Возникновение ислама. Арабский халифат. 6-й класс
Линия 1. Сформировать представление об утверждении ислама у арабов и основах исламского вероучения. Сформировать представление о расширении исламского мира.
Линия 2. Картина мира в понятиях. Введение в лексику понятий, связанных с исламской цивилизацией: Аравия, Мекка, Кааба, Коран, хадж, джихад, Мухаммед – основатель ислама. Халиф.
Линия 3. Историческое мышление. Выделить причины и особенности новой религии, осмысление изменений произошедших с аpaбами после принятия ислама. Выявление закономерностей, приведших к появлению цивилизации.
Линия 4. Нравственное самоопределение. Сравнить мopaльные и этические основы двух цивилизации: христианской и исламской.
Линия 5. Гражданско-патриотическое самоопределение. Дать возможность осознать, что каждая культура сыграла свою роль в развитии общества, толерантно определять свое отношение к иным мировоззренческим позициям.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование. Рабочие листы, презентация.
Ход урока
Создание проблемной ситуации
Здравствуйте, ребята!
- Скажите, вы любите праздники?
- Какие праздники знаете?
- Какой праздник будем праздновать 25 октября? (Курбан-байрам)
- Что вы знаете об этом празднике? (религиозный мусульманский праздник жертвоприношения. Этим праздником заканчивается хадж – паломничество к святым местам – в Мекку и Медину. 300 паломников отправятся из нашей Республики).
Ислам зародился в 7 в. на Аравийском п-ве и стал мировой религией.
- Какие мировые религии вы еще знаете? (буддизм, христианство)
- Почему мы их называем мировыми? (их исповедают большинство людей независимо от национальности)
Обратимся к историческим источникам (РЛ №1) (читают документы, сравнивают, замечают что 2 документа похожи друг на друга)
Из Библии и священных преданий христиан
“Господь Бог взял пыль земную и создал Адама. Бог вдохнул в человека душу, и он ожил.
В конце истории на землю явится Антихрист, который будет выдавать себя за посланника Бога – Христа. Когда же сам Христос второй раз придет на Землю, его “небесное воинство” победит армию Антихриста. Люди воскреснут и предстанут перед Божиим судом. Грешники отправятся на вечные муки, а спасенные поселятся в небесном граде”
Ислам и христианство это разные религии?
Из Корана и священных преданий мусульман
“Первого человека – Адама – единый Бог (Аллах) создал “из звучащей глины” и вдохнул в него душу.
В конце света Сатана пришлет на землю своего демона, который будет выдавать себя за посланники Бога – Иисуса. Однако, когда с небес спустится истинный Иисус, он победит лжепосланника и начнет Страшный суд – грешники будут навечно осуждены гореть в аду, а праведники воскреснут для вечной жизни”
Сравните представления двух разных религий – ислама и христианства о прошлом и будущем человечества.
- Какое противоречие вы обнаружили в документах? (противоречий нет, отрывки из Корана и Библии очень похожи друг на друга)
- Какую проблему мы будем сегодня решать?
- Чем ислам отличался от христианства?
Чтобы ответить на этот вопрос мы должны во-первых вспомнить основы христианского вероучения
Во-вторых, изучить условия возникновения новой религии
В-третьих, основы вероучения ислама, и
В-четвертых пути превращения ислама в мировую религию.
В ходе нашей работы мы заполним сравнительную таблицу Рабочий лист №2
Используя материал словаря РЛ №3, заполните 1 колонку таблицы. Работаем в группах, ваши задания обозначены в рабочих листах РАБОЧИЙ ЛИСТ № 2
Приложение "Рабочие листы к уроку".
ЗАДАНИЕ 1. Составь таблицу “Сравнение двух религий” - кратко, только ключевые слова.
ЗАДАНИЕ 2. Обведи те черты, которые отличают ислам от христианства.
Вопросы | Ислам | Христианство |
Место, время и условия возникновения | 7 в. Аравия | 1 в. Палестина |
Представления верующих об основателе вероучения | Мухаммед, человек-пророк | Иисус, богочеловек |
Главная Священная книга | Коран | Новый Завет |
Представления о боге | Единый Бог –Аллах | Господь Бог в трех лицах (Отец, Сын, Святой дух) |
Представление о строении мира | Ад, рай, мир земной | Ад, рай, мир земной |
Представление о центре земного мира | Аравия | Иерусалим |
Представление о начале и конце истории | Сотворение, конец мира, Страшный суд | Сотворение, конец мира, Страшный суд |
Представление о человеке и цели его жизни | Греховное тело, бесcмepтная душа | Cмepтное тело и бесcмepтная душа. Спасение души. |
Правила отношения к Богу | Признать единого Бога Аллаха | Возлюбить Господа Бога |
Правила объединения с единоверцами | Община верующих мусульман | Церковь |
Правила отношений с людьми | Избегать грехов, относиться к людям как к братьям | Хранить добродетели, возлюбить
ближнего, прощать врагов своих. Джихад |
Важнейшие обряды, религиозные действия верующих | Молитва Пост Налог Хадж |
Причащение, крещение |
Проверяем.
Для решения нашей проблемы мы должны исследовать условия возникновения ислама и основы вероучения, для этого обратимся к карте и словарю.
- Где возник ислам? (Аравийский п-ов)
- Где располагается Аравийский п-ов? (западная Азия)
- Какими морями омывается? (Красное, Аравийское, Персидский залив)
- Каковы природные условия? (пустыня, оазисы на юге и западе)
Обратимся к рабочему листу №4. Выберете из предложенных вариантов основные занятия арабов, используя информацию из первой колонки таблицы и обведите их.
Приложение "Рабочие листы к уроку".
Внесите в таблицу место возникновения ислама (Аравийский п-ов)
Разделимся условно на 2 группы
- Первая группа работая в парах выполняет задание РЛ № 5 – на основании предложенного текста вы должны выделить три исторические закономерности.
- Вторая группа закончит заполнение сравнительной таблицы
Проверяем сначала таблицу (группа 2), затем выполнение схемы (группа 1)
Не забывайте вносить недостающие элементы в свои таблицы и схемы
Обведите в таблице те черты, которые отличают ислам от христианства.
- Ислам возник в ином (наполовину кочевом) обществе; Основатель – человек-пророк Мухаммед; священная книга Коран.
- Ислам не допускает существования единого Бога в трех лицах
- Центр мира не Иерусалим , а Мекка.
- Пять главных обязанностей (единоверие, молитва, пост, милостыня, паломничество)
- Джихад.
Что объединяет две религии?
- Много общего в вопросах мироустройства, представлениях о начале и конце истории, в вопросах отношения к людям и Богу.
- Как вы думаете, что самое главное в обеих религиях?
- Обе религии несут В СВОЕЙ ОСНОВЕ ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ: ДОБРА, СПРАВЕДЛИВОСТИ, МИЛОСЕРДИЯ.
Новая религия способствовала объединению арабских племен в единое государство Арабский халифат. Перед аpaбами после cмepти Мухаммеда встала задача распространение "истинной веры" среди неверных. За сравнительно короткий период в было создано огромное государство со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулось от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Ислам имел огромное влияние на культуру, обычаи и нравы, право и мораль не только арабов, но и жителей завоеванных ими стран.
Что же позволило аpaбам добиться такого грандиозного успеха?
Обратимся к учебнику с. 96, и документу рабочего листа № 6
Причины успехов арабов:
- Правитель обладал беспрекословной властью- как светской, так и духовной.
- Вера в то, что гибель в “священной войне” открывает дорогу в рай, делала воинов неустрашимыми.
- Слабость завоеванных территорий.
- Политика завоевателей.
- Общие черты двух религий.
Вывод. Таким образом, благодаря общим чертам христианства и ислама, арабские завоеватели добились успеха, и создали на Востоке государство Арабский халифат. В результате сложилась новая цивилизация исламский мир, давшая миру множество культурных достижений.
Скажите мне, пожалуйста, если вы, путешествуя по миру, приезжаете в страны, где чтят мусульманскую веру и традиции, как вы будите себя вести? (Когда мы посещаем зарубежные страны, мы должны быть толерантны, должны учитывать религиозные и культурные особенности этой страны)
Д/з Рабочий лист №7.
Приложение "Рабочие листы к уроку".
Подведение итогов.
Литература.
- Давыдова О.В. Тесты по истории Средних веков. М.: Экзамен, 2006.
- Всеобщая история. Средние века. 6 класс: Тесты, контрольные вопросы и задания./Автор-составитель С.Н. Степанько.- Волгоград, Учитель , 2009.
- Давыдова С.М., Турчина М.Е., Данилов Д.Д., Российская и Всеобщая история. 6 класс: Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс , 2007.
- Образовательный комплекс “Российская и всеобщая история” ООО “1С Паблишинг”, 2008.
Сегодня рушатся ценности, которые всегда казались стабильными. Центральной стала дискуссия о пагубном влиянии на подрастающее поколение телевизионных передач, фильмов, рекламы, наркотических средств. На улице слышны нецензурные выражения, молодые люди без стеснения курят, пьют спиртные напитки. Очень хочется противопоставить этому то, что отвлечет детей от вредного для них, не нужного им. Стараюсь воспитывать у учеников чувство долга перед семьёй, школой, чувство ответственности перед своим коллективом, учу детей самостоятельно решать некоторые ученические проблемы.
Серия классных часов под названием "Давайте, люди, никогда об этом не забудем!" выполняет как раз задачи патриотической направленности.
...
16 08 2022 9:57:47
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
15 08 2022 22:10:52
Дошкольникам, особенно старшего возраста, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания. Большое место в приобщении детей должны занимать народные праздники и традиции, где отражены различные стороны общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии («Новый год», «Рождество», «Святки», «Крещение», «Масленица»)....
14 08 2022 16:55:51
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
13 08 2022 5:20:11
Урок предлагает учебный процесс, в котором будет использован субъектный опыт каждого ученика. Интегрированный урок истории, МХК и информатики рассчитан на два учебных часа в 10-м классе. Урок создает условия для углубления и расширения базовых программных знаний по нескольким предметам, развития и совершенствования учебных умений, организации самостоятельной поисково-познавательной деятельности....
12 08 2022 23:20:25
В ходе проблемной беседы у школьников формируется преставление о том, что долг и совесть – важнейшие мopaльно-этические регуляторы поведения человека....
11 08 2022 19:21:51
Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....
10 08 2022 3:29:11
Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....
09 08 2022 15:43:14
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
08 08 2022 21:59:35

Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
07 08 2022 9:46:33
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
06 08 2022 22:37:51
Сценарий интеpaктивного урока по истории средних веков для учащихся 6-го класса. Учебное занятие проводится в форме увлекательного путешествия по средневековому городу, во время которого "жители" знакомятся с деятельностью цеховых организаций. Методической основой урока является технология критического мышления....
05 08 2022 5:22:28
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
04 08 2022 7:56:15
Урок мужества как форма внеклассной работы, проведенный в органической связи с учебным материалом, приуроченный ко Дню Великой Победы, дающий возможность каждому сказать своё слово о героях войны, может стать значительным фактором в нравственном становлении подростка как личности, в его самовоспитании, в формировании нравственного идеала, в воспитании настоящего патриота....
03 08 2022 23:54:51
Интегрированный урок cлужит закреплению знаний о средневековом городе через погружение в исторический период, формированию образного представления о жизни средневекового города, развитию единого информационного прострaнcтва, коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся. Презентация к уроку может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках иностранного языка и истории....
02 08 2022 0:35:40
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
01 08 2022 12:13:47
Материал раскрывает причины создания антигитлеровской коалиции, хаpaктер отношений между странами-участницами коалиции; рассматривает этапы формирования коалиции. Может быть использован на уроках истории в 9-м, 11-м классах при изучении нового материала или его закреплении....
31 07 2022 14:41:43
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей.
...
30 07 2022 19:30:12
Урок нацелен на знание вопроса об объединении страны, о значении объединения не только для самой страны, но и для ее жителей. Данный урок проводился по технологии РКМЧП. Материал, усвоенный на уроке, закрепит у детей мысль о том, что объединение и централизация государства – это необходимое условие для существования страны, это означает и сплоченность всего народа....
29 07 2022 7:23:42
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
28 07 2022 0:56:16

Цель урока: дать учащимся представление о ходе Курской битвы, разъяснить суть происшедшего на фронте коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны и его истоки; разъяснить цели и планы фашистов летом 1943 г., понятие «Курская дуга»; подвести к пониманию, что Курская битва завершила коренной перелом в ходе войны; объяснить, почему люди во все времена чтут героев, защищавших Отечество....
27 07 2022 19:17:23
Цели урока: повторить основные события Отечественной войны 1812 г. и осветить биографии героев войны; поработать с дополнительным материалом на развитие аналитического мышления; воспитывать молодых граждан российского общества на подвигах соотечественников....
26 07 2022 8:36:10
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
25 07 2022 0:19:26
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
24 07 2022 5:24:18
В игре повторяются вопросы: герои Отечественной войны 1812 г., даты, события, события глазами современников, война глазами художников, словарные слова....
23 07 2022 10:26:41
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
22 07 2022 9:40:55
На примере ознакомления с микенской культурой Древней Греции показаны подходы к формированию у них исторического мышления.
...
21 07 2022 3:25:34
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
20 07 2022 5:20:10
Становление в Российской Федерации школы, включающей предпрофильную ориентацию учащихся, является перспективой развития российского образования. Данная форма обучения позволяет более полно учитывать склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами. В данной статье представлен некоторый опыт освоения элективных курсов, которые являются важнейшей составляющей профильного обучения....
19 07 2022 11:47:35
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
18 07 2022 19:56:36
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
17 07 2022 19:59:45
Пpaктические задания по истории и обществознанию помогают учащимся развить определенные исследовательские навыки работы с источниками, совершенствовать умения формулировать собственную аргументированную позицию....
16 07 2022 9:41:15
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
15 07 2022 8:39:27
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века.
...
14 07 2022 13:27:13
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....
13 07 2022 5:19:57
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
12 07 2022 8:45:22
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
11 07 2022 4:25:33

В статье анализируется роль презентаций в преподавании нового предмета ОРКСЭ. Автор рассказывает о эмоционального эстетическом восприятии презентации учащимися: о значении таких важных составляющих, как цвет изображения и текста, фон слайдов, их переходы, анимация отдельных элементов видеоряда и звуковое сопровождение. Урок сопровождается презентацией....
10 07 2022 23:44:16
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
09 07 2022 20:29:41
Интегрированный урок истории и изобразительного искусства проведён с использованием регионального компонента. Целью урока является знакомство с историей, легендами, использованием колоколов; обучение рисованию на объёмном предмете (колокольчике); воспитание гордости и любви к родному краю, эмоциональной отзывчивости на прекрасное; формирование духовно-нравственного отношения к малой родине....
08 07 2022 18:46:54
Урок изучения нового материала, с использованием дополнительного художественно–исторического материала с целью привития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся. Урок построен на театрализации представления двух исторических личностей в форме переклички фактов.
...
07 07 2022 20:23:16
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
06 07 2022 23:57:44
На данном уроке учащиеся знакомятся с историей развития жилища, связью архитектуры с климатом, изменением типов жилища в ходе исторического процесса. Дети учатся видеть историю "вокруг себя", в домах, которые нас окружают, понимать, что история - это ключ к культуре любых эпох и цивилизаций. Всё это ведётся в занимательной форме путешествия, с использованием ИКТ, что помогает подготовить ребёнка к восприятию знаний и приобрести навыки самостоятельной работы.
...
05 07 2022 21:41:11
В настоящее время, чтобы овладеть вниманием учащихся, удивить, заинтересовать, увлечь своим предметом, повысить эффективность занятий необходимо внедрять в свою работу нестандартные формы обучения. Подготовка к этим урокам сложная, требует мобилизации знаний, времени, более высокого уровня организации труда как самого учителя, так и учащихся....
04 07 2022 14:50:34
Данная разработка поможет учителю истории провести необычный урок, научить учащихся анализировать новую нестандартную ситуацию, строить новое уникальное учебное действие с учетом анализа и понимания преобразовательной деятельности Петра 1.
...
03 07 2022 22:14:24
Некоторые педагоги считают, что возможности информационных технологий полностью раскрываются только в точных науках, а не в гуманитарных. В статье совершена попытка доказать обратное. Автор делится своим опытом работы использования ИКТ не только на уроках истории, но и во внеурочной деятельности....
02 07 2022 14:31:28
На уроке углубляются знания студентов по основным началам трудового права, регулированию трудовых отношений. Развиваются умения систематизировать и обобщать, решать ситуационные задачи. Воспитывается уважение к закону, ответственность. На занятии используются карточки с разноуровневыми заданиями, ситуационные задачи, игровые моменты.
...
01 07 2022 21:37:23
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
30 06 2022 0:37:21
Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей.
Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
29 06 2022 2:37:25
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
28 06 2022 8:16:58
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::