Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"
Цель:
- повторить, закрепить, обобщить знания по теме “Смутное время”;
- на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина,
- руководителей народных ополчений, под руководством К.Минина и Д.Пожарского, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, родного Отечества, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины;
- подготовиться к самостоятельной работе по данной теме.
Повторить, закрепить, обобщить:
- Понятия: “Смутное время”, гражданская война, интервенция, ополчение.
- Вспомнить основные события и даты данного периода истории.
- Выявить причинно – следственные связи: что, зачем и почему?
- И.Болотников, К.Минин, Д.Пожарский, И.Заруцкий, П.Ляпунов, И.Сусанин – народные герои.
- Последствия Смуты для страны.
Оборудование:
- карта “Смутное время”,
- учебник,
- хрестоматия,
- работы Ключевского, Платонова, Карамзина, Соловьёва и других историков по данной теме.
Ход урока
Повторение и обобщение по плану
- Страна в конце 16 – начале 17 века.
- Приход к власти Бориса Годунова.
- Политика Бориса Годунова. Противостояние боярства и дворянства.
- Причины появления самозванцев на Руси.
- Личность и правление Лжедмитрия 1. (Монах – Григорий Отрепьев). Марина Мнишек.
- Боярский царь Василий Шуйский.
- Гражданская война.
- Восстание Ивана Исаевича Болотникова.
- Лжедмитрий 2. (Кто он? или дворянин Михаил Молчанов? Спорят историки.)
- Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Польская и Шведская интервенция.
- Свержение В.Шуйского.
- “Семибоярщина”. Милославские и другие.
- 1 ополчение. Заруцкий. Ляпунов. Пашков.
- 2 ополчение. К.Минин. Д.Пожарский.
- Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство (1613 г.). Начало династии Романовых. Конец Смуты.
- Соглашения 1617 и1618 гг. с Польшей и Швецией. Территории, потерянные Россией. Окончание гражданской войны.
- Подвиг Ивана Сусанина.
- Последствия Смуты.
Вопросы для повторения и обобщения
- Какой период в истории нашей страны назывался “Смутным” временем?
- Почему конец 16 – начало 17 века назывался “Смутным временем”?
- Назовите временные рамки царствования Бориса Годунова.
- Как связаны Борис Годунов и Малюта Скуратов?
- Какие события происходили на Руси в 1601 – 1603 гг.?
- Почему на Руси в начале 17 века появляются самозванцы?
- За кого выдавали себя самозванцы?
- Кто на самом деле был Лжедмитрий 1?
- Что вам известно о Марине Мнишек?
- Что произошло: в октябре 1604 года, 2 июня 1605 года, 17 мая 1606 года, 19 мая 1606 года, осенью 1606 года?
- Что такое “крестоцеловальная запись”?
- Назовите настоящую фамилию Лжндмитрия 2.
- Объясните понятия: гражданская война, интервенция, ополчение.
- Почему события начала 17 века называют “гражданской войной”?
- Кто возглавил 2-е ополчение?
- Против кого оно было направлено?
- Назовите причины распада 1-ого ополчения.
- Почему правление с июля 1610 года называют “семибоярщина”?
- Кто возглавил 2-ое ополчение?
- Почему в России до сих пор чтут память К.Минина и Д.Пожарского? В чём их заслуга перед Отечеством?
- Какого Лжедмитрия называли “тушинским вором” и почему он получил такое прозвище?
- Какого Лжедмитрия убили, сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец?
- Какое событие ознаменовало собой конец Смуты?
- Когда был избран на русский престол первый представитель династии Романовых? Назовите его имя.
- В чём заключался подвиг Ивана Сусанина? Что вам известно об этом?
- Можно ли назвать народными героями И.И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И. Заруцкого, П.Ляпунова и Ивана Сусанина? Своё мнение обоснуйте.
- Каковы условия договора между Россией и Польшей, заключённому в 1618 году в местечке Деулино?
- Каковы условия договора между Россией и Швецией, заключённому в 1617 году в г. Столбово?
- Каковы последствия Смуты?
- Был ли у России в данный период истории альтернативный путь развития, который бы, возможно, сократил отставание России от Европейских государств, направив страну на более передовое и цивилизованное развитие? Если да, то возможен ли он был в России самодержавной, крепостнической? ( Смотри учебник. “Семибоярщина”).
Основные даты:
1598-1604-правление Бориса Годунова,
1603- восстание Хлопка,
1606- правление Василия Шуйского,
1607- восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова,
1610- “Семибоярщина” во главе с Милославским,
1612- освобождение Москвы Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским от польских и Шведских интервентов,
1613-воцарение Михаила Федоровича Романова на престол, первого представителя царской династии Романовых,
1617 – Столбовский мир со Швецией,
1618- Деулинское соглашение с Польшей.
Событийно-проблемная задача:
Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
Ответ:
И в начале 17 века, и ранее, и позднее в России почти любой счёт шёл от мужских душ: количество крепостных; наделение землёй крестьянских хозяйств и т. д. Правами обладали мужчины, хозяева дома и семьи. Женщины по существу были бесправными во всём, в том числе и в наследовании имущества и земли.
Событийно-проблемные задачи по теме “Россия в 17 веке”.
Дополнения к урокам тематическим, повторительно- обобщающему уроку, уроку-зачёту.
1(32). Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
2(33). В 1646 г. Алексеем Михайловичем был принят указ о соляном налоге. Затем было сокращено жалование стрельцам, поддержке и опоре царя. А в 1654 г. серебряные деньги были заменены на медные (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения – Соляному (1648 г.) и Медному (1662 г.) бунтам. Однако гнев народа был направлен не против царя, а на бояр.
Вопрос: Почему, ведь бояре были всего лишь исполнителями царской воли?
3(34). Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ставка делалась на Западную Европу, Однако, правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование.
Вопрос: Почему? Ведь первый путь, напрямую, через созидателей образования, был бы с точки зрения пpaктической пользы и надёжнее, и вернее.
4(35). Во второй половине 17 века в России произошёл великий церковный катаклизм. По мнению историков почти 1/3 русских людей ушли в раскол. Разделилась не только церковь, но и сама русская душа. Лидерами противоборствующих сторон являлись, с одной стороны, патриарх Никон, с другой – протопоп Аввакум. Но что любопытно – и Никон, и Аввакум, буквально перевернувшие русскую церковь, не были русскими, они являлись мордвинами.
Вопрос: Как случилось, что два мордвина смогли расколоть святую Русь?
5(36). “С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств, и, приготовившись, таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы. При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи и саваны, ложились в выдолбленные из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа”.
Как вы уже поняли, что речь идёт о старообрядцах.
Вопрос: Почему они так вели себя в конце 60-х гг. 17 века?
6(37). Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший.
Вопрос: Почему?
Ведь не было тишины ни в живом хаpaктере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол (реформа Никона), события, последовавшие за воссоединением Украины с Россией...
И в личном плане за ним “тихого” никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу.
Вопрос: Так почему же Тишайший?
Зачётная работа по теме “Россия в 17 веке”.
1. Охаpaктеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в 17 веке? Что препятствовало развитию хозяйства?
2. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России 17 века по сравнению с 16 веком?
3. Объясните, почему события конца 16 – начала 17 века в России получили образное название “Смута”?
4. Подумайте, почему в начале 17 века стало возможным появление самозванцев?
5. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
6. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили?
7. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чём их значение?
8. Соборное уложение – это...
а) свод законов Российского государства 17 века, утверждённый на Земском соборе;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе.
9. Представители каких слоёв населения русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 году? Зачеркните неверные ответы:
а) от дворян;
б) от посадских людей;
в) от черносошных крестьян;
г) от крепостных крестьян;
д) от казаков;
е) от стрельцов;
ж) от холопов.
10. Какой важный процесс в истории России хаpaктеризуется такими событиями как: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменён Юрьев день?
11. Из приведённых ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян:
а) 1497 г.,
б) 1550 г.,
в) 1606 г.,
г) 1649 г.,
д) 1725 г.
12. По церквям разослали “память”: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?
13. Кто из названных пар были современниками:
а) Иван Болотников и Иван 4 Грозный
б) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон
в) Михаил Фёдорович Романов и Степан Разин
г) Богдан Хмельницкий и Ордин – Нащёкин
14. Охаpaктеризуйте внешнюю политику России в 17 веке.
Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в 17 веке:
а) Левобережная Украина;
б) Казанское ханство;
в) Камчатка;
г) Смоленская земля.
16. Назовите известные вам памятники русского зодчества 17 века.
17. Какое влияние на культуру 17 века оказало развитие хозяйства России, расширение её территорий и связей со странами Западной Европы?
18. Объясните, почему современники называли 17 век “бунташным веком”?
19. История в датах.
Соотнесите между собой события и даты:
А. | 1. Начало движения под предв. И.И. Болотникова. | 1. 1687 г. |
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии | 2. 1634 г. | |
3. Окончание Смоленской войны | 3. 1606 г. | |
Б. | 1. Окончание крестьянской войны под предв. С.Т.Разина | 1. 1687 г. |
2. Начало правления Фёдора Алексеевича | 2. 1671 г. | |
3. 1-й Крымский поход В.В.Голицына | 3. 1676 г. | |
В. | 1. “Соляной” бунт в Москве | 1.1613 г. |
2. Избрание Михаила Романова царём | 2. 1649 г. | |
3. Соборное уложение Алексея Михайловича | 3. 1648 г. | |
Г. | 1. “Медный” бунт в Москве | 1. 1611 г. |
2. Создание первого ополчения | 2. 1662 г. | |
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины | 3. 1654 г. | |
Д. | 1. Создание второго ополчения | 1. 1612 г. |
2. Начало открытой польской интервенции | 2. 1689 г. | |
3. Конец правления Софьи | 3. 1609 г. |
20. Вычеркните лишнее:
1) Помещичьи крестьяне, вотчинные крестьяне, монастырские крестьяне, государственные крестьяне, черносошные крестьяне.
2) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.
3) Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
4) Владислав, Карл Филипп, Д. Пожарский, М. Романов, К. Минин, Д. Трубецкой, И. Голицын.
5) “Повесть о Горе - Злосчастии”, “Житие Феодосия Печёрского”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Житие протопопа Аввакума им самим рассказанное”.
21. Выбери правильный ответ.
А. Что такое “поход за зипунами”?
1. Поездка за границу для покупки новых образцов ремесленного и мануфактурного производства.
2. Набеги казаков с целью наживы.
3. Экспедиции служилых людей для изучения новых земель.
Б. Что представлял собой “казачий разбор” 1612 года?
1. списки людей, которые закрепляли сословную принадлежность к казакам.
2. Действия казаков, благодаря которым оказались разграблены многие города.
3. Царский указ, по которому разрешалось не возвращать награбленное казаками имущество.
В. В источниках о Ярославичех начала 17 века встречается слово “лисовчики”. Что оно означало?
1. Это крестьяне, которые заготавливали лес.
2. Так называли поляков по имени одного из комaндиров.
3. Это деньги, на которых была изображена лиственница.
Г. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отменённое только в 1682 г. царём Фёдором Алексеевичем. Что оно собой представляло?
1. Обязанность для горожан строить свои дома в специально определённых местах, в соответствиис планом.
2. Система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.
3. Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода.
22. Найдите современников.
А. Царь Василий Иванович Шуйский
а) фр. король Генрих 4 Бурбон
Б) Томас Мюнцер
В) Блез Паскаль
Б. Царь Борис Годунов
а) Васко да Гама
Б) Галилео Галилей
В) англ. Король Генрих 7 Тюдор
В. Патриарх Никон
а) Франсуа Рабле
Б) Мартин Лютер
В) герм. Император Фердинанд 3
Г. Царь Михаил Фёдорович
а) кардинал Ришелье
Б) Эразм Роттердамский
в) Фердинанд Кортес
Д. Царь Алексей Михайлович
а) Данте Алигьери
б) англ. Королева Елизавета Тюдор
в) Роберт Бойль
23. История в лицах.
Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.
Отличался мягким хаpaктером, добротою и робостью;
– испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;
- вёл малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завёл в России оранжерею;
- занимался делами сам только последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;
- он стал родоначальником царской династии по решению “всей земли”.
Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;
- закончил свою жизнь на плахе, был казнён на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.
24. Работа над ошибками. Найдите в тексте исторические ошибки.
Одним из самых крупных выступлений в России является крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
Она началась с грабительского похода казачьих войск на Днепр.
Спасаясь от преследований царских армий, разинцы ушли в Турцию, где служили турецкому шаху.
В 1669 году они вернулись в Россию, т. к. царь Михаил Фёдорович обещал им прощение.
С 1670 года начинается собственно крестьянская война. Главным стратегическим пунктом для Разина стала Казань, именно на неё он направляет свой первый удар.
Жители города открыли ворота восставшим, но вскоре сюда подошли царские войска, сумевшие разбить восставших.
Однако крестьянская война на этом не закончилась и продолжалась до 1675 года, когда был захвачен и казнён предводитель.
Урок подводит учащихся к причинам восстания Спартака, поражения; формирует критическое мышление учащихся многоуровневым анализом исторического документа, иллюстративного материала, картографические, хронологические умения и навыки, умения выделять в тексте главное, делать элементарные выводы; воспитывает чувство справедливости, гуманного отношения к людям, интерес к предмету....
18 03 2024 10:43:40
Предлагается разработка внеклассного игрового мероприятия по истории древнего мира. ...
17 03 2024 16:25:46
В ходе урока решается проблема - обоснование необходимости принятия православия в интересах государства княжеской властью. Шестиклассники выполняют свою роль в историческом процессе: участвуют в выборе религии, соглашаясь или опровергая те или иные положения. Учащиеся вовлечены в коллективную исследовательскую работу, представляя интересы разных социальных групп - бояр, горожан, крестьян. Осуществляется активное слушание монологов действующих лиц, проводится сравнение религий....
16 03 2024 17:30:14
На уроке истории учащиеся знакомятся с НЭП в 20-е годы прошлого века, анализируют причины, которые заставили советское руководство перейти от политики "военного коммунизма" к НЭПу. ...
15 03 2024 3:27:19
Занятие предназначено для учащихся 5-х классов. Целью является повторение и обобщение знаний по теме «Десятичные дроби», воспитание уважительного отношения к истории своей страны. На занятии развивается устная речи, творческие способности и интеллектуальный уровень учащихся....
14 03 2024 4:44:12
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
13 03 2024 20:36:34
Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...
12 03 2024 19:22:56
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
11 03 2024 10:50:49
Урок разработан в соответствии с концепцией модернизации российского образования. При планировании урока применялись модульные технологии, основанные на компетенциях. Интеграция дисциплин дает возможность преодолеть дисциплинарную разобщенность научного знания, высвобождается учебное время, усиливаются внутрипредметные и межпредметные связи, расширяются сферы получаемой информации, подкрепляется мотивация в обучении. Цель урока – исследование развития абсолютизма в России и Англии в XVI веке....
10 03 2024 14:40:56
Основные задачи диспута - развитие логического мышления, формирование самостоятельности мышления старшеклассников....
09 03 2024 16:19:12
Сложность и объёмность материала, необходимого усвоить школьнику, существенно затрудняет целостное его восприятие и осмысление. Информационная перенасыщенность и недостаточное структурирование учебного материала ставят перед школьниками проблему запоминания и усвоения теоретических и пpaктических знаний, получаемых в школе. На мой взгляд, помогает решить данную проблему современного ученика и улучшить качество знаний по предметам гуманитарного цикла применение педагогического приёма "Своя опора". ...
08 03 2024 10:11:56
Цель урока: формирование у учащихся навыков работы с различными источниками информации....
07 03 2024 12:14:16
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
06 03 2024 9:55:28
При интегрированном обучении появляется возможность показать учащимся мир во всем его многообразии с привлечением научных знаний, художественной литературы, искусства, что способствует эмоциональному, эстетическому развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. ...
04 03 2024 5:15:51
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
03 03 2024 1:13:51
В ходе урока учащиеся усваивают особенности готического искусства в сравнении с романикой. Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями....
02 03 2024 11:45:10
Урок проводится в форме игры-путешествия, повышает интерес учащихся к истории, закрепляет и проверяет знания материала по теме. Создан с ИКТ- технологиями....
01 03 2024 11:41:25
Урок изучения нового материала с первичным закреплением. Используются элементы технологии критического мышления и работа учащихся в группах. Материал урока доступен для самостоятельного изучения девятиклассниками. Работа учащихся в группах позволяет эффективно организовать знакомство с содержанием Всеобщей декларации прав человека. Заполняя кластер, учащиеся при помощи учителя систематизируют содержание документа. Оптимизировать работу на всех этапах урока позволяет оригинальная презентация....
29 02 2024 11:14:38
Особая роль школы состоит в создании условий для духовного становления и развития личности свободной, образованной, нравственно и физически здоровой. Становление такой личности достигается школой, если она станет для каждого ребенка развивающей его природные задатки, потребности и интересы. ...
28 02 2024 13:50:26
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
27 02 2024 15:53:34
Урок проводится как обобщающий по теме «Эпоха Екатерины II». Главный акцент в хаpaктеристике исторического деятеля делается на индивидуальном своеобразии, уникальности, неповторяемости, на психологических мотивах и нравственных аспектах его деятельности. ...
26 02 2024 20:51:41
Хакасы – этническая группа народов Южной Сибири и Хакасии. Они стремятся сохранить свой язык, культуру и самобытность. С этой целью в школах Хакасии ввели курс "Культура, литература и история родного края". Урок "Курганы – не миф и не сказка" – из данного курса. ...
25 02 2024 1:30:55
В ходе занятия используется презентация учителя, фрагмент документального фильма; учащиеся работают с материалами сайта. В качестве примеров использованы события, хорошо знакомые ученикам и позволяющие построить оценочные суждения, используя не только полученные знания, но и личностный опыт....
24 02 2024 23:27:12
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
23 02 2024 1:41:10
В процессе работы над учебным материалом учащиеся должны: знать причины, основные события, историческое значение войны 1812 года; уметь правильно и грамотно формулировать и оценивать на основании документов причины, основные события и итоги войны; развивать навыки работы с документами и картой умения определять и объяснять понятия воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах Российской истории и подвигов российского народа....
22 02 2024 22:19:34
Цели урока: углубить и систематизировать знания учащихся о социальном статусе личности. Формирование основ социальной культуры....
21 02 2024 10:17:53
Игра прививает интерес к изучению истории своей страны, воспитание чувства гордости за свою историю и предков, воспитание патриотизма, а также повторение и закрепление ранее изученной темы....
20 02 2024 12:50:45
Урок для 8-го класса по истории России с применением презентации позволяет учащимся понять причины Русско-турецкой войны, ее основные этапы и итоги, познакомиться со значением технико-экономического потенциала в войне, а также развивает навыки работы с картой и текстом учебника....
19 02 2024 15:56:57
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
18 02 2024 21:12:38
Урок помогает углубить представление о Культуре XVI–XVII веков, познакомить с эпохой Ивана IV, работать над обогащением словарного запаса, развивать умения, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об этикетных нормах в России XVI–XVII вв....
17 02 2024 20:15:22
Конспект урока по истории России для 11-го класса....
16 02 2024 17:56:29
Учащиеся знакомятся с историей развития Дальнего Востока в конце ХIХ – начале ХХ в. Рассматривается влияние общероссийских исторических событий на развитие дальневосточного региона, Приморского края, города Владивостока....
15 02 2024 0:20:52
Повторительно-обобщающий урок в 7-м классе в форме игры-соревнования, во время которого класс делится на комaнды. Учащимся предлагаются конкурсы: «Крылатые выражения», «Исторический портрет», «Историческая мозаика», «Название на карте», «Историческая азбука», «Впервые в России», «Загадочные слова», «Историческая хронология». В конце урока определяются победители и выставляются оценки....
14 02 2024 21:29:30
В методической разработке урока обобщения и закрепления материала предполагается проведение пpaктической работы с использованием различных литературных источников. ...
13 02 2024 23:49:51
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
12 02 2024 19:56:13
Представленный вариант урока с презентацией возможно использовать в качестве повторительного урока по истории России IX–XV веков, внеклассной интеллектуальной игры по истории, внеклассного мероприятия, посвященного Дню защитника Отечества. Урок построен в виде викторины "Своя игра"....
11 02 2024 7:58:47
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
10 02 2024 6:14:17
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке. ...
09 02 2024 8:55:22
Интеpaктивный урок по истории Древнего мира в 5-м классе позволяет проследить позитивные и негативные черты афинской демократии, которая была первым в мире опытом государства, основанного на народовластии. Сама идея народовластия возникла в древности, прошла через века и утвердилась в наиболее развитых странах мира, и в нашей стране также. ...
08 02 2024 18:19:52
Представленное планирование удобно тем, что позволяет расширить знания по истории Древнего мира и мировой художественной культуре....
07 02 2024 2:45:38
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
06 02 2024 7:18:53
Разработка урока предусматривает большой объем работы с иллюстративным, документальным и художественным материалом. Задача учителя состоит в том, чтобы научить школьников самостоятельно получать информацию из разнообразных источников, уметь ее анализировать, систематизировать, обобщать. Работа на уроке с различными источниками информации поможет наработать вышеперечисленные умения....
05 02 2024 5:38:17
Целью данного мероприятия является подготовить учащихся к сознатательному участию в гражданской жизни общества, а также воспитание личности, обладающей высоким уровнем гражданского самосознания....
04 02 2024 22:34:19
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
03 02 2024 16:12:13
Урок знакомит учащихся с основными событиями войны 1812 года. Внимание акцентируется на Бородинском сражении, значении для хода войны, партизанском движении, роли народных масс в победе над французскими завоевателями. На слайдах представлены фрагменты из гравюр XIX века, репродукции картин, которые живо воссоздают события Отечественной войны. Текст слайдов –воспоминания участников этих событиий, наполненные эмоциями от пережитого....
02 02 2024 3:53:40
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
01 02 2024 16:46:17
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
31 01 2024 8:51:54
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
30 01 2024 4:48:39
Цель урока: рассмотреть роль государства в жизни его граждан. Данная разработка может быть полезна начинающим педагогам....
29 01 2024 0:41:47
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::