Проблемная технология на уроках истории
Цели урока:
- проанализировать цели, ход и итоги коллективизации;
- рассмотреть коллективизацию на художественном материале (рассказ Владимира Тендрякова “Пара гнедых”).
Формируемые УУД:
Предметные:
- анализировать информацию из исторических источников – текстов документов и художественных памятников новейшей эпохи;
- представлять в различных формах описания, рассказа: а) условия и образ жизни людей различного социального положения в России; б) ключевые события эпохи и их участников;
- раскрывать хаpaктерные, существенные черты экономического и социального развития России 30-х гг. XXв.;
- объяснять причины и следствия наиболее значительных событий изучаемого исторического периода;
- давать оценку событиям и личностям отечественной истории;
- применять элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами;
- осуществлять поиск исторической информации в учебной и дополнительной литературе
Личностные:
- ориентация в системе мopaльных норм и ценностей изучаемого периода;
- развитие социально-критического мышления (взаимосвязь между политическими и общественными событиями);
- уважение к истории;
- уважение к личности;
Метапредметные:
- умение учитывать различные мнения;
- формирование собственного мнения, позиции;
- умение сравнивать различные точки зрения;
- умение аргументировать свою точку зрения;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, работать с понятиями;
- умение структурировать текст на основе поискового чтения.
Оборудование:
- учебник,
- тетради,
- презентация “Коллективизация сельского хозяйства”,
- текст рассказа “Пара гнедых” Владимира Тендрякова.
Основные понятия: коллективизация, кулак, раскулачивание.
Педагогические технологии: технология проблемного обучения, информационно-коммуникативные.
Тип урока: интегрированный.
План урока:
- Актуализация ранее изученного.
- Формулировка темы урока учащимися.
- Причины коллективизации.
- Постановка проблемы.
- Методы коллективизации. Раскулачивание.
- Головокружение от успехов.
- Результаты коллективизации.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Актуализация ранее изученного.
Разминка по цепочке:
- В этом году началось осуществление второго пятилетнего плана. (1935г.)
- Год утверждения первого пятилетнего плана. (1929г.)
- Год, в котором началось стахановское движение. (1933г.)
- Год ликвидации последней биржи труда в СССР. (1930г.)
- В этом году впервые была выдвинута задача индустриализации в СССР. (1925г.)
- Забойщик шахты возле города Кадиевка в Донбассе, вырубивший за смену сто две тонны угля при норме семь тонн. (Стаханов)
- Учреждение, ведавшее учетом безработных. (биржа)
- Московский кузнец, ставший знаменитым ударником. (Бусыгин)
- Автор концепции “ускоренного построения социализма в СССР”. (Сталин)
- В этой стройке участвовало большое количество заключенных. (Беломорканал)
- Хронологические рамки планов экономического развития СССР. (пятилетка)
- Процесс интенсивного развития промышленности. (индустриализация)
- Знаменитые ударницы-ткачихи. (Виноградовы)
- Она была ликвидирована в СССР в 1930г. (безработица)
- Крупная электростанция, построенная в годы первой пятилетки. (Днепрогэс)
2. Формулировка темы урока учащимися.
В качестве домашнего задания вы должны были прочитать рассказ Владимира Тендрякова “Пара гнедых”. В рассказе речь идет об одной из важнейших реформ, проводившихся в 30-е годы XXв. Эта реформа и будет сегодня в центре нашего внимания. Ваше первое задание: сформулируйте тему сегодняшнего урока.
(ответы учащихся)
Презентация.
(слайд 1)
Запишите тему урока в тетрадь.
3. Причины коллективизации.
Откройте учебник, с.173 и найдите причины коллективизации (ускоренная индустриализация требовала гигантских ресурсов, деревня рассматривалась как источник средств для финансирования индустриализации).
Найдите на с. 173 учебника, как власти официально объясняли необходимость проведения коллективизации (задача коллективизации – “осуществление социалистических преобразований в деревне”).
Как вы поняли, что такое коллективизация? (объединение мелких индивидуальных крестьянских хозяйств в коллективные хозяйства — колхозы.)
(слайд 2)
Запишите определение коллективизации в тетрадь.
(слайд 3)
7 ноября 1929 года в “Правде” появилась статья Сталина Иосифа Виссарионовича “Год великого перелома”, где говорилось о коренном переломе в развитии нашего земледелия от мелкого и отсталого индивидуального хозяйства к крупному и передовому коллективному земледелию”. В конце декабря 1929 года Сталин объявил о конце нэпа и переходе к политике “ликвидации кулачества как класса”.
(слайд 4)
5 января 1930 года вышло постановление ЦК ВКП(б) “О темпе коллективизации и мерах помощи государства колхозному строительству”. Оно установило жесткие сроки завершения коллективизации: для Северного Кавказа, Нижней и Средней Волги – осень 1930 года, в крайнем случае весна 1931 года, для остальных зерновых районов – осень 1931 года или не позже весны 1932 года. Для остальных районов страны предполагалось решить задачу коллективизации в пределах пяти лет.
4. Постановка проблемы.
Как вы считаете, почему я попросила прочитать именно рассказ “Пара гнедых” Владимира Федоровича Тендрякова к сегодняшнему уроку? (автору удалось в небольшом по объему произведении рассказать о событии эпического масштаба – коллективизации).
От чьего имени ведется повествование? (от имени пятилетнего мальчика, отец которого руководит коллективизацией в одной из деревень).
Как зовут отца главного героя? (Федор Васильевич).
Охаpaктеризуйте его как личность. (честно исполняющий свои обязанности члeн партии, непримиримый враг старой жизни, искренне желающий установить справедливость)
Всегда ли Федор Васильевич уверен в том, что все, что происходит – правильно? Подтвердите свой ответ цитатой из текста (Нет, Федор Васильевич вовсе не уверен в правильности происходящего.
“Отец часто стал повторять одну фразу.
Сидел на крыльце вечером, слушал дергача, курил, вдруг встряхивался:
- Что-то тут не продумано.
Читал после обеда газеты, откладывал их, морщил лоб:
- Что-то тут не совсем ...
Рассказывал матери об очередном собрании, обрывал себя на полуслове, задумывался:
- Что-то тут у нас ...”)
Наша сегодняшняя проблема звучит цитатой из рассказа: “Что-то тут не продумано ... что-то тут не совсем ... ” Постарайтесь объяснить слова Федора Васильевича к концу урока
(запись проблемы урока на доске)
5. Методы коллективизации. Раскулачивание.
(слайд 5)
Если ориентироваться на содержание слайда, кем был Федор Васильевич? (двадцатипятитысячником).
Объясните словосочетания “норма коллективизации”, “норма раскулаченных”. (100% норма коллективизации означает, что все индивидуальные крестьянские хозяйства должны были объединиться в коллективные.Норма раскулаченных означает, что в каждом регионе нужно было раскулачить определенное количество людей)
Назовите двух крестьян-антиподов (Антон Коробов и Ваня Акуля).
На чьей стороне симпатии автора? Докажите текстом. (“Я временами любил – ничего не мог с собой поделать! – их хозяина Антона Коробова...”)
Кем является Антон с точки зрения Федора Васильевича? (кулаком).
Одна из целей коллективизации – “ликвидация кулачества как класса”. Как вы поняли из рассказа, кто считался кулаком в деревне? (зажиточный крестьянин, имевший двухлошадей).
Но ранее мы встречались с определением термина “кулак” и оно звучало несколько иначе. Вспомните это определение? (Кулак — в России до Октябрьской революции — зажиточный крестьянин, пользующийся наемным трудом).
Итак, после 1917 года данный термин имеет иную смысловую окраску.
В рассказе автор использует документ – неопубликованную инструкцию ЦИК и СНК СССР от 4 февраля 1930 года. Кого по этой инструкции можно было отнести к кулакам?
(“Первая категория. Самые непримиримые, совершающие террористические акты, подбивающие на восстания. Таких ... чуть больше 60 тыс.
Вторая. Кулаки наиболее богатые, но в терроризме не замеченные – около 150 тыс. хозяйств.
Третья. Умеренно богатые кулаки, а значит, и умеренно активные. ... к этой категории относилось около 800 тыс. хозяйств”).
Всегда ли ссылали именно кулаков? Ответ дайте цитатой.
(“... в одном из сельсоветов некоего Батуринского района постановили раскулачить тридцать четыре хозяйства, при проверке же выяснилось – существует лишь три действительно кулацких семейства.Пример, показывающий, что инструкция выполнялась в десятикратном размере – за счет ареста середняков и бедняков”)
(слайд 6)
Кому отдает своих холеных коней Антон? (Мирону Богаткину).
Есть ли у читателя возможность проследить судьбу Мирона? Аргументируйте ответ цитатой.
(Скорее всего Мирон был раскулачен как обладатель пары гнедых и сослан в Сибирь. “Никто из них не вспоминал о Мироне Богаткине – шла сплошнаяколлективизаци, раскулачивали и ссылали тысячами. Нет, никому он не вырвал зоб, никого он не испугал, иначе вспомнили бы”)
К какой группе крестьян принадлежит Мирон?
(“МирошкаБогаткин, хоть имеет оцинкованное корыто, но голь, беднота”. Чтобы перевезти свое имущество, ему пришлось попросить лошадь взаймы. В начале рассказа он благодарит за это одного из середняков, которые не участвуют в переезде)
6. “Головокружение от успехов”.
Во многих районах, особенно на Украине, Кавказе и в Средней Азии, крестьянство оказывало сопротивление массовому раскулачиванию. Для подавления крестьянских восстаний были привлечены регулярные части Красной Армии. Но чаще всего крестьяне применяли пассивные формы протеста: отказывались от вступления в колхозы, уничтожали скот, инвентарь. Совершались террористические акты против двадцатипятитысячников и местных колхозных активистов.
(слайд 7)
Недовольство стало проникать в армию. Сталин Иосиф Виссарионович сделал хорошо рассчитанный тактический шаг. 2 марта в “Правде” была опубликована его статья “Головокружение от успехов”. Всю вину за создавшееся положение он возложил на исполнителей, местных работников, заявив, что нельзя насаждать колхозы силой. После этой статьи большинство крестьян стали воспринимать Сталина как народного заступника. Начался массовый выход крестьян из колхозов.
Но в сентябре 1930 года ЦК ВКП(б) направил местным партийным организациям письмо, в котором осудил их пассивное поведение, боязнь “перегибов” и потребовал добиться “мощного подъема колхозного движения”.
(слайд8)
Какие выводы можно сделать из таблицы?
(К 1940-му году почти 100% индивидуальных хозяйств объединились в коллективные.Коллективизация была завершена)
7. Результаты коллективизации.
Какую проблему вы сегодня решаете на уроке?
(“Что-то тут не продумано ... что-то тут не совсем ... ”)
Объясните слова Федора Васильевича Тенкова, человека честного, со “следом белогвардейского осколка на загорелой крепкой шее”, коммуниста 25-тысячника, прибывшего в деревню для установления справеливости. Чтобы ответ был логичнее, вернемся к целям коллективизации.
(слайд 9)
“Ликвидация кулачества как класса”.
Но Антон Коробов избегает такой участи. А документы свидетельствуют, что наиболее пострадавшей социальной прослойкой были середняки и даже бедняки, такие как Мирон Богаткин;
Обобществление средств производства.
В рассказе инвентарь Антона Богаткина остается у Вани Акули, который очень быстро пропил железную крышу дома, сгноил его и перебрался с семьей на прежнее место жительства, в старую баньку. Можно предположить, что инвентарь тоже останется без присмотра и пропадет;
Повышение эффективности труда.
Результатом коллективизации становится безразличие колхозников к обобществленному имуществу и результатам собственного труда)
(слайд 10)
Пользуясь таблицей на слайде, ответьте на вопросы:
Можно ли считать, что коллективизация являлась основной частью индустриализации?
Сумело ли советское правительство решить вопрос “соотношения города и деревни”?
Почему начавшиеся волнения крестьян не переросли в серьезное сопротивление политике советской власти и к 1935 году ситуацию удалось стабилизировать?
8. Домашнее задание: Параграф 24, вопросы; историческое эссе “Моя семья в годы коллективизации”.
Гражданское общество - методическая разработка по истории Отечества для учителей истории и обществознания. Она может быть использована для работы с детьми старшей возрастной группы в общеобразовательных и начально-профессиональных учебных заведениях. Содержит рекомендации по проведению дискуссий на важные политические темы. ...
28 03 2024 10:24:30
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
27 03 2024 17:48:16
Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...
26 03 2024 19:54:48
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
25 03 2024 23:19:37
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
24 03 2024 11:12:46
Век за веком из судеб разных народов складывалась судьба многонациональной России. Удмуртия в 2008 году отметит 450-летие добровольного вхождения в состав России. Знать и любить свою малую родину – долг каждого гражданина. Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности к судьбам своего народа и судеб народов нашей страны. Краеведение является важным средством реализации межпредметных связей. Изучение предмета создает условия для социо-культурной адаптации обучающихся, способствует развитию творческого мышления, интегрирует знания, полученные в школе....
23 03 2024 9:50:12
Урок - деловая игра «Древний Восток» проводится в 5-м классе для обобщения материала, изученного по теме, продолжения формирования основных умений и навыков, углубления сведений по истории Древнего Востока. Различные виды заданий и форм работы (работа с картой, хронологией, фактическим материалом и др.) позволяют не только закрепить изученный материал, но и способствуют воспитанию интереса к предмету «История»....
22 03 2024 2:59:25
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
21 03 2024 14:41:20
Материал о самоотверженном труде народа Якутии во время Великой Отечественной Войны. Воспитывает патриотические чувства, знакомит с историей региона. ...
20 03 2024 15:36:18
Варианты познавательных заданий по истории "Друзья Шерлока Холмса" для учащихся 6-го класса (тема "Образование и наука XI–XV веков", история средних веков) и учащихся 7-го класса (тема "Дворцовые перевороты", история России)....
19 03 2024 19:16:24
Данный урок рассчитан на 80 минут учебного времени и состоит из двух этапов: урок-викторина и защита презентаций по данной тематике комaндами-участницами. Материалы раздаются комaндам-участницам и высвечиваются на интеpaктивной доске. Раздаточный материал может также использоваться отдельно на различных уроках повторительно-обобщающего хаpaктера....
18 03 2024 9:12:48
Экзаменационные билеты по обществознанию составлены в соответствии с Образовательным минимумом Федерального Государственного стандарта основного общего образования и требованиями к уровню подготовки учеников 8-го класса основной школы....
17 03 2024 17:49:37
На данном уроке учащиеся в игровой форме повторяют и закрепляют сведения о Московских князьях с момента первого упоминания о Москве в летописях и до конца монголо-татарского ига. Анализируют факты и делают вывод о том или ином вкладе московского князя в развитие, становление и укрепление Московского княжества вплоть до объявления Руси центром Христианства. Урок имеет образовательное, а также воспитательное значение для развития духовно-нравственных, патриотических и толерантных чувств....
16 03 2024 17:34:59
Содержание уроков с использованием технологии модульного обучения состоит из системы модулей, и применение такой технологии возможно на уроках истории. Модуль позволяет учащемуся последовательно включаться в общую деятельность, по частям производить осознанное взаимодействие в зоне общих целей. С помощью модуля учащиеся дозируют содержание, понимая, какая информация обсуждается и с какой целью. Главное предназначение модуля – развить мышление, сознание человека. ...
15 03 2024 16:49:26
О большой роли школьного краеведения как ведущего фактора воспитания патриотизма. ...
14 03 2024 0:35:37
Интегрированный урок истории и литературы с информационными технологиями сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640−1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне. Учащиеся отpaбатывают навыки отбора информации, ее обработки и анализа; развивают навык работы с историческими и биографическими источниками....
13 03 2024 3:43:31
Элективный курс предназначен для учащихся 10–11-х классов гуманитарного профиля и является вариантом курса по выбору учащихся гуманитарной специализации, задачами которого являются, с одной стороны, поэтапное освоение учащихся ряда базовых умений (логических, речевых коммуникативных) и типов деятельности (познавательной, исследовательской, творческой); с другой стороны, формирование готовности искать и находить свою собственную дорогу в мире духовных, этических ценностей, проблем, традиций....
12 03 2024 9:15:40
Цель урока: повторить, обобщить и систематизировать знания пройденного материала по теме в рамках подготовки учащихся к ЕГЭ, понимание учениками основных теоретических вопросов и фактического материала; развитие интереса к предмету и расширение кругозора учащихся, воспитание любви к Родине....
11 03 2024 12:16:40
Внеклассное мероприятие посвящено 400-летию династии Романовых. Новые материалы и исследования ученых доказывают причастность Калужского края к истории Российского государства, к первым царям Династии и их супругам. Мероприятие расширяет представление о Калужской земле, вызывает интерес к ее изучению, способствует развитию чувства патриотизма. Мероприятие предназначено для учащихся общеобразовательных учреждений, для студентов начального и среднего профессионального образования....
10 03 2024 14:41:51
Урок истории "Религия в современном мире" является подтемой входящей в состав основной темы "Духовные ценности современной цивилизации" по обществознанию за курс 10—11-х классов. Изучение подтемы требует от педагога особой тактичности, корректности, вдумчивого "дирижирования" ученической дискуссией, предупреждающего односторонность и предвзятость. ...
09 03 2024 22:10:37
Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...
08 03 2024 3:14:36
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
07 03 2024 1:27:11
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
06 03 2024 11:40:37
Журнал посвящен 200-летней годовщине Бородинского сражения, адресован учащимся вечерней школы при исправительной колонии. Журнал состоит из 4 страниц: "М.И. Кутузов", "Бородино", "Герои Бородина", "Память поколений" и сопровождается фото- видеоматериалами. Репродукции картин известных художников делают образы героев и картины сражений более зримыми и впечатляющими....
05 03 2024 9:59:11
По курсу обществознание с использованием интеpaктивных методов обучения. Основная деятельность на уроке - работа в малых группах, ролевая игра. Данное занятие позволяет познакомиться с типами политических режимов, учащиеся смогут называть основные режимы и их хаpaктеристики, анализировать политическую ситуацию в странах....
04 03 2024 23:36:36
Перед учителем стоят задачи: научить учащихся анализировать свои возможности и преодолевать трудности, способствовать развитию желания работать над собой, воспитывать интерес к самому себе. ...
03 03 2024 17:50:34
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
02 03 2024 21:28:11
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
01 03 2024 0:49:15
Урок "Подготовка и проведение крестьянской реформы 1861 года" в 8-м классе. Раздел: Россия во второй половине ХIХ века. Этот урок начинает новый раздел изучения истории Х1Х века. Используется комбинированный урок с элементами групповой работы. Работа с текстом документов. На уроке формируются информационно-коммуникативные навыки....
29 02 2024 20:19:15
Цель урока – проанализировать причины, этапы Гражданской войны, действия «белых» и «красных» в период Гражданской войны и сделать вывод, почему в Гражданской войне победили большевики. У учащихся развивается умение работать с фактическим материалом, документами, картой....
28 02 2024 5:47:29
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
27 02 2024 17:10:34
Урок по теме "Внутреннее положение России в середине XVII века" проводился в 7-м классе. Данная тема одна из наиболее важных и сложных для изучения. Сложность заключается в большом объеме материала и терминов, с которыми необходимо познакомить учащихся. Важно дать хаpaктеристику народных выступлений периода правления Алексея Михайловича и сформировать представление о причинах этих восстаний. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что "соляной бунт" в конечном итоге вызвал принятие нового свода законов - Уложения 1649 г. Важно подчеркнуть поведение царя в 1648 г., когда он пpaктически не сопротивлялся требованиям восставших, и указать, как изменилась политика царя в период "медного" бунта....
26 02 2024 7:11:23
Урок построен как лабораторное занятие. На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (устные ответы, составление схем). Форма урока позволяет совершенствовать умения обучающихся анализировать исторические источники, сравнивать, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемым проблемам. В используемых документах сохранен стиль и орфография XVII века, что, с одной стороны, затрудняет работу, но с другой — позволяет глубже погрузиться в изучаемую эпоху. ...
25 02 2024 0:31:35
Предлагаемый проект урока способствует формированию умения работать с картой, учебной картиной, знакомит с хозяйством восточных славян, учит изложению мыслей вслух перед аудиторией. Учащиеся оценивают свою деятельность, свои успехи работы на уроке. Учитель аргументировано оценивает работу каждого. Учет возможностей класса способствует удачному проведению урока....
24 02 2024 4:52:20
На уроке формируются знания о растительном и животном мире России. Урок продолжает формировать пpaктические умения учащихся работы с картами атласа, анализировать, выявлять закономерности, устанавливать причинно-следственные связи. ...
23 02 2024 20:51:19
Урок дает возможность показать учащемуся, какую немаловажную, огромную роль сыграла музыка в победе в Великой Отечественной войне. Она поддерживала солдат, поднимала настроение, в песнях была сама победа над врагом, так как песни были написаны людьми, которые тоже пережили годы страданий и потерь. Ребята сами проводят исследовательскую деятельность, кем, как, когда были написаны песни до войны, во время войны, после войны....
22 02 2024 0:56:41
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
21 02 2024 19:54:14
Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....
20 02 2024 8:37:22
Урок обществознания в 6-м классе по учебнику Кравченко А.И. – урок получения новых знаний, на котором рассмотрена экономическая сфера общественной жизни. Ученики знакомятся с понятием «экономика», его многозначностью....
19 02 2024 13:34:32
Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...
18 02 2024 6:42:43
Урок-погружение – особая форма современного образовательного процесса, может быть использован с целью повышения интереса к отдельным темам, в данном случае к событиям эпохи становления Наполеона Бонапарта как правителя, его взлета и падения, краха идеалов революции, или как вариант обобщения и повторения изученного материала. Урок рассчитан на 1,5 часа....
17 02 2024 13:53:49
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
16 02 2024 22:41:18
В процессе урока при изучении нового материала проводится проверка домашнего задания (подготовка презентации на тему: «Технические усовершенствования и изобретения времен Первой мировой войны»). Для осуществления актуализации знаний учащихся предполагается деление класса на 3 группы, каждой из которой выдается лист с фрагментами исторических документов. Ребята должны будут ответить на поставленный вопрос и, проанализировав материал учебника, заполнить таблицу в тетрадях....
15 02 2024 1:15:14
Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....
14 02 2024 15:38:21
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
13 02 2024 11:14:56
Урок является составляющей частью курса «Новая история». Урок изучения нового материала с использованием мультимедийной презентации "Великие географические открытия" построен на выступлениях учащихся, работе с учебником и источником. Одной из основных целей урока является формирование навыков самостоятельной работы учащихся, умения устанавливать причины, следствие и значение исторических событий, умения выступать перед аудиторией....
12 02 2024 8:54:50
Цель урока – дать представление об истории развития и становления русского языка, осветить проблемы, связанные с современным состоянием нашего языка. Урок сопровождается музыкой, инсценировками, мультимедийной презентацией. Нестандартная форма проведения развивает творческие способности учащихся, логическое мышление, способствует развитию гармоничной личности....
11 02 2024 12:12:22
Урок активизирует познавательную деятельность учащихся. Задачи, поставленные на начальном этапе урока, решаются в самостоятельной работе с различными источниками информации. Иллюстративный материал урока приобщает учеников к культурному наследию Древней Греции....
10 02 2024 23:33:52
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
09 02 2024 5:28:45
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
08 02 2024 18:50:59
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::