Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"


    Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"

Цели:

  • формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к героям нашей страны;
  • воспитание чувства гордости за героико-историческое прошлое Российского государства;
  • формирование системы исторических знаний и ценностных ориентиров на основе субъективного опыта предыдущих поколений.

Задачи:

  • продолжить создание системы патриотического воспитания;
  • проводить пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

План.

  1. Вступление.
  2. Олег Вещий против хазар.
  3. Князь Игорь.
  4. Александр Невский и “Ледовое побоище”.
  5. Дмитрий Донской на поле Куликовом.
  6. Минин и Пожарский – освободители земли Русской.
  7. Великий Пётр.
  8. Суворов и “Наука побеждать”.
  9. Кутузов и Бородино.
  10. Г. Жуков и Великая Победа.
  11. Заключение.

Возрастная категория (для кого предназначен).

Историко-литературная музыкальная композиция “Славные сыны земли Русской” предназначена для обучающихся 6–11 классов.

Результативность использования данной учебно-методической разработки:

  • повышение интереса обучающихся к истории Отечества;
  • сохранение памяти о народном подвиге во время защиты Отечества от захватчиков во все времена.

Перспективы использования учебно-методической разработки:

  • написание рефератов;
  • работа над заданиями олимпиад;
  • расширение информационного поля при изучении школьных предметов;
  • метапредметные связи.

Оформление: плакаты:

  • “Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет”;
  • “Да не посрамим земли Русской”;
  • “О Россы! Нет вам, нет примеру…И cмepть сама вам лавр даёт”;
  • “ Ура! Мы ломим; гнутся шведы”;
  • “Велика Россия, но отступать некуда – позади Москва”;
  • портреты выдающихся русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г.К. Жукова;
  • выставка детских рисунков “Пусть всегда будет солнце. Пусть всегда будут дети”;
  • плакаты и иллюстрации, посвящённые событиям русской истории;
  • тематическая выставка художественных и документальных произведений;
  • аудиозаписи и фонограммы музыкальных произведений.

Место проведения: актовый зал школы.

Звучит песня “Я люблю тебя, Россия” Д. Тухманова и М. Ножкина.

Боян: (в белых одеяниях, на фоне тихо звучащей мелодии)

Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча, а потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась

Ведущий: (в русском костюме)

История не терпит суесловия, трудна ее народная стезя,
Её страницы, залитые кровью, нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя

Ведущая: (в русском костюме)

Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой ты видишься, Россия, ты наяву мне и во сне. (Русский народный танец)

Ведущий:

Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –

Вместе: Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне!

Ведущая: Своё выступление мы посвящаем нашему народу, нашей истории, России.

Чтобы люди знать могли о делах родной земли.

Ведущий: Древнейшие наши былины, легенды, летописи хранят память о тех, кто стоял на защите родных земель.

Ведущая: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”. Это слова А.Пушкина. Так давайте и мы вспомним о днях былых.

Боян: В одной древней легенде чужеземный князь завещает своим сыновьям:

“И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь…”
А и сильны, могучи богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!

Звучит колокольный звон. Входит дeвyшка в белом сарафане, на голове тоненький ободок.

Дeвyшка: Вы слышите, люди добрые!? Это Россия плачет по всем, павшим на земле Русской, во славу и защиту её…

Боян:

О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!
И многыми красотами удивлена еси, озеры многыми, удивлена еси реками
И кладезями месточестьными, холмы высокими, дубравами частыми,
Зверьми разноличьными, птицами бещисленными,городы великыми…
Всего еси испольнена земля Руськая… (аудиозапись игры на гуслях или “Камаринской”)

Дeвyшка: Послушайте, люди добрые, повесть минувших лет – откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.

Князь: (ученик, одет в “кольчугу” с мечом в руке, на голове шлем)

Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам,
Их сёла и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне.
Победой прославлено имя твоё, твой щит на вратах Цареграда…

Все: Слава великому князю Олегу! Вечная память потомков! Слава! Слава!

(Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь” А. Бородина. Выходит Ярославна.)

Ведущий: Ты кого ждёшь, Ярославна?

Ярославна: Жду князя любимого Игоря, земли Русской защитника.

Боян:

Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого!
Ту-то копьям поломаться, ту-то саблям притупить о шлемы половецкие
О Русская земля, далеко уж ты не за горами!
Уж ветры, Стрибоговы внуки, веют с поля стрелами на храбрые полки Игоревы.
В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.(Звучит музыка их оперы “Князь Игорь”)

Ярославна:

Полечу кукущкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке
Утру князю кровавые его раны на могучем теле.
О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крылышках на воинов моего милого?

Ведущий: Не кручинься, Ярославна. Ещё будет Боян песни слагать во славу войска Игорева.

Боян: (Звучит хор из оперы “Князь Игорь”)

Вышла в поле русская сила, поле стягами укрыла,
Стяги, словно маки, рдеют, а мечи, как искры тлеют, –
Выщла в поле русская сила, вольных братьев не душила,
Как щитами русских сила степи перегородила…

Все: Слава князю Игорю и воинам русским слава!Вечная память потомков! (Колокольный звон.)

Ведущий:

Был страшный год, когда все страны боялись больше чем огня.
Батыя – внука Чингисхана, своё соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.

Ведущая:

Так шла чудовищным потоком на Русь монгольская орда,
В одном стремлении жестоком сжигать и грабить города. (Выходят русские воины с мечами.)

Воин 1:

Пришёл рязанец Коловрат и стал готовыть ополченье.
Их тысяча семьсот пришло, они зашли ордынцам с тыла,
Батый, взобравшись на седло, оцепенел…(Вбегает ученик в татарской чалме.)

Монгол:

Откуда? Где она была? Какая сила! Неужто мёртвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла, над пеплом вороны летали!..

Воин 2:

Впервые дрогнула орда от ужаса теряя разум.
И двинул Коловрат тогда всю силу на монголов разом.

Воин 3:

Пускай у русских меньше сил, но стpaxa Коловрат не знает.
Уже свой меч он затупил, он меч монгольский поднимает,
Батый с него не сводит глаз, – какое русское упорство!..

Воин 1:

И столько жизней cмepть взяла, что под ногами твердь стонала,
Пока рязанского орла шакалов стая окружала.
И вот у ног Батыя он – Евпатий Коловрат убитый…

Монгол: Когда б тот воин был моим, близ сердца я б держал такого!..

Воин:

А над землей клубился дым, он гнал людей, лишенных крова,
В леса, на страх монгольским ханам, на славу первым партизанам.

Все: Слава народным героям, защитникам слава! Вечная память потомков!

Звучит вступление к опере Н.Римского – Корсакова “Садко”.

Ведущий:

Ой, ты, Новгород Великий, Господин великих дел!
От боёв с ордою дикой ты счастливо уцелел…

Ведущая: Там, куда садится солнце, неспокойно в этот час,

Ведь задумали ливонцы наши земли взять у нас.

Ведущий: Александр! Ведь он от шведа в Невской битве землю спас.

Александр Невский (в красном плаще): Слушай! Слушай, добрый люд, слову князя внемли!

Хан Батый жесток и лют, разоряет земли. Но ливонец – наш сосед, – дело тут похуже!

Нам их земли не нужны, нам своё вернуть бы, Ведь сейчас нам вручены всей Отчизны судьбы!..

Звучит отрывок из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева.

Боян:

В субботу, пятого апреля, сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели идущих немцев темный строй.
Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом
Двумя рядами страшных башен они врубились напролом.
Но пришла в смятенье та рыцарская сила: отвалилось от “хребта” всё “кабанье рыло”

Александр Невский: Пусть без стpaxa жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!

Все: Слава Александру Невскому! Героям русским слава! Вечная память потомков. (Колокола.)

Ведущий: И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль… И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови!

Ведущая: За землю Русскую вышли на поле Куликово воины князя Дмитрия в 1380 году у реки Непрядвы, между Доном и Днепром.

Воин:

Позади у воинов – Непрядва, слева – затуманившийся Дон,
Вот сейчас – не в дальней дали где-то здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета, вышедшего в бой с Темур – Мурзой.

Дмитрий Донской: (в синем плаще)

Мамаево побоище” все знают на Руси!..
Там ратники к плечу плечо с врагом сошлись гpyдь в гpyдь,
И места не было мечом иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…

На фоне аудиозаписи отрывков из Фантазии на темы былин И. Рябинина, Р. Щедрина.

Боян: Слышите ли вы, други, нашу тризну?.. Дивная земля дана нам в дар…и вы оросили её жаркой своей кровью и легли навсегда в прохладную её глубину.

Воин 2: Не наша вина, но наша беда, что позавидовало красе земли нашей племя чужое. Но мы надломили вражий хомут, и этого не забудет Русская земля, пока есть на свете такое имя.

Воин 3: Мы ещё вернёмся к вам, на это поле, на этот холм, и внуки наши придут из дальних сёл и городов подивиться нашему бескорыстию. Память ваша не престанет.

Боян:

Как закончить быль мою о поле Куликовом? Кому я славу пропою?
Кого прославлю словом? Руси достойных сыновей – Отчизны честь и силу…

Ведущий:

А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живет!

Боян: Мы – будем, покуда небеса не свернутся, как прочитанный свиток! А до тех пор наши колодцы не пересохнут, наши колокола не умолкнут! Мы ещё скажем миру слово Любви, и это будет наше окончательное слово!

Все: Слава Дмитрию Донскому и воинам русским слава! Вечная память потомков. (Колокола.)

Ведущий:

Горит, пылает, стонет Русь под игом польских банд…
А в сердце города враги, и нету сил их взять.
Восстань, народ, и помоги повергнуть вражью рать!

Ведущая:

От москвичей призыв идет по городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив, дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика – нижегородца – мясника,
Что звался Минин – Сухорук. Он весь народ собрал вокруг.

Козьма Минин: Волжане! Православный люд! Повсюду русских ляхи бьют! Неужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, пойдем мы, жизни не щадя…

Боян: Звучит аудиозапись мелодии русской народной песни “Над Москвою заря занималась”.

Уж как выбирали себе молодые ратнички, Молодые ратнички, нижегородские купцы,
Выбирали себе удалого молодца, удалого молодца, воеводушку
Князя Дмитрия, по прозванию Пожарского.

Козьма Минин:

А уж паны “благородные”, не дождавшись короля,
Еле двигаясь, голодные выходили из Кремля
Позабыли честь дворянскую, по Москве ползли ползком
И сложили гордость панскую перед русским мужиком.

Ведущий:

Добрый памятник поставлен двум героям всей страной,
В знак того, что был избавлен от бесчестья край родной. Он отмечен годом, днем:
И начертано на нем: “Гражданину Минину и князю Пожарскому – Благодарная Россия”

Все: Слава Минину и Пожарскому! Слава народу – освободителю! Вечная слава потомков.

Звучит хор “Славься…” из оперы “Жизнь за царя” М.И.Глинки. (Выходят Боян и Пётр I.)

Боян: “Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий во время царствования Петра. Она избавила его опаснейшего врага: утвердила русское владычество на юге и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царём”,– так писал А. С. Пушкин к первому изданию своей поэмы “Полтава”.

Пётр I: Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое, за род свой, за православную веру и церковь. Не должна вас наипаче смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами доказали своими победами над ним. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего.

Боян: Таково было воззвание Петра Великого перед Полтавской битвой.

Воин 1:

И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым, над павшим строем свежий строй штыки смыкает.
Тяжкой тучей отряды конницы летучей, саблями звуча, сшибаясь, рубятся сплеча.

Воин 2:

Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид! Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась убийством тупятся мечи.
И падшим вся степь покрылась, как роем черной саранчи. (Звучит колокольный звон)

Все: Слава великому Петру, и воинам русским слава! Вечная память потомков!

Боян: 1742 года октября 22 дни по Указу Её Императорского Величества господа штабные офицеры лейб-гвардии Семёновского полка приказали: недоросля Александра Суворова записать в полк солдатом, с обязательством на два года отпустить для прохождения наук.

Ведущий: Запиши старший Суворов сына, как другие дворяне, на военную службу с колыбели, быть бы Александру офицером. На целых 12 лет опоздал.

Ведущая: Но однажды Суворов скажет: “Солдату надлежит быть твёрду, храбру, правдиву”.

Ведущий: И его “Наука побеждать” вошла в историю военного искусства, особенно взятие турецкой крепости Измаил. Звучит старинный марш “Солдатушки – бравы ребятушки…”

Солдат 1:

Услышь, услышь, о ты, вселенна! Победу cмepтных выше сил
Внимай, Европа удивленна, каков сей россов подвиг был.

Солдат 2:

Чего не может род сей славный, Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчаны! Его бесценну кровь щадить.

Все: Слава полководцу Суворову, и храброму русскому солдату слава!

Вечная память потомков. (Все, кроме Ведущих, уходят). Звучит грозная музыка.

Ведущий:

Гроза двенадцатого года Настала. Кто тут нам помог?
Остepвенение народа, зима, Кутузов, русский бог?

Ведущая: Наполеон! Он принёс миру горе, cмepть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет? Небо ясно. Под небом места много всем, но беспрестанно один враждует он – зачем?

Выходит Наполеон: В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если я возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак – Москва.

Боян:

Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля.
Немногие вернулись с поля, Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы

Кутузов: Волею, данной мне государем и отечеством приказываю отступать. Потеря Москвы ещё не есть потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.

Ведущий:

Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоённый
Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.

Кутузов: Война закончилась полным истрeблением неприятеля. Слава русскому воинству!

Все: Слава Кутузову! Слава русскому солдату! Вечная память потомков. Слава!

На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом.

Фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!

Выпускница: Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года.

Выпускник: Наша родная школа, наш любимый 10 класс.

Выпускник: Через 5 лет из нашего класса выйдут учителя, врачи, артисты, журналисты.

Звучит аудиозапись мелодии песни А. Александрова “Священная война”, на фоне музыки:

Ведущая: Из заявления Советского Информбюро, 22 июня 1941 года.

Ведущий: Говорит Москва. Говорят все радиостанции Советского Союза… Сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши города… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.

На сцену выходят выпускницы в тех же нарядных платьях, выпускники в гимнастерках.

Выпускница 1: Уходили мальчики – на плечах шинели,

Выпускница 2: Уходили мальчики – храбро песни пели.

Выпускница 1: Отступали мальчикипыльными степями,

Выпускница 2: Умирали мальчики, где – не знали сами.

Выпускник 1:

Попадали мальчики в страшные баpaки, догоняли мальчиков лютые собаки
Убивали мальчиков за побег на месте, не продали мальчики совести и чести.

Выпускник 2:

Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года, что такое мальчики нашего народа.

Дeвoчки под гитару поют песню Б. Окуджавы “До свидания, мальчики!”.

Боян: Мужайся, Россия. Это испытание будет для тебя самым страшным. Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой. Нам выдал общую беду – на всех, на все четыре года.

Ведущий:

Еще далеко до рассвета. Усыпана звездами высь.
Ещё не проснулась планета. Взываю: планета, проснись!

Боян:

От крови, позора и opгий, от горя, страданий и слёз
Святой неподкупный Ге opгий разящую руку занёс.
Распятую Русь от дpaкона пока ещё можно спасти!
Как это случилось законно когда-то на грешной Руси. (На фоне мелодии “Шел солдат…”):

Боец 1:

Я проходил, скрипя зубами, мимо сожжённых сёл, казнённых городов,
По горестной, по русской, по родимой, завещанной от дедов и отцов.

Боец 2:

И вороньё кружилось без боязни, и коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни паучий извивающийся знак.

Боец 3:

В своей печали древним песням равный, я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну, во всех ручьях Непрядву узнавал.

Боян:

Крови своей, своим святыням верный, слова старинные вторю я вновь, скорбя:
Россия, мати! Свете мой безмерный, которой местью мстить мне за тебя?

Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра.

Выбегает Ярославна: По земле позёмкой жаркий чад. Стонет небо, стон проходит небом! Облака, как лебеди, крича над сожжённым хлебом. (Ярославна падает на колени.)

Хлеб дотла и всё село дотла. Горе? Нет…Какое ж это горе…

Полплетня осталось от села, полплетня на взгорье. Облака кричат. Кричат весь день!..

На сцену выходит женщина – мать вся в чёрном. Поднимает руки, взывая:

Мать:

Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицею быстрою.
Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я, возвратись, моя надежда! Зорюшка моя!

К ней подходит Ярославна, обнимает за плечи и уводит со сцены.

Ведущий: Это была чудовищная война – жестокая, масштабная. Более 27 миллионов человек погибло в этой войне. И названа она – Великая – война за Отечество, за землю Русскую.

Ведущая: В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Что же заставляло людей идти в бой под cмepтельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?

Тихо звучит аудиозапись отрывка из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.

Ведущий: Ответ здесь прост – это великое слово “любовь” – к своему дому, к своему городу, к России, к детям и их будущему. У каждого русского в сердце живёт память Куликова поля.

Боец 1:

Россия! Не искать иного слова, иной судьбы на свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово на протяженье многих сотен лет.

Боец 2:

Россия! Зарождалось это слово в звучании разбуженных мечей,
В холстах гoлyбоглазого Рублёва и в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы. На пепелищах пели топоры.
Мы всё прощали. Мы, великороссы, всегда великодушны и добры.

Боец 3:

Россия! Прозвучало это слово, вписав в бесcмepтье наши имена
От льдов Невы – до поля Куликова, от Куликова – до Бородина.

Ведущий: И на новом поле Куликовом к победе нас вёл великий русский полководец Жуков – человек с именем святого Ге opгия.

Боец 1:

Идущие с песней в бой, без стpaxa – свинцовый дождь,
Вас Ге opгий ведёт Святой – крылатый и мудрый вождь.

Боец 2: Пылающий меч разит средь ужаса и огня. И звонок топот копыт его снегового коня…

Боян: Самая кровопролитная война закончилась победоносно для нашей страны. Акт о капитуляции Германии готовился к подписанию 6 мая – в день памяти святого Ге opгия Победоносца! Не случайно такое совпадение. Воины на Руси всегда считались слугами бога. И один из них – Ге opгий Жуков. (На фоне мелодии песни “День Победы”.)

Ведущий: Вот что однажды сказал Жуков в канун праздника Победы: “Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами.

Все: Слава великому Жукову! Великому нашему народу слава! Вечная память потомков.

На фоне мелодии песни “Журавли” муз. Я.Френкеля. (Выходят все участники.)

Ведущая: Время течёт, как песок сквозь пальцы – быстро и незаметно. Более 67 лет прошло, как кончилась война. Мы уже не помним, а порой и не хотим помнить и знать – какой была эта война. А помнить надо. Ведь без прошлого нет настоящего. Не будет будущего.

Ведущий:

Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым. (На фоне мелодии песни “Гляжу в озёра синие”.)

Боян:

И вечно тем сильна моя страна, что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война, как бескорыстье действеннее жала.
Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча, (Звучит колокольный перезвон, усиливаясь в финале.)

Все: Поэтому она непобедима! Слава России! Русскому народу слава!

Приложение.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 21:54:54

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 20:37:58

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 12:25:24

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 18:21:14

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 6:11:44

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 8:19:37

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 13:53:37

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 10:45:57

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 0:23:42

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 0:49:36

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 4:23:33

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 18:44:26

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 13:56:52

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 5:56:46

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 1:53:42

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 20:32:53

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 16:11:42

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 13:18:43

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 14:17:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 20:59:16

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 22:48:41

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 21:26:21

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 0:16:35

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 8:21:27

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 1:18:28

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 11:16:31

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 3:48:24

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 10:43:37

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 21:37:28

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 13:30:56

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 23:51:17

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 22:12:16

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 3:17:47

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 16:47:34

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 0:27:36

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 14:51:38

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 3:54:43

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 19:40:40

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 23:42:52

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 18:44:12

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 4:59:37

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 7:21:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 11:54:11

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 4:47:22

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 10:23:44

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 5:26:41

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 19:39:43

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 12:37:28

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 14:16:41

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 9:26:37

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::