Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
- Воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.
- Развивать речь, память, учить учащихся отбирать и систематизировать информацию , записывать и запоминать ее с помощью схем, диаграмм.
- Осуществить межпредметную связь с русским языком, геометрией и ботаникой.
Оборудование:
- картины: “Бой гладиаторов в Колизее” ;
- “В имении римского рабовладельца”
- “Триумф римского императора”
- карта “Рост Римского государства в период империи”
- искусственный гладиолус или его рисунок;
- незаполненный плакат-опора “Рабство в Древнем Риме” и такие же ксерокопии у каждого ученика;
- раздаточный материал для работы в микрогруппах.
Содержание урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме “Установление господства Рима во всем Средиземноморье”.
1) Как называется раздел, который мы изучаем?
2) Вспомните последние два урока. Сформулируйте, что вы узнали о Риме? (Рим стал сильнейшим государством Средиземноморья)
3) После каких событий римляне стали хозяевами в Западном Средиземноморье? В восточном Средиземноморье?
4) Что означало правило: “Разделяй и властвуй”?
5) Какие два богатых города были разрушены по приказу римского Сената?
6) Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всем Средиземноморье (опopные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолетний опыт)?
7) После каждой победы римляне устраивали праздник . Рассказать как он проходил? (Рассказ по картине “Триумф римского императора”)
Ученику дается карточка № 1.
Подготовь рассказ по картине. Для этого вспомни: |
1) Как называется картина? 2)Что такое триумф? 3)Как называли полководца-победителя? 4)Какие группы людей можно увидеть на картине? 5)Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? 6)Ваше личное отношение к триумфу? |
Итак, в результате победоносных войн в Риме скопилось огромное количество рабов.
III. Сообщение темы урока.
IV. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
В 30 г. до н. э. Римский император Октавиан, продолжая завоевательную политику Рима, разбил египетскую армию. Царица Египта Клеопатра послала Октавиану сообщение о своей капитуляции, но, узнав, что для нее заказаны золотые цепи, в которых поведут ее по Риму во время триумфа, покончила с собой. Египет стал очередной провинцией Рима. Всего же у Рима было 36 провинций.
К концу I в. до н.э. Римская армия завоевала северо-западную часть Пиренейского полуострова. Мужчины дрались до последнего, а женщины, прижимая к себе детей, бросались со скал или кидались в огонь горящих хижин, предпочитая cмepть рабству.
Мне хотелось бы, чтобы вы к концу урока в своем сердце нашли ответ на вопрос “Почему эти люди так поступали?”
Какие новые слова прозвучали в этом рассказе?
Словарная работа.
Расположить в алфавитном порядке, объясняя значение этих слов.
Раб, эксплуатация, провинция, триумф, амфитеатр, гладиатор, вольноотпущенник, капитуляция, Колизей.
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить , изучая эту тему.
1) Каковы были источники поступления рабов в Рим?(I группа)
2) Где применялся рабский труд? (II группа)
3) В каком положении находились paбы, каково было отношение к ним?
(III группа)
Работа в микрогруппах.
У каждой группы один вопрос, а информация дана по всем. Выбрать материал только для ответа на свой вопрос. Заполнить схему-опору.
Проверка.
I группа. (ответы учащихся)
Дополнение учителя. Наверное, вам интересно знать, как много рабов было в Римской империи? Многие ученые считают, что в среднем соотношение рабов к свободным было:
1:3 |
Диаграмма.
Если все население Рима условно представить в виде круга, то как бы вы на нем отметили количество рабов? (см. приложение)
II группа. (ответы учащихся)
- Использование труда рабов в сельском хозяйстве.
- Картина “В имении римского рабовладельца” (использовать прием драматизации)
- Использование рабов для развлечений.
- Картина “Бой гладиаторов в Колизее”
Дополнение учителя. Однажды при Юлии Цезаре сражались 320 пар гладиаторов.
III группа. (ответы учащихся)
Работа с документом “Римские ученые Варрон и Колумелла о paбах”
(учебник стр. 240)
Вывод. Ни в одной стране Древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме.
V. Закрепление изученного на уроке.
1) Вопрос-ассоциация
- Как называется этот цветок? (гладиолус)
- Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему уроку?
(Гладиатор — произошло от латинского gladius - меч, т.к. бойцы были вооружены короткими мечами. А гладиолус свое название получил из-за сходства листьев с клинком. Гладиолус имеет второе название — шпажник).
2) Проверка внимания и памяти.
Выбрать из каждой строки нужное и соединить их в исторический факт.
(Все данные использовались в ходе урока)
36, 10 тыс., 320, 50 тыс.
Источник рабов, провинция, амфитеатр, гладиатор, Колизей, Делос, Рим, Юлий Цезарь.
Ответы.
1) Oдним из источников рабов был рынок на о. Делос. Вдень на нем продавали 10 тыс. Рабов.
2) Риму принадлежало 36 провинций.
3) 320 пар гладиаторов сражались в одном бою по прихоти Цезаря.
4) Самым большим амфитеатром был Колизей. Он вмещал 50тыс. Зрителей.
VI. Итог урока.
Ответить на вопрос: почему люди предпочитали cмepть жизни в рабстве?
VII. Домашнее задание.
П. №49; тетрадь на печатной основе задание № 57; 58
Приложение 1
Приложение 2
Представленная методическая разработка была разработана и пpaктически опробована на уроке истории в 7-м классе. Урок проходит в интеpaктивной форме, с использованием инновационных информационных технологий и средств их достижения (компьютер, мультипроектор, интеpaктивная доска).
Урок проводится в завершении изучения темы "Эпоха Петра Великого" как обобщающий, поэтому учащиеся должны показать знание, умение и навыки работы с дополнительной литературой для самостоятельного изучения, поиска информации для решения проблемных заданий с помощью компьютерных технологий, электронных и традиционных носителей информации....
27 05 2023 11:14:43
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам.
...
26 05 2023 23:32:18

Цели урока: закрепление, повторения и углубление исторических знаний Древнего мира, добиться окончательного усвоения и закрепления основных понятий; развитие навыков творческо-поисковой работы, развитие умения выделять в полученной информации главное, ориентироваться в основных событиях истории Древнего мира; анализировать и делать выводы....
25 05 2023 1:56:36
Представлена модель современного урока истории. Учитель направляет деятельность учащихся в процессе изучения взглядов Жана Кальвина, разбирает с ними особенности кальвинистской церкви, организует работу в микрогруппах по вопросу о контрреформации. Урок завершается обсуждением значения Реформации. Урок сопровождается презентацией....
24 05 2023 22:15:59

В 2011 году наша страна отметила поистине важную памятную дату. 70 лет Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне 194–1945 годов. Битва под Москвой предрешила весь исход той страшной войны, вселила в людей уверенность в Победе над фашистской Германией. Мероприятие "Страна стояла под Москвой..." помогает эмоционально, в доступной форме познакомить ребят с событиями той битвы, рассказать на примерах о героях войны и их славных подвигах....
23 05 2023 0:21:11
Урок изучения нового материала с технологией проблемного обучения. Цель урока: формирование навыков самостоятельной работы учащихся, поиска и вычлeнения необходимой информации. На уроке учащиеся работают в группах, решают учебные задачи: почему время правления Екатерины II называют золотым веком, для кого он был «золотым» и почему; анализируют материал учебника и исторические источники....
22 05 2023 23:30:12

Урок посвящается 200-летию Бородинской битвы. Может быть использован на начальном этапе изучения романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир», дополняет тему «Отечественная война 1812 года». Дает возможность в процессе исследовательской работы сравнить художественное изображение известных исторических событий с исторической хроникой....
21 05 2023 8:42:40
Творчески работающие учителя истории ищут способы совершенствования преподавания истории. Педагог стремится к тому, чтобы создать такую обстановку на уроке, когда ученики сами становятся соучастниками познания. Уроки, на которых исторические события и факты выстроены в единую зрительную цепочку, ясно понимаемую учеником, способствуют развитию творческого мышления, всестороннему развитию личности, позволяют ученику проявлять свою индивидуальность и формировать прочные системные знания....
20 05 2023 11:48:15

Урок дает представление о событиях начала XVII века. Во время урока дети прикасаются к священным страницам истории, к героическому прошлому нашей Родины, переносятся на четыре века назад, узнают, что за событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года в России....
19 05 2023 1:32:56
Урок-обобщение по разделу «Средневековое общество» проводится в форме этапной игры. В ходе урока дети обобщают и систематизируют знания о жизни средневекового общества, повторяют основные понятия и термины, а также работают с текстом средневековой поэмы....
18 05 2023 1:49:13
Данная разработка урока поможет учителю, преподающему в 5-м классе, провести насыщенный, эмоциональный урок, используя индийскую музыку, танец, благовония. Учащиеся не только знакомятся с важнейшими страницами истории Древней Индии, но и получают представление о мировой религии - буддизме, что способствует формированию гуманистических начал личности.
...
17 05 2023 3:55:47
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы.
...
16 05 2023 18:18:33
Арсенал форм внеклассных мероприятий по истории не просто обновляется под влиянием усиливающейся роли личности учащегося в обучении, но и трaнcформируется в сторону необычных игровых форм преподнесения материала. Совершенствование различных форм и методов внеклассной работы по истории способствует и углубленному изучению материала, и его закреплению и повторению, развитию памяти и воображения. Очень важно, что при этом обогащается опыт работы со справочной литературой; способствует творческому развитию личности учащегося. Интересно, что даже несколько ленивые ученики увлечены поисками ответов в книгах. Так что выигрывают все!...
15 05 2023 10:45:50
Дифференцированное обучение – одно из главных условий развития творческой личности. Дифференцированный подход к учащимся предполагает оптимальное соотношение учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Дифференцированное обучение необходимо, так как наблюдаются различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения....
14 05 2023 14:45:43
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
13 05 2023 20:45:30
Урок помогает формировать у ребят умение читать карту, логическое мышление, организовать познавательную деятельность школьников путем составления отдельных воображаемых фрагментов из жизни древних египтян, учить самостоятельно строить рассказ, опираясь на известные факты из истории страны....
12 05 2023 6:56:17
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
11 05 2023 2:20:41
Урок проводится с целью ознакомления обучающихся с основополагающими международными документами о правах человека и формирования уважительного отношения к правам и свободам человека. Представлен большой фактографический материал. Предложены интересные формы работы: создание и защита мини-проектов, дискуссия по самым важным вопросам.
...
10 05 2023 14:29:18
Данный урок занимает особое место в понимании последующей трагедии 90-х, в крушении незыблемой системы Советского Союза. Так как период изучения довольно большой – два десятилетия и объемный, включающий экономическую, политическую и социально-духовную сферы жизни общества, то урок проводится в форме дискуссионной конференции с помощью метода исследования документального материала....
09 05 2023 11:10:30
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина!
...
08 05 2023 22:22:51
Урок истории Средних веков рассказывает об образование ислама. Учащиеся знакомятся с новой особой цивилизацией. В ходе занятия применяется материализованная награда «Мудрец», что стимулирует высокую активность учащихся....
07 05 2023 15:26:19
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
06 05 2023 4:12:18
Двадцать лет – обычно достаточный срок для того, чтобы оценить значение крупного исторического события, в то же время на этой дистанции еще сохраняется живость восприятия произошедшего. Для собственно оценки необходимо сформулировать отношение как минимум к трем вещам: хаpaктеру режима в Советском Союзе на момент распада, обстоятельствам разложения и развала СССР, наконец, к тому, что возникло на месте бывшего Союза....
05 05 2023 20:19:53
В данной работе представлен конспект обобщающего урока по теме «Создание державы Александра Македонского». Этот урок позволяет систематизировать знания учащихся по истории Древней Греции, закрепляет знания учащихся о причинах гибели Персидского царства и образовании державы А.Македонского. Продолжается формирование умений учащихся работать с исторической картой, делать выводы, обобщать....
04 05 2023 6:48:35
Программа предусматривает закрепление и контроль знаний. С этой целью разработаны бланки контрольных работ с теоретическими и пpaктическими заданиями. В качестве примера представлена итоговая контрольная работа по теме "Искусство Древнего мира" для 5-го класса....
03 05 2023 10:36:45
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся.
...
02 05 2023 17:16:25
Игра по избирательному праву для учащихся 9-х классов "Ты сам отвечаешь за всё"....
01 05 2023 7:43:43
Цели урока: продолжить работу по формированию у учащихся понятия "государство"; дать представление об организации власти князя над покоренными племенами; рассказать о походах первых русских князей и их роли в расширении государства; формирование ИКТ-компетентности учащихся на уроках истории....
30 04 2023 17:40:51
Урок проводится с использованием презентации, идет постоянный диалог учителя с учащимися, при котором ребята учатся самостоятельно определять круг обстоятельств, влияющих на исход вооруженной борьбы и установление причин победы русского народа в Куликовской битве....
29 04 2023 15:33:32
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
28 04 2023 8:34:27
Исследовательская работа по теме....
27 04 2023 15:55:34
Интегрированный урок-презентация (2 часа) призван познакомить учащихся с шедеврами русской культуры XVIII–XX вв. На основе анализа произведений отечественной архитектуры, скульптуры и поэзии охаpaктеризовать восприятие гуманистических ценностей в русской культуре. Воспитывать чувства патриотизма и гордости за свою Родину, за свой народ....
26 04 2023 22:21:29
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
25 04 2023 7:30:59

Урок посвящен 50-летию первого полета Ю.А. Гагарина в космос. У учащихся формируются лексико-грамматические навыки чтения, аудирования и устной речи по изучаемой теме, расширяются знания и представления об исследовании космоса и проживания в космосе....
24 04 2023 2:31:53
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
23 04 2023 4:10:50
В данной статье вы можете узнать об организации проектной деятельности учащихся в школе при обучении истории и обществознанию. Автор делится опытом организации клуба любителей истории "Клио" и научного общества учащихся любителей истории "Отечество". Здесь вы найдёте методические рекомендации по написанию рефератов .
...
22 04 2023 13:40:46
Интегрированное занятие по новой истории и английскому языку. Форма проведения урока – воображаемая пресс-конференция, на которой рассматриваются вопросы от основания первых английских колоний на территории Северной Америки до окончания Гражданской войны середины XIX века. Одним из ключевых вопросов является плантационное рабство....
21 04 2023 20:22:21
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
20 04 2023 2:11:57
Автор статьи на основе широкого привлечения многочисленных первоисточников, архивных документов и материалов Центрального государственного архива Республики Узбекистан (г. Ташкент) попыталась восстановить подлинный политический портрет крупнейшего государственного и политического деятеля Казахского ханства конца XVII – начала XVIII веков, глубокого знатока культуры и быта своего народа, оратора Толе бия. По достоинству оценен его вклад в укреплении Казахского государства....
19 04 2023 1:36:47
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления.
...
18 04 2023 18:42:41
Акцент урока направлен на организацию активного участия школьников в поиске и усвоении исторического материала. Пропедевтика начального исторического образования готовит учащихся к восприятию и усвоению систематического предмета истории в старших классах.
...
17 04 2023 8:21:22
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной пpaктики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся....
16 04 2023 20:30:53
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
15 04 2023 18:24:31
Урок направлен на развитие творческих способностей обучающихся: воображения, эмоционально-образного, художественно-творческого мышления Целью является продолжение работы по знакомству с традиционными вышивками финно-угорской группы; с ее особенностями, видами; знакомство с историей возникновения вышивки; с вышивками русского и татарского народа. Создание условий для развития личности каждого ученика, раскрытия его способностей к творчеству....
14 04 2023 16:48:35
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
13 04 2023 20:47:21
На уроке учащиеся знакомятся с различными понятиями, хаpaктеризующими средневековое общество, формируется умение работать с текстом учебника....
12 04 2023 0:34:46
Воспитание гражданственности, гордости, патриотизма является одной из задач воспитательной работы Колледжа. Внеурочное воспитательное мероприятие рассчитано на учащихся и студентов 1-го курса многоуровневого учебного заведения. Призвано помочь обучающимся на этапе адаптации, стимулирует жизненную позицию, развивает чувство гордости за учебное заведение. Разнообразные виды деятельности, дидактическое сопровождение мероприятия стимулирует интерес и познавательную активность обучающихся....
11 04 2023 22:25:15
Урок предназначен для учащихся 6-го класса с углубленным изучением гуманитарных предметов. Являясь по форме интегрированным, урок позволяет охватить разные аспекты жизни человека Раннего Средневековья в Западной Европе и увидеть истоки формирования сознания средневекового человека и условия возникновения литературы....
10 04 2023 18:29:46
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
09 04 2023 16:57:35
Урок с использованием презентации рассчитан на учащихся 11-го класса. Цель урока – познакомить учащихся с молодежной субкультурой, способствовать воспитанию культуры, развивать умения наблюдать и правильно оценивать поступки друг друга, способствовать формированию логического мышления....
08 04 2023 10:44:31
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::