Первая российская революция. Причины революции > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Первая российская революция. Причины революции


    Первая российская революция. Причины революции


Дидактическая цель

Образовательная:

  • 1 уровень - сформировать представление о том, что первая российская революция была обусловлена социально-экономическими и политическими противоречиями российского общества в начале ХХ века.
  • 2 уровень-знать и разъяснять причины первой русской революции: различать социально-экономические и политические противоречия российского общества в начале ХХ века.
  • 3 уровень - уметь выявлять причинно- следственные связи, используя дополнительный материал.

Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с учебным материалом, умение работать самостоятельно; умение сопоставлять и сравнивать, показывать и расширять представление, анализировать, делать выводы.

Вспитывающая: воспитывать у учащихся уважение к истории своей Родины.

Оборудование:

  • Учебник: Данилов А.А. “История России ХХ век”
  • Учебная карта “Революция 1905-1907гг.”
  • Мультимедийная презентация “Революция 1905-1907гг.”

План

I. Самостоятельная работа

Тема: “Русско-японская война”

Цель: выявить уровень сформированности качества знаний учащихся по теме “Русско-японская война” (Приложение 1)

II. Работа над новым материалом

План

А) Антиправительственное движение в 1901-1904гг.

Б) Причины революции и повод к ней

В) Развитие революции в 1905г.

Словарь: революция, движущие силы революции

А) Антиправительственное движение в 1901-04 гг.

В начале XX века Российская империя являла собой клубок сложнейших экономических, политических, социальных и национальных противоречий, которые во многом были порождены особенностями российской модернизации. Но российская власть – имитатор модернизационных преобразований – оказалось неспособной решить эти проблемы по собственному почину, т.е. в рамках эволюционного развития.

Это вызвало нарастание недовольства, вылившееся в противостояние власти и общества. Первыми подали голос студенты. В 1901-02гг. прошли массовые демонстрации студентов, на своем съезде они приняли решение бороться за политические свободы.

1901 г. голод в стране охватил почти 150 уездов Европейской России с населением 30 млн. человек. Крестьянство в целом ряде выступлений на юге страны (Полтавской, Черниговской, Харьковской губерниях), где остро ощущалось малоземелье, предъявило требование передела земли помещиков.

Стачки промышленных рабочих, доведенных до отчаяния нищетой и бесправием, стали обычным явлением во многих регионах страны. Всего с 1895-1904 гг. общее число забастовок составило 431 тыс. В авангарде стачечного движения шли рабочие петербургского фабричного округа. Размах массового рабочего и крестьянского движения оживил деятельность буржуазных и мелкобуржуазных слоев.

В 1902-04 гг. оформилась либеральная оппозиции, предлагавшая провести в России ряд реформ. С 1902г. начала складываться партия социалистов-революционеров (эсеров) - партия мелкой городской буржуазии и кулачества. Усилившиеся волнения на национальной почве свидетельствовали о необходимости корректировки русификаторского курса.

После начала русско-японской войны прокатилась волна выступлений в армии и на флоте. Наиболее крупными были волнения моряков Севастополя в ноябре 1904г. Тем не менее ситуация в стране была не столь угрожающей. Все эти выступления не несли угрозу существованию власти, т.к. в обществе еще были сильны патерналистские настроения, но столь массовое недовольство являлось серьезным предупреждением о том, что все слои населения имели основательные претензии к власти, которые уже нельзя игнорировать.

И это понимали многие представители российской элиты. Но Николай II был неумолим. Считая самодержавную форму правления исторически обусловленной и наиболее соответствующей народным представлениям о власти, Николай II,тем не менее, совершил ряд шагов, которые пробили брешь в патерналистских установках народа.

Задание классу: Выслушайте рассказ и ответьте на вопросы, записанные на доске.

  • 1 вариант - какие слои населения приняли участие в антиправительственном движении?
  • 2 вариант - дайте оценку крестьянским выступлением.
  • 3 вариант – о чем свидетельствуют выступления армии и флота?

Вывод: помещичье землевладение и безземелье крестьян, капиталистическая эксплуатация трудящихся, национальный гнет, политическое бесправие всего народа – все это привело к революционному взрыву.

Б) Причины революции 1905-07 гг. и повод к ней.

Задание классу: прочитайте текст учебника, и заполните таблицу:

Причины первой российской революции

Политические Экономические Социальные
     

Проверка таблицы по вариантам.

Вывод: ситуация во всех сферах жизни резко ухудшилась, обстановка в стране накалилась. Это и послужило поводом к началу революции в стране.

С) Развитие революции в 1905 г.

(просмотр презентации “Революция 1905-07 гг.)

Задание классу: посмотрите видеосюжет и заполните таблицу: Развитие революции в 1905 году

Дата События Движущие силы
     

Вывод: в стране разразилась революция, которая впоследствии заставила Николая II провести реформы, кардинально изменившие социально-политический строй Российской империи.

III.Закрепление изученного материала

(работа с документами)

1 группа

Прочти выдержки из текста петиции и дай ей общую оценку. Подумай: как документ хаpaктеризует питерских рабочих? Поставил бы ты свою подпись под петицией? Пошел бы с ней к царю в январе 1905 г.?

Государь! Мы...пришли к тебе ...искать правды и защиты. Мы обнищали, нас угнетают, обременяют непосильным трудом, нас толкают все дальше в омут нищеты, бесправия и невежества, нас душат деспотизм и произвол, и мы задыхаемся. Нет больше сил, государь.

Требования рабочих:

Учредительное собрание, избранное на основе всеобщего, тайного, равного избирательного права;

  • меры против невежества и бесправия народа: амнистия, политические свободы, бесплатное народное образование;
  • меры против народной нищеты: прямые налоги, отмена выкупных платежей, земля - народу, прекращение войны;
  • меры против гнета капитала над трудом:8-часовой рабочий день, повышение зарплаты, свобода профсоюзов, стачек.

Вот, государь, наши главные нужды, с которыми мы пришли к тебе...

2 группа.

Выделите основные черты “грабижки”. Подумай: о чем они свидетельствуют? Можно ли вообще доверять очевидцам событий? Как следует походить к их рассказам, оценкам?

“Грабижка”- так назвал В.Г.Короленко, свидетель событий, крестьянское движение на Украине в 1902 г.

Бунтом этого назвать нельзя....Пронесся слух, будто велено (кем велено-в точности неизвестно) отбирать у господ землю и имущество и отдавать мужикам...Насилий было мало, общего плана совсем не было....Вскоре выяснилась некоторая общая идея: бывшие помещичьи крестьяне шли против господ....При этом исчезало различие между богатыми и бедными крестьянами. Богачи увозили нагруженные возы, бедняки уносили мешки и тотчас же бежали опять за новой добычей....Потом, разумеется, началась расправа...Движение стихли так же быстро, как и возникло.... При появлении военной силы все покорялись и награбленное возвращалось собственникам...

3 группа

Война обошлась стране в 2,5 млрд. рублей, людские потери насчитывали 400 тыс. человек

Военные заказы заставляли удлинять рабочий день, выросли цены, мобилизация отрывала крестьян от земли и семей.

В: Как вы считаете, какое утверждение правильно и почему: война и поражение в ней породили революцию в России - главная причина революции; военное поражение приблизило назревание революционного кризиса, война – ускоритель революции?

4 группа.

Тяжко служить в армии, а на флоте и того хуже. Вода - несвежая, солонина, сухари да дисциплина. Чуть что, офицеры кулак в зубы. Не выдержали матросы. Не слушали матросы уговоров социал-демократов и прочих партийных, готовивших к осени восстание на флоте. Натерпелись! Начался бунт.

... Получена телеграмма из столицы: “Немедленно потопить броненосец,...дабы не дать возможности ... открыть огонь по городу и судам. Спасающую комaнду...если будет сопротивляться, расстреливать”

В: Что надо делать в такой ситуации? Что можно предложить потемкинцам?

5 группа.

Почти в четырех десятках городов страны, а кое-где в Прибалтике, Грузии, на Украине в целых районах вспыхивали вооруженные восстания. В Новороссийске и Красноярске “рабочие республики” продержались почти два месяца. Но самодержавие устояло.

В: Как вы думаете из-за чего? Почему все восстания потерпели поражения?

IМ.Итог

Тема революции крайне непопулярна теперь в нашей стране. Между тем хорошо бы вспомнить, что в начале века революция прокатилась по всему миру. Надо полагать, что вовсе не случайно она разразилась в России, Иране, Турции, Китае, Мексике. В XX веке человечество “использует” ее как средство решения стоящих перед ним задач. Вот на что хотелось обратить ваше внимания. Сейчас все чаще говорят о добром государе императоре Николай II и его несчастном семействе, расстрелянном большевиками летом 1818 г. Восемнадцатый по счету из династии Романовых был свергнут восставшим народом. Почему именно Николай II? Обратимся к документам. Дневник, как, глаза, - зеркало души. Вот несколько типичных записей императора.

... Гулял долго. Погода холодная, ясная....Гулял, убил две вороны....Гулял долго и убил две вороны....Про ворон - это зимой 1905 г., когда революцию топили в крови.

...Дивная погода. Завтpaкал Сергeй. Миша приехал проститься ...

О Сереже с Мишей – в период русско-японской войны.

Май 1896 года. В Москве проходили торжества по случаю коронации. На ходынском поле устроили народные гулянья с раздачей “царских подарков” 18 мая при громадном стечении народа произошла страшная давка, погибло 1400 человек, три тысячи тяжело ранены. Но торжества продолжались. Вечером того же дня император с супругой были на балу в Кремле, на следующий день был обед у германского посла. Николай II в такие минуты всегда оставался невозмутимо спокойным. Многие говорили о его равнодушии, но император знал, что делал. Его идеал можно выразить следующими словами: не надо трогать ни части, ни целого, и волею Господа мы проживем.

А теперь подумайте, не являются ли события 9 января 1905 г. хладнокровно задуманным убийством десятков детей, женщин стариков? И произошло это в соответствии с волей императора? Можно ли Николая II в связи с этим считать преступником? Как оценить его действия в 1905 году с точки зрения морали?

V. Домашнее задание

1. Параграф 6

2. Прочитать рассказ М.Г.Горького “Савва Мамонтов” и ответить на вопрос: каким бы было твое поведение 9 января 1905 г.?

3. Интересно узнать: а кто в нашем городе принял активное участие в революции? Хорошо бы познакомиться с биографиями людей и попытаться не осудить их, а понять, почему же они действовали именно так, а не иначе.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс


    Февральская буржуазная революция в 1917 г., 9-й класс

      Данный урок позволяет: сформировать представление о Февральской революции как об попытке реализации буржуазно-либеральной модели развития страны. Уяснить причины краха буржуазно-либеральной альтернативы и победы леворадикальных сил....

17 10 2021 22:28:21

Роль азapтных игр в мировоззрении потребителя


    Роль азapтных игр в мировоззрении потребителя

      Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики, истории и математики в ходе изучения вопросов возникновения, развития и применения на пpaктике азapтных игр (как одной из составляющих формирования доходной части государственного бюджета) для более полного восприятия материала. ...

16 10 2021 14:36:32

"Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)


    "Борьба Хрущева за власть. СССР в 1953 – середине 60-х годов" (11-й класс)

      Цель урока: показать исторические предпосылки политических перемен в стране, альтернативы развития СССР после cмepти И.В. Сталина, борьбу за власть между партийными и государственными лидерами, роль Н.С. Хрущева в демократизации политической системы....

15 10 2021 17:33:44

Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"


    Игра "Звездный час" по теме "Ранние буржуазные революции в Европе"

      Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....

14 10 2021 17:12:16

Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»


    Интегрированный урок ОРКСЭ на тему «Слава в Вышних Богу…»

      Урок знакомит с евангельским рассказом о Рождестве Христовом, праздничной иконой Рождества Христова. Обогащается словарь школьников новыми словами историко-культурологического значения....

13 10 2021 4:22:20

Восстание декабристов в судьбе русских женщин


    Восстание декабристов в судьбе русских женщин

      В истории каждой страны есть незабываемые даты. Декабрь 1825 года – явление такого рода. По делу декабристов были привлечены 579 человек. В июле 1926 года началась отправка в Сибирь осужденных. Вслед за "государственными преступниками" отправились жены. Наш урок посвящен женам декабристов. ...

12 10 2021 14:45:58

Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.


    Внутренняя политика Александра I. 1801–1806 гг.

      Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....

11 10 2021 6:56:55

Урок мира


    Урок мира

      Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

10 10 2021 10:55:44

Научно-проектная конференция по краеведению


    Научно-проектная конференция по краеведению

      В ходе конференции предусмотрена работа учащихся в группах «Топонимика», «Военная история», «Культурология», «Православные святыни Всеволожской земли», «Экономика края»....

09 10 2021 7:40:53

Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"


    Занятие элективного курса "Дни воинской славы" с применением ИКТ по теме "Бородинское сражение"

      Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....

08 10 2021 2:44:18

Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума


    Особенности и содержание образования в произведениях протопопа Аввакума

      С точки зрения Аввакума, человеческий разум не только всецело поглощался догмой в области религии, но и не имел для себя вообще никакого поприща самостоятельной деятельности. Всякая попытка проникнуть в таинства природы являлась с этой точки зрения опасным дерзновением, бесплодным и даже вредным умствованием, близким к ереси. Главной линией народного образования Аввакум считал традиционное домашнее воспитание и обучение детей мастерами грамоты из народа....

07 10 2021 21:26:44

Тема урока: "Права ребенка"


    Тема урока: "Права ребенка"

      Урок по теме "Права ребенка" знакомит учащихся с основными правами детей. Данное занятие проводится в групповой форме, используются различные методы (исследовательские, аналитические, рефлексивные) и приемы: работа с документами, решение логических и творческих заданий ( например, пантомима). Урок способствует воспитанию сознательного отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их. Занятие можно провести не только как урок в 9-м классе, но и как внеклассное мероприятие....

06 10 2021 19:10:11

Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"


    Интегрированный урок (ОБЖ + история) "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»"

      При подготовке к уроку класс был разбит на 3 группы, и каждой из них были даны следующие задания: 1. Взять интервью у ветеранов ВОВ (какие есть награды и рассказ о них); 2. Собрать информацию о наградах своих родственников – очевидцев событий; 3. Собрать информацию у родственников о наградах, полученных в тылу. Результаты работы групп были представлены на уроке. В ходе урока ученики работали с исторической картой и документами. Данный урок формирует чувство патриотизма у учащихся, любви к свой малой Родине, ко всей Отчизне. ...

05 10 2021 14:42:30

Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс


    Интегрированный урок (обществознание + английский язык) по теме "Лучший друг планеты – это ты". 8-й класс

      Цель урока: обсудить вопрос важности мopaльного выбора в жизни человека и общества; расширить кругозор учащихся о экологических проблемах, связанных с ситуацией ленточных боров в мире....

04 10 2021 1:31:59

Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"


    Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга "Виват, Санкт-Петербург!"

      Внеклассное мероприятие по истории и культуре Санкт-Петербурга предназначено для младших и средних школьников. Мероприятие рекомендуется проводить накануне празднования Дня города – 27 (16) мая или на неделе истории в школе. В игровой форме ребята закрепляют знания по истории и культуре города. Мероприятие формирует познавательный интерес учащихся к изучению родного города....

03 10 2021 0:18:59

Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"


    Урок истории по теме "Эпоха дворцовых переворотов"

      В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....

02 10 2021 10:35:15

Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"


    Авторская программа дополнительного профессионального образования "Инновации в организации итоговой аттестации учащихся по обществознанию"

      Программа образовательного модуля предназначена для учителей обществознания, преподающих предмет в старших классах, как на базовом, так и на профильном уровне. Экзамен по обществознанию является наиболее массовым из всех, которые сдаются по выбору и востребован большим количеством учащихся, так как предмет «обществознание» утвержден в качестве вступительного испытания в ВУЗах по специальностям различной направленности....

01 10 2021 22:20:37

Декабристы на Сенатской


    Декабристы на Сенатской

      Урок состоит из двух частей: анализ программных документов декабристов, составление сравнительной таблицы и "погружение" в события 14 декабря 1825 г. Предлагаются разноуровневые домашние задания. Прилагаются портреты декабристов в виде мультимедийной презентации. ...

30 09 2021 12:19:46

Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс


    Урок по теме "Владимиро-Суздальская Русь и Новгородская земля". 6-й класс

      Учащиеся получаются представлений о развитии различных регионов Руси периода раздробленности на примере исследования природно-географических условий, занятий населения, политического устройства Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли. Изучаются причинно-следственные связи между географическими особенностями региона и его политическим развитием....

29 09 2021 6:43:57

Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа


    Великая Отечественная война в истории Омского автотрaнcпортного колледжа

      Патриотизм - понятие равно эмоциональное и рациональное. Он появляется там, где есть любовь, вера, уважение. Главной задачей работы является изучение истории Омского автотрaнcпортного колледжа и событий, связанных с сотрудниками и студентами, принимавшими участие в военных действиях....

28 09 2021 1:30:29

Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума


    Состояние русского народа в эпоху появления "раскола" и роль в нем протопопа Аввакума

      К XVII веку Московское государство воспитало в себе взгляд, отождествлявший национальность с религией. Народ представлялся самому себе обладателем высшей религиозной истины и растил в своей среде национально-религиозную нетерпимость. Выражением этого процесса и стал церковный раскол середины XVII века, который явился результатом церковной реформы патриарха Никона. Аввакум становится активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения....

27 09 2021 9:20:25

Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"


    Программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный"

      Представлена программа дополнительного образования по краеведению "Мой край северный", рассчитанная на пять лет, включенная во внеурочную деятельность для учащихся 5–8-х классов. Она представляет достаточные возможности для формирования научных знаний, расширения культурного кругозора, эстетического и нравственного воспитания учащихся. Особенность данной программы состоит в том, что она изначально ориентирована на изучение историко-культурного наследия своей малой Родины – Ямала как части России....

26 09 2021 7:20:15

Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"


    Интегрированный урок "Общественное сознание и его формы"

      Урок раскрывает сущность важнейшего понятия – общественное сознание и его формы. Данное понятие раскрывается и осмысливается учащимися через работу в группе и деятельностные интеpaктивные технологии: выполнение проблемных, творческих заданий, мозгового штурма, создание ассоциативного ряда, анализа конкретных ситуаций. Важно то, что учащиеся самостоятельно делают выводы, формулируют понятия на основе собственного опыта и обмена мнениями участников своей группы....

25 09 2021 16:48:50

Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"


    Интегрированное внеклассное мероприятие по информатике и истории "Права человека в современном мире" на тему: "Каждый человек имеет право…"

      Цель урока: формировать и воспитывать гуманистическое мировоззрение, гражданственность, любовь к Родине, политическую и правовую культуру; научить получать социальную информацию из разнообразных источников и самостоятельно ориентироваться в ней, применять полученные знания. Познакомить учащихся с положениями Конституции РФ и доказать, что они соответствуют нормам международного права; с Информационно-правовой системой, показать её пpaктическое применение. ...

24 09 2021 23:25:13

Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"


    Разработка урока по истории в 7-м классе по теме: "Дворцовые перевороты"

      На уроке учащиеся рассматривают эпоху после cмepти Петра I. Проводят анализ царствования каждого правителя и делают выводы....

23 09 2021 8:18:48

Урок истории "Природа и люди Древней Индии"


    Урок истории "Природа и люди Древней Индии"

      Вашему вниманию предлагается урок-подарок (на уроке учащиеся дарят другу знания), который способствует развитию логического мышления у учащихся, формирует коммуникативные навыки при работе в группах, умение выступать перед аудиторией, воспитывает уважительное отношение к истории других народов, формирует навыки критического отношения к себе и своим товарищам. Необходимым элементом учебной деятельности всех учащихся была работа с контурной картой. ...

22 09 2021 20:30:55

Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы


    Сценарий открытого урока, посвященного 70-летию Великой Победы

      Методическая разработка направлена на содействие духовно-нравственному развитию и воспитанию студентов, формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к Отечеству, к государственным праздникам России....

21 09 2021 21:34:35

Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества


    Праздник "Жатва" – внеклассное мероприятие по истории Отечества

      Праздник "Жатва" проводится для учащихся 6-го класса, которые начинают изучать историю Отечества. Его цель - развитие интереса детей к культуре русского народа и истории своего государства в целом. Праздник проводится в осенние месяцы. В игровой форме представлен весь год земледельца. По окончанию праздника проводится чаепитие....

20 09 2021 23:49:49

Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории


    Методика использования текстов с ошибками и пропусками на уроках истории

      Данный метод сочетает в себе элементы игры и исследования. В качестве примера предлагается рабочий лист по теме урока в 8-м классе: «Общественное движение в 80–90-х годах XIX века» по учебнику «История России XIX век», авторы А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2008., а также мультимедийную презентацию....

19 09 2021 4:19:35

Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"


    Урок литературы "Истинный подвиг декабристов в их деятельности и творчестве"

      Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....

18 09 2021 16:45:56

Культура России во второй половине XVIII века


    Культура России во второй половине XVIII века

      На уроке защищаются групповые проекты «Литература России во второй половине XVIII века»(тип проекта – творческий), «Архитектура екатерининской эпохи» (тип проекта – пpaктико-ориентированный), «Народная культура. Игры и забавы на Масленицу» (тип проекта – игровой)....

17 09 2021 4:29:42

Программа "Основы административного и уголовного права России"


    Программа "Основы административного и уголовного права России"

      Предлагаемая программа построена по принципу концентрических кругов: в центре - личность, её "я", затем (условно) круги "Основы административного права в России". Далее рассматривается более широкий круг "Основы уголовного права в России". Во время выполнения программы соблюдается важный методический принцип — диалогизм сообщения учащимся материала по соответствующим темам. Реализация этого принципа позволяет без идеологического нажима способствовать развитию демократического мировоззрения школьников, обеспечить им возможность максимальной самостоятельности в определении собственной гражданской позиции. То, что этот принцип является ведущим в программе, обусловливает уважение к точке зрения, позиции любого участника занятий по программе (курсу). ...

16 09 2021 20:59:42

Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах


    Современный этап развития России. Сказка о национальных проектах

      Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....

15 09 2021 3:52:51

Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"


    Урок по пропедевтическому курсу "Введение в историю, 5-й класс. Измерение времени"

      Урок подготовлен на основе системы SMART для 5-го класса пропедевтического курса. Он дает возможность ученикам лучше и быстрее ознакомиться с основами исторической науки....

14 09 2021 16:18:48

Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"


    Урок-путешествие по теме "Рабство в Древнем Риме"

      Используются компьютерная презентация, мультимедийный учебный рассказ, тесты, чайнворд, учебные диски. Дети вводятся в игровое состояние: объясняется задача, распределяются роли, подготавливаются костюмы, присваиваются латинские имена. Игра снимает ряд психологических проблем. Используется воображаемая ситуация (письмо другу из прошлого) – попытка пpaктически применить знания. Учитель придерживается роли председателя-ведущего, закрепляя итоги игровых моментов. Учащиеся выступают в ролях актеров, зрителей, экспертов. ...

13 09 2021 21:13:21

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

12 09 2021 15:22:45

Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"


    Программа элективного курса "От морали к закону (отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве)"

      Целью моей работы является рассмотрение норм морали в нормативно-правовых актах. Я считаю, что преступность – проблема номер один в нашем обществе. Какова молодежь – таково и общество будущего. Поэтому важны не только профилактика преступления, но и особый подход к наказанию. И об этом надо говорить на уроках в школе. Материалы курса могут быть использованы на уроках истории и обществознания как отдельный компонент. ...

11 09 2021 14:20:56

Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс


    Познавательная игра "Знатоки истории". 10-й класс

      Внеклассное мероприятие по истории рассчитано на учащихся 10-го класса. Формирует уверенную в себе и в своих возможностях личность, повышает познавательный интерес учащихся к истории, развивает кругозор....

10 09 2021 10:43:55

Урок-игра "Русь Древняя"


    Урок-игра "Русь Древняя"

      Урок-игра составлен для учащихся 6-х классов. Данный материал можно использовать на уроках повторения, а также в текущей работе в качестве занимательных вопросов и заданий, для проведения школьных исторических олимпиад, различных интеллектуальных конкурсов. ...

09 09 2021 14:58:14

Познавательная игра "Главная книга страны"


    Познавательная игра "Главная книга страны"

      Познавательную игру можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний и как внеклассное мероприятие ко Дню Конституции....

08 09 2021 2:36:23

Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"


    Открытый урок-презентация по истории. Тема: "Исидор Барахов — выдающийся политический деятель, руководитель, ученый-экономист"

      Урок посвящен выдающемуся политическому деятелю, руководителю, ученому-экономисту Республики Саха (Якутия) Исидору Барахову. Целью урока является ознакомление учащихся с жизнью и деятельностью И.Барахова. В ходе урока дети получают знания путем работы с источниками. Урок также способствует воспитанию уважения к истории родного края. ...

07 09 2021 7:24:23

Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"


    Сценарий исторического литературно-музыкального вечера "Культура и искусство в годы Великой Отечественной войны"

      Исторический литературно-музыкальный вечер помогает глубже окунуться в мир культуры и искусства времен Великой Отечественной войны, отдать дань уважения нашему народу. Немецко-фашистским захватчикам не только не удалось поработить его, но не удалось сломить и волю, и дух народа. Во время тяжёлых испытаний, выпавших на долю советских людей, они пели песни и частушки, снимали кино и писали картины, сочиняли анекдоты, пословицы и поговорки. В духовном противостоянии с фашистскими агрессорами наша культура сыграла свою особую роль. Мероприятие получается очень интересным и насыщенным: звучит как народная, так и классическая музыка, живое народное слово, хоровое пение. Богатый иллюстративный материал и использование мультимедийного проектора помогут оживить то далекое время и окунуться в мир военной поры. Можно провести сдвоенный урок или общешкольное мероприятие, посвященное очередной годовщине победы в ВОВ. ...

06 09 2021 21:12:38

Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов


    Информатика – эффективный инструмент освоения других предметов

      Этот урок продолжает тему курса «Коммуникации в глобальной сети Интернет» и является его составной частью, позволяющей с помощью языка HTML создавать простейший web-документ. Этот урок закрепляет ранее полученные знания, расширяя их. На данном уроке учащиеся рассматривали одни и те же события с разных сторон, глубже вникали в проблематику вопроса, анализировали информацию, выделяли главное, отстаивали свою точку зрения, слушали друг друга....

05 09 2021 22:14:21

Эпоха дворцовых переворотов


    Эпоха дворцовых переворотов

      Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....

04 09 2021 9:24:45

Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"


    Сценарий брейн-ринга для старшеклассников "Геральдика в России"

      Сценарий проведения интеллектуальной игры для старшеклассников «Брейн-ринг». Игра способствует развитию интереса к изучению Отечественной истории, воспитывает чувство уважения к истории Отечества, формирует гражданско-патриотическую позицию учащихся. ...

03 09 2021 7:10:43

Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс


    Революционное народничество 60–70-х годов XIX века. 9-й класс

      На уроке учащиеся знакомятся с идеологией народничества; выясняют особенности идеологии, неразрывную связь народничества с предшествующими поколениями революционеров 60-х годов, ошибочные представления народничества. Урок учит извлекать из текста необходимую информацию, работать с основными понятиями темы, делать выводы по отдельным вопросам темы в целом, анализировать прослушанный текст....

02 09 2021 17:40:12

Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский


    Крещение Руси. Начало христианизации Коми края. Стефан Пермский

      При проведении урока использован материал национально-регионального компонента, связанный с крещением зырянского края и деятельностью святителя Стефана Пермского....

01 09 2021 15:53:31

Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"


    Тема урока: "Социальное "дно": проблемы общественного отношения и государственной политики"

      Урок посвящен теме развития социальных отношений в современном мире. Школьники учатся высказывать свою собственную социальную позицию. На уроке формируются навыки сравнительного анализа явлений, процессов, мнений и доказательств, соотношения теоретических обобщений и реальных процессов....

31 08 2021 11:22:18

Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"


    Информационные технологии на уроках истории. Урок "Ремесло в средневековом городе"

      На уроке поставлена цель – раскрыть признаки городского ремесла как мелкого ручного производства, основанного на личном труде собственника мастерской и изготовлении изделий для сбыта; выяснить особенности и значение цеховой организации городского ремесла. ...

30 08 2021 18:57:40

Программа элективного предмета "Основы политологии"


    Программа элективного предмета "Основы политологии"

      Программа элективного предмета "Основы политологии" рассчитана на обучающихся 10—11-х классов, интересующихся политической теорией, предусматривает пpaктическую направленность их деятельности. Учебное время - 68 часов. Основная цель программы: сформировать целостную совокупность знаний об основных проблемах, сущности политики как реального общественного явления, о современных подходах к решению политических вопросов, о формах правления и системах власти, об историческом развитии политической мысли. ...

29 08 2021 21:14:40

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::