Методическая разработка урока истории по теме "Рабство в Древнем Риме". 5-й класс
Цели урока:
- Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
- Воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми.
- Развивать речь, память, учить учащихся отбирать и систематизировать информацию , записывать и запоминать ее с помощью схем, диаграмм.
- Осуществить межпредметную связь с русским языком, геометрией и ботаникой.
Оборудование:
- картины: “Бой гладиаторов в Колизее” ;
- “В имении римского рабовладельца”
- “Триумф римского императора”
- карта “Рост Римского государства в период империи”
- искусственный гладиолус или его рисунок;
- незаполненный плакат-опора “Рабство в Древнем Риме” и такие же ксерокопии у каждого ученика;
- раздаточный материал для работы в микрогруппах.
Содержание урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся по теме “Установление господства Рима во всем Средиземноморье”.
1) Как называется раздел, который мы изучаем?
2) Вспомните последние два урока. Сформулируйте, что вы узнали о Риме? (Рим стал сильнейшим государством Средиземноморья)
3) После каких событий римляне стали хозяевами в Западном Средиземноморье? В восточном Средиземноморье?
4) Что означало правило: “Разделяй и властвуй”?
5) Какие два богатых города были разрушены по приказу римского Сената?
6) Благодаря каким особенностям римское войско стало сильнейшим на всем Средиземноморье (опopные слова: вооружение, построение в бою, дисциплина, многолетний опыт)?
7) После каждой победы римляне устраивали праздник . Рассказать как он проходил? (Рассказ по картине “Триумф римского императора”)
Ученику дается карточка № 1.
Подготовь рассказ по картине. Для этого вспомни: |
1) Как называется картина? 2)Что такое триумф? 3)Как называли полководца-победителя? 4)Какие группы людей можно увидеть на картине? 5)Какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме? 6)Ваше личное отношение к триумфу? |
Итак, в результате победоносных войн в Риме скопилось огромное количество рабов.
III. Сообщение темы урока.
IV. Изучение новой темы.
Вступительное слово учителя.
В 30 г. до н. э. Римский император Октавиан, продолжая завоевательную политику Рима, разбил египетскую армию. Царица Египта Клеопатра послала Октавиану сообщение о своей капитуляции, но, узнав, что для нее заказаны золотые цепи, в которых поведут ее по Риму во время триумфа, покончила с собой. Египет стал очередной провинцией Рима. Всего же у Рима было 36 провинций.
К концу I в. до н.э. Римская армия завоевала северо-западную часть Пиренейского полуострова. Мужчины дрались до последнего, а женщины, прижимая к себе детей, бросались со скал или кидались в огонь горящих хижин, предпочитая cмepть рабству.
Мне хотелось бы, чтобы вы к концу урока в своем сердце нашли ответ на вопрос “Почему эти люди так поступали?”
Какие новые слова прозвучали в этом рассказе?
Словарная работа.
Расположить в алфавитном порядке, объясняя значение этих слов.
Раб, эксплуатация, провинция, триумф, амфитеатр, гладиатор, вольноотпущенник, капитуляция, Колизей.
Подумайте, на какие вопросы мы должны ответить , изучая эту тему.
1) Каковы были источники поступления рабов в Рим?(I группа)
2) Где применялся рабский труд? (II группа)
3) В каком положении находились paбы, каково было отношение к ним?
(III группа)
Работа в микрогруппах.
У каждой группы один вопрос, а информация дана по всем. Выбрать материал только для ответа на свой вопрос. Заполнить схему-опору.
Проверка.
I группа. (ответы учащихся)
Дополнение учителя. Наверное, вам интересно знать, как много рабов было в Римской империи? Многие ученые считают, что в среднем соотношение рабов к свободным было:
1:3 |
Диаграмма.
Если все население Рима условно представить в виде круга, то как бы вы на нем отметили количество рабов? (см. приложение)
II группа. (ответы учащихся)
- Использование труда рабов в сельском хозяйстве.
- Картина “В имении римского рабовладельца” (использовать прием драматизации)
- Использование рабов для развлечений.
- Картина “Бой гладиаторов в Колизее”
Дополнение учителя. Однажды при Юлии Цезаре сражались 320 пар гладиаторов.
III группа. (ответы учащихся)
Работа с документом “Римские ученые Варрон и Колумелла о paбах”
(учебник стр. 240)
Вывод. Ни в одной стране Древнего мира не было такого огромного числа рабов и такой жестокой их эксплуатации, как в Риме.
V. Закрепление изученного на уроке.
1) Вопрос-ассоциация
- Как называется этот цветок? (гладиолус)
- Как вы думаете, какое отношение он имеет к нашему уроку?
(Гладиатор — произошло от латинского gladius - меч, т.к. бойцы были вооружены короткими мечами. А гладиолус свое название получил из-за сходства листьев с клинком. Гладиолус имеет второе название — шпажник).
2) Проверка внимания и памяти.
Выбрать из каждой строки нужное и соединить их в исторический факт.
(Все данные использовались в ходе урока)
36, 10 тыс., 320, 50 тыс.
Источник рабов, провинция, амфитеатр, гладиатор, Колизей, Делос, Рим, Юлий Цезарь.
Ответы.
1) Oдним из источников рабов был рынок на о. Делос. Вдень на нем продавали 10 тыс. Рабов.
2) Риму принадлежало 36 провинций.
3) 320 пар гладиаторов сражались в одном бою по прихоти Цезаря.
4) Самым большим амфитеатром был Колизей. Он вмещал 50тыс. Зрителей.
VI. Итог урока.
Ответить на вопрос: почему люди предпочитали cмepть жизни в рабстве?
VII. Домашнее задание.
П. №49; тетрадь на печатной основе задание № 57; 58
Приложение 1
Приложение 2
Урок спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета "Первое сентября" и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
12 08 2022 13:37:23
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах.
...
11 08 2022 19:51:57
Современных школьников трудно увлечь историей через учебники и даже дополнительные источники информации. Перед учителем истории стоит задача не только в передаче ученикам определённой суммы знаний, умений, навыков или приобретении ими универсальных учебных действий, но и в воспитании личности, уважающей своих предков, любящей свою Родину, относящейся критически к прошлому своей страны, какое бы оно не было. Эту нелёгкую задачу помогает решить и реализовать историческое краеведение....
10 08 2022 21:34:29
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
09 08 2022 16:57:51
Символы нашей Отчизны насчитывают не одну сотню лет. Первый государственный герб России появился в конце XV века, первый флаг – в XVIII веке, а первый государственный гимн – в XIX веке. Были у них и предшественники, были и соперники. Эти символы – часть российской истории, воплощение ее героических и трагических страниц, отражение жизни народов нашей страны....
08 08 2022 7:11:24
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
07 08 2022 22:38:57
На уроке рассматриваются причины и ход смутного времени; просматривается связь изучаемых событий с предыдущим периодом истории России; учащиеся осмысливают значимость этих событий в истории нашего государства....
06 08 2022 17:35:33
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
05 08 2022 15:16:43
Повторительно-обобщающие уроки дают возможность учителю использовать различные приемы повышения познавательного интереса учащихся. Историческое лото можно использовать на обобщающем уроке, когда нужно повторить большой объем материала. Подобные занятия целесообразно проводить перед итоговой письменной работой.
...
04 08 2022 2:28:40
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни.
...
03 08 2022 20:31:10
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины.
...
02 08 2022 16:29:33
Представлен сценарий литературно-музыкальной композиции. Цель урока – осмысление значимости Отечественной войны 1812 года для российской и мировой истории....
01 08 2022 6:43:49
Цели урока: подвести учащихся к пониманию причин перехода мировой политики от разрядки к конфронтации между СССР и США; продолжить формирование умений самостоятельно работать с дополнительной литературой, анализировать исторические факты и делать выводы; способствовать формированию у учащихся культуры поведения на уроке.
...
31 07 2022 22:44:38
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
30 07 2022 6:31:38
Повторительно-обобщающий урок на выявление степени усвоения учащимися знаний о периоде правления Петра I и их проверка. Формирование у учащихся оценочных суждений о деятельности царя-реформатора, показать взаимосвязь его внешней, внутренней и культурной политики, сделать вывод о значении реформ для последующего развития России....
29 07 2022 13:48:22
Цели урока: углубить и систематизировать материал по темам «Сталинский режим» и «Брежневская эпоха»; обобщить экономические и общественно-политические черты советского общества....
28 07 2022 9:34:44
На уроке истории по теме "Солнечные боги славян" рассматриваются религиозные представления древних славян эпохи язычества....
27 07 2022 9:17:59
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
26 07 2022 9:41:28
Предлагаемый урок разработан на основе учебной программы курса "Историческое краеведение" и учебника В.В. Сухова "История Московской области". Урок может быть дан в 7-м классе, сочетает в себе различные педагогические технологии, предполагает использование учителем и учащимися яркого стиля изложения материала, вызывающего дополнительный интерес к изучаемому предмету, побуждающего к эмоциональному восприятию знаний, повышающего непроизвольное внимание учащихся на уроке....
25 07 2022 9:15:49
Историческое краеведение является одним из важнейших компонентов гуманитарного образования. Оно конкретизирует материал школьных курсов истории и социальных дисциплин, дает знания по истории родного края. Знания о родном крае – существенная часть интеллектуального потенциала гражданина. ...
24 07 2022 3:17:45
К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....
23 07 2022 0:40:37
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
22 07 2022 22:58:31
Уроки повторения зачастую бывают перегружены информацией, новыми понятиями, датами, что вызывает дополнительные сложности и не всегда способствует развитию интереса у ребят. Конечно, хочется, чтобы эти уроки были увлекательными, запоминающими, чтобы они вызывали интерес у ребят. Одним из способов сделать урок именно таким - это привлечь их на уроке к игровой деятельности....
21 07 2022 4:23:48
Урок семинарского типа способствует развитию умений учащихся самостоятельно подбирать информацию в соответствии с поставленной задачей, логически выстраивать собственную позицию, внимательно выслушивать противоположное мнение; учит культуре ведения спора, поиску компромиссного решения проблемы.
...
20 07 2022 22:21:53
Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....
19 07 2022 10:30:56
Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль.
Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ.
...
18 07 2022 0:54:26
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Формирует умения работать с текстами, иллюстрациями, выделять главное, составлять рассказ, высказывать свою точку зрения. Пробуждает в детях желание серьёзно заниматься каким-либо видом спорта.
...
17 07 2022 10:39:49
Конспект урока по теме "Внешняя политика России в середине XVIII века. Семилетняя война" включает в себя описание цели, содержания, дидактического процесса, результата. На первом этапе для активизации знаний и умений проводится беседа по изученной теме "Внутренняя политика в 1725–1756 гг.", в результате которой учащиеся отвечают на вопрос: "Была ли внутренняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I?". Далее учитель нацеливает учащихся на сравнительный анализ внешней политики и раскрывает основные ее направления после cмepти Петра I. Для знакомства с основным содержанием Семилетней войны проводится работа по группам, ученики знакомятся с материалом на определенных страницах web-сайта и выступают с сообщениями перед классом. После окончания этой деятельности под руководством учителя учащиеся высказывают свои предположения о том, являлась ли внешняя политика середины XVIII века продолжением политики Петра I, и объясняют, почему они так считают....
16 07 2022 6:36:12
Цель урока: обобщить историю Древнего Египта; в ходе необычного общения усилить заинтересованность в знаниях данной темы.
...
15 07 2022 10:11:11
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
14 07 2022 20:36:40
Урок обобщающего повторения занимает особое место в образовательном процессе. Без таких уроков нельзя считать завершенным процесс усвоения учащимися учебного материала. История XIX в. сложный и интересный период в истории развития человечества. Важно добиться целостного осмысления изученного курса. На уроке используются различные формы, методы и приемы работы с учащимися, современные педагогические технологии....
13 07 2022 7:38:22
Урок нацелен на то, чтобы определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества. Учащиеся узнают, что такое «профсоюз», каковы принципы его построения и функционирования. Также рассматривается ход развития профсоюзного движения в России. Раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества....
12 07 2022 23:54:39
Урок по всеобщей истории для 9-го класса является заключительным в разделе "Международная политика в 50-х - 90-х годах". Форма урока - обобщающий семинар. Целью занятия является анализ международной политики в период "холодной войны". Урок рассчитан на 2 часа. Урок состоит из анализа причин, предпосылок и основных признаков "Холодной войны", заполнения таблицы "Периоды "холодной войны" противостояние и сотрудничество". Урок предполагает подготовку учениками сообщений по теме и слайд-шоу с иллюстрациями и основными схемами по теме.
...
11 07 2022 8:21:46
На уроке учащиеся знакомятся с составом преступлений «Получение взятки» и «Дача взятки» УК РФ и видом наказания, предусмотренного за данный вид преступлений. Урок способствует развитию навыков работы с нормативными документами, составления тезисов по ходу урока; умений давать отзыв на ответы других учащихся, участвовать в обсуждении, применять знания при анализе проблемных ситуаций современного общества....
10 07 2022 12:44:28
В современных программах воспитания и образования говорится о необходимости формирования у ребёнка сознания своей причастности к судьбе Родины....
09 07 2022 21:32:38

Урок проводится как итоговый в разделе «Архитектурные стили Санкт-Петербурга». На уроке учащиеся могут применить полученные знания на пpaктике в ходе блиц-турнира, изучение нового материала и закрепление объединяются. Урок формирует эстетические вкусы учащихся, воспитывает любовь к родному городу, формирует способность решать творческие задачи....
08 07 2022 7:57:51
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
07 07 2022 1:28:45
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса.
На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления.
Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
06 07 2022 2:37:55
Данный проект используется в курсе изучения предмета обществознание. Представленный урок является вторым уроком по теме «Религия». Желательно, увеличение времени на изучение данной темы до двух академических часов с целью расширения возможностей по изучению дополнительных документов и материалов и их обсуждению, а также формированию у учащихся собственных суждений по основным вопросам урока.
Также возможно использование материалов проекта для проведения урока по данной теме в 10–11-х классах в курсе обществознания....
05 07 2022 8:31:44
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
04 07 2022 0:31:22
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
03 07 2022 18:36:10
Урок–представление «Защита десятилетия», где даются экономическая, политическая хаpaктеристики, а также особенности культурного развития исторического периода страны с 1980 по 2008 г., способствует более глубокому осознанию эпохи и позволяет акцентировать внимание учащихся на важнейших достижениях страны.
...
02 07 2022 8:30:57
Учителю-предметнику основной школы все чаще приходится иметь дело с учениками, которые обучались в начальных классах по программам, в основе которых лежит теория развивающего обучения, и которые отличаются своим учебным потенциалом от сверстников в традиционной начальной школе. В данной статье представлен опыт применения методики формирования понятий на уроках истории древнего мира, основанной на технологии РО Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова.
...
01 07 2022 15:38:40
<p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля;
разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении;
объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения.
...
30 06 2022 16:10:48
Дискуссия одна из нетрадиционных форм урока, на котором учащиеся имеют возможность активно участвовать в решении поставленной проблемы, высказывать свое мнение, доказывать его, вести полемику со своими товарищами. Предлагается модель одного из уроков-дискуссий по теме «Что такое Петр? Чудо или чудовище?»
...
29 06 2022 15:21:55
Урок посвящен теме блокады Ленинграда на основе «Февральского дневника» Ольги Берггольц. Используется компьютерная презентация, музыкальное сопровождение, фотографии Санкт Петербурга. В ходе работы идёт постоянный диалог с классом....
28 06 2022 9:58:19

Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
27 06 2022 19:10:19
Тест – один из видов учебной деятельности, который повышает интерес школьников к изучаемому предмету. В статье представлены четыре теста для учащихся 3–4-х классов.
...
26 06 2022 10:55:21
Сегодня, когда компьютер вошел в каждую школу, если не в каждый класс, было бы огромной ошибкой не использовать его на уроках. В данном уроке помимо опережающих заданий, работы с учебником, документами, тестовой работы представлена презентация, выполненная в программе Power Point. Она позволила оживить урок, сделать его красочным, запоминающимся.
...
25 06 2022 9:18:41

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
24 06 2022 10:11:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::