокого уровня профессионального мастерства и способствующего профессиональному росту личности. Таким образом, развитие учебно-познавательной компетенции будущих специалистов является одним из важнейших направлений повышения качества их профессиональной подготовки, а ее дефициты сказываются на уровне владения профессиональнымикомпетенциями в целом. Между тем образовательную пpaктику профессиональных учебных заведений отличает недостаток внимания к подготовке будущих учителей к самообразованию. После окончания колледжа положение нередко усугубляется вследствие отсутствия дальнейшей систематической работы по поддержанию и повышению уровня компетентности в условиях профессиональной деятельности. Вследствие этого многие учителя испытывают трудности в организации и управлении самостоятельной учебной деятельностью учащихся в школе.

Таким образом, усиливается необходимость формирования у будущих выпускников педагогического колледжа знаний и умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности. Реализация этой потребности возможно через самостоятельную работу студентов, в том числе с использованием учебного терминологического словаря по философии.

Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ терминологии изучаемой специальности. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей, которые включают тематически представленные термины учебной дисциплины.

Авторы, занимающиеся составлением словарей под термином “учебный словарь” понимают специализированную область лексикографии, содержанием которой являются теоретические и пpaктические аспекты педагогически ориентированного описания языковых единиц в словарях и других произведениях словарного типа в учебных целях.

Рабочее определение термина “учебная лексикография” было дано Л. А. Новиковым. Автор хаpaктеризует данный термин как “лексикографию меньших форм и большей обучающей направленности” [1].

В. В. Морковкиным было сформировано понимание термина “учебный словарь”: “учебным словарем называется лексикографическое произведение любого жанра и объема, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка как средства передачи своих и восприятия чужих информационных состояний” [4]. В качестве основного (конституирующего) признака данного типа словаря В. В. Морковкин выдвигает целевую установку учебного словаря, его обучающую направленность. Такое понимание учебного словаря как объекта изучения данной дисциплины свидетельствует о некоторой конкретизации содержания учебной направленности лексикографических произведений учебного типа.

С.Ю. Позднякова под учебным словарем-минимумом терминов понимает “количественно ограниченную, определенным образом отобранную и организованную совокупность учебных терминологических единиц, отвечающих целям и задачам профессионально ориентированного обучения” [6].

Определяя функциональную направленность учебного словаря, П. Н. Денисов пишет: “учебным словарем мы считаем лишь такой словарь, в котором минимальная лексическая система, составляющая его словник, в состоянии выполнить четыре функции: справочную, нормативную, систематизирующую и учебную” [2].

На наш взгляд, данные требования к содержанию справочной функции учебных словарей абсолютно обоснованы, так как реализация личностной компоненты компетентностного подхода к обучению требует учета адресата словаря.

В процессе исследования нами было отмечено, что методическая направленность учебных словарей в реализации справочной функции проявляется не только в осуществляемых им функциях, но и в принципах отбора лексических единиц, источниках отбора учебного материала и способах представления этой информации.

Важнейшим принципом отбора лексики в учебный словарь является минимизация учебного материал, в соответствии с которым лексический минимум учебного словаря должен включать “тематически наиболее существенные слова и словосочетания, покрывающие основные разговорные темы и ситуации” [5]. При отборе лексики в терминологические словари авторами чаще всего учитываются принцип частотности, принцип сочетаемости и принцип необходимости.

Оптимальным способом представления информации большинство исследователей называют представление учебного материала словаря на логико-понятийной основе, на базе строгой научной классификации понятий [2].

При разработке модели проектирования словарных произведений по философии мы исходили из их целевого назначения, а именно, соответствия познавательным запросам их потенциальных пользователей, а также учета специфики словаря как лексикографического произведения, соединяющего, определяющего, систематизирующего и упорядочивающего язык философии и специально предназначенного для оказания помощи в изучении этого языка.

В результате проведенных исследований был разработан “Учебный терминологический словарь по философии” как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии. Этот словарь в общей типологии словарей может быть отнесен к различным подтипам: по хаpaктеру описываемых лексических единиц – терминологический (в частности, по хаpaктеру использования – справочный; по числу представленных языков – одноязычный; по наличию и принципу толкования – полный; по тематической ориентации – отраслевой); по общей целевой установке – учебный; по разнообразию отражаемой информации – полиаспектный; по мере отражения истории рассматриваемых языковых единиц – неисторический; по хаpaктеру расположения языковых единиц – содержательно упорядоченный; по способу обнаружения информации – объяснительный, демонстрирующий; по виду речевой деятельности – активно- пассивный; по отношению к другим средствам обучения – зависимый.

На этапе отбора терминов и написания словарных статей автором были учтены следующие особенности понятийно-терминологического аппарата философии: высокая степень абстpaкции понятий; сложность той или иной философской дефиниции и неоднозначность их тpaктовок; принадлежность термина одновременно общелитературному языку и языку науки; наличие контекстуальных определений; конвенциональность терминов; многозначность терминов и понятий; наличие большого количества синонимов.

Учебная направленность словаря сформировала следующие дидактические требования к словарной статье: научность, доступность, простота структуры и содержания, последовательность.

Проверка актуальности словаря потенциальными пользователями-студентами колледжа позволила сделать следующие выводы: разработанный словарей по философии не противоречит ожиданиям потенциальных пользователей словаря.

Приложение.

Список литературы.

1. Бархударов, С.Г., Новиков, Л.А. Каким должен быть учебный словарь? [Текст] / С.Г. Бархударов, Л.А. Новиков // Русский язык за рубежом. – 1971. – №3. – С. 46-51.

2. Денисов, П.Н. Лексика русского языка и принципы ее описания [Текст] / П.Н. Денисов. – М.: Русский язык, 1993. – 248 с.

3. Инновационные подходы к проектированию основных образовательных программ по направлению подготовки высшего профессионального образования “Философия”: Проектные разработки [Текст] / Составление и общая редакция – проф. В.В. Миронов. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 166 с.

4. Морковкин, В.В. Основы теории учебной лексикографии: Дисс. … д-ра филол. наук в форме научного доклада [Текст] / В.В. Морковкин. – М: Институт русского языка им. А.С. Пушкина, 1990. – 72 с.

5. Новиков Л.А. Учебные словари, их специфика и типы [Текст] / Л.А.Новиков // Русский язык в начальной школе. – 1974. – №1. – С. 8-16.

6. Позднякова, С.Ю. Лингводидактический потенциал когнитивного подхода к определению сущности учебного словаря-минимума узкоспециальных военно-авиационных терминов [Текст] / С.Ю. Позднякова // Научный вестник Байкальского государственного университета экономики и права. – Чита: Изд-во БГУЭП, 2006. – 99с.


Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания


    Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

      Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

27 11 2022 13:15:22

Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы


    Классный час "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!". 3–5-е классы

      Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы. Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности. ...

26 11 2022 6:31:18

По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов


    По страницам поэм Гомера. Возникновение греческих полисов

      Урок разработан в соответствии с изучаемой темой и с учетом возрастных особенностей учащихся. Использование современных компьютерных технологий во время урока позволяет наиболее полно использовать речевые способности учащихся, существенно увеличить объем рассматриваемого на уроке материала, а также развивает и совершенствует их индивидуальные творческие способности путем применения индивидуально-личностного подхода....

25 11 2022 21:25:40

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"


    Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

      Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

24 11 2022 8:27:13

"Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс


    "Чудо, имя которому ‒ книга. Из истории книгопечатания". 6-й класс

      Несколько лет в школьной библиотеке для учащихся 2‒8-х классов ведутся уроки по программе «Основы информационной культуры». Представлены материалы к одному из таких интегрированных уроков по теме «Чудо, имя которому – книга. Из истории книгопечатания». Занятие связано по теме с уроком обществознания «Роль книгопечатания в развитии образования»....

23 11 2022 4:17:54

Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"


    Разработка урока по истории Средних веков в 6-м классе "Тайны средневековых городов"

      Цель урока: обобщить знания о средневековых европейских городах, полученных на предыдущих уроках....

22 11 2022 22:48:42

Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана


    Марийский национальный театр носит имя М. Шкетана

      Урок посвящается 90-летию образования Марийского национального театра имени Шкетана. Я.П. Майоров-Шкетан – один из лучших писателей-классиков в марийской литературе. ...

21 11 2022 1:43:16

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"


    Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

      В воспитательное работе уделяется большое внимание приобщению учащихся к культурному наследию русского народа, бережного отношения к нему. Приобщение – это не только пассивное знакомство учащихся с традициями, обычаями, обрядами, забытыми словами, песнями, частушками, страданиями родного села, края, но и большая работа по собиранию материала учащимися. У учащихся воспитываются чувства гражданственности, патриотизма....

20 11 2022 17:24:30

"Урок России" (внеклассное мероприятие)


    "Урок России" (внеклассное мероприятие)

      Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

19 11 2022 23:49:34

Священная для русского война


    Священная для русского война

      Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....

18 11 2022 21:43:17

Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"


    Интегрированный урок (право + ИКТ) "Правовые основы правил жизни сообща"

      Урок рассчитан на учащихся 9-го класса общеобразовательной школы. В ходе урока учащиеся знакомятся с правовыми нормами толерантности, работают с Декларацией прав человека и Конституцией РФ, развивают умения и формируют навыки построения круговых диаграмм в Excel и поиска информации в сети Интернет. ...

17 11 2022 18:34:34

Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы


    Внеклассное занятие, посвященное 20-летию Конституции Российской Федерации, "Знакомьтесь, Россия!". 5–7-й классы

      Расширение знаний, представлений учащихся о Родине — России, Калмыкии через особенности и символы: суверенитет — независимость государства; язык как часть национальной культуры, государственный флаг, герб, гимн. Воспитание чувства патриотизма, гражданской позиции учащихся. Закрепление знания текста гимна, умения вести себя при поднятии флага и звучании гимна....

16 11 2022 6:36:55

Урок обществознания "Закон и права"


    Урок обществознания "Закон и права"

      Цель урока: повторить и закрепить основы правовой культуры; воспитывать навыки правовой культуры; развивать навыки работы с нормативными документами, дополнительной литературой, работой на компьютере....

15 11 2022 19:53:14

Забытая Первая мировая война


    Забытая Первая мировая война

      В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....

14 11 2022 19:35:44

Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"


    Интегрированный урок английского языка и истории с использованием приемов ТРКМ и мультимедийных компонентов "Роль союзников СССР во Второй Мировой войне"

      Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....

13 11 2022 4:22:16

Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…"


    Интеллектуальная игра, посвященная 200-летию Царскосельского лицея "Вы помните: когда возник лицей…"

      Участвуя в школьных интеллектуальных играх, повышается степень эстетического, историко-культурного, духовного развития, расширение кругозора. Проведение интеллектуальных игр представляет собой целую систему. Представленная работа является лишь ее частью. Все темы, входящие в систему, подбираются с учетом их актуальности в обществе....

12 11 2022 0:18:35

Внутренняя политика Николая I. 8-й класс


    Внутренняя политика Николая I. 8-й класс

      Данный урок ставит своей целью формирование межпредметных знаний и умений у учащихся. Анализ различных видов текстовой информации по некоторым направлениям внутренней политики Николая I способствует формированию у учащихся навыков определения проблемы, постановки задач, обобщения, выявления и разрешения противоречий, а также навыков работы с информацией. Музыкальные произведения, используемые в ходе урока, создают эмоциональный настрой....

11 11 2022 12:38:17

Русская живопись 2-й половины XIX века


    Русская живопись 2-й половины XIX века

      Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

10 11 2022 22:35:18

Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Смутное время. Подвиг И.О. Сусанина"

      Урок показывает связь исторических событий с современностью, что весьма актуально. Высокую мотивацию на уроке обеспечивает связь прошлого с настоящим. На уроке проводится индивидуальная и коллективная работа класса с целью обобщения и изучения нового материала. Достоинством урока является формирование у детей чувства патриотизма и любви к своей Отчизне. ...

09 11 2022 15:39:42

Свобода - главная ценность


    Свобода - главная ценность

      Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...

08 11 2022 18:34:32

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."


    Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

      Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

07 11 2022 19:31:23

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

      Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

06 11 2022 15:54:10

Город, носящий имя Святого


    Город, носящий имя Святого

      Занятие рассказывает об истории зарождения родного поселения, о славных трудовых традициях земляков, живших несколько сот лет назад. Предназначено для обучающихся 7-го класса, развивает интерес к родному краю и его истории. Занятие сопровождается наглядной презентацией, рассказом учителя....

05 11 2022 21:57:58

Внеклассное мероприятие "Материнский подвиг"


    Внеклассное мероприятие "Материнский подвиг"

      Цель мероприятия - расширение кругозора студентов по изучению истории родного края о сильном, мужественном и героическом сердце Кубанской женщине, матери Степановой Епистинии Федоровне, которая отдала Отечеству во время Великой Отечественной войны девять сыновей....

04 11 2022 15:33:27

Основание Красноярского острога. 7-й класс


    Основание Красноярского острога. 7-й класс

      Преставленную разработку урока для обучающихся 7-го класса можно использовать как на уроке, так и при проведении внеклассного мероприятия. Урок построен в форме игры «Умницы и умники», требует предварительной подготовки. Обучающиеся должны приготовить творческие работы по теме и владеть материалом. Цель: повторить и обобщить изученный материал и расширить кругозор обучающихся....

03 11 2022 22:23:18

Интегрированный урок. Роль А.Линкольна в Гражданской войне в США (1861–1865 гг.)


    Интегрированный урок. Роль А.Линкольна в Гражданской войне в США (1861–1865 гг.)

      Представлен конспект интегрированного урока "Роль А.Линкольна в гражданской войне в США (1861–1865 гг.)"....

02 11 2022 14:13:20

Крестовые походы (6-й класс)


    Крестовые походы (6-й класс)

      Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....

01 11 2022 17:49:23

Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Древний Восток"

      Урок повторяет, закрепляет и систематизирует знания учащихся по теме «Древний Восток», совершенствует навыки работы с картой, умения сравнивать исторические факты, события, работать с исторической лентой времени. Развивает устойчивый интерес учеников к истории Древнего мира....

31 10 2022 20:51:22

История Дона


    История Дона

      Материал знакомит с казачьими словами, понятиями....

30 10 2022 9:50:48

Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"


    Конспект урока истории для 6-го класса на тему "Образование единого русского государства"

      Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....

29 10 2022 13:25:44

Модернизация и становление индустриального общества


    Модернизация и становление индустриального общества

      Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....

28 10 2022 13:38:33

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

27 10 2022 23:41:18

Великая Отечественная война. Урок-повторение


    Великая Отечественная война. Урок-повторение

      Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....

26 10 2022 7:20:19

Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов


    Урок по истории "Формирование многопартийности в России в начале ХХ века" для учащихся 11-х классов

      На уроке учитель моделирует ситуацию политических выборов. Ученики выступают в роли лидеров политических партий, активных избирателей. Таким образом, проектируя историческую ситуацию начала ХХ века, ученики учатся не только анализировать программы политических партий начала ХХ века, но и знакомятся с правилами и условиями избирательной системы, сравнивая её с днём сегодняшним....

25 10 2022 18:44:27

Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"


    Открытый урок по истории по теме "Предпосылки образования Древнерусского государства"

      Урок по истории России разработан для учащихся 10-го класса. Учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников....

24 10 2022 0:19:29

Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"


    Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву"

      Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....

23 10 2022 23:27:51

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

22 10 2022 16:29:15

Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа


    Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа

      Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....

21 10 2022 18:53:57

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

20 10 2022 3:43:58

Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"


    Урок-путешествие "Господин Великий Новгород"

      Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....

19 10 2022 6:29:17

Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс


    Познавательная викторина по истории древнего мира "О Эллада! Великая страна". 5-й класс

      Комaндная форма игры даёт возможность наибольшей активности всех учеников. Материал заданий сформирован по разным уровням сложности, что позволит непроизвольно провести внутреннюю дифференциацию групп самими же учащимися. Учебные задания полностью отвечают материалу учебника, не требуют дополнительного поиска материала со стороны учителя. За время урока учащимися проpaбатывается наибольший объем материала, что позволяет полноценно его усвоить. ...

18 10 2022 0:43:31

Урок истории


    Урок истории

      Материалы урока могут быть использованы на уроках истории, мировой художественной культуры, в ходе экскурсии, на классных часах. На уроке изучаются гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы в XVI веке. Рассматривается уникальный вклад, внесенный в сокровищницу мировой культуры эпохой Возрождения....

17 10 2022 14:28:24

"Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории


    "Память о них жива. Подвиг их бесcмepтен". Внеклассная работа по истории

      Цели: познакомить учащихся с участниками Великой Отечественной войны, жителями села Мостовское; способствовать развитию интереса учащихся к истории своей малой родины; способствовать патриотическому воспитанию учащихся....

16 10 2022 5:19:25

Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс


    Методическая разработка урока истории по теме "Экономическое развитие СССР в 1953–1964 гг.". 9-й класс

      В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....

15 10 2022 14:14:35

Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс


    Урок истории по теме "Борьба Руси с западными завоевателями". 6-й класс

      Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....

14 10 2022 16:49:12

Урок по избирательному праву «Мой выбор»


    Урок по избирательному праву «Мой выбор»

      Урок «Мой выбор» посвящен изучению избирательного права. Ученикам поставлены задачи на выбор: выбор знания, выбор поведения, выбор поступков. Каждый должен проявить свое умение ассоциативно мыслить....

13 10 2022 16:17:14

"Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс


    "Иван III - государь всея Руси". История России. 10-й класс

      Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....

12 10 2022 0:33:47

Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс


    Урок обществознания "Зачем люди общаются?". 7-й класс

      Урок обществознания в 7-м классе формирует понятие «общение», раскрывает его содержание, цели и средства; показывает важность общения для формирования социальной сущности человека; формирует умение анализировать различные формы общения; формирует навыки культурного и грамотного общения в деловых, бытовых и иных жизненных ситуациях....

11 10 2022 11:24:33

Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"


    Урок немецкого языка "Die Schüler im Deutschland und im Russland. Sind wir gleich?"

      Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....

10 10 2022 15:36:21

Урок-пpaктикум по теме "Гражданская война в России"


    Урок-пpaктикум по теме "Гражданская война в России"

      Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....

09 10 2022 14:58:27

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.