Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


    Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


Есть вехи в истории нашей страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от событий. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, когда “Россия впервые видела революционное движении е против царизма”, - одна из таких вех. Бескорыстие этих людей, имевших все и потерявших все ради перемен в Отечестве своем, их отвага и благородство в дни жесточайших испытаний, убежденность и верность цели рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных, вызывает в сердце гордость за землю, которая их родила.

Данный урок является заключительным по теме “Общественное движение в России (первая четверть XIX века)” в 8 классе.

На уроке используется материал сверх учебной программы. Он несет большую эмоциональную нагрузку и состоит из 6 частей и заключения.

Цель: познакомить учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.

Задачи.

1. Используя исторические документы и дополнительную литературу, показать, как проходило следствие по делу государственных преступников (осужденных декабристов), каким был приговор, как проходила казнь пятерых декабристов.

2. Показать, что допросы, унижения, тюрьма, ссылка не сломили духа декабристов, их уверенности в правильности поставленной цели.

3. Дать хаpaктеристику отдельным декабристам.

4. Дать сведения о поиске могилы казненных декабристов.

5. Показать “подвиг бескорыстной любви” (подвиг жен декабристов).

6. Нравственное и патриотическое воспитание.

Участники мероприятия: учащиеся 8 класса.

Форма проведения мероприятия: рассказ учителя, возможны сообщения учащихся.

Продолжительность: 45 мин.

Материально-техническое оснащение: презентация “Судьба декабристов” (перевод слайдов по щелчку), мультимедийный проектор.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (в целях экономии времени можно без проверки)

3. Новый материал.

Судебное следствие

Восстания декабристов в Петербурге на Сенатской площади и Черниговского полка на Украине были разгромлены. (Слайд 2. Презентация) Более 3000 человек – 500 офицеров и 2500 солдат были привлечены к следствию о тайных обществах, восстании на Сенатской площади и мятежу Черниговского полка. Не было значительного знатного дворянского семейства, которое так или иначе не было бы представлено в движении декабристов. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. (Слайд 3) Работу следственной комиссии направлял сам император. Он лично допрашивал некоторых декабристов (Приложение 1).

(Слайд 4) На время следствия декабристы были помещены в Петропавловскую крепость. Из записок Николая I генерал-адъютанту А.Я. Сукину – коменданту Петропавловской крепости: “Присылаемого Рылеева посадить в Александровский равелин, но не связывая рук; без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно приносить ежедневно.

Присылаемого при сем Кюхельбекера посадить в Александровский равелин под строжайший арест…

Оболенского посадить в Александровский равелин под строжайший арест, без всякого сообщения – не мешает усилить наблюдение, чтоб громких разговоров не было между арестантов буде по месту сие возможно….

…Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина, велеть заковать в ручные железа”. Месяц декабрь 1825 года.

“Присылаемого Якушкина заковать в ножные и ручные железа; поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея”. Месяц январь 1826 года. [2]

(Слайд 5) “Обвиняемые содержались в самом строгом заточении, в крепостных казематах и бесправном ожидании и страхе быть подвергнутыми пытке, если будут упорствовать в запирательстве. Многие из них слышали из уст самих члeнов следственной комиссии такие угрозы… Ночью внезапно отпиралась дверь каземата; на голову заключенного накидывали покрывало, ведя его по коридорам и по крепостным переходам в ярко освещенную залу присутствия. Тут по снятии с него покрывала члeны комиссии делали ему вопросы на жизнь и cмepть и, не давая времени образумиться, с грубостью требовали ответов мгновенных” - вспоминал декабрист Фонвизин М.А. [3].

Тюрьма мне в честь – не в укоризну,
За дело правое я в ней.
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну! К. Рылеев.

“С.- Петербургская (Петропавловская) крепость, напротив дворца царя, есть отвратительный памятник самодержавия, как фатальный знак, что они не могут существовать один без другого” (декабрист А.М. Муравьев).

Приговор

(Слайд 6) Наконец настало время каждому преступнику объявить его приговор. Для этого следовало или осужденных привозить из крепости в Верховный уголовный суд или суду отправиться в крепость. Последняя мера были признана более удобной. В доме коменданта Сукина была устроена зала заседания. Секретарь Сената, стоя у аналоя, называл по имени каждого преступника, потом читал о содеянном им преступлении и к чему он приговорен. Таким образом, вводились в залу заседания все преступники по разрядам.

(Слайд 7) “Полковник Пестель. Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истрeбление Императорской Фамилии… и возбуждал к тому других…

Подпоручик Рылеев …приготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить Манифест о разрушении Правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи…” [4]

Пять человек приговорены к четвертованию, 20 человек – к отсечению головы.

(Слайд 8) Боясь прослыть “дикарем” Николай I заменил четвертование повешением и ссылкой в Сибирь.

(Слайд 9) 13 июля 1826 года были казнены:

Рылеев Кондратий Федорович.

“Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев…” - цензор А.В. Никитенко [5].

(Слайд 10) Павел Иванович Пестель.

“Я узнал его коротко и могу сказать про него, что он был один из замечательных людей своего времени” - декабрист Н.И. Лорер [6].

(Слайд 11) Сергeй Иванович Муравьев-Апостол.

“Храбрый, решительный, нетерпеливый, готовый на все для исполнения данного обещания” - члeн Следственной комиссии А.Д. Боровиков [7].

(Слайд 12) Михаил Павлович Бестужев-Рюмин.

“Решительный до безумия в своих действиях он не ставил никогда в расчет препятствий… шел всегда вперед без оглядки” - декабрист И.Д. Якушкин [8].

(Слайд 13) Петр Григорьевич Каховский.

“Я и в цепях буду вечно свободен” - писал он о себе [9].

Казнь

(Слайд 14). Они были казнены на кронверке Петропавловской крепости (Приложение № 2)

Могила казненных декабристов

(Слайд 16). Место казни пятерых декабристов известно. Там установлен памятник. А вот, где находится могила казненных доподлинно неизвестно и сейчас (Слайд 17) (Приложение № 3)

Сибирь

(Слайд 19) Свыше ста декабристов были сосланы в Сибирь на вечное поселение.

“В первой группе отправленной из Петербурга в конце июля 1826 года, были С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, В.Л. Давыдов, А.И. Якубович, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьев, П.И. и А.И. Борисовы.

(Слайд 20) Они первыми прибыли на Нерченские заводы на Благодатский рудник. Здесь их заключили в тюрьму, помещавшуюся в старой казарме. Всех восьмерых заперли в темную, грязную камеру. Где они разместились на трехъярусных нарах, лишенные возможности двигаться из-за недостатка места. Сама тюрьма находилась у подножия горы, недра которой содержали серебряную и свинцовую руду. Там-то и работали каторжане.

(Слайд 21) Каждый должен был добыть по три пуда руды в день. Тяжелая работа, не менее тяжелые условия заключения, плохая пища, грубость тюремщиков – все это превращало жизнь узников в настоящий ад…

…Через год Нерченских заводов заключенные были переведены в (Слайд 22) Читу, где собрались все 82 декабриста, осужденные на каторжные работы… Небольшое деревянное здание тюрьмы с трудом вмещало заключенных.

(Слайд 23) “Наше отделение, - пишет М.А. Бестужев, - было самое маленькое, а в нем все-таки затискивались 8 человек… Я теперь припоминаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар… Постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры. Прения, рассказы о заключении… одним словом, кипучий водоворот, клокочущий неумолимо и мечущий брызгами жизни”.

Если условия заключения были здесь не легче нерченских, то работа была менее тяжелой. Декабристы строили фундамент нового здания острога, рыли ров для частокола, подымали дорогу по главной улице, заваливали глубокий овраг. Когда же начинались сильные морозы, каторжане должны были молотить ржаную муку на ручных жерновах по норме, или, как тогда говорили, “на урок”, по два пуда в день…

… Работая или выходя на прогулку, читая, споря или просто беседуя, заключенные в течении трех лет постоянно носили на себе кандалы. Наконец, 1 августа 1829 года из Петербурга поступил приказ снять оковы.

А через год, в августе 1830 года, декабристы по указанию царя были переведены в еще более пустынную местность, находящуюся в шестистах верстах от Читы… в Петровск (Слайд 24). Здесь их ждала новая тюрьма, построенная по указанию царя без окон. Все помещение было разделено на небольшие комнаты, свет и воздух в которые могли проникать лишь из общего коридора. “В Чите нам было жутко, - пишет М.А. Бестужев, - мы жили там, как селедки в бочонке, но все-таки по-человечески. Здесь нас обрекали. Как скотов, жить в мрачных стойлах”.

(Слайд 25) Хлопоты родных в Петербурге привели к тому, что в каждой комнате было прорублено некое подобие окна, (Слайд 26) в которое проникало света ровно столько, чтобы можно было различить предметы. В этих полутемных казармах многие осужденные пробыли еще 10 лет” [15].

Жены декабристов

(Слайд 27) Осенью-зимой 1826-27 гг. в Сибирь поехали жены декабристов: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева.

“…слава и краса вашего пола, слава страны вас произрастившей, слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества. Твердости при вашей юности. Нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!” - писал декабрист А.П. Беляев” [16].

Героический подвиг русских женщин был не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей.

Тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило этих женщин. Казалось, преграды только усиливали их желание соединиться с мужьями, разделить с ними полную горечи чашу отчаяния (Слайды 28).

(Слайд 29)

Пред ним расступались, молчанье храня,
Рабочие люди и стража…
И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: “Маша!”
И стал, обессиленный словно, вдали…
Два ссыльных его поддержали.
По бледным щекам его слезы текли.
Простертые руки дрожали…
Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук.
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком: “Иду!” я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом,
Навстречу призывному звуку…[17]

Анненковы (Слайды 30 - 31) (Приложение 4).

Заключение

(Слайд 32) В 1840 году декабристов стали переводить на поселение. В разных небольших городах Сибири они прожили еще 16 лет, до cмepти Николая I.

Однако не все дождались возвращения на родину. Многие погибли в тюрьмах, умерли на поселении.

Да! чаша житейская желчи полна;
Но выпил же эту я чашу до дна, -
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы – милой отчизны…

Вильгельм Кюхельбекер [19].

Источники

1. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 335 - 336 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 54 - 55).

2. Декабристы и Сибирь стр. 62.

3. Там же, стр. 67.

4. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет-комплект документов “История” стр. 72.

5. Декабристы и Сибирь стр. 19.

6. Там же, стр. 20.

7. Там же, стр. 21.

8. Там же, стр. 22.

9. Там же, стр. 23.

10. Там же, стр. 64.

11. Там же, стр. 65.

12. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 425 – 427 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 55 - 57).

13. Андрей Чернов. Поминовение – Огонек (дата приблизительно 1988-92) – стр. 22-23.

14. Там же, стр. 25.

15. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся средней школы. – М., 1989, с. 32 - 34.

16. Декабристы и Сибирь стр. 74.

17. Шестаков А.В. История Отечества в литературе. XIX век. Хрестоматия для учителя. – М., 1991. – с.63.

18. Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду… Журнал “Работница”, с.14-16.

19. Декабристы и Сибирь стр. 174.

Литература

  1. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР, XIX в.: Пособие для учащихся сред. шк. / В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
  2. Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду. - Журнал “Работница”, предположительно 1987-1989.
  3. Думин С.В., Сорокин В.С. Восстание декабристов: Пакет-комплект документальных материалов. М.: Бюро Денди, 1993. – 1996 с.
  4. История Отечества в литературе, XIX в.: Хрестоматия для учителя / Сост. А.В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
  5. Сергеев М.Д, Гончарова Н.Н., Серебряков А.Ф. Декабристы и Сибирь: Альбом / Сост. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков. – М.: Советская Россия, 1988. – 263 с.
  6. Чернов А. Поминовение. – Огонек, предположительно 1988-1992.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"


    Урок истории с использованием ИКТ по теме "Древнее Междуречье"

      Урок истории в 5-м классе с использованием ИКТ в форме презентации проводится как урок изучения нового материала и включает элементы проблемного обучения. Он построен на основе современных дидактических принципов: целеполагания, деятельности, субъектности. Занятие позволяет формировать такие компетенции у учащихся, как информационная, коммуникативная, организационная. ...

21 10 2021 9:18:53

Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"


    Сценарий интеллектуального турнира знатоков истории "Дорогами Великой Отечественной"

      Интеллектуальная игра посвящена знаменательной дате – 65-летию Великой Победы. Она проводится среди учащихся 9-х или 11-х классов и направлена на актуализацию знаний об одном из самых трагических и памятных событий....

20 10 2021 20:31:54

Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс


    Урок по праву на тему "Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности". 11-й класс

      Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....

19 10 2021 9:58:36

Рабочая программа учебного курса "Краеведение" (5-й класс)


    Рабочая программа учебного курса "Краеведение" (5-й класс)

      Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....

18 10 2021 21:31:39

Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"


    Сценарий торжественного мероприятия "День кадета"

      Цели и задачи мероприятия: развитие нравственных качеств в личности; овладение представлениями о героизме как о многогранном понятии; показать связь времен; предоставить возможность понимания того, что поступкам, продолжающим славное прошлое Родины, есть место и в современности; дать понятие чести, справедливости, благородства, верности долгу и ответственности за порученное дело....

17 10 2021 7:28:35

Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"


    Историческая ролевая игра "Судебное заседание" по курсу истории России, 9-й и 11-й классы. Тема: "П.А. Столыпин — реформатор или реакционер?!"

      Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....

16 10 2021 21:41:24

Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"


    Интегрированный урок "обществознание + программа "Здоровье" В.Н. Касаткина"

      Цели урока: создать условия для формирования представления, что такое группа людей и их виды, для развития умения выполнять "групповые нормы", навыков сотрудничества и сопереживания в группе; взаимопонимания, взаимовыдержки, доброжелательного отношения к окружающим людям....

15 10 2021 14:56:39

Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"


    Интегрированный урок (история+литература) по теме "Славный день Полтавской баталии"

      Урок воспитывает чувство патриотизма через изучение особо значимых страниц русской истории. Акцентирует внимание учащихся на событии Северной войны - Полтавской битве. Даёт хаpaктеристику участникам события с исторической и литературной точки зрения. На уроке ребята получают навыки исследовательской работы. ...

14 10 2021 4:49:37

Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс


    Решение познавательных, пpaктических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

      Цели урока: развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт; формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; учиться рецензировать высказывание; содействовать воспитанию толерантности....

13 10 2021 20:21:23

Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона


    Зарождение демократии в Афинах. Реформы Солона

      Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....

12 10 2021 19:33:29

Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"


    Исследовательская работа "История Буинского района и города Буинска Республики Татарстан"

      В данной работе освещаются отдельные страницы из истории развития г. Буинска и Буинского района Республики Татарстан в XVI-XVIII веках. Основной задачей работы является выявление путей образования первых поселений Буинского района и города Буинска. Для этого были использованы печатные работы, а также ряд документов....

11 10 2021 14:23:54

Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»


    Интегрированный урок (литература + экономика + история) по теме «Человек и время в романе И.С. Тургенева "Отцы и дети"»

      На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...

10 10 2021 19:21:58

Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"


    Повторительно-обобщающий урок "Древний Восток"

      Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....

09 10 2021 4:24:22

"Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс


    "Русская православная церковь во второй половине XIII – середине XV века". 6-й класс

      В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....

08 10 2021 20:38:24

Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся


    Повышение эффективности обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся

      Представленная работа рассказывает, как повысить эффективность обучения истории через развитие познавательного интереса учащихся. Целью работы является воспитание любознательного ученика с широким кругозором и конкурентоспособной личности со сформированной системой ценностей, умеющей реализовать себя в мультикультурной среде....

07 10 2021 1:49:37

Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"


    Интегрированный урок "право + психология" по теме "Семья и бpaк"

      Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....

06 10 2021 20:19:41

Права человека


    Права человека

      Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....

05 10 2021 17:11:48

Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"


    Урок истории по теме "Внутренняя политика Александра I"

      Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения. Составление синквейна пробуждает интерес к изучаемой теме. ...

04 10 2021 7:36:29

Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс


    Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени. 7-й класс

      Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....

03 10 2021 0:24:10

Листая страницы отечественной истории (история одной улицы)


    Листая страницы отечественной истории (история одной улицы)

      В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....

02 10 2021 16:25:53

Путешествие по Cредневековью


    Путешествие по Cредневековью

      Разработка представляет собой урок-игру с различными типами заданий на знания фактического материала, умения учащимися сопоставлять, анализировать, давать оценку историческим событиям, проявлять находчивость, смекалку; формируется умение работать в комaнде, анализировать допущенные ошибки. ...

01 10 2021 13:40:26

Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"


    Урок по обществознанию. Тема: "Понятие преступления. Уголовная ответственность несовершеннолетних"

      Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....

30 09 2021 10:22:49

Тема предпрофильного занятия "Наследование"


    Тема предпрофильного занятия "Наследование"

      Занятие по предпрофильной подготовке по изучению законодательства и права с целью познакомить учащихся с законами наследования. ...

29 09 2021 18:10:30

Русская живопись 2-й половины XIX века


    Русская живопись 2-й половины XIX века

      Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

28 09 2021 4:14:17

Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс


    Урок по новой истории на тему: "Английские колонии в Северной Америке". 7-й класс

      Урок по новой истории для 7-го класса знакомит учащихся с историей возникновения США. ...

27 09 2021 18:20:31

"Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия


    "Культура Руси второй половины XIII – XV веков". Урок-экскурсия

      Урок-экскурсия разработан для учащихся 10-х классов. Может быть использован при изучении вопросов развития культуры Древней Руси в 6-м классе. Урок разработан в игровой форме, что позволяет повысить интерес учащихся к изучению истории своей страны, к её культуре, традициям, ценностям....

26 09 2021 7:36:17

Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию)


    Сценарий исторического вечера, посвященного Дню Победы. (Из опыта работы по патриотическому воспитанию)

      Сценарий вечера духовно-патриотического воспитания с использованием ИКТ-технологий. Цель разработки – дать целостное представление о Великой Отечественной войне (1941–1945 гг.), о роли человека на фронте и в тылу, возможность обратиться к личностному фактору отношения к данным историческим событиям....

25 09 2021 6:22:14

Эпоха палеолита на территории Красноярского края


    Эпоха палеолита на территории Красноярского края

      Урок по теме организован как урок-пpaктикум. Цель урока - рассмотреть расселение первобытного человека на территории Приенисейского края в эпоху палеолита....

24 09 2021 12:46:11

Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart


    Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использованием технологий Smart

      Урок-игра по истории Древнего мира "Стрaнcтвия Одиссея" с использование технологий Smart board. В "Одиссее" рассказывается о событиях, происходивших примерно три тысячи лет назад. Если бы у современных ученых не было в руках поэм Гомера, они почти ничего не знали бы о греках, живших в ХI, Х и IХ веках до н.э. Эта игра поможет нам узнать о жизни греков в то время....

23 09 2021 4:38:23

Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи


    Формирование правового самосознания члeнов общества, как основы правового, антикоррупционного воспитания детей и молодёжи

      В условиях формирования правового государства одной из главных проблем является воспитание гражданина. Данная тема призвана углубить и поднять на более высокий уровень знания учащихся о принципах разделения властей, об институциональном, функциональном и субстанциональном упорядочении государственной власти, как основополагающим антикоррупционном факторе....

22 09 2021 20:14:17

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

21 09 2021 13:13:49

Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации


    Личные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации

      2013 год юбилейный – ведь 12 декабря 1993 года произошло знаковое и очень важное событие для нашего государства, была принята Конституция РФ. Именно этому событию посвящена наша работа. Под руководством педагога учащиеся в стихотворной форме представили основные права и свободы человека и гражданина в РФ. Работа оформлена в виде презентации....

20 09 2021 17:37:20

Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"


    Урок истории по теме "Судьба России в спорах западников и славянофилов"

      Основные задачи урока: познакомить с либеральными взглядами 40-х гг. XIX века; сравнить взгляды западников и славянофилов, используя документы; пересмотреть вечный спор славянофилов и западников; на основе проведенного социологического опроса показать актуальность проблемы «Россия – Запад» в наши дни; подумать по какому пути идти России сегодня....

19 09 2021 16:56:20

Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"


    Урок истории в 5-м классе по теме "Олимпийские игры в Древней Греции"

      Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией. ...

18 09 2021 7:31:58

Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"


    Урок истории в 4-м классе "Во времена Древней Руси"

      На уроке истории в 4-м классе я знакомлю учеников с историей своей страны, с бытом, традициями и культурой наших предков IX–XI веков. Формирую представление о Древней Руси, князьях, ремёслах. Прививаю любовь к Родине, христианской вере. Особое внимание обращаю на леворуких детей и развиваю их доминирующее полушарие....

17 09 2021 8:47:47

Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"


    Внеклассное занятие по истории "Шумит, не умолкая, память-дождь"

      Данное мероприятие проводилось для учащихся 9–11-х классов. Главная цель занятия – формирование патриотических чувств у молодежи, осознание нравственного долга перед поколением 1940-х. В ходе проведения мероприятия учащиеся использовали материал о вкладе односельчан в разгром фашизма....

16 09 2021 12:55:31

Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"


    Сценарий открытия проектно-ролевой игры "Погружение в эпоху. XIX век — век великих открытий"

      Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....

15 09 2021 8:48:30

Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"


    Урок в 6-м классе по истории Средних веков "Средневековое общество. Феодалы и крестьяне"

      На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....

14 09 2021 10:17:59

Традиции и быт Кубанского казачества


    Традиции и быт Кубанского казачества

      Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа....

13 09 2021 11:31:46

Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене


    Приемы работы с исторической картой на уроке истории в начальном и среднем звене

      Неумение работать с информацией является одной из проблем российских школьников. Историческая и контурная карты могут научить учащихся работать с информацией и сделать возможным обучение на продуктивном уровне. Отработка алгоритма работы с контурной картой является первым шагом на пути к освоению предметного навыка....

12 09 2021 0:51:46

Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."


    Урок истории "Крымская война 1853–1856 гг."

      Изучая тему, учащиеся знакомятся с историческим периодом, связанным с прологом и ходом Крымской войны, с целями и хаpaктером войны, экономическими и политическими изменениями. Учащиеся учатся самостоятельно, работать с текстом, анализировать и обобщать факты, делать выводы, сопоставлять цели и результаты самостоятельной работы....

11 09 2021 20:54:32

Внеклассное мероприятие по истории


    Внеклассное мероприятие по истории

      Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...

10 09 2021 3:24:50

Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"


    Бинарный урок (история + литература) по теме "Театр Древней Греции"

      Нестандартный подход к преподаванию сказывается благоприятно на знаниях учащихся и их неподдельном интересе к истории, русскому языку и литературе. На основе материалов из античной культуры прививается уважение к культурному наследию, углубление эстетических потребностей учащихся. ...

09 09 2021 21:54:57

Интеpaктивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"


    Интеpaктивный урок-суд "Иван Грозный: безумный тиран или последовательный реформатор?"

      Урок для 10-го класса проводится в форме дискуссии групп обвинения и защиты с использованием информационных технологий. Его особенностью является то, что прения сторон сопровождаются показом презентаций. Это делает процесс обучения более увлекательным и понятным. ...

08 09 2021 4:18:13

Студенческий форум "История России"


    Студенческий форум "История России"

      Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока. ...

07 09 2021 14:15:18

Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс


    Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс

      Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....

06 09 2021 21:15:28

Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)


    Открытый урок в 5-м классе по теме "Культура Древней Индии. Буддизм" (с использованием информационных технологий)

      Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...

05 09 2021 18:15:34

Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)


    Урок истории по теме "Жизнь России в в послевоенный период" (10-й класс)

      Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...

04 09 2021 6:40:57

Внеклассное занятие по истории


    Внеклассное занятие по истории

      В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...

03 09 2021 8:28:51

"Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"


    "Оттепель: изменения духовной жизни общества в 50–60 годы XX века"

      Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....

02 09 2021 22:21:35

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::