Исторический источник — карикатура
Карикатура - (итал. caricatura, от caricare – нагружать, преувеличивать), изображение, в котором сознательно создаётся комический эффект; один из жанров графики. Чаще всего встречается как иллюстрация к злободневным газетным и журнальным материалам, почти всегда сопровождается пояснительной подписью. Карикатура призвана обличать, высмеивать, осуждать. В ней преувеличиваются и заостряются хаpaктерные черты фигуры, лица, костюма, манеры поведения людей; соединяется реальное и фантастическое. Художник-карикатурист должен уметь очень быстро откликаться на происходящие события. Поэтому карикатура обычно представляет собой линейный чёрно-белый рисунок, который легко воспроизвести в печати. Линия в лучших карикатурах несёт особую эмоциональную выразительность, она иногда буквально подчёркивает черты хаpaктера персонажей – например, дрожит и прерывается в изображении жалких и трусливых.
В эпоху коммунистической идеологии политическая карикатура в учебниках истории и преподавании предмета считалась важнейшим средством наглядности.
В настоящее время воспитательная ценность карикатуры не утрачена. Значительно расширяется спектр тех людей и событий, над которыми можно смеяться. Идейно-политическая направленность карикатур определенного времени создает у школьников эмоциональный образ изучаемой эпохи, дает повод для размышления о том или ином историческом периоде.
Карикатура как средство обучения наиболее соответствует уровню мышления старших классов. Склонность учеников старших классов к критическому осмыслению изучаемых вопросов выдвигает на первый план источники документального хаpaктера. Такими источниками являются карикатуры.
При восприятии изображений на карикатурах у учеников складываются определенные обобщающиеся ассоциации.
А.А Baгин выделил два типа карикатур: карикатуры-иллюстрации, которые дополняют рассказ учителя и не требуют особой расшифровки, привлекаются в качестве примера, и карикатуры-хаpaктеристики, которые подчеркивают определенные черты исторических явлений, вскрывают его политическую природу, его суть. Вторая хаpaктеристика требует разбор ее и беседы с учениками.
К данной классификации нужно добавить карикатуру-портрет, которая раскрывает образ исторического деятеля с негативной стороны. Демонстрацию такой карикатуры сопровождают метким высказыванием, кратким изречением (например, о Людовике XVI, о Сталине, о Бисмарке, о Гитлере, о Наполеоне). Четвертым типом является карикатура-символ, в которой степень обобщения исторического знания доводится до уровня определенного зрительного сигнала, эмблемы.
Использование карикатур на уроке истории открывает большие возможности для развития методического творчества учителя. Ряд приемов использования карикатур способствует развитию творчества учеников (создание проблемной ситуации при помощи карикатуры, самостоятельная работа над темой по изобразительным источникам, создание собственных карикатур учащимися). Главное в этой работе то, что школьники должны ухватить в карикатуре образное выражение основного содержания событий или явлений определенной эпохи.
В процессе работы с карикатурой ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. Применение публицистической графики в виде карикатур способствует формированию умения воспринимать и мгновенно оценивать данное средство, повышает их общую образовательную культуру, расширяет кругозор учащихся.
Использование информационных технологий является важным условием для успешного процесса обучения истории. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации хаpaктерно стремление к визуальному восприятию информации. Зрительная и знаковая информация преобладает над текстовой и содержит здоровьесберегающий фактор. Применение в процессе обучения мультимедийных технологий облегчает процесс запоминания, повышает уровень мотивации учащихся, создает условия для динамичного образования, развивает образно-иллюстративное мышление, что позволяет "погрузить" ученика в обстановку определенного времени, эпохи. Электронные пособия реализуют идеи индивидуального и дифференцированного обучения.
В современном уроке карикатура может занять достойное место в ряде тем, посвященных истории Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., так как через художественное восприятие данных произведений можно проследить историю событий войны, увидеть идеологическую и политическую основу сюжета эпохи определенного периода войны, проследить хронологию событий военных лет. Особое место занимала карикатура, так как в суровые годы войны юмор вселял уверенность, придавал силы, поощрял, направлял советский народ к Победе.
Использование карикатуры на уроке истории по данной теме носит метапредметный хаpaктер. Данный жанр позволяет соединить знания не только по истории, но и по мировой художественной культуре, литературе, географии. Связь с мировой художественной культурой знакомит учащихся с авторами художественных произведений, с направлениями культуры, особенностями жанра карикатуры. В изложении темы учитель обращает внимание на форму изобразительной сатиры, ее содержание (юмор, сатира, шарж), технику и жанр исполнения (графика, иллюстрация, плакат), область применения (открытки, иллюстрации). Существует определенная взаимосвязь литературы и истории, так как основу изложения составляют документальные материалы, хроники событий, воспоминания авторов, сводки времен Великой Отечественной войны. Представленные в жанре карикатуры произведения позволяют учащимся проследить географию исторических событий.
Карикатура - визуальный источник, основанный на юморе и или иронии Карикатуры – чрезвычайно выразительный визуальный источник. Юмор и ирония помогают автору выразить идеи, которые подчас небезопасны или неразумны с политической точки зрения. Ценность карикатур для историка заключается в том, что они отражают умонастроения людей определённого времени. Они представляют проблемы современности в форме беглых зарисовок.
Необходимо учитывать, что художник-карикатурист исходит из того, что его зрители полностью знакомы с проблематикой, которой посвящена его работа. Из-за своей метафоричности и многозначности, карикатура как источник часто требует дополнительного пояснения. Это требует от учителя дополнительной подготовки.
Что касается исторической интерпретации, важно понимать, что художник-карикатурист исключительно редко остаётся беспристрастным, а в его задачи входит представить главное – свою точку зрения. С помощью художественных средств он создаёт положительное или отрицательное впечатление, часто основанное на стереотипах.
Работая с карикатурами, необходимо придерживаться следующих правил:
Описание:
- Опишите образы, персонажей, задний план.
- С помощью каких художественных созданы эти образы и персонажи.
Интерпретация:
- Посмотрите на время создания карикатуры. Какому событию и какому времени она посвящена?
- Узнаёте ли вы персонажей? Почему? Если это реальные фигуры – назовите их и ту роль, какую они играли в то время и в тех событиях, которые сопровождали появление карикатуры.
- Определите, какие символы использовал художник? Почему он к ним обратился?
- Какое отношение к персонажам – положительное или отрицательное – выражает карикатура?
- Как интерпретирует карикатура персонажей? Согласны ли вы с ней?
- Каковы идеи и политическая позиция автора? Как бы вы их определили?
- Что вы знаете из других источниках о событиях, которым посвящена карикатура? Как ваше знание взаимосвязано с тем, что вы узнали, благодаря карикатуре?
- Проанализируйте какую-либо карикатуру из учебника.
- Какова главная идея данной карикатуры?
- Что именно высмеивает данная карикатура (внешность политического деятеля его поведение, политическое событие или явление)?
- Если на карикатуре изображен политик или группа людей, подумайте, унижает ли его (их) достоинство данная карикатура?
- Определите, сторонником какой политической идеологии является автор данной карикатуры? Свой ответ аргументируйте.
- Определите, на какую социальную группу рассчитана данная карикатура? Ответ аргументируйте.
- Выразите свое собственное отношение к главной идее данной карикатуры.
Подумайте, с какой целью была создана эта карикатура (обидеть изображенного на ней политика, указать на его существенные ошибки, возбудить общественное недовольство, высмеять негативное политическое явление и т.п.). Аргументируйте свою точку зрения.
Как отмечает Ю.Е. Барлова, в процессе преподавания исторических курсов использование карикатур сводится в основном к иллюстрации и подтверждению мыслей и идей, проводимых авторами учебных и методических пособий [1]. В то же время исследовательница отмечает, что карикатура представляет собой полноценный исторический источник, с помощью которого возможно, даже порой лучше, чем из письменного источника, понять историческую ситуацию, настроение людей и т. д. [1].
Е.Ю. Барлова предлагает технологию работы с карикатурой. Согласно этой технологии, школьники должны определить:
а) героев, чьё изображение “зашифровано”;
б) зашифрованные черты хаpaктера, действие этих героев или положение в котором они находятся (например, что имеется в виду, если на лице политика карикатурист изображает усики Гитлера или венчает голову человека треуголкой Бонапарта);
в) уметь узнавать в символах и графических метафорах пословицы, поговорки, идиомы и популярные выражения;
г) находить “вербальных партнёров” для графических символов, “переводить” тем самым с “визуального языка” на “вербальный” и составлять словесный аналог графического послания карикатуры [1].
Карикатуры – это тот источник, который с гротескной силой демонстрирует те или иные объекты и отношение к ним людей той или иной эпохи. Все это можно использовать весьма продуктивным образом в решении задач образования. Например, на занятии по теме “Вторая мировая война” мы использовали вышеописанную технологию работы с карикатурами.
Все предложенные нами карикатуры были поделены на три группы:
1. Советские карикатуры (“Беспощадно разгромим и уничтожим врага” 1941 г; “В Москве калачи, как огонь горячи”; “Били мы врага копьём, били мы врага ружьём, и теперь стальным оружьем бьём врага, где обнаружим”; “Брехомет (Окно ТАСС №625)”; “Громовой удар”; “Клещи в клещи”)
2. Американские (“Отмстим Перл Харбор”);
3. Немецкие (“Сомнем большевизм”).
Школьники получили задание:
1. Озаглавьте карикатуры, и определите, в какой стране они были созданы.
2. Какие исторические события изображают данные карикатуры?
3. Почему, по вашему мнению, карикатуры называют “идеологическим оружием”?
Отвечая на предложенные вопросы, ученики сделали вывод об идеологических установках воюющих сторон, о субъективности их восприятия, об элементах ментальности каждого народа в рассматриваемую эпоху. Так, советский воин на советских карикатурах обязательно предстает в образе освободителя, а фашист на немецких – в виде могучего рыцаря, перед которым трепещет вся Европа. Война активизирует патриархальный стереотип, в рамках которого мужчина воспринимается как защитник или великий завоеватель, но в любом случае, как надежда и опора нации.
Таким образом, работа с историческими источниками способствует усвоению знаний, а также развитию умений и навыков самостоятельного анализа, обоснования своей точки зрения, которые также являются необходимыми компонентами политической культуры.
Презентация.
Использованная литература.
1. Барлова Ю.В. Использование политической карикатуры как источника на занятиях со студентами исторического факультета” Ярославль,2005г. с.317
2. Baгин А.А. “ Методика обучения истории в школе” Москва 1985.
3. Голиков А.Г. Рыбачёнок И.С. “Смех-дело серьёзное.Россия и мир на рубеже xix-xx веков в политической карикатуре”Москва 2010.
4. Иванова К.А. Иванова Л.Н. “Карикатура в борьбе с врагом” Презентация на фестивале педагогических идей “ Открытый урок” 2012.
5. Рыбаков С.Д. “Способы организации работы с иллюстративным материалом на уроках истории”
6. Рыбаков С.Д. Иванова В.В. “Политическая карикатура и плакат на уроке истории в 9 классе” “Преподавание истории в школе” 2007г. № 8
7. Фищев А.А. “В зеркале истории” Москва 2000.

На уроке дается представление о негативной стороне советской власти 20–50-х годов. Материал урока содействует выработке собственного мнения, умению анализировать и давать собственную оценку прошедшим событиям....
13 08 2022 17:22:32
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
12 08 2022 13:15:10
Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным.
...
11 08 2022 15:38:28
Выбранная форма занятия - интегрированное (бинарное) - как нельзя лучше способствует всесторонней подготовке студентов в плане формирования общекультурных компетенций и их совершенствования. Кроме того, данная интеграция между литературой и историей направлена на углубление взаимосвязей и взаимозависимости между выбранными дисциплинами....
10 08 2022 5:23:56
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
09 08 2022 19:10:20
Урок по окружающему миру в 4-м классе (УМК Школа России), на котором учащиеся знакомятся с историей монголо-татарского нашествия на Русь; историческим значением Невской битвы и Ледового Побоища....
08 08 2022 8:51:40
Урок систематизации знаний в 11-м классе призван охаpaктеризовать положение татар в Казанской губернии; рассмотреть процесс разработки мусульманского либерализма по национальному вопросу; проанализировать думскую деятельность либералов по разрешению национального вопроса в стране....
07 08 2022 6:49:17
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
06 08 2022 23:57:13
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет.
...
05 08 2022 20:13:53
Деловая игра "Выборы" носит обучающий хаpaктер и призвана способствовать росту правовой и политической культуры учащихся как правосубъективных граждан Российской Федерации в осуществлении их политических прав. В ходе игры происходит формирование навыков участия в избирательном процессе, учащиеся изучают правовую базу избирательного процесса, активизируется их гражданская позиция и ответственность за совершаемый выбор. Наряду с учащимися 9-х классов в процессе деловой игры принимают участие ученики 10-11-х классов и работники образовательного учреждения.
...
04 08 2022 3:28:37
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
03 08 2022 15:29:36
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
02 08 2022 0:33:24
Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....
01 08 2022 10:20:28
Труды П.А. Сорокина – более полусотни книг, а кроме этого – бесчисленные статьи, заметки, эссе и другие работы. Значение деятельности мыслителя таково, что "никто не станет отрицать того громадного воздействия, которое оказал Сорокин на развитие современной мысли не только в социологической науке, но и далеко за ее пределами"....
31 07 2022 2:31:27
На уроке учащиеся знакомятся с сословным хаpaктером российского быта, учатся сравнивать и систематизировать информацию. В ходе урока учитель обращается к личному опыту учащихся, они также высказывают собственное мнение, работают с текстом, находя в нём необходимую информацию. Эта информация оформляется в виде сводной таблицы, которая позволяет систематизировать материал учебника, выполнить сравнение.
...
30 07 2022 13:50:50
Вашему вниманию предлагается статья на тему избирательной системы РФ....
29 07 2022 21:20:21
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
28 07 2022 10:46:22
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
27 07 2022 18:29:55
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
26 07 2022 22:53:38
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
25 07 2022 1:17:18
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно.
...
24 07 2022 15:23:58
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему.
...
23 07 2022 23:55:24
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
22 07 2022 6:11:51
Для учащихся история не должна быть перечнем дат и событий, имён и названий. Они должны научиться осознавать, что за каждым словом учебника, рассказывающим о далёком прошлом или вчерашнем дне, стоит жизнь и каждодневный труд людей. Представлена разработка урока истории, посвящённого знакомству с историей Средних веков. Урок построен на использовании мультимедийной презентации....
21 07 2022 11:12:56
Исследовательский метод обучения предполагает самостоятельный поиск, работу с документами, схемами, артефактами, информационными ресурсами, раскрытие познавательного процесса с помощью доказательств. Методическое пособие служит инструкцией для правильного оформления научной работы исходя из современных требований и включает содержание введения, оформление работы, сносок, ссылок, литературы, образец титульного листа....
20 07 2022 2:18:28
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
19 07 2022 4:54:13
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
18 07 2022 5:29:50
Важной частью внеклассной работы в преподавании истории является организация и проведение олимпиад и интеллектуальных марафонов. Ежегодно в нашей школе проводятся эти мероприятия. Школьный интеллектуальный марафон состоит из серии вопросов по основным предметам, заявленным в базисном учебном плане.
Проведение подобного рода мероприятий позволяют активизировать творческие и познавательные способности учащихся, вызвать интерес к предметам, выявить талантливых учащихся и их общий кругозор....
17 07 2022 15:40:45
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий.
Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету.
Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003).
...
16 07 2022 14:42:22
Закрепление и обобщение материала сопровождается различными заданиями, в том числе интеpaктивными, например, работа в ресурсном круге, работа в парах. Важно, что учитель дает алгоритм действий учащихся при выполнении работы. Также во время урока ученики работают с тестовыми заданиями, закрепляют понятия и термины....
15 07 2022 3:18:38
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение.
...
14 07 2022 11:55:32

«Государь всея Руси» – игра-погружение в эпоху. Повышает интерес учащихся, развивает умение работать с различными источниками информации, презентовать результаты своего поиска....
13 07 2022 7:36:51
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
12 07 2022 13:15:49
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
11 07 2022 16:13:39
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
10 07 2022 0:21:53
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
09 07 2022 4:44:50
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
08 07 2022 1:20:26
Целью урока является выявления причин Великой греческой колонизации, а также процесс освоения переселенцами новых земель. В ходе изучения истории учащиеся получают комплекс знаний по Древней Греции и греческим колониям. Представленный урок способствует формированию интереса к изучению истории....
07 07 2022 11:22:46
Значимость урока состоит в том, чтобы показать учащимся многогранность личностей декабристов, на их примере рассмотреть пример истинного патриотизма, что особенно необходимо в наши дни. На основе интегративного подхода к организации учебной деятельности данная тема формирует у учащихся единство ценностей и представлений об окружающем мире и самом человеке....
06 07 2022 11:15:19
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
05 07 2022 18:50:11
Будучи одновременно и областью науки, и областью пpaктической деятельности, право предоставляет уникальные возможности для решения современных педагогических задач, позволяет ученику не только приобрести знания о различных сферах общественной жизни, но и развить особые способности и пpaктические навыки социального действия. В статье описывается опыт гимназии по развитию правовой культуры современного школьника....
04 07 2022 3:35:18
Урок в 6-м классе с использованием приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо призван дать обучающимся представления о том, что такое семья, какие виды семей существуют, сформировать понятие об основных функциях семьи, способствовать формированию активной жизненной позиции, гражданскому самосознанию, уважению к институту семьи....
03 07 2022 15:34:27
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
02 07 2022 13:43:47
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также.
...
01 07 2022 3:33:13
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху.
...
30 06 2022 7:29:51

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
29 06 2022 21:20:18
Мероприятие расширяет знания учащихся о славянах, образе жизни, быте, традициях....
28 06 2022 17:47:34
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
27 06 2022 5:51:32
Сценарий дает возможность окунуться в историческое прошлое, вспомнить, как это было... В сценарии представлены историки - знатоки истории декабристов в Сибири, и, в частности, в Иркутской губернии; биографы, которые от имени декабристов и их жен рассказывают об их жизни в Сибири; поэты, писавшие о декабристах и декабристам, о человеческом подвиге их жен.
...
26 06 2022 8:33:32
Авторская программа по краеведению "Родная сторона" предназначена для учащихся 10-го класса. Является логическим завершением процесса изучения малой Родины. Рассчитана на 35 часов. Предполагает изучение истории Нижегородчины, Спасского края, родного села Вазьянка. Способствует формированию у учащихся любви к Родине, навыков исследования и творчества как способов самореализации. ...
25 06 2022 0:54:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::