Интегрированный урок (история + литература) по теме "Человек и война". 9-й класс
Обществознание: «Международное гуманитарное право» рассматривается в курсе «Обществознание » 9 класс в разделах, посвященных изучению прав человека и гражданина Литература – урок внеклассного чтения.
Цели и задачи:
Цель:
- создать условия для получения учащимися первичных представлений о международном гуманитарном праве.
- привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов,
Задачи:
Образовательная:
- знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями;
- формирование представлений о деятельности Международного Красного Креста;
Развивающая:
- продолжить формировать умение прослеживать причинно-следственные связи,
- пользоваться различными источниками информации,
- решать проблемные задания,
- отстаивать свою точку зрения,
- анализировать источники, сопоставлять факты, делать выводы.
- продолжить формировать умение работать в паре.
Воспитательная:
- способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание и милосердие, уважение прав человека.
Тип урока (дидактическая цель): изучение нового материала.
Вид урока (метод организации): интегрированный урок-пpaктикум.
Основные понятия: международное гуманитарное право, МККК.
Оборудование: мультимедиа проектор, телевизор, раздаточный материал (нормативные документы МГП, тексты по литературе), таблица с заданиями для работы в парах, классная доска, статистические, периодические, документальные материалы.
Структура урока.
- Оргмомент.
- Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».
- Постановка целей урока.
- Изучение нового материала.
- Понятие и источники.
- Основные положения МГП. (Работа в группах)
- «Дети и война»
- Ответственность по МГП.
- Деятельность Международного комитета Красного Креста (МККК).
- Подведение итогов. Инструктаж по домашнему заданию.
- Рефлексия.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Мотивационная беседа: «Жестокое лицо войны».
Фрагмент фильмов о войне: «Горячий снег», «Война Харта».
О чем фрагменты фильмов? Какие эмоции вызывают данные фрагменты? Нас с вами сегодня касается война? А может коснуться?
К сожалению, на нашей планете существуют регионы, где война, вооруженные конфликты – это не вымысел, не история, а реальность. У нас с вами есть небольшое сообщение «Война сегодня» Приложение 1
Мировое сообщество вступило в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от одного из главных пороков – войны. Вооруженные конфликты всё более усложняются, техническое совершенствование средств ведения войны идёт полным ходом. Растёт разрушительная сила оружия, скорость и дальность поражения объектов. Путь к всеобщему миру долог и труден. Наверное, на сегодняшний день человечество еще не пришлось к мирной стадии своего развития.
Как вы думаете, подлежит ли поведение сторон – участников войны каким-либо ограничениям? Вы правы (неправы), такие ограничения существуют и составляют систему отдельной отрасли права – международного гуманитарного права. Это и будет сегодня основной темой нашего урока.
Цели: мы сегодня с вами должны сформулировать определение МГП, выявить категории граждан, которых оно защищает, на каких принципах основывается, кроме этого мы рассмотрим положение на войне наиболее незащищенных категорий граждан, заслушаем доклад о МККК. А также выявим, какая ответственность наступает за нарушение норм МГП. Для того, чтобы ответить на эти вопросы: анализировать с источники МГП, прослушать сообщение, внимательно слушать учителя активно работать по вопросам. Но прежде чем начнём наш разговор, мне хочется поставить проблемный вопрос: «Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним?
III. Изучение нового материала.
- История возникновения МГП.
- Понятие МГП. Основные источники и принципы МГП.
- Дети и война.
- Ответственность по МГП.
- Международный комитет Красного Креста (МККК).
1. История возникновения и источники МГП.
Изначально в ситуации войны действовал закон сильнейшего. Принцип “горе побеждённым” был основополагающим. Не существовало различия между войнами и мирными жителями противника. Пленных считали преступниками, многих из них казнили, а тех, кого оставляли в живых, продавали в рабство, захваченные города отдавались на разграбление. Но, во все времена предпринимались попытки уменьшить бедствия, причиняемые вооружёнными конфликтами. Ещё в глубокой древности некоторые военачальники не позволяли своим подчиненным казнить пленных, призывали щадить женщин и детей, запрещали отравлять колодцы.
До середины ХIХ века соглашения о защите жертв войны носили случайный хаpaктер и налагали обязательства только на договаривающиеся стороны на основе строгой взаимности. В сущности, это были чисто военные соглашения, действующие на период конфликта. Первым многосторонним письменным договором, регулирующим поведение сторон участников конфликт, стала Женевская конвенция 1864г. Созыв Женевская конференции связан с именем Анри Дюнана. В 1859 году он проезжал по разоренной войной Ломбардии и побывал в Сольферино, где весь день до этого шла кровавая битва. Дюнан с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную cмepть. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения. В- первых, организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и, во-вторых, созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Её ратифицировали 57 государств. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899г. и 1907г. был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны. Однако наиболее активно МГП стало развиваться после Второй мировой войны. Вот что об этом говорится в Уставе ООН, который был создан в 1945г. Пункт 4 статьи 2 Устава ООН гласит: “Все члeны Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или её применения (…)”. (Однако, государство вправе прибегнуть к силе в случае вооруженного нападения на него – право на индивидуальную или коллективную самооборону закреплено в статье 51 Устава ООН. Правомерным также является использование вооружённых сил в соответствии с решением Совета Безопасности ООН, принятым в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности). Государства обязаны мирными средствами разрешать возникающие разногласия. Но только после Второй мировой войны были приняты международные документы, регулирующие поведение сторон, участников вооруженного конфликта.
Так как оформление этой отрасли право происходит после мировых войны, то, наверное, стоит обратиться именно к их истории. Помогут ответить на вопрос статистические данные, представленные в таблице на экране? Какие закономерности вы здесь видите?
Признаки для сравнения | Первая мировая война | Вторая мировая война |
Продолжительность | 1914 -1918 гг., 1554 дня |
1939-1945 гг., 2194 дня |
Количество стран-участниц. | 38 | 72 |
Численность населения стран-участниц военных действий. | 1.05 млрд. (62%) |
1700 млн. чел. 80% |
Численность мобилизованных | 74 млн. чел | 110 млн. чел |
Число погибших | 10 млн. | Более 60 млн. чел. |
Потери среди гражданского населения | 28 млн. чел | |
Соотношение количества потерь среди военного и гражданского населения | 20:1 | 1 :1 |
Материальный ущерб | 280 млрд. дол. | 4 трлн. дол. |
Так, в 1949 года были приняты четыре Женевских конвенции и позже в 1977г. два Дополнительных протокола к ним. Приложение 2. Эти документы закрепили принципы и правила, направленные на защиту человека в условиях вооруженных конфликтов. И способствовали оформлению МГП
2. Понятие МГП, принципы и основные источники (работа с документом).
Вопрос: Чем занимается МГП, кого и когда защищает? Ответить на эти вопросы мы сможем, работая с источниками и таблицей. Приложение 3.
Работа с документами в парах. Заполнение таблицы.
Итогом работы не только заполненная таблица, но и определение.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО – отрасль права, совокупность норм, которые ДЕЙСТВУЮТ в ситуации (какой?) ЗАЩИЩАЮТ (кого?) и (кого?) (что?) ОГРАНИЧИВАЮТ (кого?) (в чем?) ОСНОВЫВАЮТСЯ НА ПРИНЦИПЕ (на каком?)
Формулировка определения.
Итог: "Международное гуманитарное право – это отрасль международного права, совокупность правовых норм, основанных на принципе гуманности и направленных на защиту переставших участвовать в боевых действиях (военнопленных, раненых и больных из состава вооруженных сил) и неучаствующих (гражданское население) и ограничивающих воюющих в средствах и методах ведения боевых действий".
Данные социологических исследований десятилетней давности, проводимые независимыми европейскими организациями, говорили о том, что на территории РФ население плохо знакомо с МГП. Мы попытались провести исследование, как сегодня обстоит дело в этом направлении. Результаты исследования вы можете увидеть на слайде презентации
3. «Дети и война»
“Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка”
Ф.М. Достоевский
Защита детей постоянно вызывала озабоченность международного сообщества на протяжении XX века. Дети относятся к наиболее уязвимым жертвам вооруженных конфликтов и их последствий. IV Женевская конвенция предоставила детям правовую защиту в период международных конфликтов. Обратим внимание на то, что МГП предоставляет детям в условиях международного вооружённого конфликта защиту 2-х видов общую и особую. Что это значит? Общая защита предполагает, что дети как часть гражданского населения имеют право на гуманное обращение. В отношении детей запрещаются посягательство на жизнь, жестокое обращение, взятие заложников, оскорбительное и унижающее обращение.
Особая защита детей предполагает, что дети пользуются особым уважением и им обеспечивается защита и помощь, которые требуются ввиду их возраста. Во время войны они должны быть защищены от её тяжёлых последствий – утраты связи с семьёй, голода, беспризорничества.
Дети должны быть эвакуированы в специальные безопасные зоны. Они имеют право на заботу, медицинскую помощь, получение посылок с продуктами питания, одеждой, обувью.
Детям до 15 лет, осиротевшим или разлучённым со своими семьями, обеспечивается содержание, обучение и воспитание в духе тех культурных традиций, которые были в семье ребёнка; при эвакуации фиксируется вся информация о ребёнке, что должно облегчить восстановление связи ребёнка с родственниками. Если ребёнок оказался на оккупированной территории, то ни его гражданская принадлежность, ни гражданский статус не могут быть изменены оккупирующей стороной. Не достигшие 18 лет не должны направляться на принудительные работы.
Учитель. Таким образом, особая защита детей предполагает, что дети в условиях вооруженного конфликта пользуются особым уважением.
Учитель литературы: “Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете”.
Война и дети… Как это страшно и как несправедливо! Дети и война несовместимы, как жизнь и cмepть. Но каждый ребенок, на долю которого выпала война, встречал ее по-разному: кто-то совсем крохой, кто-то подростком, кто-то стоял на пороге юности. Война застала их в больших городах и маленьких деревеньках, дома и пионерских лагерях, на переднем крае и в глубоком тылу.
Дети в годы войны сражались вмести со взрослыми и погибали на фронтах, в оккупированных фашистами городах и деревнях, в концентрационных лагерях, умирали от пуль и снарядов, от ран и болезней, от голода и холода.
Сегодня мы с вами прочитаем, как описывает в одном из своих произведений Альберт Лиханов судьбу детей во время войны. На детство Альберта Анатольевича Лиханова, как и на детство целого поколения, рожденного в предвоенное десятилетие, тяжелой тенью легла война. Может быть, поэтому у него нет, пожалуй, ни одной книги, где бы не возникала тема войны, тыла, суровых народных испытаний. Повесть «Последние холода», с отрывками из которой мы сегодня будем работать, «посвящена детям минувшей войны, их лишениям и вовсе не детским страданиям. Посвящена нынешним взрослым, кто не разучился поверять свою жизнь истинами военного детства. Да светят всегда и не истают в нашей памяти те высокие правила и неумирающие примеры,- ведь взрослые всего лишь бывшие дети.» – так пишет Альберт Лиханов в посвящении к повести.
Чтение отрывка № 1. Вопросы:
- Тема данного отрывка
- Герои повествования
- Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
- Какие слова используются для описания данной ситуации
- Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста
Чтение отрывка № 2. Вопросы:
- Тема данного отрывка
- Герои повествования
- Как автор описывает ситуацию, какие приёмы использует
- Какие слова используются для описания данной ситуации
- Какие чувства испытывает читатель при прочтении текста
Учитель:
Сделаем вывод: В каких условиях проходила жизнь детей во время войны?
Как дети воспринимают военные события? Какой след оставила война в их душе?
Его я узнал не из книжки –
Жестокое слово – война!
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.
Cмepтельными тоннами стали,
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.
4. Ответственность по МГП.
Проблеме ответственности в системе мер по соблюдению международного гуманитарного права уделяется особое внимание. Существует два уровня ответственности за нарушение норм международного гуманитарного права: международный и внутригосударственный. Откройте таблицу. «Ответственность за нарушение норм МГП»
Таблица. «Ответственность за нарушение норм МГП»
Серьезные нарушения, зафиксированные в международных договорах | Серьезные нарушения, зафиксированные в ст.356 Уголовного кодекса РФ. |
Применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором РФ, наказывается лишением свободы на срок до двадцати лет |
Вы, наверное, обратили внимание, что во всех фрагментах Женевских конвенций есть пункт посвященный ответственности за нарушение норм МГП. Какая же это ответственность? Вернемся к источникам.
Вывод: Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительный протокол I к ним квалифицируют ряд нарушений МГП как серьезные нарушения или военные преступления. В МГП предусматривается личная уголовная ответственность. Лицо, совершившее военные преступления должно быть привлечено к уголовной ответственности и понести наказание на основании внутреннего законодательства (в РФ – ст. 356 УК РФ).
5. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.
Учитель вместе с учениками раскрывает сущность каждого принципа.
За свою деятельность МККК удостоен четырех Нобелевских премий.
IV. Подведение итогов урока.
Обобщение. Учащиеся дают ответ на вопрос, поставленный в начале урока: ” Когда гремит оружие, законы молчат» (Цицерон). Прав ли Цицерон, согласны ли вы с ним. (“Можно ли к такому явлению, как война, подходить с гуманитарными нормами?)
Подведение итогов урока, выставление оценок (оценивается заполнение каждой группой только того блока с которым работала группа и оценивается качество заполнения рабочего листа).
Домашнее задание: § 37, читать задание №2 или 5 (письменно эссе)
V. Рефлексия.
Приложение 4.
Литература:
- Международное гуманитарное право: Учебно-методические материалы к курсам права и обществознания для 9-х классов общеобразовательных учреждений/ К. Сухарев-Дериваз, Т.Н. Пискунова.- 2-е издание.- М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 96 с.
- Обществознание.9 класс: поурочные планы по учебнику под. ред. Л.Н. Боголюбова/ авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2008.-405с.
В основе разработки урока проблемно дискуссионная игра, которая строится по сценарию вокруг обсуждения проблемы. Роль учителя сводится к минимуму, а ученики решают проблему с позиций своих персонажей, причем результат решения заранее неизвестен. В итоге игры может быть принято несколько решений или не принято вовсе, но здесь важно участие каждого ученика в разработке проблемы. Данный урок расширяет рамки изучения темы "Реформы Александра II". ...
28 03 2024 23:34:13
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
27 03 2024 21:25:45
Ресурс посвящен проверке знаний учащихся 11-х классов по основным событиям истории России в XX в. Обобщить знания учащихся по истории России, на ярких примерах из жизни известных людей, привить учащимся чувство патриотизма, мужества и гордости за выдающихся соотечественников....
26 03 2024 15:21:45
Урок продолжает изучение темы «Эпоха Петра I». Используемые в ходе урока методы, приемы и средства обучения способствуют формированию представлений учащихся о государственных преобразованиях Петра I. Происходит реконструкция исторической эпохи. ЦОРы - мультимедийные презентации, музыкальное сопровождение создают положительный эмоциональный фон....
25 03 2024 15:32:14
Автор знакомит учащихся с Пугачевым как с исторической личностью, как с литературным персонажем, с внешностью героя, опираясь на исторические хроники, "Капитанскую дочку" А.С. Пушкина, на иллюстрации, на энциклопедические статьи; выявление причин самой крупной крестьянской войны (опора состава участников на исторические документы, на "Историю Пугачёва" А.С. Пушкина)....
24 03 2024 3:11:43
Особенность урока ‒ постоянный диалог учителя и учеников, основанный на постановке проблемы и совместный поиск ответов по презентации. Дидактический аппарат будет частично интересен и на уроках в 6-м классе (расселение славян, путь "из варяг в греки", слайд-шоу о язычестве). Основные материалы урока – текст, таблицы, схемы, большое количество иллюстраций, рефлексия-тесты....
23 03 2024 7:57:32
Изучая в 3-х и 4-х классах предмет "Введение в историю", мы с детьми постоянно обращались к истории своего села, своей школы, составляли родословную своей фамилии, изучали природу своего края, встречались со старожилами, писали рассказы о лучших людях села. В процессе работы я столкнулась с тем, что учащиеся часто о своем селе знают меньше, чем об Алтайском крае или о России вообще. На основе поисковых работ учащихся и моих собственных исследований, я составила рукописный учебник по истории своего села. ...
22 03 2024 16:58:30
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
21 03 2024 9:23:55
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности. ...
20 03 2024 18:52:43
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
19 03 2024 18:36:36
Представленный урок основан на методе исследовательского сравнения, который позволяет развивать у учащихся способность осмысливать сущность общественных явлений и событий посредством отработки умений и навыков сравнительного анализа; способствует самореализации личности учащегося, развитию базовых навыков гражданского участия, аналитического и критического мышления. В ходе урока используются разнообразные методики сравнения. Урок можно использовать как целиком, так и фрагментами в зависимости от поставленных целей и подготовки учащихся. ...
18 03 2024 10:47:59
Урок знакомит обучающихся с новыми понятиями (язычество, капище, идол, религиозный обряд, волхвы), развивает образное мышление, обогащает лексический запас и формирует эрудицию. Цель урока - развитие у учащихся первичных представлений о верованиях и обычаях восточных славян....
17 03 2024 10:41:39
Занятие построено на основе игры «Наши соседи», являющейся неролевой познавательной игрой. Задания основываются на краеведческом материале. Проведение игры способствует знакомству студентов с историей и культурой хакасского народа....
16 03 2024 11:27:15
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
15 03 2024 1:34:43
Данное занятие проводится в 9-м классе базового уровня. При подготовке и проведении урока преподаватели двух предметов (обществознания и английского языка) взяли за основу курс обществознания, в рамках которого изучается тема «Права подростка». На рассмотрении данной темы отводится 1 час рабочего времени, поэтому целесообразно конкретизировать изучение данной теме на каком-либо одном праве подростка. В рамках курса английского языка изучается тема «Здоровый образ жизни» (16 часов)....
14 03 2024 6:36:11
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
13 03 2024 23:41:26
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
12 03 2024 11:19:26
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
11 03 2024 0:25:58
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
10 03 2024 18:37:19
Замысел урока позволяет реализовать требования к современному уроку. Содержание предоставляет возможность для постановки и решения проблемного задания. В начале урока поставлен проблемный вопрос и обучаемые с помощью учителя пытаются найти ответ. На занятии используются межпредметные связи (география, литература, обществознание), элементы ролевой игры и лабораторной работы с историческими документами....
09 03 2024 20:14:59
При сдаче ЕНТ одним из обязательных предметов является история Казахстана. Хотя учащиеся обладают неплохими теоретическими знаниями, они часто не умеют применять их. Одним из проблемных вопросов является хронология. Чтобы правильно отвечать на тестовые вопросы, касающиеся хронологии, учащимся необходимо уметь применять знание хронологии в различных ситуациях. Хронологические таблицы станут надежными помощниками в формировании хронологических компетенций....
08 03 2024 6:21:20
Цель урока: создать образ средневековья, сравнить раннее и классическое средневековье по плану: государственное устройство, сельское хозяйство, жизнь общества, культура; подвести учащихся к самостоятельному выводу....
07 03 2024 19:40:42
Цель урока: познакомить учащихся с понятием избирательное процесс, избирательное право, получить представление о демократических выборах и формах участия граждан в выборах....
06 03 2024 14:22:32
Разработанный урок предназначается для проведения в 10-м классе. Обобщающий урок имеет своей целью закрепление знаний по пройденной теме и формирование у ученика устойчивых представлений об истории страны в данный период. Ход урока должен привести ученика к следующему выводу: Россия в конце XVII в. Была готова к масштабным преобразованиям, которые впоследствии провел Петр I....
05 03 2024 20:17:30
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
04 03 2024 7:46:59
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
03 03 2024 20:28:29
Разработка представляет собой интеpaктивную экскурсию на краткосрочной музейной выставке. Учебный материал адаптирован для начальной школы. Время экскурсии – один учебный час. В экскурсионной программе задействован кукольный театр, представляющий добрых и злых духов. Учащиеся становятся активными участниками экскурсии, работая на интеpaктивной доске....
02 03 2024 12:46:12
Цель работы – показать целесообразность использования интеpaктивных методов преподавания на уроках истории. В работе будут рассмотрены интеpaктивные методы в преподавании уроков истории в 6-м классе....
01 03 2024 23:19:10
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории. ...
29 02 2024 8:58:15
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
28 02 2024 12:52:23
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
27 02 2024 17:28:15
Красноярский край – уникальный Сибирский регион, занимающий 14% территории Российской Федерации. На карте России, как самостоятельная административная единица, регион появился с учреждением 26 января 1822 г. Енисейской губернии. Основная цель организации урока: способствовать становлению гражданского самосознания, патриотизма, толерантности....
26 02 2024 6:57:10
Использование технологии критического мышления позволяет посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс создать условия для формирования важнейших интеллектуальных умений учащихся, обеспечить три составляющие успеха на уроке: интеллектуальную составляющую, коммуникативную составляющую и осознание значимости личного вклада каждого в общее дело....
25 02 2024 13:42:22
Учебно-методическое пособие используется в рамках изучения предметов гуманитарного цикла: истории, литературы, обществознания, основ права, безопасности жизнедеятельности и медицины катастроф (раздел «Основы военной службы»); а также на факультативных занятиях, в кружковых занятиях, при проведении внеклассных мероприятий, в процессе проведения гражданских ритуалов, связанных с государственными символами России....
24 02 2024 12:10:43
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
23 02 2024 15:46:30
Внеклассное занятие проводится для учащихся 8-го класса. Главная цель занятия – сформировать представление о казачьих свадебных традициях, обычаях XVIII-XIX вв. Занятие способствует приобщению к казачьей культуре, воспитанию уважения к традициям донских казаков....
22 02 2024 0:42:34
Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...
21 02 2024 0:42:54
Урок по основам мировых религиозных культур формирует понятие «священное книги», знакомит с культовыми книгами мировых религий. Цель: сформировать представление об основных священных книгах мировых религий – Трипитака, Коран; развивать речь, логическое и ассоциативное мышление, коммуникативные способности учащихся, умение аргументированно отстаивать свою точку зрения; воспитывать толерантность и уважительное отношение к разным религиозным культурам....
20 02 2024 14:36:45
Авторская литературно-музыкальная композиция развивает целостное восприятие мира школьников на примере раскрытия образов "патриотизм", "Родина", "мама" различными видами искусства. Чтобы вырастить человека - созидателя, полезного для общества, необходимо приложить немало сил, и оттого, что будет заложено в ребенке с самого детства, зависит будущее нашего государства. ...
19 02 2024 9:49:15
Наглядность на уроках истории повышает интерес учащихся к предмету, способствует лучшему восприятию материала. Одной из проблем является недостаточное количество наглядного материала или трудность его использования. Выходом из данной проблемы является использование на уроках истории мультемидийной презентации, в которую можно включить видеофрагменты, портреты исторических деятелей, карты и схемы. ...
18 02 2024 15:41:37
Цель урока - рассмотрение вопроса об «отношениях искусства и действительности» на основе историко-философской хаpaктеристики поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Урок формирует поисковые навыки, умение видеть в произведении воплощённую эпоху, определять в работе с текстом и историческими источниками своеобразие поэмы, открытия автора, показывая связь эпохи Некрасова с сегодняшним днём, актуальность произведения....
17 02 2024 21:40:33
Урок знакомит учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности. Цель урока: дать представление о его личности и делах; продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; прививать интерес к историческим событиям прошлого....
16 02 2024 12:55:51
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
15 02 2024 22:20:59
История - это могучая и вечная сила, которая творит гражданина, патриота. Дни воинской славы, установленные Федеральным законом, стали тематической канвой данного урока. Его содержание создаёт своеобразное прострaнcтво патриотизма, в основе которого лежат чувства Родины, солидарности, гордости за историческое прошлое своего народа, чувство ответственности за его настоящее и будущее. ...
14 02 2024 17:26:44
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....
13 02 2024 20:54:27
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
12 02 2024 11:28:20
Урок изучения нового материала построен на основе анализа исторических документов, позволяющих охаpaктеризовать реформы Петра I, определить цель и итоги реформирования государственного управления; развивает умение делать выводы, обобщать исторический материал, воспитывать чувства патриотизма и толерантности. ...
11 02 2024 14:18:10
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
10 02 2024 15:41:34
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
09 02 2024 3:46:35
Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...
08 02 2024 4:55:55
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::