Повторительно-обобщающий урок по истории средних веков в 6-м классе "Арабо-мусульманский мир"
Эпиграф на доске:
“Ищите знание даже в Китае, стремление к знанию – обязанность каждого ...”. (Хадисы пророка Мухаммеда)
Цели урока:
- Закрепить и обобщить полученные учениками знания об истории и культуре арабов.
- Прививать ученикам уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации.
- Закрепиь умения и навыки работы с картой и дополнительной литературой.
- Воспитывать чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации.
Оборудование урока:
- Творческие работы учеников (рисунки, поделки и др. из различных материалов).
- Политическая карта мира.
- Историческая карта “Аpaбы в 6-11 веках”.
- План-схема, где записаны задания ученикам по станциям.
- План-схема “Арабо-мусульманский мир”:
1 станция – “География”
2 станция – “Новая вера арабов”
3 станция – “Арабские завоевания”
4 станция – “Чудеса арабской культуры
Вступление (5 минут)
Класс делится на две комaнды. Перед началом урока ученики рассаживаются за подготовленные для них столы в разных частях кабинета.
Урок начинается с прослушивания песни на арабском языке.
Учитель приветствует учеников, благодарит за рисунки и поделки, обращает внимание на план-схему на доске. Учитель объясняет критерии выставления оценок (1 балл за каждый правильный ответ). Промежуточные результаты объявляются после каждого этапа.
1 станция – “География”
(10 минут)Каждая комaнда получает контурные карты. Ученикам предстоит следующая работа:
1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран; а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Багдад, Кордова, Пуатье.
3. Обозначьте границы Арабского Халифата к 750 году.
Задание 1-й комaнде: покажите на “Политической карте мира” Аравийский полуостров – историческую родину арабов.
Задание 2-й комaнде: покажите на “Политической карте мира” современные государства, население которых исповедует ислам.
2 станция – “Новая вера арабов” (10 минут)
Викторина. Ученикам предстоит правильно ответить на следующие вопросы.
1. Как стала называться религия арабов после их объединения?
2. В каком веке возник ислам?
3. Что означает само слово “ислам”?
4. Как аpaбы называют человека преданного Богу?
5. Кто был основателем исламской религии?
6. Имя Бога?
7. Как называется священная книга мусульман?
8. Где находится главное святилище мусульман? Как оно называется? Кратко опишите его.
9. На какую религию похож ислам? Почему?
10. Почему мусульманский календарь отстаёт от христианского на 622 года?
11. Какие обязанности ислам возлагает на мусульманина?
12. Что строго запрещено Кораном?
13. Как называется мусульманский молитвенный дом?
14. Что нужно сделать, чтобы войти в него?
15. Что мусульманин должен совершить хоть один раз в жизни?
16. Почему голова мусульманина обвязана чалмой?
Физкультминутка. (1-2 минуты)
Физкультминутка поможет снять усталость и улучшить внимание учеников. Выполняемые упражнения перекликаются с темой урока. Ученики повторяют движения восточного танца под соответствующую музыку.
3 станция – “Арабские завоевания”. (10 минут)
Каждая комaнда получает тестовые задания.
Задания 1-й комaнде:
1. Выберите неправильный ответ.
Причины военных успехов арабов в 6-8вв.:
а) внутренние конфликты в государствах, которые они завоёвывали
б) религиозный подъём
в) стремление освободить земли, отнятые у них в прежние времена
2. Выберите правильный ответ.
Ислам стал общей религией арабов:
а) в последние годы жизни пророка Мухаммеда
б) после cмepти пророка Мухаммеда в) при первых Халифах
3. Объясните утверждение.
Ислам вобрал в себя элементы многих восточных религий. Он не пугал новизной, не отталкивал сложностью, напоминал каждому народу его собственную веру:
а) верно
б) неверно
4. Назовите принцип, объединяющий эти города.
Дамаск, Багдад и Кордова:
а) это крупнейшие города Арабского Халифата
б) это города-столицы Арабского Халифата
в) это крупнейшие города Ближнего Востока
5.Восстановите последовательность событий.
а) битва при Пуатье
б) Хиджра
в) изгнание халифа из Багдада
Задания 2-й комaнде:
Преемников Мухаммеда называли:
1. халифами
2. суннитами
3. людьми писания
2. Объясните утверждение.
В распространении арабского языка среди покорённых народов большую роль сыграл Коран, переводить который с арабского было строго запрещено.
а) верно
б) неверно
3.Назовите принцип, объединяющий эти города.
Дамаск, Толедо , Иерусалим:
а) это города, входившие в состав Арабского Халифата
б) это города-столицы Арабского Халифата
в) это крупнейшие города Ближнего Востока
4. Восстановите последовательность событий.
а) перенос столицы Халифата в Багдад
б) cмepть пророка Мухаммеда
в) завоевание аpaбами Сирии
5. Выберите неправильный ответ.
В процессе арабских завоеваний 7-8 вв.:
а) покорённые народы приняли ислам
б) арабский язык утвердился в качестве основного
в) были разрушены христианские церкви
4 станция – “Чудеса арабской культуры”. (10 минут)
Комaнды получают 3 задания. Вся работа на этой станции коллективная, комaнды дополняют друг друга.
Задания 1-й комaнде:
1. Найдите ошибку.
У арабов европейцы заимствовали цифры. Их так и называют – арабскими. Именно арабские математики придумали их.
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова..
Рис, лимон, гречиха.
3. Кто был автором этих слов?
“Дружелюбие к людям – половина ума”.
Задания 2-й комaнде:
1. Найдите ошибку.
Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны. Бесконечная вязь слов, написанных справа налево, многоцветные узоры, красочные миниатюры, изображения Аллаха поистине великолепны.
2. Назовите принцип, объединяющий эти слова..
Цифра, тариф, магазин.
3. Кто был автором следующих слов?
“Учитель и ученик – друзья во благе”.
Заключение. (5-7 минут)
Учитель подводит итоги.
Лучшая комaнда получает оценки “отлично”, а проигравшая – “хорошо”. Оценкой “отлично” могут также оцениваться ученики, неоднократно дополнявшие ответы своих товарищей.
Учитель, завершая урок, говорит, что каждый уважающий себя человек должен знать историю. История – наука о жизни людей. Изучая её, мы узнаём о делах наших предков, учимся анализировать современность и прогнозировать будущее.
История всегда вызывает огромный интерес. Это объясняется естественной потребностью каждого нормального человека знать прошлое своей Родины и человечества в целом.
Литература.
1. Агибалова Е.В., Донской Г.М. История средних веков. 6 класс. М.: Просвещение, 2011.
2. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Методическое пособие по истории средних веков. М.: Просвещение, 2010.
3. Брандт М.Ю. История средних веков. Учебно-методическое пособие. 6 класс. М.: Дрофа, 2010.
4. Крючкова Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику Агибаловой Е.В. и Донского Г.М. “ История средних веков”. М.: Просвещение, 2012.
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
16 08 2022 9:43:59
Цель урока: показать особенности развития Коми края в начале XX века на основе этнографических исследований и автобиографии выдающегося русско-американского социолога и культуролога XX века, уроженца коми земли Сорокина П.А. в исследовании истории Коми края....
15 08 2022 4:19:53
Аналитическая статья с целью раскрыть основные тенденции развития семьи, демографической ситуации в РФ и на Южном Урале....
14 08 2022 3:51:16
Использование интеграции истории и литературы способствует более глубокому усвоению учащимися темы урока. Изучение ВОВ на малой Родине – Кубани с использованием лирики кубанских поэтов помогает более ярко и эмоционально донести до учащихся информацию о тех страшных событиях, помогает нам в формировании нравственных ценностей, таких как историческая память, долг, честь и совесть....
13 08 2022 7:32:53
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
12 08 2022 7:20:26
На занятии у учащихся воспитывается патриотизм, уважение к истории родины, гражданственность, мировоззренческие убеждения на основе осмысления исторически сложившихся культурных традиций, нравственных и социальных установок, осознание себя как представителей исторически сложившегося гражданского сообщества, способности определять собственные позиции по отношению к явлениям общества....
11 08 2022 15:46:56
Деятельностный подход ориентирован на активную познавательную деятельность школьников на всех этапах планирования и организации учебного процесса, в том числе пои организации и проведении контроля и оценке знаний. Вопрос оценивания остается сложной проблемой современной российской школы. В данной статье предлагается анализ подходов к решению проблемы оценивания по параметрам деятельности, по уровням обученности, где отправной точкой является образовательный стандарт. Приводится образец контрольной работы по истории и критерии оценки.
...
10 08 2022 6:35:47
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
09 08 2022 21:51:43

Урок знакомит учащихся с традиционной культурой и искусством Русского Севера. Работа на уроке ведется с опорой на ранее полученные знания по таким дисциплинам, как ознакомление с окружающим миром, изобразительное искусство....
08 08 2022 12:53:55
Факультативное занятие, помогающее учащимся раскрыть причины реформ Никона, развивающее умение анализировать и оперировать полученными знаниями, самостоятельно извлекая их из исторических источников....
07 08 2022 7:39:50
Урок проводится в рамках семинара методического объединения учителей общественных дисциплин
г. Прохладный КБР по теме «Проведение интегрированных уроков общественных дисциплин в целях оптимизации учебного процесса» и нацелен на увеличение объема (в связи с тем, что сведения в учебниках по истории Кабардино-Балкарии и географии Кабардино-Балкарии охватывают период до 2002 г.) и закрепление знаний об одной из ведущих отраслей экономики КБР – сельском хозяйстве....
06 08 2022 0:43:16
Проект является пpaктическим руководством для тех учителей, кто хотел бы на своих уроках активно вовлечь учеников в учебный процесс, создать условия, в которых учащиеся получали бы новые знания, приобретали навыки и умения, формировали бы свою точку зрения по важнейшим вопросам.
В результате проектной деятельности ученики представили анкеты, пять презентаций с опросами, выводами, графиками, буклет, эссе, web-сайт. Рекомендовано начать просмотр проекта с презентации «Я – гражданин».
...
05 08 2022 11:18:10
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
04 08 2022 20:29:59
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
03 08 2022 11:58:35
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
02 08 2022 16:13:57
В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....
01 08 2022 1:32:15
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида.
Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
31 07 2022 6:26:33
Интегрированный урок в 8-м классе рекомендуется провести в конце учебного года на этапе закрепления и обобщения пройденного материала. Цель урока – обобщение и систематизация умений и навыков разговорной речи на основе монологических и диалогических высказываний по теме. Отечественная война 1812 года – это одно из значимых исторических событий. На примерах биографий великих полководцев на уроке воспитывается патриотизм и интернационализм....
30 07 2022 11:23:24
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России.
В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
29 07 2022 13:48:49
Внеклассное мероприятие по военно-патриотическому воспитанию рекомендовано для учащихся 9–11-х классов и проводится накануне Дня защитника Отечества. На мероприятии воссоздаются картины героического прошлого нашей Родины, грозных битв во имя защиты Отечества....
28 07 2022 11:15:54
Представленный урок помогает создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации средствами технологии личностно ориентированного обучения....
27 07 2022 10:48:42
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 07 2022 4:38:22
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока.
...
25 07 2022 9:23:57
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова....
24 07 2022 1:38:53
Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....
23 07 2022 17:16:39
Урок разработан как урок новых знаний учащихся. Большое количество фактов биографии Николая II, гибель царской семьи и её тайное захоронение, вопросы связанные с нахождением останков, погребением, канонизацией, а также реабилитацией - всё вызовет неподдельный интерес учащихся к теме урока....
22 07 2022 14:56:16
Исследовательская работа осуществляется самыми разными способами: коллективной, групповой и индивидуальной работой по проблеме, методами сравнительного анализа, частично-поисковой работы. Учащиеся работают с документами, сообщениями, контурными картами, заполняют таблицы....
21 07 2022 14:38:24
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
20 07 2022 12:15:46
Рабочая программа по истории Отечества для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. В данной рабочей программе приведены примеры структурных компонентов, кроме календарно-тематического планирования....
19 07 2022 10:21:16
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
18 07 2022 3:17:48
В работе представлена методическая разработка урока в 5-м классе. Повторение темы в форме урока-викторины позволяет подвести итоги изучения темы и развивать умения работы в группе и иные коммуникативные навыки. Урок позволяет заинтересовать учащихся историей Древнего Египта; развивать познавательную активность учащихся....
17 07 2022 15:20:12
Вопрос о торговле людьми и треффикинге в больших масштабах стал ставиться в 90-е годы. Но, к сожалению, государственная политика по этой проблеме не изобилует примерами наказания за все случаи вербовки работников за границу. Цель урока – показать, как можно сохранить главную ценность человека – свободу. ...
16 07 2022 22:35:35
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
15 07 2022 5:20:24
Одна из необычных форм урока истории – урок-путешествие. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстративный материал, дает возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с картой, а также позволяет включить в урок лабораторную работу с источниками и документами.
Вашему вниманию предлагается один урок из цикла разработанных мною для 5-го класса уроков-путешествий, посвященный Древней Индии. ...
14 07 2022 12:37:51
Цель урока: организовать проектно-исследовательскую деятельность обучающихся для изучения особенностей становления г.Муравленко глазами людей, которые были причастны к освоению города. Для обучающихся создается эффект соучастия в историческом процессе, эпоха открывается для ребенка «изнутри». При таком подходе не теряется отдельный человек, его можно увидеть через его деятельность. История государства не отделяется от частной жизни, ощущается причастность к ней отдельного человека....
13 07 2022 23:29:29
На уроке закрепляется и обобщается материал темы, формируя у учащихся навыки анализа и сравнения исторического материала, умение рассматривать исторические явления в конкретно-исторических условиях. Урок способствует осмыслению роли человека в истории, ответственности каждого за собственные действия; способствует утверждению устойчивых демократических убеждений, уважения к правам и свободам человека....
12 07 2022 17:50:53
Курс является источником знаний, расширяет возможности учащихся, круг их метапредметных умений и навыков. Курс учитывает не только познавательные способности учащихся, он применим для школьников, имеющих различный уровень сформированности исследовательских умений....
11 07 2022 0:40:57
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
10 07 2022 0:54:44
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
09 07 2022 5:17:24
Современный этап развития образования хаpaктеризуется интенсивным поиском нового в теории и пpaктике. Изменился социальный заказ общества по отношению к системе НиСПО: необходимо формирование личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению свой деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели....
08 07 2022 3:28:17
Урок знакомит со своеобразием архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках. У учащихся формируются навыки работы с иллюстративным материалом, умения сравнивать и выделять особенное, давать хаpaктеристику архитектурных стилей....
07 07 2022 5:43:39
Цели урока: сформировать у обучающихся целостное представление об экономике отдельного предприятия, условиях его функционирования в рыночном обществе....
06 07 2022 21:52:17
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
05 07 2022 4:38:51
Целью данной статьи являются пpaктические рекомендации по введению образа царя в процесс формирования представлений учащихся о государстве. Задачами для этого станут краткий анализ образа царя в преподавании и попытка схематически указать пути его объективизации....
04 07 2022 20:36:33
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
03 07 2022 3:37:41
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
02 07 2022 15:20:18
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
01 07 2022 12:25:27
Актуальность урока обусловлена тем, что учащиеся окончательно убеждаются в необходимости изменения существующих феодально-крепостнических порядков в России, на примерах видят разницу между российским и американским землевладением.
...
30 06 2022 11:26:57
Цели урока: выявить основные закономерности развития стран Западной Европы в XI–XIII вв., проследить каким образом шло возникновение городов, рост власти католической церкви....
29 06 2022 16:47:36
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
28 06 2022 15:39:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::