Проектная форма обучения как прострaнcтво успешного развития личности
«В обществе Великих замыслов нельзя быть одиноким…»
Хорхе Анхель Ливрага
Когда-то мы жили во второй половине социализма, зачитывались фантастикой Р. Брэдбери, А. Казанцева, братьев Стругацких и мечтали о будущем. Теперь мы живём в третьем тысячелетии, и информационное общество - уже реальность. Новые исторические реалии выдвигают и новые требования не только ко всей системе образования в целом, но и к педагогической деятельности.
В условиях быстрого обновления информации, когда она поступает не каплями, а обрушивается огромными блоками, мы вынуждены пересмотреть и изменить систему получения знаний учащимися: от принципа «дать знания» перейти к принципу: «научить получать знания и умения».
Современному педагогу требуются методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию ученика;
- развивали бы общеучебные умения и навыки: исследовательские, самооценочные и др.;
- были бы приоритетно направлены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип взаимосвязи обучения с жизнью.
Ведущее место среди таких методов, накопленных в арсенале мировой и отечественной педагогической пpaктики, принадлежит сегодня методу проектов.
Однако автор не может согласиться с мнением, что на уроках «серьезных предметов» (к которым причислены литература, история, география, математика, физика, биология, химия) метод проектов «имеет относительно низкую эффективность, что доказала…пpaктика».
Метод проектной деятельности может широко использоваться не только во внеклассной работе, но и в учебной деятельности. Поскольку в нашем физико-математическом лицее ученики имеют повышенную нагрузку, на уроке применяются в основном мини-проекты. Однако почти в каждой параллели можно реализовывать и долгосрочные проекты.
В своей педагогической пpaктике автор использует проектный метод на уроках истории, обществознания и мировой художественной культуры.
В первом полугодии учащиеся 5 классов участвуют в проекте «Самая загадочная страна Древнего Востока». После изучения тем «Древний Египет» и «Древний Восток» проводится повторно-обобщающий урок «Путешествие по Древнему Востоку» в форме познавательной игры. За 2-3 недели класс делится на группы и получает задание: выбрать одно любое государство Древнего Востока, найти информацию о его культуре и истории, нарисовать эмблему, придумать девиз и представить, в чем загадка этой страны. Предлагаются такие формы выхода проектной деятельности, как газета, реклама, буклет или презентация.
Во втором полугодии после изучения соответствующих тем ученики 5 классов готовят виртуальную экскурсию в Олимпию, Древние Афины, Спарту или «Вечный город». В основном это презентации, выполненные в программе POWER POINT. Группы формируются с учетом желания ребят. Можно выполнять проект индивидуально. Задание даётся заранее, за 3-4 недели. Потом определяется день, когда ребята выступают на уроке, представляя результаты своей работы. Учитель или жюри оценивают представленные проекты.
Один-два раза в году (обычно в середине и конце учебного года) в каждой параллели проводится урок-суд над каким-нибудь историческим деятелем. Это тоже один из видов проектной деятельности. Учитель формулирует проблемный вопрос, например: «Александр Македонский: небожитель или гордец?» За 2 недели класс делится на группы: Обвинители во главе с Прокурором, Защитники во главе с Адвокатом, Историки, Художники, Фотокорреспонденты, Свидетели Защиты и Обвинения. Художники рисуют плакаты, подбирают иллюстрации, оформляют кабинет, готовят костюмы. Историки изучают труды учёных, выписывают цитаты из книг и источников. Защитники готовят тезисы по защите и подбирают свидетелей, чтобы «оправдать» исторического деятеля. Обвинители, наоборот, готовят тезисы обвинения. Выслушав обе стороны, историков, желающие голосуют «белыми» или «черными» камнями. Интересно и увлекательно этот момент можно обыграть с помощью интеpaктивной доски SMART. Фотокорреспонденты на уроке делают снимки рабочих моментов, а через неделю представляют репортаж или выпускают газету. Чаще всего одноклассники встречают «произведение» «фотокорреспондентов» бурным восторгом, особенно, если показать его через несколько лет, когда главные герои, задиристые, вихрастые, шумные мальчишки и девчонки уже повзрослели и стоят на пороге новой жизни.
Возможные темы для проведения уроков-судов:
- «Или Цезарь, или никто?»
- «Кто «лучший» из императоров?»
- «Елизавета I – мать или мачеха английского народа?»
В прошлом году совместно с учителем математики Теленгатор Светланой Владимировной был осуществлён межпредметный проект «Старинные задачи сквозь века и страны». Он проводился при изучении тем «Решение текстовых задач» и «История Древнего Востока».
На уроках истории учащиеся 5-х классов знакомились с культурным наследием Древнего Египта, Древней Индии и Междуречья, а на уроках РНЗ (Решение Нестандартных Задач) учились решать текстовые задачи. Пpaктика показывает, что использование исторических задач и разнообразных старинных (арифметических) способов их решения не только обогащает опыт мыслительной деятельности учащихся, но и позволяет им осваивать важный культурно-исторический пласт истории человечества. Группы «Индийских мудрецов», «Вавилонских странников» и «Знатоков страны пирамид» увлечённо бороздили просторы Интернета, читали энциклопедии в поисках ответа на основополагающий вопрос: «Может ли царица наук быть служанкой истории?» (Более подробно о проекте можно узнать на сайте http://letopisi.ru).
В ходе данного проекта ученики узнали, что развитие одной науки находится в тесной взаимосвязи с другой.
В 8 классе самой сложной для восприятия школьников является тема «Страны Азии, Африки и Латинской Америки в XIX веке». Метод проектов позволяет превратить урок в увлекательное путешествие по странам Востока XIX столетия. За 3-4 недели класс делится на 5-6 групп, каждая из которых выбирает страну, собирает информацию (информбюро), обpaбатывает ее (аналитики). Другие готовят презентацию и задания для ребят. На уроке ученики представляют свой проект, проводят проверочную работу среди «слушателей», самостоятельно оценивают. Таким образом учитель попутно решает проблему накопляемости оценок.
На уроках мировой художественной культуры ребята выполняют проекты в форме Антологии – сборника стихотворений поэтов по определенной теме. Сложность заключается не только в поиске информации и подборе нужного материала, его оформлении, а в выборе темы. Сделать это учащиеся должны самостоятельно. В прошлом учебном году восьмиклассники подготовили следующие антологии: «О Греции стихами», «Боги и герои античного мира» и другие.
В старших классах результаты проектной деятельности отражены учащимися в виде словаря эпохи перестройки, интервью об эпохе Л.И.Брежнева, презентаций и исследовательских работ «Судьба семьи в истории страны».
В современном обществе, как нам представляется, педагог должен уметь не только давать крепкие и прочные знания, воспитывать Личность, но и задавать вектор её развития, приоткрыв дверь в огромный мир, где можно увидеть звёзды!
Путеводной звездой, по нашему мнению, является метод проектов, который позволяет учащимся развить навыки критического мышления и сотрудничества, овладеть информационной грамотностью, научиться адекватно оценивать свою работу, т.е. получить навыки, необходимые, чтобы стать успешными в XXI веке. Для нас важно, что на этом пути учитель и ученик идут в одном направлении и движутся к одной цели.
Тема является одной из ключевых тем в обществознании 6-го класса. Урок проводится в интеpaктивной форме. На уроке используются групповая работа, «Мозговой штурм», работа с документами. В ходе урока учащиеся овладевают навыками работы в группе, закрепляют умения анализировать литературу, работу с документами, умение делать выводы....
27 03 2024 21:20:21
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
26 03 2024 8:53:26
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
25 03 2024 20:21:21
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
24 03 2024 20:18:17
Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...
23 03 2024 9:11:34
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
22 03 2024 11:29:54
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы. ...
21 03 2024 21:51:47
Урок завершает тему «Древний Египет» в курсе истории Древнего мира. Проведён в форме виртуального путешествия на основе авторской компьютерной презентации. По ходу путешествия обучающиеся выполняют мини-проект – составляют путеводитель «Шедевры искусства Древнего Египта». ...
20 03 2024 14:16:17
Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....
19 03 2024 21:40:15
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....
18 03 2024 9:14:31
Одной из задач педагогики является научить работать учащихся творчески и в коллективе. Этому способствуют инновационные технологии, в том числе французские мастерские. Французские мастерские – это новый стиль взаимоотношений учителя и ученика, учащихся между собой, это позиция диалога и активная форма работы, результатом которой является презентация нового продукта, возникшего в ходе коллективного творчества....
17 03 2024 13:30:48
Цель урока: повторение темы «Социально-экономическое, политическое и культурное развитие СССР при Н.С. Хрущеве»; развитие познавательных интересов учащихся, умений решать проблемные задания, работать в группе....
16 03 2024 9:52:22
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
15 03 2024 5:27:12
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
14 03 2024 21:13:31
Зачем человек учится? Зачем в школе преподается столько предметов? С одной стороны, на эти вопросы ответить легко, а с другой, сложно. Как было в далёком прошлом? Ученики переносятся в древние Афины, сравнивают, отвечают на волнующие вопросы....
13 03 2024 4:30:34
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
12 03 2024 15:33:16
Цель урока: способствовать формированию гражданской идентичности через изучение борьбы Руси с экспансией крестоносцев. На уроке используются формы индивидуальной и групповой работы, направленные на формирование умений участвовать в обсуждении, анализировать исторические факты, сравнивать явления и события....
11 03 2024 9:38:45
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
10 03 2024 8:25:49
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
09 03 2024 2:12:43
Урок блочно-модульного структурирования. Процесс формирования блоков основан на просмотре отрывков из учебного кинофильма: соединяя увиденное с содержанием материала учебника, ученики составляют соответствующий блок. В результате работы ученики имеют готовые технологические карты для домашнего повторения, а также для подготовки к контрольным срезам....
08 03 2024 8:57:16
Задания помогут студентам ответить на дискуссионные вопросы по теме "Первая мировая война", обратившись к соответствующим историографическим и конкретно-историческим источникам. При этом предлагаемые для анализа документов примерные вопросы и задания имеют своей целью помочь формированию умений и навыков исследовательской работы....
07 03 2024 5:56:18
На уроке учащиеся усваивают целостную картину изучаемого исторического периода знакомятся с социально-экономическими преобразованиями....
06 03 2024 12:12:48
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
05 03 2024 11:39:38
Эпоху Екатерины Великой называют эпохой «просвещенного абсолютизма». Основные идеи, которые легли в основу ее мировоззрения были идеи философов-просветителей, таких как Вольтер, Монтескье, Дидро, Руссо....
04 03 2024 21:40:27
Смутное время относят к числу наиболее трудных и переломных эпох в истории России. Поэтому итоговый урок для десятиклассников ставит целью не только систематизацию материала по теме с учётом сложности исторического подхода, а и формирование навыков умения искать пути решения задач (в данном случае - пути выхода из кризиса начала XVII в.). Урок проводится в нетрадиционной форме с применением элементов выборной технологии, игры, видеоматериалов, инсценирования, что повышает интерес учащихся....
03 03 2024 8:36:25
Цель занятия – дать учащимся знания об одном из самых сложных периодов в истории России, раскрыть суть нэпа, развить умения учащихся анализировать конкретные исторические факты, документы, проводить исторические параллели во времени....
02 03 2024 4:43:25
Учащиеся должны осознать сущность «Восточного вопроса», причины его обострения к середине ХIХ века, цели России и государств Западной и Центральной Европы при решении «Восточного вопроса», ход Крымской войны, героическое поведение русских военных моряков и защитников Севастополя, причины поражения России и последствия этого поражения для России как необходимый стимул для преобразований, реформ....
01 03 2024 9:23:10
Аграрная реформа П.А. Столыпина сыграла важнейшую роль не только в истории России, но и Челябинска в целом. Важнейшей особенностью методической разработки является включение широкого круга источников как уже давно зарекомендовавших себя (письменные, фотографии, статистика), недавно опубликованных (фотографии), так и визуальные источники из семейных архивов учеников школы (фотографии)....
29 02 2024 0:50:23
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
28 02 2024 20:15:28
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей. ...
27 02 2024 13:15:59
Урок разработан в форме игры–путешествия в город Олипм – место проведения древних олимпийских игр. Новизной данного урока является «Портфель знаний», который позволяет учащимся систематизировать, накапливать и проверять свои знания. На уроке прослеживается связь с другими предметами школьной программы. ...
26 02 2024 13:21:12
Школа сегодня - один из немногих социальных институтов, в рамках которого возможно осуществление работы по формированию культуры здоровья детей. Важнейшая задача школы - помочь ребенку, подростку самому грамотно заботиться о себе и своем здоровье не только в школе, но и после уроков, обращаясь при необходимости за помощью к взрослым....
25 02 2024 19:48:46
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
24 02 2024 16:34:50
Гражданская война-страшное бедствие, национальная трагедия. Каковы ее причины и последствия,кто прав и кто виноват? Как не допустить ее повторения? Все эти вопросы мы должны обсудить, сделать выводы. На уроке идет закрепление и выявление знаний учащихся по теме «Гражданская война»....
23 02 2024 10:51:21
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
22 02 2024 7:16:33
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...
21 02 2024 9:25:46
Цель: воспитание патриотизма, формирование гражданской компетенции у студентов. I-й отборочный этап проводится в библиотеке. Студенты работают с электронным пособием «Свердловская область – история и современность». Приложение 1 содержит локальную версию программы для тестирования. II-й этап проводится в виде игры «Брейн-ринг». В ходе игры используются тематические профессионально озвученные презентации....
20 02 2024 4:25:18
Мероприятие направлено на развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, расширение их кругозора; обобщение полученных знаний по истории Древнего мира. Такие конкурсы вызывают глубокий интерес учащихся к истории и стимулируют их активное участие в различных мероприятиях исторической направленности....
19 02 2024 5:45:23
Урок знакомит учащихся с личностью Александра Невского, ходом Невской битвы и Ледового побоища. В завершающей части урока учащиеся делают выводы о значении побед великого полководца для русского народа. ...
18 02 2024 10:44:59
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова. ...
17 02 2024 3:17:11
Цели доклада: изучить особенности познавательной деятельности учащихся; апробировать методы и технологии, с помощью которых удастся наиболее эффективно спланировать и активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках истории. При планировании познавательной деятельности учащихся на уроках, необходимо учить ребят уважать мнение собеседника; продуктивно усваивать учебный материал; анализировать факты и информацию; творчески подходить к изучаемому материалу....
16 02 2024 15:11:49
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
15 02 2024 23:38:16
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
14 02 2024 18:34:17
Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
13 02 2024 19:38:57
Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...
12 02 2024 22:24:22
КВН является заключительным звеном в цепи уроков по теме «Древняя Греция». Целью игры являются: привитие интереса к предмету; углубление и расширение материала по предмету; подведение итогов, обобщение изученного материала; развитие толерантности, состязательности, умения показать свои способности, умения держаться на сцене....
11 02 2024 17:43:51
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
10 02 2024 15:49:49
В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...
09 02 2024 6:42:54
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
08 02 2024 7:59:23
Целью данного урока является обобщение знаний учащихся о процессе образования Российской империи, представлений учащихся о Петре I; развитие логического мышления и творческих способностей учащихся, формирование ценностных ориентиров и убеждений на основе личного восприятия идеи патриотизма; развитие интереса к культуре своего народа. ...
07 02 2024 9:47:50
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::