Реферат "Воспитание правовой культуры и гражданского самосознания на уроках обществоведческого цикла"
Несформированность общественного правового сознания – древняя, застарелая болезнь России, исследованная юристами и философами еще в конце ХIX — начале ХХ века. Считалось, что Российская самобытность, якобы несовместима с торжеством правового начала.
По причинам органическим
Мы совсем не снабжены
Здравым смыслом юридическим,
Сим исчадием сатаны.
Широки натуры русские,
Нашей правды идеал
Не влезает в формы узкие
Юридических начал…
(Б.Алмaзoв)
Очевидно, что несовпадение во многих деталях – “идеалы правды” и правового идеала нельзя считать оправданием правового нигилизма, как в прошлом, так и теперь. Серьезный недостаток нынешней правовой культуры – незнания законов. Но и знания законов используется сегодня многими лицами только в корыстных, личных целях. Формируется неуважительное отношение к правоохранительным органам, их сотрудникам. Во многом правовой нигилизм объясняется политическими и экономическими преобразованиями в России, а также ростом преступности, создающей в обществе атмосферу напряженности и тревоги. Из этих факторов исходит задача правового обучения и воспитания воспитание правовой культуры и гражданского самосознания школьников. Новое содержание правового образования определяется с учетом тех коренных изменений, которые проходят сегодня в России, освобождающейся от наследия тоталитаризма и вступающей на путь демократического развития. В этих целях коренным образом меняется хаpaктер отношений между государством и личность, положения гражданина России. Он получил реальные демократические свободы, возможности проявлять себя в экономической и политической областях, реализовать себя как личность. Знание правовой культуры проявляется в правомерном поведении личности, умелой реализации своих прав и свобод, ответственном отношении к выполнению обязанностей гражданина Росси, готовности действовать юридически грамотно, целесообразно, ориентируясь на существующие законы. В основе формирования правовой культуры лежит идея интегративности, при этом имеется в виду соединения в рамках различных учебных дисциплин элементов знаний, почерпнувших из различных наук.
Правовая культура создается постоянно. В начале закладывается фундамент – элементы нравственной культуры: совесть, честь, правдивость, чувство собственного достоинства, познаются законы добра и зла, чести и бесчестья, свободы и рабства. Затем происходит переход к знакомству с юридическими знаниями. Следующая ступень – правовые чувства и, прежде всего, - чувство справедливости и чувство уважения к праву. Благодаря этому в человеке формируется чувство законности, способность отстаивать свои законные права. Центральное место среди традиционных предметов, воспитывающих гражданское самосознание и правовую культуру, занимают уроки истории, правоведения и обществознания. Составной частью курса истории является история развития государственных институтов и законов.
Начиная с “Русской правды” Ярослава Мудрого, к судебнику Ивана III, соборному Уложению Алексея Михайловича, законодательным актам Петра I и Екатерины II, к Ленинским Декретам, Советскому законодательству и, наконец, Конституции РФ, учащиеся знакомятся с понятием “право”, “закон”, нормы права, сравнивая российские законы с зарубежными аналогическими документами различных времен. Именно в процессе изучения истории есть возможность подвести учащихся к пониманию органической связи государства и права, показать регулирующую роль права, необходимость создания гражданского общества и правового государства. Учащиеся должны уяснить главную отличительную особенность гражданского общества – неслиянность с государством. В развитой, цивилизованной стране общества (Если оно гражданское) и государство (Если оно гражданское) выполняют каждое свои функции.
Правовое государство должно обеспечивать верховенство закона, защиту прав и свободу личности, разделение властей, сильную судебную власть. Гражданское общество – общество устойчивого порядка, уважающее закон, граждане которого обладают всей полнотой реальных прав и свобод. Именно о гражданском обществе мечтал Вольтер, когда говорил: “Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы вы смогли их свободно высказывать.” Изучив в IX классе в курсе правоведения принципы правового государства особенности гражданского общества, учащиеся далее в состоянии проанализировать формы государственного правления политические режимы в тех или иных странах, в то или другое время. Возьмем, к примеру, I принцип правового государства: верховенство закона. Что он означает? Закон одинаков для всех: от скоромного простого человека до всесильного министра.
На уроке – лекции, хаpaктеризуя эпоху Александра III я провожу один факт из биографии С.Ю. Витте – выдающегося российского государственного деятеля (факт о его аресте за крушение поезда на Юго-Западном направлении по вине мастера). Под суд пошел начальник всей железной дороги, и царь-самодержец всероссийский не смог отменить решение суда, несмотря на огромное уважение к Витте. Учащиеся сопоставляют данный пример с современными политическими событиями. (скандал по поводу книги о приватизации и гонорарах члeнов правительства. Ельцин сказал, что молодых реформаторов до 2000 года не отдаст.)
Второй принцип: защита прав и свобод личности. Пример из биографии В.И.Ленина. Старший брат – террорист, казнен. Семья не пострадала. Мать, на пенсию по потере кормильца, не работая, дает гимназическое и высшее образование детям. Сравним со Сталинским режимом, когда только по подозрению в подготовке заговора или шпионажа арестовывались жена, все родственники, дети. Как хорошо видно осуществления права на жизнь, на достоинство личности, свободу от пыток и насилия на примере Шушинской ссылки того же Ленина, куда он мог вызвать невесту и даже будущую тещу. А осужден был Ильич ни много ни мало за подготовку свержения самодержавия. По воспоминаниям Крупской жизнь протекала спокойно, молодые обвенчались и ничто не мешало Ленину написать свою книгу “Что делать?” (Л.Васильева “Кремлевские жены”.) Ученики, прочитавшие “Архипелаг Гулаг” Л.Солженицына могут сравнить положение советских заключенных в сталинских лагерях и сделать соответствующие выводы.
Этот произвол и беззакония совершались в стране, где была принята самая демократическая в мире конституция, но она не спасла даже своего автора, Николая Бухарина ни от пыток, ни от застенков, ни от расстрела. Из приведенных выше примеров следует, что не стоит, как раньше подвергать критике монархии, как формы правления, тем более, что они устраивают таких цивилизованных народов, как англичане, датчане, шведы, бельгийцы. Учащиеся должны уяснить для себя, что нет абсолютно негодных форм правления как и идеальных.
Усваивая сведения, полученные на уроках истории, правоведения и обществознания. Они должны обрести взвешенный, разумный взгляд на политическую жизнь общества, помогающий гражданину соотнести свои интересы с интересами страны, государства народа.
Изучение каждой темы включает в себя урок-лекция, это яркий рассказ учителя, включающий конкретные юридические сведения, суть законов, их комментарии. Затем урок-диалог, к которому учащиеся, продолжая тему, готовят свои примеры из жизни, из прочитанной литературы, просмотренных информационных выпусков “новостей”, высказывая свою точку зрения. При изучении конституционного строя России обсуждаются вопросы:
- Бывают ли конституции недемократическими?
- Какому политическому режиму не нужна конституция и почему?
- Знаменитые конституции мира (сообщения)
- Почему между правительством и парламентом нередко возникают трения и даже конфликты? Примеры?
- Что лучше: президент как глава правительства или президент как глава государства.
Особый интерес у учащихся вызывают вопросы диспута, посвященного теме “Права человека”.
- Что такое жизнь?
- Когда начинается жизнь?
- Как относятся к aбopтам в разных странах?
- Может ли врач, по просьбе тяжело больного человека, лишить его жизни?
- Как соотносится право на жизнь и пpaктика трaнcплантации органов?
- Как понимать положение Международного пакта о гражданских и политических правах: “Никто не может быть произвольно лишен жизни” (Библия)
- Следует ли сохранять cмepтную казнь в нашей стране?
- Как проявляется взаимность права на жизнь с гонкой вооружений, разоружением, конвекцией.
Уроки-диалоги, диспуты вовлекают учеников в размышления, в поиск ответов. На этих уроках возникают споры, сталкиваются различные мнения. При этом я стараюсь не разжигать неуправляемые страсти и не превращать уроки в митинги слышащих только себя и своих единомышленников. Я сторонница академизма образовательного процесса с его взвешенным, спокойным анализом непростых даже для специалистов явлений.
Умение аргументировано отстаивать свое мнение весьма неплохое качество, важное для становления гражданственности. Несдержанность, агрессивность в диалоге ведет к политическому и правовому нигилизму.
Следующий вид уроков – уроки-пpaктикумы, где учащиеся получают полезные умения работы с различными историческими документами. Здесь конспектируются, изучаются источники, законодательные акты, конституция Российской Федерации, всеобщая декларация прав человека. Например, изучая тему “Политическая система России” учащиеся 11х классов, отучаясь на текст Конституции России, выполняют следующие задания.
- Определите, изучив главу I конституции, кто в нашем государстве является носителем суверенитета и единственным источником власти? Как вы понимаете это выражения?
- Докажите, что России является федеральным государством.
- Перечислите высшие органы власти.
- Докажите, что основной закон России способствует формированию демократического правового государства.
Живой интерес учащихся вызывают деловые игры. Такие игры дают школьникам возможность почувствовать себя свободными в своих взглядах, проявить самостоятельность и инициативу. Для оценки уровня политического самосознания и правовой культуры на уроках общественного цикла проводятся тесты. Жаль, что редко появляется возможность провести уроки-встречи с представителями власти и правоохранительных органов.
Формирование правовой культуры - длительный и сложный процесс. Но человек, обладающий совестью, по меньшей мере, не станет правонарушителем, а это, в наше время, не так уж плохо. Этот человек способен отстаивать свои права, он способен помочь людям, он способен помочь своей стране, стать подлинным демократическим государством.
Список используемой литературы.
- Конституция РФ
- Бapaнов В.Н. “Правосознание, правовая культура и правовое воспитание” Издательство “Лань” 2013.
- Певцова Е.А. “Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры” “Современное право” 2013
- Контяев А. “Проблемы правосознания молодёжи в современной России” Санкт-Петербург; Институт бизнеса и права 2009.
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
27 03 2024 1:20:37
Урок изучения нового материала и первичного закрепления (с применением метода картинного рассказа с использованием иллюстраций и интеpaктивной доски) познакомит со структурой феодального общества и складыванием новых классов: крупных землевладельцев и зависимых крестьян....
26 03 2024 3:58:55
На фронтальном опросе происходит опрос учащихся на знание феодального общества, сословий, их хаpaктеристики. На уроке применены различные способы и методы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная, парная, творческая. Присутствуют инновационные технологии, такие как тесты, методы рефлексии, игры. Урок способствует формированию умений и навыков учащихся. ...
25 03 2024 22:50:49
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс этот необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации. Пpaктическая направленность получаемых знаний обусловила и выбор формы урока: урок-лабораторная работа с элементами дискуссии....
24 03 2024 21:54:26
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
23 03 2024 18:52:14
Внеклассное мероприятие ставит своей целью закрепление и систематизацию знаний, приведение их в систему. Формирование основ гуманитарных знаний по истории России. Закрепление умений анализировать и систематизировать полученные знания. Через игровые элементы занятия развивается чувство патриотизма, прививается интерес к истории Отчизны. Понятнее и ближе становятся события далекого времени, смысл празднования Дня народного единства....
22 03 2024 9:44:45
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
21 03 2024 17:31:42
Увлекательное внеклассное мероприятие – конкурс знатоков истории, построенный по модели игры "Что? Где? Когда?", активизирует познавательный интерес учащихся к изучению истории, развивает коммуникативные умения и навыки. Обращение к истории позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности. ...
20 03 2024 5:20:11
Цель урока: проанализировать деятельность Екатерины II по преобразованию России; осмыслить страницы далекого прошлого; оценить реформы императрицы. В ходе урока на этапе закрепления планируются мини-дебаты. С учетом различного уровня подготовки обучающихся предлагается на выбор домашнее задание....
19 03 2024 15:44:18
Основная идея «открывается» учащимся на последнем этапе занятия – в ходе дискуссии о свободе человека и возможности выбора им своей судьбы, рассматриваемых по-разному в либеральной и духовно-консервативной традициях общественной мысли. Исходя из приобретенного на занятии мыслительного и эмоционального опыта, учащиеся формулируют основную идею сами: судьба человека есть проявление его внутренней свободы, а настоящая свобода выстраивается личностью изнутри. ...
18 03 2024 18:17:57
Викторина представлена в виде вопросов и правильных ответов на них....
17 03 2024 12:53:18
Цель проекта: выявить наиболее актуальные для села экологические проблемы....
16 03 2024 6:48:37
Работая в малокомплектной школе с детьми нерусской национальности, очень тяжело добиться понимания истории России из-за языкового барьера. В связи с этим учащимся иногда можно проводить урок-повторение в форме игры. Это помогает разрядить обстановку на уроке, дает возможность раскрыться детям и тем самым показать свои знания, которые они с трудом передают в устной речи....
15 03 2024 22:39:54
Целью урока является знакомство учащихся с историей происхождения имен, исследование происхождения своего имени. Урок направлен на развитие учебно-организационных, учебно-информационных умений и навыков, что закладывает основы для формирования технологической, информационной, исследовательской компетентностей. ...
14 03 2024 11:50:56
Открытое внеклассное мероприятие с применением информационных технологий с целью воспитания патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ. Место проведения: актовый зал, кабинет, оснащенный средствами современных информационных технологий. Привлеченные участники мероприятия — инициативная группа....
13 03 2024 2:46:35
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
12 03 2024 11:22:50
Внеклассное мероприятие для 7–9-х классов представляет собой экскурсию по мемориалу Мамаев курган с целью воспитания патриотизма и гордости за свой народ, познавательного интереса к истории РФ. Материал сопровождается музыкальной презентацией и показом слайдов о Великой Отечественной войне....
11 03 2024 23:57:30
Урок подготовлен в соответствии с требованиями ФГОС. Урок посвящен изучению процесса объединения Древнего Китая при императоре Цинь Шихуане. Используются исторические источники и видеофрагмент, для активизации внимания учащихся и связи изучаемого материала с современностью....
10 03 2024 5:47:10
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
09 03 2024 3:17:34
Цели урока: дать возможность оценить значение народного единства в борьбе с поляками и шведами в ходе смуты; выделить основные события смуты....
08 03 2024 12:25:35
Интегрированная историческая игра посвящена XXII-м зимним Олимпийским играм «Сочи-2014». Ученики знакомятся с историей Олимпийских игр и олимпийского движения в России....
07 03 2024 4:37:36
Изучение региональной истории в школе обогащает учащихся знаниями родного края, воспитывает любовь к нему и формирует гражданскую позицию и навыки. Раскрывает учащимся связи родного края с великой родиной, помогает уяснить неразрывную связь с историей, жизнью страны, почувствовать причастность к ней каждой семьи и признать своим долгом, честью стать достойным наследником лучших традиций родного края....
06 03 2024 23:16:40
Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....
05 03 2024 15:33:11
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
04 03 2024 22:37:33
Интеpaктивная игра-викторина проводится 1 сентября в День Знаний или на предметной неделе истории. Учащиеся разбиваются на комaнды. Каждый правильный ответ дает возможность получить карточку с одной буквой из загаданного слова - одной из улиц Москвы, состоящей из стольких букв, сколько комaнд принимает участие в игре. В конце игры побеждает комaнда, которая пройдет все этапы, ответит на вопросы и отгадает слово. Количество этапов должно совпадать с количеством участвующих классов....
03 03 2024 9:10:41
В Книге памяти опубликованы воспоминания тех немногих здравствующих ветеранов, кто еще может встречаться со школьниками, и рассказы бабушек, дедов и прадедов учащихся школы о военных годах. Работа над созданием «Книги памяти» расширяет представления учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам и другим)....
02 03 2024 14:44:45
В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...
01 03 2024 18:25:46
На данном уроке ребята через решение исторических задач, работы с текстом учебника, составление схем и таблиц изучают новый материал. Шестиклассникам дается возможность дать оценку каждого этапа работы, сделать выводы и оценить правильность своей работы. ...
29 02 2024 9:40:28
Данный урок развивает умения учащихся по сравнительному анализу различных моделей современной экономики и предполагает использование знаний для понимания происходящих в мире экономических процессов. Формирует умения работы в группе и навыки учебной дискуссии....
28 02 2024 3:22:26
Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....
27 02 2024 21:24:14
Материал урока знакомит с ходом Отечественной войны 1812 года и героизмом российского народа. Воспитать чувство гордости и любви к Родине....
26 02 2024 20:26:45
В статье представлены два варианта урока-размышления с элементами эвристической беседы, в ходе которых учащиеся на основе базовых знаний учатся выявлять причины определенной исторической ситуации, сложившейся в нашей стране в тот или иной период....
25 02 2024 8:32:31
Разработка сценария торжественной линейки, посвященной Дню воинской славы России, Дню снятия блокады города Ленинграда....
24 02 2024 6:24:38
Урок проводится в форме комaндной игры "Знатоки истории". Игра состоит из трех этапов: каждой комaнде нужно найти и исправить ошибки в предложенном тексте; решить кроссворд; поочередно предлагается ответить на вопросы исторической викторины. Выигрывает та комaнда, у которой по окончании игры будет больше очков....
23 02 2024 15:18:21
Данный элективный курс поможет прояснить ряд вопросов, связанных с феноменом лидерства, лучше уяснить особенности отечественной и зарубежной политической жизни. ...
22 02 2024 1:46:32
Урок призван охаpaктеризовать общественно-политическое развитие Казанской губернии в начале XX века, выявить общие черты и отличия политических сил России и Казанской губернии, проанализировать деятельность мусульманской фpaкции и депутатов в Государственной думе. Даются дополнительные сведения по истории Казанской губернии в начале XX века. Урок помогает активизировать гражданскую позицию, привлекает внимание к важным политическим событиям родного края....
21 02 2024 3:36:45
Целью урока является создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления. Учащиеся читают тексты, выделяют главную мысль и работают с кластером. Они должны подойти к важному выводу, что жизнь человека недолговечна, и прожить ее надо не бесцельно. ...
20 02 2024 20:47:44
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
19 02 2024 1:57:59
Владение ИКТ, грамотное их применение на уроках - непременное условие успешной работы современного учителя. А социальный заказ на воспитание творческой, активной личности заставляет отказаться от традиционной системы передачи знаний "учитель - ученик", активно использовать современные образовательные технологии для развития критического мышления. Урок "Мечты Третьего рейха: блицкриг" построен с использованием ИКТ и приемов технологии креативного мышления. ...
18 02 2024 22:37:11
Урок, посвященный XVIII веку – переломному периоду в истории России, очень насыщенному событиями. Особенности данного периода – частая смена правителей, сильные личности во главе государства, главенствующее положение дворянства в государстве. Государство Российское подвело черту под прошлым, перевернуло страницу своей истории и начало переход к новым рубежам. ...
17 02 2024 12:53:24
Модульная система помогает рационально использовать время урока. Важно, что появляется больше возможностей для погружения в конкретную историческую эпоху. На одном уроке можно от образа и логического мышления перейти к настроению. Можно осуществить элементы самостоятельных действий и прейти к актуализации личной оценки-проповеди....
16 02 2024 14:51:35
Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя–предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях учитель может сделать выводы о знаниях учащихся, усвоении ими материала раздела или курса, уровне подготовленности к следующему этапу обучения....
15 02 2024 13:18:55
Знакомство с ведущими концепциями социально-экономического развития, принадлежащими Д.Кейнсу, К.Мюрдалю, Д.Беллу, служит залогом интеллектуального принятия данной темы. С целью формирования поведенческого компонента предлагаются проблемные вопросы и работа с таблицей "Модели цивилизационного развития". ...
14 02 2024 23:47:53
Историческая игра «Путешествие по страницам Новой истории» рассчитана на учащихся 7-х классов, при составлении вопросов был использован учебник «Новой истории зарубежных стран» В.В.Ведюшкина, С.Н.Бурина. Игру можно проводить как на уроке – на завершающем этапе изучения курса, так и во внеклассной работе по истории. В игре участвуют две комaнды, показывая свои знания по истории нового времени, демонстрируя творческий подход к выполнению заданий. Игра поможет учителю не только проверить знания, но и повысить интерес к предмету....
13 02 2024 2:21:51
Конспект урока-исследования для учащихся 6-го класса. При изучении темы использовались разные формы работы: групповая работа, работа с историческими документами, составление кластера и др. ...
12 02 2024 1:16:11
Урок разработан с целью обобщения пройденного материала по истории Древнего Рима от времени ранней Республики до правления императора Константина Великого. Урок дан в форме обобщённой лекции с широким привлечением карт, дополнительного мультимедийного материала....
11 02 2024 3:37:10
Познавательно-спортивное мероприятие проводится в два этапа. В первой части мероприятия учитель знакомит ребят 4–6-х классов с историей праздника, рассказывает о героях России. Второй этап праздника проходит в спортивном зале школы. Цель мероприятия: развитие творческих способностей учащихся, совершенствование двигательных умений и навыков, расширение знаний учащихся в области истории России, истории Кольского Заполярья, воспитание патриотизма....
10 02 2024 4:58:46
В ходе урока учащиеся повторяют и закрепляют новую тему....
09 02 2024 9:43:13
Статья посвящена актуальной проблеме возрождения русских усадеб и истории их владельцев. Елизаветино – одна из забытых подмосковных усадеб, владельцами которой были богатейшие аристократы Всеволожские, Сипягины. В краеведческой литературе об усадьбе сведений нет. Материал можно использовать в курсе истории Подмосковья....
08 02 2024 4:21:26
Применение компьютера и мультимедийного проектора позволяет эффективно рассмотреть на уроке тему «Культура стран Запада в первой половине XX века». ...
07 02 2024 8:37:29
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::