Модельные задачи по истории как средство формирования и оценивания образовательных достижений учащихся в процессе реализации требований ФГОС ООО
В XXI в. актуальным становится формирование личности, готовой и способной к непрерывному образованию, формированию компетентностей, востребованных на рынке труда. В условиях повышения мобильности, развития миграционных процессов все более значимым становится воспитание российской гражданской идентичности молодых россиян, выпускников общеобразовательных учреждений.
На современном этапе информационной революции в значительной степени изменились требования к образованному человеку. Сегодня ему невозможно знать всё о достижениях в естественных и гуманитарных науках, но очень важно научиться применять свои знания в конкретных жизненных ситуациях. Этим реалиям сегодняшнего дня и призваны соответствовать федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.
В новых стандартах объектом стандартизации стало не содержание образования, ориентированное на достижение относительно частных предметных образовательных результатов, а система требований к образовательным результатам – личностным, метапредметным, предметным.
К сожалению, механизмов оценивания метапредметных и личностных результатов образования в области “Обществознание”, позволяющих точно или хотя бы приблизительно диагностировать степень сформированности тех или иных компетентностей учащихся, сегодня не так и много.
Один из таких механизмов, на мой взгляд, – это модельные задачи. Модельная задача – термин технический. Так называется задача, используемая для методических целей, которая представляет собой исследование набора альтернативных механизмов, один из которых принимается за истинный, таковым, на самом деле, являющийся не всегда. [2]. Формулируются некие условия, близкие к реальным, но в упрощенном варианте. Малосущественными деталями и элементами пренебрегают, внимание сосредотачивается на основных. Соответственно формулируются и вопросы, рассматривающие идеальную модель. Такие задачи сегодня можно встретить в части 3 ГИА и ЕГЭ, а также в учебниках по истории программы “Школа 2100”.
Подобные же задачи предлагает Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся ПИЗА (PISA, Programme for International Student Assessment), осуществляемая Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development). Такие задачи являются частью оценивания компетентности в решении проблем (КК – Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется).
Основной целью исследования ПИЗА является оценка образовательных достижений учащихся 15-летнего возраста. Исследование направлено не на определение уровня освоения школьных программ, а на оценку способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях. В этом отражаются современные тенденции в оценке образовательных достижений. Однако диагностика таких образовательных достижений происходит сегодня только в Москве, и только на добровольных началах. Речи о введении таких задач в пpaктику преподавания истории и обществознания пока на просторах Интернета не идет.
За последние два десятилетия появились сборники задач по обществоведческим курсам, а использование этих задач в качестве одного из видов контрольно-измерительных материалов для ГИА и ЕГЭ по истории свидетельствует о том, что происходит постепенное осознание перспективности этого вида обучающих и проверочных материалов по социальным дисциплинам. Тем не менее, проведенный анализ заданий, включенных в наиболее распространенные учебники для подготовки и проведения ЕГЭ, позволил установить, что эти материалы не покрывают ряда существенных образовательных дефицитов по сравнению с заданиями типа PISA.
Специфика модельных задач по истории, направленных на формирование социальной грамотности состоит в том, что они:
- строятся на основе оригинальных (аутентичных) социальных источников и предполагают определенный уровень владения источниковедческим анализом (атрибуция источника, адекватный перевод на современный язык, критика источника с точки зрения достоверности);
- предполагают работу с историческим временем (от прошлого через настоящее к будущему), прогноз возможного развития изучаемого явления или процесса;
- содержат наряду с научными фактами мнения и оценки, версии изложения фактов действительности, что хаpaктерно для изучения социальной действительности.
Содержательно задачи по истории рассматривают период конца XIХ – начала ХХ вв. [9].
В задачах использованы разнообразные по жанрам, стилю, формату и объему тексты, причем как учебные, так и оригинальные неадаптированные (публицистика, воспоминания, мемуары, справочные материалы, статистические данные, художественные тексты и др.). В работе с представленными в задачах текстами предполагается использование аппарата ориентировки (оглавление, сноски и пр.), иллюстративного и справочного материала, распознавание содержательного контекста [9].
При выполнении заданий к представленным задачам учащимся предстоит осуществлять целый ряд действий, направленных, в первую очередь, на формирование метапредметных и личностных результатов образования. К ним следует отнести:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, экстраполяция, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.);
- представление собственной позиции, умение отстаивать ее.
Работа с предлагаемыми задачами требует от учащихся внимательного, вдумчивого чтения текстов и заданий. Предполагается, что задания к одной задаче необходимо выполнять последовательно, поскольку часто ответ на одно задание необходим для продвижения в следующем задании. При затруднениях, возникающих при выполнении заданий, полезно повторно обращаться к тексту, используя различные виды чтения: сканирующее, просмотровое, сплошное, выборочное и т.п.
Таким образом очевидно, что модельные задачи представляют широкий простор для формирования, в первую очередь, личностных и метапредметных образовательных результатов. Одновременно модельные задачи могут служить инструментом оценивания достижений учащихся.
Тексты задач по социально-гуманитарным дисциплинам (см. Приложение 1) разработаны в расчете на выпускников основной школы. Разработчиками задач являются российские школьные учителя, каждый из которых предлагает собственную систему оценивания результатов образовательной деятельности.
Методика оценивания весьма разнится, поэтому, чтобы иметь возможность сравнить результаты тестирования, я выбрала несколько ключевых компетентностей, которые являются общими для всех заданий[10].
Компетентность – умение активно использовать полученные личные и профессиональные знания и навыки в пpaктической или научной деятельности.
Компетентность образовательная (учебно-познавательная) – способности активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества, обеспечивающие успешную подготовку учащихся в одной или нескольких образовательных областях.
Компетентность информационная – способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обpaбатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.
Компетентность в сфере личностного самоопределения – способности, знания и умения, позволяющие индивиду осмыслить свое место в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок для своих действий, опыт самопознания.
Компетентность коммуникативная – способность личности к речевому общению и умение слушать. В качестве обязательных умений выделяются: умение задавать вопросы и четко формулировать ответы на них, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе (в классе), а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения [4].
Для того чтобы оценить уровень сформированности компетентности, я распределила задания таким образом, чтобы они в большей степени соответствовали содержанию проверяемых компетентностей. Понимая, что такое деление в большей степени условно, я применила принцип моделирования и к оцениванию: та компетентность, наличие которой в большей степени проверяется этим заданием, и взята в качестве основной. Распределение заданий по компетентностям приведено в таблице 1.
Таблица 1.
Система оценивания компетентностей в модельном задании “Российская империя на рубеже XIX–XX веков”
Компетентность | Максимальное количество баллов | |
Информационная | 2, 3 | 4 |
Образовательная | 1,4 | 2 |
Коммуникативная | 5а,б,6 | 6 |
В сфере личностного определения | 7 | 3 |
Для оценивания результатов образовательной деятельности и сформированности метапредметных и личностных компетентностей учащихся МОУ “Гимназия № 41” по истории использовались 2 модельных задания, которые предлагались последовательно в 9 и 10 классах в начале учебного года. В 9 классе – задача по истории “Новый политик”, в 10 классе – задача по истории “Российская империя на рубеже XIX–XX вв. Выбор задач объясняется тем, что в 9 классе, заканчивая 2 концентр по истории, учащиеся демонстрируют результаты образования, сформированные в основной школе, материал заданий подобран таким образом, чтобы основная информация была знакома учащимся. В 10 классе учащиеся демонстрируют навыки и умения, приобретенные за год обучения в старшей школе.
Хотелось бы продемонстрировать мою редакцию критериев оценивания на примере задачи “Российская империя на рубеже XIX – XX веков”, составитель Ю. В. Деревянко, учитель истории, ГОУ школа № 89 , г. Санкт-Петербург (текст задачи и авторские критерии оценивания см. Приложение 1) [9].
В качестве основного инструмента подсчета уровня сформированности компетентностей был взят процент выполнения заданий. Для того, чтобы подсчитать этот процент, необходимо было таким образом отредактировать критерии оценивания, чтобы четко можно было выставить баллы. За образец я взяла критерии оценивания, принятые в ЕГЭ.
Таблица 2.
Критерии оценивания заданий в модельном задании “Российская империя на рубеже XIX – XX веков”
№ задания | Содержание вопроса | Содержание верного ответа и указания к оцениванию | Количество баллов |
1. | Какой численности достигло население Российской империи к 1914 г.? | Правильный ответ: Приблизительно 172 млн человек |
Ответ правильный – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов. |
2 | На основании текста и данных таблицы 1 сделайте выводы о развитии регионов России. Свое мнение аргументируйте | Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Развитие регионов было неравномерно: более развита Европейская часть России (по плотности населения, уровню грамотности, численности городского населения), 2) По показателю численность городского населения можно говорить о развитии промышленности в данном регионе. |
Сделан правильный вывод, приведен аргумент – 2 балла. Сделан правильный вывод, аргумент приведен неправильный. ИЛИ сделан правильный вывод, аргумент не приведен – 1 балл. Вывод не сделан или сделан неправильный вывод – 0 баллов. |
3 | О каких серьезных переменах в экономике России свидетельствовал бурный рост городского населения (по сравнению с 60-ми годами XIX века городское население выросло в два раза)? Назовите этот процесс. | Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Бурный рост городского населения свидетельствовал о развитии промышленности, которая концентрировалась в городах. Урбанизация. |
Сделан правильный вывод, назван процесс – 2 балла.
Сделан правильный вывод, процесс не назван или. Сделан неправильный вывод, назван процесс – 1 балл. Вывод не сделан или сделан неправильный вывод, процесс не назван – 0 баллов. |
4. | В 90-е годы XIX века в России начался: а)
промышленный переворот; |
Правильный ответ: А) промышленный переворот. |
Ответ правильный – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов. |
5а | На основании табл. 2 выделите: а) группу стран с высокими темпами промышленного развития |
Правильный ответ: США, Германия, Россия. |
Ответ правильный – 1 балл.
Ответ неправильный – 0 баллов. |
5б | На основании табл. 2 выделите группу стран, темпы промышленного развития которых начинают замедляться | Правильный ответ: Англия, Франция. |
Ответ правильный – 1 балл
Ответ неправильный – 0 баллов. |
6 | Используя все вышеперечисленные источники, заполни таблицу (см. приложение 1) | Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Промышленность: успехи в развитии – 5-е место России в
мире, быстрые темпы роста , на долю тяжелой промышленности – 40%;
проблемы – незавершенность индустриализации, влияние иностранного
капитала, контроль со стороны государства. Сельское хозяйство: успехи – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3 мирового экспорта пшеницы; проблемы – низкая урожайность; господство в деревне сельской общины и крупных помещичьих латифундий сдерживало технический прогресс и замедляло развитие капитализма в деревне. Примитивная агротехника и высокие темпы роста населения вызвали аграрное перенаселение Европейской части России, острый земельный голод. |
Приведены по одному успеху и проблеме для
промышленности и сельского хозяйства (4 элемента ответа) – 4 балла.
Приведены 3 элемента ответа – 3 балла. Приведены 2 элемента ответа – 2 балла. Приведен 1 элемент ответа – 1 балл. Ответ неправильный – 0 баллов. |
7. | Познакомьтесь с двумя точками зрения: 1. “Невзирая на заметные перемены в экономическом развитии Россия на рубеже XIX – ХХ веков оставалась аграрной страной” Энциклопедия “История России ХХ век”. 2. “Россия позже других государств вступила на путь широкого промышленного развития; промышленно землевладельческой страною… она постепенно становится только теперь” (С.Ю.Витте). Какая точка зрения совпадает с вашей? Почему? |
Вариант 1: аграрная – большая часть населения –
крестьянство, Россия – крупнейший производитель зерновых в мире, 1/3
мирового экспорта пшеницы, сельское хозяйство давало 51% национального
дохода. Вариант 2: индустриально-аграрная – наряду с сельским хозяйством бурно развивается промышленность, городское население увеличивается в два раза, Россия вошла в пятерку крупнейших держав мира по абсолютным объемам промышленного производства, заняла 2-е место в мире по протяженности железных дорог. |
Выбрана точка зрения, приведены два аргумента – 3
балла. Выбрана точка зрения, приведен 1 аргумент – 2 балла. Выбрана точка зрения, аргументы не приведены – 1 балл. Точка зрения не выбрана – 0 баллов. |
Итого максимальный балл – 15.
По такому же принципу были редактированы критерии оценивания к задаче “Новый политик”, составитель Н.И. Неупокоева, ОИРШ, Санкт-Петербург [9].
Таким образом, на основании предложенных критериев были проведены обработка и анализ результатов модельного задания по истории в 2007 – 2010 гг. (Приложение 2).
Вычисления проводились в целом по классу, так как одной из задач исследования было сравнение уровней двух разных по профилю классов – лингвистического (литера “А”) и гуманитарного (литера “Б”), набор которых осуществляется в МБОУ “Гимназия № 41” в соответствии с Программой развития гимназии с 2008 года.
Следует отметить, что данная методика позволяет оценить и личные достижения каждого учащегося. В этом случае баллы переводились в школьную оценку по пятибалльной системе.
Проведенная диагностика позволила мне, как учителю, оценить дефициты в образовательных результатах учащихся, скорректировать учебную программу, спланировать урочную и внеурочную деятельность учеников для преодоления этих дефицитов.
На основании проведенного исследования были выработаны рекомендации для работы с гуманитарным и лингвистическим классами (см. Приложение 3). Кроме того, результаты были предъявлены учащимся, что позволило каждому ребенку оценить свой личностный рост.
Подводя итог, следует отметить, что модельные задачи по истории являются удобным инструментом, позволяющим одновременно формировать и оценивать образовательные результаты учащихся. Таким образом, более широкое использование их в урочной деятельности может стать важнейшим условием реализации познавательной потребности школьников, развития их личностных качеств и средством активизации их познавательной деятельности.
Используемая литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М. 2010.
- Большая Энциклопедия Нефти Газа/ http://www.ngpedia.ru/index.html
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М. 1996.
- Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М. 2004.
- Кларин М.В. Технологии обучения: идеал и реальность. М. 1999.
- Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра/ под ред. А.А.Леонтьева М. 2006.
- Программа развития гимназии № 41 с 2008 по 2014 гг. Новоуральск, 2007.
- Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий. М. 2006.
- Социально-гуманитарные задачи. Материалы для учителя. СПб. 2006.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал "Эйдос". – 2002. – 23 апреля. http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm
Материал урока дает возможность учителю совершенствовать навыки работы с историческим источником, отpaбатывать умения формулировать свои мысли, работать в группе. Наличие большого количества иллюстраций помогает "оживить" историю, сделать ее персональной. Подача вопросов в компьютерном варианте направлена на совершенствование тестовой культуры, а обратная связь помогает формированию критического отношения к информации, развитию историко-логического мышления....
27 05 2023 0:37:20
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах.
...
26 05 2023 15:27:23

Урок рассчитан на 2 часа (пара), продолжительность ‒ 90 минут, состоит из двух частей. Первая часть ‒ теоретическая, по окончанию которой в качестве рефлексии проводится проверочный тест. Вторая часть ‒ пpaктическая. Мини-проект развивает творческие способности учащихся, быстро проверяет полученные во время урока знания. Учителю отводится роль координатора....
25 05 2023 2:41:59
Занятие призвано познакомить учащихся с историческим значением Курской битвы, с одним из важнейших этапов на пути к победе в Великой Отечественной войне, развивать интерес к истории своей Родины, чувство патриотизма, вызывать яркий эмоциональный отклик на произведения поэтов, используемые в сценарии....
24 05 2023 20:30:56
На уроке учащиеся знакомятся с искусством живописи. Узнают о роли живописи в жизни людей, знакомятся с особенностями русской школы живописи....
23 05 2023 2:53:27
Цели урока: знакомство учащихся с преобразованиями, произошедшими в России в эпоху правления Петра I; рассказ о первых ассамблеях, порядке их проведения и отношении российского общества к этому новшеству; знакомство учащихся с традиционным русским костюмом на рубеже XVII-XVIII веков и преобразованиями в моде, введенными Петром I; знакомство учащихся с танцами, исполнявшимися на Петровских ассамблеях; изучение некоторых танцев Петровских ассамблей; проведение танцевального вечера в стиле Петровских ассамблей....
22 05 2023 19:13:32
Тема рассчитана на 2 урока. Первый урок – лекция с показом слайдов и элементами самостоятельной работы учеников. Второй урок – самостоятельная работа учащихся, углубление материала, закрепление и проверка усвоения. Я представляю первый урок. Вся работа строится на основе презентации....
21 05 2023 9:51:15
Занятие ставит целью развитие у учащихся умения анализировать историческую информацию, выявлять причинно-следственные связи, через решение проблемы подвести учащихся к сущности опричнины Ивана Грозного, ее причинах, развитии и последствиях....
20 05 2023 23:38:34
Цель урока: сравнить рабовладение в США и крепостное право в России; сформировать знания о предпосылках отмены рабства и крепостного права путем анализа положений реформ, выявить их прогрессивные черты; на анимированной исторической карте отметить государства США и России. Урок проводится в форме исторической игры-путешествия с использованием мультимедиа....
19 05 2023 6:39:18
Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой.
...
18 05 2023 1:59:42
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
17 05 2023 5:14:22
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
16 05 2023 4:41:57
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
15 05 2023 1:53:58
Главная цель урока – показать особенности политического, культурно-экономического развития Новгорода. Игра-путешествие состоит из нескольких игровых этапов, во время которых необходимо открыть несколько "Вволшебных дверей", чтобы узнать, что лежит в заветном ларце. На уроке использовались такие приёмы и методы: рассказ, беседа, творческие задания, работа с картой, историческими документами, аудио и видеоматериалами....
14 05 2023 12:53:29
Урок для учащихся 9-х классов. Тема урока является частью курса «Введение в обществознание» и имеет тесную межпредметную связь с такими предметами как право, конфликтология, история. На уроке рассмотрены основные термины и понятия. Цели урока: сформировать начальные знания особенностей уголовного права; научить анализировать свои действия и принимать решения с целью предотвращения противоправного поведения; показать неотвратимость наказания за совершение преступления....
13 05 2023 3:52:13
Игру можно использовать как на уроке, так и во внеурочной работе по истории. Она неизменно вызывает интерес, помогает поддерживать высокий познавательный уровень. При проведении занятия можно использовать как компьютерные технологии (презентацию), так и обычную доску, разлиновав её по турам, а вопросы зачитывать...
12 05 2023 23:22:12
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы.
...
11 05 2023 14:10:17
Вашему вниманию предлагается разработка урока по теме “Конституция”, приемы и методы которого помогут сделать процесс изучения Конституции более живым и интересным. Группы работают с карточками инструкциями, рассматривая статьи о правах и обязанностях и о деятельности высших органов государственной власти. Результаты групповой работы представляются учащимися в составленных ими схемах....
10 05 2023 19:50:48
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
09 05 2023 0:53:20
На уроке учащиеся изучают русскую культуру периода XIV–XVI вв.. Заранее поделённые на пять комaнд, ученики выступают со своими темами. У всех комaнд темы разные.
...
08 05 2023 9:25:25
В процессе выполнения игровых упражнений учащиеся получают непосредственный опыт поведения в условно-конфликтных ситуациях. Они осуществляют самостоятельный поиск аргументов в пользу собственного мнения через пpaктическое освоение информации. На уроке происходит формирование навыков самостоятельной работы, создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности....
07 05 2023 15:48:26
На уроке используется объяснительно-иллюстративный метод с применением мультимедийной презентации, что повышает познавательную активность учащихся за счет увеличения наглядности и эмоциональной насыщенности. Данный урок помогает расширить представления о мужестве и героическом подвиге старшего поколения в Великой Отечественной войне; воспитывает патриотизм, гражданственность, чувство долга перед Родиной....
06 05 2023 9:40:33
Предлагается разработка проекта по теме "Дворянский быт второй половины XVIII века. Посещение дворянской усадьбы", 7-й класс и реализация его итогов на уроке "Один день из жизни дворян в усадьбе XVIII в.". На уроке используется метод проживания в эпохе с элементами театрализации. Учащиеся, работая в группах, готовят выступления по отдельным вопросам. Эта тема позволяет окунуться в эту эпоху: услышать музыку и речь; увидеть, а может быть, и попробовать меню из блюд дворянской кухни; оценить моду, вкусы, пристрастия людей того времени; приобщиться к культурным ценностям и народному достоянию. На уроке предполагается использование ИКТ учащимися....
05 05 2023 6:12:33

Обобщаются знания учащихся о глобальных проблемах, показав их взаимосвязь и взаимообусловленность, их отличия от любых иных проблем человека. Акцентируется внимание на социальных аспектах этих проблем: необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль различных общественных институтов в их решении....
04 05 2023 4:38:31
Цели викторины: повторить, обобщить, систематизировать изученный материал, обратить внимание на роль личности в истории; закрепить основные умения и навыки, приобретенные в ходе изучения данного периода (комплексный анализ, историческое мышление и т.д.)....
03 05 2023 5:45:33
Краеведение связывает обучение и воспитание с жизнью, способствует всестороннему развитию способностей, прививает любовь к своему краю, формирует чувство сопричастности судьбе своего народа и судеб народов нашей страны. Формировать устойчивый интерес к истории позволяют нетрадиционные уроки.
...
02 05 2023 11:18:19
Актуальной проблемой современной педагогики становится использование методов, которые формируют у учащихся навыки самостоятельного добывания новых знаний. Для работы над проектом создается группа из учащихся, мотивированных на исследование. Инициатором проектной деятельности может быть учитель, но именно учащиеся определяют тему исследования. Основой для формирования темы может стать краеведческий материал, факты истории науки, политическая история России, родословная семьи и т.д....
01 05 2023 6:57:31
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником.
...
30 04 2023 0:29:54
Одной из наиболее эффективных форм внеурочной работы по предметам гуманитарного цикла является декада гуманитарных наук. Она требует большой подготовки, но делает возможным реализовать целую систему мероприятий, способствующих гуманизации образования, патриотическому воспитанию учащихся при одновременном развитии их творческих способностей.
...
29 04 2023 15:28:37
Перед учителем стоит непростая цель – показать учащимся интеграцию курсов истории и обществознания. Мы надеемся, что наша методическая разработка поможет педагогам разнообразить формы и методы работы, качественно подготовить старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена по истории России и обществознанию....
28 04 2023 20:35:14
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем.
...
27 04 2023 12:45:13
Урок построен как проблемный с дополнительными материалами, презентацией и другими учебными ресурсами. На уроке предполагается работа учащихся в группе, выступление ученика, получившего опережающее задание, представителей от каждой группы. В конце урока оценивается работа каждого ученика в группе и индивидуально, что даёт возможность заработать оценки всем ученикам....
26 04 2023 14:18:22
«Международные отношения в 30-е годы» - одна из ключевых тем истории XX века, имеющая особое значение в контексте как зарубежной, так и отечественной истории. В ходе урока применяется технология проблемного обучения и технология схемных и знаковых моделей В.Ф. Шаталова. В качестве средства обучения используется электронный образовательный ресурс «Новейшая история зарубежных стран. 9-й класс» 1С....
25 04 2023 22:12:51
Урок по истории России помогает учащимся сделать вывод об основных особенностях промышленной революции в России после «великих реформ» 60–70-х гг. XIX века; показывает, что незавершенность реформ отрицательно сказалась на развитии экономики страны. Построен с применением технологий общения, деловых и ролевых игр.
...
24 04 2023 0:42:45
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
23 04 2023 14:48:11
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
22 04 2023 12:21:40
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
21 04 2023 19:22:47
Представленная работа является уроком - историческим портретом феномена русской истории Саввы Ивановича Мамонтова.
...
20 04 2023 4:36:42
Работа посвящена проведению экскурсии для учащихся 8–10-х классов в храм Христа Спасителя в Москве. Автор придерживается хронологической канвы как основного композиционного принципа построения экскурсии, использует приёмы описания и объяснения, сравнения и аналогии, предполагающие ознакомление учеников с внешними и внутренними архитектурно-конструктивными особенностями этого храма-памятника, историческими событиями и фактами, связанными с его строительством....
19 04 2023 18:56:21
Цель урока: создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности; создать условия для овладения системой познавательных учебных действий, необходимых для применения в пpaктической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования, а также формирования навыков самооценки....
18 04 2023 8:12:33
Внеклассное мероприятие разработано на основе телевизионной игры «За семью печатями» и посвящено истории развития Норильского промышленного района. Учащиеся знакомятся с топонимикой, новыми фактами из истории города, освоением Норильского промышленного района.
...
17 04 2023 5:53:14
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
16 04 2023 7:58:38
Цель урока: сформирование представления о народных движениях XVII века, развитие мыслительных навыков и познавательных умений, воспитание интереса к изучаемому предмету и уважение к историческому прошлому....
15 04 2023 12:48:51
Принято считать, что одинокими могут быть только взрослые люди, успевшие чего-то добиться в жизни, а значит разочароваться в ней. Но одинокими могут быть и подростки. Проблемный урок проведен в форме эвристической беседы, основной смысл которой заключается в том, как научиться жить, чтобы не быть одиноким, не потерять себя....
14 04 2023 18:39:21
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
13 04 2023 15:57:24
Отправной точкой является карта Древней Греции, на ней обозначены полисы, о которых идет речь на уроке. Переход на нужный слайд происходит через щелчок на один из городов. Точно также можно перейти от одного состязания к другому. Подробные описания переходов через гиперссылку описаны в разработке урока....
12 04 2023 19:37:30
Основанием для проведения данного интегрированного урока является единство тем в предметах история Древнего мира и изобразительное искусство. Цель урока - обобщить полученные знания в процессе изучения темы, найти общее и различное в развитии культуры народов стран Востока, показать вклад народов Древнего Востока в мировую культуру, способствовать развитию творческих способностей учащихся, воспитывать чувства любви к прекрасному.
...
11 04 2023 20:20:32
Цель моего урока – познакомить учащихся с картиной мастера исторического жанра К.П. Брюллова "Последний день Помпеи", показать связь прошлого и настоящего. Дети работают с понятиями жанр, исторический жанр, живопись, узнают трагедию трех городов: Помпеи, Геркуланум и Стадия. Учащиеся знакомятся с великим итальянским композитором Джованни Пачини (иногда в энциклопедиях ошибочно указывают Пуччини), поэтом Евгением Баратынским, работают в группах и индивидуально....
10 04 2023 10:46:38
В статье рассматриваются основные постулаты концепции естественных прав человека. Однако в истории человечества есть такие страницы, которые являются ярким примером нарушения естественных прав человека – это события II Мировой войны. Особо говорят о еврейской катастрофе. Холокост унёс жизни 6 млн. евреев, в том числе жизни 1,5 млн. еврейских детей....
09 04 2023 9:22:12
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
08 04 2023 2:19:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::