Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс
Есть вехи в истории нашей страны, которые становятся все приметнее, чем дальше относит нас время от событий. Восстание на Сенатской площади 14 декабря 1825 года, когда “Россия впервые видела революционное движении е против царизма”, - одна из таких вех. Бескорыстие этих людей, имевших все и потерявших все ради перемен в Отечестве своем, их отвага и благородство в дни жесточайших испытаний, убежденность и верность цели рисует воображению нашему людей прекрасных и достойных, вызывает в сердце гордость за землю, которая их родила.
Данный урок является заключительным по теме “Общественное движение в России (первая четверть XIX века)” в 8 классе.
На уроке используется материал сверх учебной программы. Он несет большую эмоциональную нагрузку и состоит из 6 частей и заключения.
Цель: познакомить учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года.
Задачи.
1. Используя исторические документы и дополнительную литературу, показать, как проходило следствие по делу государственных преступников (осужденных декабристов), каким был приговор, как проходила казнь пятерых декабристов.
2. Показать, что допросы, унижения, тюрьма, ссылка не сломили духа декабристов, их уверенности в правильности поставленной цели.
3. Дать хаpaктеристику отдельным декабристам.
4. Дать сведения о поиске могилы казненных декабристов.
5. Показать “подвиг бескорыстной любви” (подвиг жен декабристов).
6. Нравственное и патриотическое воспитание.
Участники мероприятия: учащиеся 8 класса.
Форма проведения мероприятия: рассказ учителя, возможны сообщения учащихся.
Продолжительность: 45 мин.
Материально-техническое оснащение: презентация “Судьба декабристов” (перевод слайдов по щелчку), мультимедийный проектор.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания (в целях экономии времени можно без проверки)
3. Новый материал.
Судебное следствие
Восстания декабристов в Петербурге на Сенатской площади и Черниговского полка на Украине были разгромлены. (Слайд 2. Презентация) Более 3000 человек – 500 офицеров и 2500 солдат были привлечены к следствию о тайных обществах, восстании на Сенатской площади и мятежу Черниговского полка. Не было значительного знатного дворянского семейства, которое так или иначе не было бы представлено в движении декабристов. Процесс проходил в строгой тайне и в быстрые сроки. (Слайд 3) Работу следственной комиссии направлял сам император. Он лично допрашивал некоторых декабристов (Приложение 1).
(Слайд 4) На время следствия декабристы были помещены в Петропавловскую крепость. Из записок Николая I генерал-адъютанту А.Я. Сукину – коменданту Петропавловской крепости: “Присылаемого Рылеева посадить в Александровский равелин, но не связывая рук; без всякого сообщения с другими, дать ему и бумагу для письма, и что будет писать ко мне собственноручно приносить ежедневно.
Присылаемого при сем Кюхельбекера посадить в Александровский равелин под строжайший арест…
Оболенского посадить в Александровский равелин под строжайший арест, без всякого сообщения – не мешает усилить наблюдение, чтоб громких разговоров не было между арестантов буде по месту сие возможно….
…Бестужева по присылке, равно и Оболенского и Щепина, велеть заковать в ручные железа”. Месяц декабрь 1825 года.
“Присылаемого Якушкина заковать в ножные и ручные железа; поступать с ним строго и не иначе содержать, как злодея”. Месяц январь 1826 года. [2]
(Слайд 5) “Обвиняемые содержались в самом строгом заточении, в крепостных казематах и бесправном ожидании и страхе быть подвергнутыми пытке, если будут упорствовать в запирательстве. Многие из них слышали из уст самих члeнов следственной комиссии такие угрозы… Ночью внезапно отпиралась дверь каземата; на голову заключенного накидывали покрывало, ведя его по коридорам и по крепостным переходам в ярко освещенную залу присутствия. Тут по снятии с него покрывала члeны комиссии делали ему вопросы на жизнь и cмepть и, не давая времени образумиться, с грубостью требовали ответов мгновенных” - вспоминал декабрист Фонвизин М.А. [3].
Тюрьма мне в честь – не в укоризну,
За дело правое я в ней.
И мне ль стыдится сих цепей,
Когда ношу их за Отчизну! К. Рылеев.
“С.- Петербургская (Петропавловская) крепость, напротив дворца царя, есть отвратительный памятник самодержавия, как фатальный знак, что они не могут существовать один без другого” (декабрист А.М. Муравьев).
Приговор
(Слайд 6) Наконец настало время каждому преступнику объявить его приговор. Для этого следовало или осужденных привозить из крепости в Верховный уголовный суд или суду отправиться в крепость. Последняя мера были признана более удобной. В доме коменданта Сукина была устроена зала заседания. Секретарь Сената, стоя у аналоя, называл по имени каждого преступника, потом читал о содеянном им преступлении и к чему он приговорен. Таким образом, вводились в залу заседания все преступники по разрядам.
(Слайд 7) “Полковник Пестель. Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истрeбление Императорской Фамилии… и возбуждал к тому других…
Подпоручик Рылеев …приготовлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить Манифест о разрушении Правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи…” [4]
Пять человек приговорены к четвертованию, 20 человек – к отсечению головы.
(Слайд 8) Боясь прослыть “дикарем” Николай I заменил четвертование повешением и ссылкой в Сибирь.
(Слайд 9) 13 июля 1826 года были казнены:
Рылеев Кондратий Федорович.
“Я не знавал другого человека, который обладал бы такой притягательной силой, как Рылеев…” - цензор А.В. Никитенко [5].
(Слайд 10) Павел Иванович Пестель.
“Я узнал его коротко и могу сказать про него, что он был один из замечательных людей своего времени” - декабрист Н.И. Лорер [6].
(Слайд 11) Сергeй Иванович Муравьев-Апостол.
“Храбрый, решительный, нетерпеливый, готовый на все для исполнения данного обещания” - члeн Следственной комиссии А.Д. Боровиков [7].
(Слайд 12) Михаил Павлович Бестужев-Рюмин.
“Решительный до безумия в своих действиях он не ставил никогда в расчет препятствий… шел всегда вперед без оглядки” - декабрист И.Д. Якушкин [8].
(Слайд 13) Петр Григорьевич Каховский.
“Я и в цепях буду вечно свободен” - писал он о себе [9].
Казнь
(Слайд 14). Они были казнены на кронверке Петропавловской крепости (Приложение № 2)
Могила казненных декабристов
(Слайд 16). Место казни пятерых декабристов известно. Там установлен памятник. А вот, где находится могила казненных доподлинно неизвестно и сейчас (Слайд 17) (Приложение № 3)
Сибирь
(Слайд 19) Свыше ста декабристов были сосланы в Сибирь на вечное поселение.
“В первой группе отправленной из Петербурга в конце июля 1826 года, были С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, В.Л. Давыдов, А.И. Якубович, Е.П. Оболенский, А.З. Муравьев, П.И. и А.И. Борисовы.
(Слайд 20) Они первыми прибыли на Нерченские заводы на Благодатский рудник. Здесь их заключили в тюрьму, помещавшуюся в старой казарме. Всех восьмерых заперли в темную, грязную камеру. Где они разместились на трехъярусных нарах, лишенные возможности двигаться из-за недостатка места. Сама тюрьма находилась у подножия горы, недра которой содержали серебряную и свинцовую руду. Там-то и работали каторжане.
(Слайд 21) Каждый должен был добыть по три пуда руды в день. Тяжелая работа, не менее тяжелые условия заключения, плохая пища, грубость тюремщиков – все это превращало жизнь узников в настоящий ад…
…Через год Нерченских заводов заключенные были переведены в (Слайд 22) Читу, где собрались все 82 декабриста, осужденные на каторжные работы… Небольшое деревянное здание тюрьмы с трудом вмещало заключенных.
(Слайд 23) “Наше отделение, - пишет М.А. Бестужев, - было самое маленькое, а в нем все-таки затискивались 8 человек… Я теперь припоминаю, что это был какой-то бестолковый сон, кошмар… Постоянный грохот цепей, топот снующих взад и вперед существ, споры. Прения, рассказы о заключении… одним словом, кипучий водоворот, клокочущий неумолимо и мечущий брызгами жизни”.
Если условия заключения были здесь не легче нерченских, то работа была менее тяжелой. Декабристы строили фундамент нового здания острога, рыли ров для частокола, подымали дорогу по главной улице, заваливали глубокий овраг. Когда же начинались сильные морозы, каторжане должны были молотить ржаную муку на ручных жерновах по норме, или, как тогда говорили, “на урок”, по два пуда в день…
… Работая или выходя на прогулку, читая, споря или просто беседуя, заключенные в течении трех лет постоянно носили на себе кандалы. Наконец, 1 августа 1829 года из Петербурга поступил приказ снять оковы.
А через год, в августе 1830 года, декабристы по указанию царя были переведены в еще более пустынную местность, находящуюся в шестистах верстах от Читы… в Петровск (Слайд 24). Здесь их ждала новая тюрьма, построенная по указанию царя без окон. Все помещение было разделено на небольшие комнаты, свет и воздух в которые могли проникать лишь из общего коридора. “В Чите нам было жутко, - пишет М.А. Бестужев, - мы жили там, как селедки в бочонке, но все-таки по-человечески. Здесь нас обрекали. Как скотов, жить в мрачных стойлах”.
(Слайд 25) Хлопоты родных в Петербурге привели к тому, что в каждой комнате было прорублено некое подобие окна, (Слайд 26) в которое проникало света ровно столько, чтобы можно было различить предметы. В этих полутемных казармах многие осужденные пробыли еще 10 лет” [15].
Жены декабристов
(Слайд 27) Осенью-зимой 1826-27 гг. в Сибирь поехали жены декабристов: Е.И. Трубецкая, М.Н. Волконская, А.Г. Муравьева.
“…слава и краса вашего пола, слава страны вас произрастившей, слава мужей, удостоившихся такой безграничной любви и такой преданности таких чудных, идеальных жен! Вы стали поистине образцом самоотвержения, мужества. Твердости при вашей юности. Нежности и слабости вашего пола. Да будут незабвенны имена ваши!” - писал декабрист А.П. Беляев” [16].
Героический подвиг русских женщин был не только подвигом любви – это был своеобразный бунт против заговора молчания, это была во многом сознательная акция против властей.
Тысячи таежных верст, стужа, метели, невыносимая тряска и скудная еда – ничто не остановило этих женщин. Казалось, преграды только усиливали их желание соединиться с мужьями, разделить с ними полную горечи чашу отчаяния (Слайды 28).
(Слайд 29) …
Пред ним расступались, молчанье храня,
Рабочие люди и стража…
И вот он увидел, увидел меня!
И руки простер ко мне: “Маша!”
И стал, обессиленный словно, вдали…
Два ссыльных его поддержали.
По бледным щекам его слезы текли.
Простертые руки дрожали…
Душе моей милого голоса звук
Мгновенно послал обновленье,
Отраду, надежду, забвение мук.
Отцовской угрозы забвенье!
И с криком: “Иду!” я бежала бегом,
Рванув неожиданно руку,
По узкой доске над зияющим рвом,
Навстречу призывному звуку…[17]
Анненковы (Слайды 30 - 31) (Приложение 4).
Заключение
(Слайд 32) В 1840 году декабристов стали переводить на поселение. В разных небольших городах Сибири они прожили еще 16 лет, до cмepти Николая I.
Однако не все дождались возвращения на родину. Многие погибли в тюрьмах, умерли на поселении.
Да! чаша житейская желчи полна;
Но выпил же эту я чашу до дна, -
И вот опьянелой, больной головою
Клонюсь и клонюсь к гробовому покою.
Узнал я изгнанье, узнал я тюрьму,
Узнал слепоты нерассветную тьму
И совести грозной узнал укоризны,
И жаль мне невольницы – милой отчизны…
Вильгельм Кюхельбекер [19].
Источники
1. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 335 - 336 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 54 - 55).
2. Декабристы и Сибирь стр. 62.
3. Там же, стр. 67.
4. Думин С., Сорокин В. Восстание декабристов. Пакет-комплект документов “История” стр. 72.
5. Декабристы и Сибирь стр. 19.
6. Там же, стр. 20.
7. Там же, стр. 21.
8. Там же, стр. 22.
9. Там же, стр. 23.
10. Там же, стр. 64.
11. Там же, стр. 65.
12. Марич М. Северное сияние: Исторический роман. – М., 1961., с. 425 – 427 (Из хрестоматии для учителя “История Отечества в литературе” стр. 55 - 57).
13. Андрей Чернов. Поминовение – Огонек (дата приблизительно 1988-92) – стр. 22-23.
14. Там же, стр. 25.
15. Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР XIX век. Пособие для учащихся средней школы. – М., 1989, с. 32 - 34.
16. Декабристы и Сибирь стр. 74.
17. Шестаков А.В. История Отечества в литературе. XIX век. Хрестоматия для учителя. – М., 1991. – с.63.
18. Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду… Журнал “Работница”, с.14-16.
19. Декабристы и Сибирь стр. 174.
Литература
- Антонов В.С. Книга для чтения по истории СССР, XIX в.: Пособие для учащихся сред. шк. / В.С. Антонов, М.Б. Огнянов, Н.И. Пирумова. – 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1989. – 239 с.
- Быченкова Л. Я последую за тобой повсюду. - Журнал “Работница”, предположительно 1987-1989.
- Думин С.В., Сорокин В.С. Восстание декабристов: Пакет-комплект документальных материалов. М.: Бюро Денди, 1993. – 1996 с.
- История Отечества в литературе, XIX в.: Хрестоматия для учителя / Сост. А.В. Шестаков. – М.: Просвещение, 1991. – 240 с.
- Сергеев М.Д, Гончарова Н.Н., Серебряков А.Ф. Декабристы и Сибирь: Альбом / Сост. М.Д. Сергеев, Н.Н. Гончарова, А.Ф. Серебряков. – М.: Советская Россия, 1988. – 263 с.
- Чернов А. Поминовение. – Огонек, предположительно 1988-1992.
Сборник содержит набор инструкций и заданий, позволяющих организовать самостоятельную работу учащихся с материалом учебника и источниками на уроках истории и обществознания. Материалы сборника можно использовать для работы на разных ступенях обучения....
18 03 2024 6:37:44
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
17 03 2024 15:16:34
Предлагаю вариант урока итогового повторения в 8-м классе с целью обобщить и систематизировать знания учащихся, подвести итоги изучения истории России XIX века. ...
16 03 2024 6:44:24
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
15 03 2024 13:14:41
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
14 03 2024 20:47:32
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
13 03 2024 6:15:21
Представлен материал о кризисе в XIV–XV веках европейского средневекового общества. Учащиеся знакомятся с причинами, ходом, результатами крестьянских восстаний в период Столетней войны....
12 03 2024 17:55:52
Цель урока: подготовка к итоговому зачету по курсу "История Древнего мира"; повторить основные этапы политического, экономического и культурного развития первых государств; систематизировать знания учащихся по курсу; научить отделять главное от второстепенного....
11 03 2024 0:15:46
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
10 03 2024 7:17:45
Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....
09 03 2024 1:39:44
В жизни всегда приходится выбирать между плохим поступком и хорошим, и сделать свой выбор подчас трудно, особенно когда речь идёт о собственной судьбе. Но ещё труднее сделать выбор, когда речь идёт о судьбе целого государства. На занятии рассматривается алгоритм избирательного процесса, правила выдвижения кандидатов, а также разбираются стратегии избирательной кампании, избирательные технологии. ...
08 03 2024 17:24:45
Статья посвящена использованию игровых процессов в обучении истории. Игра на уроке истории – активная форма учебного занятия, в ходе которой моделируется определённая ситуация прошлого или настоящего. ...
07 03 2024 11:27:48
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
06 03 2024 0:52:26
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
05 03 2024 22:13:36
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
04 03 2024 1:48:59
Задача современного образования – научить молодое поколение адаптироваться в сложной и многогранной жизни. Формирование единого образовательного прострaнcтва для молодежи – это веление сегодняшнего дня. При проведении занятий очень важно своевременно определить и почувствовать интерес учеников к изучаемой учебной проблеме, а затем создать необходимую творческую атмосферу для возникновения у них желания более глубокого дополнительного изучения учебного материала во внеурочное время....
03 03 2024 14:34:31
В основе урока лежит использование технологии развития анализа личностных качеств исторических личностей, методические приемы которой способствуют развитию познавательного интереса учащихся и максимальному усвоению учебного материала. В результате совместной деятельности учителя и учащихся на уроке раскрываются личностные качества Александра Невского как исторического символа России....
02 03 2024 22:24:42
К сожалению, нынешнее поколение учащихся очень плохо знают историю Великой Отечественной войны, в школьной программе по истории мало часов отводится на изучение этой темы. Данное мероприятие не только восполнит пробелы в знаниях учащихся, но и позволит посмотреть на тяжелое военное время глазами их сверстников, которым досталось тяжелая доля - пережить военное лихолетье....
01 03 2024 12:28:13
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности....
29 02 2024 18:57:43
Цель современного образования — помочь детям научиться учиться. Ученик должен уметь работать с информацией, добывать знания, должна быть сформирована информационная культура, культура самоорганизации. Развивающее обучение соответствует этой цели. Урок поможет познакомить учащихся с древнегреческим театром, его возникновением и развитием; развивать умение сравнивать явления прошлого и настоящего, анализировать их, выявлять устойчивые причинно-следственные связи. ...
28 02 2024 11:48:35
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
27 02 2024 7:18:42
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
26 02 2024 23:31:12
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
25 02 2024 18:41:55
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
24 02 2024 14:57:12
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
23 02 2024 22:30:10
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
22 02 2024 3:28:14
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
21 02 2024 1:38:44
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся. ...
20 02 2024 22:49:33
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
19 02 2024 0:15:53
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
18 02 2024 5:59:14
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
17 02 2024 12:33:30
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
16 02 2024 11:37:25
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
15 02 2024 19:45:37
Сценарий учебного занятия по всеобщей истории в 11-м профильном классе разработан с использованием технологии развития критического мышления. Ученики изучают историю вопроса, анализируют содержание документов о глобализации, составляют кластер по документу №1 с учётом знаний, полученных в результате работы над опережающим заданием, и отвечают на вопросы по документу № 2. ...
14 02 2024 5:35:38
Данное мероприятие проводилось для учащихся 8–10-х классов в канун 70-летия Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг. и посвящалось женщинам-участникам войны и труженицам тыла. При проведении использовался краеведческий материал....
13 02 2024 3:50:55
Внеклассное мероприятие содержит познавательный исторический материал.Учащиеся учатся применять комбинированные знания в области математики и краеведения. Мероприятие проводится для повышения интереса учащихся к учёбе. Решая задачи по математике, дети погружаются в историю блокадного Ленинграда, а сухие цифры и задачи приобретают живое звучание. Задания представлены разного уровня, преподносятся кратко и доступно....
12 02 2024 1:44:12
Урок по истории средних веков для 6-го класса. Это урок усвоения новых знаний. Изучение нового содержит не только изложение материала учителем, но и активную деятельность самих учащихся. Они получают знания в результате чтения учебника, анализа иллюстраций и сообщений учащихся. Цель урока – дать хаpaктеристику феодальному обществу Западной Европы X–XIII вв.; провести сравнительный анализ социального развития общества на Руси и в странах Западной Европы в X–XIII вв....
11 02 2024 19:39:22
Вклад казачества в историю России неимоверно велик. Многие исторические факты описаны в этом сценарии....
10 02 2024 17:55:39
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
09 02 2024 21:39:18
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
08 02 2024 23:10:59
Цели урока – охаpaктеризовать молодёжь как социально-демографическую группу; выявить функции молодёжи в современном обществе; подвести к пониманию огромных возможностей современной молодёжи в достижении и реализации социального статуса; рассмотреть молодёжную субкультуру, её значение в современном мире....
07 02 2024 12:26:25
Урок посвящен изучению темы «Формирование индустриальной цивилизации», особенностям её культурного развития. Формирует умения и навыки самостоятельного изучения нового материала с помощью учебной, воспомогательной литературы и иных дидактических материалов. Развивает монологическую речь, умение быстро и сжато конспектировать изученный материал....
06 02 2024 15:45:36
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года. ...
05 02 2024 1:30:56
Урок с элементами дискуссии с учащимися: об индустриализации, коллективизации, культурных преобразованиях, о том, как все это происходило, то есть о плане построения социализма в нашей стране. Для того чтобы совместно ответить на проблемный вопрос: "Действительно ли мы - страна победившего социализма?". Жизнь складывается из противоречий. Иногда они оказывают большое влияние на ход истории, на жизнь общества, на жизнь отдельного человека. ...
04 02 2024 2:42:24
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
03 02 2024 15:26:13
Занятие-пpaктикум формирует представления о материальной культуре кубанского казачества, знакомит с особенностями традиционного костюма. В ходе занятия формируется вкус учащихся, расширяются эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве; развиваются умения, связанные с приемами декоративной работы, в группе....
02 02 2024 5:42:48
Эта тема о великом из великих полководцев человечества. Созидателе и разрушителе, правителе и воине. Человеке, который обладал огромным авторитетом. Он находился в походе, а по его приказу строился Самарканд как столица. Восстановление Великого шелкового пути означало конец военных походов, развитие торговли и дальнейшее проникновение культур Запада и Востока....
01 02 2024 21:23:38
Устанавливаются причины, хаpaктер, описывается ход Отечественной войны 1812 года, выясняется, в чем заключается народный хаpaктер войны. Учащиеся работают с документами, с картой, учатся определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, анализировать и обобщать материал....
31 01 2024 14:28:54
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
30 01 2024 16:30:57
Внеклассное мероприятие по обществознанию по курсу 8–9-х классов. Можно использовать как итоговое занятие. Урок помогает ознакомиться с основами российского законодательства; проанализировать типичные правонарушения среди несовершеннолетних; выяснить причину этих правонарушений и указать причину этих правонарушений; указать способы поведения в критических ситуациях....
29 01 2024 13:22:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::