Урок истории по теме "Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного". 10-й класс
Цели урока:
- Дидактическая: создать условия для осознания и осмысления нового материала в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся средствами технологии критического мышления.
- Образовательная: создать условия для:
1) формирования у учащихся представлений о времени правления Ивана Грозного как о процессе централизации государственной власти; усилении интегрирующей и консолидирующей силы государственной власти;
2) понимания политических, экономических и социальных предпосылок проведения реформ Ивана Грозного, определения направлений внешней политики;
3) понимания причин, по которым правление Ивана Грозного, неоднозначно тpaктовалось в истории. - Развивающая:
1) критическое мышление через чтение информационного текста;
2) коммуникативные навыки. - Воспитательная: формирование активной жизненной позиции.
Формы организации познавательной деятельности на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная.
Оборудование:
- Учебник: И.Л. Андреев, И.Н. Данилевский, В.В. Кириллов «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10 класс.
- Презентация по теме: «Правление Ивана Грозного».
- Задания для групповой работы (исторические документы: Судебник 1550 года, «Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским», хаpaктеристики личности Ивана Грозного историками).
Технологическая карта урока:
Тип урока | Работа с информационным текстом |
Стадия I. Вызов. | Мозговой штурм, составление кластера |
Стадия II. Осмысление. | Инсерт |
Стадия III. Рефлексия. | Возвращение к кластеру |
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Стадия вызова.
Учитель. XVI век хаpaктеризуется многими современниками и историками как жестокий век, отмеченный казнями, опричниной, Ливонской войной, «самодурством царя», который не только казнил бояр, но и тиранил народ. О «безумствах царя Ивана Грозного» написано немало воспоминаний (привести хаpaктеристики Андрея Курбского, Н.И. Костомарова, картина И.Репина «Иван Грозный убивает своего сына», привести примеры опричного террора). А теперь давайте вернемся на несколько веков назад в 1530 год, и посмотрим, какие насущные задачи стояли перед Россией XVI века. В правление Василия III происходит дальнейшая борьба с удельной системой, присединены Псков, Рязанское княжество, но тенденция к разобщенности земель не была полностью искоренена. Во внешней политике на западных рубежах России развернулась борьба с княжеством Литовским, на востоке – отношения с Казанью (в 1535 году она полностью вышла из подчинения Москвы). Со cмepтью Василия III, а затем и его супруги Елены Глинской начинается борьба боярских группировок за власть (Бельских, Шуйских, Глинских, Воронцовых). Эти страсти у трона не способствовали укреплению русского государства, да еще и «разыгрывались» на глазах юного Ивана, подталкивая его к выбору будущей политики. Ситуация в стране, сложившаяся к этому времени, могла развиваться по разным направлениям.
Вопросы к классу: Какие существовали возможности дальнейшего развития России в XVI веке? Какие пути проведения реформ выбрали бы Вы на месте Ивана? По мере ответов учащихся на доске появляется следующая схема:
Выполним задание: Какой из этих путей развития России Вы выбрали бы и почему? Какой путь выбрал Иван Грозный? Согласны ли Вы с его выбором? Аргументируйте свой ответ. Рассматриваются все точки зрения.
16 января 1547 года Иван Васильевич венчается на царство в Успенском Соборе Московского Кремля. Какое значение имел данный шаг для царя и развития государства?
Учащийся: Данным шагом Иван Грозный укрепил свою власть, царский сан поднимал Ивана над всеми подданными, в том числе и над боярами, придавало власти сакральный хаpaктер и укрепляло международный авторитет государства.
Учитель. Став царем, с конца 40-х годов вокруг Ивана Грозного сложился кружок единомышленников, который вошел в историю под названием Избранная рада. В Избранную раду входили как высшая аристократия, так и незнатные люди (А. Адашев, Сильвестр, А. Курбский, М. Воротынский, Н. Одоевский и другие). Данное царское окружение приступило к реформам.
Задание 1. Разделитесь на три группы. (Зависит от количества учеников в классе). Используя материал главы 4 учебника истории, определите, какие реформы были проведены во время правления Ивана Грозного в разных сферах общества. Какие направления внешней политики можно выделить XVI веке. Структурируйте сведения, оформив их кластером.
Ответы учащихся. Итог обсуждения в группах – составление общеклассного кластера.
Эта схема отражает тот уровень понимания проблемы, который имеют учащиеся на данный момент урока.
II. Стадия осмысления.
Задание 2. Выявите положительные и отрицательные стороны проводимой политики Ивана Грозного на основе предложенного Вам текста.
Первой группе: §12 “Реформы середины XVI века”; Второй группе §13 “Строительство царства Иваном Грозным”; Третьей группе §14 “Ливонская война и опричнина”. Во время работы над текстами вы должны использовать известный вам прием маркировки, а после прочтения заполнить таблицу с соответствующими маркировке графами.
“V” – знаю | “+” – новое |
Учащиеся индивидуально заполняют таблицу, обращаясь к маркированному тексту, осмысливают полученную информацию, оценивают ее, сравнивают с имеющейся. После заполнения таблицы каждая группа делает отчет о проделанной работе, отвечая на вопросы:
- Что из того, что Вы прочитали, вам уже было знакомо?
- Какие новые знания Вы приобрели?
- Какие трудности вам встретились?
III. Стадия рефлексии.
Возвращение к кластерам. Вопрос: Какими деталямимы можем их уточнить?В ходе обсуждения кластер дополняется новой информацией, которая появилась у учащихся. При этом подводятся итоги правления Ивана Грозного, выделяются его положительные и отрицательные стороны.
Учитель. В заключении урока поработаем по вопросам:
- Были ли направлены реформы Ивана Грозного на укрепление государственности? Ответ обоснуйте.
- С какой целью, на ваш взгляд, проводились меры опричнины?
- Как бы вы охаpaктеризовали Ивана Грозного как человека и политика?
Рассматриваются все точки зрения.
Домашнее задание:
Написать эссе по следующим темам на выбор:
- «Роль Ивана Грозного в укреплении государственности Руси».
- «Иван Грозный-кровавый тиран или выдающийся политический деятель?»
Конец урока: Подведение итогов урока. Цель урока выполнена. У учащихся сформировалось представление о времени правления Ивана Грозного, понимание политических, экономических и социальных предпосылок проведения реформ Ивана Грозного, определения направлений внешней политики; понимание причин, по которым правление Ивана Грозного, неоднозначно тpaктовалось в истории. В ходе урока посредством изучения темы развивалось критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся.
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
28 03 2024 1:23:37
Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....
27 03 2024 0:55:15
В примерной программе среднего (полного) общего образования на базовом уровне на изучение всеобщей истории отведено 48 часов. На каждый год обучения приходится всего 24 урока, поэтому перед учителем стоит непростая цель - не только развивать интерес к всеобщей истории, а показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка позволит педагогам разнообразить формы и методы работы на уроках по всеобщей истории, качественно подготовить старшеклассников к сдаче Единого государственного экзамена по истории России и обществознанию. ...
26 03 2024 16:50:30
Представлены дополнительные материалы из художественной литературы, презентация к уроку. Применяется рабочая тетрадь А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной при подготовке домашнего задания. Задачи, выполняемые на уроке: привлечение внимания учащихся к личности Павла I, показываются причины и особенности его внутренней и внешней политики, оцениваются противоречивые итоги правления Павла I....
25 03 2024 2:20:37
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
24 03 2024 14:16:52
Задачи урока: обобщить знания студентов по истории Древнего мира, сформировать яркое, образное, эмоционально окрашенное представление о данном периоде, истории становления древних цивилизаций Востока и Запада, их взлетах и падениях, особенностях государственного устройства, социальной структуры, экономики, быте, культуре и нравах древних народов....
23 03 2024 10:40:34
Предлагается игра по истории Древнего мира....
22 03 2024 4:24:25
Человек и путешествия... Издавна они стоят рядом. Что заставляет человека и в давние времена, и в наши дни, забывания об опасностях, выходить в открытое море, проходить неведомыми тропами, взбираться высоко в поднебесье? Может быть, человека гнала и гонит тяга к знаниям? А может быть просто романтика? ...
21 03 2024 5:56:41
Урок подводит учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и знакомит с особенностями развития государств, образованных после завоеваний Александра Македонского, с распространением греческой культуры в странах Древнего Востока на примере архитектуры Александрии Египетской....
20 03 2024 15:42:17
Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....
19 03 2024 4:42:35
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
18 03 2024 0:10:19
Цели урока: обеспечить усвоение материала по теме "Куликовская битва"; продолжить формирование умений и навыков работы с наглядными источниками, тестом учебника; продолжить развитие способностей к обобщению и систематизации учебного материала, развитие аналитических навыков; воспитание интереса и уважения к истории России....
17 03 2024 1:20:52
Урок формирует представления о местоположении, природных условиях и занятиях жителей Древней Индии. В ходе урока учащиеся работают с картой, историческим документом. Широко применяется наглядность, используются элементы театрализации, развивающая игра "Чудесный сундучок". ...
16 03 2024 22:19:26
Урок позволит учащимся познакомиться с избирательным правом. Основные понятия, вводимые на уроке, подкрепляются пpaктическими примерами. Анализ документов, знакомство со стенограммой заседания Госсовета по вопросам развития политической системы, речь президента РФ Д.Медведева сделают урок более наглядным и действенным. Главная задача - воспитание гражданской активности....
15 03 2024 14:45:38
Вряд ли есть тема в русской истории лучше освещенная, чем эпоха Петра I. Противоречивые оценки личности и деяний Петра Великого всегда делали эту тему привлекательной, и на этой ниве написано немало трудов, в том числе и методических разработок. У ребят есть прекрасная возможность не только углубить свои знания об императоре, но и, что наиболее ценно, использовать эти знания в новой для них ситуации – работая с предложенной литературой, анализируя ее, делая выводы, сравнивая разные точки зрения, формируя собственное мнение, учась аргументировать его....
14 03 2024 5:42:28
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...
13 03 2024 10:34:13
Сценарий памятного вечера, посвященного выводу советских войск из Афганистана....
12 03 2024 2:46:56
Цели урока: сформировать представление о духовном мире человека войны; учащиеся должны сделать самостоятельно вывод о том, что помогло советским людям выстоять и победить; продолжается формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические документы, делать выводы....
11 03 2024 7:25:30
Материал урока знакомит учащихся с судьбой русской эмиграции «первой волны», определяется ее историческая миссия и вклад в культурное наследие....
10 03 2024 10:34:38
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
09 03 2024 18:58:30
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
08 03 2024 21:34:47
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
07 03 2024 8:20:48
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
06 03 2024 6:39:49
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе. ...
05 03 2024 21:13:27
Урок разработан для детей с ДЦП (детский церебральный паралич). Объем материала предполагает проведение двух уроков по данной теме и дает возможность учителю использовать данный материал, применяя свой личный творческий потенциал. Целью урока является расширение представления об окружающем мире и обогащение словарного запаса....
04 03 2024 6:52:40
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
03 03 2024 1:27:59
Урок-взаимообучение способствует развитию критического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах и коллективной работе, воспитывает уважительное отношение к истории и культуре своего народа во взаимосвязи с другими народами....
02 03 2024 14:25:31
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
01 03 2024 19:14:10
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
29 02 2024 18:14:25
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
28 02 2024 23:57:14
Презентация к уроку составлена с использованием гиперссылок. При наведении курсора на отдельные участки карты показываются основные события, планы оборонительных рубежей, ход наступательных операций, данные об участниках сражений. Приводятся материалы об участии уроженцев Чувашии в Курской битве. Такая форма урока дает возможность наглядно продемонстрировать большой объем материала за короткий промежуток времени и заинтересовать им учащихся....
27 02 2024 1:48:52
Цель урока: знакомство учащихся с основными достижениями россиян в культурной сфере в первой половине XIX века....
26 02 2024 13:56:48
Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....
25 02 2024 3:20:46
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
24 02 2024 1:25:14
Победа советского народа в исторической битве на Курской дуге летом 1943 года, которая во многом определила итог всей Второй мировой войны, является одним из ключевых событий истории XX в. Представленный урок сообщения новых знаний с использованием мультимедийных средств обучения ставит своей задачей не только изучение нового материала, но и активизацию интереса учащихся, развитие навыков работы с электронными образовательными ресурсами....
23 02 2024 9:44:17
Урок основан на заранее подготовленных творческих проектах учащихся «Моя родословная». Дети представляют свои проекты, а затем обсуждают их и выполняют игровые задания. Урок призван показать учащимся, как важно знать родословную и историю жизни своих предков....
22 02 2024 11:57:43
На уроке изучается понятие "социальный конфликт", его сущность, развиваются аналитические способности, воспитывается умение общаться с людьми. ...
21 02 2024 7:53:40
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
20 02 2024 14:51:46
Педагогический замысел урока состоит в том, чтобы на примере краеведческого материала помочь учащимся обратиться к исторической памяти, сконструировать конкретные картины коллективизации, проходившие в родном селе, почувствовать себя субъектами исторического процесса, тем самым способствовать развитию исторического и критического мышления....
19 02 2024 0:35:54
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
18 02 2024 2:30:15
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
17 02 2024 20:38:39
Цель урока: показать взаимосвязь учебных предметов истории и экономики в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия материала; расширить интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную эпоху через ролевую игру и внедряя экономический компонент в данную историческую тему. ...
16 02 2024 17:13:27
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
15 02 2024 8:57:58
В современной школе аспектный анализ урока является актуальным для учителя-методиста. Уметь обосновать выбор формы урока, использование методических приёмов, увидеть себя со стороны, выделить сильные стороны урока, усмотреть недостатки - это едва ли не самые важные задачи, стоящие перед педагогом-исследователем. ...
14 02 2024 11:23:18
Урок разработан для 11-го класса социально-гуманитарного профиля. На уроке формируется представление учащихся о социальных ценностях и нормах, социальном контроле как особом механизме поддержания общественного порядка....
13 02 2024 8:27:30
Урок соответствует ФГОС. Цель урока: сформировать у учащихся представления о географическом положении, занятиях и общественном устройстве древнейших городов-государств Древнего Двуречья. На уроке используются индивидуальная и парная формы работы, метод кластера, проблемного изложения, работа с учебником....
12 02 2024 2:36:54
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка». Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
11 02 2024 5:52:45
Каждый человек пишет свою собственную историю в зависимости от условий рождения, жизненного опыта, остроты взгляда. В личном восприятии истории есть место и дому, где родился, и школе, где учился, и селу, где провел детство и т.д. «Свою историю» уже несколько лет пишут учащиеся Краснооктябрьского района, а итогами своих работ делятся на районной краеведческой научно-пpaктической конференции, которая проводится по итогам определенного периода исследовательской работы....
10 02 2024 5:55:32
В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке выявляются альтернативные мнения на проблему экономического развития СССР после cмepти И.В. Сталина. С помощью самостоятельной работы в группах («шляпы мышления») формируется умение работать с документами, материалами учебника, умение высказывать свое мнение, делать выводы на заданную тему....
09 02 2024 12:15:49
Цель урока: формирование представлений о политической раздробленности Древнерусского государства и особенностях развития главных политических центров Руси....
08 02 2024 1:43:27
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::