Урок истории по теме "Битва за Москву". 9-й класс
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Подготовка к основному этапу.
Учитель зажигает огонь.
– Подберите ассоциации к образу огня.
Ответы учащихся.
– У меня с огнем ассоциируется слово «война», она прожгла человеческие души, переплавила людские судьбы, в пепел превратила дома и города.
Звучит музыка «Священная война».
– Что вы знаете об этой войне?
Ответы учащихся.
Целеполагание: Мы уже изучали войны. При изучении любого военного конфликта, мы отвечаем на определенный круг вопросов. Какие?
Ответы учащихся. Причины, участники, время, историческое место, итоги, значение.
22 июня 1941 года трехголовая гидра немецких полчищ поползла по советской земле. Работа с картой. Показать 3 направления ударов немецких сил: Группа армий «Север», Группа армий «Центр», Группа армий «Юг».
– Какое сражение будет самым значимым, самым важным для советских людей?
Ответы учащихся: Битва за Москву.
– Почему?
– Ответы учащихся.
– Вы совершенно правы, действительно, потеряв Москву, мы бы потеряли веру в собственные силы.
ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – БИТВА ЗА МОСКВУ.
– Какова цель нашего учебного занятия?
Ответы учащихся.
III. Основной этап – этап усвоения новых знаний и способов действий.
IV. Этап первичной проверки понимания изученного.
– На учебном занятии мы составим опopный конспект (Приложение). Вы слушаете и начинаете заполнять опopный конспект.
Сообщение учителя: Чтобы поработить советских людей, надо было захватить столицу нашего государства – Москву. Гитлеровский генеральный штаб разработал план решающего наступления на столицу, который получил кодовое название «Тайфун». Предполагалось, что фашистская армия стремительным ударом прорвет советскую оборону и захватит столицу. Для решения этой задачи враг сосредоточил огромные силы: 1800 тыс. солдат и офицеров, 1700 танков, 1400 самолетов, 14 тыс. орудий и минометов. Сам город Гитлер решил затопить, построив вокруг него огромные плотины. На месте Москвы должно было плескаться море. А на самом высоком месте – Кремле, символе Москвы и России, должен был стоять памятник фюреру. С собой для сооружения памятника немцы везли гранитные плиты и блоки.
Генеральное наступление немецких войск группы «Центр» началось 30 сентября 1941 г. ударом танковой армии генерала Гудериана в направлении Орел – Тула – Москва. В результате наступления, предпринятого в сентябре – октябре, основные войска вермахта остановились в 80 км от Москвы. Ожесточенные бои развернулись на Можайском, Волоколамском и Малоярославском направлениях. К концу октября первое наступление немцев выдохлось. 15 ноября началось второе наступление немцев на Москву. Им удалось приблизиться на 30 км к городу.
Но… город отстояли. КТО ЖЕ НАМ ПОМОГ В 1941 году? ЧТО ОСТАНОВИЛО «ТАЙФУН»? СЕГОДНЯ МЫ ОТВЕТИМ НА ВОПРОС «ПОЧЕМУ УСТОЯЛА МОСКВА?» (ПРИЧИНЫ ПОБЕДЫ ПОД МОСКВОЙ).
Работа в группах. Каждая группа получает текст, задание к нему:
- Прочитать текст
- Выделить ключевые слова
- Ответить на главный вопрос
- Оформить ответ на листе
- Подготовить краткое выступление, отвечая на главный вопрос
Каждая группа получает предмет.
1 группа – Ставка Верховного Главнокомaндования. (Фуражка)
23 июня 1941 г. была образована Ставка Главного комaндования, преобразованная позднее в Ставку Верховного Главнокомaндования. Главнокомaндующим 8 августа был назначен И В. Сталин.
Решением Ставки Верховного Главнокомaндования 10 октября 1941г. во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен Ге opгий Константинович Жуков. Он энергично приступил к разработке и осуществлению мероприятий по обороне столицы. При планировании военных операций он тщательно учитывал все возможные варианты развития боевых действий и находил верные решения. Высокая требовательность к подчиненным комaндирам, жесткость при проведении в жизнь приказов сочетались у Жукова с уважительным отношением к солдатам, потому что начинал службу с простого солдата. Заместителем Г. К. Жукова был назначен И. С. Конев.
Замысел Советского Верховного Главнокомaндования заключался в том, чтобы упopной обороной нанести немецким войскам возможно большие потери и выиграть время для формирования и сосредоточения новых резервов. Были приняты меры по усилению линий обороны.
В запасной Ставке Сталина в Самаре был построен бункер, который находился под землей на глубине 37 метров. Сталин боялся, что Москва будет сдана фашистам, и ему потребуется убежище далеко от столицы. Но Москвы он не покинул.
2 группа – жители Москвы (иллюстрация или макет Кремля)
Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» - противотанковые заграждения в виде скрещенных железных брусьев.
На улицах города выросли баррикады. Укрепления были сделаны и в районе Красной площади. Чтобы обмануть немецких летчиков, была сделана маскировка. На крышах домов дежурили москвичи, чтобы снимать «зажигалки».
Редели, гибли русские полки
Был прорван фронт, прорыв зиял как рана.
Тогда-то женщины, подростки, старики
Пошли на армию Гудериана.
Шла профессура, щурясь сквозь очки,
Пенсионеры в валенках подшитых,
Студентки, стоптанные каблучки,
Домохозяйки – прямо от корыта.
И шла одна актриса, шла в манто,
Придумала чудачка, как одеться,
Кто в ополчение звал ее – никто,
Никто, конечно, не считая сердца.
Ю. Друнина
…Москвичи записывались в ополчение. 50 тысяч студентов, рабочих, служащих, научных работников отправлялись на фронт. Никто не спрашивал, умели ли они стрелять.
3 группа – бойцы (котелок)
Пацаны-курсанты 18-19 лет подольского артиллерийского училища сражались на Ильинском рубеже обороны. Им приказали задержать танки дней на 5-6. и они держали. 100 танков и свыше 5 тысяч фашистов дальше рубежа не прошли. То, что осталось от 19-ой танковой немецкой дивизии прокатилось по трупам наших мальчишек – на Москву. Но… через 12 дней. Маршал Жуков писал о подвиге подольских курсантов: «Своим героическим самопожертвованием они помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве».
В середине ноября 1941г. особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под комaндованием генерала И. В. Панфилова, отразившая несколько танковых атак врага. Легендарным стал подвиг группы бойцов этой дивизии, которую возглавил политрук В. Г. Клочков. Более 30 немецких танков пытались прорваться вдоль Волоколамского шоссе. Четыре часа длился бой, враг потерял 18 танков, множество солдат, но так и не смог сломить оборону. Всю страну облетели слова Клочкова, сказанные своим солдатам: «Велика Россия, а отступать некуда: позади – Москва!» 23 героя-панфиловца (из 28) вместе с Василием Клочковым пали cмepтью храбрых, но не пропустили фашистов к Москве.
Защищая небо столицы, летчик В. В. Талалихин одним из первых применил ночной воздушный таран.
4 группа – советский тыл (серп и молот).
Вся страна с замиранием сердца следила за Московской битвой. Лозунг «Все для фронта, все для победы!» - стал девизом работы в тылу. Терялся интерес и уважение к работе и деятельности, которые не были связаны с фронтом, делом обороны. Десятки тысяч женщин, подростков, людей пожилого возраста встали к станкам, освоили тpaкторы, комбайны, автомобили взамен ушедших на фронт мужей, отцов и сыновей. Самоотверженный труд людей скоро дал свои результаты. Если выпуск валовой промышленной продукции с июня по ноябрь 1941г уменьшился в 2 раза, то в декабре падение промышленного производства прекратилось, а в марте наблюдался рост.
В сельском хозяйстве были такие женские тpaкторные бригады, которые во время сева работали в поле по 22 часа в сутки. Женщины-крестьянки кормили армию и страну.
В тылу страны на фронт собирали посылки. Вязали теплые варежки и носки для бойцов, отсыпали махорку и делали незамысловатые самокрутки, писали добрые письма, в каждом из которых была вера в победу.
В тылу шло формирование резервных дивизий.
5 группа – деятели культуры (плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!»)
В общем русле народных настроений находилась и развивалась художественная культура военной поры. Самыми популярными жанрами первого периода войны стали короткие рассказы и стихи. Герой поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» стал подлинным любимцем, заняв прочное место в фронтовом фольклоре.
Оперативно военная тема была использована в песенном жанре. Шедеврами песенного искусства стали следующие песни: композитора А. Александрова и поэта В. Лебедева-Кумача «Священная война», лирические песни «Темная ночь», «Землянка» и др.
С первых дней войны широкое распространение получил выезд художественных бригад непосредственно на фронт. Только в Москве было создано 700 таких бригад.
Советские художники возродили традиции времен гражданской войны. На первый план вышли агитационные формы – плакаты. Созданные талантливыми мастерами рисунки и тексты плакатов вносили свой вклад в формирование эмоционального фона ненависти к врагу, готовности драться с ним, не жалея собственной жизни. Потрясающим по своему эмоциональному накалу стал плакат И. Тоидзе «Родина-мать зовет!».
Выступление всех групп, предлагают записать опopные слова и отвечают на главный вопрос: «Почему устояла Москва»
Учитель: 5 декабря 1941 года внезапно для противника Красная Армия, используя свежие силы, перешла в контрнаступление. Ей удалось прорвать фронт немецких войск и вынудить их к отступлению.
Боевые потери во время контрнаступления составили около 371 тыс. человек. Однако эти жертвы оказались не напрасными. К 7 января 1942 г. немецкие войска были отброшены на 100-250 км от Москвы и перешли к обороне.
Что думает человек перед атакой? Перед первой в своей жизни атакой и, может быть, последней?
Когда наcмepть идут – поют,
А перед этим можно плакать, -
Ведь самый страшный час в бою –
Час ожидания атаки.
Снег минами изрыт вокруг
И почернел от пыли минной.
Разрыв – и умирает друг.
И, значит, cмepть проходит мимо.
Сейчас настанет мой черед.
За мной одним идет охота.
Будь проклят сорок первый год,
Ты – вмерзшая в снега пехота!
Мне кажется, что я магнит,
Что я притягиваю мины.
Разрыв – и лейтенант хрипит.
И смерь опять проходит мимо.
Но мы уже не в силах ждать.
И нас ведет через траншеи
Окоченевшая вражда,
Штыком дырявящая шеи.
Бой был коротким. А потом
Глушили водку ледяную,
И выковыривал ножом
Из-под ногтей я кровь чужую.
(С. Гудзенко 1942 г.)
Из воспоминаний Г.К. Жукова
… Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю: битва за Москву… В битве под Москвой была заложена прочная основа для последующего разгрома фашистской Германии.
V. Этап закрепления новых знаний и способов действий.
Итак, давайте посмотрим, что у нас получилось?
– Как называлась немецкая операция? (Тайфун)
– Какие два этапа можно четко выделить в Московской битве? (Оборонительный, наступательный)
– Что за слово здесь скрывается? (Победа)
– Значение победы заключено в словах Жукова – у советского народа появилась вера в победу.
Но самое главное – мы победили, так как были едины. Только в единстве действий – наша мощь. Это главная идея нашего занятия.
VI. Этап – рефлексия.
На войне большую роль играли письма. Каждый боец ждал, надеялся и верил. Письма вселяли надежду, заставляли сердца стучаться быстрее, ожесточеннее бить врага.
Сейчас мы напишем письмо солдату в 1941 год со словами благодарности.
Пишут письма. (Под музыку).
Цель урока: охаpaктеризовать деятельность князя Владимира, рассмотреть основные направления внешней политики в период его правления, дать представление об историческом значении принятия Русью христианства...
18 03 2024 19:54:34
На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....
17 03 2024 4:51:17
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
16 03 2024 6:39:29
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
15 03 2024 8:43:48
Исторический конкурс посвящен героям, от которых нас отделяют не десятилетия – века: героям Руси и России с IХ по ХIХ век. Мы должны знать и помнить героическую судьбу людей, навеки вписанных в книгу истории России. Людей, которые достойны нашего преклонения перед ними, уважения и гордости за свое Отечество их породившее. Ведь, как сказал маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза К.К. Рокоссовский «Только тот народ, который чтит своих героев, может считаться великим»....
14 03 2024 11:15:28
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
13 03 2024 14:23:22
Урок истории "Аз, буки, веди..." (школа, образование, письменность в Древнерусском государстве) предназначен для учеников начальных классов (3-й класс). Пропедевтический курс истории в начальной школе призван, на наш взгляд, в первую очередь пробудить в детях живой интерес к истории, удивить масштабностью и одновременно простотой тех явлений, которые, казалось бы, знакомы с детства. На примере данного урока мы и попытались показать, каким образом учителям удается это делать в нашей школе....
12 03 2024 13:55:11
Одной из форм активного обучения являются интегрированные формы урока (внеклассного мероприятия). Цель статьи – показать конкретную систему работы учителя по данной теме. В предлагаемой статье раскрываются задачи обучения, которые можно решить с помощью интегрированных уроков, признаки такого урока, приводятся примеры проведённых уроков в соответствии с предлагаемой классификацией уровней (ступеней) интеграции....
11 03 2024 8:13:39
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
10 03 2024 9:52:12
Представлено портфолио учителя истории. Состоит из семи разделов....
09 03 2024 8:58:21
При изучении темы "Цивилизация Древнего Рима" используются различные приемы: работы с текстовым информационным материалом; работа с исторической картой; фрагмент художественного фильма; информация на электронных носителях; работа с текстом учебника; используется прием опережающего задания. Урок дает возможность отстаивать учащимся свои точки зрения на развитие древнеримской цивилизации; выявить сходства и различия в ценностях древнегреческой и древнеримской цивилизаций. Этот урок тесно связан с курсом истории....
08 03 2024 11:37:13
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
06 03 2024 2:12:37
В ходе освоения дисциплины студенты приобретают знания и умения, которые позволят им толерантно воспринимать адептов иной конфессии, распознавать и отличать деструктивные секты от традиционных религиозных систем. С учетом специфики задач указанной дисциплины и содержания изучаемого материала в преподавании рекомендуется использовать проблемный и интеpaктивный подходы, метод сравнительного анализа, разнообразную методику семинарских занятий - обсуждение, дискуссию, фронтальную беседу....
05 03 2024 7:11:32
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм. ...
04 03 2024 2:48:38
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
03 03 2024 8:12:27
Урок проводится с использованием ИКТ. Для достижения целей урока используется презентация Power Point....
02 03 2024 4:13:37
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
01 03 2024 12:40:44
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
29 02 2024 3:31:17
Проведение повторительно-обобщающего урока в нетрадиционной форме — форме игры с элементами художественного творчества — позволяет развивать интерес к истории как одному из элементов мотивации учебного процесса, активизировать и индивидуализировать учебный процесс, разнообразить формы учебной деятельности учащихся....
28 02 2024 7:47:15
Урок знакомит учащихся с историей монголо-татарского нашествия на Русь. ...
27 02 2024 1:37:53
Цели урока: выяснить причины отмены крепостного права, процесс подготовки ре-формы; познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить ее основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе; развивать навыки работы с документами, статистическими данными, их анализа, учить выделять главное, определять и объяснять понятия, делать выводы; способствовать личностному развитию учащихся - работать в группах, вести диалог, публично выступать....
26 02 2024 3:36:52
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
25 02 2024 18:25:28
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
24 02 2024 22:42:51
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
23 02 2024 14:48:21
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
22 02 2024 20:13:41
Урок истории проходит с использованием компьютера, медиатеки, энциклопедической литературы. Он посвящен изучению эпохи Петра I. ...
21 02 2024 4:40:15
Данный урок - лекция с элементами беседы и использованием компьютерных технологий для 6-го класса — знакомит учащихся с язычеством восточных славян. Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о пантеоне славянской религии, узнать о духах и существах, а также об обрядах восточных славян. ...
20 02 2024 0:30:33
Урок построен в виде семинарско-пpaктического занятия и предполагает как устное выступление учащихся с последующим коллективным обсуждением спopных вопросов, так и изучение исторических источников по данной теме. ...
19 02 2024 11:18:14
Философия и связанная с ней методология научного мышления служат основой научной картины действительности. Овладение терминологическим минимумом необходимо студентам в качестве постижения системных основ. Одной из главных проблем учебной терминографии является разработка базовых терминологических словарей. В результате был разработан «Учебный терминологический словарь по философии» как лексикографическое произведение, специально предназначенное для оказания помощи в изучении языка философии....
18 02 2024 16:20:28
Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....
17 02 2024 0:44:16
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...
16 02 2024 12:35:15
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
15 02 2024 11:18:50
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
14 02 2024 13:13:15
Использование регионализма и этнических элементов в обучении и воспитании младших школьников способствует эмоционально-ценностному отношению учащихся к государственным языкам в нашей республике, чувству их сопричастности к сохранению уникальности и чистоты обоих языков. Оно пробуждает в детях познавательный интерес к двуречью, к стремлению совершенствовать свою речь на адыгeйском и русском языке....
13 02 2024 18:16:47
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
12 02 2024 2:29:47
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока. Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
11 02 2024 13:45:54
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
10 02 2024 1:39:40
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
09 02 2024 8:17:51
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
08 02 2024 7:17:25
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
07 02 2024 20:35:20
Занятие является одним из серии уроков по истории России, изучающих отношения светской и духовной власти на протяжении веков. Представляется важным разработка методических приемов преподавания уроков, связанных с ролью Православной церкви в истории России, а также христианских подвижников, просиявших на земле русской. В центре внимания занятия - противостояние позиций царя и митрополита Филиппа в 60-е годы правления Ивана Грозного. Каким был митрополит Филипп, осмелившийся дать нелицеприятную нравственную оценку жестокому царю? Чем был его подвиг — эмоциональным порывом или закономерным итогом всей жизни? Что вообще нам известно о его жизни?...
06 02 2024 22:16:30
Урок представлен в форме пpaктического занятия, в ходе которого учащиеся самостоятельно работают в школьном музее, изучают образ жизни народов ханты и манси. Результатом работы является составление небольшого рассказа по выбранным предметам хозяйственной жизни народов Севера....
05 02 2024 16:12:25
Урок проводится после изучения темы «Социальное познание» и посвящен изучению и пpaктическому применению методов социального познания. Задания подобраны таким образом, чтобы показать неразрывную взаимосвязь всех сфер общественной жизни. Урок направлен на подготовку к ЕГЭ, так как пpaктически все задания подготовлены по экзаменационным материалам предыдущих лет. ...
04 02 2024 15:10:52
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
03 02 2024 23:38:50
Предлагаемая разработка позволяет учителю познакомить учащихся с историей Гражданской войны, осмыслить её трагизм. Показать, какое место в войне занимает личность. Урок способствует проявлению чувств сопереживания, отрицания насилия, неприятия зла. Дает возможность формировать у учащихся познавательный интерес к наследию прошлого и уважать его. Учит рассматривать прошлое через призму времени. ...
02 02 2024 22:20:26
На уроке показаны несколько форм возможной организации деятельности учащихся при использовании информационно-коммуникационных технологий, в которые оказываются вовлечены наряду с учителем и ученики, используются материалы не только учебника, справочников, энциклопедий, но и других источников информации и знаний....
01 02 2024 2:43:35
Музеи сельских школ играют важную роль в культурно-просветительской работе среди учащихся и местного населения, в охране природы, памятников истории и культуры. Они способствуют активизации интереса учащихся к самостоятельным исследованиям и общественно-полезной деятельности, овладению пpaктическими навыками поисковой исследовательской работы. Школьный музей - это музей в миниатюре, отражающий узкие, локальные темы истории родного края....
31 01 2024 8:49:56
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
30 01 2024 1:50:16
В связи с уменьшением количества учащихся в классах снижаются отдельные виды мотивации обучения: соревновательная, сравнительная; снижается познавательная активность учащихся. Для преодоления этого приходится перестраивать учебную работу в классе, делая основной упор на те виды деятельности, которые позволяют заинтересовать учащихся, обеспечить усвоение учебного материала....
29 01 2024 10:42:40
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::