Методические приемы работы над темой "Кто стоит на страже закона". 7-й класс
Данный урок имеет большое значение при изучении раздела «Человек и закон».
Он логически завершает изучение темы, он обоснованно показывает, что государство имеет специальные силы, органы, которые стоят на страже правопорядка. Назначение данной темы состоит в том, чтобы сформировать у семиклассников на доступном для них уровне представления о деятельности правоохранительных органов. Она позволяет показать, что поведением законопослушного человека, о котором говорилось в предыдущих темах, может быть не только уважительное поведение к Закону, но и его защитникам. Тема имеет большое воспитательное значение, поскольку позволяет рассказать о людях и их судьбах, рассказать о члeнах семьи, чья профессиональная деятельность связана с работой правоохранительных органов. Перед учителем стоит непростая задача: как доступно, доходчиво, наглядно представить интересный, но огромный по объему материал о системе правоохранительных органов. Поэтому, на наш взгляд, групповая работа, предложенная автором, поможет преодолеть эти трудности.
Так как ребятам предстоит большая работа по изучению новой темы, то предлагается проверку изучению предыдущей темы осуществить в рамках предшествующего урока, а вопросы этой темы включить в отчетную работу по главе 2.
Цели:
- познакомить учащихся с организацией правоохранительной системы в нашей стране;
- продолжить формирования умений:
* находить главное, работая с учебником и дополнительной литературой;
* умения анализировать учебный материал;
* уметь переводить информацию из одного вида в другой;
* составлять связанный рассказ на заданную тему; - расширить знания учащихся о правоохранительных органах;
- развивать коммуникативные навыки;
- развивать умения публичного выступления.
Задачи урока:
- Узнать, что включает в себя система правоохранительных органов РФ
- Определить специфику деятельности каждого компонента системы.
- Осветить деятельность правоохранительных органов Тверской области.
- Познакомить учащихся с выдающимися работниками правоохранительных органов.
- Осветить классные семейные страницы правоохранительных органов (рассказать силами учащихся работе мам и пап, являющихся сотрудниками правоохранительных органов).
- Способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов, обеспечивающим защиту прав и интересов граждан.
- Развивать ораторские умения, умения выделять главное, умения публичного выступления.
Форма урока: поисково-исследовательский.
Метод: работа в группах.
Оборудование урока: Карточки – задания с дополнительным материалом для работы в группе, ноутбуки для оформления результатов работы в форме презентации (при их наличии), учебники, текст Конституции.
Изучение темы может осуществляться в 2 вариантах:
1 вариант: вся работа выполняется в течение урока, в конце урока представляются результаты работы в виде только ответов на вопросы. В этом случае предварительно, за 2 недели, выясняется, чьи родственники являются сотрудниками правоохранительных органов, и ребятам предлагается узнать о работе родителей, о причинах, побудивших выбрать именно этот профессиональный путь. На уроке ребята включают данную информацию в контекст ответа группы. Домашнее задание будет включать в себя подбор краеведческого материала по заданной теме (в этом случае не предлагается краеведческий материал на уроке).
2 вариант: осуществляется в течение 2 уроков, где на первом уроке осуществляется отбор материала, его изучение, коллегиально решается вопрос формы представления результатов работы, на 2 уроке – представление результатов работы с электронной поддержкой каждой группой, представляется видео - ряд и рассматривается весь материал, предложенный для работы, в том числе и материалы личного хаpaктера.
Основные понятия: Правоохранительная система, Полиция, Прокуратура, Суды РФ, Федеральная Служба Безопасности (ФСБ), таможня, адвокатура, нотариат, Частная детективная деятельность, правосудие, уголовный розыск, криминальная полиция, Инспекция по делам несовершеннолетних, паспортно-визовая служба, патрульно- постовая служба, презумпция невиновных, приговор, Конституционный, Арбитражный, Верховный суд.
Ход урока
Бесполезна власть, которая никогда не употрeбляется.
Латинская формула.
Тема сегодняшнего урока «Кто стоит на страже закона». Предложите, каковы цель и задачи нашей работы сегодня на уроке?
(В рубрике «Обсудим вместе», на странице 118, есть вопрос: «Кого (представителей каких профессий) можно назвать стражами порядка?». Можно также поставить следующий вопрос: «Каковы их полномочия (что делают люди этих профессий?»)). С постановки этих вопросов и следует начать изучение темы. В ходе ответов ребят можно фиксировать ответы на доске. Это позволит узнать об исходных представлениях учащихся по изучаемой теме, которые в процессе работы над темой придется углубить.
Вхождение в тему можно начать с работы с текстом статей 1 и 2 Конституции РФ.
- Как Конституция определяет, что является высшей ценностью в РФ?
- Кто, согласно Конституции, должен обеспечить соблюдение и защиту прав и свобод граждан?
- Какова, согласно Конституции, хаpaктеристика российского государства?
- Как Вы понимаете хаpaктеристику российского государства, как правового?
(Это обозначает, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан).
Право – ничто без принуждения. Это общеизвестно. Вот почему в системе государственного аппарата есть особая группа органов – правоохранительные органы.
Правоохранительная система – это система государственных органов, которая обеспечивает защиту граждан и организаций от противоправных действий.
Работа на уроке будет осуществляться в группах:
Государственники | Прокуроры | Адвокаты | судьи | Полицейские | Нотариусы | Таможенники | Разведчики |
Задания для группы «Конституция России о защите прав и свобод человека». (государственники)
Прочитайте статьи с 45 по 49 (глава 2) Конституции РФ и ответьте на вопросы:
- Гарантирует ли государство защиту прав и свобод человека? Ответ обоснуйте.
- Имеет ли право гражданин обратиться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека? В каком случае?
- В каких ситуациях гражданин имеет право пользоваться помощью адвоката?
- До какого момента каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным?
Задания для группы «Прокуроры»
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Прокуратура надзирает за соблюдением законов, представляет интересы государства в судебном процессе. На страже закона стоит прокурор. Он наблюдает за тем, правильно ли исполняются законы, не нарушаются ли права и интересы граждан государства. Поэтому, если права нарушены, можно обратиться за помощью к прокурору. Он обязан принять меры к тому, чтобы устранить нарушения. В системе прокуратуры работают следователи, которые ведут сложные уголовные дела. Если следствие завершено, то, по правилам закона, дело передается в суд, который и выносит приговор. Если прокурор узнает, что человека задержали незаконно, он может его немедленно освободить. Если суд выносит неправильный приговор, то прокурор может обжаловать его решение.
Вопросы:
- Как хаpaктеризует органы прокуратуры статья 129 Конституции РФ?
- Каковы основные задачи прокуратуры?
- Что входит в обязанности прокурора?
- Какую функцию в прокуратуре выполняют следователи?
История Тверской прокуратуры.
Первым тверским прокурором был отставной капитан Герасим Шишков, утвержденный на эту должность Указом Екатерины II 14 апреля 1764 года. Г. Шишков был провинциальным прокурором, поскольку Тверь входила в состав Новгородской губернии.
С образованием в декабре 1796 года Тверской губернии было положено начало становлению и развитию губернской прокуратуры. Декрет о суде № 1 в ноябре 1917 года ликвидировал царскую прокуратуру. Надзор за соблюдением законности стали осуществлять различные органы власти и управления. В августе 1922 года в губернии снова начала работать губернская прокуратура. 20 ноября 1931 года город Тверь был переименован в Калинин, в январе 1935 года была образована Калининская область. Прокуратура Калининской области включала в свой состав 55 районных прокуратур.
Много испытаний выпало на долю работников прокуратуры области. В 30-е годы восемь из них вместе с прокурором области Л.Я. Назаровым были репрессированы. В период Великой Отечественной войны 77 работников ушли на фронт.
Деятельность органов прокуратуры области сейчас направлена на укрепление законности и правопорядка в регионе. Большое внимание уделяется обеспечению единого правового прострaнcтва, защите законных прав и интересов граждан и государства, борьбе с преступностью. В настоящее время службу в Прокуратуре Тверской области проходят 416 оперативных работников.
Для рассказа о знаменитом прокуроре А.Ф. Кони воспользуйтесь материалом на странице 116, в рубрике «Жил на свете человек».
Задания для группы «Судьи».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, 121-122,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Суд осуществляет правосудие, т.е. разрешает конкретные правовые споры на основе закона. Именно от суда ждут принятия законного и обоснованного решения по делу. Согласно российским законам судьей может быть только человек, имеющий юридическое образование. Он руководствуется в своих решениях лишь законом, а не собственными эмоциями. Он должен быть честным, смелым, принципиальным, с твердым хаpaктером и развитым чувством справедливости. Согласно закону судьи в РФ независимы, они подчиняются только Конституции и законам. В России действуют разные суды. Например, арбитражный суд разрешает спор экономического хаpaктера между организациями, предпринимателями, а Конституционный суд проверяет, соответствуют ли законы Конституции страны. Другие же суды разрешают имущественные споры, решают, виновен ли человек в совершении преступления и т.д. Если человек обратился не в тот суд, его проблему рассматривать не станут. Если кто-то противится и не хочет выполнять то, что требует суд, его поведение считается противоправным и служит основанием для юридической ответственности. Создана специальная служба – судебных приставов, которые помогают исполнению решений судебных органов страны.
Вопросы:
- Для решения каких вопросов существует суд?
- Опираясь на текст, раскройте содержание статьи 120 Конституции РФ: «1.Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону».
- Какие задачи решает арбитражный и Конституционный суды?
- Используя текст ст.125-127 и текст учебника составьте схему «Суды РФ».
- Каков основной принцип российского правосудия? Что он обозначает?
Задания для группы «Адвокаты».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
К правоохранительным органам иногда относят адвокатуру. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова. Адвокаты не могут применять властные полномочия к лицам, допустившим нарушение закона. У них иная задача. Не случайно русское значение этого слова – защитник, его обязанность в судебном разбирательстве – обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.
Вопросы:
- Почему адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
- Каковы задачи адвокатов?
Анекдот о Ф.Н. Плевако.
История из жизни знаменитого адвоката Плевако.
Судили как-то одного попа за какую-то провинность.
У Плевако перед судом поинтересовались, велика ли его защитная речь?
На что он ответил, что вся его речь будет состоять из одной фразы.
И вот, после обвинительной речи прокурора, требовавшего приличного наказания, настала очередь защиты.
Адвокат встал и произнес:
– Господа! Вспомните, сколько грехов отпустил вам батюшка за свою жизнь, так неужели мы теперь не отпустим ему один единственный грех?!!!
Реакция зала была соответствующей. Попа оправдали.
Ф.Н. Плевако.
За всю историю отечественной адвокатуры не было в ней человека более популярного, чем Ф. Н. Плевако. И специалисты, и правовая элита, и обыватели, простонародье ценили его выше всех адвокатов как «великого оратора», «гения слова», «старшого богатыря» и даже «митрополита адвокатуры». Сама фамилия его стала нарицательной как синоним адвоката экстра-класса: «Найду другого «Плеваку», - говорили и писали без всякой иронии». Письма же к нему адресовали так: «Москва. Новинский бульвар, собственный дом. Главному защитнику Плеваке». Или просто: «Москва. Федору Никифоровичу».
Родился Федор Никифорович 25 апреля (13 по старому стилю) 1842 года в г. Троицке Оренбургской губернии (ныне Челябинская область) в семье члeна Троицкой таможни, надворного советника Василия Ивановича Плевака. В шесть лет Федор уже свободно читал сказки А.С. Пушкина, стихи М.Ю. Лермонтова, басни И.А. Крылова, в девять лет стал проявлять интерес к «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина. Отец ежегодно уезжал в отпуск в Москву, Петербург, Казань и привозил сыновьям новые книги. Дети получили вначале домашнее образование, с семи лет Федор стал посещать приходское училище, а с 8 до 9 лет учился в уездном училище. За успехи в учебе был назначен классным аудитором. Выйдя в июне 1851 г. в отставку, В. И. Плевако задумал переехать в Москву для продолжения учебы своих сыновей. В Москве молодой Плевако продолжает образование в гимназии, располагавшейся на Пречистенке, причем поступает сразу в третий класс. Окончив гимназию с золотой медалью, Федор поступает на юридический факультет Московского государственного университета. В 1864 г. Ф.Н. Плевако окончил университет и, получив степень кандидата права, занялся поисками работы. Председатель Московского окружного суда Е.Е. Люминарский посоветовал способному сотруднику пойти работать в адвокатуру.
Плевако одним из первых записался помощником (для самостоятельной работы нужно было быть старше 25 лет и иметь юридический стаж не менее 5 лет) к присяжному поверенному М.И. Доброхотову. Здесь он проявил себя на уголовных процессах как одаренный адвокат и 19 сентября 1870 г. был принят в присяжные поверенные округа Московской судебной палаты. С этого времени началось его блистательное восхождение к вершинам адвокатской славы.
Ф.Н. Плевако был одним из тех адвокатов, которые начали разработку основ судебной риторики в России. Он произнес в судебном зале множество речей, которые становились потом достоянием общественности и передавались из уст в уста. Резким нападкам своих противников на судебных процессах юрист противопоставлял обоснованные возражения, спокойный тон и строгий анализ улик. На процессах по делу о фабричных беспорядках в защиту рабочих, обвинявшихся в сопротивлении властям, в буйстве и истрeблении фабричного имущества, Плевако пробуждал у слушателей сострадание к людям, «обессиленным физическим трудом, с обмершими от бездействия духовными силами, в противоположность нам, баловням судьбы, воспитываемым с пеленок в понятии добра и полном достатке».
Он увлекался книгами по истории, праву, философии и постоянно брал их с собой в поездки. Федор Никифорович был известен тем, что не отказывался от судебных дел крестьян, которые вел, как правило, бесплатно.
Ф.Н. Плевако отличало редкое сочетание дара импровизации и чувства юмора, которые проявлялись во множестве его острот и каламбуров. Он часто излагал свои эпиграммы и пародии на бумаге.
23 декабря 1908 года Плевако умер. В день его похорон тысячи людей пришли проводить в последний путь великого народного защитника. Людей объединило не только чувство глубокой скорби и глубокой благодарности, они понимали: на таких сынах России, каким был Ф.Н. Плевако, и на памяти о них Россия и держится. Погребен Ф.Н. Плевако на Ваганьковском кладбище.
История тверской адвокатуры.
В 1862 году вошедший на престол Александр II принял решение о проведении кардинальной судебной реформы. Согласно принятым в 1864 году судебным Уставам адвокатура состояла при «судебных местах» - судебных палатах и окружных судах. При палатах формировались советы присяжных поверенных – органы адвокатского самоуправления. Первым российским городом, где вслед за столицами появились адвокаты, стала Тверь.
В ноябре 1886 года Московский совет присяжных поверенных определил для работы и жительства в г. Твери коллежского асессора Ивана Сухоручкина и коллежского советника Ивана Яснецкого. От них и повелось Тверское адвокатское сообщество.
Собственную оргстуктуру коллегии обрели много позже – лишь по декрету ВЦИК 1922 года и принятию «Положения об адвокатуре», утвержденному ВЦИК 26.05.1922. Коллегии защитников работали при судебных округах. В г. Твери в 1930 году одними из первых в РСФСР 10 адвокатов добровольно отказались от частной пpaктики и перешли на коллективную форму, образовав Тверской городской коллектив защитников. К маю 1938 года в состав Калининской городской коллегии защитников входило 14 коллективов.
К 1985 году тверская областная коллегия адвокатов насчитывала 145 человек в составе 33-х консультаций области и 4-х консультаций в г. Твери. В 2002 году была образована Адвокатская палата Тверской области. Адвокаты Тверской области консультируют граждан. Во всех районах Тверской области каждый гражданин может обратиться к адвокату за получением необходимой юридической помощи.
Для рассказа о знаменитом адвокате В.Д. Спасовиче воспользуйтесь материалом на странице 124, в рубрике «Жил на свете человек».
Задания для группы «Нотариусы».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, ,а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
К правоохранительным органам иногда относят и нотариат. Эти органы оказывают населению юридическую помощь. Нотариат представляет собой публично-правовой, правоприменительный и правозащитный институт, в задачу которого входит защита прав и законных интересов, как государства, так и физических и юридических лиц. Все нотариальные действия выполняются на основании предусмотренных законодательных актов от имени Российской Федерации. Нотариат играет исключительную роль в мирном урегулировании отношений субъектов, внесудебных процеДypaх защиты прав, в механизмах юридических гарантий и по праву является важным и незаменимым правозащитным институтом. Нотариусы помогают составлять различные документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Таким образом, они закрепляют определенные гражданские права конкретного человека и предупреждают возможность их нарушения в дальнейшем.
- Почему нотариат не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова?
- Каковы задачи нотариусов?
- Что входит в обязанности нотариуса?
Тверская областная нотариальная палата была сформирована в апреле 1994 года. Палата представляет собой профессиональное объединение, обязательное члeнство в которой должны иметь все тверские нотариусы, имеющие частную пpaктику. Нотариальная палата выполняет координирующие функции в работе частного нотариата Тверской области, осуществляет представительские и правозащитные функции нотариусов в Твери, оказывает им необходимую помощь и содействие в обеспечении нотариальной пpaктики. Члeнами Нотариальной Палаты Тверской области являются 79 нотариусов. Кроме них, право совершать нотариальные действия имеют 20 помощников.
Задания для группы «Полицейские».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 122 - 127, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Полиция – это система органов исполнительной власти РФ, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом принятия мер принуждения. Полиция входит в систему государственных органов внутренних дел. Сотрудники милиции ведут борьбу с преступностью: они занимаются раскрытием преступлений, пресечением различных правонарушений. Полиция в РФ подразделяется на криминальную и общественной безопасности. Задачи криминальной милиции – борьба с тяжкими преступлениями (например, кража, грабеж, разбой), розыск лиц, скрывающихся от правоохранительных органов. В составе криминальной полиции работает уголовный розыск, подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, с незаконным оборотом наркотиков. Основные задачи полиции общественной безопасности (МОБ) – обеспечение личной и общественной безопасности, охрана собственности, общественного порядка. В ее состав входят различные подразделения и службы, например, патрульно-постовая служба, подразделение по делам несовершеннолетних, ГИБДД, паспортно-визовая служба. Полиция — составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел. В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент РФ, непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции.
Вопросы:
- Что такое милиция?
- Каковы общие задачи милиции?
- Составьте схему по видам милиции и их подразделениям.
- Какие задачи решает криминальная милиция? Каковы основные задачи милиции общественной безопасности?
История тверской полиции (милиции).
История милиции началась в октябре 1917 г., когда был образован Народный комиссариат внутренних дел (НКВД) РСФСР. Он должен был охранять порядок. НКВД руководил милицией, уголовным розыском, войсками внутренней охраны, делами записи актов гражданского состояния.
9 февраля 1935 года было создано Управление НКВД по Тверской (Калининской) области. Первым народным комиссаром УНКВД был комиссар государственной безопасности 3-го ранга Я.А. Дейч. В Твери (Калинине) были созданы особые инспекции по милиции и уголовному розыску.
Основными задачами милиции являлось «обеспечение общественной безопасности». Ей поручалось вести борьбу с преступностью, расследовать дела о преступлениях, охранять государственное и общественное имущество, а также личную безопасность граждан и их имущество. Милиция делилась на общую и ведомственную. Органы милиции уделяли самое серьезное внимание борьбе с детской беспризорностью и преступностью несовершеннолетних. Рост автомобильного трaнcпорта, повышение интенсивности дорожного движения вызвали необходимость создания 3 июля 1936 г. специализированной службы милиции – ГАИ.
В конце 30-х годов в Твери начали формироваться отряды ночной охраны. С первых дней Великой Отечественной войны 25 процентов личного состава тверской милиции было призвано в армию. С начала войны наружная служба милиции была переведена на двухсменный режим работы – по 12 часов.
13 октября 1941 года враг подошел к г. Калинину. Он был уверен, что займет его с ходу, легко прорвется к Ярославлю и выйдет к Москве. В помощь Калининскому гарнизону пришли сотрудники НКВД и милиции. Был сформирован специальный милицейский истребительный батальон. В период Великой Отечественной войны, сотрудники милиции принимали самое активное участие и в оказании помощи детям. Сотрудники занимались выявлением безнадзорных и беспризорных детей, помещали их в детские дома, приемники-распределители. Всемерно расширяли сеть детских комнат при милиции.
После окончания Великой Отечественной войны сотрудникам Калининской милиции пришлось действовать в весьма сложных условиях. 6 декабря 1991 года создано Бюро по контролю за незаконным оборотом наркотиков. В декабре 1994 года начались боевые действия в Чеченской Республике, которые не завершились до сих пор, и в которых с первых дней принимают участие сотрудники УВД по Тверской области. За этот период УВД потеряло 24 сотрудника, погибших при исполнении служебного долга в Северо - Кавказском регионе РФ.
Задания для группы «Таможенники»
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 118 - 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Таможня следит за законностью перемещений товаров через границу. Таможня — государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и трaнcпортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление.
Таможенное дело имеет давнюю историю. Она начинается от взимания денежных сборов и пошлин с продаваемых или обмениваемых предметов в оживленных торговых пунктах на перекрестках древних торговых путей в 8 веке. Как только начали товары перемещаться, так и тамгу, клеймо особое, на нем ставить стали и таможную пошлину собирать. Сильное влияние на развитие таможенного дела в России оказали монголо-татарские завоеватели. В этот период в оборот вошло тюркское слово «тамга», т. е. пошлина, от которой произошли слова «там-жить», т. е. взыскивать пошлину, «таможня» - место на ярмарке или рынке, где таможили товар, а «таможенник» - служилый человек, взимавший тамгу. Установление контроля над провозом товаров потребовало создания специальных государственных учреждений - таможни. 25 октября - знаменательный в истории таможенной службы день. В 1649 году было принято Соборное Уложение, являющееся первым систематизированным законом в истории России, в котором были разделы, касающиеся работы таможенных служб. В 1653 году по указу царя Алексея Михайловича впервые в России в, был принят Таможенный устав, регулировавший взимание таможенной пошлины «в Москве и городах российских». С этого момента таможенная служба стала государственной. «Со всякого товару имати с рубля тамги по полуторе деньге», – говорится в таможенном уставе 1571 года. И далее: «В таможне очищают привозный или отпускной товар мытом, пошлиной и тамжат его, клеймят, пятнают, прикладывают тамгу или клеймо».
Вопросы:
- Что такое таможня?
- Какова основная задача таможни?
- Что послужило причиной создания таможни?
- Прочитайте текст гимна Таможни РФ, проанализируйте его и ответьте на вопросы:
А) В чем цель создания российской таможни?
Б) Какие задачи стоят перед Таможней?
В) Почему таможне должна быть «зорче вдвойне»?
Г) Какими качествами должен обладать российский таможенник?
Д) Как сами таможенники определяют свое предназначение?
Гимн Таможни РФ (автор О. Газманов)
С давних лет в Государстве Российском
Чтоб свои рубежи охранять,
Чтобы стала сильнее держава,
Нужно крепко таможне стоять.
Припев:
Таможня бережет добро,
Чтобы Держава богатела.
Таможня бережет добро,
Чтоб торговать могли мы смело.
Широка и богата Отчизна,
Много ценного в нашей земле,
И поэтому нашей таможне,
Быть положено зорче вдвойне.
Припев.
Должен быть от coблaзнов свободным,
Кто судьбу с нашей службой связал,
И тогда назовут благородной
Эту жизнь, что таможне отдал.
Припев.
День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.
Таможня бережет добро,
И тем добро преумножает.
И пусть об этом каждый знает -
Таможня бережет добро.
Не везут ли какую отраву,
Не вывозят ли даром сырье,
Ведь от службы в таможне зависит
Государство твое и мое.
День и ночь для любимой Отчизны
Мы должны так надежно служить,
Чтобы дети в конце нашей жизни
Нас могли уважать и любить.
Тверская таможня.
25 октября 1991 по указу президента России был образован Государственный таможенный комитет Российской Федерации. А непосредственно День таможенника РФ установлен Указом президента РФ № 811 от 4 августа 1995 года «Об установлении Дня таможенника РФ». В Тверском государственном университете на базе юридического факультета каждый год выпускаются специалисты таможенного дела.
5 августа 1996 г. Была открыта Тверская таможня. В момент образования было всего 30 таможенников, в настоящее время - 300. Сегодня в структуре Тверской таможни 5 таможенных постов (Тверской, Вышневолоцкий, Кимрский, Ржевский, Западнодвинский, около 30 структурных подразделений.
18 лет через Тверскую таможню идут «очищенные пошлиной» товары внутрь и за пределы области. За это время было оформлено более 200 000 грузовых таможенных деклараций (ГТД). Всего товарооборот, совокупный объем экспорта и импорта, составил 4,2 миллиарда долларов. Поступления в федеральный бюджет – 13,8 миллиарда рублей, это наибольшее количество поступлений в федеральный бюджет в 2011 г.
Крупнейшими контрагентами внешней торговли Тверской области среди стран СНГ являются Украина, Казахстан и Узбекистан, иностранные государства - Германия, Италия, Нидерланды, Латвия, Китай, США.
Через тверскую таможню проходит технологическое оборудование для различных отраслей промышленности, особенно оборудование и машины для приготовления продуктов и напитков, машины для строительного комплекса, огнетушителей, тpaкторов, оборудование для сельского хозяйства, грузовые автомашин. Растут закупки свежих фруктов: яблок, груш, ананасов.
Задания для группы «Федеральная служба безопасности (ФСБ)».
Для представления работы группы воспользуйтесь материалом учебника на стр. 119, а также материалом, предоставленным для работы группы.
Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
ФСБ борется с терроризмом, шпионажем и другими преступлениями против государства. Федера́льная слу́жба безопа́сности Росси́йской Федера́ции (ФСБ России) — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации. В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим направлениям:
контрразведывательная деятельность; борьба с терроризмом; борьба с преступностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности.
Вопросы:
- Что такое ФСБ?
- Кто осуществляет руководство ФСБ?
- Перечислите основные направления деятельности органов ФСБ?
Закрепление.
Для закрепления материала ребята выполняют итоговое задание:
С помощью стрелок соотнесите правоохранительные органы и их задачи.
Органы | Задачи |
А. Представление интересов обвиняемого | 1. Суд |
Б. Осуществление надзора за исполнением законов | 2. Прокуратура |
В. Удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав | 3. Адвокатура |
Г. Разрешение конкретных правовых споров на основе закона | 4. Полиция |
Д. Охрана общественного порядка; борьба с преступностью | 5. Нотариат |
А | Б | В | Г | Д |
3 | 2 | 5 | 1 | 4 |
Д.З. П. 11, групповое задание, ВКД стр. 127.
Использованная литература:
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. Методические рекомендации. – М., Просвещение, 2008
- Боголюбов Л.Н. Обществознание 7. – М., Просвещение, 2011.
- www.tsn-diakom.narod.ru/spravka/notarius/notariusy_tveri.html
- www.tveroblpress.ru/tverskie_vedomosti/150/2956.html
- ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8
- ya.vch.ru/hl/vch?url=webds/www.vch.ru/cgi-bin/guide.cgi%3Ftable_code%3D12%26action%3Dshow%26id%3D23675&mime=text/html&charset=w
- www.prokuratura.tver.ru/
- www.prokuratura.tver.ru/history
Урок обобщает и систематизирует полученные ранее знания о МГП. На уроке обсуждаются высказывания великих философов, писателей. Работа с учащимися организуется как фронтальная, так и индивидуальная, и по группам. Материал урока подобран таким образом, что заставляет ребят задуматься о способах ведения войны, о бедах и страданиях, которые причиняет война. Урок призван способствовать формированию нравственной зрелости личности подростка и отрицательного отношения к конфликтам в любых их проявлениях....
28 03 2024 13:55:18
Методическая разработка урока позволяет рассмотреть создание первого представительного законодательного органа – Государственной думы, уяснить, что в результате появления Государственной думы политическая система Российской империи получила возможность эволюционировать в сторону конституционной монархии, позволяет раскрыть плюсы и минусы российского представительства....
27 03 2024 23:29:14
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
26 03 2024 5:16:48
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
25 03 2024 23:34:14
Урок проведён в курсе «Право и политика» в 9-м классе по теме «Избирательное право». Урок в форме ролевой игры знакомит учащихся с формами и видами политического участия, способствует формированию активной социальной и политической позиции, воспитывает политическую культуру. Ученики приобретают опыт публичных выступлений, дискуссий, учатся грамотно и логично излагать свои мысли....
24 03 2024 5:24:57
Представленный материал предназначен для педагогов, преподающих в 5-м классе основной школы по курсу «История Древнего мира». В статье содержатся примеры использования мотивационных приёмов на уроке истории. Представлены дифференцированные и групповые задания, обеспечивающие эффективное использование методического аппарата для групповой и индивидуальной работы учащихся....
23 03 2024 3:37:28
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
22 03 2024 8:12:54
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
21 03 2024 4:40:56
Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...
20 03 2024 18:46:48
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
19 03 2024 8:35:32
Мероприятие призвано привлечь внимание учащихся к изучению истории декабристского восстания 1825 г., поможет раскрыть содержание мира русской культуры XIX века, сформировать представления о поэтах-декабристах. ...
18 03 2024 15:56:20
Задачи урока: выяснить ход исторических событий указанного периода с учетом современных, крайне противоречивых, точек зрения; на примере событий ХIII века показать, что нравственный выбор всегда присутствует, что гражданская позиция личности не зависит от времени принятия решения....
17 03 2024 22:13:39
Урок проводится в выпускном классе как интегрированный (история + литература + мировая художественная культура) при изучении культуры начала XX века. ...
16 03 2024 14:39:59
Цели проекта: формирование гражданско-правовой культуры учащихся; гражданской зрелости, гордости за достижения Отечества, бережного отношения к историческому прошлому и традициям....
15 03 2024 9:13:49
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
14 03 2024 17:52:20
Начало русского революционного движения, причины и источники выступления декабристов учащиеся изучают в традиционной технологии. Учащиеся работают в тетради, оформляя этапы обсуждения темы, самостоятельно делают выводы. ...
13 03 2024 19:46:46
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
12 03 2024 18:33:17
Интегрированный урок истории и литературы для учащихся 10-го класса знакомит учащихся с идейно-художественным своеобразием «Севастопольских рассказов», развивает умения анализировать, синтезировать, обобщать факты, делать исторический прогноз; на примере стойкости, мужества русских солдат, матросов, офицеров способствует проявлению сочувствия, добра, отрицания насилия, неприятия зла....
11 03 2024 15:18:49
Представленная викторина может быть проведена в рамках Недели истории в школе. Викторина проводится по принципу "Своей игры", в три тура. Презентация сделает занятие более увлекательным и интересным. ...
10 03 2024 14:55:31
Курс "И сама по себе не играет гитара (отражение истории в авторской песне)" рассчитан на учащихся 9-х классов (предпрофильная подготовка), является межпредметным (история, литература, музыка), рассчитан на 10 часов. Целью курса является рассмотрение отдельных моментов истории России через их отражение в авторской песне. ...
09 03 2024 19:14:12
Урок по истории Древнего мира разработан с применением нестандартных форм обучения. В уроке использована инсценировка на повторение изученного, работа по карточкам из раздаточного материала при изучении нового, закрепление темы по опopному конспекту. ...
08 03 2024 2:14:22
В статье представлен урок-игра, на котором учащиеся знакомятся с важнейшими победами и успехами НТР; а также формируются знания о последствиях НТР для людей – загрязнение среды и т.д....
07 03 2024 14:51:36
Данный урок дает возможность смыслить обстоятельства вступления Петра I на царский престол, особенности становления его как личности, понять сущность реформ. Воспитать чувство гордости у учащихся за победу русской армии в Северной войне, давшую выход к Балтийскому морю, рост международного авторитета России, ставшей великой державой – Империей. ...
06 03 2024 2:19:36
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
05 03 2024 13:22:22
Методическая разработка внеклассного мероприятия в форме игры по обществознанию. Мероприятие проводится с целью проверить и закрепить знания по теме: «Конституция РФ. Основы Конституционного строя РФ». С помощью игры удается закрепить умение раскрывать теоретические положения; сформировать у учащихся умение выполнять познавательные и пpaктические задания, оценивать свои учебные достижения; формировать правовую культуру обучающихся....
04 03 2024 15:48:32
На уроке использованы разнообразные приемы и методы обучения, направленные на активизацию деятельности обучающихся и поддержание интереса к предмету....
03 03 2024 9:31:36
Урок – закрепление изученного материала в 7-м классе по следующим темам: " Английская буржуазная революция", "Война за независимость в США", "Великая Французская буржуазная революция". Цель урока – обобщение знаний по вышеперечисленным темам....
02 03 2024 13:12:33
Данный урок рассматривает процесс вхождения Древнерусского государства в период раздробленности. Цель урока – формирование у обучающихся знаний о развитии Древнерусского государства во II половине 12 века, выявление причин раздробленности. Работа с историческими документами способствует развитию критического мышления, коммуникативных, исследовательских навыков обучающихся....
01 03 2024 17:51:33
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
29 02 2024 23:13:14
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
28 02 2024 6:23:59
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
27 02 2024 16:19:44
"Политическое развитие страны" — урок к учебнику Данилова А.А. "История России. Конец XVI—XVIII вв". Презентация к уроку помогает выбрать объем и уровень сложности материала и заданий. Для закрепления материала используются задания из рабочей тетради к учебнику, которые отражены в презентации....
26 02 2024 6:24:59
Такие приемы как мозговой штурм, синквейн, эвристическая беседа способствуют активизации познавательной деятельности учащихся. Дети не просто воспринимают материал, они активно участвуют в поиске, обработке информации, а главное - осмысливают ее. Кроме того, происходит формирование основ гражданской позиции пятиклассников: да, войны велись всегда и можно уважать смелость, благородство воинов древности и современности. Но избежать военных конфликтов мы можем и нужно стремиться к этому, воспитывая в себе и обществе одно из главных качеств - толерантность....
25 02 2024 4:26:16
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
24 02 2024 19:55:28
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
23 02 2024 22:58:28
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города. ...
22 02 2024 11:10:20
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
21 02 2024 12:28:13
Методическая разработка урока может использоваться преподавателями обществоведческих дисциплин на уроках истории и экономики. Материал позволит учителям познакомить учеников с экономическим и историческим развитием одной из областей нашей Родины. Урок является примером интеграции учебных предметов. ...
20 02 2024 2:56:58
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
19 02 2024 5:27:59
В данной статье содержится разработка урока по теме "СССР от сталинизма к "оттепели" (1945-1964 гг.) (всемирная история, 11-й класс), в котором использованы современные интеpaктивные и мультимедийные технологии....
18 02 2024 7:59:13
В статье представлена разработка урока-викторины и презентация с заданиями для нее....
17 02 2024 19:32:15
Мероприятие повышает правовую грамотность учащихся. Формируется понимание важности участия в избирательном процессе....
16 02 2024 15:24:41
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
15 02 2024 2:40:43
На уроке изучаются изменения в духовной сфере жизни общества в конце XIX – начале ХХ в....
14 02 2024 2:28:18
Урок повторения и обобщения знаний в 11-м классе проводится в форме проблемной игры по наиболее спopным вопросам истории Отечества. Проблемно-познавательные задания активизируют познавательную деятельность учащихся, формируют критическое отношение к событиям прошлого. ...
13 02 2024 11:40:55
Цель урока — систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся о государственной символике России, Москвы и Южного округа г. Москвы. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся и их активизации. Использование государственных символов в патриотическом воспитании молодежи — важная составляющая воспитания патриотизма и гражданственности, сохранения преемственности поколений и укрепления социального единства общества....
12 02 2024 2:36:21
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
11 02 2024 7:50:51
Семинар с элементами ток-шоу, основанный на технологии проектной деятельности. Урок посвящен событиям и последствиям периода 20–30-х годов XX века в истории России и рассчитан на работу в течение двух академических часов (спаренный урок истории) в 11-м классе....
10 02 2024 23:17:52
Цель игры: повторить и обобщить знания учащихся по теме "Политика"; познакомиться с заданиями ГИА по этой теме; развивать навык групповой работы и с заданиями в форме ГИА....
09 02 2024 22:54:41
В работе представлен урок истории в 10-м классе по теме "Монголо-татарское нашествие на Русь", урок изучения нового материала. Образовательные цели урока — рассказать о "монголо-татарском нашествии на Русь" развивающие цели — формировать умение логично, последовательно излагать учебный материал, анализировать и обобщать....
08 02 2024 20:15:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::