Историко-литературная музыкальная композиция "Славные сыны Земли русской"
Цели:
- формирование у учащихся чувства патриотизма, уважения к героям нашей страны;
- воспитание чувства гордости за героико-историческое прошлое Российского государства;
- формирование системы исторических знаний и ценностных ориентиров на основе субъективного опыта предыдущих поколений.
Задачи:
- продолжить создание системы патриотического воспитания;
- проводить пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.
План.
- Вступление.
- Олег Вещий против хазар.
- Князь Игорь.
- Александр Невский и “Ледовое побоище”.
- Дмитрий Донской на поле Куликовом.
- Минин и Пожарский – освободители земли Русской.
- Великий Пётр.
- Суворов и “Наука побеждать”.
- Кутузов и Бородино.
- Г. Жуков и Великая Победа.
- Заключение.
Возрастная категория (для кого предназначен).
Историко-литературная музыкальная композиция “Славные сыны земли Русской” предназначена для обучающихся 6–11 классов.
Результативность использования данной учебно-методической разработки:
- повышение интереса обучающихся к истории Отечества;
- сохранение памяти о народном подвиге во время защиты Отечества от захватчиков во все времена.
Перспективы использования учебно-методической разработки:
- написание рефератов;
- работа над заданиями олимпиад;
- расширение информационного поля при изучении школьных предметов;
- метапредметные связи.
Оформление: плакаты:
- “Кто с мечом к нам придёт – от меча и погибнет”;
- “Да не посрамим земли Русской”;
- “О Россы! Нет вам, нет примеру…И cмepть сама вам лавр даёт”;
- “ Ура! Мы ломим; гнутся шведы”;
- “Велика Россия, но отступать некуда – позади Москва”;
- портреты выдающихся русских полководцев: Александра Невского, Дмитрия Донского, Петра I, А. В. Суворова, М. И. Кутузова, Г.К. Жукова;
- выставка детских рисунков “Пусть всегда будет солнце. Пусть всегда будут дети”;
- плакаты и иллюстрации, посвящённые событиям русской истории;
- тематическая выставка художественных и документальных произведений;
- аудиозаписи и фонограммы музыкальных произведений.
Место проведения: актовый зал школы.
Звучит песня “Я люблю тебя, Россия” Д. Тухманова и М. Ножкина.
Боян: (в белых одеяниях, на фоне тихо звучащей мелодии)
Россия начиналась не с меча, она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча, а потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась
Ведущий: (в русском костюме)
История не терпит суесловия, трудна ее народная стезя,
Её страницы, залитые кровью, нельзя любить бездумною любовью
И не любить без памяти нельзя
Ведущая: (в русском костюме)
Храня преданья вековые, ты вся лежишь в грядущем дне,
Такой ты видишься, Россия, ты наяву мне и во сне. (Русский народный танец)
Ведущий:
Оглянись на предков наших, на героев прошлых дней.
Вспоминай их добрым словом –
Вместе: Слава им, борцам суровым! Слава нашей стороне!
Ведущая: Своё выступление мы посвящаем нашему народу, нашей истории, России.
Чтобы люди знать могли о делах родной земли.
Ведущий: Древнейшие наши былины, легенды, летописи хранят память о тех, кто стоял на защите родных земель.
Ведущая: “Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие”. Это слова А.Пушкина. Так давайте и мы вспомним о днях былых.
Боян: В одной древней легенде чужеземный князь завещает своим сыновьям:
“И я детям и внукам наказываю – не ходите войной на Великую Русь…”
А и сильны, могучи богатыри на славной Руси! Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю Русскую! Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается! И века простоит – не шелохнется!
Звучит колокольный звон. Входит дeвyшка в белом сарафане, на голове тоненький ободок.
Дeвyшка: Вы слышите, люди добрые!? Это Россия плачет по всем, павшим на земле Русской, во славу и защиту её…
Боян:
О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!
И многыми красотами удивлена еси, озеры многыми, удивлена еси реками
И кладезями месточестьными, холмы высокими, дубравами частыми,
Зверьми разноличьными, птицами бещисленными,городы великыми…
Всего еси испольнена земля Руськая… (аудиозапись игры на гуслях или “Камаринской”)
Дeвyшка: Послушайте, люди добрые, повесть минувших лет – откуда пошли люди русские и слава о них по всей земле.
Князь: (ученик, одет в “кольчугу” с мечом в руке, на голове шлем)
Как ныне сбирается вещий Олег отмстить неразумным хазарам,
Их сёла и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.
С дружиной своей в цареградской броне князь по полю едет на верном коне.
Победой прославлено имя твоё, твой щит на вратах Цареграда…
Все: Слава великому князю Олегу! Вечная память потомков! Слава! Слава!
(Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь” А. Бородина. Выходит Ярославна.)
Ведущий: Ты кого ждёшь, Ярославна?
Ярославна: Жду князя любимого Игоря, земли Русской защитника.
Боян:
Быть грому великому! Идти дождю стрелами с Дона великого!
Ту-то копьям поломаться, ту-то саблям притупить о шлемы половецкие
О Русская земля, далеко уж ты не за горами!
Уж ветры, Стрибоговы внуки, веют с поля стрелами на храбрые полки Игоревы.
В Путивле плачет Ярославна одна на городской стене.(Звучит музыка их оперы “Князь Игорь”)
Ярославна:
Полечу кукущкою по Дунаю, омочу шелковый рукав в Каяле-реке
Утру князю кровавые его раны на могучем теле.
О ветер, ветрило! Зачем, господин, веешь ты навстречу?
Зачем мчишь хиновские стрелочки на своих легких крылышках на воинов моего милого?
Ведущий: Не кручинься, Ярославна. Ещё будет Боян песни слагать во славу войска Игорева.
Боян: (Звучит хор из оперы “Князь Игорь”)
Вышла в поле русская сила, поле стягами укрыла,
Стяги, словно маки, рдеют, а мечи, как искры тлеют, –
Выщла в поле русская сила, вольных братьев не душила,
Как щитами русских сила степи перегородила…
Все: Слава князю Игорю и воинам русским слава!Вечная память потомков! (Колокольный звон.)
Ведущий:
Был страшный год, когда все страны боялись больше чем огня.
Батыя – внука Чингисхана, своё соседство с ним кляня…
Был страшный век, когда монголы на Русь лавиною пошли.
Ведущая:
Так шла чудовищным потоком на Русь монгольская орда,
В одном стремлении жестоком сжигать и грабить города. (Выходят русские воины с мечами.)
Воин 1:
Пришёл рязанец Коловрат и стал готовыть ополченье.
Их тысяча семьсот пришло, они зашли ордынцам с тыла,
Батый, взобравшись на седло, оцепенел…(Вбегает ученик в татарской чалме.)
Монгол:
Откуда? Где она была? Какая сила! Неужто мёртвые восстали?
Рязань сгорела вся дотла, над пеплом вороны летали!..
Воин 2:
Впервые дрогнула орда от ужаса теряя разум.
И двинул Коловрат тогда всю силу на монголов разом.
Воин 3:
Пускай у русских меньше сил, но стpaxa Коловрат не знает.
Уже свой меч он затупил, он меч монгольский поднимает,
Батый с него не сводит глаз, – какое русское упорство!..
Воин 1:
И столько жизней cмepть взяла, что под ногами твердь стонала,
Пока рязанского орла шакалов стая окружала.
И вот у ног Батыя он – Евпатий Коловрат убитый…
Монгол: Когда б тот воин был моим, близ сердца я б держал такого!..
Воин:
А над землей клубился дым, он гнал людей, лишенных крова,
В леса, на страх монгольским ханам, на славу первым партизанам.
Все: Слава народным героям, защитникам слава! Вечная память потомков!
Звучит вступление к опере Н.Римского – Корсакова “Садко”.
Ведущий:
Ой, ты, Новгород Великий, Господин великих дел!
От боёв с ордою дикой ты счастливо уцелел…
Ведущая: Там, куда садится солнце, неспокойно в этот час,
Ведь задумали ливонцы наши земли взять у нас.
Ведущий: Александр! Ведь он от шведа в Невской битве землю спас.
Александр Невский (в красном плаще): Слушай! Слушай, добрый люд, слову князя внемли!
Хан Батый жесток и лют, разоряет земли. Но ливонец – наш сосед, – дело тут похуже!
Нам их земли не нужны, нам своё вернуть бы, Ведь сейчас нам вручены всей Отчизны судьбы!..
Звучит отрывок из кантаты “Александр Невский” С. Прокофьева.
Боян:
В субботу, пятого апреля, сырой рассветною порой
Передовые рассмотрели идущих немцев темный строй.
Был первый натиск немцев страшен. В пехоту русскую углом
Двумя рядами страшных башен они врубились напролом.
Но пришла в смятенье та рыцарская сила: отвалилось от “хребта” всё “кабанье рыло”
Александр Невский: Пусть без стpaxa жалуют к нам в гости. Но кто на русскую землю с мечом придёт, тот от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля!
Все: Слава Александру Невскому! Героям русским слава! Вечная память потомков. (Колокола.)
Ведущий: И вечный бой! Покой нам только снится. Сквозь кровь и пыль…Летит, летит степная кобылица и мнёт ковыль… И нет конца! Мелькают вёрсты, кручи… Останови!
Ведущая: За землю Русскую вышли на поле Куликово воины князя Дмитрия в 1380 году у реки Непрядвы, между Доном и Днепром.
Воин:
Позади у воинов – Непрядва, слева – затуманившийся Дон,
Вот сейчас – не в дальней дали где-то здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета, вышедшего в бой с Темур – Мурзой.
Дмитрий Донской: (в синем плаще)
Мамаево побоище” все знают на Руси!..
Там ратники к плечу плечо с врагом сошлись гpyдь в гpyдь,
И места не было мечом иль палицей взмахнуть…
Стоял такой великий стон, шёл бой с такою кровью,
Что был в багрец окрашен Дон до самого низовья…
На фоне аудиозаписи отрывков из Фантазии на темы былин И. Рябинина, Р. Щедрина.
Боян: Слышите ли вы, други, нашу тризну?.. Дивная земля дана нам в дар…и вы оросили её жаркой своей кровью и легли навсегда в прохладную её глубину.
Воин 2: Не наша вина, но наша беда, что позавидовало красе земли нашей племя чужое. Но мы надломили вражий хомут, и этого не забудет Русская земля, пока есть на свете такое имя.
Воин 3: Мы ещё вернёмся к вам, на это поле, на этот холм, и внуки наши придут из дальних сёл и городов подивиться нашему бескорыстию. Память ваша не престанет.
Боян:
Как закончить быль мою о поле Куликовом? Кому я славу пропою?
Кого прославлю словом? Руси достойных сыновей – Отчизны честь и силу…
Ведущий:
А князя Дмитрием Донским с тех пор прозвал народ,
И слава добрая за ним до наших дней живет!
Боян: Мы – будем, покуда небеса не свернутся, как прочитанный свиток! А до тех пор наши колодцы не пересохнут, наши колокола не умолкнут! Мы ещё скажем миру слово Любви, и это будет наше окончательное слово!
Все: Слава Дмитрию Донскому и воинам русским слава! Вечная память потомков. (Колокола.)
Ведущий:
Горит, пылает, стонет Русь под игом польских банд…
А в сердце города враги, и нету сил их взять.
Восстань, народ, и помоги повергнуть вражью рать!
Ведущая:
От москвичей призыв идет по городам до волжских вод.
Всю землю нашу охватив, дошел до Нижнего призыв,
До старосты, до мужика – нижегородца – мясника,
Что звался Минин – Сухорук. Он весь народ собрал вокруг.
Козьма Минин: Волжане! Православный люд! Повсюду русских ляхи бьют! Неужели враг непобедим? Ужели землю отдадим? Нет! За собой народ ведя, пойдем мы, жизни не щадя…
Боян: Звучит аудиозапись мелодии русской народной песни “Над Москвою заря занималась”.
Уж как выбирали себе молодые ратнички, Молодые ратнички, нижегородские купцы,
Выбирали себе удалого молодца, удалого молодца, воеводушку
Князя Дмитрия, по прозванию Пожарского.
Козьма Минин:
А уж паны “благородные”, не дождавшись короля,
Еле двигаясь, голодные выходили из Кремля
Позабыли честь дворянскую, по Москве ползли ползком
И сложили гордость панскую перед русским мужиком.
Ведущий:
Добрый памятник поставлен двум героям всей страной,
В знак того, что был избавлен от бесчестья край родной. Он отмечен годом, днем:
И начертано на нем: “Гражданину Минину и князю Пожарскому – Благодарная Россия”
Все: Слава Минину и Пожарскому! Слава народу – освободителю! Вечная слава потомков.
Звучит хор “Славься…” из оперы “Жизнь за царя” М.И.Глинки. (Выходят Боян и Пётр I.)
Боян: “Полтавская битва есть одно из самых важных и самых счастливых происшествий во время царствования Петра. Она избавила его опаснейшего врага: утвердила русское владычество на юге и доказала государству успех и необходимость преобразования, совершаемого царём”,– так писал А. С. Пушкин к первому изданию своей поэмы “Полтава”.
Пётр I: Воины! Вот пришёл час, который решит судьбу Отечества. Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру вручённое, за род свой, за православную веру и церковь. Не должна вас наипаче смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами доказали своими победами над ним. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего.
Боян: Таково было воззвание Петра Великого перед Полтавской битвой.
Воин 1:
И грянул бой, Полтавский бой! В огне, под градом раскалённым,
Стеной живою отражённым, над павшим строем свежий строй штыки смыкает.
Тяжкой тучей отряды конницы летучей, саблями звуча, сшибаясь, рубятся сплеча.
Воин 2:
Но близок, близок миг победы. Ура! Мы ломим; гнутся шведы.
О славный час! О славный вид! Ещё напор – и враг бежит:
И следом конница пустилась убийством тупятся мечи.
И падшим вся степь покрылась, как роем черной саранчи. (Звучит колокольный звон)
Все: Слава великому Петру, и воинам русским слава! Вечная память потомков!
Боян: 1742 года октября 22 дни по Указу Её Императорского Величества господа штабные офицеры лейб-гвардии Семёновского полка приказали: недоросля Александра Суворова записать в полк солдатом, с обязательством на два года отпустить для прохождения наук.
Ведущий: Запиши старший Суворов сына, как другие дворяне, на военную службу с колыбели, быть бы Александру офицером. На целых 12 лет опоздал.
Ведущая: Но однажды Суворов скажет: “Солдату надлежит быть твёрду, храбру, правдиву”.
Ведущий: И его “Наука побеждать” вошла в историю военного искусства, особенно взятие турецкой крепости Измаил. Звучит старинный марш “Солдатушки – бравы ребятушки…”
Солдат 1:
Услышь, услышь, о ты, вселенна! Победу cмepтных выше сил
Внимай, Европа удивленна, каков сей россов подвиг был.
Солдат 2:
Чего не может род сей славный, Любя царей своих, свершить?
Умейте лишь, главы венчаны! Его бесценну кровь щадить.
Все: Слава полководцу Суворову, и храброму русскому солдату слава!
Вечная память потомков. (Все, кроме Ведущих, уходят). Звучит грозная музыка.
Ведущий:
Гроза двенадцатого года Настала. Кто тут нам помог?
Остepвенение народа, зима, Кутузов, русский бог?
Ведущая: Наполеон! Он принёс миру горе, cмepть, разрушение. Жалкий человек. Чего он хочет? Небо ясно. Под небом места много всем, но беспрестанно один враждует он – зачем?
Выходит Наполеон: В Европе я сыскал славу непобедимого. На пути к мировому господству осталась одна Россия. Я раздавлю её. Если я возьму Киев, я возьму Россию за ноги, если я возьму Петербург, то возьму Россию за голову, если я возьму Москву, то поражу её в самое сердце. Итак – Москва.
Боян:
Да! Были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя,
Богатыри – не вы! Плохая им досталась доля.
Немногие вернулись с поля, Не будь на то господня воля, не отдали б Москвы
Кутузов: Волею, данной мне государем и отечеством приказываю отступать. Потеря Москвы ещё не есть потеря России. Сохраним армию, спасём и Россию. Приказываю отступать.
Ведущий:
Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоённый
Москвы коленопреклонённой с ключами старого Кремля.
Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою.
Кутузов: Война закончилась полным истрeблением неприятеля. Слава русскому воинству!
Все: Слава Кутузову! Слава русскому солдату! Вечная память потомков. Слава!
На сцене кружатся в вальсе выпускники, появляется юноша с фотоаппаратом.
Фотограф: Внимание! Внимание! Снимаю!
Выпускница: Исторический момент, запомним, 21 июня 1941 года.
Выпускник: Наша родная школа, наш любимый 10 класс.
Выпускник: Через 5 лет из нашего класса выйдут учителя, врачи, артисты, журналисты.
Звучит аудиозапись мелодии песни А. Александрова “Священная война”, на фоне музыки:
Ведущая: Из заявления Советского Информбюро, 22 июня 1941 года.
Ведущий: Говорит Москва. Говорят все радиостанции Советского Союза… Сегодня в 4 часа утра без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши города… Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами.
На сцену выходят выпускницы в тех же нарядных платьях, выпускники в гимнастерках.
Выпускница 1: Уходили мальчики – на плечах шинели,
Выпускница 2: Уходили мальчики – храбро песни пели.
Выпускница 1: Отступали мальчики – пыльными степями,
Выпускница 2: Умирали мальчики, где – не знали сами.
Выпускник 1:
Попадали мальчики в страшные баpaки, догоняли мальчиков лютые собаки
Убивали мальчиков за побег на месте, не продали мальчики совести и чести.
Выпускник 2:
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Волгу – в сорок первом, Шпрее – в сорок пятом.
Показали мальчики за четыре года, что такое мальчики нашего народа.
Дeвoчки под гитару поют песню Б. Окуджавы “До свидания, мальчики!”.
Боян: Мужайся, Россия. Это испытание будет для тебя самым страшным. Тот самый длинный день в году с его безоблачной погодой. Нам выдал общую беду – на всех, на все четыре года.
Ведущий:
Еще далеко до рассвета. Усыпана звездами высь.
Ещё не проснулась планета. Взываю: планета, проснись!
Боян:
От крови, позора и opгий, от горя, страданий и слёз
Святой неподкупный Ге opгий разящую руку занёс.
Распятую Русь от дpaкона пока ещё можно спасти!
Как это случилось законно когда-то на грешной Руси. (На фоне мелодии “Шел солдат…”):
Боец 1:
Я проходил, скрипя зубами, мимо сожжённых сёл, казнённых городов,
По горестной, по русской, по родимой, завещанной от дедов и отцов.
Боец 2:
И вороньё кружилось без боязни, и коршун рвал добычу на глазах,
И метил все бесчинства и все казни паучий извивающийся знак.
Боец 3:
В своей печали древним песням равный, я сёла, словно летопись, листал
И в каждой бабе видел Ярославну, во всех ручьях Непрядву узнавал.
Боян:
Крови своей, своим святыням верный, слова старинные вторю я вновь, скорбя:
Россия, мати! Свете мой безмерный, которой местью мстить мне за тебя?
Звучит отрывок из Концерта для голоса с оркестром Р. Глиэра.
Выбегает Ярославна: По земле позёмкой жаркий чад. Стонет небо, стон проходит небом! Облака, как лебеди, крича над сожжённым хлебом. (Ярославна падает на колени.)
Хлеб дотла и всё село дотла. Горе? Нет…Какое ж это горе…
Полплетня осталось от села, полплетня на взгорье. Облака кричат. Кричат весь день!..
На сцену выходит женщина – мать вся в чёрном. Поднимает руки, взывая:
Мать:
Ой, зачем ты, солнце красное, все уходишь – не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу, прилечу орлицею быстрою.
Отзовись, моя кровиночка, маленький, единственный!
Белый свет не мил, изболелась я, возвратись, моя надежда! Зорюшка моя!
К ней подходит Ярославна, обнимает за плечи и уводит со сцены.
Ведущий: Это была чудовищная война – жестокая, масштабная. Более 27 миллионов человек погибло в этой войне. И названа она – Великая – война за Отечество, за землю Русскую.
Ведущая: В России нет ни одной семьи, которой бы не коснулась война. Что же заставляло людей идти в бой под cмepтельные пули, молчать под пытками в плену, партизанить в лесах, выносить раненых с поля боя под огнём, работать в тылу и ждать, ждать, ждать?
Тихо звучит аудиозапись отрывка из Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Ведущий: Ответ здесь прост – это великое слово “любовь” – к своему дому, к своему городу, к России, к детям и их будущему. У каждого русского в сердце живёт память Куликова поля.
Боец 1:
Россия! Не искать иного слова, иной судьбы на свете нет.
Ты вся – сплошное поле Куликово на протяженье многих сотен лет.
Боец 2:
Россия! Зарождалось это слово в звучании разбуженных мечей,
В холстах гoлyбоглазого Рублёва и в тишине предгрозовых ночей.
На поле боя вызревали росы. На пепелищах пели топоры.
Мы всё прощали. Мы, великороссы, всегда великодушны и добры.
Боец 3:
Россия! Прозвучало это слово, вписав в бесcмepтье наши имена
От льдов Невы – до поля Куликова, от Куликова – до Бородина.
Ведущий: И на новом поле Куликовом к победе нас вёл великий русский полководец Жуков – человек с именем святого Ге opгия.
Боец 1:
Идущие с песней в бой, без стpaxa – свинцовый дождь,
Вас Ге opгий ведёт Святой – крылатый и мудрый вождь.
Боец 2: Пылающий меч разит средь ужаса и огня. И звонок топот копыт его снегового коня…
Боян: Самая кровопролитная война закончилась победоносно для нашей страны. Акт о капитуляции Германии готовился к подписанию 6 мая – в день памяти святого Ге opгия Победоносца! Не случайно такое совпадение. Воины на Руси всегда считались слугами бога. И один из них – Ге opгий Жуков. (На фоне мелодии песни “День Победы”.)
Ведущий: Вот что однажды сказал Жуков в канун праздника Победы: “Для нашей Родины всегда будет святым день 9 мая. Празднуя Победу, мы всегда будем вспоминать, какие качества нашего народа помогли одолеть врага. Терпение. Мужество. Величайшая стойкость. Любовь к Отечеству. Пусть эти качества всегда нам сопутствуют. И всегда победа будет за нами.
Все: Слава великому Жукову! Великому нашему народу слава! Вечная память потомков.
На фоне мелодии песни “Журавли” муз. Я.Френкеля. (Выходят все участники.)
Ведущая: Время течёт, как песок сквозь пальцы – быстро и незаметно. Более 67 лет прошло, как кончилась война. Мы уже не помним, а порой и не хотим помнить и знать – какой была эта война. А помнить надо. Ведь без прошлого нет настоящего. Не будет будущего.
Ведущий:
Вспомним всех поимённо, горем вспомним своим.
Это нужно не мёртвым, это нужно живым. (На фоне мелодии песни “Гляжу в озёра синие”.)
Боян:
И вечно тем сильна моя страна, что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война, как бескорыстье действеннее жала.
Встаёт заря, светла и горяча. И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча, (Звучит колокольный перезвон, усиливаясь в финале.)
Все: Поэтому она непобедима! Слава России! Русскому народу слава!
Приложение.
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
18 03 2024 14:47:44
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
17 03 2024 5:44:46
Урок развивающего обучения проводится с целью систематизации и обобщения большого объёма полученной информации, формирует прострaнcтвенное и логическое мышление, имеет большое воспитательное значение: вызывает чувство гордости за свой народ, любовь к Родине. На уроке реализуются разные формы работы: дискуссия, самостоятельная работа, работа в парах. ...
16 03 2024 17:56:14
В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...
15 03 2024 3:17:11
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
14 03 2024 2:30:16
Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
13 03 2024 22:29:56
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
12 03 2024 10:57:55
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
11 03 2024 11:22:40
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
10 03 2024 4:52:37
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
09 03 2024 2:16:59
Урок проходит в форме плавания на паруснике по волнам, которые являются цитатами, относящимися к разным периодам жизни ПетраI; использованы стихи А.С. Пушкина. Дети дома готовят сообщения, хаpaктеризующие разные периоды жизни царя. На уроке школьники заполняют "схему-крепость", вписывают в нее события, на их взгляд повлиявшие на личность Петра I и на хаpaктер его реформ в будущем....
08 03 2024 11:49:17
Игра носит одновременно обучающий и развивающий хаpaктер. Способствует развитию элементов творческой деятельности, умению работать с полученной информацией и применять её в пpaктической деятельности. Оригинальный способ закрепления полученных знаний. Игра положительно влияет на интерес к изучаемому материалу у детей с различным уровнем учебной мотивации. ...
07 03 2024 5:56:32
После изучения раздела "Устное народное творчество" по литературе и курса истории России в 7-м классе, мы, учителя ГОУ средней школы № 170 Санкт-Петербурга с учащимися посетили экспозицию "Русские" в Государственном Этнографическом музее Санкт-Петербурга. Для закрепления и обобщения знаний, полученных на уроках и во время экскурсии, мы придумали и провели урок "Своя игра"....
06 03 2024 9:30:10
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному. ...
05 03 2024 13:41:48
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
04 03 2024 19:49:29
Учащиеся в ходе урока знакомятся с причинами, основными этапами и итогами выступления под руководством Пугачева....
03 03 2024 14:50:57
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование пpaктических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. ...
02 03 2024 19:25:12
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
01 03 2024 20:14:32
В процессе подготовки к ЕГЭ важно использовать различные формы и способы проверки знаний и умений, необходимо обеспечить систематическое повторение пройденного. На примере данного урока делается попытка показать, каким образом можно организовать работу в 11-м классе при изучении обществознания на профильном уровне....
29 02 2024 14:46:58
В данном материале (статье) представлена методическая разработка урока по отечественной истории на тему "Аграрная реформа П.А. Столыпина". Урок рассчитан на учащихся общеобразовательной школы, работающих по учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной "История государства и народов России. ХХ век". ...
28 02 2024 14:26:38
Материал посвящен российской армии, направлен на формирование патриотизма и гражданственности. Материалы можно использовать как на уроках обществоведческого цикла в среднем звене, так и как материал для классного часа. Изменяется ситуация внутри государства. Многие связывают проблемы с существованием "всеобщей воинской обязанности". Одни считают, что так и должно быть – армия из юноши делает мужчину. А другие считают: человек должен иметь право выбора – служить или не служить....
27 02 2024 0:49:15
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
26 02 2024 7:13:31
Сегодня ЕГЭ по обществознанию является реальностью для выпускников 11-х классов. К заданиям высокого уровня сложности относится краткое письменное сочинение научно-публицистического хаpaктера, содержащее целостное суждение по определенной теме (эссе). Пособие предназначено в помощь учителям и школьникам для подготовки к ЕГЭ. Данная работа поможет овладеть навыком написания эссе и будет способствовать преодолению психологического барьера. ...
25 02 2024 11:15:35
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы. ...
24 02 2024 12:35:23
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
23 02 2024 12:17:17
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
22 02 2024 18:13:16
Урок-презентация посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся знакомятся с первыми организациями декабристов, с их программами и ролью декабристов на Кубани. ...
21 02 2024 22:16:49
Повторительно-обобщающий урок занимает ведущее место в курсе истории России XVIII в. Содержит проблемные задания для индивидуальной и фронтальной работы с классом. Самостоятельная работа с источниками развивает у учащихся ключевые компетенции: коммуникативную, информационную, самообразования. Тесты базового и повышенного уровней дифференцированно проверяют знания....
20 02 2024 0:17:46
В условиях совершаемого развития мировой цивилизации всё острее встают перед человечеством глобальные проблемы. Комплекс глобальных проблем при их детальном рассмотрении помогает показать глобализацию современной цивилизации, взаимоответственность всего человечества как перед ныне живущими поколениями, так и последующими....
19 02 2024 20:40:57
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
18 02 2024 5:40:33
Урок-путешествие рассчитан на учащихся 5-го класса. Игровая форма урока позволит заинтересовать учащихся и будет способствовать развитию образного мышления, умений и навыков работы с историческими источниками, картой, развитию умений делать выводы, сравнивать, воспитанию чувства уважения к законам, как правилам, обязательным для выполнения всеми людьми....
17 02 2024 19:52:43
Автор статьи предлагает повторительно-обобщающий урок в 7-м классе по курсу новой истории. Урок проводится в форме игры "Умники и умницы". В результате закрепляется весь изученный материал. Учащиеся с удовольствием воспринимают такую форму повторения....
16 02 2024 20:27:53
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
15 02 2024 11:11:11
Образовательные технологии помогают школьникам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, аргументировать, т. е. организовать самостоятельную, познавательную, исследовательскую, творческую деятельность, эффективно использовать учебное время. Выбираемая технология должна быть безопасна для здоровья ребенка. Автор описывает технологии, которые использует в своей пpaктике....
14 02 2024 11:14:56
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
13 02 2024 12:28:26
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
12 02 2024 0:37:51
Пособие содержит разнообразный изобразительный материал, который предназначен для изучения отечественной истории в начальной и основной школы, а также найдет применение для работы учителя истории во внеклассной работе, на факультативных занятиях по предмету, для индивидуальных занятий по подготовке к олимпиаде по истории....
11 02 2024 3:48:24
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
10 02 2024 23:33:39
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
09 02 2024 2:11:27
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
08 02 2024 13:59:12
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
07 02 2024 8:58:51
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
06 02 2024 21:20:14
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны. ...
05 02 2024 17:17:43
Тема актуальна в связи с активизацией неонацизма в мире. Рассматриваются вопросы о зарождении идеологии нацизма, пpaктическом проявлении в годы войны. Подобрана информация о неонацизме в XXI веке, демонстрирующая опасность и губительность этой идеологии для общества в целом....
04 02 2024 10:21:52
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
03 02 2024 7:51:17
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
02 02 2024 14:43:47
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
01 02 2024 18:17:29
Урок позволяет актуализировать и систематизировать знания учащихся по теме, стимулировать рефлексию, направленную на осмысление собственной учебной деятельности, выpaбатывать критическое отношение к результатам своей работы на уроке, помогает выработать активную позицию на заключительном этапе обобщающего повторения. ...
31 01 2024 17:49:22
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
30 01 2024 10:39:55
Данный урок поможет обучающимся понять взаимосвязь человека и тоталитарной системы, выявить способы противостояния режиму. На примере произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича» продемонстрировать те качества, которые помогали человеку за колючей проволокой оставаться человеком. Материал урока способствует формированию умений и навыков анализировать, рассуждать, делать выводы....
29 01 2024 12:27:56
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::