Урок-лекция по теме "Древний Рим"
Тип урока: урок – лекция.
Цель урока: сформировать представления о Древнем Риме у учащихся 10 классов, как одним из важных периодов античности, повлиявших на историю европейской цивилизации и культуры.
Оборудование:
1. Карты: а) Италия и её древнейшее население. б) Рим – первая держава
Средиземноморья. в) Римская империя.
2. Мультимедийный материал (эпизоды из фильма “Древний Рим”).
План урока:
1. Италия и её древнейшее население. (Приложение 1).
2. Рим в эпоху царей. (Приложение 2).
3. Эпоха ранней республики. (Приложение 3).
4. Рим – первая держава Средиземноморья. (Приложение 4).
5. Рим в эпоху гражданских войн.
6. Римская империя.
1. Италия и её древнейшее население.
Апеннинский полуостров омывается с запада Тирренским, с востока Адриатическим морями. На юге Мессинский пролив отделяет его от острова Сицилия, горы которого являются продолжением Аппенин. Северную часть полуострова большим полукругом опоясывают Альпы. Горы Аппенины тянутся с севера на юго-восток и отделяют север Италии от Центральной и Южной части. Климат северной части страны наиболее близок к Центральноевропейскому. Климат центральной и южной части – средиземноморский. Важнейшую роль в истории культуры сыграла западная часть Центральной Италии. Здесь находятся три равнины: Этрусская, где лежит Флоренция; Латинская, центр которой – Рим; Кампанская с Капуей и Неаполем. Здесь и более удобное для судоходства побережье, с естественными портами в устье Тибра и в Неаполитанском заливе.
Центральное положение Латинской равнины, раскинувшейся над Тибром, облегчило племени латинян его возвышение в истории Италии. Южная Италия издавна провлекала к себе колонистов из-за моря, из Греции. Многочисленные греческие колонии: Тарент, Регий, Кротон, Элея, Сирpaкузы и другие рано ввели этот край, названный “Великая Греция”, в орбиту мирового развития.
Из находящихся поблизости от Италии островов наибольший вклад в историю культуры внесла Сицилия. Помимо греков овладевших восточными и южными районами острова, сюда явились карфагеняне, основавшие на западе свои колонии.
Археологические раскопки подтверждают, что люди заселили Италию ещё в эпоху палеолита. Ко времени основания Рима в VIII в. до н.э. населением страны были уже италики, говорившие на индоевропейских языках (латиняне, умбры, вольски, самниты, марсы и другие) Уклад жизни, общественные отношения у всех этих племён были ещё совершенно архаическими.
Более высокий уровень развития общества, основанного уже на использовании труда рабов, был присущ в этот период истории Италии лишь грекам , финикийцам и этрускам. Поэтому ранний период истории Италии прошёл под знаком преобладания этрусков и их войн, вместе с союзными им карфагенянами, против греков за господство над морем. Период этот охватывает VIII-VI вв. до н. э. и служит как бы предисторией к возвышению Рима.
2. Рим в эпоху царей.
По легенде Рим был основан одним из потомков легендарного Троянского героя Энея – Ромулом в 753г. до н. э. Римские историки называют по традиции семерых царей в истории города, историческими личностями считаются два последних царя этрусского происхождения – Сервий Туллий и Тарквиний Гордый.
Полноправных граждан Рима, члeнов родов, принимавших участие в народном собрании, именовали патрициями, ибо их отцы, “патрес”, заседали Сенате. Первоначально население Рима состояло из 300 родов. Кроме них ,в Риме существовали две другие категории свободного населения: зависимые от патрициев клиенты и ещё более многочисленные плебеи. Плебеи были выходцами из соседних с Римом общин и не входили в состав римских родов. Сохраняя личную свободу, плебеи не имели политических прав.
Между патрициями и плебеями с самого начала были острые трения. Смягчить их была призвана политическая реформа царя Сервия Туллия, которая, подобно реформам Солона в Афинах, подорвала основы родового устройства, введя деление римского свободного населения по имущественному признаку. Помимо патрициев в состав римского народа “популюс ромaнyc”, были включены и плебеи. Вся совокупность граждан, наделённых политическими правами, была поделена на 6 имущественных разрядов в зависимости от количества обpaбатываемой земли, находящейся в собственности того или иного человека. По имущественному признаку распределялось прежде всего бремя воинской повинности: I разряд, или класс, выставлял 80 центурий тяжеловооружённой пехоты и 18 центурий конницы; остальные – 95 центурий лёгкой пехоты и вспомогательных отрядов. Таким образом, возникло 193 центурии, собиравшихся на центуриальные комиции (собрания),которые принимали законы, избирали должностных лиц, объявляли войну или заключали мир. При этом власть сохранилась в руках старых патрицианских родов, обладавших наибольшим количеством земли, входивших в I класс и составлявших большинство на центуриальных собраниях.
Древнейшее римское общество было обществом земледельцев и скотоводов. Благодаря этрускам римляне усвоили улучшенные методы обработки земли, стали культивировать виноградники. Большое влияние этруски оказали на римскую архитектуру. Ко времени появления в Риме этрусских царей относится развитие ремесла и торговли. Поначалу Рим обменивался товарами с греческими городами Южной Италии, а в конце эпохи царей – также с Грецией и Карфагеном.
Первоначальная римская религия в отличии от религии греков была анимистической причём как и у греков, с элементами тотемизма. Римляне населили мир многочисленными духами опекавшими земледелие, скотоводство, домашний очаг, семью, жилище. Каждый человек имел духа– покровителя – гения. Всех этих божеств и духов римляне не представляли в человеческом облике, не ставили им статуй, не строили храмов.
Решающий шаг к антропоморфизму римских культов был сделан в период правления этрусской династии, ведь у этрусков, также как и у греков боги выступали в человеческом облике. Под влиянием этрусков на Капитолии возник первый храм, где находились статуи трёх главных божеств: Юпитера, Юноны и Минервы. Под влиянием греческой религии древние безличные латинские божества приобрели в Риме человеческие черты и их стали изображать в виде прекрасных мужчин и женщин. Рим украсился святилищами и статуями.
Как и в Греции, жрецы в Риме не образовали особой касты, а были выборными должностными лицами.
3. Эпоха ранней республики.
К 509 г. до н. э. римские историки относят изгнание из Рима царя Тарквиния Гордого, последнего царя этрусского происхождения. С установлением республиканского правления высшая власть оказалась в руках двух ежегодно избиравшихся консулов, из числа патрициев. В реальной жизни консулы зависели от патрициев и их верховного органа – Сената. Большую роль играли квесторы, которые занимались финансовыми делами, ведали архивом, управляли войсковой казной. В 501 г. до н.э. в Риме впервые избрали должностное лицо наделённое чрезвычайными полномочиями – диктатора. К диктаторской власти римляне прибегали лишь в моменты крайней опасности, требовавшие полного единоначалия. Диктатора избирал сенат. Власть диктатора была неограниченной.
С середины IV в. до н. э. началась территориальная экспансия Рима, в результате многочисленных войн Рим стал сильнейшим государством в Центральной Италии. К середине III в. до н. э. Рим подчинил себе греческие города Южной Италии и занял господствующее положение на Апеннинском полуострове. Своими победами римляне были обязаны чёткой военной организации, воинской дисциплине, значительными военными силами, созданными из покорённых народов, которые входили в Италийский Союз во главе с Римом. Каждый римский гражданин от 17 до 46 лет был обязан нести военную службу. Обычно римская армия состояла из 4 легионов по 4200 человек пехоты и 300 – конницы. Каждому легиону придавались в помощь когорты латинян и союзников, причём в ходе битвы римляне занимали центр боевого порядка, а союзники удерживали фланги.
Основой римской экономики в эпоху ранней республики оставалось сельское хозяйство. Преобладало мелкое и среднее землевладение. Однако уже в это время патриции сосредотачивали в своих руках крупную земельную собственность. В IV в. до н. э. начали возникать большие имения, где использовался труд рабов. В это же время на смену натуральному хозяйству пришло денежное.
В начале V в. до н. э. в самом Риме развернулась борьба патрициев и плебеев за землю. Под давлением плебеев, требовавших кодификации права, были составлены “законы 12 таблиц”, будучи записью действовавшего тогда обычного права “ Законы…….” отразили развитие общественных отношений в Риме в эпоху перехода к классическому рабовладельческому строю. Законы регулировали различные стороны жизни римского общества. К середине IV в. до н. э. в результате более чем двухсотлетней борьбы патриции и плебеи становятся политически равноправными. Уже к исходу IV в. до н. э. сложилась новая патрицианско-плебейская знать – нобилет, опиравшийся на крупную земельную собственность и ставший высшим сословием государства. Органом власти нобилета был сенат. Таким образом Римская республика имела ярко выраженный аристократический хаpaктер.
4. Рим – первая держава Средиземноморья.
В III в. до н. э. экспансия Рима в Средиземноморье продолжилась. На Сицилии римляне столкнулись Карфагеном. В результате Пунических войн Рим сокрушил Карфаген и стал сильнейшей державой в Западном Средиземноморье.
В начале II в. до н. э. Рим обратил свои взоры на Восток, где были ослабевшие к тому времени эллинистические государства (Египет, Сирийское царство Селевкидов, Македония и собственно Греция). К середине II в. до н. э. римляне подчинили Македонию и Грецию. Пергамское Царство в Малой Азии также отошло к Риму.
Таким образом, к концу II в. до н. э. Рим превратился сильнейшую державу Средиземноморья. На завоёванных землях возникли римские провинции: Сицилия, Сардиния, Ближняя и Дальняя Испания, Македония, Ахайя, Азия. Наместники, которыми чаще всего становились люди, исполнявшие прежде высшие административные функции в самом Риме, бывшие консулы, преторы, сосредоточили в своих руках всю полноту военной и судебной власти в провинции.
Захватнические войны принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Обычной пpaктикой римского войска стали планомерные грабежи завоёванных городов и целых областей.
Особенно обогатился правивший Римской республикой нобилет. Однако, не отставали от него и всадники, второе римское сословие, сосредоточившие в своих руках финансы и торговлю, в то время, как материальной основой власти нобилета было крупное землевладение.
С возникновением крупных поместий римской знати – латифундий, основанных на труде рабов, рабовладельческая система в Италии стала приобретать классические формы. На огромном невольничьем рынке на о. Делос, главном рынке античной работорговли ,были дни, когда продавали по 10 тысяч рабов. Крупное землевладение расширялось и в провинциях, откуда вскоре стал поступать в Рим дешёвый хлеб. Массовый приток дешёвой рабочей силы и хлеба из провинций, неконкурентноспособность мелкого крестьянского хозяйства в Италии и постоянное отвлечение свободного земледельца на воинскую службу подорвали основы жизни италийских крестьян. Они вынуждены были бежать в Рим, либо в провинции, где пополняли ряды городской бедноты – пролетариата, жившего за счёт общества подачками богатой знати. Пролетариат, привыкший к праздной жизни, радовался всё более частым играм и празднествам.
В области культуры в это время продолжались восточные (в основном греческие) влияния (литература, театр, архитектура, искусство, философия, религия). К концу III в. до н.э. различия между римскими и греческими богами стёрлись. Был официально утверждён культ 12 главных богов, имевших соответствие в греческом пантеоне. Войны на Востоке стремительно раздвинули умственные горизонты молодого поколения римлян, высокая эллинистическая культура просто заворожила их. Римляне открыли для себя эллинистический культ индивидуальности. Под влиянием эллинизма личность приучалась ценить себя. С Востока шли в Рим и пороки: себялюбие, роскошь, изнеженность, праздность
5. Рим в эпоху гражданских войн.
Расширение в Италии рабовладельческого хозяйства, постепенное исчезновение в стране свободного крестьянства, рост неимущих слоёв, пролетариата в городах, привели в середине II в. до н. э. к обострению социальных конфликтов как, между paбами и свободными, так и среди самого свободного населения. Первым сигналом стало длившееся 6 лет восстание рабов на острове Сицилия в 137–132 гг. до н. э., восстание Спартака в Италии в 73–71 гг. до н.э., которое с трудом удалось подавить.
Острые социальные конфликты потрясали и мир свободных римлян. Аграрные реформы братьев Гpaкхов, направленные на увеличение мелких крестьянских наделов в Италии не удались.
Новым политическим фактором, который стал играть решающую роль стала армия. В городах всё больше становилось неимущих, которые не могли служить в армии. Армия всё больше становилась профессиональной, составленной большей частью из пролетариев. Лишённые всякого имущества, они группировались вокруг своего вождя-комaндира, ожидая от него не только военной добычи, но и последующего наделения воинов землёй.
В Риме началась эпоха военных диктатур, которая одновременно была и эпохой гражданских войн. Военные диктатуры Мария, Суллы, Помпея, Цезаря существенно ослабили роль Сената и республиканских органов власти. Кризис республиканского строя хорошо виден в вырождении политической жизни в Риме. Главной целью политической деятельности, как отдельных лиц, так и целых группировок стало достижение власти и богатства.
В это время продолжалась экспансия Рима, были образованы новые провинции: Сирия, Галлия.
После покорения Галлии Цезарем и гражданской войны между ним и Помпеем, Цезарь в 45г. до н.э. стал единовластным правителем государства. Так завершилась первая фаза гражданских войн, неизбежно приведших к установлению в Риме нового политического строя. Традиционная форма аристократической республики уже не отвечала реальному положению государства, превратившегося из маленького полиса в обширную мировую державу. Правящему нобилету не удалось ни сохранить свою власть в столице, ни обеспечить надёжное управление провинциями. Недовольство разорявшихся крестьян, городской бедноты, восстания рабов угрожали самим основам Римского рабовладельческого государства. Для его сохранения потребовался переход к единовластному правлению. К нему стремился Цезарь, провозгласивший себя пожизненным диктатором и трибуном, а также верховным понтификом – религиозным главой римлян.
После убийства Цезаря, власть поделили между собой Октавиан и Антоний. Октавиану достались Западные провинции и Италия, Антонию – Восточные провинции. В 31 г. до н.э. в морской битве при мысе Акций на юге Пелопонесса Октавиан одержал убедительную победу. Антоний и Клеопатра покончили сбой, а Египет превратился в ещё одну римскую провинцию. Завершился длительный процесс разложения римского республиканского строя. На смену аристократической республике пришло единовластное правление, получившее название “принципат”: принцепсами именовали себя Октавиан и его приемники – римские императоры.
Последние полвека республики были временем бурного роста ростовщического капитала и числа финансистов и банкиров. Ростовщичеством занимались не только всадники, но и сенаторы, хотя официально им это было запрещено. Чтобы обойти закон, они действовали в провинциях через подставных лиц. Целые общины, города и даже царства, зависевшие от Рима, попадали фактически под власть финансистов и ростовщиков. Благодаря успешным финансовым операциям и ограблению провинций в Риме возникали огромные состояния: Помпея – 70 млн. сестерциев, Лукулла – 100 млн. , Красса – 200 млн.
Важные изменения происходили тогда и в отношениях между paбами и их господами. Наделение paба имуществом стало обычным явлением. Всё чаще в первой половине I в. до н.э. некоторых рабов отпускали на свободу, становясь вольноотпущенниками, а тем самым клиентами своего бывшего хозяина, они могли принести ему больше пользы. Вольноотпущенники иногда добивались весьма привилегированного положения и богатства. Но чаще всего это были люди среднего достатка: врачи, учителя, купцы.
В культурном плане в это время особенно бурно развивались философия, риторика, филология, историография. Дальнейшее распространение получили восточные культы, магия, астрология. Больших успехов достигла римская архитектура. В Риме началось каменное строительство: театр Помпея, форум Цезаря. Рим стал превращаться в город из мрамора, покрылся садами и парками.
6. Римская империя.
В результате победы над Антонием и Клеопатрой в 31г. до н.э. Октавиан стал единовластным правителем Римского государства, основав тем самым Римскую империю. При Августе сохранялись многие республиканские традиции, его поддерживало большинство сословий римского государства. Римский плебс получал при Августе даровой хлеб от государства (из 1 млн. населявших тогда Рим, не менее200 тыс.)
Главной опорой власти Августа оставалась армия и прежде всего преторианская гвардия. Завершение длительного периода кровавых гражданских войн принесло государству мир и стабильность. Тем не менее, пограничные войны продолжались. Были основаны новые провинции на Дунае (Паннония и Мезия). Границами империи стали на севере Рейн и Дунай.
Октавиан упорядочил и реорганизовал государственный аппарат управления и провёл целый ряд законов, имевших целью способствовать возрождению римского рабовладельческого общества и семьи.
При Октавиане в Риме развернулось огромное каменное строительство, которое продолжалось и при последующих императорах.
В I–II вв. н.э. в Риме правили императоры из династии Юлиев-Клавдиев и сменившие их – из династии Флавиев. При смене императоров всё большую роль играла армия и преторианская гвардия. Внешняя политика в эти столетия оставалась в общем оборонительной, хотя римской провинцией стала Британия. При императоре Траяне Римская империя максимально расширилась (на Востоке были присоединены территории вплоть до р. Евфрат). Однако в это время всё больше на границах империи ощущается давление варваров (прежде всего германцев). При императоре Траяне, Адриане, Марке Аврелии сложились целые оборонительные рубежи, линии крепостей. Со времён Адриана на службу в легионы принимали даже жителей провинций, независимо от того, имели ли они римское гражданство.
Одним из важнейших явлений в социальной и экономической жизни римского общества тех столетий был начинавшийся кризис рабовладельческого хозяйства. С переходом к оборонительной политике резко сократился приток рабов. Создание крупных земельных владений – латифундий и нехватка рабочей силы вынуждали менять экономическую систему в сельском хозяйстве. Наряду с paбами всё чаще стали появляются лично свободные держатели мелких наделов, вносившие землевладельцу арендную плату – колонны. Колонны обязывались отдавать землевладельцу часть урожая и работать на господской запашке. Некоторые землевладельцы выделяли paбам участки земли для ведения самостоятельного хозяйства.
В это же время возрастает значение провинциальной знати в управлении римским государством. В начале III в. римское гражданство было даровано всему свободнорождённому населению провинций. Выходцы из провинций получили доступ в Сенат, а некоторые из них, такие, как Траян, Адриан, Антонин Пий стали императорами.
В III в. в империи начались внутренние распри, войны между претендентами на престол. Распад государственной системы, внутренние междоусобицы, нападения германских племён, восстания рабов и длительные войны с персами, усугубили экономический и социальный кризис римского общества.
Административные, военные и экономические реформы, проведённые в Римской империи в конце III – начале IV в.в. при императоре Диолектиане и Константине смогли продлить существование гигантской державы ещё на 100 лет.
В административном отношении империя была разделена на две части – Западную и Восточную, причём Италия окончательно утратила привилегированное положение центра империи. Рим тоже начал терять былое значение столицы мира. При императоре Константине Великом была построена новая столица – Константинополь (“второй Рим”), которая впоследствии стала центром вселенской империи.
В 394 году император Феодосий в последний раз в истории сосредоточил в одних руках власть над обеими частями империи, но через год он умер, и Римская империя была окончательно разделена на Западную и Восточную. Западная империя пала под натиском варваров в 476 году. Восточная Римская империя просуществовала ещё почти тысячу лет, известная в истории как Византия.
В области культуры в период империи продолжали развиваться наука, философия, риторика, литература, архитектура. Бурное строительство шло не только в Риме, но и в провинциях.
На всей территории империи в первые столетия нашей эры возрастало влияние восточных культов. Новые религии соперничали между собой, и победа в конечном счёте досталась той из них, которая провозгласила единобожие, равенство всех перед богом, братство людей всех народов и поcмepтное воздаяние за добродетельную жизнь. Это было христианство, которое возникло и оформилось в первые века нашей эры. При императоре Константине христианство становится государственной религией Римской империи.
Закрепление пройденного материала
1. Показать на карте основные области Древней Италии.
2. Назвать основные причины падения царской власти в Древнем Риме и установления
Республики.
3. Назвать и показать на карте основные направления внешней политики Рима в
эпоху Республики и Империи.
4. Назвать основные черты управления государством в эпоху Империи.
5. Перечислить основные достижения культуры Древнего Рима и их влияние на на
европейскую цивилизацию.
Список используемой литературы
- Куманецкий К. “Культура Греции и Рима”. М.,1987. 358с.
- Тойнби А.Дж. “Постижение истории” М., 1992.73с.
- Всемирная история. Т.1. Минск,1993.
- Гай Светоний “История 12 цезарей”. М., 1982.67с.
- Гай Юлий Цезарь “записки о галльской войне”. М., 1989. 348 с.
- Плутарх “Сравнительные жизнеописания”. Т.2. М., 1983. 430 с.
- Видеофильм “Древний Рим”. ООО “Видеостудия “Кварт”.
Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...
11 12 2024 11:18:41
Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...
10 12 2024 7:52:27
В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...
09 12 2024 16:34:46
Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...
08 12 2024 21:53:23
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
07 12 2024 18:46:56
Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...
06 12 2024 23:54:14
Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...
05 12 2024 21:33:30
В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...
04 12 2024 10:49:26
Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...
03 12 2024 10:12:50
В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...
02 12 2024 4:41:47
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...
01 12 2024 16:30:45
Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...
30 11 2024 13:52:22
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
29 11 2024 6:46:40
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
28 11 2024 10:34:34
Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...
27 11 2024 14:14:35
На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...
26 11 2024 14:59:24
Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....
25 11 2024 12:34:17
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
24 11 2024 18:35:30
Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...
23 11 2024 5:29:10
Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...
22 11 2024 1:14:39
Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....
21 11 2024 3:10:54
Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...
20 11 2024 7:46:40
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...
19 11 2024 7:35:53
Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...
18 11 2024 9:55:57
Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...
17 11 2024 2:36:52
Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...
16 11 2024 10:22:58
Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....
15 11 2024 19:26:16
В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...
14 11 2024 6:56:34
Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....
13 11 2024 20:48:53
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
12 11 2024 4:57:12
Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...
11 11 2024 3:40:59
В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....
10 11 2024 11:29:40
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
09 11 2024 7:35:52
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
08 11 2024 19:31:30
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
07 11 2024 4:15:54
Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...
06 11 2024 2:33:53
Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...
05 11 2024 17:46:45
Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...
04 11 2024 21:59:27
Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...
03 11 2024 22:37:11
В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....
02 11 2024 13:20:18
Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...
01 11 2024 18:52:55
Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....
31 10 2024 7:10:58
Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....
30 10 2024 8:35:55
В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...
29 10 2024 5:27:38
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
28 10 2024 16:11:38
В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...
27 10 2024 17:51:29
Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...
26 10 2024 18:28:16
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
25 10 2024 8:19:55
Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...
24 10 2024 13:59:16
Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...
23 10 2024 1:58:34
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::