Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс


    Урок истории по теме "Российское общество во второй половине 90-х гг. ХХ в.". 9-й класс


Цель урока:

  • Образовательные: раскрыть эволюцию социальной структуры постсоветского общества, определить критерии и факторы социальной стратификации, охаpaктеризовать основные социальные группы российского общества;
  • Воспитательные: раскрыть духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований (II половина 90 – х годов XX в.), показать утопичность взглядов о том, что может существовать социальное устройство, которое снимает все проблемы;
  • Развивающие: закреплять умения работы с документами, диаграммами, таблицами, умения анализировать информацию, сравнивать, делать выводы;

Тип урока: урок изучения нового материала.

Педтехнологии: технология интеpaктивного обучения (работа в группах, форма «займи позицию»), исследовательские методы в обучении.

Планируемые результаты: понимать разницу между  социальной структурой советского общества и постсоветского, называть критерии социальной стратификации, эволюционные проблемы социальной структуры общества, определять ценностные ориентиры граждан России в период реформ.

Перечень оборудования: презентация: «Российское общество во второй половине 90-х годов XX века».

Структура урока:

1. Стратификационные изменения в постсоветском обществе.
2. Проблемы эволюции социально – классовой структуры в постсоветском обществе.
3. Духовно-нравственное состояние российского общества во второй половине 1990-х годов. Духовные ценности россиян в период реформ.
4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян.

Содержание этапов урока:

I. Вступительное слово учителя:

После распада СССР Россия встала на путь трaнcформации, т.е. начала движение от советской экономической и политической системы к рынку и демократии. Это  долгий и трудный путь. В постсоветский период в России крайне негативной тенденцией развития имущественной дифференциации стал низкий уровень доходов и заработной платы подавляющей части населения при сверхвысоких доходах его элитарных групп и слоев. Особенно это ярко проявилось в 1990-е гг., когда уровень жизни населения столь стремительно падал, что имущественное расслоение российского общества достигло критических размеров.
Россия  модернизируется и постепенно меняется в том же направлении, в каком уже давно двигаются многие страны.
Д.Я. Травин в «Очерках новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999» отмечал, что « важный позитивный опыт нашей новейшей истории – это сравнительно мирный переход от экономики советского типа к рынку. Для миллионов россиян реформы стали тяжелейшим испытанием. Многим приходилось менять работу, специальность, образ жизни. Многим приходилось на долгое время затягивать пояса. Однако эти трудности не послужили толчком к социальным битвам, к массовым погромам, к забастовкам, парализующим жизнь страны. Граждане России учились жить по-новому, учились работать при рынке, учились адаптироваться к постоянным переменам. Полагаю, что этот «тихий подвиг» имеет не меньшее значение в истории страны, чем громкие военные победы над агрессорами. Дети и внуки людей, трaнcформировавших страну в 90-е гг., смогут по праву гордиться тем, как прожили нелегкие времена их отцы и деды» [8].

II. Беседа с классом по вопросам:

1. Назовите социально-классовые группы советского общества?
2. Назовите главный критерий, восходящей социальной мобильности в советском обществе.
3. Поясните утверждение: стратификационные изменения в российском обществе в 1 половине 90-х годов хаpaктеризуются стремительным расслоением и массовой нисходящей социальной мобильностью.

  • В чём проявилась эволюция социальной структуры постсоветского общества?
  •  Каковы критерии социальной стратификации этого общества.
  • Каковы основные социальные группы современного  российского общества?
  • Какие признаки хаpaктеризуют духовно – нравственное состояние общества?

– На эти вопросы мы ответим на сегодняшнем уроке. (Презентация. Слайд 1)

III. Объяснение нового материала

1. Стратификационные изменения в постсоветском обществе

 Российский социолог, экономист и политолог, академик РАН, доктор экономических наук Т.И. Заславская  определяет современную структуру российского общества следующим образом:

(Слайд2)

Работа с документом (Приложение 1)

Задание: дать хаpaктеристику структуры и функции социального слоя в виде «кластера»

1 группа: работа с документом 1
2 группа: работа с документом 2
3 группа: работа с документом 3
4 группа: работа с документом 4
5 группа: работа с документом 5

2. Проблемы эволюции социально-классовой структуры в постсоветском обществе.

Работа с документом (Приложение 2)

Определите проблемы, связанные с социальной структурой постсоветского общества. (Слайды 3-4)

3. Духовно-нравственное состояние российского общества во второй половине 1990-х годов. Духовные ценности россиян в период реформ (Приложение 3)

Задания группам:

1 группа: проанализируйте данные, представленные в таблице 1 («Динамика социальной стратификации России») и сделайте выводы.
2 группа: проанализируйте данные, представленные в таблице 2 («Распространенность владения собственностью. 1994 г.») и сделайте выводы.
3 группа: проанализируйте информацию в таблице 3 («Отношению к развитию частной собственности в промышленности») и сделайте выводы.
4 группа: используя метод «ПОПС», определите духовно – нравственное состояние российских граждан во 2 половине 90-х г. (отрывок из работы Дмитрия Травина «Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985-1999»
5 группа: докажите, используя метод «ПОПС» что к концу 90 – х г. общество разделилось на антагонистические классы: нанимателей и нанимаемых, имущих и обездоленных. (Слады 5-8)

ПОПС- метод. Ученик высказывает: П-позицию (объясняет, в чем заключена его точка зрения, предположим, : “Я считаю, что cмepтная казнь не нужна…”); О-обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказывает, начиная фразой типа: “Потому что увеличивается количество тяжких преступлений, изнacилoваний, убийств…”); П-пример (при разъяснении сути своей позиции пользуется конкретными примерами, исользуя обороты типа: “Я могу подтвердить это тем, что рост преступности наблюдается за последние годы…”; С-следствие (делает вывод в результате обсуждения определенной проблемы, например, : “В связи с этим (сохранением cмepтной казни, мы не наблюдаем уменьшения роста преступности…”).

(Слайды 9-10)

Вывод: Властные отношения все в большей мере уступают собственническим. Если в начале 90-х г. была устойчива ориентация, особенно молодой части россиян, на предпринимательскую деятельность или, по крайней мере, на работу в частном секторе, то к концу 90-х г. наблюдается рост наемной рабочей силы. Это подтверждают и результаты переписи населения  (абсолютное большинство занятых в экономике составляют работающие по найму (2002 г. – 58 млн. чел. (95%), 2010 г. – 61,6 млн. чел (94%) [Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg] (Слайд 4)

4. Религия и церковь в духовной и культурной жизни россиян

Задание: озаглавьте текст, задайте к нему 3 вопроса.

«Россия перестала быть страной воинствующего атеизма.
В современный период государство нуждается в помощи и поддержке со стороны церкви, стремиться решить ряд социальных задач, привлекая церковь к посильной помощи.  Забота о сиротах, воспитание молодежи, помощь и поддержка человеку в трудные минуты, просветительство и нравственная оценка происходящих в стране событий – это малая часть тех задач, которые берет на себя церковь. Люди нуждаются в нравственных ориентирах, они подчас беспомощны и слепы в поисках своего счастья, жизненного пути».

Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России» (Слайд 11)

IV. Домашнее задание:  Эссе

«Что нужно сделать, как громко нужно закричать, чтобы мы поняли, что главная ценность, которая у нас есть, — это ценность человеческой жизни? Никакая прибыль, никакие способы извлечения средств не могут конкурировать с этой ценностью» (Патриарх Кирилл)

«Наш путь – это спокойное эволюционное развитие, в том числе через реальный диалог с властью, в том числе, когда необходимо, через внешнее выражение своего протеста. Но таким образом, чтобы не сотрясались основы государственной жизни, чтобы не останавливалась экономика, чтобы не разрушалась культура, искусство, образование, спорт, наука, все то, что мы разрушили в 90-е». (Патриарх Кирилл) (Слайд 12)

V. Рефлексия

1. Как вы оцениваете вашу работу на уроке? (Рефлексия настроения)

1, 2, 3

2. Продолжите предложение: (рефлексия содержания учебного материала)

  • Я не знал (а) …
  • Теперь я знаю …
  • Я научился …
  • Я выполнял (а) задания

(Слайд 14)

Список информационных источников:

  1. Арутюнян Ю.В. О социальной структуре общества в постсоветский период 8,9,14,301с. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.pravmir.ru/patriarx-kirill-sluzhenie-v-citatax/
  2. Диаграмма «Современная структура российского общества» Режим доступа: http://wiki.iteach.ru/index.php…
  3. Заславская Т.И. Структура современного российского общества 
    1998. Интернет-ресурс. Режим доступа: http://vitanar.narod.ru/autors…
  4. Зырянова П.А. «Священство и царство: о роли церкви в современной России»Режим доступа: http:// nasha-molodezh.ru› 
  5. Росенко С.И. Социальная дифференциация российского постсоветского общества, 2002. 83с.
  6. Радаев З. Динамика социальной стратификации в России (анализ статистических данных  2002г. - 309, 311
  7. Росстат об итогах Всероссийской переписи наcеления. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rg
  8. Травин Д.Я. Очерки новейшей истории России. Книга первая: 1985–1999. – СПб.: Норма, 2010.- 15, 317 – 319, 368 с.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

21 10 2021 4:38:12

Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"


    Игровая программа "Знаешь ли ты историю Древнего мира?"

      Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...

20 10 2021 9:27:54

Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"


    Интегрированный урок "история + английский язык" по теме "Процессы интеграции в современном мире"

      При изучении общей темы необходимо показать, как с помощью разных предметов можно сформировать целостные знания по теме. В этом случае отдельные знания, будут складываться в одну большую "картину-представление" для истинной системы знаний и правильного миропонимания. Интегрированное обучение развивает самостоятельность, познавательную активность и интересы учащихся....

19 10 2021 22:10:45

Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс


    Интегрированный урок (изобразительное искусство + история) по теме "Искусство Древнего Египта". 5-й класс

      Невозможно изучать искусство в отрыве от той исторической ситуации, в которой оно было создано, что позволяет ученикам погружаться в различные эпохи, и, осознавая свою связь с прошлым, глубже понимать настоящее. Достоинства нашей работы: возможность более глубокого проникновения в тему, создания целостной картины мира, образа эпохи, закрепление знаний через выполнение пpaктических работ по ИЗО, осмысление и переработка изученного через личный опыт и творческое осмысление темы....

18 10 2021 13:39:11

Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"


    Игра для учащихся 5-го класса "Умники и умницы"

      Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....

17 10 2021 23:47:40

Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов


    Методическое обоснование и оформление элективных, факультативных курсов

      В материале описана процеДypa проведения экспертизы элективных, факультативных курсов в г.о. Спасск-Дальний Приморского края. Даны рекомендации по составлению элективных, факультативных курсов, их структуре; написанию пояснительной записки. Приведен анализ наиболее распространенных ошибок и недочетов. ...

16 10 2021 6:14:21

Эпоха дворцовых переворотов


    Эпоха дворцовых переворотов

      Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....

15 10 2021 8:29:23

Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"


    Методическая разработка "Пешеходная экскурсия «Замоскворечье»"

      Представленная методическая разработка дает возможность учителю самостоятельно, не прибегая к услугам платных гидов, провести экскурсию для учеников и родителей. Это – великолепная возможность не только расширить свой кругозор и попробовать себя в ином качестве, но и поднять свой авторитет в глазах детей и их родителей. Используя презентацию, можно провести заочную экскурсию....

14 10 2021 14:36:30

Урок обществознания по теме "Семья и семейное хозяйство". 5-й класс


    Урок обществознания по теме "Семья и семейное хозяйство". 5-й класс

      Использование системно-деятельностного подхода в обучении в соответствии с требованиями ФГОС. Использование приобретенных знаний и умений в пpaктической и повседневной деятельности. Ориентация в актуальных общественных событиях, нравственной и правовой оценке конкретных поступков людей. Формирование навыков самостоятельной работы в группах, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....

13 10 2021 13:43:55

Профилактика правонарушений несовершеннолетних


    Профилактика правонарушений несовершеннолетних

      Урок составления проекта программы по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Ученики класса работают в 3-х группах. Им дано было опережающее задание: подумать, почему совершаются правонарушения. Дети провели опрос среди старшеклассников, родителей, записали ответы в виде тезисов. Выяснив причины правонарушений, ученики составляют проект программы по профилактике правонарушений....

12 10 2021 2:14:14

Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре


    Развитие творческих способностей учащихся в процессе приобщения к региональной истории и культуре

      Краеведение увеличивает прострaнcтво, в котором учащиеся могут развивать свою творческую и познавательную деятельность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Учитывая возрастные особенности учащихся, мы используем различные уровни познавательной краеведческой работы....

11 10 2021 0:32:38

История России в стихах


    История России в стихах

      Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....

10 10 2021 13:13:35

Семейное право


    Семейное право

      Урок призван закрепить теоретические знания учащихся по семейному праву, развивать и формировать познавательный интерес к разным областям жизни человеческого общества, научить ориентироваться в семейном законодательстве. Урок воспитывает потребность осознанно пользоваться принципами семейного права, научиться принимать самостоятельные решения по пpaктическим правовым ситуациям. ...

09 10 2021 18:19:29

Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс


    Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе средней общеобразовательной школы по учебнику В.И. Уколовой и И.Е. Уколовой «История Древнего мира». В качестве стержня, организующего разнородный материал учебника, рекомендую использовать так называемые программы урока для каждого ученика, которые они заполняют в течение урока по мере объяснения учителя и чтения параграфа. Хорошим дополнением к уроку является рабочая тетрадь. Задание в ней может быть дано на дом....

08 10 2021 20:31:35

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

07 10 2021 1:54:34

Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"


    Урок по истории Отечества в 9-м классе "Битва за Москву"

      На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....

06 10 2021 4:44:49

Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века"


    Викторина "Умники и умницы": "История Отечества с древнейших времен до конца XIX века"

      Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....

05 10 2021 15:23:44

Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"


    Турнир любознательных "Влилась в века Эллада, как вино…"

      Урок в форме викторины углубляет и проверяет знания и эрудицию учащихся по истории, мифологии и культуре Древней Греции. ...

04 10 2021 17:52:34

Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ


    Отечественная история XX–начало XXI века. Контрольно-измерительный материал по пройденным темам по аналогии с КИМами ЕГЭ

      Итоговая работа состоит из двух частей. Первая часть включает 40 заданий с выбором ответа. Вторая часть состоит из 10 заданий (В1–В10), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). К каждой части приводится инструкция по проверке работ учащихся. ...

03 10 2021 8:12:20

Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс


    Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс

      Интеpaктивное обучение – погружение в общение. Сущность занятия по интеpaктивной технологии состоит в том, что в малых группах обсуждаются частные аспекты одной проблемы, которую предстоит решить всему классу. Уроки повышают активность и самостоятельность учащихся, развивают навыки анализа, критического мышления, взаимодействия....

02 10 2021 0:35:36

Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"


    Играем, учимся… Урок обобщения в форме игры "Умницы и умники"

      Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....

01 10 2021 11:36:58

Русь между Западом и Востоком


    Русь между Западом и Востоком

      Урок построен на использовании мотивационного видеофильма, систематизирующего знания учащихся по изученной теме, творческих работ учащихся, использовании ИКТ в виде презентации....

30 09 2021 9:27:46

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

29 09 2021 18:54:54

Урок истории по теме "Поражение белого движения в годы гражданской войны". 9-й класс


    Урок истории по теме "Поражение белого движения в годы гражданской войны". 9-й класс

      Образовательная цель урока: сделать выводы о причинах поражения белого движения в России.Урок включает: оценку эмоционального состояния учащихся, поиск ответов на проблемные задания, работу с дополнительной литературой и источниками, работу по карте, сообщения учащихся на уроке и др. Разнообразие вносит работа в группах, работа с тестом (самопроверка знаний учащимися), учащиеся делают самостоятельно выводы, проводят взаимопроверку, отбирают материал для выступления. ...

28 09 2021 6:42:56

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

27 09 2021 7:54:59

Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории Древнего мира в 5-м классе "В театре Диониса"

      Урок представлен в нетрадиционной форме - "урок-путешествие", "урок-спектакль". Такая форма проведения урока дает богатые эмоциональные переживания, помогает лучше усвоить, воспринять материал, позволяет использовать дополнительную информацию в большом объеме. На этом уроке ученики имеют возможность познакомиться с театральным искусством Древней Греции, с фрагментами древнегреческой музыки и литературы. ...

26 09 2021 6:17:36

Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»


    Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»

      «Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....

25 09 2021 17:36:23

Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента


    Проблемы преподавния курса "История Красноярского края" в рамках национально-регионального компонента

      История Красноярского края значима для детей, так как это истории малой Родины, ее изучение расширяет кругозор. Возможности истории для патриотического воспитания безграничны. Истории своего региона содействует формированию нравственной позиции личности, проявлению чувств сопричастности к этносам, населяющих данный край. В статье содержится анализ некоторых проблем, с которыми сталкивается учитель. В статье и в приложениях содержится материал пpaктического хаpaктера. ...

24 09 2021 13:18:46

Памяти огненных лет


    Памяти огненных лет

      Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....

23 09 2021 12:45:49

Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"


    Материалы  к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"

      Цель урока: повторить, закрепить, обобщить знания по теме «Смутное время» на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина, руководителей народных ополчений под руководством К.Минина и Д.Пожарского; способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины; подготовиться к самостоятельной работе по теме....

22 09 2021 14:24:35

Тема урока: "Мир без войн" для учащихся 10–11-х классов


    Тема урока: "Мир без войн" для учащихся 10–11-х классов

      Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...

21 09 2021 14:28:47

Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время


    Внеурочная деятельность по английскому языку. Патриотическое воспитание обучающихся 5–6-х классов МсСВУ в урочное и внеурочное время

      Реализация идеи формирования гражданско-патриотической направленности воспитания обучающихся 5–6-х классов вылилась в многоэтапный процесс проектной работы по теме «Суворовцы – наследники славных традиций и боевых подвигов своих отцов и дедов. Бесcмepтный полк». На примерах боевых подвигов своих предков мы стремимся показать важность, необходимость уважительного отношения и бережного сохранения истории и традиций своего Отечества в современном мире....

20 09 2021 10:10:38

Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс


    Крымская война 1853–1856 гг. 8-й класс

      Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....

19 09 2021 7:50:14

Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"


    Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?"

      Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства....

18 09 2021 10:10:11

Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)


    Герои трудового фронта (по материалам школьного музея)

      Представлен конспект урока, по материалам школьного музея: "Герои трудового фронта"....

17 09 2021 12:39:15

Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия


    Внеклассное мероприятие по истории "От обелиска к обелиску". Виртуальная экскурсия

      Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....

16 09 2021 18:29:40

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века

      На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

15 09 2021 17:31:24

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

14 09 2021 15:16:10

Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"


    Модульный урок в 7–м классе "Усиление королевской власти в XVI-XVII веках. Абсолютизм в Европе"

      Работа автора относится к развивающим формам обучения, обеспечивающим благоприятные условия для качественного усвоения учебного материала. Большую роль в развитии критического и творческого мышления на уроке имеют систематизация и классификация материала, которому обучаются ребята при составлении схемы "Абсолютизм", умение находить закономерности. Модульное обучение обеспечивает учащимся возможность работы в индивидуальном темпе, а также работы в парах и группах, делового общения с товарищами. ...

13 09 2021 19:49:13

Технология проблемного обучения на уроках истории


    Технология проблемного обучения на уроках истории

      Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....

12 09 2021 12:23:48

Музыкальная культура Древней Руси


    Музыкальная культура Древней Руси

      Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....

11 09 2021 10:50:31

Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"


    Урок истории в 5-м классе "В театре Диониса"

      Данная разработка урока позволяет учителю: повысить мотивацию к учению; повысить роль наглядности на уроке; необременительно для ученика ввести дополнительную информацию; организовать самостоятельную работу ученика на уроке; повысить компьютерную компетентность учащихся....

10 09 2021 11:29:44

"Дворцовые перевороты". 7-й класс


    "Дворцовые перевороты". 7-й класс

      Учитывая возрастные особенности учеников седьмого класса и специфику темы, большой объем материала, считаю, что наиболее целесообразным типом урока является изучение нового материала и его первичное закрепление. Изучение новой темы построено на сообщении учителем нового материала, одновременно организовано осмысление, обобщение и систематизация нового материала учащимися. Для этого использованы разнообразные методы. ...

09 09 2021 1:54:47

Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"


    Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"

      Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...

08 09 2021 21:53:43

Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда


    Сценарий торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда

      Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....

07 09 2021 3:51:34

"Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе


    "Начало феодальной раздробленности на Руси". Открытый урок в 6-м классе

      Урок истории в 6-м классе предусматривает развитие у учащихся умений прослеживать причинно–следственные связи, умения работать с учебником, историческим документом, картой, создаёт условия для воспитания патриотизма....

06 09 2021 8:19:53

Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"


    Методическая разработка урока "Сельскохозяйственная политика Н.С. Хрущева"

      Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...

05 09 2021 15:50:44

Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе


    Формы контроля знаний на уроках истории по теме "Древняя Русь" в 6-м классе

      Становление Руси сопровождалось борьбой с кочевниками. Ученикам предоставляется возможность поучаствовать в защите земли Русской. Успех «сражений» зависит от глубины знаний по теме «Древняя Русь». Задания разработаны на основе учебника для 6-го класса «История России. С древнейших времен до конца XVI века», авторы А.А.Данилов, Л.Г.Косулина. Данные приемы работы можно эффективно использовать при проверке домашнего задания, на этапе закрепления нового, изученного на уроке материала, а также как один из вариантов при проведении контрольно-обобщающего урока по всей изученной теме....

04 09 2021 6:59:14

"Демография современной России". 11-й класс


    "Демография современной России". 11-й класс

      Интегрированный урок информатики и обществознания, исследовательского типа. Методы: групповая пpaктическая работа с Интернетом. Технологии: проектная, критического мышления, веб-квест. Учащиеся самостоятельно определяют проблему, планируют деятельность, отбирают, анализируют и структурируют информацию. Формируются навыки распределения рабочего времени, ответственности за результаты своей деятельности и деятельности группы....

03 09 2021 3:38:20

Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны


    Музыка и живопись времен Великой Отечественной войны

      Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....

02 09 2021 0:59:14

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::