Повторительно-обобщающий урок по теме "Московская Русь"
Цель урока:
- повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала;
- развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине;
- формирование аналитических и коммуникативных умений в процессе учебной деятельности.
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.
План урока: план выбирается учителем.
Основные понятия: централизованное государство; Московская Русь; Судебники; Стоглавый собор; Избранная Рада, система управления при Иване Грозном; сословная монархия, крепостное право, опричнина, помещики, дворянство, нестяжатели, иосифляне.
Важнейшие даты: 1325-1340 гг. - правление Ивана Калиты в Москве; 1359-1389 гг. - правление Дмитрия Донского в Москве; 1380 г. - Куликовская битва; 1433-1453 гг. - большая Усобица в Москве; 1462-1505 гг. - правление Ивана III, 1478 г. - присоединение Новгорода к Москве; 1480 г. - свержение монголо-татарского ига; 1497 г. - Судебник Ивана III; 1500- 1503; 1507-1598; 1512-1522; 1534-1537 гг. - русско-литовские войны; 1505- 1533 г. - правление Василия III; 1533-1584 гг. - правление Ивана Грозного; 1550 г. - Судебник Ивана IV, Стоглавый собор; 1552 г. - присоединение Казани; 1558-1583 гг. - Ливонская война; 1564 г. - издание Иваном Федоровым первой печатной книги в России; 1565-1572 гг. - опричнина; 1581- 1585 гг. - походы Ермака в Сибирь.
Выдающиеся личности: Даниил Московский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Мамай, митрополит Алексий, Сергий Радонежский, Стефан Пермский, Иван III, Иван Грозный, Андрей Рублев, Дионисий, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Феофан Грек, Максим Грек, Иван Федоров.
Московская Русь
Рекомендуемая организация урока
Общие рекомендации: повторительно-обобщающий урок рекомендуется построить по выбору учителя, т.е. последовательность заданий и проверок может быть любой. От каких-либо заданий учитель может отказаться. Однако обязательно должны быть проверены те задания, которые касаются:
а) становления территории Московского государства;
б) системы государственного управления;
в) реформирования (судебного, военного и др.);
г) основных направлений внешней политики.
Задание 1. Устный блиц-опрос:
1. Назовите основателя династии московский князей; даты его правления.
2. Почему Иван Калита носил такое прозвище? Какова его главная заслуга в деле возвышения Московского княжества?
3. Дмитрий Донской. Почему и когда Дмитрий получил свое прозвище? Чем именно отличалась политика этого князя в отношениях с Ордой?
4. Назовите двух главных внешнеполитических соперников Московской Руси на протяжении всего ее становления как государства.
5. Каково значение Сергия Радонежского для истории единого русского государства (назвать два фактора).
6. В чем значение Мамаева побоища? Означала ли победа русских освобождение от татаро-монгольского ига?
9. Что произошло в период правления Ивана III в военно-политическом положении государства?
10. В чем значение его женитьбы на Софье Палеолог?
11. В чем выразилось противостояние царя и церкви в период его правления?
12. Какие главные события в жизни российского (Московского) государства произошли в период правления Ивана Г розного?
Задание 2. Таблица “Создание русского централизованного государства”.
Это задание подразумевает заполнение одним учеником одного пункта, связанного с именем конкретного князя (царя), для правления Ивана Грозного лучше выделить две “строки” - первый и второй этапы правления.
Дата | Правление | Земли, включенные в состав Московской Руси | Реформы правления |
Обязательно упомянуть: Даниила Московского, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Г розного.
Задание 4.
а) Нарисовать схему политического устройства государства при Иване Грозном.
б) Перечислить функции:
- Боярской Думы;
- Земского собора;
- приказов;
в) Дать определение словам: местничество; кормление; Юрьев день
Задание 5. Сравнить Судебники Ивана III и Ивана Грозного.
Задание 6. Тесты.
1. При Иване Г розном было введено:
а) опричнина;
б) местничество;
в) отмена Юрьева дня.
2. Иван III окончательно захватил:
а) Казань;
б) Тверь;
в) Новгород.
3. Ливонская война велась с:
а) Речью Посполитой;
б) ливонским орденом;
в) племенами ливов.
4. Максим Грек был:
а) греческим живописцем;
б) переводчиком и писателем;
в) другом Андрея Курбского.
5. Нестяжатели - это:
а) название ереси;
б) административная должность в Московской Руси;
в) одно из направлений в церкви.
6. Ермак известен как:
а) завоеватель Вятской земли;
б) первопроходец в Астpaxaнь и Ногайское ханство;
в) покоритель сибирских народов.
7. “’Домострой” - это:
а) название свода законов;
б) свод норм поведения, традиций и обычаев;
в) руководство по строительному делу.
8. Каково было название Московского государства в других странах при Иване Грозном:
а) Русь; б) Россия; в) Московия.
Задание 7. Исторические задачи.
1. Перечислите цели, задачи и результаты опричнины.
2. На какие социальные группы общества опирались московские князья при создании единого государства?
3. Какие группы общества в наибольшей степени противились установлению централизованной власти. Почему?
4. В чем символическое значение венчания Ивана Грозного на царство?
5. В чем причины Большой Усобицы? Можно ли было ее избежать?
6. Кому были выгодны “заповедные лета”?
7. В чем состояли минусы и плюсы резкого расширения территории московского княжества?
8. Какие народы вошли в состав российского государства?
9. В чем причины падения Великого Новгорода? Могла ли ситуация сложиться иначе?
10. Что такое крепостное право? Как это понятие связано с процессом образования единого централизованного государства?
11. Осознавал ли Иван Г розный, что он создал новое государство?
12. Кто такие помещики, в чем их отличие от бояр?
13. Что такое “монастырская” колонизация и “казаческая” колонизация? В чем их отличия?
Задание 8. Рассказать кратко о биографии одного из ниже перечисленных деятелей: Дмитрий Донской, Митрополит Макарий, Иван Грозный, Малюта Скуратов; Сергий Радонежский, Иосиф Волоцкий, Мамай.
Задание 9. Знание дат:
1. Битва на реке Воже произошла в:
а) 1378 г.;
б) 1380 г.;
в) 1410 г.
2. Набег Едигея на Русь случился в:
а) 1408 г.;
б) 1380 г.;
в) 1424 г.
3. Окончательное присоединение Новгорода произошло в:
а) 1478 г.
б) 1497 г.
в) 1487 г.
4. Церковь Вознесения в Коломенском была построена в:
а) 1532 г.;
б) 1505 г.
в) 1535 г.
Домашнее задание по теме: Завершение таблиц и заданий, не законченных на уроке, параграфы 27-28 учебника, вопросы к ним.
Дополнительный материал для преподавателя
Таблица 1.
“Факторы образования единого централизованного
государства на Руси”. Ее можно заполнить вместе
с учениками.
экономические | внешнеполитические | социальные | религиозные | личные интересы правителя | другие |
Таблица 2.
“Важнейшие битвы и сражения в период
складывания территории единого государства”
Дата | Название | Имена полководцев с двух сторон |
Литература
1. Сахаров А. Н. История России с древнейших времен до конца ХVII века: учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ. 2009.
2. Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. История. М.: Просвещение. 2010, 2011, 2012.
3. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История: сборник заданий. – М.: Эксмо. 2010.
4. Гевуркова Е.А. ЕГЭ 2011. История. Типовые тестовые задания / Е. А. Гевуркова, Я. В. Соловьев. – М.: Издательство “Экзамен”. 2013.
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
18 03 2024 16:18:20
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
17 03 2024 6:56:35
Урок обобщающего повторения проводится в форме конкурса, класс делится на три комaнды, каждая из которых в ходе урока отвечает на вопросы конкурсных заданий. Конкурсные задания проецируются в виде слайдов презентации, после ответов комaнд на экран проецируются правильные ответы с последующей коррекцией знаний учащихся....
16 03 2024 1:28:42
Научные работники и педагоги Кузбасса выстроили систему комплексного мониторинга, которая позволяет отслеживать динамику показателей физического и психического здоровья каждого ученика, класса, курса в процессе обучения, а также осуществлять оценку качества знаний, влияния той или иной методики обучения на здоровье ребенка....
15 03 2024 17:37:19
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
14 03 2024 9:13:49
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
13 03 2024 1:47:52
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
12 03 2024 12:21:44
Музейная педагогика выполняет широкие функции в образовательном процессе и решает его важнейшие задачи. В школьном образовании страноведческий подход реализуется формами, технологиями и методами основного, дополнительного образования и воспитательной работой. Интеграция этих форм достигается технологиями и методами музейной педагогики....
11 03 2024 23:22:29
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
10 03 2024 14:42:20
Исследовательская деятельность, подкрепленная использованием программного продукта, подобного PowerPoint или Microsoft Publisher, связанная с работой в Интернет-сети, позволяет проявить творческий потенциал, раскрыть индивидуальность, сделать научную и учебную работу неповторимой, незабываемой....
09 03 2024 0:29:26
В данной программе вынесена проблематика, связанная с этнической историей и культурой народов Северного Кавказа; проводится углубленное изучение и знакомство детей с обычаями, традициями, обрядами разных народностей, изучение их исторических корней. Программа курса предполагает лекционные занятия и пpaктическую деятельность....
08 03 2024 0:24:42
Цель урока-фестиваля: создать условия для развития коммуникационной, культуроведческой компетенции через расширение, углубление знаний, что будет способствовать воспитанию гражданственности, патриотизма и любви. ...
07 03 2024 22:52:52
Урок позволяет систематизировать знания учащихся о правителях Древней Руси, их политике и событиях IX—XII веков, помогает установить причинно-следственные связи событий Древней Руси, раскрыть их сущность. ...
06 03 2024 21:54:20
На уроке раскрывается деятельность первых Государственных дум, формируются представления о правительственной программе П.А. Столыпина, уясняются политические, экономические и социальные задачи аграрного законопроекта, его направления и итоги....
05 03 2024 8:17:52
Цели урока: изучение политического режима в СССР в 60–80-х гг.; формирование умения работать с историческими источниками, сравнивать политические режимы, давать собственную оценку исторических событий; формирование интереса к истории своей Родины....
04 03 2024 17:42:21
На уроке осуществляется знакомство учащихся с основными направлениями политики российского государства в XVII в.; выяснить причины и основные этапы вхождения Якутии в состав Российского государства; на примере достойных землепроходцев воспитывать чувство любви к Родине....
03 03 2024 11:30:19
Урок изучения нового материала для 6-го класса разработан с учётом возрастных особенностей детей. Сопровождается мультимедийной презентацией и различными методами: объяснение учителя, работа с картой, групповая исследовательская работа. Дети работают с историческим документом, читают отрывок из «Повести временных лет» о расселении славян. Урок насыщен заданиями творческого и исследовательского хаpaктера. В конце занятия даётся домашнее занятие....
02 03 2024 9:31:17
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
01 03 2024 15:41:30
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
29 02 2024 2:40:16
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
28 02 2024 11:35:49
Эту викторину можно применять на уроках истории для повторения и более глубокого изучения темы в 6-м классе, с целью развития интеллектуальных способностей, расширения исторического кругозора, мотивации к познавательной деятельности. Как подсказывает опыт, более прочные и глубокие знания учащиеся получают именно в ходе интеллектуальных соревнований. У учителя появляется уникальная возможность заинтересовать историей всех своих учеников....
27 02 2024 3:35:49
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
26 02 2024 4:27:10
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
25 02 2024 3:51:53
Место где ты родился, где живут родные и близкие тебе люди, друзья, где все тебе родное и знакомое, называется малой Родиной. С чувством Родины не рождаются; это чувство проникает в нас постепенно, с улыбкой мамы, с ощущением, в котором ты живешь, с видом родной и единственной до боли знакомой улицы, образа людей, которых ты видел каждый день и говорил им «здравствуйте». Чувство малой Родины греет и сопровождает нас всю жизнь, помогает преодолевать самые трудные вершины жизни....
24 02 2024 22:18:29
Представлен классный час «Птица-Слава», который можно использовать при проведении внеклассных мероприятий. 200 лет прошло с тех пор, как огромная, полумиллионная армия французского императора Наполеона напала на нашу родину. Много смелости, мужества, сыновней преданности своей Отчизне потребовалось ее защитникам – нашим прадедам....
23 02 2024 23:39:46
Занятие посвящено истории и деятельности профсоюзов в РФ. Учащиеся 10‒11-го класса знакомятся с трудовым кодексом РФ, особенностями трудоустройства несовершеннолетних работников, какую роль в защите прав работников играет профсоюз, какое содержание вкладывают международные рабочие организации в понятие «достойный труд»....
22 02 2024 2:37:37
Урок "Культура древнегреческого полиса" предназначен для учащихся 10-го класса в курсе "Всеобщая история". Данный урок замыкает блок, посвященный античной цивилизации Греции периода Рассвета. Познавательная, дидактическая, аксиологическая цели урока соответствуют требованиям ФОС. Урок построен с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривает подготовку к ЕГЭ к форме тестов. В ходе урока варьируются виды самостоятельной работы учащихся с учебником. Домашнее задание предусматривает задание по выбору. ...
21 02 2024 8:16:17
Занятие дает учащимся возможность узнать о таком культурном феномене как народная кукла и попробовать сделать тряпичную куклу своими руками. Особенностью можно считать интеграцию предметов история и технология. Изучение и изготовление кукол проходит в форме краткосрочного коллективного проекта....
20 02 2024 9:55:23
Статья посвящена ветеранам Великой Отечественной войны. Используются вырезки из газет и стихи военной эпохи....
19 02 2024 8:58:28
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану....
18 02 2024 16:40:47
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей. ...
17 02 2024 6:24:54
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
16 02 2024 1:43:21
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
15 02 2024 0:28:53
Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....
14 02 2024 10:30:42
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
13 02 2024 5:34:37
Представлен конспект урока обществознания в 11-м классе "Цивилизационный и формационный подходы к изучению истории"....
12 02 2024 15:56:45
Курс рассчитан на учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида. Особенность курса в том, что краеведческий материал помогает лучше понять закономерности исторического процесса, концентрирует и обогащает знания, развивает познавательные интересы учащихся с ограниченными возможностями здоровья, приобщает их к творческой деятельности, формирует пpaктические и интеллектуальные умения. ...
11 02 2024 19:17:43
Урок посвящен 100-летию Первой мировой войны. Проходит в форме игры, в которую включены основные события по теме....
10 02 2024 14:59:57
Творческая мастерская предполагает работу в группах: индуктор - обмен мнениями внутри группы, социализация - ответы учащихся. Такой вид работы позволяет на основании документов, сообщений, различных мнений, примеров литературных произведений понять, почему было возможно существование тоталитарного режима, политики репрессий и каковы последствия этого периода для нашей страны. ...
09 02 2024 5:54:49
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
08 02 2024 19:21:47
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
07 02 2024 20:16:48
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
06 02 2024 5:34:26
Прологом Победы послужила Московская стратегическая оборонительная операция. Впереди еще три года войны, но именно 5 декабря 1941 года гитлеровская армия, находившаяся в зените своего могущества, понесла первое тяжёлое поражение. ...
05 02 2024 4:38:45
Урок можно провести как на 1 час, так и на 2, но уже как интегрированный с информатикой (составление кластеров). Такая форма урока способна реализовать индивидуальный, дифференцированный и групповой подход в обучении, а также способствовать профориентации учащихся....
04 02 2024 10:12:57
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся совершенствуют навыки работы с различными источниками исторической информации (текст, карта, иллюстрация); коммуникативные навыки; аналитические способности....
03 02 2024 22:27:33
Урок в 6-м классе "Нашествие с Востока". Интегрированный урок (история + литература) с элементами анализа и сопоставления документов. Данный урок эмоционально насыщен, ибо широко используется чтение стихотворений, фрагментов литературной прозы, элементы театрализации. Ярким дополнением к уроку служат медиаиллюстрации....
02 02 2024 19:17:10
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
01 02 2024 4:21:27
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
31 01 2024 5:52:39
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
30 01 2024 21:20:20
Урок проводится в форме игры. Игра проводится аналогично телевизионной, но по группам. В ходе игры рассматриваются 6 тем: даты, лидеры государств, персоналии, отношение к войне, участники войны, итоги войны (каждая тема содержит 5 вопросов). Комaнда сообща выбирает тему и вопрос по стоимости. Представитель одной из комaнд – это может быть капитан – называет тему и цену вопроса. Кто будет отвечать на вопрос, решает комaнда. После правильного ответа комaнда засчитывает количество набранных баллов....
29 01 2024 15:55:54
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::