Внеклассное мероприятие по краеведению
Игра проводится в рамках предметной недели по истории для учащихся 5-6 классов. При подготовке к игре учащиеся разыскивают материал по соответствующим номинациям. Игру можно проводить с использованием интеpaктивной доски, в форме викторины или игры “Что? Где? Когда?”.
В состав жюри входят учащиеся и учитель. За каждое задание, комaнда получает 5-6 баллов, за правильный ответ и по одному баллу за дополнительный ответ. Комaнда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем. По ходу игры привлекаются зрители, их работа и активность также оцениваются.
Цели игры.
Образовательные
Формирование заинтересованности учащихся к истории и культуре северного края.
Развивающие
Формирование умений анализировать, делать выводы, обобщать исторический материал, сопоставлять факты.
Воспитательные
1. Способствовать укреплению коллектива класса на основе общего дела и сопереживания за комaнду.
2. Воспитания чувства патриотизма и уважения к историческому прошлому Отечества и родного края.
Ход игры
Вступление. География активного творческого кругозора Степана Григорьевича Писахова поразительно широка — от Новой Земли до Каира. Много впечатлений ему как художнику дали еще юношеские его путешествия в Италии, Франции, Турции и Египте. Но основной темой его и как художника, и как писателя стал родной Север, его образы, его речь. С глубоким лиризмом и чуткостью рассказывает писатель о суровой северной природе, о быте поморов. Сказки С.Г. Писахова уходят своими истоками в поморский фольклор, в живую народную речь, являются миниатюрами с хаpaктерным сочетанием мягкого юмора, тонкого лиризма. “Сказки пишу часто с натуры, почти с натуры. Многое помнится, и многое просится в сказку. Долго перечислять, что дало ту или иную сказку” - вспоминает С.Г. Писахов в своей книге “Ледяна колокольня”.
Разминка: Словарик к сказкам Степана Писахова.
Комaндам предлагается разъяснить следующие понятия: леншшик, лешш, ишшо, тюря, состряпаешь, косье, ужна .
Тур 1. “Край мой Северный”
Учитель: Русский Север, Поморье. Сегодня это Архангельская область. Архангельская область — область на севере Европейской части России. В её состав входит Ненецкий автономный округ.
Образована 23 сентября 1937 года при разделении Северной области РСФСР.
Архангельская область является крупнейшим субъектом Российской Федерации в европейской части России и крупнейшей областью (провинцией) в Европе. Площадь Архангельской области (589 913 км2) сравнима с площадями крупнейших Европейских стран — Украиной (603 700 км2), Францией (547 030 км2) и Испанией (504 782 км2).
Исстари новгородцы и поморы, как называли людей осевших и поселившихся на этих северных землях, занимались рыбным и зверобойным промыслом, земледелием и скотоводством. В поморских селениях столетиями совершенствовался и передавался из поколения в поколение опыт мореходства и промысла на реках Онеге и Северной Двине, в водах сурового Студёного (Белого) моря.
Задание 1. Найди на карте России Архангельскую область. (Приложение 2)
Учитель: Город расположен в устье реки Северная Двина в 40-45 км. от места впадения её в Белое море. Пур-Наволок – мыс, откуда пошел город Архангельск в 1584 году. Сие место обозначено красивым монументом в виде большой морской волны и памятной табличкой. В 1584, который и считается годом основания города, воеводы спешно, “одним годом … поставили город круг Архангельского монастыря” Архангельск был первым крупным русским портом и единственным городом, в котором иностранным торговцам была разрешена закупка товаров, доставленным из внутренних российских регионов. С международной морской торговлей связано интенсивное развитие города в XVII веке.
Задание 2. Рассмотри герб города Архангельска. Что он означает? (Приложение 2. Слайд 3)
Тур 2. “Славные поморы”
Учитель: Сквозь времена протянулась непрерывная и прочная нить, связывающая нас, живущих сегодня, с теми, кто жил много лет назад. Наши предки учились сами, учили детей, занимались промыслами и торговали с дальними странами, сочиняли песни и сказки. Они бережно хранили культуру нашего края. Их вклад в культуру и историю области составляет бесценную копилку славных и доблестных дел.
Задание 1. Запиши имена известных тебе людей, которыми гордится наш край.
Задание 2. Что тебе известно об этих славных поморках. (Приложение 2. Слайд 4, 5)
Тур 3. “Памятные места г. Архангельска
Учитель: Памятные места Архангельска. К числу городских историко-архитектурных памятников Архангельска относятся: Гостиный двор, Таможенный замок, башня и здание биржи, барочная церковь Троицы (XVIII век), деревянные дома конца XIX – начала ХХ века, здание Адмиралтейства на острове Соломбала, экспозиция Архангельского музея деревянного зодчества в 25 километрах к югу от Архангельска. Другие достопримечательности: Архангельский областной краеведческий музей, Государственный Северный морской музей, Музей Авиации Севера.
Задание: Соотнеси названия памятных мест и их названия (Приложение 2. Слайд 6)
4 тур. “Из истории Архангельского Севера”
Задание: О каком историческом месте Архангельской области идет речь?
1. “…Это старейший из северных городов Древней Руси. В истории его еще немало загадок. Загадка таится и в самом названии города. Были и “финские” версии. Финны именовали “каркун-пуоли”, т.е. “овсяная сторона”, или … “медвежья сторона”. Другая версия. Много дней и ночей пробирались новгородцы к месту заветному, где обитала “чудь белоглазая” Началась сеча лютая отступила чудь, в леса ушла. А над полем брани, усеянным трупами не один день кружилось воронье. Так и осталось в народной памяти это место “вороньим полем”. - Первое летописное упоминание …относится к 1380 г. Но более всего город славился своими набивными ситцами, шитым золотом на холсту платками, глиняными игрушками….”.
2. “…На сбережения для потомства отдал… свою саблю князь Пожарский…. Здесь укрывались от рабства беглые,…пережидали время гонений ватаги Степана Разина. Страшным бунтом ответил… на притеснения царей московских, и восемь лет иноки бились мечами на стенах обители с войсками правительства. Сюда шла многоликая Русь не только на поклон святыням, но и для того, чтобы восхититься плодами рук человека, дабы наглядно узреть чудеса, на какие способен русский человек в суровейших условиях, вблизи Полярного круга…”.
3. “Более 400 лет тому назад по указу Ивана Грозного в Устье Двины-реки появился новоустроенный город, чтобы укрепить северные границы государства и создать корабельную пристань…. Сначала город именовался Новыми Холмогорами. Первыми его поселенцами стали холмогорцы. Город как крепость и как место для проживания торгово-ремесленного населения,… был расположен на пятачке Двинской земли, на высоком правобережном Пурнаволоцком мысе… В период царствования Петра 1, …здесь была основана первая государственная судоверфь”.
Тур 5. “Северная роспись”
Задание. Наш край известен всему миру узорами Северной Двины - северной росписью. Рассмотри иллюстрации и укажи названия северных росписей: Пермогорская роспись, Хохломам, Меземнская ромспись, (Приложение 2. Слайд 10)
Тур 6. Комaндная игра “Найди лишнее”
Задание: тест. (Ответы. Приложение
1)
1) градусник; 2) горизонт; 3) квадрат; 4) кислота; 5) радуга.
1) физик; 2) химик; 3) астроном; 4) биолог; 5) поэт.
1) “Святой Архангел Михаил”; 2) “Помор”; 3) “Чайка;
1) грамматику; 2) арифметику; 3) псалтырь; 4) риторику.
1) телескоп; 2) ночезрительная труба; 3) радиоприемник; 4) громоотвод; 5) смальты.
1) Елена; 2) Екатерина; 3) Ольга; 4) Елизавета.
1) профессор; 2) художник; 3) советник; 4) ученый; 5) адъютант.
1) камзол; 2) кафтан; 3) риза; 4) тулуп; 5) полукафтан.
1) Москва; 2) Санкт-Петербург; 3) Марбург; 4) Архангельск; 5) Фрейберг.
Ответы к заданиям – Приложение 1
Презентация к игре – Приложение 2
Список литературы
1. Архангельские былины и исторические песни, т. 1, М., 1904, с. 333—391; Озаровская О.Э. Бабушкины старины, 2 изд., М., 1922; Былины, скоморошины, сказки. Ред., вступ. ст. и примеч. А.А. Морозова, Архангельск, 1950 (библ.).
2. Т.А.Бернштам “Народная культура” Ломоносовская библиотека, М., 2008 г.
3. К.П.Гемп “Сказ о Беломорье”, Словарь поморских изречений М., Наука; Архангельск; Поморский университет, 2004.
4. Ледяна колокольня: Сказки и очерки / Сост. Л.Ю. Шульман. - М.: Сов. Россия, 1992. - 320 с. (Живое русское слово).
5. Николаева Э.Н., Полякова И.Ф и др. “Морянка”, книга для чтения в начальных классах: Архангельск, 2010 г.
Комбинированный урок истории с использованием ИКТ относится к Разделу II «Расцвет Средневековья» и является вторым в теме «Средневековый город». Он является одним из наиболее важных, так как на этом уроке формируются знания о возникновении и особенностях средневековых городов. Главный акцент на уроке сделан на изучение новой темы. Так как в течение урока осуществляется регулярная смена методов ведения урока, перегрузки школьников не происходит....
10 12 2023 10:44:35
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
09 12 2023 6:13:43
Представлен конспект интегрированного урока: английский язык + история (6-й класс). Тема: ROYAL LONDON.
Интегрированные уроки позволяют сделать процесс получения знаний учащимися более интересным, дают возможность использовать знания из других учебных дисциплин, тем самым расширяя и углубляя знания детей....
08 12 2023 2:23:46
Нетрадиционная форма проведения урока помогает преподавателю закрепить и обобщить пройденный материал в игровой форме позволяет объективно оценивать знания учащихся, разжигает интерес не только к пройденной теме, но и к предмету история в целом. Игра помогает учащимся закрепить основные исторические и экономические понятия на пpaктике, условия аукциона вынуждают быстро принимать решение.
...
07 12 2023 14:12:15
Представлен конспект урока-турнира, на котором учащиеся повторяют и закрепляют знания по истории Саратовского края XVII века....
06 12 2023 15:32:44
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
05 12 2023 21:53:16
Обобщающий урок по истории в 8-м классе по теме "Петр I и его реформы". Особенностью проведения урока является соединение исторических знаний с умениями театрального творчества.
...
04 12 2023 20:51:51
Автор знакомит с опытом подготовки школьников к ЕГЭ по истории, начиная с 6-го класса основной школы. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую прострaнcтвенно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох.
...
03 12 2023 16:26:35
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
02 12 2023 2:47:39
Урок направлен на то, чтобы углубить и расширить знания учащихся об участниках войны, об их бесcмepтном подвиге. В качестве опережающего задания к уроку учащиеся должны изучить соответствующие источники, литературу, в том числе, поэзию. Проведение урока в игровой форме позволяет стимулировать познавательный интерес учащихся к истории Великой Победы....
01 12 2023 2:50:41
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
30 11 2023 20:29:43
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
29 11 2023 12:24:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с географическим положением, природными условиями Финикии, занятиями жителей. На уроке используется групповая форма работы....
28 11 2023 7:40:24
Урок является итоговым в разделе и ставит целью повторить и систематизировать материал по истории древнего Египта. На уроке используются различные методы и способы повторения материала, отpaбатываются навыки коллективной работы....
27 11 2023 2:23:28
В условиях сельской школы используют много дополнительной литературы и компьютерную презентацию. На этом уроке дети совершили путешествие в Санкт-Петербург и Москву первой половины XIX века и познакомились с памятниками архитектуры и скульптуры....
26 11 2023 5:28:14
Урок строится по схеме презентации – информация выводится на экран в виде ряда слайдов, звуковых приложений, а также отрывков из художественных фильмов, представленных на дисках, указанных в использованных источниках конспекта урока.
...
25 11 2023 9:56:10
В статье рассматривается версия о Старой Ладоге как первой столице древнерусского государства....
24 11 2023 18:49:26
Урок истории древнего мира в 5-м классе дает представление о достижениях военного искусства Древнего Египта. Учащиеся работают с учебником и карточками, выполняют мини-проекты « Схема расстановки египетской армии» по группам, участвуют в игре «Разбросай-ка». Урок способствует развитию познавательной деятельности; планированию путей и способов достижения цели; умению находить решение и представлять результаты работы....
23 11 2023 11:28:49
Урок проводится в 5-х классах, цель урока — сформировать представление о появлении искусства и религии у древних людей.
...
22 11 2023 8:43:57
В мире около двухсот независимых государств, каждое из которых имеет свои государственные символы. Это герб, гимн и флаг. Граждане страны должны их знать и почитать, поскольку они образно выражают историю, ценности и традиции предшествующих поколений. Государственные символы нужны как выражение патриотизма граждан данной страны и ее обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.
...
21 11 2023 15:50:35
Урок направлен на углубление, расширение знаний учащихся, на удовлетворение интереса школьников к сложному, противоречивому вопросу о формировании "культа личности" И.В. Сталина, его репрессивной политики. Урок проводится в форме экскурсии в историко-краеведческий музей "Вятлаг". Это четвертый урок по теме "СССР в 30–50-е годы" в 9-м классе....
20 11 2023 0:30:36
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
19 11 2023 3:52:47
Цель урока: формирование у учащихся целостного представления о новой экономической политике....
18 11 2023 12:42:25
Данная программа направлена на создание у обучающихся целостного представления об особенностях военной службы, истории становления военного дела у нас в стране, ранней профориентацией, подготовки ребят к осознанному выбору профессии службы Отечеству на военном поприще. Особенностями программы являются: использование исторического материала, ранее не изучаемого на основных предметах; получение многообразных знаний для обучения в военных профильных учебных заведениях....
17 11 2023 7:35:30
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
16 11 2023 23:55:47
В ходе урока рассматриваются различные точки зрения на место России в цивилизационном процессе, раскрываются черты самобытности России и влияние западной цивилизации.
...
15 11 2023 6:32:25
В ходе представленного урока прослеживается весь путь развития парламентаризма в России, начиная с первой Государственной Думы в 1906 году и заканчивая Госдумой, избранной в 2007 году. Рассматриваются вопросы полномочий, деятельности члeнов Совета Федерации и Госдумы. Наглядно приводится процесс принятия законов в Думе. На уроке используется презентация, дающая возможность увидеть и сравнить составы разных Государственных Дум....
14 11 2023 21:21:41
Лекторий рекомендован учителям, воспитателям, социальным педагогам. Материал может быть использован на уроках истории и обществоведения, а также во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, бесед....
13 11 2023 19:48:17
Урок направлен на дальнейшее развитие у учащихся правовой грамотности семейных отношений. Урок сконструирован таким образом, что каждый ученик получает возможность для самореализации как будущий супруг....
12 11 2023 11:14:25
Одним из центральных понятий в курсе "Обществознание" является понятие "свобода''. Сложность и многозначность понятия "cвобода", его связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе.
Целью занятий в 6-м классе являлось ознакомление учащихся с понятием "свобода" посредством разъяснения условий сохранения морали. ...
11 11 2023 15:42:11
На этом уроке рассматриваются действия с информацией и хранение информации. Урок является интегрированным с предметами история и литература. Для наглядности используется презентация....
10 11 2023 1:53:40
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны....
09 11 2023 8:29:47
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
08 11 2023 13:14:45
Урок по обществознанию "Человек в мире экономических отношений" рассчитан на учащихся 8-го класса. Составлен на основе учебника "Введение в обществознание" под редакцией Л.Н. Боголюбова, является третьим по теме "Человек в обществе".
...
07 11 2023 13:33:52
Представленный конспект урока СБО в 7-м классе "Железнодорожный пассажирский трaнcпорт" в специальной (коррекционной) школе VIII вида способствует формированию коммуникативной и социальной компетентности школьников с ограниченными возможностями здоровья. Урок способствует формированию знаний по железнодорожному трaнcпорту, учит определять виды железнодорожного трaнcпорта....
06 11 2023 0:19:56
Автор использует чувственную рефлексию через ассоциации, рисунки, символы, стихи, синквейны. Составление кластера и его осмысление развивает критическое мышление, ученик анализирует информацию, активен в учебной деятельности. В процессе формирования культуры познавательной компетентности учащиеся учатся учиться.
...
05 11 2023 15:45:27
Изучение нового материала осуществляется на основе презентации, содержащей схемы, таблицы, документы и др. дидактические материалы. Ряд заданий предусматривает использование Smart-доски.
...
04 11 2023 15:25:24
Открытый классный час проводится как урок-праздник. Литературно-музыкальная композиция знакомит детей с произведениями литературы, кино, посвященных Великой Отечественной войне. Мероприятие нацелено воспитывать у детей чувство патриотизма, ответственности, сострадания и долга; обучать самостоятельно находить материал на заданные темы, выступать перед аудиторией....
03 11 2023 8:39:59
Урок повторения и обобщения темы "Смута". Задания предусматривают работу с терминами, ключевыми событиями периода Смуты. Работа на уроке построена в виде соревнования между группами....
02 11 2023 9:38:34
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися.
...
01 11 2023 17:10:44
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
31 10 2023 18:49:49
Игра является потребностью и основным видом деятельности ребёнка дошкольного возраста. Игры развивают инициативу, самостоятельность и волю ребенка, учат детей работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на помощь, приучают к дисциплине, соблюдению установленных правил. Игра по своей природе эмоциональна и потому способна даже самую сухую информацию оживить, сделать яркой и запоминающейся.
...
30 10 2023 1:58:19
Урок-исследование в 9-м классе. В школе учатся дети из разных городов и станиц Краснодарского края. За две недели до урока учащиеся получили задание найти материал по истории своей станицы в годы войны. Цели урока: формирование представления у учащихся о Кубани во время Великой Отечественной войны, о битве за Кавказ. ...
29 10 2023 10:42:43
Внеклассное мероприятие по истории является КТД, которое ежегодно проводится в нашем МОУ. В 2007-2008 уч.г. была выбрана тема "Герои Средневековья". Представлен сценарий мероприятия, мультимедийное сопровождение (сокращенный вариант) и творческий отчет.
...
28 10 2023 1:40:45
Основной задачей является разработка программы действий по реализации социального проекта. Если научить подростка находить решения, можно в дальнейшем совершенствовать работу по социальному проектированию на старшей ступени обучения....
27 10 2023 8:14:22
Занятие направлено на формирование патриотических чувств у молодежи, воспитание ответственности, уважительного отношения к исторической памяти своего народа к историческому наследию. Оно рассказывает об основных событиях Великой Отечественной войны, о нащих земляках – участниках войны и тружениках тыла....
26 10 2023 10:34:54
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток".
...
25 10 2023 8:53:45

Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
24 10 2023 9:44:14
Одним из самых сложных для восприятия подростков на уроках обществознания в средней школе является тема "Мировое хозяйство и международная торговля". Связано это с обилием сложных для восприятия и запоминания терминов, а также малым жизненным опытом обучающихся. Данный урок посредством дискуссии, решения наглядных задач, обращения к историческим примерам позволяет повысить процент усвоения материала на уроке....
23 10 2023 20:21:30
Материал можно использовать как на уроках обществознания, при изучении темы "Самопознание подростка" в 7-м классе, так и на классном часе. Полученные знания необходимы учащимся для подготовки к социализации, основанной на знании своего "Я", и умении применить эти знания в процессе адаптации. Занятие проводится в форме деловой игры, с использованием компьютерных технологий....
22 10 2023 23:42:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::