Урок мужества "Огненная дуга", посвященный 70-летию победы в Курской битве (1943–2013)
Тип урока: урок Мужества.
Цель урока: развить чувство патриотизма и гордости у подрастающего поколения на основе воссоздания военных событий на Курской дуге.
Задачи урока:
- Показать историческое значение Курской битвы на конкретных исторических примерах.
- Продолжить воспитание гражданина и патриота на основе воспоминаний живых свидетелей и участников боевых событий на Курской дуге, тружеников тыла.
- Развить чувство гордости, любви и преданности своему Отечеству.
- Подвести учащихся к пониманию своей сопричастности к событиям тех лет, с использованием исторического, литературного, документального и музыкального материала.
Оборудование урока:
1. Над доской висит цитата:
“Помните!...Покуда сердца стучатся, Помните! Какой ценой завоевано счастье, Пожалуйста, помните!”
Р. Рождественский.
2. Карта “Великая Отечественная война 1941–1945 гг.”
3. Карта-схема “Курская битва 5 июля – 23 августа 1943 г. Завершение коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны”.
4. Выставка книг, посвященная данной теме (воспоминание Г.К. Жукова, сборники документов, художественная литература).
5. Схемы, таблицы, рисунки, плакаты, подготовленные учащимися.
6. В холле, перед кабинетом истории, оформлена выставка “70-летие
Курской битвы”, состоящая из работ учащихся по данной теме: доклады,
рефераты, рисунки, диаграммы.
7. При встрече гостей, на протяжении и по окончании урока звучат песни военных лет.
8. В процессе урока учащиеся исполняют песни и читают стихи собственного сочинения.
Подготовительный этап:
1. Каждому учащемуся даётся индивидуальное задание: подготовить доклады, рефераты, сообщения, рисунки, плакаты, схемы, таблицы, газеты.
2. Под руководством учителя, учащиеся оформляют выставку “Огненная дуга”, посвящённую победе в Курской битве (в выставке используются работы учащихся).
3. Представители Совета ветеранов Великой отечественной войны приглашаются учащимися на урок Мужества.
План урока:
- Организационный момент.
- Выступление учащихся.
- Выступления ветеранов.
- Заключительное слово учителя.
Ход урока
Организационный момент.
- Приветствие учащихся.
- Отсутствующие на уроке.
- Учитель благодарит за активное участие в подготовительном этапе всех
учащихся. - Встреча ветеранов и гостей.
Звучат песни военных лет.
Выступление учащихся.
1-й Ученик (ученица).
В апреле 1943 года наступило временное затишье. Красная Армия готовилась к решающим летним сражениям. К этому времени наша страна сделала все необходимое, чтобы увеличить состав Вооруженных Сил, еще выше поднять их боеспособность, обеспечить новейшей техникой и вооружением (используются сравнительные таблицы и диаграммы).
Летом 1943 года нашим войскам предстояло перейти в новое мощное наступление, разгромить немецкие группы армий “Центр” и “Юг”, вернуть Родине богатую хлебом Левобережную Украину, Донбасс, восточные районы Белоруссии, освободить миллионы советских граждан. Главные удары по врагу предполагалось нанести на юго-западном направлении.
2-й Ученик (ученица).
Пользуясь отсутствием второго фронта в Европе, гитлеровцы надеялись взять реванш за поражение под Сталинградом и добиться перелома в ходе войны в свою пользу.
В Германии была проведена всеобщая мобилизация, которая позволила немецкому комaндованию восполнить понесенные потери.
Летом 1943 года гитлеровцы решили провести крупное наступление на одном участке, в районе Курска, где в результате наступления наших войск зимой 1942–1943 года образовался большой выступ, вошедший в историю под названием Курской дуги.
Немецко-фашистский план заключался в том, чтобы нанести с белгородского и орловского плацдармов два одновременных удара на Курск, окружить и уничтожить войска Центрального и Воронежского фронтов, затем ударить в тыл Юго-Западному фронту.
Таким образом, гитлеровское комaндование намеревалось осуществить разгром всего южного крыла стратегического фронта Красной Армии.
3-й Ученик (ученица).
Для наступления на Курск противник сосредоточил 50 наиболее боеспособных дивизий (из них 16 танковых и моторизованных) общей численностью до 900 тысяч солдат и офицеров. Тысячи новых мощных танков “Тигр” и “Пантера”, штурмовые орудия “Фердинанд” и самолеты были направлены против Красной Армии.
В войсках Центрального и Воронежского фронтов насчитывалось 1,3 млн. человек, большое количество орудий, танков, боевых самолетов. В тылу располагался Степной фронт. В боевых действиях должны были участвовать также войска Брянского, Западного и Юго-Западного фронтов (при ответе учащийся использует наглядный материал: таблицы, сравнительные диаграммы, схемы).
4-й Ученик (ученица).
Советские войска, имевшие значительный перевес в силах над противником, могли первыми начать наступление. Однако, Ставка Верховного Главнокомaндования, всесторонне и глубоко изучив обстановку, пришла к выводу, что в условиях, когда враг сосредоточил севернее и южнее Курска крупные силы, переход наших войск в наступление может привести к тяжелым затяжным боям и победа будет завоевана слишком дорогой ценой. Поэтому было принято решение о переходе советских войск к преднамеренной обороне.
Задача состояла в том, чтобы в оборонительном сражении на заранее подготовленных рубежах измотать и обескровить немецко-фашистские войска, а затем перейти в мощное контрнаступление и завершить их разгром.
5-й Ученик (ученица).
Советскому комaндованию стало известно, что немецко-фашистские армии перейдут в наступление на рассвете 5 июля 1943 года. Поэтому, когда враг приготовился к атаке, советские войска обрушили на него мощный артиллерийский удар. Понеся значительные потери, гитлеровцы начали наступление с опозданием на два часа.
Из района Орла, в полосе Центрального фронта, при поддержке крупных сил авиации наступали 5 пехотных и 3 танковые дивизии.
Здесь враг одновременно ввел в бой до 500 танков.
Советские пехотинцы, артиллеристы, танкисты встретили захватчиков огнем. Ударная немецкая группировка, наступавшая с севера, была остановлена войсками Центрального фронта под комaндованием генерала К.К. Рокоссовского. На этом направлении гитлеровцы продвинулись лишь на 10–12 км.
6-й Ученик (ученица).
На поле боя горели подбитые танки. Небо заволокли облака дыма и пыли. Словно при затмении, померкло солнце. Орудийный грохот был таким сильным, что люди теряли слух, пороховые газы слепили глаза.
Артиллеристы истребительной противотанковой бригады полковника В.Н. Рукосуева за 4 дня боев отразили 20 атак и уничтожили 146 танков противника. Батарея капитана Г.И. Игишева за 1 день подбила 19 танков. Артиллеристы погибли, но не пропустили врага.
Из письма В.П. Маснева матери Татьяне Ефимовне: “...Мама, скоро я снова вступаю в бой с проклятыми фашистскими ордами и буду до последней капли крови уничтожать этих человекоподобных извергов. Если меня только не станет, то всегда помни, что я погиб, как подобает воину-комaндиру нашей Красной Армии, как подобает погибать”.
7-й Ученик (ученица).
Ожесточенные бои проходили и в южной части Курского выступа, севернее Белгорода. Здесь враг бросил в наступление 14 дивизий. Впереди пехоты стальным клином двигались 700 танков.
В битву с врагом вступили войска Воронежского фронта под комaндованием генерала Н.Ф. Ватутина. С исключительной стойкостью наши стрелки, артиллеристы, танкисты отбивали одну атаку за другой. Советские летчики наносили по врагу бомбовые и штурмовые удары. Летчик А.К. Горовец в одном бою сбил 9 немецких бомбардировщиков. Это был единственный в мире летчик, добившийся такой блестящей победы. Отвагу, волю к победе и высокое боевое мастерство показали в воздушных боях летчики-истребители И.Н. Кожедуб, А.П. Маресьев и многие другие. На Курской дуге храбро сражались против фашистов и летчики– добровольцы французской эскадрильи “Нормaндия”.
Из района Белгорода гитлеровским войскам удалось продвинуться на север по направлению к Курску до 35 км. Чтобы остановить врага, советское комaндование решило ввести в бой крупные резервы.
8-й Ученик (ученица).
12 июля на равнине под деревней Прохоровкой близ Обояни разгорелось крупнейшее танковое сражение, в котором с обеих сторон участвовало около 1200 танков. До позднего вечера ревели моторы, гремели выстрелы, рвались снаряды и бомбы. За день боя немецкие дивизии потеряли свыше 350 танков, тысячи солдат и офицеров убитыми.
В ожесточенном оборонительном сражении советские войска обескровили ударные группировки противника и сорвали его план добиться победы под Курском. Последнее крупное наступление гитлеровцев на советско-германском франте полностью провалилось.
9-й Ученик (ученица).
Еще до начала Курской битвы советское комaндование разработало план перехода Красной Армии в контрнаступление на Орловском и Белгородско-Харьковском направлениях.
Утром 12 июля, в районе Орла, после мощной артиллерийской и авиационной подготовки перешли в наступление войска Брянского фронта (комaндующий генерал М.М. Попов) и Западного фронта (комaндующий генерал В.Д. Соколовский). Через 3 дня противник был атакован войсками Центрального фронта.
5 августа после кровопролитных боев советские войска освободили старинный русский город Орел. В тот же день на юге войска Степного фронта под комaндованием генерала И.С. Конева изгнали немецких захватчиков из Белгорода. Вечером Москва впервые салютовала освободителям Орла и Белгорода. В дальнейшем салюты в ознаменование побед Красной Армии стали славной традицией.
Звучит песня на слова Б. Окуджавы “Нам нужна одна победа” (из кинофильма “Белорусский вокзал”).
10-й Ученик (ученица).
Новый удар по врагу был нанесен под Харьковом. В ночь на 23 августа крупнейший центр Украины был освобожден. Открылся путь на Левобережную Украину и Донбасс.
В августе 1943 года, в разгар Курской битвы, партизанские соединения и отряды начали в тылу врага грандиозную операцию по массовому подрыву рельсов (“рельсовая война”). В ней участвовало около 100 тыс. партизан. Они срывали перевозки противника и позже помогали советским войскам освобождать восточные районы Белоруссии и Левобережную Украину.
Курская битва – одна из самых величайших битв второй мировой войны – продолжалась с 5 июля до 23 августа 1943 года.
Потерпев поражение под Курском, гитлеровская армия вынуждена была перейти к обороне на всех фронтах второй мировой войны.
11-й Ученик (ученица).
Историческая победа, одержанная Красной Армией под Курском, имела огромное международное значение.
Был завершен коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны и всей Второй мировой войны.
Во всем мире еще более возросли симпатии миллионов людей к нашей стране, расширился фронт национально-освободительной борьбы народов в оккупированных странах.
Гитлеровский блок переживал глубокий кризис. В сентябре 1943г. капитулировала Италия. На ее территории высадились англо-американские войска. В ходе ожесточенных боев на Курской дуге Красная Армия сломала хрeбeт гитлеровской Германии, испепелила ее ударные бронетанковые войска.
12-й Ученик (ученица).
Исход сражения явился триумфом советского военного искусства и мастерства:
– преднамеренный переход к обороне;
– точное определение начала наступления гитлеровцев;
– умело выбран момент для перехода в контрнаступление наших войск;
– правильно определены направления главного удара;
– своевременно подготовлены и использованы стратегические резервы;
– организовано четкое взаимодействие различных родов войск и авиации.
В ходе Курской битвы проявились высокие полководческие и организаторские способности комaндного состава Красной Армии.
За боевые подвиги свыше 100 тыс. солдат, офицеров и генералов были награждены орденами и медалями, более 180 самых мужественных воинов удостоены звания Героя Советского Союза.
Учитель:
Уважаемые ветераны и гости! Ребята подготовили для Вас небольшую концертную программу. Минайчев Виталий прочтёт стихи собственного сочинения, посвященные специально этой дате.
Кровавый бой казался целой жизнью
И все солдаты были частью в ней.
Боролись все за честь и за Отчизну,
За каждый уголок земли своей.
Кровавый бой был очень тяжкий.
Принес он тысячи cмepтей:
От рядовых до генералов
И от отцов и до детей.
Но каждый думал о победе.
И вот она – счастливый миг.
И нашей нынешнею жизнью
Мы вам обязаны навек.
Учитель.
А теперь вместе с ребятами приглашаем вас, дорогие ветераны и гости , присоединиться к исполнению песен военных лет.
Учащиеся вместе с ветеранами поют песни: “Катюша”, “Три танкиста”, “Темная ночь”, “Давай закурим”, “Синий платочек”.
Выступления ветеранов.
После сообщений школьников и концертной программы выступают ветераны войны.
Заключительное слово учителя.
Хочется поблагодарить всех участников урока Мужества: ветеранов, учащихся, гостей за совместную работу.
Преподаватель обсуждает с обучающимися смысл слова «гражданин»: есть ли различия между иностранцами, живущими и работающими в России, и гражданами РФ....
27 03 2024 0:51:57
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе....
26 03 2024 17:27:15
Цель мероприятия: сформировать представление об участии и роли казаков в боевых сражениях как об одной из славных страниц их ратной жизни; с использованием произведений литературы и музыки составить портреты казаков - героев войны; на примере подвига донских казаков продолжить воспитание в учащихся гражданственности и патриотизма....
25 03 2024 15:54:58
В предлагаемом "круглом столе" рассматриваются различные точки зрения. Рассматривая Кавказскую войну как историческое явление, ее сущность, причины, ученики выясняют, возможно ли было избежать подобных трагических событий, стараются ответить на вопрос - нужны ли нам, живущим в XXI веке, знания о событиях той далекой эпохи и если нужны, то зачем?...
24 03 2024 9:28:25
Работа подготовлена к научно-пpaктической конференции по истории. Данный материал можно использовать для подготовки к внеклассному мероприятию по истории, к классному часу по данной тематике, использовать на уроках истории при изучении темы «Великая Отечественная война. В конспекте работы используются активные формы обучения, представлен материал для формирования у учащихся чувства патриотизма....
23 03 2024 20:56:22
Презентация составлена с учетом самостоятельной работы учеников, используются эффекты анимации. Учащиеся, работая с презентацией, смогут определять отличия жизни человечества в условиях первобытности и древности; повторить основные понятия и термины, применяемые в сравнительной хаpaктеристике периодов развития человечества. В презентации применяются обществоведческие понятия....
22 03 2024 9:35:39
Рабочая программа по истории для 10—11-х классов разработана с учётом требований государственного образовательного стандарта. Мониторинг уровня подготовки обучающихся дополнен инструментарием, который может быть использован учителем для отслеживания индивидуального развития учащихся. В организации проектной деятельности используется информационно-методическая карта....
21 03 2024 14:13:18
Интегрированный урок истории и литературы в 8-м классе. Тема: «ЕМЕЛЬЯН ПУГАЧЁВ: КРОВАВЫЙ УБИЙЦА ИЛИ НАРОДНЫЙ ГЕРОЙ?» Урок планирует на основе исторических фактов и литературного образа в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина выяснить, кто же Пугачёв: кровавый убийца или народный герой? Задачи: познание прошлого, развитие умений видеть и оценивать смысл худ.деталей, портретных зарисовок, показ ист.обоснованности хаpaктеристики Пугачёва; подготовка учащихся к пониманию замысла создания образа....
20 03 2024 18:39:48
Урок формирует у учащихся чувство любви к своей Родине, гражданственность. Автор знакомит учеников с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, показывает, что борьба, которую вел советский народ против гитлеровской Германии, была справедливой, освободительной, народной, была борьбой за будущее человечества....
19 03 2024 3:13:19
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
18 03 2024 13:12:37
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
17 03 2024 7:46:44
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
16 03 2024 6:41:16
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
15 03 2024 17:46:50
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....
14 03 2024 12:41:25
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
13 03 2024 6:12:49
Представлен конгспект урока обществознания для 10–11-х классов по теме "Экономика и общество"....
12 03 2024 7:10:26
Урок знакомит учащихся с основными положениями Конституции РФ о праве каждого гражданина России избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства. ...
11 03 2024 12:48:27
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
10 03 2024 23:57:20
Революции XVII–XX вв. во многом определили облик современного мира и стали важнейшей сквозной темой новой и частично новейшей истории. Данный вариант урока предлагает начальный этап изучения темы "Революция" на материале событий в Нидерландах в середине XVI в. через составление учащимися алгоритма, который будет применяться и в дальнейшем. Предложенный метод работы поможет активизировать самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся при развитии навыка оптимизации работы с историческим материалом, используя алгоритм анализа типовых задач по истории....
09 03 2024 12:31:50
Интегрированный урок литературы и обществоведения знакомит учащихся с творчеством Е.А. Потехиной, расширяет представления учащихся о нравственных понятиях добра и зла. В ходе урока развиваются умения интерпретировать литературное произведение, воспитывается чувство любви, нравственного выбора, доброты. Цель урока: помочь учащимся осознать важность стремления человека к добру и избегания зла....
08 03 2024 2:11:15
Сценарий открытого урока по истории с элементами театрального действия, цель которого – в яркой, красочной форме познакомить учащихся с историей возникновения Олимпийских игр. Учащиеся в ходе урока познают национальный колорит Древней Греции: звучит греческая музыка, участники театрализованного действия одеваются в костюмы прежней эпохи. На уроке не только изучается и повторяется материал по истории Древней Греции, но и используется дополнительная информация....
07 03 2024 7:59:38
Урок по теме «Столетняя война» проводится в курсе истории Средних веков. Поскольку количество часов на изучение данной темы сокращено до одного урока, а материал очень большой, то на уроке предполагается использование рабочих листов. Данные записи учащиеся затем вкладывают в свои рабочие тетради. На уроке также применяется компьютерный учебник по всеобщей истории и презентация. ...
06 03 2024 6:54:59
На уроке учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями древних индейцев. Они совершают увлекательное путешествие на индейский летний фестиваль....
05 03 2024 18:35:23
На уроке учащиеся самостоятельно продолжают рассказ о судьбе мальчиков в первобытном обществе; объясняют разные способы охоты на дикое крупное животное; сравнивают отличия рас друг от друга и делают выводы; выявляют закономерность исторического развития....
04 03 2024 8:55:33
Урок-диспут формирует у учащихся представления о Конституции Российской Федерации и государственной символике России, развивает патриотические чувства и любовь к родине....
03 03 2024 1:32:29
Кто сколько-нибудь знаком с русской историей X–XV вв., имеет собственное представление о месте и роли в ней женщин. Кто-то представляет "тюремную затворницу", которая была на подчиненном положении в семье и обладала весьма ограниченными социальными правами. Другие в русской женщине того времени видят образованную, социально активную личность....
02 03 2024 5:20:36
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
01 03 2024 15:10:46
В 2007 году Республика Башкортостан отмечает 450-летие добровольного вхождения в состав государства. На уроке, посвященном этому историческому событию, учащиеся продолжают работу по совершенствованию навыков работы с текстами документов, параграфа, составляют простейшие логические схемы. Для удобства учителей истории презентация разработана так, что её элементы можно использовать в качестве меловых схем и для записи в тетрадях. ...
29 02 2024 6:57:44
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
28 02 2024 8:39:37
Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....
27 02 2024 1:18:26
С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....
26 02 2024 3:32:52
Презентация по истории России может быть использована как иллюстративное сопровождение к урокам "Монголо-татарское нашествие" в 6-м классе, а также и к урокам в 10-м классе. Также возможно самостоятельное использование презентации в форме лекции по данной теме. Презентацию можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в ходе предметной недели истории. ...
25 02 2024 18:30:11
На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...
24 02 2024 16:27:21
В условиях профильной школы в классах технической направленности, сложно воспринимаются предметы социально-экономического профиля. На помощь приходит информатика, которая является для таких классов одним из профильных предметов. Поэтому учитель может удачно сочетать информатику и обществознание. ...
23 02 2024 19:57:41
Урок истории обобщает и систематизирует знания учащихся о внутренних социальных процессах, которые происходили в Древнерусском государстве; на основе правовых документов учащиеся выявляют источники формирования населения, зависимого от земельной собственности феодала. ...
22 02 2024 16:22:17
Урок истории расширяет кругозор учащихся, основан на изучении, анализе исторических источников по теме. Согласно историческим сведениям, Атиллу в Европе называли flagellum Dai – Бич Божий, поэтому в формулировке темы возможно применение термина....
21 02 2024 23:32:59
Конспект открытого урока по обществознанию из раздела "Социальная сфера". На уроке рассматривается такой важный вопрос для учащихся 8-9-х классов, как "Конфликт". Используются различные формы работы: по рядам; в группах; погружения в себя; работа с документами; обмен и аргументация мнений. Акцентируются внимание на негативности конфликта. И что особенно важно – бесперспективности решения проблем с помощью алкоголя, курения, наркотиков. ...
20 02 2024 4:22:14
Урок формирует целостный образ – представление о государстве Ассирия. Учитель развивает умение учащихся работать с картой; идет самостоятельная работа с учебником, работа по карточкам, с основными понятиями и терминами....
19 02 2024 11:39:26
На данный урок по тематическому планированию отводится 1 час. Урок проводится в форме заочной экскурсии по картинной галерее, в ходе которой учащиеся знакомятся с творчеством яркого представителя художественной культуры начала ХХ века М.А. Врубеля....
18 02 2024 16:24:11
Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....
17 02 2024 12:49:48
Урок "Государственные реформы Петра I" предусматривает использование компьютерных технологий. Иллюстрации, используемые на уроке, позволяют создать живой образ той эпохи, анимированные схемы обеспечивают наглядную демонстрацию изменений в структуре государственного управления России в начале XVIII века, приведенные фрагменты документов конкретизируют изучаемый материал. Эффект анимации дает возможность поставить перед учащимися задачу, обсудить ее выполнение в конце урока и тут же проверить....
16 02 2024 17:29:31
Особенностью этой разработки является то, что реализация целей и задач урока происходит с использованием материала, отражающего специфику образовательного процесса конкретного учреждения. В ходе урока обучающиеся знакомятся с извлечениями из устава школы, учебного плана, плана воспитательной работы. И это не просто знакомство с документами, а серьезный анализ текста....
15 02 2024 16:35:35
Цели урока: исследовать роль первых русских князей в становлении государственности на Руси, выдвинув в качестве гипотезы следующее положение: распад Руси был обусловлен, среди прочего, тем, что правление первых русских князей отличалось отсутствием преемственности, последовательности и системности в государственном строительстве, их усилия сводились, в основном, к укреплению личной власти....
14 02 2024 20:50:59
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
13 02 2024 23:53:20
Цели мероприятия: актуализация знаний учащихся по истории формирования УТДК и его вкладе в победу над фашизмом; показать боевой путь УТДК; продолжить расширять кругозор учащихся по истории Урала; способствовать формированию уважительного отношения к родной стране, к ее истории и трудовому подвигу народа....
12 02 2024 12:12:24
Урок формирует умение учащихся применять полученные знания в пpaктических ситуациях, развивает умения работать в группе и индивидуально, сравнивать и сопоставлять, прививает интерес к изучению предмета....
11 02 2024 12:23:16
Итоговый урок-конференция по обществознанию в 11-м классе «Взгляд в будущее» с использованием проектно-исследовательской образовательной технологии решает следующие задачи: обобщение знаний о глобальных проблемах современности, повышение уровня их осмысления старшеклассниками, формирование гражданской позиции....
10 02 2024 15:16:28
Актуальность данной темы в том, что она знакомит ребят с историей античных и современных Олимпийских игр и их героями, помогает понять подлинно глобальные масштабы олимпийского движения и роль спорта в жизни современного общества. ...
09 02 2024 9:18:53
Урок истории в 6-м классе раскрывает причины усиления королевской власти в Англии и Франции в XI-XII веках....
08 02 2024 14:57:37
Игра составлена для учащихся 6-х классов. Её можно использовать не только на итоговом повторении, но и во внеклассной работе. Презентация в PowerPoint позволяет не только организовать игру, но и формировать визуальные образы по истории и культуре марийского народа с древности до конца XVI века....
07 02 2024 4:30:25
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::