Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс


    Внутренняя политика Ивана IV Грозного. 6-й класс

Цели урока:

  • Образовательная: изучение нового материала о специфике и особенностях реформ Ивана Грозного в XVI веке.
  • Развивающая: развитие памяти, внимания, умение делать выводы, а также совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.
  • Воспитательная: формирование познавательного интереса к исторической науке и уважение к наследию прошлого.

Форма проведения урока: лекция с элементами беседы.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, презентация, раздаточный материл (кроссворд, таблица), видеоматериалы, медиапроектор, экран.

Место занятия в изучении темы: данное занятие начинает изучение темы.

Изучение данной темы рассчитано на один урок (продолжительность 45 мин).

Этапы Действия учителя Деятельность учащихся Время на этап Примечания
I. Организационный момент. Учитель приветствует учащихся, отмечает отсутствующих. Дает д/з по теме: Внутренняя политика Ивана IV Грозного §25. Обучающиеся приветствуют учителя. Записывают д/з. 5 мин. Орг. момент выполняется для того, чтобы настроить учеников на работу.
II. Опрос д/з по темам: параграф 24 “Эпоха Великих географических открытий. Завоевание Америки” и параграф 25 Западная Европа: новый этап развития: переход к мануфактурному производству”. Опрос д/з проходит в виде выполнения кроссворда. Обучающиеся отвечают на вопросы кроссворда. 10 мин. Опрос д/з способствует развитию мыслительных способностей.
III. Объяснение новой темы. Учитель проводит урок, используя презентацию, в которой содержатся иллюстрации, хаpaктерные для данного занятия. Обучающиеся изучают тему, слушая учителя. Отвечают на заданные учителем вопросы. Делают необходимые записи. 25 мин. Объяснение новой темы необходимо, чтобы ознакомить ребят с новым историческим материалом, формировать мыслительные навыки, навыки слушать, понимать и анализировать материал, высказывать свое собственное мнение.
IV. Закрепление материала, подведение итогов. Учитель вместе с учениками подводит итоги изученной темы. Обучающиеся с учителем обсуждают проведение урока. 5 мин. Подведение итогов играет важную роль, потому что по итогам учитель может увидеть достоинства и недостатки проведенного урока и в связи с этим что-то исправить или взять на будущее.

I этап. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Давайте отметим отсутствующих. Запишите домашнее задание на каникулы параграф 25.

II этап. Опрос д/з. Сегодня мы с Вами начнем изучение темы: “Внутренняя политика Ивана Грозного”. Но сначала проверим домашнее задание по темам: “Географические открытия. Завоевание Америки” и “Переход к мануфактурному производству”. Опрос д/з будет проходить в виде решения кроссворда. На его выполнение вам отводится 10 минут. По истечению времени кроссворды будут собраны. Обратите внимание, в кроссворде два варианта. В каждом по десять заданий. На каждый вопрос приходится по 1 мин. Если возникнут вопросы – задавайте. Приступайте.

III этап. Объяснение новой темы. Ребята, ваше время вышло, сдаем кроссворды.

1 слайд. Запишите в своих тетрадях тему сегодняшнего урока: “Внутренняя политика Ивана IV Грозного”. 2 слайд. План изучения нового материала. Сегодня на уроке мы разберем:

  • Этапы развития государства при Иване Грозном.
  • Начало правления Ивана IV.
  • Реформы Избранной рады.
  • Подведение итогов.

Для удобства вы получите заполненные таблицы реформ Ивана Грозного. Прежде чем переходить к их изучению, мы должны выделить основные этапы правления царя, которые можно разделить на три этапа. Давайте запишем. Первый этап (1533 – 1547 гг.) вошел в историю как период боярского правления. Второй этап (1547 – 1560 гг.) хаpaктеризуется стратегией централизации Московского государства. Наиболее значимые достижения этого периода связаны с реформами Избранной рады. Третий этап (1560 – 1584 гг.) во внутренней политике связан с введением опричнины (1565 – 1572 гг.).

После cмepти Василия III великокняжеский престол занял его трехлетний сын Иван. Давайте запишем годы его правления 1533-1584 гг. 6 слайд. Фактически же государством правила его мать Елена Глинская. Через 5 лет она скончалась, и вокруг государя началась острая борьба за власть княжеско-боярских группировок Глинских, Бельских, Шуйских и Воронцовых. Власть переходила то к одним, то к другим. Враждуя друг с другом, бояре, окружавшие его, не стеснялись оскорбллять самого государя, вламываясь ночью в его палаты, и силой вытаскивая от него своих врагов. В такой обстановке рос великий князь.

Уже в те годы в его хаpaктере формируются пугливость, скрытность, мнительность, трусливость, недоверчивость. Наблюдая сцены междоусобий и расправ, он и сам начинает проявлять жестокость. Иван Грозный отдает приказ затравить князя Андрея Шуйского, который был ему неугоден. В декабре 1543 г. по повелению молодого царя были отстранены от власти Шуйские, а затем отправлены в опалу и казнены часть бояр.

По мере взросления Ивана постепенно формировалась новая правящая элита. Политическим деятелем, сыгравшим ключевую роль в последующих событиях, был митрополит Макарий. На семнадцатом году жизни, Иван объявил митрополиту Макарию, что хочет жениться и также выступил с речью о том, что хочет принять титул царя.

Давайте запишем, что 16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось торжественное венчание на царство великого князя Ивана IV. Царскую корону он получал из рук главы церкви - митрополита Макария. Это подчеркивало особое положение церкви в государстве, которая выступала в качестве гаранта самодержавной власти. 11 слайд. А в следующем месяце царь женился на Анастасии Захарьиной-Романовой.

“Избранная рада”. С приходом к власти Иван IV осуществил ряд крупных реформ. Давайте запишем, что к концу 40-х годов при молодом царе складывается узкий круг его советников, которым он доверяет ведение государственных дел. Этот круг людей получил название “Избранная рада”. Кто мне подскажет, что такое рада? Верно. Рада – это совет при монархе. 13 слайд. В ее состав входили: священник Благовещенского собора в Кремле Сильвестр и царский постельничий (государев дворовый чин) Алексей Федорович Адашев, князь Курлятев, князь Андрей Михайлович Курбский, дьяк Посольского приказа Иван Михайлович Висковатый и некоторые другие представители аристократии. Именно при непосредственном участии Избранной Рады Иван Грозный проведет большую часть своих внутриполитических реформ.

Земский собор. В целях ограничения власти бояр Иван IV в 1549 году вводит новый орган власти - Земский собор, который решал вопросы внешней политики и финансов. В состав Земских соборов входили Боярская дума, Освященный собор - представители высшего духовенства. Созыв Земских соборов означал установление в России сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. В 1549 г. собор принял решение составить новый Судебник и наметил программы реформ. Судебник был утвержден в 1550 году. В основу был положен предыдущий Судебник 1497 года. Кто мне назовет автора создания судебника 1497 года? Правильно, Иван III. Однако были внесены изменения, связанные с усилением центральной власти. Судебник подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев День, а так же увеличивал плату за “пожилое”. Кто мне подскажет, что такое “пожилое”? Верно, это пошлина, которую уплачивал крестьянин при уходе от своего владельца за неделю до и неделю после Юрьева дня.

Население должно было нести тягло (натуральные и денежные налоги), была установлена единая система обложения – “соха”. Установлена ответственность за взяточничество. В целом сохранялись старые органы управления (центральные и местные), но в их деятельность вносились существенные изменения.

Реформа церкви. При Иване Грозном была проведена реформа церкви. В 1551 году был созван Стоглавый собор. Как вы думаете, почему собор получил такое название? Верно. Такое название он получил, так как сборник его постановлений состоял из ста глав (“Стоглав”). Церковь одобрила Судебник и реформы царя.

Были исправлены обряды, книги, искажаемые писцами. Также Иван IV хотел изменить нравы духовенства, дать образование служителям алтаря, искоренить coблaзн в монастырях, очистить христианство от язычества. Стоглавый Собор принял меры, ограничивающие права церкви. Стали воспитываться грамотные служители церкви, проводятся изменения самой службы и ее унификация. Также были заведены училища при церквах об учреждении старост для надзора за благочинием духовенства, защите судебных прав клира, мысль об исправлении церковных книг, об истрeблении coблaзнительных пороков духовенства, суеверий и народных обычаях.

Изменения, проводимые в церкви, должны были устранить ее излишнюю самостоятельность, подчинить интересам государства, хотя для этого еще не пришло время.

Реформа центральных и местных органов управления. Формирование приказной системы. Следующим шагом была разработка реформы центральных органов государственного управления. Она подразумевала под собой создание новых органов государственного управления – приказов. Приказы, специализировались по роду деятельности. Например, Разрядный, Пушкарский, Стрелецкий, Посольский, Приказ Большой казны и т. д. Были приказы, занимавшиеся определенными территориями. Приказы ведали также управлением, сбором налогов и судом. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, в подчинение у него были дьяки и подьячие. Таким образом, оформление приказной системы позволило централизовать управление, но на местах такая система еще не сложилась.

Реформа центральных и местных органов управления. Формирование приказной системы. Земская реформа. Важное значение имели местные управления - сыск и суд по особо важным государственным делам. Они находились под контролем губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных дворян, земских старост.

Также в 1556 году была отменена система кормлений. Служивые люди стали получать вознаграждение в виде жалования, которое выделяли из централизованного фонда.

Таким образом, в середине XVI века в Русском государстве начинает складываться аппарат государственной власти.

Отметим, что Иван Грозный внимание уделил и реформированию армии. Реформа началась в 1556 году и была связана с Казанской войной. В результате нескольких неудачных походов стало понятно, что армия нуждается в преобразованиях. Во-первых, был изменен сам способ набора в армию, вводятся меры, привлекающие людей в армию. Войско уже комплектовалось не только из русских воинов. Во второй половине XVI века в войско влились казаки, жившие на Дону.

Появляется постоянный вид войск - стрельцы. Они формировались в качестве постоянных контингентов пехоты (отчасти конницы), вооруженных огнестрельным оружием. Они обеспечивались коллективно землей, городскими дворами (не облагавшимися тяглом), небольшим денежным пожалованием, сохраняя право на мелкую торговлю и ремесло. Модернизация и хорошие условия для жизни стрельцов во второй половине XVI века сделали постоянное стрелецкое войско наиболее мощной боевой силой Российского государства. 20, 21 слайды. К изменениям в армии добавляется появление артиллерии. Увеличивается артиллерийский парк, обслуживающие пушки и пищали, пушкари были выделены в особую группу служилых людей “по прибору”.

Так же была проведена реформа местничества. На время военных походов было ограничено местничество при назначении на комaндование войсками. Согласно реформе, комплектование армии шло двумя путями: первый набор в армию “служилых людей по прибору” в первую очередь – стрельцов. Второй – служилые люди “по отечеству” - бояре и дворяне, входившие в ополчение. Уложение о службе 1556 г. устанавливало, что каждый феодал обязан был выставить одного человека на коне и в полном вооружении. Таким образом, вотчинники были уравнены в отношении службы с дворянами, владевшими поместьями. Это означало новый шаг по пути стирания граней между вотчинным и поместным землевладением.

В результате реформ была создана мощная боеспособная армия, способная противостоять сильному и крупному противнику. Армия XVI века многократно превосходила армию Московского княжества XV века.

Реформа в области культуры. Необходимо отметить, что Иван IV пытался обогатить культуру России. Так происходит развитие публицистики, иконописи и других видов искусства. Таким образом, наступает период усиленного развития культуры России. Однако из-за противодействия со стороны различных противников государства, он был очень краток.

Итоги внутренней политики Ивана IV Грозного. Таким образом, реформы 1550-х гг. правления Ивана IV были направлены на усиление центральной власти. Реформы имели следующие значение для русского общества:

1) усилилась централизация государственной власти

2) Четкой и более действенной стала система центрального и местного управления

3) Выросла обороноспособность страны. Хотя реформы Ивана IV Грозного носили не повсеместный хаpaктер, они подготовили страну к последующему реформированию.

Используемая литература.

1. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. / А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. - Москва.: Просвещение, 1995. - 304 с.

2. Боброва С. История России с древнейших времен до 1917 года [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://interpretive.ru/dictionary/375/word/vnutrenja-politika-ivana-groznogo-v-1550-e-g (дата обращения 15.12.12).

3. Филатов И. Внутренняя политика Ивана Грозного [электронный ресурс]. – Режим доступа: // http://fb.ru/article/37810/vnutrennyaya-politika-ivana-groznogo(дата обращения 16.12.12).


Турнир знатоков истории родного края


    Турнир знатоков истории родного края

      Данное мероприятие является одной из форм организации работы с краеведческим материалом, способствующей привитию устойчивого интереса к истории своего края. Носит занимательный хаpaктер с элементами соревнования. Развивает познавательные способности учащихся., умения работы в комaнде. ...

08 08 2022 22:53:47

Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс


    Урок истории России по теме "Отечественная война 1812 г.". 8-й класс

      Важная задача школы – воспитание патриотизма. Урок посвящен героизму народа России в период Отечественной войны 1812 года, раскрывает тему "Выбор пути развития России при Александре I". Урок совершенствует не только умения учащихся анализировать и обобщать исторический материал, но и выpaбатывать свою точку зрения и аргументированно отстаивать свои взгляды....

07 08 2022 17:47:38

Урок повторения по теме "Древняя Русь"


    Урок повторения по теме "Древняя Русь"

      Цель представленного урока для 6-го класса – закрепление и проверка усвоения знаний и умений учащихся по теме. Разнообразие форм работы позволяет учителю прививать интерес к предмету, развивать логическое мышление, память, умение работать с картой, выполнять творческие проекты. ...

06 08 2022 19:27:19

Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс


    Урок по истории на тему "Судьба декабристов". 8-й класс

      Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....

05 08 2022 22:51:46

Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"


    Открытый урок по обществознанию в 11-м классе по теме "Политическая система. Политические дебаты"

      Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....

04 08 2022 2:30:22

Разработка урока в 7-м классе по теме "Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности Петра I)"


    Разработка урока в 7-м классе по теме "Роль личности в истории (на примере жизни и деятельности Петра I)"

      Урок разработан в технологии критического мышления; проводится с целью сформировать представление учащихся о жизни и реформаторской деятельности Петра I, направленной на изменения всех сфер жизни общества в России....

03 08 2022 13:56:57

Классный час на тему "История развития государственной символики России"


    Классный час на тему "История развития государственной символики России"

      Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....

02 08 2022 4:18:23

"Столетняя война".10-й класс


    "Столетняя война".10-й класс

      Комбинированный урок истории Франции знакомит учащихся с событиями Столетней войны – серией военных конфликтов между Англией и ее союзниками, с одной стороны, и Францией и ее союзниками, с другой. Урок развивает навыки работы с генеалогическим деревом, иконографическими и текстовыми документами, определяет систему наследования королевской власти во Франции, причины начала конфликта, выделяет этапы развития конфликта и знакомит с историческими персонажами....

01 08 2022 13:52:10

Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"


    Урок-презентация по истории средних веков "Самая долгая война в истории"

      Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету. В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта. Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории. ...

31 07 2022 16:37:55

Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс


    Внешняя политика СССР в послевоенные годы. "Холодная война". 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с внешней политикой СССР в 1945–1953 гг., выясняют ее основные цели и направления. У учеников формируется представление о принципах, методах и подходах внешней политики СССР....

30 07 2022 22:29:20

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

29 07 2022 16:42:12

Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"


    Мультимедийная компьютерная презентация "Древний Восток. Зрительные образы цивилизаций"

      Непосредственное наблюдение по этой теме невозможно вследствие отдаленности периода изучения во времени и прострaнcтве. Презентация позволит в некоторой степени восполнить отсутствие живого созерцания. Автор представляет цифровой образовательный ресурс для изучения темы "Древний Восток", разработки которой имеются в методических пособиях. ...

28 07 2022 19:40:41

Интеpaктивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс


    Интеpaктивный урок «Древнеегипетские мастера». 5-й класс

      Урок знакомит с уникальными памятниками культуры Древнего Египта (архитектуры, скульптуры, живописи). Изучая памятники культуры Египта, учащиеся объясняют связь архитектуры и изобразительного искусства Древнего Египта с религиозными представлениями древних египтян....

27 07 2022 12:29:41

"Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие


    "Смутное время". Часть I. Урок — лабораторное занятие

      Класс делится на две группы, каждая из которых получает отрывки из источников и текста учебника, что позволяет учащимся сопоставлять текст учебника и источника, развивает навыки работы с ними. Исследовательская работа активизирует познавательную деятельность учащихся и благотворно влияет на изучение дальнейшего материала. При данном способе проведения урока деятельность учителя сводится к корректировке деятельности учащихся. ...

26 07 2022 21:26:42

Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс


    Урок истории по теме "Человек и его деятельность". 6-й класс

      На уроке формируется представление о деятельности человека. Раскрываются основные отличия деятельности человека от животных, развиваются коммуникативные качества и критическое мышление, умение работать в группе, отстаивать свою позицию. Прививаются любовь и творческий подход к труду....

25 07 2022 0:44:58

Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."


    Итоговое повторение по курсу "История России конца XVI–XVIII вв."

      Представлена разработка урока на повторение, обобщение, систематизацию знаний учащихся по курсу отечественной истории конца XVI–XVIII вв. в форме игры. Учащиеся делятся на комaнды в классе (3 большие комaнды) и мини-комaнды по 2 человека. Им предлагаются задания разного уровня сложности. Всего 8 туров и соответственно 8 групп заданий. Данная форма урока способствует повышению познавательного интереса к предмету, развитию умений работать в больших и малых группах, уважать мнение собеседников....

24 07 2022 0:44:38

Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)


    Международное гуманитарное право (повторительно-обобщающий урок)

      Пробудить у учащихся чувство сострадания, гуманности и уважения к человеческому достоинству - это основная цель и главный результат изучения Международного гуманитарного права в школе. ...

23 07 2022 18:32:10

Организация исследовательской работы учащихся по краеведению


    Организация исследовательской работы учащихся по краеведению

      Предлагаются материалы для написания работы на тему "Дворянское землевладение в Балашовском уезде во второй половине XIX века". Прилагаются вопросы для занятия с учащимися. Мастер-класс построен с использованием архивных материалов....

22 07 2022 2:12:24

Урок "Столетняя война"


    Урок "Столетняя война"

      Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...

21 07 2022 4:45:43

Открытый урок на тему "Из глубины веков"


    Открытый урок на тему "Из глубины веков"

      Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...

20 07 2022 16:49:54

Российские профсоюзы. История и современность


    Российские профсоюзы. История и современность

      Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....

19 07 2022 7:56:19

Русская живопись 2-й половины XIX века


    Русская живопись 2-й половины XIX века

      Актуальность данной темы в том, что 27 декабря 2007 года исполняется 175 лет со дня рождения П.М.Третьякова (1832-1898 гг.) и 115 лет со времени начала существования Третьяковской галереи как городского музея. Если в сентябре историю в 8-м классе начать с изучения истории России, то тема по русской культуре 2-й половины XIX века как раз будет изучаться в конце декабря. Это занятие можно провести как урок "Русская живопись 2-й половины XIX века" и как внеклассное мероприятие "Заочная экскурсия в Третьяковскую галерею". ...

17 07 2022 15:37:43

Тема: "Небесный покровитель Руси. Ге opгий Победоносец"


    Тема: "Небесный покровитель Руси. Ге opгий Победоносец"

      Цель занятия – определить роль и место святого Ге opгия Победоносца в истории России. Работа осуществляется в группах. В ходе урока учащиеся знакомятся с основными фактами биографии Ге opгия Победоносца, выясняют, как сложился культ святого Ге opгия на Руси, изучают историю ордена Ге opгия Победоносца. На занятии присутствует краеведческий элемент – ученики знакомятся с церквами Святого Ге opгия в Волгограде. В ходе подготовки к уроку учащиеся подбирают иллюстрации, стихотворения, выполняют рисунки....

16 07 2022 0:55:15

Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.


    Золотой век русской культуры. Живопись первой половины XIX в.

      Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....

15 07 2022 12:20:32

Русская Голгофа


    Русская Голгофа

      Цель урока является формирование у школьников негативного образа репрессий, актуализация знаний о ее разрушительных последствиях для личности, общества, страны, культуры. На фоне "отрицательного портрета" убедительнее звучат призывы к диалогу, толерантности, разумным компромиссам, сотрудничеству. ...

14 07 2022 21:59:15

Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)


    Защитник прав человеческих (90-летию А.Д. Сахарова посвящается)

      Мероприятие посвящено судьбе выдающегося ученого, академика, лауреата Нобевской премии мира, правозащитника Андрея Дмитриевича Сахарова. Он наш современник, и его вклад в науку и политическую жизнь нашей страны, его высказывания и работы находят отражение в наше время. Мероприятие построено в форме конференции, на которой учащиеся выступали в качестве биографов, социологов, политологов, в роли самого А.Д. Сахарова, читали стихи, посвященные А.Д. Сахарову....

13 07 2022 0:59:15

Игра "Колесо истории" по теме: "Классическое Средневековье в Европе"


    Игра "Колесо истории" по теме: "Классическое Средневековье в Европе"

      Урок–игра был разработан для 6-го класса. Основная идея урока: через игровые технологии не только систематизировать знания и развивать интеллектуальные умения ребят, но и научить их умению работать в комaнде, развивать их коммуникативные навыки. Игра строится по принципу популярной некогда телеигры, поэтому данную разработку можно использовать как при проведении урока, так и на внеклассном мероприятии по истории....

12 07 2022 10:57:55

Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"


    Интегрированный урок (литература + история + МХК + краеведение) "Этот День Победы…"

      Урок по литературе, истории, МХК и краеведению направлен на формирование чувства патриотизма и гордости за защитников Отечества, на ознакомление с историей самого знаменательного события в истории нашей страны в XX веке, на привитие любви к родному краю, на формирование навыков поисково-исследовательской работы. Урок подготовлен в рамках празднования годовщины Победы....

11 07 2022 0:52:53

Урок обществознания по теме "Закон и власть"


    Урок обществознания по теме "Закон и власть"

      Задачей урока является выработка умения осуществлять правовой анализ ситуации и выбора грамотного, правового поведение; определение функций и полномочий законодательной, исполнительной, судебной власти РФ; воспитание активной гражданской позиции. ...

10 07 2022 19:52:18

Начало монголо-татарского вторжения


    Начало монголо-татарского вторжения

      Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск....

09 07 2022 11:17:40

Классный час "Это нашей истории строки…"


    Классный час "Это нашей истории строки…"

      В разработке классного часа, посвященного изучению истории села Чернышевка, показано, как можно формировать личность учащихся, воспитывать патриотизм, развивать познавательный интерес, творческие способности ребят. Материалы можно использовать и на факультативных занятиях по истории Приморского края, и на внеклассных занятиях, приобщая учащихся к поисковой работе. ...

08 07 2022 4:26:11

"Мой дом – моя родина"


    "Мой дом – моя родина"

      Для раскрытия темы данной работы выбрана уникальная деревня Русского Севера – Суходол. Она расположена на северо-востоке Ленского района Архангельской области. В 2009 году она будет отмечать свое 425-летие. ...

07 07 2022 3:11:44

Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"


    Урок обществознания для 8-го класса "Вечные вопросы"

      На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку. ...

06 07 2022 0:34:53

Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."


    Урок истории в 8-м классе на тему "Русско-турецкая война 1877–1878 гг."

      Специфика урока заключалась в том, чтобы показать учащимся, как после позорного Парижского мира 1856 г. Россия, невзирая на активное противодействие западных держав, сумела продемонстрировать действенность военной реформы, восстановить своё положение как великой державы и укрепить свой авторитет в славянском мире....

05 07 2022 13:46:18

Учитель истории в сельской школе


    Учитель истории в сельской школе

      Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...

04 07 2022 14:44:23

Олимпийские игры в древности. 5-й класс


    Олимпийские игры в древности. 5-й класс

      Урок истории в 5-м классе призван воспитывать чувства прекрасного, стремление к физическому совершенству, пробуждать интерес к занятиям спортом, популяризовать здоровый образ жизни. На уроке используется карта-конспект, позволяя учащимся выбирать необходимый материал самостоятельно. А презентация поможет сделать урок зрелищным....

03 07 2022 7:42:29

Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"


    Урок-пpaктикум по истории. Тема: "СССР в 1953 — середине 60-х годов ХХ века. Политика мирного сосуществования: успехи и противоречия"

      В уроке рассматривается развитие внешней политики в мире в постсталинский период, поиски новой стратегии отношений с Западом, с социалистическим лагерем; урок развивает творческое мышление (анализ документов, самостоятельная работа с научной литературой, работа с новыми терминами и понятиями), самостоятельность мышления учащихся; чувство любви к Родине, толерантность, воспитывает интерес к истории Отечества. ...

02 07 2022 11:51:13

Урок по теме "Я-гражданин"


    Урок по теме "Я-гражданин"

      Разработка урока позволяет в рамках одного занятия усвоить основные понятия темы: гражданин, гражданство, гражданские и патриотические качества личности. В разработке используются элементы технологии критического мышления. ...

01 07 2022 14:47:41

Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»


    Внеклассное мероприятие по истории «Память о Чесме и Ильине»

      Что означают три белые полоски на матросском воротничке? Они символизируют главные победы русского флота: Гангут, Чесму и Синоп. Лесной район Тверской области – родина участника русско-турецкой войны 1768–1774 гг., героя Чесменского сражения Д.С.Ильина, который 7 июля 1770 году сжег турецкий флот. Материал занятия дает представление о ходе Чесменской битвы, о том, какую роль в ней сыграл лейтенант Дмитрий Сергеевич Ильин. Мероприятие нацелено на воспитание патриотизма у подрастающего поколения....

30 06 2022 20:39:10

Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"


    Тема урока "Поход дружины Ермака в Сибирь"

      Тема "Поход Ермака в Сибирь" рассматривается в разделе истории ХМАО "Сибирское взятие". Тип урока - изучение нового материала. Учащиеся самостоятельно усваивают знания и под руководством учителя....

29 06 2022 3:39:56

Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"


    Повторительно-обобщающий урок по теме "Экономическая сфера общества"

      Урок помогает обобщить и повторить знания учащихся по теме "Экономическая сфера общества"....

28 06 2022 12:54:17

Февральская революция 1917 г.


    Февральская революция 1917 г.

      Цели урока: формирование правильного представления о месте и роли России в мировом историческом процессе, формирование у старшеклассников гражданских идеалов, патриотизма, активной позиции, ответственности за свою страну....

27 06 2022 19:16:12

Конспект внеклассного занятия по истории "Колымская трагедия"

Факультативное занятие по истории Отечества и краеведению "Колымская трагедия" нацелено на формирование у подростков патриотического сознания, социальной активности и гражданской позиции; воспитание гуманного отношения к людям, пострадавшим от репрессий; развитие доброжелательности, чувства справедливости, гордости за своих соотечественников, земляков, за их мужество; воспитание ответственности за свои поступки. Использована театрализованная технология, слайд-шоу, обширная выставка литературы и экспозиции по темам "Ссылка и каторга России", "Шаги репрессий в СССР", "Бутовский полигон", "Зырянгал"....

26 06 2022 13:22:54

Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)


    Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

      Урок направлен на подробное знакомство с высшими достижениями в области духовной культуры, подводит учащихся к пониманию того, что эпоха Возрождения внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество бесcмepтными творениями изобразительного искусства. ...

25 06 2022 11:14:53

Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления


    Разработка урока по обществознанию с использованием технологии критического мышления

      Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестаёт быть главным источником информации и, используя приёмы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Получая новую информацию, ученики учатся рассматривать её с различных точек зрения, делать выводы относительно её точности и ценности. Применение технологи критического мышления позволяет максимально активизировать внимание учащихся во время изучения материала на уроке....

24 06 2022 15:37:19

Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"


    Урок повторения в форме викторины для учащихся 7-го класса по теме "Освоение Сибири"

      Данный урок разработан для итогового повторения, образовательные задачи которого заключаются в повторении, закреплении и углублении знаний по курсу «История Сибири», являющимся дополнительным компонентом к курсу отечественной истории. Урок проводится в форме игры-викторины. Представленные материалы включают все необходимые для проведения урока приложения. ...

23 06 2022 19:18:12

"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина


    "Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина

      Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....

22 06 2022 17:28:41

Интеpaктивные технологии на уроках истории


    Интеpaктивные технологии на уроках истории

      В работе представлены методические приемы организации уроков с использованием интеpaктивных технологий, наиболее приемлемые для обучения истории – работа в группах, технология критического мышления, игровые технологии. Предлагаются конкретные примеры для разных типов урока и в разных возрастных категориях....

21 06 2022 12:41:14

Историко-литературный портрет Кенесары


    Историко-литературный портрет Кенесары

      Особенностью урока является активизация творческой и мыслительной деятельности учащихся по овладению знаниями. Урок способствует «погружению» в эпоху XIX века, позволяет рассмотреть одно из драматических событий истории Казахстана, которое было «белым пятном истории» в советское время....

20 06 2022 16:33:12

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Интегрированный урок истории с курсом литературы: "XIII век: Русь, Запад и Восток"

Урок с элементами семинарского занятия уместен в рамках курса отечественной истории или курса "История цивилизаций". Основная цель занятия – обратить внимание школьников на некоторые истоки возникновения культурной оппозиции Россия–Запад. Урок, в основе которого предусмотрена работа с адаптированным текстом жития святого благоверного князя Александра Ярославича, призван помочь школьникам по-новому взглянуть на некоторые хорошо известные факты, оценить их место в длительной исторической перспективе. Примерно за неделю учитель предлагает учащимся прочитать текст "Сказания о житии Александра Невского" (Древнерусская литература: Книга для чтения. М.: Школа-Пресс, 1993. С. 137–147) и подготовить ответы на вопросы семинарского занятия.

Урок-лекция по истории в 10-м классе с использованием шаблона. Тема: "Становление самодержавия Романовых (XVII век)"

В нашем Лицее, где учатся только старшеклассники (10–11 классы), большинство учебных предметов переведены на лекционно-семинарскую технологию. Школьная лекция как метод обучения широко используется в пpaктике учителей. Преподаватель должен составить шаблон за неделю до лекции, разместить его на сервере и на почте Лицея, а учащиеся обязаны самостоятельно распечатать необходимый материал. Преподавание истории ведется по учебнику "Россия и мир" (авторы: О.В. Волобуев, В.А. Клоков, М.В. Пономарев, В.А. Рогожкин). Программа рассчитана на 68 часов в год. Представлен опыт проведения урока-лекции в 10-м классе по теме "Становление самодержавия Романовых" с использованием шаблона. Все, что напечатано курсивом, - это и есть возможные записи учащихся.