Материалы к повторительно-обобщающему уроку и зачету по теме "Россия в XVII веке", "Смутное время"
Цель:
- повторить, закрепить, обобщить знания по теме “Смутное время”;
- на примере героических подвигов русского народа, Ивана Сусанина,
- руководителей народных ополчений, под руководством К.Минина и Д.Пожарского, способствовать воспитанию патриотизма, гордости за историческое прошлое нашей страны, родного Отечества, воспитанию готовности защищать страну от любых посягательств со стороны других государств, отстаивать суверенитет и независимость родины;
- подготовиться к самостоятельной работе по данной теме.
Повторить, закрепить, обобщить:
- Понятия: “Смутное время”, гражданская война, интервенция, ополчение.
- Вспомнить основные события и даты данного периода истории.
- Выявить причинно – следственные связи: что, зачем и почему?
- И.Болотников, К.Минин, Д.Пожарский, И.Заруцкий, П.Ляпунов, И.Сусанин – народные герои.
- Последствия Смуты для страны.
Оборудование:
- карта “Смутное время”,
- учебник,
- хрестоматия,
- работы Ключевского, Платонова, Карамзина, Соловьёва и других историков по данной теме.
Ход урока
Повторение и обобщение по плану
- Страна в конце 16 – начале 17 века.
- Приход к власти Бориса Годунова.
- Политика Бориса Годунова. Противостояние боярства и дворянства.
- Причины появления самозванцев на Руси.
- Личность и правление Лжедмитрия 1. (Монах – Григорий Отрепьев). Марина Мнишек.
- Боярский царь Василий Шуйский.
- Гражданская война.
- Восстание Ивана Исаевича Болотникова.
- Лжедмитрий 2. (Кто он? или дворянин Михаил Молчанов? Спорят историки.)
- Иностранное вмешательство в русскую Смуту. Польская и Шведская интервенция.
- Свержение В.Шуйского.
- “Семибоярщина”. Милославские и другие.
- 1 ополчение. Заруцкий. Ляпунов. Пашков.
- 2 ополчение. К.Минин. Д.Пожарский.
- Избрание Михаила Фёдоровича Романова на царство (1613 г.). Начало династии Романовых. Конец Смуты.
- Соглашения 1617 и1618 гг. с Польшей и Швецией. Территории, потерянные Россией. Окончание гражданской войны.
- Подвиг Ивана Сусанина.
- Последствия Смуты.
Вопросы для повторения и обобщения
- Какой период в истории нашей страны назывался “Смутным” временем?
- Почему конец 16 – начало 17 века назывался “Смутным временем”?
- Назовите временные рамки царствования Бориса Годунова.
- Как связаны Борис Годунов и Малюта Скуратов?
- Какие события происходили на Руси в 1601 – 1603 гг.?
- Почему на Руси в начале 17 века появляются самозванцы?
- За кого выдавали себя самозванцы?
- Кто на самом деле был Лжедмитрий 1?
- Что вам известно о Марине Мнишек?
- Что произошло: в октябре 1604 года, 2 июня 1605 года, 17 мая 1606 года, 19 мая 1606 года, осенью 1606 года?
- Что такое “крестоцеловальная запись”?
- Назовите настоящую фамилию Лжндмитрия 2.
- Объясните понятия: гражданская война, интервенция, ополчение.
- Почему события начала 17 века называют “гражданской войной”?
- Кто возглавил 2-е ополчение?
- Против кого оно было направлено?
- Назовите причины распада 1-ого ополчения.
- Почему правление с июля 1610 года называют “семибоярщина”?
- Кто возглавил 2-ое ополчение?
- Почему в России до сих пор чтут память К.Минина и Д.Пожарского? В чём их заслуга перед Отечеством?
- Какого Лжедмитрия называли “тушинским вором” и почему он получил такое прозвище?
- Какого Лжедмитрия убили, сожгли, пепел зарядили в пушку и выстрелили в ту сторону, откуда пришёл самозванец?
- Какое событие ознаменовало собой конец Смуты?
- Когда был избран на русский престол первый представитель династии Романовых? Назовите его имя.
- В чём заключался подвиг Ивана Сусанина? Что вам известно об этом?
- Можно ли назвать народными героями И.И.Болотникова, К.Минина, Д.Пожарского, И. Заруцкого, П.Ляпунова и Ивана Сусанина? Своё мнение обоснуйте.
- Каковы условия договора между Россией и Польшей, заключённому в 1618 году в местечке Деулино?
- Каковы условия договора между Россией и Швецией, заключённому в 1617 году в г. Столбово?
- Каковы последствия Смуты?
- Был ли у России в данный период истории альтернативный путь развития, который бы, возможно, сократил отставание России от Европейских государств, направив страну на более передовое и цивилизованное развитие? Если да, то возможен ли он был в России самодержавной, крепостнической? ( Смотри учебник. “Семибоярщина”).
Основные даты:
1598-1604-правление Бориса Годунова,
1603- восстание Хлопка,
1606- правление Василия Шуйского,
1607- восстание под предводительством Ивана Исаевича Болотникова,
1610- “Семибоярщина” во главе с Милославским,
1612- освобождение Москвы Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским от польских и Шведских интервентов,
1613-воцарение Михаила Федоровича Романова на престол, первого представителя царской династии Романовых,
1617 – Столбовский мир со Швецией,
1618- Деулинское соглашение с Польшей.
Событийно-проблемная задача:
Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина половину дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
Ответ:
И в начале 17 века, и ранее, и позднее в России почти любой счёт шёл от мужских душ: количество крепостных; наделение землёй крестьянских хозяйств и т. д. Правами обладали мужчины, хозяева дома и семьи. Женщины по существу были бесправными во всём, в том числе и в наследовании имущества и земли.
Событийно-проблемные задачи по теме “Россия в 17 веке”.
Дополнения к урокам тематическим, повторительно- обобщающему уроку, уроку-зачёту.
1(32). Иван Сусанин завёл в леса и болота поляков и тем самым спас жизнь Михаилу Романову. В знак благодарности царь пожаловал мужу единственной дочери Сусанина дворцовой деревни “за службу и за кровь тестя его” с освобождением его и его потомства от всяких податей.
Вопрос: Почему награда досталась мужу дочери Сусанина, а не ей самой?
2(33). В 1646 г. Алексеем Михайловичем был принят указ о соляном налоге. Затем было сокращено жалование стрельцам, поддержке и опоре царя. А в 1654 г. серебряные деньги были заменены на медные (в 1662 г. за один серебряный рубль давали 14 медных). Эти непопулярные меры правительства привели к восстаниям городского населения – Соляному (1648 г.) и Медному (1662 г.) бунтам. Однако гнев народа был направлен не против царя, а на бояр.
Вопрос: Почему, ведь бояре были всего лишь исполнителями царской воли?
3(34). Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. При этом ставка делалась на Западную Европу, Однако, правительство часто не решалось заимствовать западное образование напрямую от его учителей, мастеров и специалистов, а искало посредников, которые могли передать русским образование.
Вопрос: Почему? Ведь первый путь, напрямую, через созидателей образования, был бы с точки зрения пpaктической пользы и надёжнее, и вернее.
4(35). Во второй половине 17 века в России произошёл великий церковный катаклизм. По мнению историков почти 1/3 русских людей ушли в раскол. Разделилась не только церковь, но и сама русская душа. Лидерами противоборствующих сторон являлись, с одной стороны, патриарх Никон, с другой – протопоп Аввакум. Но что любопытно – и Никон, и Аввакум, буквально перевернувшие русскую церковь, не были русскими, они являлись мордвинами.
Вопрос: Как случилось, что два мордвина смогли расколоть святую Русь?
5(36). “С осени 1668 г. там забросили поля, не пахали и не сеяли, по наступлении рокового 1669 г. бросили и избы. Собираясь толпами люди молились, постились, каялись друг другу в грехах, приобщались святыми дарами, освящёнными до никоновских новшеств, и, приготовившись, таким образом, с трепетом ожидали архангельской трубы. При наступлении ночи ревнители старого благочестия надевали белые рубахи и саваны, ложились в выдолбленные из цельного дерева гробы и ждали трубного гласа”.
Как вы уже поняли, что речь идёт о старообрядцах.
Вопрос: Почему они так вели себя в конце 60-х гг. 17 века?
6(37). Царь Алексей Михайлович, второй царь из династии Романовых, и у современников, и у исследователей получил прозвище Тишайший.
Вопрос: Почему?
Ведь не было тишины ни в живом хаpaктере царя, ни в его весьма и весьма бурное царствование. Достаточно только вспомнить восстание под предводительством Степана Тимофеевича Разина, Медный и Соляной бунты, Соловецкое восстание, церковный раскол (реформа Никона), события, последовавшие за воссоединением Украины с Россией...
И в личном плане за ним “тихого” никогда и ничего не наблюдалось: известны его вспыльчивость и даже жестокость, скорость на бранное слово и расправу.
Вопрос: Так почему же Тишайший?
Зачётная работа по теме “Россия в 17 веке”.
1. Охаpaктеризуйте новые черты, появившиеся в хозяйстве России в 17 веке? Что препятствовало развитию хозяйства?
2. Какие изменения произошли в управлении государством и организации войска в России 17 века по сравнению с 16 веком?
3. Объясните, почему события конца 16 – начала 17 века в России получили образное название “Смута”?
4. Подумайте, почему в начале 17 века стало возможным появление самозванцев?
5. Чем прославились в русской истории Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин?
6. С какими событиями русской истории связаны имена Ивана Болотникова и Степана Разина? Когда они происходили?
7. Какие события в истории России связаны с именами С. Дежнёва, В.Д. Пояркова, Е.П. Хабарова? В чём их значение?
8. Соборное уложение – это...
а) свод законов Российского государства 17 века, утверждённый на Земском соборе;
б) представительный орган при царе;
в) порядок продвижения по государственной службе.
9. Представители каких слоёв населения русского общества выбирали царя на Земском соборе в 1613 году? Зачеркните неверные ответы:
а) от дворян;
б) от посадских людей;
в) от черносошных крестьян;
г) от крепостных крестьян;
д) от казаков;
е) от стрельцов;
ж) от холопов.
10. Какой важный процесс в истории России хаpaктеризуется такими событиями как: “Юрьев день”, пятилетний срок розыска и возврата беглых крестьян? Когда впервые был отменён Юрьев день?
11. Из приведённых ниже дат подчеркните дату окончательного закрепощения крестьян:
а) 1497 г.,
б) 1550 г.,
в) 1606 г.,
г) 1649 г.,
д) 1725 г.
12. По церквям разослали “память”: отныне креститься тремя перстами, земные поклоны заменить поясными. С каким событием русской истории связаны эти нововведения? Кто был противником этих мер?
13. Кто из названных пар были современниками:
а) Иван Болотников и Иван 4 Грозный
б) Алексей Михайлович Романов и патриарх Никон
в) Михаил Фёдорович Романов и Степан Разин
г) Богдан Хмельницкий и Ордин – Нащёкин
14. Охаpaктеризуйте внешнюю политику России в 17 веке.
Какие из перечисленных территорий вошли в состав России в 17 веке:
а) Левобережная Украина;
б) Казанское ханство;
в) Камчатка;
г) Смоленская земля.
16. Назовите известные вам памятники русского зодчества 17 века.
17. Какое влияние на культуру 17 века оказало развитие хозяйства России, расширение её территорий и связей со странами Западной Европы?
18. Объясните, почему современники называли 17 век “бунташным веком”?
19. История в датах.
Соотнесите между собой события и даты:
А. | 1. Начало движения под предв. И.И. Болотникова. | 1. 1687 г. |
2. Открытие Славяно-греко-латинской академии | 2. 1634 г. | |
3. Окончание Смоленской войны | 3. 1606 г. | |
Б. | 1. Окончание крестьянской войны под предв. С.Т.Разина | 1. 1687 г. |
2. Начало правления Фёдора Алексеевича | 2. 1671 г. | |
3. 1-й Крымский поход В.В.Голицына | 3. 1676 г. | |
В. | 1. “Соляной” бунт в Москве | 1.1613 г. |
2. Избрание Михаила Романова царём | 2. 1649 г. | |
3. Соборное уложение Алексея Михайловича | 3. 1648 г. | |
Г. | 1. “Медный” бунт в Москве | 1. 1611 г. |
2. Создание первого ополчения | 2. 1662 г. | |
3. Начало войны с Речью Посполитой из-за Украины | 3. 1654 г. | |
Д. | 1. Создание второго ополчения | 1. 1612 г. |
2. Начало открытой польской интервенции | 2. 1689 г. | |
3. Конец правления Софьи | 3. 1609 г. |
20. Вычеркните лишнее:
1) Помещичьи крестьяне, вотчинные крестьяне, монастырские крестьяне, государственные крестьяне, черносошные крестьяне.
2) Избранная рада, Земский собор, Боярская дума, приказы.
3) Римский папа, патриарх, митрополит, архиепископ, епископ.
4) Владислав, Карл Филипп, Д. Пожарский, М. Романов, К. Минин, Д. Трубецкой, И. Голицын.
5) “Повесть о Горе - Злосчастии”, “Житие Феодосия Печёрского”, “Повесть о Ерше Ершовиче”, “Житие протопопа Аввакума им самим рассказанное”.
21. Выбери правильный ответ.
А. Что такое “поход за зипунами”?
1. Поездка за границу для покупки новых образцов ремесленного и мануфактурного производства.
2. Набеги казаков с целью наживы.
3. Экспедиции служилых людей для изучения новых земель.
Б. Что представлял собой “казачий разбор” 1612 года?
1. списки людей, которые закрепляли сословную принадлежность к казакам.
2. Действия казаков, благодаря которым оказались разграблены многие города.
3. Царский указ, по которому разрешалось не возвращать награбленное казаками имущество.
В. В источниках о Ярославичех начала 17 века встречается слово “лисовчики”. Что оно означало?
1. Это крестьяне, которые заготавливали лес.
2. Так называли поляков по имени одного из комaндиров.
3. Это деньги, на которых была изображена лиственница.
Г. На протяжении нескольких веков в Русском государстве существовало местничество, отменённое только в 1682 г. царём Фёдором Алексеевичем. Что оно собой представляло?
1. Обязанность для горожан строить свои дома в специально определённых местах, в соответствиис планом.
2. Система формирования казачьих войск в соответствии с территориальным принципом.
3. Порядок назначения на государственные должности в соответствии со знатностью и службами представителей рода.
22. Найдите современников.
А. Царь Василий Иванович Шуйский
а) фр. король Генрих 4 Бурбон
Б) Томас Мюнцер
В) Блез Паскаль
Б. Царь Борис Годунов
а) Васко да Гама
Б) Галилео Галилей
В) англ. Король Генрих 7 Тюдор
В. Патриарх Никон
а) Франсуа Рабле
Б) Мартин Лютер
В) герм. Император Фердинанд 3
Г. Царь Михаил Фёдорович
а) кардинал Ришелье
Б) Эразм Роттердамский
в) Фердинанд Кортес
Д. Царь Алексей Михайлович
а) Данте Алигьери
б) англ. Королева Елизавета Тюдор
в) Роберт Бойль
23. История в лицах.
Определите исторического деятеля, о котором идёт речь.
Отличался мягким хаpaктером, добротою и робостью;
– испытал личное потрясение: когда ему исполнилось 20 лет и он выбрал себе невесту, не позволили на ней жениться;
- вёл малоподвижный образ жизни, очень любил цветы и диковинные растения, пожалуй, первым завёл в России оранжерею;
- занимался делами сам только последние 10 лет своей жизни, т. к. сначала главную роль играла его мать, а затем, по возвращении из плена, его отец;
- он стал родоначальником царской династии по решению “всей земли”.
Принадлежал к домовитому казачеству, родился около 1630 года;
- его отличали смелость, сноровка, умение руководить людьми в военных предприятиях и вести переговоры по важным делам;
- о нём много писали современники, и русские, и иностранцы; хотя почти все они называли его тираном, никто не отзывался о нём неуважительно;
- закончил свою жизнь на плахе, был казнён на Красной площади в Москве;
- возглавил народное движение, которое доставило много хлопот и русскому и иранскому правительству.
24. Работа над ошибками. Найдите в тексте исторические ошибки.
Одним из самых крупных выступлений в России является крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.
Она началась с грабительского похода казачьих войск на Днепр.
Спасаясь от преследований царских армий, разинцы ушли в Турцию, где служили турецкому шаху.
В 1669 году они вернулись в Россию, т. к. царь Михаил Фёдорович обещал им прощение.
С 1670 года начинается собственно крестьянская война. Главным стратегическим пунктом для Разина стала Казань, именно на неё он направляет свой первый удар.
Жители города открыли ворота восставшим, но вскоре сюда подошли царские войска, сумевшие разбить восставших.
Однако крестьянская война на этом не закончилась и продолжалась до 1675 года, когда был захвачен и казнён предводитель.
Данный урок может проводиться для учащихся 9–11-x классов, а также как внеклассное мероприятие по немецкому языку. Урок проводится в форме музыкального путешествия, для этого необходимо создать творческую атмосферу урока: зажжённые свечи, музыкальные инструменты, возможно, костюмы, платья или элементы одежды XVII–XIX вв....
20 03 2023 2:47:59
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
19 03 2023 13:51:17
Работа представляет собой конспект двухчасового модульного урока по истории России в 10-м классе «Иван III – государь всея Руси». 1-й урок – комбинированный. 2-й урок – пpaктикум. Урок составлен на основе деятельностного подхода с использованием разноуровневых заданий....
18 03 2023 2:45:34
Разные формы и виды работы на уроке позволяют познакомиться с историей образования и гибели государства Ассирия. По ходу объяснения нового материала учитель и учащиеся составляют, объясняют схемы в опopном конспекте.
...
17 03 2023 12:19:23
Урок-игра знакомит учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и изобразительного искусства России XVIII века, показывает их значение.
...
16 03 2023 0:21:55
Главный законодательный документ страны в её нынешнем виде носит переходный хаpaктер, закрепляет первостепенные условия вхождения новой России в систему рыночных отношений с учетом традиций и опыта западных демократий. Вместе с тем это - "одежда на вырост", т.е. о действительных гарантиях многих декларируемых Конституцией прав и свобод можно будет говорить лишь тогда, когда нашему обществу удастся вырваться из тисков настигшего его кризиса....
15 03 2023 9:59:34
План внеклассного мероприятия, посвященного судьбе наших соотечественников, по разным причинам, в разное время оказавшимся за границей. Данный материал поможет в проведении внеклассных мероприятий как по предмету история, так и литература, а также к памятным датам....
14 03 2023 18:53:56
Цель урока - дать представление о процессе индустриализации в Советской России на примере строительства КМК; обеспечить усвоение причин, целей, источников, особенностей индустриализации; познакомить с достопримечательностями Центрального района г. Новокузнецка; формировать умение работать с картой города изучаемого периода; воспитывать интерес к истории родного города.
...
13 03 2023 15:22:57
Цель урока: показать демократический хаpaктер власти и отличительные черты внутренней жизни войска Донского в XVI–XVII вв....
12 03 2023 9:23:23
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
11 03 2023 12:55:40
Цель урока: изучить основы вероучений в мировых религиях, их сходства и различия; сформировать у учащихся чувство уважения к взглядам и верованиям людей разных религиозных концессий; способствовать воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов....
10 03 2023 2:31:31
Объем информации на уроках истории, возрос, расширилась источниковая база, учебники знакомят с разными точками зрения на одни и те же события. С другой стороны, количество часов, отводимых учебным планом на изучение курсов истории, сократилось. В этой связи учителя и методисты ищут пути и способы повышения эффективности процесса обучения истории. Одним из возможных путей решения проблемы является использование игровых форм на уроке.
...
09 03 2023 8:24:33
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
08 03 2023 15:14:47
Применение мультимедийных презентаций позволяет проводить занятие на более качественном уровне (благодаря лучшей наглядности материала урока), стимулировать познавательный интерес к истории, придать учебной работе проблемный, творческий хаpaктер. В статье предлагается разработка урока по истории для 10-го класса по теме "Принятие христианства на Руси" с использованием компьютерной презентации....
07 03 2023 21:46:53
Для активизации процесса познания, повышения интереса учащихся к историческому материалу на уроках истории используются разнообразные методические приёмы: работа с историческим текстом, дискуссия, мини-лекция, работа в группах, экспресс-опрос, работа с таблицей, составление развёрнутого и ситуативного плана, синквейна, проблемные задания, игра, таблицы.
...
06 03 2023 20:35:48
Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....
05 03 2023 3:25:43

Цель мероприятия: воспитать патриотизм, гордость за свою родину и преклонение перед подвигом; глубокое уважение к ветеранам; научить свято помнить мужество, самоотверженность и героизм за тех, кто пал на полях боя....
04 03 2023 20:10:44
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
03 03 2023 0:14:16
Данная методическая разработка полезна прежде всего преподавателям истории и классным руководителям, ставящим перед собой цель патриотического воспитания детей. В основу материала легли художественные произведения, пословицы и поговорки, познавательные задания, посвященные Древней Руси перед нашествием монголо-татар. Сильное воздействие на детей оказывают стихи на сюжеты истории и исторические инсценировки. Знания о Руси IX–XII веков – важнейшем периоде складывания древнерусского государства – необходимы, так как эта эпоха определила дальнейшую судьбу страны и народов, ее населяющих.
...
02 03 2023 2:33:32
В статье приводятся разработки рабочих программ по обществознанию для 9–10-х классов. Дети готовятся к социальному диалогу и сотрудничеству на основе соблюдения прав человека и законов нашей страны, учатся оценивать свои способности....
01 03 2023 8:38:25
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся начальных классов с "Конвенцией о правах ребенка". Помогает формированию правовой культуры учащихся через ознакомление с основными правами и свободами, изложенными в данном документе....
28 02 2023 19:52:31
Урок разработан для 11-го класса и рассчитан на два учебных часа. На уроке использована проектная технология с элементами технологии развития критического мышления. Изучение нового материала строится на самостоятельной работе учеников в группах по поиску информации в Интернете и ее обработке. В процессе занятия ими создается единая презентация по указанной теме. На заключительном этапе урока учащиеся каждая группа отчитывается о проделанной работе.
...
27 02 2023 23:40:13
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
26 02 2023 21:53:46
Структура календарно-тематического планирования уроков обществознания для 8-х классов утверждена на заседании методического Совета школы. В колонки структурной таблицы КТП внесены соответствующие обозначения мультимедийных компонентов, указаны виды (типы уроков), лабораторные и пpaктические работы, виды контроля на уроках, общеучебные умения и навыки, а также диагностические умения и навыки (ЗУН).
...
25 02 2023 23:37:39
Цель урока: раскрыть действие рыночного механизма регулирования экономики на одном из видов рынка - рынке труда; охаpaктеризовать основные принципы труда; выявить особенности действия рыночных законов на рынке труда; способствовать подготовке учащихся к профессиональному самоопределению....
24 02 2023 9:40:19
Представленный урок для учащихся 10-го профильного класса выстроен в соответствии с идеями личностно-ориентированного обучения. На уроке необходимо вызвать у учащихся интерес к теме по двум причинам. Во-первых, отсутствие интереса разрушает мозг, т.е. причиняет вред здоровью человека. Во-вторых, интерес пробуждает у ребенка познавательную активность, а это означает, что на уроке ученик выступает в качестве субъекта учебной деятельности. Интерес возникает тогда, когда ставится проблема, значимая для ученика....
22 02 2023 3:56:35
В статье представлен опыт работы по изучению темы "Социальная картина российского общества в пореформенное время" в курсе отечественной истории 8-го класса.
В предлагаемом плане-конспекте урока предложены различные формы деятельности учителя и учащихся на уроке, имеются рекомендации по использованию технических средств обучения.
...
21 02 2023 20:41:30
Урок на тему “Имидж и политическая карьера” помогает ответить на вопросы: "Зачем мы пришли в этот мир, с какой миссией?", "Почему люди порой неправильно понимают друг друга, неоднозначно реагируют на слова и жесты?", "Каким образом одежда и макияж скрывают ваши недостатки и подчеркивают достоинства?", "Почему одни рисуют картины, а другие занимаются политикой?"....
20 02 2023 1:17:57
Урок завершает изучение соответствующего раздела курса истории татарского народа и Татарстана в 10-м классе полной средней школы. Подчеркивая взаимосвязь между понятиями большой и малой родины, урок посвящен обобщению ЗУН учащихся по истории Волжской Булгарии – первого опыта государственности на территории современной Республики Татарстан. В уроке широко представлены межпредметные и межкурсовые связи (со всеобщей историей, историей России, географией, обществознанием)....
19 02 2023 14:41:44
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
18 02 2023 16:52:53
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость.
...
17 02 2023 1:56:52
Представленный материал к уроку по истории Древнего мира показывает, что изучаемый материал может быть гораздо интереснее и разнообразнее, чем это представляет школьный учебник. Показанный спектр совершенно разнообразных по стилю руководства, ведению политических и экономических дел женщин-фараонов доказывает тезис современных египтологов, что привычная нам история Древнего Египта написана мужчинами в целях увековечивания мужских правлений государством и их (мужских) достижений....
16 02 2023 13:55:57
Предмет «Право» дает обучающимся не только теоретические знания, но и предоставляет возможность применить эти знания на пpaктике (в учебнике предусмотрено решение правовых задач), что призвано помочь адаптироваться выпускникам школ во взрослой жизни. Я предлагаю презентационное обеспечение одной из лекций в цикле темы «Собственность», «Способы (основания) приобретения и прекращения права собственности». Следующий урок по данной теме направлен на решение правовых задач....
15 02 2023 12:48:15
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
14 02 2023 17:16:20
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
13 02 2023 17:28:36
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки.
...
12 02 2023 9:20:20
Представленный урок позволит узнать много интересного и полезного об истории денег, их роли в жизни человека и общества. Применение активных приемов, форм и методов работы по развитию речи, обогащению словарного запаса, развитию умения высказывать свою точку зрения позволит учителю реализовать цели и задачи урока, а ученикам – продемонстрировать свои знания по конкретной теме.
...
11 02 2023 22:24:23
Урок-игра по истории закрепляет и обобщает полученные знания учащихся о событиях первой русской революции, социально-экономическом кризисе в годы революции, аграрной реформе П.А. Столыпина; формирует умения анализировать, обобщать исторические знания, обсуждать актуальные проблемы определенного исторического периода, высказывать и аргументированно защищать собственную точку зрения....
10 02 2023 5:25:28
Методическая разработка урока включает в себя элементы интеpaктивного и проблемного обучения, что позволяет активизировать самостоятельную деятельность учащихся на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения с обязательной ее аргументацией. В ходе занятия обобщаются и систематизируются знания учащихся по проверяемым в рамках ЕГЭ элементам содержания....
09 02 2023 7:16:54
Данный спецкурс охватывает переломный этап в отечественной истории - с 1894 по 1920 годы. Данный период включает в себя целый ряд важнейших исторических событий - возникновение революционной ситуации в начале XX века, революцию 1905–1907 гг., период "успокоения и реформ" 1907–1914 гг., участие России в первой мировой войне, революционный 1917 год, первые мероприятия большевистской власти и гражданскую войну 1918–1920 гг....
08 02 2023 10:31:21
Урок из курса "Древний мир" в 5-м классе, раздел "Древний Рим". Цель урока: изучить процесс завоевания Римом Западного Средиземноморья.
...
07 02 2023 0:16:14
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
06 02 2023 7:31:14
Урок разработан в соответствии с программой по истории Древнего мира для общеобразовательного учреждения 5-го класса (авторы: А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая), рекомендованной МО и науки РФ (М.: Просвещение, 2007).
...
05 02 2023 7:42:10
Данный проект является интеграцией предметов истории (региональный компонент) и изобразительного искусства. Это совместный проект Норильской детской художественной школы и городского музея истории и развития Норильска. Проект преследует своей целью вызвать интерес у детей и подростков к истории освоения таймырских земель, к достижениям родного города, а также выявить и поддержать одаренных детей....
04 02 2023 10:23:36
Игровая форма урока позволяет учителю проверить усвоение всеми учащимися основных фактов, дат, имен; провести коррекцию знаний. Игровые формы побуждают школьников работать с дополнительной литературой, развивают воображение, творческие способности, формируют интерес к изучению истории....
03 02 2023 2:37:34
В статье сделана попытка дать обзор названий ряда крупных населенных пунктов Краснодарского края в связи с историей их возникновения. Применение данных топонимики на уроках истории позволит учащимся глубже узнать происхождение названий населенных пунктов, их связь как с жившими ранее на территории края народами, так и с нынешним населением. Приводимые в статье сведения могут использоваться и в курсе отечественной истории XIX – начала XX веков и при изучении др. периодов Отечественной истории....
02 02 2023 17:22:27
Каждый живущий на Земле человек должен знать историю своего края, историю нации и традиции народа, который живет рядом. Привить любовь к языку, к книге, уважение к старшим, гордиться подвигом советского человека в годы Великой Отечественной войны - это то, что обязан сделать педагог для своих воспитанников. Встреча с ветеранами войны позволяет лучше представить себе события тех лет. Именно такое интегрированное мероприятие и позволит заинтересовать учащихся, воспитать их достойными гражданами своей страны....
01 02 2023 5:25:36
Урок для 6-го класса проводится по типу урока-игры или внеклассного мероприятия в рамках школьной декады истории. Урок способствует развитию интереса к предмету, поддерживает познавательную активность учащихся.
...
31 01 2023 11:10:55
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в.
...
30 01 2023 16:12:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::