СССР в 1953–1964 гг. Итоговый урок
Форма проведения: нетрадиционная форма урока с использованием компьютерных технологий, технологии «Шесть шляп мышления», приёмов: составление кластера, синквейна, диаграммы и пр.
Тип урока: повторительно-обобщающий, итоговый урок.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.»
Задачи урока:
- Образовательная: закрепить, систематизировать и обобщить знания об изученном периоде.
- Развивающая – закрепить навыки и умения:
- работать в группах;
- работать с историческим документом;
- собирать, анализировать и обобщать информацию;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- применять новейшие приёмы работы на уроке;
- развивать коммуникативные способности;
- выражать свои взгляды на проблему
- Воспитательная:
- формировать гражданско-общественную позицию по данному периоду;
- воспитывать уважение к истории своей Родины.
ТСО: доска, компьютер, проектор, экран.
ХОД УРОКА
Этапы урока |
Действия учителя |
Примеры результатов деятельности учащихся |
Время |
Примечания |
I. Организационный момент | Учитель приветствует учащихся и ставит перед ними цель на урок: «Сегодня на уроке мы обобщим знания по теме: «СССР в 1953-1964 гг.» | 1\' | На доске отзывы современников о
Н.С.Хрущёве (Приложение 2) Учитель включает презентацию (Приложение 1, слайд № 2 |
|
II. Актуализация опopных знаний по пройденной теме. Контрольное тестирование | Учитель раздаёт учащимся тесты по вариантам (Приложение 3) | Учащиеся выполняют тестовые задания (ключ к тесту см. Приложение 4) | 10\' | |
III. Применение знаний, умений и навыков. Групповая работа | 24\' | |||
1. Организация групповой деятельности учащихся | Учитель: «Прошу класс разбиться на 6 групп и надеть шляпы того цвета, которые предложат вам члeны экспертной комиссии» | Учащиеся заранее знают о форме проведения урока, поэтому дисциплинированно выполняют поручение. (лучше, если шляпы будут у всех учеников, их можно сделать из бумаги. Как вариант, можно использовать шляпы в виде эмблем) | Группы формируются примерно по 3-4
человека. Ещё три ученика, наиболее хорошо усвоившие тему, входят в состав экспертной комиссии, которая будет вместе с Учителем анализировать работу групп и подводить итоги в виде устных и письменных оценок |
|
«Прошу внимание на экран. Каждой группе предлагается выполнить задание» | Один из члeнов экспертной комиссии: «На
задание отводится 12 минут. На выступление групп
– 12 минут, по 2 минуты на представление итогов вашей работы». Другой члeн экспертной комиссии: «Через три минуты на экране появятся критерии оценивания выступления групп». Третий члeн экспертной комиссии: «Вы должны были провести социальный опрос среди населения. Капитаны, сдайте, пожалуйста, результаты капитану «Красной шляпы» |
Слайд № 3 | ||
2. Работа в группах | После того, как участники групп прочитали и осознали свои задания, учитель включает слайд № 4 | Члeны экспертной комиссии контролируют процесс работы в группах, отвечают на вопросы, требующие уточнения | Слайд № 4 | |
3. Выступление «Шляп» | «Красная шляпа»:
Также учащиеся представляют отзывы людей, родившихся в 50-60-е гг. и 70-90-е гг. XX в. в виде диаграмм. |
|||
«Черная шляпа»: «По итогам правления Хрущёва мы выделили следующие проблемы…Например, в документе ….сказано, что…, на самом деле …». | Учащиеся используют фрагменты
следующих документов: 1. Стенографический отчет XX съезда КПСС 14-25 февраля 1956 года; 2. Стенографический отчет внеочередного XXI съезда Коммунистической Партии Советского Союза 27 января – 5 февраля 1959 года; 3. Стенографический отчет XXII съезда Коммунистической Партии Советского Союза 17-31 октября 1961 года. (Приложение 5) |
|||
«Желтая шляпа»: | ||||
«Белая шляпа»: | ||||
«Зеленая шляпа» | ||||
Учитель включает слайд № 5 | «Синяя шляпа»: «Эпоха Хрущёва была весьма противоречивой. Выступления «Шляп» это доказали. Очевидно, что наравне с положительными моментами, такими, как … обнаружилось и много проблем, в частности … Об этом говорили такие известные люди, как … Например … | |||
IV. Составление синквейна | Учитель предлагает подвести итог в виде
составления синквейна. Затем учитель предлагает сверить полученный результат с примером, составленным члeнами экспертной комиссии. |
Учащиеся предлагают свои варианты. Члeны экспертной комиссии записывают результаты на доске. | 5\' | Слайд № 6
Слайды № 7, 8 |
V. Подведение итогов. Выставление оценок | Члeны экспертной комиссии вместе с Учителем подводят итоги выступления групп, одновременно комментируя и выставляя оценки в таблицу, используя слайд № 3 | 5\' |
Список литературы:
1. Волкова К.В. Контрольно-измерительные
материалы. История России. – М.: ВАКО, 2012.
2. Захарова Е.Н., Татур А.О., Фадеева Д.А. Сборник
тестовых заданий для тематического и итогового
контроля. – М.: Интеллект-Центр, 2001.
3. Плоткин Г.М. Тестовые задания по
отечественной и всеобщей истории. – М.:
Просвещение, 2002.
4. Саплина Е.В., Безносов А.Э. ЕГЭ по
истории и обществознанию. Лекции 1-8. – М.:
Педагогический университет «Первое сентября»,
2010.
5. Симонова Е.В. Тесты по истории России. – М.:
Экзамен, 2011.
Урок помогает осознать включенность в общую работу, развить личную рефлексию, установить активную субъектную позицию в учебной и иной деятельности. Формирует навыки общения и взаимодействия, ценностно-ориентационное единство группы, повышается познавательная активность....
28 03 2024 11:30:19
Элективный курс построен на содержательном материале отечественной истории. Цель курса: расширение знаний учащихся о жизни и деятельности выдающихся личностей в отечественной истории....
27 03 2024 17:50:12
В маленьком кубанском поселке лесорубов с поэтическим названием Михизеева Поляна расстреляли всех 207 жителей, больше половины из которых были дети, а также женщины и старики. Детишек до года вырывали из материнских рук, поддевали на штыки или, схватив за ножки, били головочками о деревья... Это произошло 13 ноября 1942 года. А поселок сожгли дотла, как Хатынь и каждую четвертую деревню Белоруссии. Называют это место в Краснодарском крае Кубанской Хатынью. Никто не имеет права забывать об этом, чтобы не допустить повторения такого варварства. ...
26 03 2024 16:35:54
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
25 03 2024 19:44:30
В результате применения в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий обучающиеся получают возможность запоминать в процессе размышления. Ситуации выбора, принятия решения создают условия для продуктивной и ответственной познавательной деятельности, в которой учащиеся не только открывают нечто новое для себя, но и создают это новое, творят его. При этом у ребенка формируется сознательная творческая позиция....
24 03 2024 3:35:51
Данный урок является продолжением целой серии подобных уроков в 8-м классе по общей проблеме «Социальная сфера». Здесь мы продолжаем знакомство с понятиями социальной сферы и учимся добывать знания самостоятельно. Цель урока носит реальный хаpaктер и является достижимой. Она включает в себя комплекс развивающих компонентов, которые формируют аналитические способности, творческое мышление, а также умения применять личные знания для достижения знаний на уроке....
23 03 2024 18:24:47
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
22 03 2024 12:23:18
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
21 03 2024 21:59:42
Цель урока: обобщить знания по культуре, искусству и истории Древней Греции, полученные на уроках истории, литературы, и проследить связь древнегреческой культуры с культурой современной....
20 03 2024 9:59:25
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
19 03 2024 4:12:37
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
18 03 2024 23:51:44
Урок проводится в нестандартной форме устного журнала на последней неделе первой четверти в 5-м классе. Применение интеpaктивных технологий дает возможность подать материал о возвышении и крушении Ассирийской державы ярко, многогранно; способствует формированию представления учащихся, что история - наука развивающаяся, живая, полная тайн и открытий. ...
17 03 2024 13:29:39
Базовым учебником является учебник по истории России под ред. А.Н. Сахарова. Учащиеся имеют возможность рассмотреть данный период в истории, анализируя не только статьи учебника, но и такие произведения искусства, как оперу М.П. Мусоргского "Хованщина", картину В.И. Сурикова "Утро стрелецкой казни", а также повесть В.С. Соловьева "Царь-дeвица"....
16 03 2024 16:43:57
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
15 03 2024 6:55:37
Представленное занятие призвано закрепить в неформальной игровой обстановке знания школьников по военной истории России, а также способствовать воспитанию активной гражданской позиции. ...
14 03 2024 23:17:30
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
13 03 2024 8:38:31
Урок изучения нового материала в 7-м классе служит обеспечению усвоения материала по теме; продолжению формирования умений и навыков работы с наглядными источниками; развитию способностей к обобщению и систематизации учебного материала; развитию аналитических навыков....
12 03 2024 21:16:29
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
11 03 2024 2:45:36
Вопросы-тесты задаются учащимся по мере просмотра телевизионного фильма. Учителю необходимо предварительно просмотреть фильм, чтобы задавать вопросы перед их ответом в фильме. Монтаж вопросов можно сделать на компьютере. Вопросы-тесты даны последовательно, по ходу просмотра телефильма. Правильные ответы выделены жирным шрифтом. Количество вопросов может быть увеличено или уменьшено в зависимости от классов и их подготовленности....
10 03 2024 22:10:58
Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....
09 03 2024 18:27:43
Основные цели проведения конференции — показать политическое развитие СССР в 40—50 годы, последствия нарушений законности, массовых репрессий, свёртывание демократии; формировать у учащихся умение работать с историческими документами, различной литературой, периодикой, навыков самостоятельной исследовательской деятельности; формировать культуру публичного выступления. ...
08 03 2024 3:27:48
В 2007 году был учрежден новый праздник – День героев Отечества. Для популяризации этого праздника предлагается проведение данной викторины, созданной по аналогии со «Своей игрой». Категории вопросов: герои Вов, героический поступок, герои-женщины, былинные герои, награды, киногерои. ...
07 03 2024 23:19:24
Работа с логико-смысловой моделью способствует принципам развивающего обучения. Эта система обеспечивает возможность плодотворного обучения в одном классе всех учащихся, без их отбора. Работа в группах идет без разделения на сильных и слабых, но в то же время работа с дополнительной литературой - для более сильных ребят. Ребята включаются в групповую работу, каждая группа решает свою задачу, работая с историческими документами, учебником, атласом....
06 03 2024 5:19:32
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
05 03 2024 13:57:46
Особенности становления империализма в стране с традиционной восточной цивилизацией. Умение заимствовать у других стран всё имеющее ценность для своей страны, при сохранении национальной культуры. Япония - единственная из неевропейских стран, чей уровень развития к началу XX века достиг уровня ведущих европейских держав. ...
04 03 2024 9:14:11
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
03 03 2024 3:11:14
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
02 03 2024 9:58:43
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
01 03 2024 15:52:45
В основе предметно-классно-урочной системы обучения лежит предъявление содержания образования в виде учебных предметов, построенных на науках, дифференцированно изучающих мир. Предметная дифференциация облегчает процесс познания, но сказывается на его качестве. Внесистемное знание портит мышление и искажает отношение к миру и самому себе. Возникает потребность в объедении знаний разных наук об объектах действительности, т.е. потребность в межпредметных связях учебных дисциплин....
29 02 2024 6:47:14
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
28 02 2024 19:53:35
В статье рассматриваются некоторые проблемы использования кино- и видеоматериалов, с которыми сталкивается учитель истории на уроке....
27 02 2024 0:58:42
Урок истории в 8-м классе посвящен событиям 1801–1812 гг. в России, в частности преобразованиям Александра I и событиям, способствующим прекращению реформ....
26 02 2024 13:43:19
Цели урока – рассмотреть обстоятельства, приведшие к падению Избранной рады; определить факторы, способствовавшие усилению царской власти. Выбираются эксперты, которые проанализируют работу учащихся в рамках поставленной цели. Составляется план для обсуждения, которому необходимо следовать, чтобы раскрыть тему урока. ...
25 02 2024 8:11:50
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих. ...
24 02 2024 19:24:24
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
23 02 2024 7:55:38
Урок по обществознанию в 11-м классе "Социальная структура и социальные отношения" проводится с использованием ИКТ. Данный урок позволяет раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, а также помогает школьникам осознать свою собственную позицию. Урок состоит из двух частей: презентации и диспута....
22 02 2024 22:22:17
Данная система обучения предусматривает групповую форму работы. Особое внимание уделяется анализу документов, на основе которых устанавливается истинная картина событий, формируется представление о развитии страны в данный период. Перед учащимися определяются учебные задачи: проанализировать документ, установить соответствие событий, указать верные утверждения, восстановить последовательность событий, определить последствия....
21 02 2024 6:13:19
Урок является обобщающим при изучении темы "Смутное время начала XVII в. в России". Тема урока актуальна на современном этапе развития России. В конспекте урока используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
20 02 2024 11:11:13
Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...
19 02 2024 1:13:12
Урок изучения нового материала в 9-м классе. На уроке проходит групповая работа при ответе на главный вопрос учебного занятия. Заполняется опopная схема. Урок способствует воспитанию патриотизма, интереса к прошлому, формированию оценки прошлого с позиций эмоциональных, мировоззренческих, нравственных....
18 02 2024 1:18:24
Данный комбинированный урок может быть использован в курсе истории России 7-го класса или краеведения Адыгeи. На уроке используются различные методы и информационные технологии....
17 02 2024 10:55:31
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
16 02 2024 8:20:57
Как много знает подрастающие поколение о Великой Отечественной войне, о ее героях, победах и поражениях? Данное внеклассное мероприятие позволяет познакомить учащихся с героями войны, жителями Алтайского края....
15 02 2024 0:34:36
Занятие составлено на основе методической системы учебника А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной «История России: ХIХ век. 8-й класс» и соответствует программе курса. Занятие предназначено для закрепления и обобщения изученного материала по теме «Перемены в экономике и социальном строе России в последние десятилетия XIХ века» и для изучения нового материала по теме «Общественное движение 80–90-х гг. XIХ века» в 8-м классе....
14 02 2024 21:33:50
Цель урока: сформировать представление о жизни китайского общества, философском учении Конфуция, используя активные формы обучения и информационные технологии. ...
13 02 2024 16:34:23
Урок истории и русского языка - поисковое занятие, раскрывающее не только историческое значение введения православия, но и неизбежные отрицательные черты этого болезненного процесса. В описании картины С.Иванова "Христиане и язычники", отражающей суть социального противостояния эпохи, глубоко постигается её хаpaктер, а также пpaктически применяются знания о роли причастия в русской речи, реализуются в игровой форме творческие способности детей. ...
12 02 2024 17:49:25
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям. ...
11 02 2024 5:24:49
Терминология является одной из проблем, с которыми сталкиваются школьники при подготовке к ЕГЭ. Терминологические проблемы напоминают о себе на каждом занятии. Часть учащихся плохо понимают рассказ и рассуждения учителя потому, что уровень владения историческими терминами у ученика и учителя разные. Многие специалисты считают, что обучение понятиям – это самое первое, чему учитель должен научиться сам....
10 02 2024 6:41:28
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
09 02 2024 0:17:50
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
08 02 2024 15:32:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::