Интегрированный урок истории и литературы «Пореформенная Россия XIX века и поэма Н.А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"»
Цели урока:
образовательные:
- Дать хаpaктеристику пореформенной России 19 в., выяснить причины неудач крестьянской реформы и закономерность развития революционных настроений в обществе.
- Выяснить, как раскрывается хаpaктер эпохи в поэме Н. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо”; выразить в историко-философском аспекте позицию автора: счастье – в служении народу.
- Показать на примере поэмы Некрасова “отношения искусства и действительности”.
развивающие:
- Совершенствование умения видеть в художественном произведении воплощённую эпоху, определять через художественное своеобразие поэмы философские открытия автора.
- Развитие художественного и логического мышления в работе с поэтическим текстом и историческими первоисточниками.
воспитательные:
- Создать необходимый эмоциональный настрой, помочь ученикам почувствовать социальную трагедию крестьянства. Раскрыть актуальность поэмы, обозначив связь эпохи Некрасова и сегодняшнего времени (русское общество в переломный момент истории).
Тип урока: интегрированный урок-семинар литературы и истории
Принципы: наглядности, доступности, прочности, системности, научности
Методы: наглядно-иллюстративный, проблемный, частичнопоисковый
Виды учебной деятельности: аналитическая работа с текстом, сообщения на основе опережающего домашн. задания, проблемный диалог.
Технологии: проблемное обучение, технология сотрудничества (работа в поисковых группах), ИКТ (опережающие задания на основе презентаций)
Межпредметная область: история, литература, обществознание
Эпиграфы (цитаты) урока:
Наша жизнь во всех её фазах – неисчерпаемый источник для наблюдателя и живописца. Н. Некрасов
Это будет эпопея современной крестьянской жизни. Н. Некрасов
В художественном произведении нет ничего произвольного и случайного, но всё необходимо вытекает из его идей. В. Белинский. Искусство относится к жизни, как вино к винограду, - сказал один из мыслителей, и он был совершенно прав, указывая этим на то, что искусство берёт свой материал из жизни, но даёт сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала ещё не содержится. Л. Выготский
Вступительное слово учителя:
Некрасов задумал “Кому на Руси жить хорошо” вскоре после реформы 1861 года, в результате которой были фактически ограблены миллионы крестьян. В это тяжкое время, не теряя надежды на лучшее будущее, поэт занялся всесторонним художественным исследованием народной жизни. Автор стремился к достоверности – уж очень много реальных фактов нашло отражение в поэме.
Наша задача – выяснить принципы изображения поэтом действительности, ведь жизненный материал подвергается творческому переосмыслению, в основе которого убеждения, мировоззрение писателя. Нас будет интересовать творческий процесс художника – от источника, эмпирического факта и события к художественному образу и сюжету.
Некрасов говорил о поэме как об эпопее. Словарь: э. - художественное произведение, изображающее с максимальной степенью
- полноты целую эпоху в жизни народа. События эпохи имеют общенациональное и общечеловеческое значение. В основе поэмы
- эпопеи – народное миросозерцание. Эпопейный мир отдалён от автора и с виду независим от него. Строящий этот мир поэт оставлен как бы за кулисами. Здесь лирическое начало равноправно соседствует с эпическим, автор-повествователь как бы отделяется от странников-правдоискателей, обретает большую активность, даёт читателю возможность узнать и увидеть то, что осталось за пределами наблюдений и понимания мужиков. Ощущая свою поэтическую деятельность как форму участия в освободительной борьбе, Некрасов в последних главах усиливает лирическое начало.
Первая учебная ситуация. “Пореформенная Россия 19 в.” Сообщение ученика на основе презентации.
Вторая учебная ситуация Черты эпохи в поэме и способы их художественного воплощения. Заполнение таблицы (поисково-аналитическая работа с текстом с опорой на вопросы семинара).
- Какие проблемы, широко обсуждавшиеся в публицистике 1860-х гг., поднял Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо”?
- Как в поэме показаны настроения людей того времени?
- Результаты реформы. Образы “счастливых” крестьян; способы их художественного воплощения
- Как в поэме раскрывается понятие “счастье”? Идея произведения как выражение авторского понимания счастья.
История | Литература | Вывод | |||
Черты эпохи | Источники | Эпизод поэмы | Цитата | Художественые особенности и их роль в тексте | |
Массовые крестьянские бунты. Пробуждение народного сознания. | Все включились в обсуждение
Манифеста. Сходки кипели по большим сёлам. Шумели
до хрипоты, разъясняя друг другу новую жизнь.
Дискуссии в дворянстве. На объявление Манифеста
19 февраля 1861 г. крестьянство ответило небывалым
по силе и массовости взрывом возмущений: в 1861
году бунтами было охвачено около двух тысяч
имений. В целом же на протяжении 1861-65 гг.
крестьянским движением было охвачено 45 губерний,
т.е. 96% всей Европейской России, на которую
распространялось действие Манифеста. Причина
недовольства заключалась в тяжёлом положении
народа, оставшегося после реформы разорённым. Правительству удалось подавить народные бунты, но крестьянская масса еще долго не успокаивалась. |
Пролог Диалог с помещиком |
...заспорили, кому живётся весело,
вольготно на Руси... одним концом по барину, другим по мужику Должно быть, взбутовалося В избытке благодарности Селенье где-нибудь... |
Сказочный зачин язык Пролога Образ и мотив дороги Приём путешествия как способ охватить всю Русь (эпопея народной жизни) |
Общество выходит из спячки. Двинувшиеся в путь некрасовские странники не традиционные странники-богомольцы. С подлинно мужицким стремлением докопаться до истины, до корня, до правды они отправляются в путь, бесконечно варьируя, углубляя и повторяя один вопрос: кто счастлив на Руси? Они – символ всей “тронувшейся с места, ждущей перемен пореформенной народной Руси. Спорят мужики - спорит Русь”. |
Разорение крестьянства | История жизни Якима Нагого очень
проста и трагична. Он когда-то жил в Питере, но
разорился, попал в тюрьму. После этого
возвратился в деревню, на свою родину, и принялся
за нечеловечески тяжёлую работу. Гл. “Счастливые”: вот они, результаты реформы. |
Невесело Глядеть, как изменилося Лицо твоё, несчастная Родная сторона! (“Помещик”) |
Портрет героя, речевая хаpaктеристика Весенний пейзаж глазами крестьян: образ земли, лишённый жизни | История Якима – типична для многих крестьян, это трагическая закономерность эпохи общественно-политического кризиса. Сочувствие Некрасова народу. | |
Вырождение помещичьей Руси | “Последыш” | Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные И - разные глаза: Один здоровый светится, А левый - мутный, пасмурный |
Портретная хаpaктеристика Утятина
Карикатурный облик |
Неспособность помещиков управлять страной – приговор Некрасова-демократа действительности. Связь с современностью: нестабильность общества обусловлена во многом ошибками реформ и управления страной. | |
Голод | В 70-е гг. массовый голод становится одной из самых животрепещущих проблем русской жизни. | Песни “Солёная” и “Голодная” (гл. “Пир на весь мир”) |
Связь с современностью: кризис и сегодняшние проблемы людей, живущих за порогом бедности. | ||
Пьянство | В течение всех пореформенных лет в
печати дебатировался вопрос об усиливавшемся
пьянстве крестьян. Это был один из аргументов
крепостников против реформы, которая будто бы
была в этом виновата. Либералы: бедность народная есть следствие пьянства. Рев. демократы: у крестьян нет др. выхода, как затопить свою тоску в вине; пьянство – зло, но для устранения его нужно изменить условия быта низших классов. |
Гл. “Пьяная ночь” | Умны крестьяне русские, Одно нехорошо, Что пьют до одурения... |
Пьянство как “вечная проблема” России и следствие социальных бед. Связь с современностью: трудности решения этого вопроса. | |
Рекрутчина | Гл. “Крестьянка” | Рассказ героини о своей судьбе | Усиление жестокости в армии. Связь с современностью: кризис в обществе вдвойне отражается в армии (случаи дедовщины, гибель солдат по вине офицеров и медработников – примеры из СМИ). Этим отчасти обусловлено нежелание служить в армии. |
||
Русь помещичья | Тоска по прошлой жизни | Гл. “Помещик” |
Встреча с помещиком | Реформы не принесли ожидаемых благ ни для народа, ни для государства. Связь с современностью: опасность половинчатых, непродуманных, популистских реформ. | |
Духовенство | Проблема д. была одной из самых актуальных в нач. 60-х гг. Его бедственное положение вызвало широчайший отклик тогдашней печати. Главным требованием защитников сословия стало назначение жалованья священнику. Дискуссия о духовном его назначении – одна из первых пореформенных дискуссий. | Гл. “Поп” | Какой ценой поповичем Священство покупается, Да лучше помолчим! |
Монолог попа пронизан авторским пониманием проблемы | Духовенство тоже недовольно
реформой и живёт трудно. Среди духовенства было немало честных, образованных людей. Ироничное отношение крестьян к “породе жеребячьей” вызвано кризисом в духовной жизни общества. |
Женская доля | Гл. “Крестьянка | Песни Матрёны Тимофеевны как выражение женской души (фольклорное начало) | Двойное иго: в обществе и в семье. Связь с современностью: сегодня наиболее тяжело кризис сказывается на положении женщины (поиск работы, социальная защищённость, не все законы “работают”) |
||
Польский вопрос. | Отношение императора Николая I к Польше как нельзя лучше хаpaктеризует его речь, произнесенная во время поездки по Польше в 1835 г. и обращенная к депутатам Варшавы: "Я ... объявляю вам, что при малейшем волнении - разгромлю ваш город, уничтожу Варшаву, и уж, конечно, не я выстрою ее снова". | Гл. “Помещик” | Куда ни едешь, попадаются Одни крестьяне пьяные, Акцизные чиновники, Поляки пере6сыльные, Да глупые посредники... |
В пренебрежительно звучащей
реплике помещика... голос русского
помещика-“патриота”, вполне удовлетворённого
расправой с восставшими. Связь с современностью: важность гуманного решения национального вопроса, особенно в период кризиса. |
|
Революционное народничество. Рост революционного сознания. |
Народные заступники: История Ермилы Гирина, Песни Гриши Добросклонова Легенда о двух великих грешниках |
Чахотка и Сибирь. | Песня как выражение народного
сознания как приём типизации, художественного
обобщения. Приём композиционного сопоставления: Яков примерный - Кудеяр |
Кризис не преодолён. Народная нравственность оправдывает гнев против угнетателей и даже насилие над ними: это праведный гнев: счастье народное может быть достигнуто лишь в результате всенародной борьбы за “Непоротую губернию, Непотрошеную волость, Избытково село”. Пробуждение народного достоинства. | |
Общий вывод: | Поэма, задуманная о народе и для народа, становится обличением помещичьей власти. Счастье – в служении народу. Избавить народ от страданий можно только с помощью “силы несокркушимой”. |
Домашнее задание:
Эссе “Моё видение проблемы народного счастья на современном этапе российской истории” (на материале истории и современных социальных проблем).

Урок по пропедевтическому курсу истории в доступной форме рассказывает о событиях истории....
27 05 2023 2:20:52
Урок проводится в 6-м классе на основе привлечения различных исторических источников. Важнейшим источником по истории славян является летопись, составленная в начале XII века монахом Нестором. Его "Повесть временных лет" содержит сведения о событиях и людях за целых три столетия. На уроке используются византийские, арабские источники, содержащие свидетельства о быте, обычаях, нраве славян.
...
26 05 2023 3:53:30
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
25 05 2023 11:54:17
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, для развития критического мышления, самостоятельности. На занятии учащимся предстоит выяснить структуру, организацию, проблемы ЕС, позиции ЕС по отношению к России....
24 05 2023 6:36:44
Цель данного курса - попытаться найти истину в решении проблемы "роль личности в истории" на примере политических деятелей ХХ века. Историю делают личности как с положительными, так и с отрицательными стремлениями. В этом курсе речь пойдет и о тех и о других. Избранные персонажи, их жизнь и деятельность позволяют лучше познать и осмыслить эпоху, полную драматизма и трагизма. Большинство из них были необычайно яркими, талантливыми и одарёнными людьми. Это - неоднозначные фигуры, но точно можно сказать, что отличительной их чертой являлась убеждённость. У каждого было своё видение мира; они отстаивали свои взгляды, боролись за претворение в жизнь своих целей, верили в идеалы.
...
23 05 2023 5:13:36
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
22 05 2023 1:40:49
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
21 05 2023 17:20:53
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
20 05 2023 5:18:40
Предлагаемые познавательные задания предназначены для закрепления учебного материала по российской государственной символике для учащихся. Разнообразный хаpaктер познавательных заданий позволит проверить и закрепить необходимые знания по истории становления и развития символики: понятий, терминов, дат, периодов, событий и фактов, исторических деятелей.
...
19 05 2023 13:19:35
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
18 05 2023 10:23:24
Урок истории в 6-м классе создать условия для освоения знаний учащимися о главных событиях Столетней войны, показывает героическую роль в ней народной героини Жанны д'Арк....
17 05 2023 4:48:23
Учитель формирует у учащихся понимание значимости политических прав и свобод для гражданина и общества. Продолжает воспитание активной гражданской позиции школьников....
16 05 2023 15:17:13
Исторический образ Св. Ге opгия Победоносца - защитника Отечества, являетсявдохновляющей силой для русского искусства любого времени. Ге opгий Победоносец был и остаётся духовной поддержкой и примером для современной молодежи. Для формирования у кадетов компетентностного подхода в патриотическом воспитании очень важен этот образ. На уроке использованы информационные технологии. Выполнено социологическое исследование, дана хаpaктеристика образа Св. Ге opгия в художественной культуре. Исследован краеведческий аспект проблемы....
15 05 2023 8:28:54
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
14 05 2023 13:25:18
Урок помогает обобщить и закрепить знания, полученные при изучении темы; всесторонне рассмотреть и оценить деятельность и личность Н.С. Хрущева, его роль в мировой истории; развивать навыки самостоятельной работы с различными источниками информации, прививать культуру дискуссии, навыки обработки и систематизации материала, аргументации и собственного мнения.
...
13 05 2023 21:25:11
Предлагаемое учебное занятие в 11-м классе посвящено особенностям проведения российских реформ. Предлагаемое занятие должно помочь гимназистам осознать многогранность, сложность и противоречивость событий, связанных с проведением реформ, а также причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой....
12 05 2023 21:38:39
Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....
11 05 2023 23:18:56
За 300 лет своего правления Романовы оставили глубочайший след в истории не только России, но и всего мира. Любопытно, как бы могла развиваться история нашего государства, если бы так, и не суждено было наступить 21 февраля 1613 года, когда боярина Михаила Федоровича Романова, "ближайшего по крови к угасшему царственному роду Рюрика и Владимира Святого", избрали на царство Великим земским собором в Москве....
10 05 2023 5:32:39
Внеклассное мероприятие по избирательному праву формирует активную гражданскую позицию, стимулирует явку на выборы, инициирует домашнее (семейное) обсуждение важности активного голосования с последующим совместным походом на избирательные участки для учащихся, еще не обладающих активным избирательным правом....
09 05 2023 14:12:18
Урок для 7-го класса посвящён главным ценностям: любви, добру, уважению, взаимопониманию, состраданию, которые являются основой нравственности человека, а также роли семьи и государства в их формировании....
08 05 2023 1:15:52
Цель урока: сформировать целостное представление о военно-религиозном движении - Крестовых походах; в процессе объяснения выявить причины, условия, основные этапы и последствия крестоносного движения....
07 05 2023 4:50:22
Целью урока является формирование у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., ее защитниках и их подвигах; способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников, воспитывать любовь и уважение к своему народу, к истории своей страны, бережное отношение к ветеранам....
06 05 2023 0:27:46
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
05 05 2023 12:35:20
Целями урока истории в 9-м классе по теме "Индустриализация в СССР" являются: выявление причин, целей, итогов индустриализации в СССР в 1928–1937 гг; знакомство с источниками накопления и особенностями проведения индустриализации в СССР; выявление истоков трудового героизма советских людей в годы первых пятилеток....
04 05 2023 6:28:41
Урок помогает сформировать у учащихся представление о средневековом городе, его облике, управлении, создать представление о стилях европейской архитектуры в период Средневековья, продолжить формирование у учащихся навыков работы с учебником, картой, иллюстрациями; способствовать развитию логического мышления, устной речи....
03 05 2023 14:47:11
В 5-м классе необходимо вызвать и поддерживать интерес к предмету "История". Поэтому уроки должны сочетать различные формы работы, так как их сменяемость позволяет максимально долго удерживать внимание учащихся и способствует более глубокому усвоению материала. Большой интерес вызывают элементы театрализации....
02 05 2023 4:35:40

Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
01 05 2023 20:34:15
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
30 04 2023 8:32:43
Цель настоящей работы – проверить сформированность метапредметных умений и навыков у учащихся 7-го класса: умение находить информацию в тексте, интерпретировать и структурировать ее, работать со статистическими данными. Все задания работы непосредственно связаны с историческим текстом. Комплексная работа содержит задания по истории, русскому языку и литературе. Также прилагаются критерии, разработанные на основе ФГОС....
29 04 2023 9:58:23
Урок предполагает увлекательное знакомство пятиклассников с историей древнегреческих Олимпийских игр. Учитель не только рассказывает новый материал, но и активно отpaбатывает умения учащихся: пересказывать, ориентироваться в исторической ленте времени, анализировать и отвечать на проблемные вопросы. Урок предполагает активную познавательную работу учащихся, чтобы поддерживать и развивать их интерес к истории....
28 04 2023 17:12:51
Повторительно-обобщающий урок затрагивает самые трудные вопросы темы, обобщает знания, выявляет и ликвидирует пробелы, расширяет знания учащихся о историческом периоде и лице, а также развивать умение говорить, задавать вопросы, полемизировать, работать с источниками. На уроке рассматривается биография Столыпина, основные направления его деятельности. Учащиеся пытаются выявить как положительные, так и отрицательные стороны его реформ....
27 04 2023 22:19:56
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
26 04 2023 0:40:37
Урок истории в 6-м классе посвящен эпохе правления Ивана IV (Грозного)....
25 04 2023 20:21:46
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
24 04 2023 14:52:38
Своими произведениями поэты-декабристы будили общественное сознание, внушали критическое отношение к самодержавию и крепостничеству, распространяли в широких кругах освободительные идеи и настроения. Художественная литература, обогащенная передовым общественно-политическим содержанием, направленная на революционное преобразование жизни, становилась одним из мощных орудий освободительной борьбы против самодержавия....
23 04 2023 7:25:39
От молодого поколения, его умения самостоятельно мыслить, понимать происходящие в мире события, активной гражданской позиции во многом зависит наше настоящее и будущее. Воспитание гражданственности и патриотизма - одно из главных направлений в работе с детьми. Использование краеведения на уроках и во внеурочное время дает возможность глубже познать культурные ценности, лучше узнать свой родной край, развить кругозор. Работа по краеведению помогает воспитывать в учащихся чувство патриотизма и гордости за свой край и свою страну. Данная статья является обобщением опыта учителя истории.
...
22 04 2023 17:11:11
Внеклассное мероприятие для учеников 9–11-х классов, которое может быть приурочено ко Дню Победы, Дню снятия блокады Ленинграда и другим памятным датам, связанным с историей войны. Проводится между комaндами внутри одного класса. Задачи мероприятия: формирование чувства патриотизма, нравственных качеств учащихся....
21 04 2023 21:24:45
Предлагаемая программа факультативного курса "Страницы воинской славы России" разработана на базе основополагающих принципов государственной политики в области образования - формирование подрастающего поколения как истинных патриотов, граждан своей страны, закреплённых в Законе РФ "Об образовании", в Государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 годы"....
20 04 2023 13:18:28
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
19 04 2023 7:14:43
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
18 04 2023 5:23:54
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
17 04 2023 14:47:28

В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
16 04 2023 0:22:37
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
15 04 2023 19:55:59
В процессе изучения нового материала, обсуждения итогов Второй мировой войны,
событий послевоенного периода сформировать представление у учащихся о "холодной
войне". Подчеркнуть причинно-следственную связь между итогами Второй мировой
войны и последующими событиями "холодной войны"....
14 04 2023 15:31:32
Урок изучения нового материала, с применением презентации PowerPoint. Цель урока - изучить причины, ход и итоги Крымской войны, показать, что война оказала значительное влияние на развитие международных отношений, обнажила слабость Российской империи, изменила внутриполитическую ситуацию в стране, дала новый толчок последующей модернизации....
13 04 2023 2:58:14
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
12 04 2023 23:11:20
Урок по истории России предназначен для 7-го класса. Он построен на сочетании технологии проблемного обучения, деятельностного подхода и групповой работы учеников. Целями урока являются знакомство с реформами Петра, достижение понимания их исторического значения; формирование умений решать проблемное задание, давать аргументированную оценку событиям; развитие чувства гордости своим историческим прошлым....
11 04 2023 21:24:41
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов.
...
10 04 2023 15:42:56
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления.
...
09 04 2023 15:16:45
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
08 04 2023 23:45:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::