Образование единог Русского государства. Россия при Иване III
Цели:
1. Обобщить и систематизировать знания об образовании единого Русского
государства:
– Рассказать об основных направлениях внешней политики Ивана III;
– Осветить деятельность по собиранию русских земель Ивана III, Василия III. –
показать, что объединение сопровождалось созданием централизованной системы
управления и закрепощением крестьян.
2. Воспитание патриотизма:
– Оценить заслугу Ивана III в падении ордынского ига.
– Раскрыть историческое значение свержение ига и образования единого Русского
государства.
3. Продолжить формирование умения слушать, выделять главное, делать обобщающие выводы, работать с понятиями; развитие умений применять знания на пpaктике.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: урок-беседа, киноурок.
Методы и приёмы обучения: диалогический метод.
Структура урока:
1. Актуализация прежних знаний:
1) Проверка домашнего задания.
2. Формирование новых понятий и способов действия:
1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича.
2) Централизаторская деятельность великого князя.
3) Падение ордынского ига.
4) Завершение объединения русских земель.
3. Формирование умений и навыков:
1) Закрепление нового материала.
2) Анализ и подведение итогов урока.
4. Домашнее задание.
Оборудование: Настенная карта “Образование и расширение Российского государства (XIV–XVI вв.), интеpaктивная доска, ноутбук, фильм Карамзина “Создание государства Российского”, атласы, рабочие тетради.
Основные понятия: (записаны на доске) государь, “латинство”, централизация.
Важнейшие даты: (записаны на доске)
июль 1471 г. – битва на р. Шелонь и присоединение Новгорода;
1478 г. – окончательное подчинение Новгорода;
осень 1480 г. – стояние на р. Угре;
12 ноября1480 г. – окончательное падение ордынского ига.
План урока:
Проверка домашнего задания (7 мин.).
Учащиеся отвечают на вопросы, учитель анализирует ответы:
– Каковы были последствия правления Василия I?
– Почему разразилась “феодальная война”?
– Назовите предпосылки образования единого государства на Руси в XIV–XV вв.
2. 1) Основные направления деятельности Ивана III Васильевича (5 мин.).
Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Ивана III.
Направления продемонстрировать с помощью интеpaктивной доски.
- Объединение русских земель под властью Москвы.
- Освобождение Руси от ордынской зависимости.
- Создание свода законов единого государства.
Ученики записывают в рабочие тетради направления политики Ивана III.
2) Централизаторская деятельность великого князя (6 мин.).
Рассказ учителя о централизаторской деятельности великого князя
- Ивану III удалось приступить к планомерному объединению земель.
- С этого времени лозунг собирания русских земель становится основной государственной внешней политики. Таким образом, оформляется её идеологическая основа.
- Политика Ивана III была планомерна: вначале он окончательно подчинил себе земли, которые и ранее находились под контролем московских князей – и лишь затем перешёл к внешним завоеваниям.
Первое направление деятельности Ивана III – объединение русских земель под властью Москвы.
Пути объединения продемонстрировать с помощью интеpaктивной доски.
Военный | Наследование | Присяга |
– Великий Новгород (1478 г.) – Тверское княжество (1485 г.) |
– Дмитров (1472 г.) – Вологда (1481 г.) – Углич (1491 г.) |
– Ярославское княжество (1463 г.) – Ростовское княжество (1474 г.) |
Ученики записывают в рабочие тетради пути объединения земель.
Вопросы ученикам:
– Какими способами Иван “собирал” земли?
– Какова была его политика в отношении удельных князей?
3) Падение ордынского ига (8 мин.).
Второе направление деятельности Ивана III – Освобождение Руси от ордынской зависимости.
С помощью интеpaктивной доски просмотр фильма Карамзина “Создание государства Российского”. (4 мин.)
Обсуждение фильма с учащимися: (4мин.)
– Какое важное для России событие произошло осенью 1480 г. на р.Угра?
Записать в рабочую тетрадь:
1480г. – Противостояние на р. Угре с ханом Ахматом.
12 ноября 1480г.– Окончательное падение ордынского ига.
4) Завершение объединения русских земель (8 мин.).
Рассказ учителя об основных направлениях деятельности Василия III.
Продемонстрировать с помощью интеpaктивной доски.
Основные направления деятельности Василия III Ивановича.
Завершение объединения русских земель. | Война с Литвой 1512–1522 гг. | Сложные отношения с Крымским и Казанским ханствами. |
Псков (1510 г.) Смоленск (1514 г.) Рязань (1521 г.) |
1514 г. – Победа русских войск под Смоленском. |
1521 г. – Набег крымских татар на Москву. |
Ученики записывают в свои рабочие тетради основные направления деятельности Василия III.
3. 1) Закрепление нового материала (8 мин.).
Прослушать сообщение ученика – “Жизнедеятельность Ивана III. Создание свода законов единого государства”. (4 мин.)
Судебник – 1497г. |
Устанавливается единый срок перехода зависимых крестьян от одного владельца к другому – неделя до и неделя после Юрьева дня.
2) Анализ и подведение итогов урока (4 мин.).
4. Домашнее задание: (3 мин.)
П.22, записи в тетради – читать, отвечать на вопросы, знать – термины (учащиеся записывают основные понятия в словарики), даты основных событий, выполнить задания в контурной карте по теме.
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
18 03 2024 14:52:48
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
17 03 2024 8:22:10
Бинарный урок по истории и иностранному языку, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной – Второй Мировой войне, разработан в форме пpaктического занятия. Урок направлен на формирование уважения к старшему поколению, интереса студентов к боевому прошлому нашей страны - СССР и стран-союзников, Великобритании и США. Развитие исторических и языковых компетенций студентов достигается через использование информационных технологий....
16 03 2024 13:16:27
Интегрированный урок позволяет сформировать у учащихся представление об образе мифического персонажа (на примере Аполлона), его изображении и значении в истории, литературе, искусстве....
15 03 2024 14:15:56
Интегрированный урок – одна из наиболее перспективных методик. Интеграция различных предметов позволяет объединить материалы разных курсов, тем самым расширяя и углубляя их, активизирует познавательный процесс, развивает навыки групповой и индивидуальной работы. Введение интеграции предметов в систему образования позволяет решить задачи, поставленные перед школой и обществом в целом. Интегрированные уроки способствуют формированию компетентностей, лучшему усвоению исторического культурного опыта....
14 03 2024 2:11:37
Цели урока: создание условий для применения предметных умений (совершенствования языковых и речевых навыков) и формирования первичных предметных умений по теме «Семья. Родственные связи»....
13 03 2024 4:34:14
На данном уроке целью было сформировать представление о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813—1814 гг.; познакомить учащихся с памятниками архитектуры, воздвигнутыми в честь победы в Отечественной войне 1812 г. ...
12 03 2024 11:10:42
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
11 03 2024 0:20:55
Урок формирует у учащихся представление о причинах Столетней войны, силах сторон, хаpaктере войны, ее основных этапах, итогах и особенностях. Выяснить, кто такая Жанна Д’ Арк и какую роль она сыграла в этой войне....
10 03 2024 7:42:13
Игровые методы на уроках используются для активизации познавательной деятельности студентов. Использование различных по сложности заданий позволяет вовлекать в работу пpaктически всех учащихся, при этом обеспечивается оптимальный уровень активности участников и выполняется такой объем работы, который в обычных условиях трудно реализуем. Игра, помимо образовательной цели, несет воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....
09 03 2024 10:58:23
В статье представлена методическая разработка урока по обществознанию для выпускников 11-х классов и профессиональных училищ, которым предстоит впервые принять участие в выборах....
08 03 2024 3:48:56
Цель работы состоит в том, чтобы изучить тему монетизации льгот как важное событие в корне изменившего социальную политику государства. Рассматриваются предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; анализируется суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
07 03 2024 0:52:19
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
06 03 2024 13:55:21
Урок разработан для 7-го класса и направлен на создание условий для рассмотрения и оценки деятельности Петра I. Данная форма урока позволяет формировать ценностные ориентации и убеждения на основе сравнения положительного и отрицательного результата деятельности Петра I в условиях необходимости модернизации государства. ...
05 03 2024 5:20:55
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
04 03 2024 1:14:31
Изучение нового материала сопровождается показом презентации. В течение части урока ребята, используя различные источники информации и выполняя задания в группе, проpaбатывают блок урока. Затем группа должна выступить по изученному вопросу. К концу урока появляется общая картина рабовладения в Риме во II-I вв. до н.э....
03 03 2024 20:10:17
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
02 03 2024 7:26:39
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
01 03 2024 7:24:48
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
29 02 2024 4:20:14
Особое место в арсенале инновационных педагогических средств занимает проектирование как основной вид учебной деятельности. Используя метод проектов, педагоги формируют ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни. Во время выполнения проекта школьники переосмысливают роль знаний в социальной пpaктике. ...
28 02 2024 1:14:25
Урок в игровой форме анализирует распространение радикальных идей в Европе и мире. Учитывает требования ФГОС нового поколения и активизирует мышление учащихся, формирует устойчивый образ идеологий и элементов....
27 02 2024 19:47:34
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
26 02 2024 12:29:55
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
25 02 2024 13:22:36
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
24 02 2024 4:59:46
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
23 02 2024 3:11:50
На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....
22 02 2024 8:20:35
Данный материал можно использовать на уроках истории города, истории России, литературы, при проведении классных часов и викторин, на кружковых занятиях по краеведению. Большое количество улиц, в старое время, было названо в честь людей, чья деятельность связана с основанием нашего города. Поэтому мы подготовили презентацию и виртуальный музей «Электросталь. Улицы и лица», а также решили продолжить наше исследование и создать справочник для школьной библиотеки....
21 02 2024 0:14:40
Предлагается к рассмотрению урок-викторина, посвященный истории России в XVI–XVII веках. Урок является плодом совместной деятельности учителя и учащихся, именно поэтому в некоторых заданиях указаны фамилии составителей – это фамилии детей, которые с полным правом могут считаться соавторами....
20 02 2024 7:55:11
Представлен краткий план урока и сопутствующая ему презентация для 6-го класса в курсе истории средних веков, но материал также может быть использован для проведения уроков в старших классах при изучении мировых цивилизаций и культур. ...
19 02 2024 18:44:49
Цель литературно-музыкальной композиции: воспитание уважительного отношения к истории страны, формирование потребности знать и помнить исторические события, стимулирование интереса к чтению художественной и исторической литературы, воспитание чувства патриотизма, формирование положительной нравственной оценки подвига во имя родины....
18 02 2024 4:34:25
Подборка материалов и презентация могут быть использованы на уроках истории, литературы, на классных часах, при подготовке к пешим экскурсиям. В средние века в Москве прошли яркие события русской истории. Со многими событиями связаны крылатые выражения. Задача презентации: помочь школьникам увидеть родной город, узнать и понимать образные выражения о Москве. На экскурсии идёт знакомство с бытом, традициями и деятельностью москвичей в Средние века....
17 02 2024 8:10:26
Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...
16 02 2024 19:31:45
Урок в 10-м классе посвящён внешней политике Екатерины II, победам русского оружия, деятельности великих полководцев XVIII века. Материал урока рассчитан на два занятия. Урок проводится с использованием ИКТ, а также технологий интеpaктивного, проблемного обучения. В ходе урока демонстрируется не только презентация, подготовленная учителем, но и презентации учащихся. Такая форма работы повышает мотивацию учащихся к обучению. ...
15 02 2024 16:17:46
Урок-панорама изучения нового с элементами театрализации и маршрута по теме "Рабство в Древнем Риме" ставит целью создание у школьников образного представления о положении рабов в Древнем Риме, их труде, занятости в хозяйстве, повседневной жизни и быту. Форма занятия позволяет развивать логические, образные и оценочные умения при разработке панорамных плакатов, воспитывает эмоционально-целостное отношение к истории....
14 02 2024 15:28:40
При подготовке к уроку учащиеся делают слайды с биографиями исторических личностей периода, учитель проверяет, корректирует и объединяет слайды в единую презентацию, которая будет использована на уроке. Учащиеся делают на уроке сообщения с опорой на презентацию, заполняют обобщающую хронологическую таблицу....
13 02 2024 18:38:20
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
12 02 2024 17:11:47
Урок проводится в форме игры. Занятие помогает познакомить учащихся с основными направлениями внешней политики Александра II; прививать навыки самостоятельной работы; воспитать любовь к родине....
11 02 2024 11:30:48
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
10 02 2024 15:44:15
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
09 02 2024 22:53:15
Урок истории в 5-м классе формирует представления учащихся об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Древнего Египта и их зависимости от географического положения и природных условий....
08 02 2024 8:44:54
На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....
07 02 2024 23:20:36
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
06 02 2024 1:26:53
Цель проведения викторины – пропаганда знаний по истории Великой Отечественной войны, привлечение внимания к литературным произведениям военных и послевоенных лет, патриотическое воспитание обучающихся. К участию в викторине можно привлекать обучающихся 8–11-х классов не только своей школы, но и других школ (в рамках сетевого взаимодействия)....
05 02 2024 3:16:28
Урок по истории древнего мира в 5-м классе по теме «Зарождение демократии в Афинах» знакомит учащихся с реформами Солона; развивает навыки и умения работы с текстом учебника, анализировать и оценивать события прошлого и делать собственные выводы; создает благоприятный психологический климат на уроке и атмосферу доверительных отношений с учащимися....
04 02 2024 9:55:31
На уроке используются цифровые образовательные ресурсы, чтобы предоставить полную картину событий обороны Москвы, раскрыть всенародный хаpaктер борьбы, программу мобилизационных сил страны на разгром врага, показать историческое значение и причины победы советского народа в битве за Москву....
03 02 2024 16:30:49
На уроке дается общее представление о федеративном устройстве России, учащиеся знакомятся с понятиями «патриот» и «патриотизм»....
02 02 2024 1:39:41
Выбор темы обусловлен необходимостью изучения культуры Древней Греции, ставшей фундаментом европейской культуры. В разработку урока включены: цели, формируемые навыки обучающихся, предполагаемые ответы, разноуровневые задания; материалы из Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Содержание материала соответствует обязательному минимуму содержания образования. ...
01 02 2024 13:35:59
В Республике Казахстан в 2009 г. проведена широкомасштабная программа «Снижение информационного неравенства», в реализации которой приняли участие все педагоги страны. Активизирован интерес к применению всеми участниками педагогического процесса информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе. Это дало возможность повлиять на качество образования, расширить поле информационных ресурсов, стать основой современного образования....
31 01 2024 6:22:44
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
30 01 2024 6:20:24
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
29 01 2024 7:53:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::