Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс
Данный урок имеет большое значение при изучении раздела «Человек и закон».
Он логически завершает изучение темы, он обоснованно показывает, что государство имеет специальные силы, органы, которые стоят на страже правопорядка. Назначение данной темы состоит в том, чтобы сформировать у семиклассников на доступном для них уровне представления о деятельности правоохранительных органов. Она позволяет показать, что поведением законопослушного человека, о котором говорилось в предыдущих темах, может быть не только уважительное поведение к Закону, но и его защитникам. Тема имеет большое воспитательное значение, поскольку позволяет рассказать о людях и их судьбах, рассказать о члeнах семьи, чья профессиональная деятельность связана с работой правоохранительных органов. Перед учителем стоит непростая задача: как доступно, доходчиво, наглядно представить интересный, но огромный по объему материал о системе правоохранительных органов. Поэтому, на наш взгляд, групповая работа, предложенная автором, поможет преодолеть эти трудности.
Так как ребятам предстоит большая работа по изучению новой темы, то предлагается проверку изучению предыдущей темы осуществить в рамках предшествующего урока, а вопросы этой темы включить в отчетную работу по главе 2.
Цели:
- познакомить учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
- продолжить формирования умений:
* находить главное, работая с учебником и дополнительной литературой;
* умения анализировать учебный материал;
* уметь переводить информацию из одного вида в другой;
* составлять связанный рассказ на заданную тему; - расширить знания учащихся о правоохранительных органах;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умения публичного выступления.
Задачи урока:
- Узнать, что включает в себя система правоохранительных органов РФ
- Определить специфику деятельности каждого компонента системы.
- Осветить деятельность правоохранительных органов Тверской области.
- Познакомить учащихся с выдающимися работниками правоохранительных органов.
- Осветить классные семейные страницы правоохранительных органов (рассказать силами учащихся работе мам и пап, являющихся сотрудниками правоохранительных органов).
- Способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивающим защиту прав и интересов граждан.
- Развивать ораторские умения, умения выделять главное, умения публичного выступления.
Форма урока: поисково-исследовательский.
Метод: работа в группах.
Оборудование урока: Карточки – задания с дополнительным материалом для работы в группе, ноутбуки для оформления результатов работы в форме презентации (при их наличии), учебники, текст Конституции.
Изучение темы может осуществляться в 2 вариантах:
1 вариант: вся работа выполняется в течение урока, в конце урока представляются результаты работы в виде только ответов на вопросы. В этом случае предварительно, за 2 недели, выясняется, чьи родственники являются сотрудниками правоохранительных органов, и ребятам предлагается узнать о работе родителей, о причинах, побудивших выбрать именно этот профессиональный путь. На уроке ребята включают данную информацию в контекст ответа группы. Домашнее задание будет включать в себя подбор краеведческого материала по заданной теме (в этом случае не предлагается краеведческий материал на уроке).
2 вариант: осуществляется в течение 2 уроков, где на первом уроке осуществляется отбор материала, его изучение, коллегиально решается вопрос формы представления результатов работы, на 2 уроке – представление результатов работы с электронной поддержкой каждой группой, представляется видео - ряд и рассматривается весь материал, предложенный для работы, в том числе и материалы личного хаpaктера.
Основные понятия: Правоохранительная система, Полиция, Прокуратура, Суды РФ, Федеральная Служба Безопасности (ФСБ), таможня, адвокатура, нотариат, Частная детективная деятельность, правосудие, уголовный розыск, криминальная полиция, Инспекция по делам несовершеннолетних, паспортно-визовая служба, патрульно- постовая служба, презумпция невиновных, приговор, Конституционный, Арбитражный, Верховный суд.
Ход урока
Бесполезна власть, которая никогда не употрeбляется.
Латинская формула.
Тема сегодняшнего урока «Кто стоит на страже закона». Предложите, каковы цель и задачи нашей работы сегодня на уроке?
(В рубрике «Обсудим вместе», на странице 118, есть вопрос: «Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами порядка?». Можно также поставить следующий вопрос: «Каковы их полномочия (что делают люди этих профессий?»)). С постановки этих вопросов и следует начать изучение темы. В ходе ответов ребят можно фиксировать ответы на доске. Это позволит узнать об исходных представлениях учащихся по изучаемой теме, которые в процессе работы над темой придется углубить.
Вхождение в тему можно начать с работы с текстом статей 1 и 2 Конституции РФ.
- Как Конституция определяет, что является высшей ценностью в РФ?
- Кто, согласно Конституции, должен обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан?
- Какова, согласно Конституции, хаpaктеристика российского государства?
- Как Вы понимаете хаpaктеристику российского государства, как правового?
(Это обозначает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан).
Право – ничто без принуждения. Это общеизвестно. Вот почему в системе государственного аппарата есть особая группа органов – правоохранительные органы.
Правоохранительная система – это система государственных органов, которая обеспечивает защиту граждан и организаций от противоправных действий.
Работа на уроке будет осуществляться в группах:
Государственники | Прокуроры | Адвокаты | судьи | Полицейские | Нотариусы | Таможенники | Разведчики |
Задания для группы «Конституция России о защите прав и свобод человека». (государственники)
Прочитайте статьи с 45 по 49 (глава 2) Конституции РФ и ответьте на вопросы:
- Гарантирует ли государство защиту прав и свобод человека? Ответ обоснуйте.
- Имеет ли право гражданин обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека? В каком случае?
- В каких ситуациях гражданин имеет право пользоваться помощью адвоката?
- До какого момента каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным?
Задания для группы «Прокуроры»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.
Вопросы:
- Как хаpaктеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
- Каковы основные задачи прокуратуры?
- Что входит в обязанности прокурора?
- Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?
История Тверской прокуратуры.
Первым тверским прокурором был отставной капитан Герасим Шишков, утвержденный на эту должность Указом Екатерины II 14 апреля 1764 года. Г. Шишков был провинциальным прокурором, поскольку Тверь входила в состав Новгородской губернии.
С образованием в декабре 1796 года Тверской губернии было положено начало становлению и развитию губернской прокуратуры. Декрет о суде № 1 в ноябре 1917 года ликвидировал царскую прокуратуру. Надзор за соблюдением законности стали осуществлять различные органы власти и управления. В августе 1922 года в губернии снова начала работать губернская прокуратура. 20 ноября 1931 года город Тверь был переименован в Калинин, в январе 1935 года была образована Калининская область. Прокуратура Калининской области включала в свой состав 55 районных прокуратур.
Много испытаний выпало на долю работников прокуратуры области. В 30-е годы восемь из них вместе с прокурором области Л.Я. Назаровым были репрессированы. В период Великой Отечественной войны 77 работников ушли на фронт.
Деятельность органов прокуратуры области сейчас направлена на укрепление законности и правопорядка в регионе. Большое внимание уделяется обеспечению единого правового прострaнcтва, защите законных прав и интересов граждан и государства, борьбе с преступностью. В настоящее время службу в Прокуратуре Тверской области проходят 416 оперативных работников.
Для рассказа о знаменитом прокуроре А.Ф. Кони воспользуйтесь материалом на странице 116, в рубрике «Жил на свете человек».
Задания для группы «Судьи».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, 121-122,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Суд осуществляет правосудие, т.е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твердым хаpaктером и развитым чувством справедливости. Согласно закону судьи в РФ независимы, они подчиняются только Конституции и законам. В России действуют разные суды. Например, арбитражный суд разрешает спор экономического хаpaктера между организациями, предпринимателями, а Конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы Конституции страны. Другие же суды разрешают имущественные споры, решают, виновен ли человек в совершении преступления и т.д. Если человек обратился не в тот суд, его проблему рассматривать не станут. Если кто-то противится и не хочет выполнять то, что требует суд, его поведение считается противоправным и служит основанием для юридической ответственности. Создана специальная служба – судебных приставов, которые помогают исполнению решений судебных органов страны.
Вопросы:
- Для решения каких вопросов существует суд?
- Опираясь на текст, раскройте содержание статьи 120 Конституции РФ: «1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
- Какие задачи решает арбитражный и Конституционный суды?
- Используя текст ст.125-127 и текст учебника составьте схему «Суды РФ».
- Каков основной принцип российского правосудия? Что он обозначает?
Задания для группы «Адвокаты».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иная задача. Не случайно русское значение этого слова – защитник, его обязанность в судебном разбирательстве – обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.
Вопросы:
- Почему адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
- Каковы задачи адвокатов?
Анекдот о Ф.Н. Плевако.
История из жизни знаменитого адвоката Плевако.
Судили как-то одного попа за какую-то провинность.
У Плевако перед судом поинтересовались, велика ли его защитная речь?
На что он ответил, что вся его речь будет состоять из одной фразы.
И вот, после обвинительной речи прокурора, требовавшего приличного наказания, настала очередь защиты.
Адвокат встал и произнес:
– Господа! Вспомните, сколько грехов отпустил вам батюшка за свою жизнь, так неужели мы теперь не отпустим ему один единственный грех?!!!
Реакция зала была соответствующей. Попа оправдали.
Ф.Н. Плевако.
За всю историю отечественной адвокатуры не было в ней человека более популярного, чем Ф. Н. Плевако. И специалисты, и правовая элита, и обыватели, простонародье ценили его выше всех адвокатов как «великого оратора», «гения слова», «старшого богатыря» и даже «митрополита адвокатуры». Сама фамилия его стала нарицательной как синоним адвоката экстра-класса: «Найду другого «Плеваку», - говорили и писали без всякой иронии». Письма же к нему адресовали так: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».
Родился Федор Никифорович 25 апреля (13 по старому стилю) 1842 года в г. Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) в семье члeна Троицкой таможни, надворного советника Василия Ивановича Плевака. В шесть лет Федор уже свободно читал сказки А.С. Пушкина, стихи М.Ю. Лермонтова, басни И.А. Крылова, в девять лет стал проявлять интерес к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Отец ежегодно уезжал в отпуск в Москву, Петербург, Казань и привозил сыновьям новые книги. Дети получили вначале домашнее образование, с семи лет Федор стал посещать приходское училище, а с 8 до 9 лет учился в уездном училище. За успехи в учебе был назначен классным аудитором. Выйдя в июне 1851 г. в отставку, В. И. Плевако задумал переехать в Москву для продолжения учебы своих сыновей. В Москве молодой Плевако продолжает образование в гимназии, располагавшейся на Пречистенке, причем поступает сразу в третий класс. Окончив гимназию с золотой медалью, Федор поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В 1864 г. Ф.Н. Плевако окончил университет и, получив степень кандидата права, занялся поисками работы. Председатель Московского окружного суда Е.Е. Люминарский посоветовал способному сотруднику пойти работать в адвокатуру.
Плевако одним из первых записался помощником (для самостоятельной работы нужно было быть старше 25 лет и иметь юридический стаж не менее 5 лет) к присяжному поверенному М.И. Доброхотову. Здесь он проявил себя на уголовных процессах как одаренный адвокат и 19 сентября 1870 г. был принят в присяжные поверенные округа Московской судебной палаты. С этого времени началось его блистательное восхождение к вершинам адвокатской славы.
Ф.Н. Плевако был одним из тех адвокатов, которые начали разработку основ судебной риторики в России. Он произнес в судебном зале множество речей, которые становились потом достоянием общественности и передавались из уст в уста. Резким нападкам своих противников на судебных процессах юрист противопоставлял обоснованные возражения, спокойный тон и строгий анализ улик. На процессах по делу о фабричных беспорядках в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истрeблении фабричного имущества, Плевако пробуждал у слушателей сострадание к людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пеленок в понятии добра и полном достатке».
Он увлекался книгами по истории, праву, философии и постоянно брал их с собой в поездки. Федор Никифорович был известен тем, что не отказывался от судебных дел крестьян, которые вел, как правило, бесплатно.
Ф.Н. Плевако отличало редкое сочетание дара импровизации и чувства юмора, которые проявлялись во множестве его острот и каламбуров. Он часто излагал свои эпиграммы и пародии на бумаге.
23 декабря 1908 года Плевако умер. В день его похорон тысячи людей пришли проводить в последний путь великого народного защитника. Людей объединило не только чувство глубокой скорби и глубокой благодарности, они понимали: на таких сынах России, каким был Ф.Н. Плевако, и на памяти о них Россия и держится. Погребен Ф.Н. Плевако на Ваганьковском кладбище.
История тверской адвокатуры.
В 1862 году вошедший на престол Александр II принял решение о проведении кардинальной судебной реформы. Согласно принятым в 1864 году судебным Уставам адвокатура состояла при «судебных местах» - судебных палатах и окружных судах. При палатах формировались советы присяжных поверенных – органы адвокатского самоуправления. Первым российским городом, где вслед за столицами появились адвокаты, стала Тверь.
В ноябре 1886 года Московский совет присяжных поверенных определил для работы и жительства в г. Твери коллежского асессора Ивана Сухоручкина и коллежского советника Ивана Яснецкого. От них и повелось Тверское адвокатское сообщество.
Собственную оргстуктуру коллегии обрели много позже – лишь по декрету ВЦИК 1922 года и принятию «Положения об адвокатуре», утвержденному ВЦИК 26.05.1922. Коллегии защитников работали при судебных округах. В г. Твери в 1930 году одними из первых в РСФСР 10 адвокатов добровольно отказались от частной пpaктики и перешли на коллективную форму, образовав Тверской городской коллектив защитников. К маю 1938 года в состав Калининской городской коллегии защитников входило 14 коллективов.
К 1985 году тверская областная коллегия адвокатов насчитывала 145 человек в составе 33-х консультаций области и 4-х консультаций в г. Твери. В 2002 году была образована Адвокатская палата Тверской области. Адвокаты Тверской области консультируют граждан. Во всех районах Тверской области каждый гражданин может обратиться к адвокату за получением необходимой юридической помощи.
Для рассказа о знаменитом адвокате В.Д. Спасовиче воспользуйтесь материалом на странице 124, в рубрике «Жил на свете человек».
Задания для группы «Нотариусы».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
К правоохранительным органам иногда относят и нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Нотариат представляет собой публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, в задачу которого входит защита прав и законных интересов, как государства, так и физических и юридических лиц. Все нотариальные действия выполняются на основании предусмотренных законодательных актов от имени Российской Федерации. Нотариат играет исключительную роль в мирном урегулировании отношений субъектов, внесудебных процеДypaх защиты прав, в механизмах юридических гарантий и по праву является важным и незаменимым правозащитным институтом. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определенные гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.
- Почему нотариат не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
- Каковы задачи нотариусов?
- Что входит в обязанности нотариуса?
Тверская областная нотариальная палата была сформирована в апреле 1994 года. Палата представляет собой профессиональное объединение, обязательное члeнство в которой должны иметь все тверские нотариусы, имеющие частную пpaктику. Нотариальная палата выполняет координирующие функции в работе частного нотариата Тверской области, осуществляет представительские и правозащитные функции нотариусов в Твери, оказывает им необходимую помощь и содействие в обеспечении нотариальной пpaктики. Члeнами Нотариальной Палаты Тверской области являются 79 нотариусов. Кроме них, право совершать нотариальные действия имеют 20 помощников.
Задания для группы «Полицейские».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 122 - 127, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Полиция – это система органов исполнительной власти РФ, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принятия мер принуждения. Полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Сотрудники милиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются раскрытием преступлений, пресечением различных правонарушений. Полиция в РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Задачи криминальной милиции – борьба с тяжкими преступлениями (например, кража, грабеж, разбой), розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В составе криминальной полиции работает уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с незаконным оборотом наркотиков. Основные задачи полиции общественной безопасности (МОБ) – обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка. В ее состав входят различные подразделения и службы, например, патрульно-постовая служба, подразделение по делам несовершеннолетних, ГИБДД, паспортно-визовая служба. Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Вопросы:
- Что такое милиция?
- Каковы общие задачи милиции?
- Составьте схему по видам милиции и их подразделениям.
- Какие задачи решает криминальная милиция? Каковы основные задачи милиции общественной безопасности?
История тверской полиции (милиции).
История милиции началась в октябре 1917 г., когда был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР. Он должен был охранять порядок. НКВД руководил милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, делами записи актов гражданского состояния.
9 февраля 1935 года было создано Управление НКВД по Тверской (Калининской) области. Первым народным комиссаром УНКВД был комиссар государственной безопасности 3-го ранга Я.А. Дейч. В Твери (Калинине) были созданы особые инспекции по милиции и уголовному розыску.
Основными задачами милиции являлось «обеспечение общественной безопасности». Ей поручалось вести борьбу с преступностью, расследовать дела о преступлениях, охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество. Милиция делилась на общую и ведомственную. Органы милиции уделяли самое серьезное внимание борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. Рост автомобильного трaнcпорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость создания 3 июля 1936 г. специализированной службы милиции – ГАИ.
В конце 30-х годов в Твери начали формироваться отряды ночной охраны. С первых дней Великой Отечественной войны 25 процентов личного состава тверской милиции было призвано в армию. С начала войны наружная служба милиции была переведена на двухсменный режим работы – по 12 часов.
13 октября 1941 года враг подошел к г. Калинину. Он был уверен, что займет его с ходу, легко прорвется к Ярославлю и выйдет к Москве. В помощь Калининскому гарнизону пришли сотрудники НКВД и милиции. Был сформирован специальный милицейский истребительный батальон. В период Великой Отечественной войны, сотрудники милиции принимали самое активное участие и в оказании помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей, помещали их в детские дома, приемники-распределители. Всемерно расширяли сеть детских комнат при милиции.
После окончания Великой Отечественной войны сотрудникам Калининской милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. 6 декабря 1991 года создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков. В декабре 1994 года начались боевые действия в Чеченской Республике, которые не завершились до сих пор, и в которых с первых дней принимают участие сотрудники УВД по Тверской области. За этот период УВД потеряло 24 сотрудника, погибших при исполнении служебного долга в Северо - Кавказском регионе РФ.
Задания для группы «Таможенники»
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 118 - 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу. Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и трaнcпортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Таможенное дело имеет давнюю историю. Она начинается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах на перекрестках древних торговых путей в 8 веке. Как только начали товары перемещаться, так и тамгу, клеймо особое, на нем ставить стали и таможную пошлину собирать. Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «там-жить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где таможили товар, а «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу. Установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений - таможни. 25 октября - знаменательный в истории таможенной службы день. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом в истории России, в котором были разделы, касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году по указу царя Алексея Михайловича впервые в России в, был принят Таможенный устав, регулировавший взимание таможенной пошлины «в Москве и городах российских». С этого момента таможенная служба стала государственной. «Со всякого товару имати с рубля тамги по полуторе деньге», – говорится в таможенном уставе 1571 года. И далее: «В таможне очищают привозный или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».
Вопросы:
- Что такое таможня?
- Какова основная задача таможни?
- Что послужило причиной создания таможни?
- Прочитайте текст гимна Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:
А) В чем цель создания российской таможни?
Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
В) Почему таможне должна быть «зорче вдвойне»?
Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?
Гимн Таможни РФ (автор О. Газманов)
С давних лет в Государстве Российском
Чтоб свои рубежи охранять,
Чтобы стала сильнее держава,
Нужно крепко таможне стоять.
Припев:
Таможня бережет добро,
Чтобы Держава богатела.
Таможня бережет добро,
Чтоб торговать могли мы смело.
Широка и богата Отчизна,
Много ценного в нашей земле,
И поэтому нашей таможне,
Быть положено зорче вдвойне.
Припев.
Должен быть от coблaзнов свободным,
Кто судьбу с нашей службой связал,
И тогда назовут благородной
Эту жизнь, что таможне отдал.
Припев.
День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.
Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.
Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.
День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.
Тверская таможня.
25 октября 1991 по указу президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации. А непосредственно День таможенника РФ установлен Указом президента РФ № 811 от 4 августа 1995 года «Об установлении Дня таможенника РФ». В Тверском государственном университете на базе юридического факультета каждый год выпускаются специалисты таможенного дела.
5 августа 1996 г. Была открыта Тверская таможня. В момент образования было всего 30 таможенников, в настоящее время - 300. Сегодня в структуре Тверской таможни 5 таможенных постов (Тверской, Вышневолоцкий, Кимрский, Ржевский, Западнодвинский, около 30 структурных подразделений.
18 лет через Тверскую таможню идут «очищенные пошлиной» товары внутрь и за пределы области. За это время было оформлено более 200 000 грузовых таможенных деклараций (ГТД). Всего товарооборот, совокупный объем экспорта и импорта, составил 4,2 миллиарда долларов. Поступления в федеральный бюджет – 13,8 миллиарда рублей, это наибольшее количество поступлений в федеральный бюджет в 2011 г.
Крупнейшими контрагентами внешней торговли Тверской области среди стран СНГ являются Украина, Казахстан и Узбекистан, иностранные государства - Германия, Италия, Нидерланды, Латвия, Китай, США.
Через тверскую таможню проходит технологическое оборудование для различных отраслей промышленности, особенно оборудование и машины для приготовления продуктов и напитков, машины для строительного комплекса, огнетушителей, тpaкторов, оборудование для сельского хозяйства, грузовые автомашин. Растут закупки свежих фруктов: яблок, груш, ананасов.
Задания для группы «Федеральная служба безопасности (ФСБ)».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:
контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
Вопросы:
- Что такое ФСБ?
- Кто осуществляет руководство ФСБ?
- Перечислите основные направления деятельности органов ФСБ?
Закрепление.
Для закрепления материала ребята выполняют итоговое задание:
С помощью стрелок соотнесите правоохранительные органы и их задачи.
Органы | Задачи |
А. Представление интересов обвиняемого | 1. Суд |
Б. Осуществление надзора за исполнением законов | 2. Прокуратура |
В. Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав | 3. Адвокатура |
Г. Разрешение конкретных правовых споров на основе закона | 4. Полиция |
Д. Охрана общественного порядка; борьба с преступностью | 5. Нотариат |
А | Б | В | Г | Д |
3 | 2 | 5 | 1 | 4 |
Д.З. П. 11, групповое задание, ВКД стр. 127.
Использованная литература:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М., Просвещение, 2008
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. – М., Просвещение, 2011.
- www.tsn-diakom.narod.ru/spravka/notarius/notariusy_tveri.html
- www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/150/2956.html
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
- ya.vch.ru/hl/vch?url=webds/www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi%3Ftable_code%3D12%26action%3Dshow%26id%3D23675&mime=text/html&charset=w
- www.prokuratura.tver.ru/
- www.prokuratura.tver.ru/history
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
27 05 2023 5:36:11
Урок формирует у учащихся представление о гуситском движении, умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивает навыки работы с документами. Ученики формулируют тему урока, определяют его цели. На уроке обращается внимание на нравственный аспект поведения: верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество....
26 05 2023 5:45:45
Среди многих героических страниц истории нашей страны были и тёмные периоды. К таким периодам относится время репрессий. Урок рассказывает о Соловецком монастыре, месте, где много веков подряд, жили и молились монахи. А в 1918 году там был устроен первый лагерь в Советской России. И там начали уничтожать людей, живущих в СССР. Ученики должны задуматься: что следует сделать, чтобы эти события не повторились....
25 05 2023 20:42:36
Сценарий предназначен для интегрированных уроков по истории русской культуры 18-19 веков и для внеклассной работы с учащимися 10-12-и лет. Ведущие программы - учащиеся. Сценарий построен на синтезе искусств - музыки, литературы и живописи. К сценарию прилагается презентация, в которой иллюстрации и музыка точно соответствуют репродукциям в тесте. Это дает возможность учащемуся одновременно следить за видеорядом и текстом....
24 05 2023 17:28:40
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности.
...
23 05 2023 21:54:18
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
22 05 2023 3:26:17

Цель урока: показать роль права в регулировании семейно-брачных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, роль и значение семьи в современном обществе; создать психологические предпосылки для ответственного отношения к семейной жизни....
21 05 2023 5:56:45
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
20 05 2023 16:29:34
Цели урока: повторение и обобщение знаний учащихся; развивать заинтересованность в знаниях к предмету; развивать кругозор учащихся....
19 05 2023 5:22:30
Урок "Русь в Х-ХVв.в." занимает место в системе повторительно-обобщающих уроков в курсе истории России в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, В.И. Буганова.
Урок спланирован и проводится по технологиям КСО, на групповой и концептуальной основах. Обучающиеся предварительно разделены на учебные группы, каждая из которых выбирает вопрос для подготовки и защиты, получает задание прочитать дополнительную литературу и подготовить выступление, в котором прозвучат несколько точек зрения по теме для защиты....
18 05 2023 1:26:22
Урок истории разработан для учащихся 6-х классов коррекционной школы VII вида для детей с ЗПР, но так как его содержание соответствует общеобразовательной программе, подробно освещаются все основные вопросы предложенной темы, этот урок может использоваться учителями массовых общеобразовательных учреждений. Специфика работы коррекционной школы отражена в целях урока, в разнообразии видов работ и дифференцированном подходе....
17 05 2023 5:26:16
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
16 05 2023 18:20:43
Вашему вниманию предлагается урок по истории по теме "Факторы формирования цивилизации", (10-й класс)....
15 05 2023 8:16:10
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
14 05 2023 6:51:36
Автор статьи разработала и провела урок истории в 5-м классе в форме ролевой игры, так как законы Хаммурапи являются наиболее ярким примером писаного права. Придерживаясь гендерного подхода в обучении, она учитывала то, что визуализация и интересное изложение материала, занимательность уроков истории увеличивают к ним интерес подростков, что позволяет им лучше усваивать учебный материал....
13 05 2023 2:40:59
Предлагаемый урок входит в элективный курс «Выборы: путь к власти» (образовательная область обществознание) и ставит своей целью способствовать формированию у учащихся убеждений, что только сам человек через свою политическую активность может не допустить скатывания общества к тоталитарному режиму....
12 05 2023 8:17:53
Применение на уроках технологии ЛСМ В.Э. Штейнберга позволяет моделировать различные условия учебного процесса через алгоритм нанесения информации на координатные оси, установление связей между узлами ЛСМ, и как результат - формирование ситуации успеха ребенка....
11 05 2023 7:36:28
Цель урока: познакомить учащихся с кардинальными изменениями, которые произошли в эпоху Петра I, формировать умение работать самостоятельно, с источником, делать выводы....
10 05 2023 10:57:30
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики.
Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
09 05 2023 12:28:26
На уроке рассматриваются проблемы советской дипломатии накануне Второй мировой войны....
08 05 2023 19:17:13
Урок дает возможность сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, о той атмосфере, которая сложилась накануне отмены крепостного права. Подводит учащихся к пониманию того, что отмена крепостного права была продиктована объективными причинами, а не личным желанием императора....
07 05 2023 16:18:13
Задания по историческим персоналиям середины X - второй половины XVI века можно использовать на уроках обобщения пройденного материала и повторения в старшей школе. Десять хаpaктеристик каждого исторического деятеля по десять вопросов в каждом "портрете".
...
06 05 2023 6:28:54
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
05 05 2023 14:41:43
Урок построен на основе материалов экспозиции школьного музея, краеведческого музея г. Красноуфимска, с использованием материалов, подготовленных лекторской группой музея. Данный урок можно использовать при изучении темы Великой Отечественной войны в курсе преподавания истории России в 9-м классе и как внеклассное мероприятие. Данное занятие позволяет проявить патриотизм школьников по отношению к своей малой Родине, семье, уважительное отношение к старшим, почтить память погибших....
04 05 2023 13:28:43

Размышления над итогами царствования Павла I помогут учащимся самостоятельно ответить на главный вопрос урока – кем же был для страны Павел – реформатором или деспотом? И какова его роль в российской истории?...
03 05 2023 12:59:47
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога.
...
02 05 2023 20:21:12
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
01 05 2023 16:21:37
Настольная интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов разработана в целях лучшего усвоения и запоминания учебного материала. За основу взята настольная игра «Русское лото», однако здесь большую роль играют не цифры, а знания истории по различным направлениям. Игра дает возможность быстро и непринужденно запоминать различные географические названия, определения терминов и понятий, имена исторических деятелей, даты, события, названия мифических героев. Детям очень нравятся эти игры....
30 04 2023 2:33:20

Урок направлен на повторение и обобщение знаний пятиклассников по теме «Древний Египет». С целью развития интереса к предмету и активизации познавательной деятельности учащихся урок проводится в форме игры по комaндам. Ребятам предлагаются интересные задания, способствующие развитию исторического и творческого мышления....
29 04 2023 8:18:15
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
28 04 2023 0:52:32
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
27 04 2023 10:54:24
Урок истории в 5-м классе в тематическом планировании находится примерно в середине при изучении раздела «Древняя Греция». Изучение данной темы после таких тем, как «Земледельцы Аттики теряют землю и свободу» и «Зарождение демократии в Афинах» позволяет на уроке опираться на знания учащихся....
26 04 2023 20:12:30
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
25 04 2023 5:20:14
Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
24 04 2023 9:21:14
Методическая разработка урока корректировки, применения и совершенствования знаний с использованием групповой работы и технологии критического мышления. Цели урока: раскрыть причины реформ 60—70-х годов XIX века в России; учить воспринимать историю как своё минувшее и воспитывать чувство ответственности перед будущим.
...
23 04 2023 4:25:47
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
22 04 2023 8:19:58
Данная работа знакомит с системой мероприятий по военно-патриотическому воспитанию в школе и показывает, как можно воспитывать толерантное отношение через участие в мероприятиях военно-патриотической направленности. Данная работа будет интересна как классным руководителям среднего и старшего звена школы, так и педагогам-организаторам и заместителям директоров по воспитательной работе.
...
21 04 2023 8:56:23
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
20 04 2023 19:31:11
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
19 04 2023 0:34:30
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
18 04 2023 20:39:16

Хочу предложить игру по обществознанию в виде презентации, которая называется «Общество – не простая сумма индивидов…», по всем разделам курса. Игра позволяет вовлечь в работу всех учеников и является ценным средством воспитания умственной активности детей, помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное, рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний....
17 04 2023 2:53:51
После урока учащиеся способны охаpaктеризовать социально-экономическое положение России в начале XX века.
...
16 04 2023 2:24:59
Урок в разделе "Древняя Греция". В построение и содержании урока учитывалось, то, что учащиеся только начинают знакомство с историей Древней Греции на примере её полиса Афины. Использовались хорошо знакомые детям формы работы (карточки, работа с исторической картой, учебником).
...
15 04 2023 21:59:50
На уроке ученики знакомятся с разными стилями и направлениями в архитектуре, литературе, одежде, прослеживают влияние культуры, быта Средневековья в современной жизни. Различные творческие задания способствуют развитию учащихся. Итог – создание виртуального музея средневековой культуры и быта.
...
14 04 2023 3:16:37
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
13 04 2023 11:40:18
Игра на уроке истории - активная форма учебного занятия, в процессе которой выявляются интеллектуальные возможности учащихся, активизируются их познавательные интересы, развиваются творческие способности. Игра создает яркое, образное представление об изучаемой эпохе. Предлагаемый урок делает попытку показать, каким образом с помощью игры можно организовать повторение пройденного учебного материала....
12 04 2023 4:54:25
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
11 04 2023 16:59:56
Урок должен дать учащимся исторический портрет Екатерины II; познакомить с предпосылками, содержанием, с общей хаpaктеристикой внутренней политики; показать роль дворянских привилегий; продолжить работу по формированию умений работать с историческими источниками.
...
10 04 2023 1:34:43
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
09 04 2023 23:56:15
Представленная разработка игры-викторины может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых воспитанию гражданственности, патриотизма и любви к своей Родине. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны....
08 04 2023 2:13:37
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::