План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс
План-конспект урока в 7 классе предусматривает рассказ учителя по теме и варианты вопросов к теме. Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Примерный вариант рассказа учителя по теме:
“В 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Царский венец – шапку Мономаха – на него возложили в Успенском соборе 28 сентября 1645 года. После венчания на царство он должен был немедленно жениться, т.к. только женатый человек считался совершеннолетним. Борис Морозов, его “дядька”-воспитатель, подыскал ему несколько невест. Его женой стала Мария Милославская. Сам Б.Морозов женился на сестре царицы, породнившись со своим царственным воспитанником.
Это не спасло его во время Соляного бунта 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Б.Морозова. Царь сумел спасти родственника, удалив его в Кирилло-Белозёрский монастырь. После его возвращения он уже не играл прежней роли. Первым царским советником становится “собинный друг” царя – архимaндрит Никон – в скором будущем патриарх Всея Руси (с 1652 г.).
Два важных следствия имели бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и усовершенствовало законодательство. Уложение должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Второе следствие – большая самостоятельность царя.
Ещё большее влияние на становление его личности оказала война с Польшей за Украину в 1654–1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, побывал в Литве и Ливонии. В ходе войны он показал себя зрелым политиком и гуманным человеком. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей. Царь бывал во многих городах, знакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он вносит изменения в придворную обстановку: появились обои (золотые кожи), мебель немецкого и польского образца.
В 50–60-е гг. происходят важные изменения во внутренней жизни страны – реформа церкви, вдохновителем которой был сам царь. На первых порах её проводил царский любимец – патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошёлся во взглядах с патриархом, который, оскорбившись, удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. В 1666 г. Церковный собор лишил Никона патриаршего сана и приговорил его к ссылке в Кирилло-Белозёрский монастырь простым чернецом.
Последующие испытания не ожесточили царя. Он был человеком вспыльчивым, но умел легко прощать и мириться, если государственные дела не требовали опалы или ссылки. Благодушие, мягкость, весёлый нрав сочетались у царя с глубокой образованностью. Его религиозности способствовало чтение. Он был весьма сведущ в обрядах православия. Считал полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Религиозная мораль была его философией жизни, проявляясь в чутком, тёплом, бережном отношении к людям.
Но “тишайший” государь, в отличие от своего сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему казалось, что всё остаётся неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе Церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней пpaктикой. В войнах за выход к морю – возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях “войск иноземного строя”, военно-технических и культурных новшеств, в попытке секуляризации Церкви – путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. Поэтому царь не чувствовал себя реформатором.
Между тем, нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога в царствование его отца. По словам В.О.Ключевского, “разносторонние отношения в это царствование обострились…и над всеми ними стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних”. Такой ответ на вызов времени был непоследователен. Этим объясняется драматичный личный итог: “собинный друг” – патриарх Никон – был в заключении, был симпатичен царю и его противник – протопоп Аввакум. Столь любимую царём Православную Церковь раздирал раскол. Незадолго до кончины “тишайшего” царя войска взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.
Но у царя было и утешение – его семья. Женат он был дважды. М.Милославская родила ему 13 детей. После её cмepти царь женился на Наталье Нарышкиной, которая родила двух дочерей и сына Петра. Умер Алексей Михайлович 26 января 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Фёдора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться”.
Вопросы по теме “Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого” по отечественной истории XVII века в 7 классе.
№ п/п |
Вопросы. |
1 | Как в правление царя Алексея Михайловича власть пыталась решить финансовые проблемы? |
2 | Какой процесс в истории России хаpaктеризуется такими событиями: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? |
3 | Когда впервые был отменён Юрьев день? |
4 | Что привело к Соляному бунту 1648 года? |
5 | Какие крупные городские восстания произошли в период правления Алексея Михайловича? |
6 | Кого Алексей Михайлович называл “собинным другом”? |
7 | Кто был русским патриархом при проведении реформы церкви в XVII веке? |
8 | В чём суть церковного раскола 1652 года? |
9 | Кто такие старообрядцы? |
10 | Куда был сослан патриарх Никон после лишения сана? |
11 | Что способствовало религиозности царя Алексея Михайловича? |
12 | В чём заключалась непоследовательность и противоречивость политики Алексея Михайловича? |
13 | Как правительство умудрилось дважды обмануть народ в 1662 году: при выпуске медных денег и при их запрещении? |
14 | Какие выводы можно сделать из обращения Б.Хмельницкого за помощью к России? |
15 | Какие цели преследовали Б.Хмельницкий и Алексей Михайлович при заключении Переяславской рады? |
16 | В чём заключается историческое значение воссоединения Украины с Россией? |
17 | Что такое “разинщина” – крестьянская война, гражданская война или русский бунт? |
18 | Чем отличались городские восстания XVII века от движения С.Разина? |
19 | Мог ли С.Разин опираясь на своё войско, захватить власть в стране? |
20 | Каковы причины поражения восстания С.Разина? |
21 | Какие события подтолкнули Алексея Михайловича к принятию Соборного Уложения 1649 года? |
22 | Какое событие 1649 года коренным образом изменило положение крестьян в России? |
23 | Какие личные качества патриарха Никона сказались на особенностях проведения реформы церкви? |
24 | Почему была необходимость созыва Церковного собора в 1666–1667 годах? |
25 | Какие задачи должен был решить Церковный собор 1666–1667 гг.? |
26 | Какие решения принял Церковный собор 1666–1667 гг.? |
27 | Каков был главный итог Церковного собора 1666–1667 гг. и к каким последствиям он привёл? |
28 | Какие исторические события лежат в основе картины В.Сурикова “Боярыня Морозова”? |
29 | Какие итоги следовало извлечь русскому правительству из Смоленской войны? |
30 | Каково было положение крестьян в XVII веке в России, Англии, Франции? |
31 | Каковы были результаты противостояния патриарха Никона и царя Алексея Михайловича? |
32 | Известно, что Алексей Михайлович вернул из ссылки своего воспитателя Б.Морозова, тогда почему он не сделал его своим приближённым? |
33 | Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить? |
34 | Известно, что патриарх Никон вынашивал идею о Вселенской церкви. В чём смысл этой идеи и не противоречила ли она тому направлению, в котором развивалась государственность Московской Руси? |
35 | Какие выводы можно сделать из сравнения деятельности двух патриархов русской церкви XVII века: Филарета и Никона? |
36 | Какие выводы можно сделать из такого факта, что, обладая сильными личными качествами и ставя задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов? |
37 | Известно, что в период царствования Алексея Михайловича были народные бунты, войны, восстание С.Разина, тогда почему современники назвали царя “Тишайшим”? |
38 | Известно, что в 1646 году правительство, стараясь увеличить доходы казны, провело подворную перепись крестьян и посадских людей, ввело царскую монополию на продажу табака и подняло пошлину на продажу соли. Почему именно одно из этих нововведений вызвало народные городские восстания? |
39 | Известно, что ряд историков считают причиной раскола церкви несовершенство церковных обрядов и текстов богослужебных книг, тогда почему ни до, ни после XVII века в России не было таких горячих споров по поводу обрядов и текстов, как во времена раскола? |
40 | Известно, что реформа церкви при Алексее Михайловиче должна была укрепить позиции русского православия, тогда почему она не только не укрепила его престиж, но и привела к расколу? |
41 | Какие обстоятельства способствовали ужесточению конфликта между приверженцами церковной реформы и её противниками, который привёл к расколу церкви? |
42 | Известно, что между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем возник конфликт. Можно ли оценить его как соперничество светской и духовной власти? |
43 | Можно ли сделать вывод, что патриарх Никон стремился утвердить верховенство духовной власти над светской? В чём это проявилось? |
44 | Известно, что у царя Алексея Михайловича не было “тишины” ни в хаpaктере, ни в стране во время его царствования, тогда почему ему дали прозвище “Тишайший”? |
45 | Известно, что в 1654 году, говоря о вхождении Украины в состав России, обычно употрeбляют термины “воссоединение”, что означает преодоление “разлуки” двух братских народов, веками пребывавших в пределах разных государств, или “присоединение” – передача Речью Посполитой территории Украины Московскому государству. Какой именно термин более правомерен при оценке этих событий? |
46 | Известно, что в России II половины XVII века проявилось зарубежное влияние на быт и культуру, тогда почему реформатором русского быта называют Петра I, а не Алексея Михайловича? |
47 | Можно ли сказать, что значительную роль в народных восстаниях XVII века сыграло казачество? |
48 | Известно о тяжёлом положении украинского населения в Речи Посполитой в XVII веке. В чём именно оно заключалось? |
49 | Известно, что ряд историков считают Степана Разина “народным героем”, тогда почему другие называют его “разбойником”? |
50 | Известно, что Степану Разину посвящено несколько песен. Можно ли их считать историческим источником? |
51 | Известно, что С.Разин был проклят церковным собором, его восстание было подавлено и к падению крепостного права в России не привело. Почему же личность атамана и движение под его предводительством оказались широко воспетыми в различных произведениях современников и потомков? |
52 | Была ли необходима реформа церкви в XVII веке? |
Проблемные вопросы. |
|
1. | Почему городские жители России так активно стали подниматься на борьбу с властью именно в XVII веке? |
2 | Какова была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и нужна ли была реформа церкви в XVII веке? |
3 | Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест в XVII веке? |
4 | Известно, что реформу церкви Никон начал вместе с Алексеем Михайловичем. Тогда чем можно объяснить поражение Никона и его уход в Новоиерусалимский монастырь в 1658 году? |
5 | Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев? |
6 | Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений и в итоге казнить “неистового протопопа”? Какое значение имела казнь Аввакума для старообрядчества и всей церкви? |
7 | Какие положения реформы церкви вы считаете главными и почему? |
8 | В чём причины массовых протестов верующих против реформы церкви? |
9 | Одни историки считают Алексея Михайловича реформатором, другие утверждают, что его нельзя назвать “реформатором”. Чем можно доказать ту и другую точку зрения? |
10 | Почему именно Речь Посполитая оставалась основным противником России на протяжении почти всего XVII века? |
11 | Были ли нерешённые вопросы между Россией и Речью Посполитой после Смуты и, если были, то какое решение они получили в XVII веке? |
12 | В каком положении оказалось население Украины и Белоруссии в составе Речи Посполитой? |
13 | По какой причине украинские казаки выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями? |
14 | Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Речью Посполитой, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем? |
15 | Какие выводы можно сделать из того факта, что почти во всех крестьянских восстаниях в России вожаками оказывались казаки? |
16 | Чем можно доказать, что в России в XVII веке действительно произошло “обмирщение” культуры? |
17 | Почему XVII век в России называется “бунташным”, хотя правил “Тишайший” царь? |
Список использованной литературы
- Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России. IX–XVIII века: Контрольные и проверочные работы: 6–7 кл. М., 2002.
- Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII–XVIII вв.М., 1994.
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, конец XVI – XVIII век: поурочные разработки: пособие для учителя. М., 2007.
- Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М., 2001.
- Коваль Т.В. История России XVII–XVIII века: Задания, тесты, задачи. М., 2004.
- Короткова М.В. История России. IX–XVIII века. 6–7 кл.: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
- Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу “История России с древнейших времён до конца XVIII века”. 6–7 классы. Книга для учителя. М., 2002.
- Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
- Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
- Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл. М., 2005.
- Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. М.,1993.
- Смолякова Н.В. История Руси и России IX – XIX вв. М., 1998.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М.,1999.
- Черникова Т.В. История Отечества. XVI–XVIII вв. Учебное пособие. 7 класс. М., 2008.

Цель урока: воспитывать патриотизм и любовь к родине, уважение к защитникам Руси; сформировать первоначальные представления детей об образовании российского государства, о государственной символике; дать возможность почувствовать себя ответственными гражданами своей страны; воспитывать уважительное отношение к ближним....
08 12 2023 2:36:31
В работе ставится задача выявить причины "Перестройки". Закрепляется теоретический материал, полученный в ходе предыдущих занятий и самостоятельной работы. Учащиеся выясняют необходимость изменения политической системы, этапы проведения политической реформы и их итоги....
07 12 2023 13:39:45
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
06 12 2023 1:50:49
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
05 12 2023 13:45:25
Каждый день на протяжении своей жизни мы встречаемся с проявлениями добра и зла, нам ежедневно приходится выбирать. Поэтому наверное, интересно будет узнать, а что думали об источниках добра и зла в человеческой жизни великие учителя - философы, которые оказали влияние на воспитание человеческого в человеке, учили различать добро и зло.
...
04 12 2023 21:31:56
Актуальность изучения вопросов избирательного права и процесса в современной России трудно оспорить. Представлен один из возможных вариантов изучения вопроса в средней школе. Новизна урока состоит в том, что использованы материалы избиркома Алтайского края, участковой избирательной комиссии, закрепляются теоретические знания учащихся по избирательному праву и процессу на примере итогов голосования населения в регионе....
03 12 2023 16:44:44
Задача интегрированного урока (история + литература): выработать собственную точку зрения на одно из самых трагических событий отечественной истории – гражданскую войну....
02 12 2023 21:47:50
Урок истории призван рассказать обучающимся, какие ремёсла были у восточных славян, какие из этих ремёсел считались основными и почётными в славянском поселении. Какие изделия выполнялись только для отдельно взятой семьи, а какие служили источником доходов....
01 12 2023 1:58:13
Урок воссоздаёт картину боевых событий на Курской дуге и проявления мужества в условиях военного времени. Показывает, как война раскрывала хаpaктеры и личностные качества людей. Убеждает учащихся в том, что побеждало врага не только оружие, но и сила духа, вера в победу. Подводит учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала. Формирует чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству....
30 11 2023 23:49:23
Представленный интегрированный урок разработан для учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида. Здесь упрощена подача материала в связи с особенностями учащихся. Но материал этот может быть интересен и для учителей общеобразовательных учреждений. В приложении даны фотографии известных людей, связанных с книгопечатанием в разные исторические времена....
29 11 2023 14:27:34
Одна из целей преподавания религиоведения в школе – обучение школьников основам знаний об истории и мировых и традиционных религиях, их месте в обществе, свободе вероисповедания, формирование навыков и умений, применение полученных знаний в жизни, воспитание у учащихся толерантности и гуманистического мировоззрения на основе нравственно-духовных ценностей, а также неприятия идеологии экстремизма, терроризма и религиозного радикализма....
28 11 2023 0:18:39
Урок помогает сформировать у учащихся представления о преобразованиях Петра I в области культуры и быта на примере изменений образа жизни привилегированного сословия – дворянства, подвести учащихся к выводу, что реформы Петра I носили двойственный хаpaктер, познакомить с историей создания ассамблей....
27 11 2023 14:42:18
Музейный урок в классе освещает основные вехи жизни и творчества И.И. Шишкина. Занятие способствует расширению кругозора школьников по творчеству великого художника, развивает коммуникативные и интеллектуальные навыки учащихся, учит работать в группе.
...
26 11 2023 1:11:36
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
25 11 2023 8:46:27
Представлена программа военно-патриотического воспитания для обучающихся первых классов. Программа написана в соответствии с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России стандартов нового поколения (ФГОС НОО). Содержание программы можно варьировать применительно к местному краеведческому материалу....
24 11 2023 3:40:50
Мероприятие воспитывает у детей патриотизм, чувство гордости за свою страну, за свой народ. У ребят формируется осознание исторического прошлого....
23 11 2023 3:33:47
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
22 11 2023 10:24:42
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
21 11 2023 22:21:52
Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации «Россия на рубеже веков», сайтов Интернета и модели «Шесть шляп мышления». На уроке совершенствуется работа с различными источниками, анализируется полученная информация. Учащиеся учатся объективному оцениванию деятельности людей....
20 11 2023 12:34:34
Цель данного занятия: развитие творческих способностей учащихся при изучении темы.
...
19 11 2023 5:40:54
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
18 11 2023 16:43:42
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
17 11 2023 12:17:25
Семинар – важное средство мотивации учения и возможности подготовки к ЕГЭ для учащихся 10–11-х классов. Может быть полезно тем, кто хотел бы провести свое исследование мотивационной сферы личности учащихся. В работе затронуты не только методические, но и психологические аспекты деятельности учителя по управлению процессом обучения....
16 11 2023 12:50:27
Урок рассчитан на учащихся 10-х классов. Продолжительность урока-1ч. 20 мин. Предлагаемый урок построен на использовании активных методов и форм обучения. Работа с документами дает более эффективное усвоение материала, работа в группах позволяет совершенствовать тактику принятия решений, выработку своей позиции, ее защиту и аргументацию. Ролевая игра позволяет смоделировать ситуацию, в которой каждый может почувствовать себя ответственным в решении вопросов местного самоуправления.
...
15 11 2023 17:54:22
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
14 11 2023 18:15:53
Одной из важнейших задач, стоящих перед учителем истории, является воспитание патриотизма, гордости за свою Родину. Урок позволяет на основе личностно-ориентированного подхода обеспечить качественно-новый уровень образования детей с патологией зрения.
...
13 11 2023 3:25:55
Урок проводится в форме путешествия. Цель урока - познакомить учащихся с природой, климатическими условиями, местоположением на карте Древнего Двуречья; основными занятиями жителей, развитием письменности. На уроке учащиеся сравнивают географическую среду Египта и Древнего Двуречья, развивают навыки работы с исторической картой, учатся анализировать фрагмент исторического документа....
12 11 2023 11:41:41
Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы.
...
11 11 2023 9:22:48
Урок относится к теме "Древнерусское государство". Это четвертый урок по теме, связан с предыдущей темой "Русь в правление Игоря, Ольги, Святослава", продолжением традиционной политики первых русских князей – подчинение славянских племен киевскому князю....
10 11 2023 8:32:36
Данный урок - урок закрепления, обобщения и систематизации знаний. Для проведения урока используется электронная презентация, в которой комбинируются различные средства наглядности: схемы, видеофрагменты, гиперссылки на документы, работа с интеpaктивной доской для заполнения схемы. Это позволяет ребятам переносить знания в новые условия обучения и быстрее находить отображаемый объект....
09 11 2023 7:55:55

Комбинированный урок обобщает знания по истории России первой половины XIX века. Материал и план занятия рассчитан на 2 часа. Помимо межпредметных связей, учащиеся 8-го класса осваивают различные ролевые позиции; сопоставляют разнотипные тексты и выявляют разночтения; извлекают социальные факты из литературных и исторических источников; строят различные версии исторического события....
08 11 2023 13:22:11
Урок-викторина строится на основе использования компьютерной технологии, которая предоставляет богатейшие возможности передачи информации. Викторина дает возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
...
07 11 2023 16:56:57
В течение 2011–2012 года на базе школы № 8 г. Мончегорска учитель вместе учащимися провели исследование на отношение учащейся молодежи к процессу возрождения религиозно-духовных начал в жизни нашего общества. Как и предполагалось, большинство учащихся связывает этот процесс с необходимостью возрождения нравственного потенциала общества, с поиском нравственных идеалов, нравственных ориентиров в жизни каждого человека....
06 11 2023 2:19:31
На уроке использованы различные формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная; методы и приёмы работы: беседа, лекция, ИКТ, составление опopного конспекта, решение творческой задачи и др. Применение разнообразных форм обучения требует от учащихся напряжения эмоциональных и умственных сил, а так же способствует развитию устойчивого познавательного интереса у школьников и помогает прочному усвоению учебного материала....
05 11 2023 14:33:52
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
04 11 2023 4:24:17
На примере восстания Спартака раскрыть цели, причины начала и поражения участников антирабовладельческой борьбы; подчеркнуть историческое значение восстания; познакомить с героической личностью Спартака; продолжить формирование у учащихся навыков работы с исторической картой, учебными наглядными пособиями. На уроке используется презентация.
...
03 11 2023 10:52:38
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
02 11 2023 11:26:17
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации.
Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели.
Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории.
Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
01 11 2023 10:45:11
На уроке подводятся итоги изучения темы "Великие реформы 60—70-х гг. ХIХ в.". Учащиеся знакомятся с презентацией, затем отвечают на вопросы по материалам презентации. В завершение проводится тест по данной теме.
...
31 10 2023 2:23:48
Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....
30 10 2023 9:53:14
Урок, разработанный для учащихся 11-х классов, дает массу возможностей как для анализа темы, различных подходов к ее осмыслению, так и для работы с информационными технологиями при подготовке к уроку учителя и обучающихся. В ходе урока используется проблемное задание, на которое обучающиеся должны ответить в конце урока. Также для закрепления материала применяются задания на хронологию и на причинно-следственные связи.
...
29 10 2023 8:24:31
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
28 10 2023 17:31:35
Урок посвящён одной из важнейших дискуссионных проблем курса истории – готовил ли СССР летом 1941 г. нанесение превентивного удара по Германии. В процессе урока, построенного по «кейс-технологии», учащиеся, перед которыми поставлена проблема, изучают различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, работают с архивными документами, рассматривают различные точки зрения по военно-стратегическому планированию Германии и СССР в 1940–1941 гг....
27 10 2023 5:18:25
Урок истории разработан по технологии критического мышления. «Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путём наложения новой информации на жизненный личный опыт» (Муштавинская И.В.). Технология предполагает методы, помогающие усиливать рефлексивные механизмы в учебной деятельности и формировать навыки работы с информацией.
...
26 10 2023 9:50:27
Цели урока: систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу; подвести учащихся к обобщению основных проблем, раскрытию теоретических вопросов и фактического материала; к пониманию причин победы советского народа в Великой Отечественной войне.
...
25 10 2023 21:11:23
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
24 10 2023 8:28:54
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
23 10 2023 18:56:21
Представленная методическая разработка классного часа сможет оказать большую помощь учителям, классным руководителям и всем педагогическим работникам в подготовке, организации и проведении мероприятий гражданско-патриотической направленности, нацеленных на расширение и углубление знаний учащихся о своей Родине. Материал позволит в увлекательной, занимательной форме разносторонне узнать о судьбе своей страны, проверить полноту и прочность уже полученных знаний о ней....
22 10 2023 14:39:52
Историко-познавательная игра (викторина) может проводиться для закрепления изученного материала или повторения соответствующей темы на уроках истории нетрадиционного типа в старших классах. Викторина может проходить и как самостоятельное мероприятие (интеллектуальное соревнование) во время предметной недели или праздничных мероприятий, посвященных Дню Победы....
21 10 2023 2:35:33
Методическая разработка урока по теме «Северо-Восточная Русь в XII веке» предполагает помочь учащимся понять суть перемен, происходящих не только в Ростово-Суздальском крае, но и в Киевской Руси в целом; оценить значение деятельности ростово-суздальских князей, особенно сущность политических перемен, совершенные потомками Юрия Долгорукого. Тема изучается учащимися самостоятельно в группах методом сопоставления и анализа ряда фактов....
20 10 2023 13:39:45
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::