Содержание и формы духовной деятельности
Цель: выяснить содержание, особенности и формы духовной деятельности.
Задачи.
Образовательные:
- Определить понятия и термины темы.
- Познакомиться с особенностями деятельности в сфере духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей.
Развивающие:
- Продолжить развитие у учащихся умение осуществлять комплексный поиск информации, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы по исходному материалу, рационально подходить к поставленным задачам.
Воспитательные:
- Способствовать выработке гражданской позиции, умению работать в группе и индивидуально.
- Продолжить работу по развитию коммуникативности, эффективного общения, самостоятельности и ответственности, способности к мини-научному поиску и анализу информации, критическому и объективному мышлению.
1. Содержание учебного материала урока.
В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям полученным на уроке. Заранее, за две недели, учащиеся готовят социологический опрос и представляют его в выводах перед основной работой по заданиям в группах; так же готовят презентации по теме урока которые лягут в основу будущего домашнего задания. В ходе работы с новым материалом в группах учащиеся должны определить понятия темы, а также содержания и формы духовной деятельности.
План урока: Эпиграф: “Не хлебом единым…”
1. Социоисследование.
2. Создание и освоение духовных ценностей.
3. Духовная жизнь общества.
4. Духовный мир человека.
5. Закреплление.
6. Презентации.
7. Домашнее задание.
Оборудование урока: учебник “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Смирновой). – М., Просвещение, 2010.
Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал.
2. Этапы урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1. Орг.момент, вступление. 3 мин. | Сообщается тема урока, эпиграф,
цель урока, план. Объясняет задание второго этапа урока и способ оценивания заданий |
Запись темы, плана урока. |
2. Социоисследование 2 мин.-3 = 6 мин. | Слушает выводы по социологическому исследованию, оценивает работу группы и делает общий вывод-связку перехода к изучению нового материала. Приложение 1 | Излагают собственный обобщенный
вывод для других групп. Диск Социоисследование № 1 Социоисследование № 2 Социоисследование № 3 |
3. Переход к изучению нового материала. Карточки с работой в группах. 1 мин.+15 мин. = 16 мин. | Раздает карточки с заданием группам по жребию. См. раздаточный материал с. 5-6. Объясняет задание учащимся. Напоминает способ оценивания задания и дополнений . | Работа в группах по заданию. Выводы записываются. Выбирается ученик для ответа от группы. |
4. Сообщение результатов работы в группе 3-3 мин.=9 мин. | Раздаёт группам ключи - Приложения 2, 3, 4. Ключи создаёт учитель как образец примерного выполнения заданий. Каждая группа ключ собственного задания не получает, т.о. каждая группа получает только по два ключа. Слушает выводы группы, корректирует ответ. Задает вопросы, если в этом возникает потребность для целостного понимания ответа. Оценивает работу группы. | Ученик, не отвечавший до этого, озвучивает выводы работы группы по полученному заданию. Другие учащиеся могут задать вопросы группе и отвечающему. Делают пометки по ответу группы . Оценивают работу других групп. Используя ключи. |
5. Подведение итогов работы 2 мин. | Обобщает работу и показывает слайд выделенных группами понятия урока. Приложение 5. Даёт время на самооценку группам. Нацеливает учащихся на следующий этап урока. | Самооценка группы за работу делается письменно. |
6. Просмотр презентаций от групп
3-2= 6 мин. См. Диск Презентация 1 Презентация 2 Презентация 3 |
Оценка презентаций. | Показ презентации, объяснение собственного видения темы презентации. |
7. Дом. задание 1-2 мин. | Объяснение дом. задания: пар. 18, выучить понятия, выбрать одну, две или… презентацию(ии) и используя материал урока, учебника и собственное мнение аргументировать свой выбор в письменном виде. | Запись дом.задания учащимися. |
8. Общий итог урока 1 мин. | Раздает материалы урока – распечатки приложений № 1-5 всем учащимся класса. Создаётся целостная картина урока. Урок в архив. | Прикладывают розданные материалы к конспектам уроков для изучения и дальнейшей подготовки к теме. |
Методическое обеспечение урока и методические аспекты организации урока
1. Используемые образовательные технологии:
работа в группах;
работа с учебником;
ИКТ.
Методы:
словесные методы: беседа, объяснение;
наглядные методы: показ презентаций;
частично-поисковый метод;
Приемы: логический, организационные (организация работы по группам), технические приемы (демонстрация презентаций, дидактические карточки).
Все методы и приемы используются в ходе урока в соответствии с логикой изложения учебного материала.
2. Дидактические материалы и средства обучения:
Презентации учащихся, дидактические карточки.
Учебник пар. 18, с 180-186; раздаточный обобщенный материал урока.
3. Оформление урока:
Учебник: “Обществознание” 10 класс. Профильный уровень. (под ред. Л.Н.Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.И.Смирновой).– М., Просвещение, 2010.
Мультимедийный проектор, презентации, раздаточный материал, таблицы, слайды.
4. Рекомендации по подготовке и проведению урока.
1. За две недели до проведения урока, учащиеся распределяются по группам для проведения социологического исследования. Цель – провести опрос разных людей о значении слов “дух” и “духовный”. Сделать обобщенный вывод.
2. Сделать презентацию на основании отснятых фотоаппаратом фотографий по теме: “Духовный мир Петербурга”.
Таким образом, в ходе выполнения заданий формируются группы для дальнейшей комфортной работы учащихся в условиях дифференцированного подхода к изучению темы урока.
Раздаточный материал
а) Карточки с заданием:
Первая группа (учебник с. 180-183) |
1. Прочитать учебник с. 180-183, сформулировать и записать понятия: Духовная деятельность, духовные ценности, аксиология 2.Письмено ответить на вопрос: как философы тpaктуют духовные явления? Составить для ответа таблицу из двух колонок: философ-тpaктовка духовного явления. Приложение 2 |
Вторая группа (учебник с.183-185) |
1. Прочитать учебник с. 183-185,
сформулировать и записать понятия: Исторические
формы духовной деятельности, роль средств
массовой информации, специализация духовной
деятельности, неспециализированная духовная
деятельность. 2. Привести примеры в письменном виде духовной деятельности в обществах, используя знания истории, литературы, МХК: а) античном; б) феодальном; в) нового времени; г) современного. Приложение 3 |
Третья группа (учебник с. 185-186) |
1. Прочитать учебник с. 185-186,
сформулировать и записать понятия: духовное
самоопределение личности, духовный мир. 2. В письменном виде сформулировать как Э. Фромм определяет смысл жизни через соотнесение с ценностями? Какова роль духовных ценностей в жизни человека? Ответ аргументировать, используя знания по литературе, истории, МХК. Приложение 4 |
Итог: видеослайды с понятиями трёх групп. Приложение 5
Итоги урока.
1. Анализ результативности деятельности на уроке и примеры выполнения заданий:
Этап урока | Задание | “5” | “4” | “3” |
2. Социологическое исследование 3. Результаты 5. Подведение 6. Презентации
Всего: |
Опережающее задание – опрос: “дух”, “духовность” Карточки Самооценка Дополнение |
16 16
16 5
77 |
8 8
8 4
28 |
0 0
0 0
0 |
2. Рефлексия учащихся и учителя по итогам урока.
Учащиеся | Учитель |
На партах в группах лежат
стикеры 3-х цветов: красный – урок очень
понравился, знания, полученные на уроке
пригодятся в жизни; желтый – интересно, узнал
много нового; зеленый – не понравилось, зря
потратил время. Выходя из класса учащиеся
выбирают “свой” цвет и приклеивают на доску при
выходе из класса. В итоге: Красный – 30%, Жёлтый – 60%, Зелёный - 10% |
Урок прошёл динамично. Цели урока выполнены. Учащиеся выполнили все задания успешно. Качественно подготовлено опережающее задание, работа в группах выполнена. Во время обсуждения заданий в группах не все учащиеся были активны, образовавшиеся лидеры не всегда прислушивались к мнению робких возражений или предложений. В целом урок получился удачным. |
Библиография используемых методических материалов:
- Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М.Смирнова. Обществознание. 10 класс. Профильный уровень. М.: Просвещение, 2010.
- Г.И.Данилова, Мировая художественная культура, М., Дрофа, 2010.
- Философский словарь, М. Просвещение, 2009.
Интегрированный урок технологии, истории и краеведения в 9-м классе рассказывает о постройках Башни Братского острога. ...
18 03 2024 7:37:30
В статье описывается метод проектного обучения, графические способы представления информации, работа с документально-методическим комплексом на уроках истории, которые способствуют формированию ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных компетенций....
17 03 2024 2:43:45
Работа посвящена изучению основных направлений социальной политики, которые отражены в таком документе, как паспорт Саратовской области....
16 03 2024 18:29:53
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
15 03 2024 13:48:14
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
14 03 2024 3:28:23
В работе приведена разработка проведения урока истории в 6-м классе в форме викторины между тремя комaндами учеников. Цель викторины - закрепление пройденного учебного материала в форме соревновательной игры с использованием самостоятельно изготовленных учениками костюмов и реквизита. Викторина проводится в несколько этапов и подразумевает участие всех учеников класса. Судейство осуществляют специально отобранные ученики этого класса (герольды) под руководством учителя. Приведены методические рекомендации для учителей. ...
13 03 2024 21:42:16
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
12 03 2024 22:55:59
Урок истории в 11-м классе по теме «Пути большевистской модернизации проводится по программе О.В. Волобуева. Данный урок направлен на изучение путей большевистской модернизации, с целью определения установившегося политического режима в стране в 30-е годы ХХ века. ...
11 03 2024 16:37:27
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
10 03 2024 4:21:19
Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать, как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по истории России первой половины XIX века или в ходе декады истории....
09 03 2024 9:53:58
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
08 03 2024 7:36:36
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
07 03 2024 20:39:11
На уроке ставится вопрос о роли нравственности в бpaке. Учащихся знакомятся с Семейным кодексом и основами семейного права, рассмотрены некоторые проблемы, возникающие на ранних этапах существования семьи, дано общее представление о правах и обязанностях супругов, родителей и детей....
06 03 2024 18:26:40
Программа факультативного курса помогает лучше узнать свой родной Волгоградский край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры. Изучение предполагает широкое использование активных методов самостоятельной работы, в том числе с разнообразными источниками: самостоятельное обращение к научной, мемуарной, художественной, справочной литературе, материалам музеев, составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях....
05 03 2024 16:17:49
На этот урок обществознания в 9-м классе отведен один час (программа Боголюбова Л.Н.). На уроке использован метод индивидуальной работы, который не только повышает интерес учеников к предмету, но и обеспечивает более глубокое усвоение материала, выработку гражданских навыков. Урок помогает осмыслить существование школы и права на образование....
04 03 2024 22:20:16
Цель урока: дать представление о структуре индийского общества и его кастах. На уроке используются различные методы и способы освоения материала, отpaбатываются умения самостоятельно строить рассказ, находить ошибки в тексте, заполнять фрагменты схемы в рабочих листах, коммуникативные умения учащихся....
03 03 2024 4:51:22
В ходе урока акцентируется внимание учащихся на том, что необходимо использовать все возможные средства для разрешения международных конфликтов мирным путем, учитывая итоги и уроки Первой мировой войны....
02 03 2024 12:57:19
Понятие "свобода" является одним из центральных понятий в курсе "Обществознание". Его сложность и многогранность, связь с мopaльно-этическими и правовыми проблемами диктует необходимость изучения данной темы в старшей школе. Составной частью урока является ролевая игра "Мини-дебаты: Свободное общество-какое оно?"....
01 03 2024 20:32:24
Предложенная разработка урока содержит учебную информацию в доступном для освоения учащимися виде, знакомит учащихся с причинами, содержанием и итогами реформ П.А. Столыпина....
29 02 2024 19:45:42
Каждая эпоха имеет своих героев и злодеев. Их и прославляют творческие люди: писатели, поэты, художники, композиторы, кинорежиссёры. Обучающимся предлагается повторение темы «Смутное время» сквозь призму произведений искусства и литературы. Игра включает вопросы по следующим разделам: «Смута в литературе и музыке», «Смута в живописи и киноискусстве», «Вооружение и доспехи воинов конца XVI – начала XVII вв.» (оружие порой также является произведением искусства)....
28 02 2024 23:52:37
В ходе урока рассматриваются взаимосвязанные вопросы: сущность рынка, сущность рыночного спроса, предложения и формирования рыночных цен, сущность ценовой эластичности спроса и предложения, взаимосвязь спроса и предложения, основные черты рыночной экономики. ...
27 02 2024 12:12:59
Представлены материалы к уроку-зачёту по истории в 11-м классе вечерней школы....
26 02 2024 11:47:35
Урок по теме: "Права человека в Великой Французской революции" ставит своей целью воспитание уважения к человеку, его правам. Данный урок может быть вариантом повторительно-обобщающего урока по теме "Великая Французская революция"; материалы к уроку могут быть использованы на уроках обществознания и права. ...
25 02 2024 17:32:25
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
24 02 2024 14:14:33
Урок истории Отечества ХХ века призван отразить сущность глубоких социальных противоречий становления советского общества, пресечение основ демократического общества. Используются универсальные учебные действия, применяются кейс-технологии, здоровьесберегающие, информационно-коммуникативные. Хаpaктеризуется тоталитаризм и выясняются причины утверждения в СССР тоталитарного режима, анализируется Конституция СССР 1936 года....
23 02 2024 19:15:33
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
22 02 2024 12:11:59
Я считаю, что разработанный мною проект целесообразно использовать учителям истории, работающим в 5-х классах. ...
21 02 2024 4:30:40
Цели урока: дать представление о второй усобице на Руси после cмepти Владимира; выяснить, почему правление этого князя считается началом расцвета Древнерусского государства, охаpaктеризовать духовную составляющую периода становления государства....
20 02 2024 8:36:10
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся по теме «Школьные принадлежности» и для репродуктивной и продуктивной деятельности на уроке; проводить диагностику поведения и деятельности на уроке; формирование положительного отношения к немецкому языку как средству общения, используя занимательные формы предъявления и закрепления языкового материала....
19 02 2024 6:25:27
Использование ИКТ и интернет-технологий на уроках истории в сочетании с традиционными методами значительно повышают эффективность обучения....
18 02 2024 0:52:24
Представленная программа, охватывающая одну из наиболее актуальных задач - проблему воспитания активной жизненной позиции рассчитана на младших школьников 3–5-х классов и предполагает 8 увлекательных занятий. Вместе со сказочными героями из полюбившихся русских народных сказок ребята попадут в невиданную им страну "невыберайка" и придут к выводу о необходимости законов государства, о правах каждого гражданина, смогут научиться делать правильный выбор и даже поучаствовать в выборах президента....
17 02 2024 12:52:43
Урок для учащихся 5-го класса предназначен для проведения внеклассного занятия или повторения пройденного материала по теме "История Древнего мира". Цели игры: раскрытие знаний по истории Древнего мира; стимулирование интереса учащихся к истории; развитие творческих способностей; воспитание коллективизма, уважение к наследию народов древности. Для достижения данных целей урок проводится в форме игры "Что? Где? Когда?"....
16 02 2024 11:23:44
Учащимся предлагаются различные виды заданий, что способствует развитию творческих способностей учащихся, расширению кругозора, определяет перспективы развития. Игра предполагает деятельность в комaнде, что способствует развитию коммуникативных навыков, выработке единой точки зрения, способности терпимо принять иные взгляды....
15 02 2024 8:38:20
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
14 02 2024 6:19:35
Урок позволяет обучающимся почувствовать себя сопричастными к истории Гражданской войны в США, к решению проблем рабства, которое стало очередным этапом развития демократии в США. На примере хаpaктеристики А.Линкольна подчеркивается роль личности в истории....
13 02 2024 17:23:42
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока....
12 02 2024 10:37:52
Предложенный проект урока по обществознанию в 10-м классе по теме «Ненаучное познание» был разработан с использованием элементов технологии критического мышления и информационно-коммуникативных технологий, что позволило получить хорошие результаты при изучении данной темы....
11 02 2024 8:53:16
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
10 02 2024 9:47:55
Урок отражает все «плюсы» игровых технологий: деятельность (т.е. речевая), мотивированность, отсутствие принуждения, индивидуализированная деятельность, глубоко личная, обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, развитие психических функций и способностей, «учение с увлечением»....
09 02 2024 2:35:34
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
08 02 2024 8:47:31
Для формирования деятельностных способностей необходимо постоянно тренировать обучающихся в выполнении различных видов деятельности: работа с учебной и справочной литературой; составление опopных конспектов; составление древа понятий; составление хаpaктеристик исторических личностей; работа с исторической картой; анализ исторических источников (документов); подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата; поисковая и учебно-исследовательская работа на основе краеведческого материала. ...
07 02 2024 21:55:32
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
06 02 2024 6:34:15
В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...
05 02 2024 10:57:57
В статье описан опыт применения современных технологий на уроках и обозначены те проблемы, с которыми приходится сталкиваться во время работы учителю....
04 02 2024 12:47:23
Прдеставлены четыре основных направления: поисковая работа, оформительская, лекционно-экскурсионная, военно-конструкторская. ...
03 02 2024 16:44:41
Материалы данного сценария могут быть использованы полностью или частично при подготовке мероприятий гражданско-патриотической направленности....
02 02 2024 9:39:47
В ходе урока применяется метод сотрудничества, учитель и учащиеся совместно усваивают новый материал. Урок развивает у учащихся способности систематизировать правовые знания, анализировать тексты нормативных документов, применять их на пpaктике при решении задач....
01 02 2024 12:44:50
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
31 01 2024 10:47:31
Модернизация образования предусматривает развитие духовно-нравственного воспитания. В данной статье отражены основные направления формирования духовно-нравственных качеств личности через предметы гуманитарного цикла – историю и литературу. Огромную роль в этом может играть школьный краеведческий музей....
30 01 2024 11:49:14
Успешность изучения предметов школьного курса зависит от того, какими средствами и методами ведется обучение. Понятия не усваиваются с должной глубиной, если обучение не строится на основе возбуждения творческой активности учащихся. Одной из форм развития творчества, возбуждающего интерес к предмету, является предметная сказка. Там, где находится место предметной сказке, там всегда царит хорошее настроение....
29 01 2024 23:26:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::