Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы


    Интеpaктивная игра-викторина по истории Москвы

Интеpaктивная игра-викторина “История Москвы” может быть проведена 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды: один класс – 1 комaнда или по 10 человек от каждого класса. 5 человек будут отвечать на вопросы викторины, 5 человек – выполнять спортивные задания для получения дополнительных баллов. Каждый правильный ответ даёт возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова – одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре.

Например, если в игре участвует 11 классов, то и загаданное слово состоит из 11 букв. Это может быть улица: Воздвиженка, Люсиновская и т.п. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдёт все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. У комaнд будет карта Москвы с названиями улиц.

Могут быть такие этапы игры: 1. История Москвы. 2. Кремль. 3. Китай – город. 4. Здания и сооружения. 5. Храмы, церкви, соборы. 6. Площади, парки и мосты. 7. Улицы. 8. Tрaнcпорт. 9. Москва в искусстве.

Вопросы викторины составлены в 2-х вариантах: простом и сложном.

Правильные ответы выделены жирным шрифтом.

Образцы простых вопросов участников игры.

1-й этап. История Москвы.

вопросы ответы
Назовите единственный в мире заповедник, расположенный внутри многомиллионной Москвы: а) Соколиная гора
б) Лосиный остров
в) Воробьёвы горы
С каким городом можно познакомиться с помощью российской купюры достоинством в 100 рублей: а) Красноярск
б) Новгород
в) Москва
Каким годом датируется первое летописное упоминание о Москве: а) 1480 г.
б) 1240 г.
в) 1147 г.
Какую битву 1812 года французы назвали Московской: а) Бородинское сражение
б) Куликовская битва
в) Полтавская битва
Как с 14 века стали называть знаменитый архитектурный ансамбль в Москве вместо устаревшего слова “детинец”: а) Китай-город
б) Кремль
в) Зарядье
В 1395 г. Владимирская икона Богоматери, привезённая в Москву, спасла город от нашествия этого хана: а) Чингизхана
б) Батыя
в) Тамерлана

2-й этап. Кремль.

вопросы ответы
Сколько стрелок у кремлёвских курантов, расположенных на Спасской башне: а) 1 б) 2 в) 3
Какую достопримечательность Московского Кремля создали отец и сын Моторины: а) Царь-колокол
б) Красное крыльцо
в) Царь-пушка
Как называется сад, расположенный вдоль западной стены Кремля: а) Тайницкий
б) Александровский
в) Петровский
На каком холме расположен Московский Кремль: а) Трёхгорном
б) Лефортовском
в) Боровицком
Какие охотничьи птицы были приняты на службу в Московский Кремль, чтобы отпугивать гoлyбей и ворон: а) Орлы
б) Соколы
в) Ястребы
Как называется самая 1-я башня Кремля, в которой находился потайной колодец: а) Боровицкая
б) Спасская
в) Тайницкая
После постройки каких 2-х сооружений Москва стала называться Златоглавой: а) Успенский и Благовещенский соборы
б) Кремлёвский и Теремной дворцы
в) Колокольня Ивана Великого и Грановитая палата
Какой князь возвёл Московский Кремль, первую крепость северо-восточной Руси: а) Иван Калита
б) Юрий Долгорукий
в) Дмитрий Донской

3-й этап. Китай – город.

вопросы ответы
В 16 веке в центре Москвы была построена стена Китай-города, которая защищала самую густонаселённую часть Москвы. Откуда происходит название Китай-город: а) так называли “киты” – плетни, которые обмазывали глиной и из которых потом строили стену
б) так в Древней Руси называли кирпичи
в) так как его строили выходцы из Китая
Как на Руси называли купцов, изгнанных из купеческой гильдии за систематические обсчёты и обвесы покупателей: а) тунеядцы
б) разгильдяи
в) лапотники
Какой фильм Г.Александрова заканчивается шествием по Красной площади: а) “Волга-Волга”
б) “Весёлые ребята”
в) “Цирк”
На какой улице в 16 веке в Москве находился Англицкий двор, где сейчас расположен музей Английское подворье: а) на улице Тверской
б) на улице Варварке
в) на Никольской улице
Общедоступный музей прикладных знаний был создан в 1872 году на основе экспонатов Всероссийской промышленной выставки. Как он называется сейчас: а) Дарвиновский музей
б) Палеонтологический музей
в) Политехнический музей
Как сейчас называется московское здание недалеко от Кремля, которое долгое время называлось Верхними торговыми рядами: а) ЦУМ
б) ГУМ
в) Пассаж
Гостиный двор на улице Ильинка был одним из самых оживлённых мест в Китай-городе. Для чего он служил: а) это гостиница для приезжих в Москву
б) это место торговли с зарубежными купцами
в) здесь располагалась полотняная мануфактура

4-й этап. Здания и сооружения.

вопросы ответы
Почему в Оружейной палате Московского Кремля, где была собрана очень ценная коллекция вещей, не было ни одной печи: а) там всегда жарко
б) чтобы не было пожара
в) не хотели портить интерьер
В Третьяковской галерее Москвы нельзя полюбоваться этой картиной: а) “Сватовство майора”
б) “Неравный бpaк”
в) “Свадьба в Малиновке”
Как раньше называлась самая большая в России государственная библиотека, расположенная в Москве: а) Румянцевская
б) Петровская
в) Некрасовская
Когда на территории современной России был открыт первый университет? Кто его основал: а) Александр I в 1803 г.
б) Пётр I в 1721 г.
в) Ломоносов М.В. в 1755 г.
В честь какого события в Москве был построен Манеж: а) в честь взятия города Азова
б) в честь взятия турецкой крепости Измаил
в) в честь победы в Отечественной войне 1812 года

5-й этап. Храмы, церкви, соборы.

вопросы ответы
Какое сооружение в 17 веке было самым высоким в Москве: а) Колокольня Ивана Великого в Кремле
б) Дом Пашкова
в) Ростокинский акведук
В честь какого события построен Покровский собор, что на Рву (собор Василия Блаженного): а) в честь взятия Казани Иваном Грозным
б) в честь победы в Куликовской битве Дмитрием Донским
в) в честь победы в Северной войне Петром I
Какой храм Москвы был построен в честь павших воинов Отечественной войны 1812 года: а) Казанский собор на Красной площади
б) Храм Христа Спасителя
в) Архангельский собор в Кремле
Как, по легенде, звали 2-х зодчих, построивших в Москве Храм Василия Блаженного: а) Аристотель Фиораванти и Алевиз Новый
б) Барма и Постник Яковлев
в) Марк Фрязин и Петрок Малый
На Красной площади находится сооружение, которое было построено в 17 веке в честь освобождения Москвы от поляков и в честь воцарения династии Романовых: а) Иверская часовня
б) Казанский собор
в) Исторический музей
При каком царе был построен на Красной площади собор Покрова на Рву (собор Василия Блаженного): а) при Петре I
б) при Павле I
в) при Иване IV
Какая постройка Аристотеля Фиораванти украшает Москву пять с лишним веков: а) Колокольня Ивана Великого
б) Успенский собор
в) Грановитая палата

6-й этап. Площади, парки и мосты.

вопросы ответы
На какой площади Москвы стоит памятник К.Минину и Д.Пожарскому: а) На Ивановской площади
б) На Красной площади
в) На Манежной площади
На какой площади средневековой Москвы дьяки выкрикивали народу царские указы: а) На Ивановской
б) На Соборной
в) На Манежной
Иван III, опасаясь пожаров, велел снести все деревянные постройки вокруг Кремля. Что заменило их в 1493 году: а) Красная площадь
б) Манежная площадь
в) Пушкинская площадь
Какая река в Москве связана с рождением русского флота при Петре I: а) Неглинная
б) Москва-река
в) Яуза
По церкви эту площадь называли Троицкой, по частым пожарам – Пожар, по месту торговли – Торг. Сейчас она тоже известна во всём мире, но под другим названием. Каким? а) Красная
б) Манежная
в) Пушкинская
Через какую реку Москвы, давшую название улице, был перекинут Кузнецкий мост:
 
а) Яузу
б) Москву-реку
в) Неглинную

7-й этап. Улицы.

вопросы ответы
На какой улице Москвы в 40-е годы 19 века находились все 19 магазинов мод: а) Петровка
б) Кузнецкий мост
в) Большая Якиманка
В конце 19 в. в целях экономии Московская городская дума распорядилась включать уличное освещение только в такие ночи: а) зимние
б) безлунные
в) дождливые
Арабские купцы, путешествуя по свету, строили укреплённые торговые дворы, окружённые высокими гладкими стенами. Один такой двор был в Москве. Какая улица напоминает об этом: а) Солянка
б) Маросейка
в) Арбат
В 1816 – 1830 годах в Москве срыли Земляной вал и засыпали ров. Что было образовано на этом месте: а) Бульварное кольцо
б) Садовое кольцо
в) МКАД
В Москве есть район Хамовники, названный так по располагавшемуся здесь Хамовному двору. А что здесь изготавливали: а) Одежду
б) Ткани
в) Обувь

8-й этап. Tрaнcпорт.

вопросы ответы
Какой вид общественного трaнcпорта появился в Москве в 1935 году: а) речные трамвайчики на Москве-реке
б) метрополитен
в) троллейбусная линия
Каким именем называли в дореволюционной Москве всех дешёвых извозчиков: а) “петька”
б) “ванька”
в) “колька”
Депутаты Московской городской думы летом 1899 г. требовали запретить этот трaнcпорт, поскольку он пугал пешеходов. О каком трaнcпорте идёт речь: а) Метро
б) Автомобили
в) Конка
В начале 30-х годов ХХ века на подмосковном полигоне бомбардировщики сбрасывали бомбы. Глубина воронок тщательно измерялась. При строительстве какого сооружения Москвы это затем использовалось: а) Бассейна “Москва”
б) Московского метрополитена
в) Аэродрома “Внуково”
При каком российском императоре в Москве появились первые вокзалы: а) при Николае I
б) при Петре I
в) при Александре I
В годы Великой Отечественной войны эту станцию метро поезда проходили без остановки, т.к. там находилось отделение связи Генштаба: а) Лермонтовская
б) Дзержинская
в) Кировская

9-й этап. Москва в искусстве.

вопросы ответы
Сколько раз стреляли из Царь-пушки: а) 1 раз б) 10 раз в) Ни разу
Какую скульптуру с 1947 г. постоянно показывали в заставке отечественных фильмов, сделанных на киностудии “Мосфильм”: а) Триумфальные ворота
б) “Рабочий и колхозница”
в) Памятник А.С.Пушкину
У какого московского театра находится памятник великому русскому драматургу А.Н.Островскому: а) Большой театр
б) Малый театр
в) МХАТ
Какой московский театр сверху выглядит как звезда: а) Московский Художественный театр
б) Театр Сатирикон
в) Театр Российской Армии
Вступление к какой опере композитора М.Мусоргского называется “Рассвет на Москве-реке”: а) “Хованщина”
б) “Евгений Онегин”
в) “Золотой Петушок”
Кто за свою книгу “Путешествие из Петербурга в Москву” был сослан в Сибирь: а) Александр Грибоедов
б) Александр Радищев
в) Александр Пушкин

Примерные вопросы сложного уровня. 1. История Москвы.

вопросы ответы
У каждого древнего города был святой – покровитель. Кто является покровителем Москвы: а) Святой Ге opгий
б) Архангел Михаил
в) Параскева Пятница
Эту охоту особенно любил царь Алексей Михайлович. Её название дало имя известному парку отдыха в Москве: а) Измайлово
б) Сокольники
в) Коломенское
Детские годы Петра I прошли в этом подмосковном селе, летней резиденции его отца – царя Алексея Михайловича: а) Преображенское
б) Сокольники
в) Богородское
В 17 веке на этом месте Москвы находился полевой артиллерийский двор, на котором в 1812 г. прогремел взрыв. В 18 веке это место называлось Каланчёвским полем, где находились Красный пруд, болото, речка Чегора. В XIX – начале ХХ в. знаменитые архитекторы К.Тон, Ф.Шехтель и А.Щусев построили здесь эти здания: а) Ярославский, Казанский и Ленинградский вокзалы
б) гостиницы
в) министерства трaнcпорта
Известна легенда о том, что сёла на территории будущей Москвы принадлежали этому боярину, который не впустил Юрия Долгорукого на свои земли, за что был убит: а) Степан Разин
б) Степан Кучка
в) Иван Калита

2. Вопросы сложного уровня. Кремль.

вопросы ответы
На Соборную площадь Кремля выходит Грановитая палата, в которой был парадный тронный зал царского дворца. К ней примыкает парадное крыльцо, недавно восстановленное. Как это крыльцо называется: а) Парадное крыльцо
б) Красное крыльцо
в) Грановитое крыльцо
Из какого материала соорудили стены Кремля при Дмитрии Донском: а) кирпича
б) камня
в) известняка
На Красную площадь выходит Набатная башня, на которой весел колокол, который возвещал о пожарах в Кремле, в Китай-городе, Белом городе. Во время чумы в 1771 г. он созывал в Кремль взбунтовавшийся народ. Что распорядилась за это сделать с колоколом Екатерина II: а) утопить в Москве-реке
б) вырвать язык
в) сбросить с башни
В Московском Кремле 20 башен. Все они построены в разном стиле. Как называется башня, построенная в готическом стиле. а) Троицкая
б) Спасская
в) Никольская
Какой сад находится на территории Кремля: а) Тайницкий
б) Александровский
в) Летний

3. Вопросы сложного уровня. Китай – город.

вопросы ответы
В 19 в. московский градоначальник издал указ, в котором рекомендовал извозчикам в присутствии дам вместо брани использовать эту фразу. Что это за фраза: а) “Ширли-мырли”
б) “Ёлки-палки”
в) “Бяки-буки”
Как раньше в России называли взятку: а) воробей в рукаве
б) барашек в бумажке
в) поросёнок в корзине
Какой русский предприниматель выпекал хлеб исключительно в Москве, особым образом его замораживал и торговал им по всей России: а) Елисеев
б) Пожарский
в) Филиппов
Кто из персонажей комедии А.Грибоедова “Горе от ума” воскликнул: “Вон из Москвы! Сюда я больше не ездок!”: а) Фамусов
б) Молчалин
в) Чацкий

4. Вопросы сложного уровня. Здания и сооружения.

вопросы ответы
Эта постройка в Москве является самым древним гражданским сооружением. Что это за постройка: а) Теремной дворец
б) Грановитая палата
в) Большой Кремлёвский дворец
Какое здание в центре Москвы в 30-е годы ХХ века было построено по проекту знаменитого французского архитектора Ле Корбюзье: а) здание Госплана в Охотном ряду
б) здание ЦСУ на Мясницкой улице
в) здание “Детского мира” на Лубянской площади
Закладка какого культурного объекта состоялась в ноябре 1927 года на Ленинских горах (ныне Воробьёвы горы), на хуторе Потылиха: а) киностудия “Мосфильм”
б) стадион “Лужники”
в) метромост

5. Вопросы сложного уровня. Храмы, церкви, соборы.

вопросы ответы
О каком памятнике французский композитор Г.Берлиоз сказал так: “Ничего меня так не поразило, как памятник древнерусского зодчества в селе Коломенском. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь и я долго стоял ошеломлённый”. Что это за памятник: а) Церковь Вознесения
б) Храм Покрова на Рву
в) Храм Христа Спасителя
Храм Христа Спасителя был построен в 19 в. на месте Алексеевского монастыря. При Советской власти в 1931 г. он был снесён. Что хотели построить по указанию И.Сталина на этом месте и даже заложили фундамент: а) Гостиницу “Россия”
б) Бассейн “Москва”
в) Дворец Советов

6. Вопросы сложного уровня. Площади, парки и мосты.

вопросы ответы
Этот мост был один из первых каменных мостов Москвы. В 30-е годы ХХ в. он был реконструирован. Сейчас этот мост железобетонный, однако, его облицевали гранитом, чтобы он соответствовал своему названию. Как он называется: а) Патриарший мост
б) Лужнецкий метромост
в) Большой Каменный мост
Этот известный природный парк, заповедник, находится на северо-востоке Москвы. Иван IV называл его “государевой заповедной рощей”. Как он называется сейчас: а) Парк Лосиный остров
б) Парк Измайлово
в) Парк Царицыно
В 16 в. появляются предания о Кудеяре. Одна из легенд гласит, что он был сыном великого князя Василия III и его первой жены – Соломонии Сабуровой, с которой у него 20 лет не было детей. Она была сослана в монастырь в Суздале, где и родила сына, который стал впоследствии разбойником Кудеяром. Чьим братом фактически он стал: а) Ивана IV Грозного
б) Федора Иоанновича
в) Григория Отрепьева
На Пушкинской площади сейчас стоит памятник А.С.Пушкину. Но изначально он располагался на бульваре, который находится на другой стороне площади. Что это за бульвар: а) Никитский
б) Покровский
в) Тверской

7. Вопросы сложного уровня. Улицы.

вопросы ответы
В Москве есть улица, названная в честь 800-летия Москвы. В каком году она появилась: а) в 1947 г.
б) в 1847 г.
в) в 1747 г.
Какое название получило дорожное кольцо в Москве на месте стен Белого города: а) Китайгородское
б) Бульварное
в) Садовое
В конце 17 века на пересечении улицы Сретенка с Садовым кольцом Петром I была выстроена башня. Она не была похожа на другие московские башни, а напоминала европейские ратуши. В ней была размещена первая в России математическая и навигацкая школы. Как называлась эта башня: а) Сухарева башня
б) Константино-Еленинская
в) Меншикова башня
На какой московской улице в 18 веке находилась усадьба Салтычихи, известной в народе своей жестокостью в обращении с крепостными: а) Арбат
б) Кузнецкий мост
в) Тверская

8. Вопросы сложного уровня. Tрaнcпорт.

вопросы ответы
Какое дорожное кольцо есть в Москве: а) Парковое
б) Садовое
в) Уличное
Какой из этих аэропортов не является московским: а) Пулково
б) Внуково
в) Домодедово
Шутят, что в Москве существует прекрасный минералогический музей, где представлены образцы мрамора, гранита и известняков. Этот “музей” также является одним из важных объектов Москвы: а) это метромост
б) это метрополитен
в) это манеж
Сколько в Москве железнодорожных вокзалов: а) 2 б) 9 в) 20

9. Вопросы сложного уровня. Москва в искусстве.

вопросы ответы
Какая песня является гимном Москвы: а) “Хорошо на московских просторах…”
б) “Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля…”
в) “Я по свету немало хаживал…”
Н.Рубинштейн был основателем Московской консерватории. Какому знаменитому русскому композитору установлен памятник около консерватории: а) П.И.Чайковскому
б) М.И.Глинке
в) М.П.Мусоргскому
Этот московский театр был открыт в 1776 г., на улице Петровка. Вскоре театр сгорел. Новый театр был построен архитектором Бове. После пожара 1853 г. он был перестроен архитектором Кавосом. Что это за театр:
а) Малый театр
б) Большой театр
в) Центральный детский театр


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 04 2024 3:29:22

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 04 2024 15:54:49

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 04 2024 9:56:39

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 04 2024 15:27:31

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 04 2024 16:46:58

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 04 2024 22:32:51

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 04 2024 0:10:44

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 04 2024 22:28:35

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 04 2024 14:45:17

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 04 2024 12:14:43

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 04 2024 2:16:58

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 04 2024 1:49:43

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 04 2024 15:32:27

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 04 2024 3:37:22

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 04 2024 10:14:24

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 04 2024 3:37:45

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 04 2024 15:27:56

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 04 2024 22:58:19

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 04 2024 9:39:16

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 03 2024 21:56:12

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 03 2024 0:15:21

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 03 2024 14:17:37

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 03 2024 8:34:16

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 03 2024 2:36:45

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 03 2024 5:16:42

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 03 2024 18:16:27

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 03 2024 14:33:11

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 03 2024 10:44:25

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 03 2024 8:33:27

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 03 2024 0:18:52

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 03 2024 20:28:40

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 03 2024 12:59:10

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 03 2024 21:45:34

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 03 2024 22:18:35

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 03 2024 12:29:39

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 03 2024 23:10:47

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 03 2024 18:34:59

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 03 2024 7:52:51

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 03 2024 1:30:25

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 03 2024 19:36:25

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 03 2024 3:27:17

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 03 2024 16:14:38

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 03 2024 14:29:18

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 03 2024 8:43:26

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 03 2024 5:20:44

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 03 2024 17:28:14

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 03 2024 21:35:38

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 03 2024 17:13:46

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 03 2024 13:29:35

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 03 2024 12:21:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::