Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.
Форма урока: урок-исследование.
Тип урока: усвоение новых знаний.
Цель урока: познакомить учащихся с творчеством русских художников первой половины XIX в.
Задачи:
образовательная - в ходе урока сформировать представление о различных направлениях в живописи, выделить выдающиеся достижения связанные с утверждением новых форм, жанров, тематики, показать идеи гражданственности выраженные в творчестве живописцев данного периода;
развивающая - продолжать развивать умения и навыки делать самостоятельные выводы, высказывать собственную точку зрения;
воспитательная - воспитывать умение работать комaндой, воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного, прививать интерес к отечественной истории и ее самобытной культуре.
Оборудование:
технические средства: проектор, экран, компьютер;
раздаточный материал: инструктивные карточки, репродукции картин художников.
Примечание: презентация, стихи, раздаточный материал в Приложениях 1, 2, 3.
Технологическая карта урока
Дидактические этапы урок | Последовательность раскрытия материала (информационная часть) |
I. Организация.
II. Вводное слово учителя (муз. сопровождение)
Опережающее задание (проблемный вопрос)
Слово учителя
III. Основная часть. Самостоятельно-исследовательская работа в группах.
Представление исследовательской работы групп. Дополнение и подтверждение выводов учителем. ( на экране репродукции картин, муз сопровождение, стихотворное сопровождение)
IV. Обобщение, выводы.
V. Подведение итогов. Учитель (муз. сопровождение)
Домашнее задание |
Тема, цель, задачи, деление
учащихся на 4 группы, обращается внимание на
эпиграф, который отражает основное содержание
урока. В мире много удивительного и прекрасного. Оно волнует нас, заставляя восхищаться, преклоняться, торжествовать. Что же это за сила такая? Это волшебная сила – искусство. Настоящие произведения искусства обладают удивительной способностью не стареть и через сотни лет действовать на душу и воображение человека так же сильно, как это было в дни их появления, а иногда еще глубже, еще сильнее. Как мысли, чувства, вопросы и проблемы волновавшие русское общество, отразились в живописи первой половины XIX в? Первая половина XIX в – период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений. Это период складывания русской нации, которая получила свое завершение. Это время культурного и духовного подъема, расцвета и утверждения новых направлений в культуре – как постепенный переход к реализму. Не случайно период первой половины XIX в называют Золотым веком русской культуры. Работа по заданиям инструктивных карточек и по предложенным репродукциям картин художников. Учащиеся группы представляют картину. Делают выводы
Устное представление учениками каждой группы исследовательского материала:
Возвращаемся к проблемному заданию. Учащиеся делают вывод по вопросу: Проявляются ли проблемы общества и государства первой половины XIX в. в современной России? Оценки учащимся Доступно краскам все – и мудрости заветы, Подготовить сообщения о жизни композиторов: М.И. Глинки, А.А. Алябьева, А.С. Даргомыжского. |
Ход урока
Эпиграф:
Художник – чувствилище своей страны,
своего народа, ухо, око и сердце его, он
глас своей эпохи. М.Горький.
Организационная часть.
Раскрываются цели, задачи, класс делится на группы.
Звучит музыка и учитель начинает:
В мире много удивительного и прекрасного. Оно волнует нас, заставляя восхищаться, преклоняться, торжествовать. Что же это за сила такая? Это волшебная сила – искусство. Настоящие произведения искусства обладают удивительной способностью не стареть и через сотни лет действовать на душу и воображение человека так же сильно, как это было в дни их появления, а иногда еще глубже, еще сильнее.
Тема урока: “Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.”. Эпиграфом к уроку будут слова писателя М.Горького:
Художник – чувствилище своей страны, своего народа, ухо, око и сердце его, он глас своей эпохи. Эпиграф отображает основное содержание урока. Рассматривая тему, мы должны выяснить в конце урока и сделать выводы по проблеме, о том как мысли, чувства, вопросы и проблемы волновавшие русское общество, отразились в живописи первой половины XIX в?
В каких же исторических условиях развивалась культура этого периода?
Первая половина XIX в – период разложения феодализма и роста новых капиталистических отношений. Это период складывания русской нации, которая получила свое завершение. Это время культурного и духовного подъема, расцвета и утверждения новых направлений в культуре – как постепенный переход к реализму. Не случайно период первой половины XIX в называют Золотым веком русской культуры.
Давайте соприкоснемся к этому удивительному и прекрасному, что создано талантом человека.
Активизация деятельности учащихся
Инструктивные карточки, репродукции картин на столе. В тетрадь записывать 1) фамилии художников, 2) название картин, 3) вскрытые проблемы общества. 4) выводы по проблемному заданию.
Основная часть урока
Группы начинают работать по инструктивным карточкам. Готовят выступления, выводы.
По окончании работы группы поочередно представляют свою исследовательскую работу. Учитель дополняет или подтверждает выводы.
Дополнения учителя
1 группа: П.А.Федотов первооткрыватель бытового жанра, ввел в русскую живопись жизнь людей среднего класса – мелких чиновников, обедневшее дворянство, поднимающееся купечество, офицеров провинциальных гарнизонов. В картине “Свежий кавалер” художник выразил свою ненависть к самовлюбленному, напыщенному чиновнику, который не в состоянии осознать свое ничтожество. Упование собой продолжается. Картина носит комедийно-сатирический хаpaктер.
Такой же хаpaктер носит и еще одна картина “Сватовство майора”, отражающая типичное для того времени явление- взаимовыгодную сделку между разорившимся дворянином и располагающим капиталом дочерью купца.
Обладая способностью к стихосложению, П.А.Федотов нередко сопровождал свои картины стихотворными пояснениями. К этой картине он написал поэму.
Чтения стихотворения.
За эту картину Академия художеств присудила живописцу звание академика.
2 группа: А.Г.Венецианов является основоположником бытового крестьянского жанра в русской живописи. Его картины изображают крестьянскую жизнь. Но изображает художник ее уходя от правды. Не раскрывая тяжести крестьянского труда. Все творчество исполнено верой в красоту и величие русского крестьянина.
Их разве слепой не заметит,
А зрячий о них говорит
Пройдет – словно солнцем осветит
Посмотрит - рублем подарит.
Его картины утверждают человеческое достоинство, высокие душевные качества русского крестьянина. Они исполнены большой, спокойной, может быть, дремлющей внутренней силой.
3 группа: Картина реалистично говорит о переживаниях и поведении людей в трудные, более того, трагические минуты в экстремальной ситуации. Картина утверждает, что в пору катастрофы, кризиса, бедствий люди остаются людьми, проявляя лучшие свои качества – преданность, благородство, самопожертвование. Люди противостоят темным силам. Каждый здесь спасает не себя – другого.
Не таким ли проявлял себя русский народ в годины испытаний. Но есть у картины еще один смысл. Его поняли единицы. А поняв, смолчали. Об этом долго размышлял Герцен, - Почему русского художника вдохновил этот факт?, - спрашивал он себя. И отвечал: “Это события Петербурга”.
Картина задумана в 1828 г., а 3 года назад…. Расстрел на Сенатской площади декабристов.
Звучит музыка. Дикая, неразумная, губящая людей сила, замучила лучших русских, пожелавших завоевать свободу. И в бессмысленной жестокости стихии зрители видели переданный иносказательно образ жестокого деспотизма. Видя картину, А.С.Пушкин посветил ей стихотворение.
4 группа: Творческое наследие А.А.Иванова огромно. Это картины, эскизы, этюды, рисунки. Но для широкого круга зрителей Иванов остается автором картины “Явление Христа народу”. Картина написана на евангельский сюжет, но еще в процессе работы он предупреждал, что пишет картину не религиозную, а историческую.
В картине звучит тема обновления, возрождения человеческой личности. Перед людьми открываются неизведанные горизонты, духовные перевороты в эпоху исторических переломов. Картина олицетворяет веру человека и надежду в хорошее, светлое и счастливое будущее.
Заключение, обобщение, подведение итогов.
Итак, мы с вами познакомились с творчеством великих русских художников. Каковы ваши выводы по проблемному вопросу, поставленному в начале урока.
Ответы учащихся.
Вопрос: Проявляются ли проблемы общества и государства первой половины XIX в. в современной России?
Ответы учащихся.
Сегодня на уроке мы увидели как художники своими средствами отразили эпоху. Через краски и художественные образы они воздействовали на умы и души людей.
Оценки, домашнее задание.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Структура урока показывает изучение нового материала с ЭОР (электронных образовательных ресурсов). Выясняет условия, которые привели к возникновению средневековых городов. Формирует представление у учащихся о средневековом городе, о жизни и быте горожан. Воспитывает интерес к истории; уважение к труду и людям труда; чувство взаимного уважения, сотрудничества и толерантности....
18 03 2024 17:20:55
Глубокие изменения в европейском обществе шли рука об руку с переменами во взглядах и представлениях людей. Философы, а затем и социологи выдвинули ряд теорий, давших новый взгляд на процессы и явления общественной жизни. В данной статье мы остановимся на некоторых направлениях развития социологии в Новое время. ...
17 03 2024 3:56:22
Урок повторения. Вопросы – разноуровневые, предназначены для проверки знаний учащихся в форме ЕГЭ в трёх частях – А, В и С. Задания для учащихся даны в большем количестве, чем можно использовать на одном уроке. Учитель сам определяет, какие вопросы соответствуют уровню подготовки учащихся конкретного класса и пройденному материалу и готовит проверочную работу по данной теме. В конце статьи приведён список использованной литературы....
16 03 2024 8:30:20
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
15 03 2024 3:38:15
Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования....
14 03 2024 20:31:10
Предлагаю разработку урока по правовому образованию в профильном социально-правовом классе. Урок является первым по счету в теме "Правотворчество и правореализация". ...
13 03 2024 18:55:21
Цели урока: знакомство с историей возникновения письменности и алфавита Древней Руси; расширить представление обучающихся о школе в Древнерусском государстве....
12 03 2024 8:34:29
Учитывая возрастные особенности, включены игровые моменты, необычное приветствие на греческом языке. Урок содержит красочный и интересный материал об устройстве спартанского общества, о жизни и быте спартанцев. На уроке использовались различные методы и приемы. Применялись индивидуальные, групповые, коллективные формы работы....
11 03 2024 10:24:22
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
10 03 2024 22:26:15
Урок расширяет знания учащихся по истории политических репрессий в СССР на основе краеведческого материала. Показывает пагубность тоталитарных режимов, культа личности. Содействовует пробуждению у учащихся чувства сострадания к невинно осужденным, а также неприятию тоталитарных методов руководства. ...
09 03 2024 3:45:53
Данный урок истории ставит своей задачей закрепление полученных знаний; формулирование понятия «цивилизация»; выделение основных признаков и этапов цивилизации. ...
08 03 2024 15:54:55
Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....
07 03 2024 18:56:22
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
06 03 2024 5:34:56
В данной статье представлена система активных форм обучения на уроках истории. Исходя из опыта работы, выделяются принципы, при соблюдении которых групповая пpaктическая работа на уроке будет по-настоящему эффективной. Предлагается алгоритм планирования индивидуальной пpaктической работы как формы урока и методика использования активных форм обучения при подготовке к ЕГЭ. В приложениях к статье даны разработки занятий и учебных материалов....
05 03 2024 12:59:45
В основу статьи положен местный краеведческий материал, воспоминания жителей об истории своего поселка. Подчас достаточно сложно разобраться в сложных исторических фактах и событиях. Уроки и внеклассные мероприятия призваны помочь школьникам осмыслить как положительное, так и отрицательное в событиях отечественной истории. Представленный в статье материал – результат большой поисковой работы....
04 03 2024 0:53:52
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
03 03 2024 4:48:42
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
02 03 2024 13:24:15
Урок раскрывает роль тыла как одного из факторов победы советского народа над фашистской Германией. Учащиеся получают представление о том, какое участие принимала БАССР в Великой Отечественной войне. В ходе лабораторной работы с источниками учащиеся знакомятся с развитием промышленности и сельского хозяйства Башкирии в годы войны....
01 03 2024 16:23:13
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
29 02 2024 12:47:16
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
28 02 2024 7:16:30
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
27 02 2024 9:51:36
Государство Бохай просуществовало более 200 лет и оставило заметный след в истории Дальнего Востока. Использование на уроке фрагментов рабочей тетради поможет сделать занятие интересным и увлекательным. Учащиеся узнают о занятиях бохайцев, о развитии образования, литературы, отправятся вместе с посольством Бохая к далёким берегам Японии. ...
26 02 2024 11:18:16
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
25 02 2024 18:19:42
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
24 02 2024 4:16:59
Урок-турнир относится к нетрадиционной форме урока. Он позволяет в игровой форме закрепить и обобщить знания учащихся, полученные в курсе истории Отечества 6-го класса. Разнообразие форм работы позволяет учителю развивать интерес к предмету, формировать личностную оценку и отношение к историческим событиям. Театрализованные фрагменты наполнят эпоху живыми красками и чувствами....
23 02 2024 10:28:44
Тип урока: урок-исследование. Ообщаются и систематизируются знания по разделу “Россия в эпоху петровских преобразований; формируются навыки самостоятельного мышления, критическое восприятие основных интерпретаций эпохи Петра I и его преобразований, ведется сравнительный анализ источников....
22 02 2024 14:15:27
Ознакомление воспитанников с биографией Героя России Андрея Туркина. Воспитание патриотизма, чувства долга, преданности и любви к Родине. Расширение знаний о защитниках Отечества, не пожалевших собственной жизни ради безопасности сограждан....
21 02 2024 4:39:55
Цель: расширение знаний о традиционном хозяйстве, культуре, некоторых традициях и обычаях коренных жителей ХМАО–Югра – ханты и манси....
20 02 2024 23:31:21
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
19 02 2024 14:46:17
Образовательная цель урока - формирование у учащихся представлений об условиях усиления католической церкви и причинах появления ересей. Урок включает поиск ответов на проблемные задания, работу с текстом учебника, работу в группах, сообщения учащихся на уроке, работу в тетрадях, самостоятельные выводы учащихся, высокую активность и интерес учащихся на уроке....
18 02 2024 13:30:11
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
17 02 2024 13:19:14
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др. ...
16 02 2024 8:42:57
На уроке формируются представления учащихся о том, что между поколениями существует тесная связь, дети учатся понимать объективность общественного прогресса, узнают терминологию. Урок способствует развитию устной и письменной речи, творческих способностей учащихся, навыков анализа, общения, доказательства, самоанализа, а также воспитывает у учащихся уважение к людям разного возраста, стремление к самопознанию и саморазвитию....
15 02 2024 4:34:25
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 02 2024 20:18:30
Цель урока: приобретение новых знаний и формирование навыков самостоятельной познавательной деятельности под руководством учителя в ходе работы с источниками....
13 02 2024 18:22:57
Урок формирует представление о Европе и Востоке на основе фактов, причин, целей и итогов Крестовых походов. Учащиеся анализируют изменение образа жизни европейской и мусульманской цивилизаций при влиянии церквей, устанавливают причины, следствия и значение....
12 02 2024 3:22:45
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...
11 02 2024 17:31:45
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
10 02 2024 22:46:25
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
09 02 2024 15:19:11
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
08 02 2024 0:15:24
Урок-пpaктикум, повторительно-обобщающий по теме "ВОВ". Выбранная система модульной технологии обусловлена ее направленностью: дифференцированный подход, формирование у учеников навыков самообразования, пошаговое решение ребятами поставленных учебных заданий. Задания подобраны в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта общего образования области "Обществознание"....
07 02 2024 21:14:56
В статье отражены причины, цели индустриализации, проводимой в СССР в годы первых пятилеток, итоги первых пятилетних планов. Материал подходит для использования на уроках истории в 9-х классах....
06 02 2024 16:47:41
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
05 02 2024 1:35:37
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
04 02 2024 3:57:31
Занятие элективного курса для 9-го класса знакомит учащихся с гербами Амурской области, Магдагачинского района, посёлка Ушумун....
03 02 2024 4:49:34
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
02 02 2024 6:51:33
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
01 02 2024 15:57:53
Материал содержит пояснительную записку и учебно-тематический план курса по выбору для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ «Вспомогательные исторические дисциплины». В учебно-тематическом плане предлагается изучение одиннадцати разделов: исторические источники, палеография, нумизматика, сфрагистика, геральдика, хронология, историческая ономастика, метрология, генеалогия, система социального этикета. Для проведения занятий по курсу автором разработаны научно-методические материалы к каждому занятию....
31 01 2024 22:26:30
Урок изучения нового материала с использованием активных форм работы. Элементы ролевой игры помогают активизировать познавательную деятельность учащихся. Одна из главных задач урока — способствовать нравственному воспитанию. ...
30 01 2024 8:33:12
Урок разработан в соответствии с технологией развития критического мышления в форме дебатов. Данная тема и выбранная форма способствует формированию у учащихся умений критически мыслить, отстаивать собственную точку зрения, работать в группе, а также воспитывать патриотизм, чувство ответственности, толерантность. Во время дебатов комaнды высказывают аргументы, подтверждающие или опровергающие заявленную тему, которая формулируется в виде тезиса. Комaнды состоят из трёх человек. Одна комaнда защищает тему игры, другая – опровергает эту тему. ...
29 01 2024 9:19:57
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::