План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс


    План-конспект урока по истории России на тему "Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого". 7-й класс

План-конспект урока в 7 классе предусматривает рассказ учителя по теме и варианты вопросов к теме. Учитель объясняет учащимся, как ставить вопросы к тексту и сам показывает методику постановки вопросов. Примерный вариант рассказа учителя по теме:

“В 16 лет Алексей Михайлович остался круглым сиротой. Царский венец – шапку Мономаха – на него возложили в Успенском соборе 28 сентября 1645 года. После венчания на царство он должен был немедленно жениться, т.к. только женатый человек считался совершеннолетним. Борис Морозов, его “дядька”-воспитатель, подыскал ему несколько невест. Его женой стала Мария Милославская. Сам Б.Морозов женился на сестре царицы, породнившись со своим царственным воспитанником.

Это не спасло его во время Соляного бунта 1648 г., в ходе которого восставшие потребовали казни Б.Морозова. Царь сумел спасти родственника, удалив его в Кирилло-Белозёрский монастырь. После его возвращения он уже не играл прежней роли. Первым царским советником становится “собинный друг” царя – архимaндрит Никон – в скором будущем патриарх Всея Руси (с 1652 г.).

Два важных следствия имели бунт 1648 г. и продолжающиеся волнения. В 1649 г. было принято Соборное Уложение, которое укрепило положение Романовых, создавшееся после Смуты, и усовершенствовало законодательство. Уложение должно было внести порядок и закономерность в управление и смягчить народное недовольство. Второе следствие – большая самостоятельность царя.

Ещё большее влияние на становление его личности оказала война с Польшей за Украину в 1654–1656 гг. Царь сам выступил в поход с войсками, побывал в Литве и Ливонии. В ходе войны он показал себя зрелым политиком и гуманным человеком. В 1667 г. было заключено Андрусовское перемирие с Польшей. Царь бывал во многих городах, знакомился с западными обычаями. Вернувшись в Москву, он вносит изменения в придворную обстановку: появились обои (золотые кожи), мебель немецкого и польского образца.

В 50–60-е гг. происходят важные изменения во внутренней жизни страны – реформа церкви, вдохновителем которой был сам царь. На первых порах её проводил царский любимец – патриарх Никон. В 1658 г. царь, ставший гораздо более самостоятельным и независимым, разошёлся во взглядах с патриархом, который, оскорбившись, удалился в Новоиерусалимский монастырь под Москвой. В 1666 г. Церковный собор лишил Никона патриаршего сана и приговорил его к ссылке в Кирилло-Белозёрский монастырь простым чернецом.

Последующие испытания не ожесточили царя. Он был человеком вспыльчивым, но умел легко прощать и мириться, если государственные дела не требовали опалы или ссылки. Благодушие, мягкость, весёлый нрав сочетались у царя с глубокой образованностью. Его религиозности способствовало чтение. Он был весьма сведущ в обрядах православия. Считал полезным общение с иностранцами, старался перенимать их технические знания и военный опыт. Религиозная мораль была его философией жизни, проявляясь в чутком, тёплом, бережном отношении к людям.

Но “тишайший” государь, в отличие от своего сына, не осознавал потребности глубоких реформ в русской жизни, существенных перемен. Ему казалось, что всё остаётся неизменным, прочным, по столь любимому им порядку и чину. В реформе Церкви он видит не изменение книг, чинов и обрядов, а лишь их исправление в соответствии с древней пpaктикой. В войнах за выход к морю – возвращение утраченных Россией в Смутное время земель. В заимствованиях “войск иноземного строя”, военно-технических и культурных новшеств, в попытке секуляризации Церкви – путь к укреплению государства, а отнюдь не разрушение традиционной культуры. Поэтому царь не чувствовал себя реформатором.

Между тем, нет ни одного преобразования Петра I, которое не имело бы аналога в царствование его отца. По словам В.О.Ключевского, “разносторонние отношения в это царствование обострились…и над всеми ними стоял основной вопрос: оставаться ли верным родной старине или брать уроки у чужих. Царь Алексей разрешил этот вопрос по-своему: чтобы не выбирать между стариной и новшествами, он не разрывал с первой и не отворачивался от последних”. Такой ответ на вызов времени был непоследователен. Этим объясняется драматичный личный итог: “собинный друг” – патриарх Никон – был в заключении, был симпатичен царю и его противник – протопоп Аввакум. Столь любимую царём Православную Церковь раздирал раскол. Незадолго до кончины “тишайшего” царя войска взяли твердыню старой веры Соловецкий монастырь.

Но у царя было и утешение – его семья. Женат он был дважды. М.Милославская родила ему 13 детей. После её cмepти царь женился на Наталье Нарышкиной, которая родила двух дочерей и сына Петра. Умер Алексей Михайлович 26 января 1676 г., успев благословить на царство старшего сына Фёдора, отдать приказ освободить из тюрем всех узников, простить долги, причаститься и собороваться”.

Вопросы по теме “Царь Алексей Михайлович – отец Петра Великого” по отечественной истории XVII века в 7 классе.

№ п/п

Вопросы.

1 Как в правление царя Алексея Михайловича власть пыталась решить финансовые проблемы?
2 Какой процесс в истории России хаpaктеризуется такими событиями: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян?
3 Когда впервые был отменён Юрьев день?
4 Что привело к Соляному бунту 1648 года?
5 Какие крупные городские восстания произошли в период правления Алексея Михайловича?
6 Кого Алексей Михайлович называл “собинным другом”?
7 Кто был русским патриархом при проведении реформы церкви в XVII веке?
8 В чём суть церковного раскола 1652 года?
9 Кто такие старообрядцы?
10 Куда был сослан патриарх Никон после лишения сана?
11 Что способствовало религиозности царя Алексея Михайловича?
12 В чём заключалась непоследовательность и противоречивость политики Алексея Михайловича?
13 Как правительство умудрилось дважды обмануть народ в 1662 году: при выпуске медных денег и при их запрещении?
14 Какие выводы можно сделать из обращения Б.Хмельницкого за помощью к России?
15 Какие цели преследовали Б.Хмельницкий и Алексей Михайлович при заключении Переяславской рады?
16 В чём заключается историческое значение воссоединения Украины с Россией?
17 Что такое “разинщина” – крестьянская война, гражданская война или русский бунт?
18 Чем отличались городские восстания XVII века от движения С.Разина?
19 Мог ли С.Разин опираясь на своё войско, захватить власть в стране?
20 Каковы причины поражения восстания С.Разина?
21 Какие события подтолкнули Алексея Михайловича к принятию Соборного Уложения 1649 года?
22 Какое событие 1649 года коренным образом изменило положение крестьян в России?
23 Какие личные качества патриарха Никона сказались на особенностях проведения реформы церкви?
24 Почему была необходимость созыва Церковного собора в 1666–1667 годах?
25 Какие задачи должен был решить Церковный собор 1666–1667 гг.?
26 Какие решения принял Церковный собор 1666–1667 гг.?
27 Каков был главный итог Церковного собора 1666–1667 гг. и к каким последствиям он привёл?
28 Какие исторические события лежат в основе картины В.Сурикова “Боярыня Морозова”?
29 Какие итоги следовало извлечь русскому правительству из Смоленской войны?
30 Каково было положение крестьян в XVII веке в России, Англии, Франции?
31 Каковы были результаты противостояния патриарха Никона и царя Алексея Михайловича?
32 Известно, что Алексей Михайлович вернул из ссылки своего воспитателя Б.Морозова, тогда почему он не сделал его своим приближённым?
33 Какую линию в отношении противников реформы заняло руководство церкви и царская власть? Чем это можно объяснить?
34 Известно, что патриарх Никон вынашивал идею о Вселенской церкви. В чём смысл этой идеи и не противоречила ли она тому направлению, в котором развивалась государственность Московской Руси?
35 Какие выводы можно сделать из сравнения деятельности двух патриархов русской церкви XVII века: Филарета и Никона?
36 Какие выводы можно сделать из такого факта, что, обладая сильными личными качествами и ставя задачу усиления роли церкви в государственных делах, патриархи Филарет и Никон добились в этом разных результатов?
37 Известно, что в период царствования Алексея Михайловича были народные бунты, войны, восстание С.Разина, тогда почему современники назвали царя “Тишайшим”?
38 Известно, что в 1646 году правительство, стараясь увеличить доходы казны, провело подворную перепись крестьян и посадских людей, ввело царскую монополию на продажу табака и подняло пошлину на продажу соли. Почему именно одно из этих нововведений вызвало народные городские восстания?
39 Известно, что ряд историков считают причиной раскола церкви несовершенство церковных обрядов и текстов богослужебных книг, тогда почему ни до, ни после XVII века в России не было таких горячих споров по поводу обрядов и текстов, как во времена раскола?
40 Известно, что реформа церкви при Алексее Михайловиче должна была укрепить позиции русского православия, тогда почему она не только не укрепила его престиж, но и привела к расколу?
41 Какие обстоятельства способствовали ужесточению конфликта между приверженцами церковной реформы и её противниками, который привёл к расколу церкви?
42 Известно, что между патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем возник конфликт. Можно ли оценить его как соперничество светской и духовной власти?
43 Можно ли сделать вывод, что патриарх Никон стремился утвердить верховенство духовной власти над светской? В чём это проявилось?
44 Известно, что у царя Алексея Михайловича не было “тишины” ни в хаpaктере, ни в стране во время его царствования, тогда почему ему дали прозвище “Тишайший”?
45 Известно, что в 1654 году, говоря о вхождении Украины в состав России, обычно употрeбляют термины “воссоединение”, что означает преодоление “разлуки” двух братских народов, веками пребывавших в пределах разных государств, или “присоединение” – передача Речью Посполитой территории Украины Московскому государству. Какой именно термин более правомерен при оценке этих событий?
46 Известно, что в России II половины XVII века проявилось зарубежное влияние на быт и культуру, тогда почему реформатором русского быта называют Петра I, а не Алексея Михайловича?
47 Можно ли сказать, что значительную роль в народных восстаниях XVII века сыграло казачество?
48 Известно о тяжёлом положении украинского населения в Речи Посполитой в XVII веке. В чём именно оно заключалось?
49 Известно, что ряд историков считают Степана Разина “народным героем”, тогда почему другие называют его “разбойником”?
50 Известно, что Степану Разину посвящено несколько песен. Можно ли их считать историческим источником?
51 Известно, что С.Разин был проклят церковным собором, его восстание было подавлено и к падению крепостного права в России не привело. Почему же личность атамана и движение под его предводительством оказались широко воспетыми в различных произведениях современников и потомков?
52 Была ли необходима реформа церкви в XVII веке?

Проблемные вопросы.

1. Почему городские жители России так активно стали подниматься на борьбу с властью именно в XVII веке?
2 Какова была истинная причина усиления разногласий между церковной и светской властями при патриархе Никоне и нужна ли была реформа церкви в XVII веке?
3 Почему внутрицерковное дело, связанное с исправлением ошибок в церковных книгах и приведением обряда богослужения в соответствие с греческими образцами, приобрело политическое значение и вызвало общественный протест в XVII веке?
4 Известно, что реформу церкви Никон начал вместе с Алексеем Михайловичем. Тогда чем можно объяснить поражение Никона и его уход в Новоиерусалимский монастырь в 1658 году?
5 Почему как церковная, так и царская власть с особой жестокостью подавляла выступления старообрядцев?
6 Чем можно объяснить попытки царя заставить Аввакума отказаться от своих убеждений и в итоге казнить “неистового протопопа”? Какое значение имела казнь Аввакума для старообрядчества и всей церкви?
7 Какие положения реформы церкви вы считаете главными и почему?
8 В чём причины массовых протестов верующих против реформы церкви?
9 Одни историки считают Алексея Михайловича реформатором, другие утверждают, что его нельзя назвать “реформатором”. Чем можно доказать ту и другую точку зрения?
10 Почему именно Речь Посполитая оставалась основным противником России на протяжении почти всего XVII века?
11 Были ли нерешённые вопросы между Россией и Речью Посполитой после Смуты и, если были, то какое решение они получили в XVII веке?
12 В каком положении оказалось население Украины и Белоруссии в составе Речи Посполитой?
13 По какой причине украинские казаки выступали за воссоединение Украины с Россией, а не с другими соседями?
14 Можно ли считать, что украинские политики лишь воспользовались силой православной России для борьбы с Речью Посполитой, не имея в виду своё развитие в составе единого Российского государства в будущем?
15 Какие выводы можно сделать из того факта, что почти во всех крестьянских восстаниях в России вожаками оказывались казаки?
16 Чем можно доказать, что в России в XVII веке действительно произошло “обмирщение” культуры?
17 Почему XVII век в России называется “бунташным”, хотя правил “Тишайший” царь?

Список использованной литературы

  1. Андреевская Т.П., Воронцов А.В. История России. IX–XVIII века: Контрольные и проверочные работы: 6–7 кл. М., 2002.
  2. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки. Кн. вторая. XVII–XVIII вв.М., 1994.
  3. Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
  4. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России, конец XVI – XVIII век: поурочные разработки: пособие для учителя. М., 2007.
  5. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времён до наших дней. М., 2001.
  6. Коваль Т.В. История России XVII–XVIII века: Задания, тесты, задачи. М., 2004.
  7. Короткова М.В. История России. IX–XVIII века. 6–7 кл.: Учебно-методическое пособие. М., 2002.
  8. Майков А.Н. Методические рекомендации к курсу “История России с древнейших времён до конца XVIII века”. 6–7 классы. Книга для учителя. М., 2002.
  9. Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
  10. Румянцев В.Я. Задания и вопросы по истории России с древности по XVIII век. М., 2002.
  11. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России с древнейших времён до конца XIX века. 10 кл. М., 2005.
  12. Смирнов С.Г. Задачник по истории России: Учебное пособие для средней школы. М.,1993.
  13. Смолякова Н.В. История Руси и России IX – XIX вв. М., 1998.
  14. 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М.,1999.
  15. Черникова Т.В. История Отечества. XVI–XVIII вв. Учебное пособие. 7 класс. М., 2008.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

14 06 2024 18:30:29

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

13 06 2024 12:49:41

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

12 06 2024 17:23:13

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

11 06 2024 7:50:19

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

10 06 2024 19:46:50

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

09 06 2024 2:32:45

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

08 06 2024 17:52:43

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

07 06 2024 14:33:45

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

06 06 2024 17:16:31

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

05 06 2024 13:46:59

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

04 06 2024 18:32:21

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

03 06 2024 1:45:59

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

02 06 2024 2:27:19

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

01 06 2024 2:56:20

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

31 05 2024 22:47:50

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

30 05 2024 11:48:25

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

29 05 2024 19:50:30

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

28 05 2024 8:45:42

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

27 05 2024 13:46:21

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

26 05 2024 11:17:46

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

25 05 2024 19:15:31

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

24 05 2024 12:20:11

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

23 05 2024 2:46:42

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

22 05 2024 17:47:11

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

21 05 2024 0:40:50

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

20 05 2024 5:21:13

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

19 05 2024 15:45:56

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

18 05 2024 18:50:18

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

17 05 2024 21:22:16

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

16 05 2024 7:23:38

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

15 05 2024 5:31:54

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

14 05 2024 0:19:16

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

13 05 2024 16:50:41

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

12 05 2024 4:23:25

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

11 05 2024 22:12:58

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

10 05 2024 16:31:48

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

09 05 2024 1:42:38

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

08 05 2024 8:41:47

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

07 05 2024 16:36:52

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

06 05 2024 19:48:48

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

05 05 2024 23:22:40

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

04 05 2024 16:37:24

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

03 05 2024 11:49:44

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

02 05 2024 15:35:36

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

01 05 2024 12:40:16

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

30 04 2024 5:25:46

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

29 04 2024 2:34:20

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

28 04 2024 5:49:56

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

27 04 2024 8:20:46

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

26 04 2024 20:57:26

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::