Начало промышленной революции в Англии
Урок – пpaктическое занятие посвящён теме: “Начало промышленной революции в Англии”. Урок изучения нового материала и постановки вопросов. Вопросы – разноуровневые, предназначены для повторения темы. Приведены образцы вопросов: их формулируют как сами учащиеся, так и учитель. Вопросы предназначены как для простого повторения темы, так и для более глубокого её изучения с привлечением дополнительной литературы.
Рассказ учителя:
“Ещё в 1662 году Карлом II было создано “Королевское общество” (Академия наук), где развивали естественные науки и технические знания. С этим “Обществом” связана деятельность великого учёного Исаака Ньютона. В XVIII веке тяга к изобретениям вышла далеко за пределы “Королевского общества” и охватила самые разные слои населения. Изобретали и усовершенствовали все – ремесленники, сельские священники, университетские профессора, почтенные землевладельцы.
Иногда увлечённость чем-то доходила до курьёзов – один предприниматель получил прозвище “помешанный на железе”. Он носил железную шляпу и завещал похоронить себя в железном гробу. Именно он инициировал строительство 1-го железного моста через реку Северн, который существует до сих пор.
Больше всего изобретений появилось в хлопкопрядении. Это была сравнительно новая для Англии отрасль промышленности. Тонкостью выделки, красотой и прочностью рисунка английские ситцы не могли конкурировать с индийскими, поэтому важно было сделать их более дешёвыми. Первые изобретения в этой области относятся к 30-м годам XVIII века, но тогда они не нашли применения, а их авторы разорялись и бежали от ярости собратьев-ремесленников, видевших в технических новшествах угрозу своей профессии.
В 1765 г. плотник Дж. Харгривс усовершенствовал прялку, чтобы прясть не одну, а 20 нитей. В честь своей дочери он назвал свою самопрялку “Прялка Дженни”. Она приводилась в движение рукой человека, т.е. была переходом от ручного приспособления к машине. Нить она выpaбатывала тонкую, но не прочную. Прялка “Дженни” была небольшая и использовалась в домашних условиях. Изобретатель не сумел извлечь выгоды и умер в нищете и безвестности, но 20 лет спустя по всей стране уже работало около 20 тысяч “Дженни”.
В 1767 г. получил патент на изобретение “водяной машины” Р.Аркрайт. Это приспособление позволяло получать прочную, но толстую нить и работало с помощью водяной тяги. Его судьба сложилась иначе. Скорее всего, этот цирюльник присвоил чужое открытие и запатентовал его, но он оказался ещё и прекрасным организатором. За свою долгую жизнь он и разбогател, и добыл себе звание рыцаря.
В 1771 г. он заручился поддержкой двух богатых изготовителей чулок. С помощью средств, полученных от них, он построил на реке Деруэнт, около горячего источника, не позволявшего реке замерзать зимой, водяное колесо. Оно “молотило” не зерно, а приводило в движение прядильные “водяные машины” Аркрайта. Это была первая фабрика, крупное производство, где использовался труд рабочих, обслуживающих машины. Спустя несколько лет на этой фабрике работало 3 тысячи человек, и это была не единственная фабрика Р.Аркрайта. Он со своими компаньонами построил не только “прядильные мельницы”, но и ткацкие мастерские, продукция которых могла конкурировать с самыми лучшими хлопчатобумажными тканями, привозимыми до того из Индии. Р.Аркрайт стал очень богатым человеком.
Чуть позже Сэмюэл Кромптон сумел объединить достоинства “Дженни” и “водяной машины”, создав механизм для изготовления прочной тонкой нити. Из-за этого “скрещивания” его создание было прозвано “мулом”, или “мюль-машиной”. Сам он работал на своей машине у себя дома. Тонкость выpaбатываемой пряжи привлекла внимание других прядильщиков. Немало любопытствующих пытались, приставив в его окнам стремянки, заглянуть в окна его мастерской. А один даже просверлил дыру в стене. Но С.Кромптон не запатентовал своего “мула”, а предоставил его в общее распоряжение. Однако фабриканты в безжалостной погоне за деньгами не торопились добровольно выполнять принятые на себя материальные обязательства, и С.Кромптон умер в нищете.
Фабрики с “водяными машинами” можно было строить только на берегах рек. Если река зимой замерзала, то и фабрика останавливалась. Поэтому велись поиски двигателя, который бы не зависел от погоды. Ещё в начале XVIII века была создана паровая машина для откачки воды из шахт. Она потрeбляла много топлива, но работала плохо, и её можно и нужно было усовершенствовать.
В университете Глазго сломалась модель парового насоса (так называемая “машина Ньюкомена”). Её поручили отремонтировать изобретателю-механику Джеймсу Уатту. Ремонтируя модель, он придумал, как её усовершенствовать. Долгих 13 лет понадобились, чтобы сделать “паровую машину” экономически выгодной. Джеймс Уатт и Джон Робак, который начал использовать паровую машину на своей шахте, брали кредиты для продолжения экспериментов и залезли в долги. Дж. Уатт писал об этом времени: “Нет на свете более глупого дела, чем заниматься изобретательством”.
Для продолжения работ Джеймса Уатта познакомили с бирмингемским промышленником М.Болтоном, который взялся финансировать дальнейшую работу. Даже находясь на грани разорения, М.Болтон не терял надежды и веры в успех.
Наконец, в 1781 г. они добились успеха и в 1784 г. Джеймс Уатт получил патент и узаконил своё изобретение. Ему удалось использовать силу пара для вращения вала. Паровая машина Уатта потрeбляла вдвое меньше угля, чем “машина Ньюкомена” и выполняла больший объём работ. К этому времени Дж. Уатт так устал от множества разочарований, что даже не сознавал, как велико значение его изобретения.
Когда через год им заинтересовалась одна прядильная мастерская, Дж. Уатт был полон сомнений и подозрений. Трудно упрекать гениального изобретателя-механика со сказочно умелыми руками в том, что в первый год он не понял того, что его машина произведёт переворот в текстильной промышленности! С помощью предпринимателей был построен завод, на котором с 1785 по 1800 годы было изготовлено более 200 паровых машин.
Созданный Д.Уаттом паровой двигатель был универсальным: его можно было применять в хлопкопрядении, ткачестве, книгопечатании, металлургии, на рудниках, на трaнcпорте.
Серия изобретений и технических усовершенствований, которые были сделаны в 60–80-х годах XVIII века, сразу же нашли себе применение. Появление фабрик свидетельствовало о том, что начался качественный перелом в организации производства. Так в Англии в третьей четверти XVIII в. начался промышленный переворот, положивший начало становлению индустриальной цивилизации.
Появляются многочисленные фабрики и заводы. Владелец фабрики занимался только организацией производства и сбытом продукции. Необходимость поддерживать машины в рабочем состоянии потребовала привлечь на фабрику инженеров и техников. Для обслуживания машин стали использовать труд женщин и детей, которым меньше платили. Детей-сирот и детей бессердечных родителей брали работу в возрасте 5–7 лет, а некоторые отцы отдавали на работу и четырёхлетних детей!
Детский труд был чрезвычайно тяжёлым, особенно на шахтах, где в штольнях использовался их малый рост. Штольни, по которым надо было тащить вагонетки, были очень низкими. Мальчики и дeвoчки работали вместе, полураздетые, в изнуряющей жаре, рабочий день длился по 12–16 часов с получасовым перерывом на еду.
Комиссия, обследовавшая положение в шахтах в 1842 году, писала, что дети, “обвязанные цепями, поясами, взнузданные, словно впряжённые в маленькую повозку собаки, чёрные, покрытые потом, почти совсем гoлые, ползя на коленях, тянули свой тяжёлый груз; это было невероятно отталкивающее и противоестественное зрелище”.
В 1842 году вышел, наконец, указ, запрещающий использовать на подземных работах женщин и повысивший возраст, начиная с которого можно использовать на этих работах мальчиков, с пяти лет до десяти.
Если мы хотим познакомиться с историей промышленного переворота в Англии, то неоценимую помощь в этом нам окажут романы знаменитого английского писателя XIX века Чарльза Диккенса. В них он ярко описал не только историю Англии в романтическом стиле, но и показал тяжёлые судьбы детей, у которых в их детской жизни было много печали, нужды и слёз. Среди этих историй особенно яркими являются истории маленького Оливера Твиста, Николаса Никльби, Дэвида Копперфильда и других”.
Примерные вопросы по теме: “начало промышленной революции в Англии”.
№ п/п |
Вопросы. |
1 | Когда было создано “Королевское общество” (Академия наук) в Англии? |
2 | Кто создал “Королевское общество” (Академию наук) в Англии? |
3 | С какими знаменитыми учёными была связана деятельность “Королевского общества” в Англии? |
4 | Кто занимался изобретательством в начале XVIII века в Англии? |
5 | В какой отрасли промышленности было сделано больше всего изобретений? |
6 | Кто изобрёл самопрялку “Дженни”? |
7 | Сколько самопрялок работало в Англии в 1785 году? |
8 | Что изобрёл Джеймс Уатт? |
9 | Что такое промышленный переворот? |
10 | Какие условия необходимы для того, чтобы осуществилась промышленная революция? |
11 | В какой отрасли промышленности начинается промышленная революция в Англии? |
12 | Какую роль сыграла внешняя торговля для начала промышленной революции в Англии? |
13 | В чём сущность технической революции конца XVIII – начала ХIX века? |
14 | Какие колонии были у Англии к концу XVIII века? |
15 | Где находились английские колонии? |
16 | Какие изменения произошли в жизни рабочих с появлением фабрик? |
17 | Чей труд стал чаще всего использоваться для работы на фабриках с началом промышленного переворота? |
18. | Что означает выражение “дух” предпринимательства? |
19. | Какие важнейшие изобретения были сделаны в период промышленного переворота? |
20 | Какие выводы можно сделать из того факта, что в 30-е годы XVIII века технические изобретения не нашли применения в промышленности? |
21 | Каковы были недостатки водяного двигателя? |
22 | Почему Англия получила название “первая мастерская мира”? |
Проблемные вопросы. |
|
1 | Почему родиной промышленного переворота стала именно Англия, а не Франция или Германия? |
2 | Почему первые изобретатели не смогли разбогатеть при жизни? |
3 | Почему именно самопрялку “Дженни” многие историки считают первой машиной промышленной революции? |
4 | Почему именно паровая машина Дж. Уатта стала универсальной? |
5 | Почему важнейшие технические изобретения в Англии в XVIII веке привели к промышленному перевороту? |
6 | Известно, что первые паровые машины появились ещё в Древнем Риме, позднее, в XVIII веке, – в России благодаря изобретению Ивана Ползунова. Почему же это изобретение получило такое широкое распространение именно в Англии в XVIII веке? |
7 | Почему усовершенствование паровых машин потребовалось только во II половине XVIII века, а не тогда, когда они были впервые изобретены? |
8 | Почему технический прогресс не способствовал повышению качества жизни большинства населения Англии в XVIII века? |
9 | Известно, что первые изобретения появились в Англии в хлопкопрядильной промышленности. С чем это было связано? |
10 | Известно, что самопрялку изобрел Харгривс, тогда почему именно Аркрайту удалось создать первую фабрику с использованием машин? |
11 | Известно, что Англию считают классической страной промышленной революции. Почему именно Англия стала первой страной, где произошла промышленная революция? |
12 | Известно, что некоторые историки считают удачное географическое положение Англии причиной начала промышленного переворота. Так ли это? |
13 | Известно, что с началом промышленного переворота на фабриках стали использовать труд женщин и детей. Почему фабрикантам это было выгодно? |
14 | Известно, что в Англии в 1640–1660-х гг. произошла буржуазная революция. Какое влияние она оказала на развитие сельского хозяйства и промышленности? |
15 | Известно, что Дж. Уатт похоронен в Вестминстерском аббатстве и на его могиле сделана надпись “Подлинный благодетель человечества”. Что означает эта эпитафия? |
Список использованной литературы
- Всероссийские олимпиады школьников по истории и обществознанию: Материалы и комментарии. Сост. С.И.Козленко. М., 2003.
- Зверева Л., Тувельман А. Мир и Россия в XIX веке. Краткие конспекты уроков для учителя истории. 8 класс. М., 2005.
- Креленко Н.С. Новая история. Ч. 1. Учебник для 7 класса основной школы. М., 2000.
- Куриев М.М. Новая история (вторая половина VVII–XVIII вв.). Учебник для учащихся 7 классов. М.,1998
- Мишина И.А., Жарова Л.Н. Новая история. Конец XV–XVIII век: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Никифорова О.М. Тематический контроль по истории. Зачёты. 7 класс. М., 2000.
- Сабо Е.Р. Революция машин. История промышленного переворота. Будапешт, 1979.
- 1000 вопросов и ответов по истории: Учебное пособие. Под общей ред. А.Н.Алексашкиной. М., 1999.
- Юдовская А.Я., Бapaнов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история. 1500–1800: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений. М., 2010.
- Юдовская А.Я., Ванюшкина Л.М. Рабочая тетрадь по новой истории. 1500–1800. 7 класс. Выпуск 2. М., 2006.
Урок истории в 8-м классе с использованием мультимедийных технологий и произведений литературы, живописи и кино....
03 07 2022 19:49:48
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
02 07 2022 7:37:46
Предлагаемый урок используется при изучении новой темы с целью формирования и развития специальных умений и навыков учащихся, информационной и коммуникационной компетентностей учащихся. Предполагает блочное изучение материала путем интеграции предметных дисциплин истории и информатики. Ожидаемые результаты: получение качественно нового педагогического результата при снятии перегрузки в учебном процессе.
...
01 07 2022 10:24:18
Урок способствует воспитанию уважительного отношения к государственным символам, формированию чувства гордости за историю России....
30 06 2022 19:38:17
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
29 06 2022 1:50:19
Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....
28 06 2022 19:14:13
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова.
...
27 06 2022 4:53:13

Внеклассное мероприятие по обществознанию формирует системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, творческие способности. Цель: закрепить знания, полученные на уроках обществознания и истории, об основах законодательства, обучать основам юридических знаний, формировать умение анализировать правовые ситуации, развивать интерес к обществознанию....
26 06 2022 17:43:24
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
25 06 2022 1:28:18
Женщина в политике - явление редкое. В работе анализируется роль женщины в современной политике. Раскрывается положительное влияние женщин-политиков на решение различных вопросов, сравнивается их государственная деятельность, показана их женская судьба жены, матери, бабушки. Жизнь женщины-политика - это ее работа. Некоторые люди работают, чтобы жить. Женщины-политики живут, чтобы работать....
24 06 2022 13:45:15
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
23 06 2022 7:39:49
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
22 06 2022 21:16:28
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
21 06 2022 23:53:23
Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения.
Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....
20 06 2022 17:44:50
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
19 06 2022 3:56:55
Урок обобщения знаний по истории Средних веков в 6-м классе по теме "Раннее средневековье" в форме рыцарского турнира. К уроку требуется подготовительная работа учеников и учителей....
18 06 2022 4:43:38
Конспект урока может быть интересен не только учителям истории и обществознания, но и классным руководителям для проведения классных часов по гражданскому образованию. Занятие предполагает знакомство с различными взглядами на видение проблемы, прочтение некоторых статей «Всеобщей декларации прав и свобод человека», так как без навыков самостоятельного осмысления реальности окружающего мира невозможна активная гражданская позиция.
...
17 06 2022 14:13:54
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
16 06 2022 7:40:26
Урок затрагивает проблемы взаимоотношений Руси и Золотой Орды в XIII–XV веках. Цель урока: познакомить учащихся с основами научно-исследовательской работы, формировать основные компетенции: умение анализировать исторические источники, доказывать свою точку зрения, применять знания на пpaктике; воспитывать толерантное отношение к исторической действительности....
15 06 2022 9:53:59
История противоречива. Столько раз переписывались учебники истории, искажались факты, зачастую отрицательное выдавалось за хорошее и наоборот! Одной из тайн истории остается так называемое монголо-татарское нашествие, связанное с именем Чингисхана. Кто же такой Чингисхан?
...
14 06 2022 23:35:31
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну.
...
13 06 2022 20:48:28
Урок разработан для учащихся 8-го класса. Форма проведения: урок-турнир. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, ликвидировать имеющиеся пробелы. В ходе урока используется групповая форма работы. Учащимся предлагаются различные задания, которые развивают логическое мышление, память, внимание, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать....
12 06 2022 8:56:15
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
11 06 2022 14:12:43
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе....
10 06 2022 11:29:16
Урок-презентация. Метод погружения в историческую эпоху. Сочетание индивидуальных и групповых заданий, работа по алгоритму развивает у учащихся навыки самостоятельной мыслительной деятельности....
09 06 2022 8:18:48
Цели урока: обобщить и закрепить изученный материал, развивать у учащихся интерес к истории Древней Греции, воспитывать коммуникативные способности, формировать умение работать в группе. Урок в форме игры позволяет учащимся проявить творческие способности....
08 06 2022 17:33:22
Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей.
...
07 06 2022 8:27:30
В статье даётся методическая разработка урока истории России или МХК. Дан список оборудования урока, разноуровневые задания - 3 уровня сложности. Во второй части урока учащимся предлагаются задания: составить пояснительный текст к одной из картин (приводится пример выполнения такого задания). В третьей части приводятся фрагменты документов к картинам (выдержки из источников) и разноуровневые вопросы и задания к ним.
...
06 06 2022 8:16:34
Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....
05 06 2022 15:31:20
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
04 06 2022 16:45:42
Занятие призвано продолжить знакомство с одним из наиболее важных политических прав граждан РФ – правом на участие в управлении делами государства, направлено на повышение интереса к институту выборов школьников; воспитание у подростков активной жизненной позиции....
03 06 2022 8:36:24
Конспект урока изучения нового материала по предмету «Обществознание», дающего представление о социальных нормах, помогающих регулировать поведение в обществе. Цель урока: воспитывать готовность к соблюдению социальных норм....
02 06 2022 0:36:16
Итоговый урок по теме "Русь изначальная" позволяет обобщить и систематизировать
знания учащихся о происхождении, расселении восточных славян, их занятиях,
верованиях, образе жизни. Для осознания усвоенного материала используется
компьютер....
01 06 2022 23:47:54
Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....
31 05 2022 8:40:59
Это нетрадиционный урок истории. Представленный урок интересен тем, что повторительное обобщение темы «Древняя Греция» осуществляется в форме заочного путешествия с элементами игры. Само заочное путешествие осуществляется в выполнении учащимися 7-го класса заданий различной степени сложности в конечном пункте каждого направления маршрута. Такая форма проверки знаний, умений, навыков учащихся с целью повторения пройденного материала способствует активизации их мыслительной деятельности и речевого общения, что немаловажно в школе, где обучаются слабослышащие и позднооглохшие дети.
...
30 05 2022 12:31:46
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
29 05 2022 18:27:35
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
28 05 2022 17:19:34
Учащиеся знакомятся с политической лексикой, составляют монологические высказывания по теме, знакомятся с понятием "политическая идеология"....
27 05 2022 15:36:58

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
26 05 2022 5:44:43
Цели урока: формирование ключевых компетенций на уроке; ознакомление обучающихся с причинами и хаpaктером феодальных войн, с организацией феодального войска (его вооружением и тактикой); хаpaктеристика основных этапов Столетней войны; героическая роль Жанны Д'Арк в освобождении Франции....
25 05 2022 9:30:30
Урок проводится при изучении курса МХК в 8-м классе. На уроке предусматривается активная познавательная и творческая деятельность школьников на основе эмоционального восприятия в условиях погружения в атмосферу православного искусства. Урок также может быть проведен при изучении курса истории России....
24 05 2022 19:37:44
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
23 05 2022 10:13:45
Ученики из России знакомят английских студентов с тем, как осваивались кубанские земли, какие традиции и обычаи принесли и сохранили до сегодняшних дней переселившиеся и укоренившиеся на благодатной кубанской земле казаки. Урок сопровождается наглядными пособиями, музыкальным оформлением и мультимедийной презентацией....
22 05 2022 21:41:23
В методической разработке представлен повторительно-обобщающий урок в 7-м классе. Урок направлен на отработку умений и навыков работы с историческими понятиями, датами, событиями; используются разнообразные формы и методы проверки знаний учащихся. Различные формы работы обеспечивают хороший ритм урока, активность учащихся в течение всего занятия. Каждый учащийся имеет возможность проверить свои знания по данной теме и проявить творческие способности. Урок направлен на развитие понимания и осознания зависимости самостоятельной деятельности учащихся и возможности роста....
21 05 2022 23:59:14
Основная идея занятия состоит в том, что, работая в группах, учащиеся изучают документ - Конституцию РФ 1993 года, дают определение Конституции, называют ее признаки, находят необходимые разделы Конституции и статьи. Каждая группа (их 4) получает индивидуальное задание (для каждой группы по 2 задания). Результаты изучения статей Конституции обсуждаются в ходе занятия и заносятся в тетрадь....
20 05 2022 22:15:54
Данный урок входит в раздел «Средневековый город в Западной и Центральной Европе» по программе 6-го класса. Это итоговый урок. Область данного урока позволяет не только обобщить и систематизировать знания, но и выяснить, как возникли города, развить творческие способности. Урок сопровождается презентацией....
19 05 2022 23:52:18

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
18 05 2022 18:56:57
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
17 05 2022 20:38:19
Вашему вниманию предлагается урок, который расширяет знания учащихся, дает им пpaктические навыки общения с людьми разных конфессий....
16 05 2022 19:53:24
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
15 05 2022 6:30:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::