Урок истории России в форме дебатов на тему "Реформы Петра I: величие преобразований и величина потрясений". 7-й класс
Форма проведения урока – дебаты.
Цели и задачи:
- Обобщить знания учащихся о реформах Петра I.
- Развивать умения аргументировать, выстраивать причинно-следственные связи.
- Закрепить навыки самостоятельной работы с историческими и художественными источниками, интернет-сайтами и другой справочной литературой.
- Воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, умение правильно оценивать “уроки” прошлого минувшего времени.
- Формировать отношение сотрудничества и взаимоуважения к оппонентам, умений работать в комaнде.
- Познакомить с этикой проведения дебатов и нормами их организации.
Оборудование:
1. Презентация с:
- правилами проведения дебатов;
- тезисами комaнды;
- репродукциями картин и иллюстрациями по теме “Реформы Петра I”. (Приложение 1)
2. Листы дебатов для зрителей.
Подготовительный этап:
- Формирование двух комaнд “Утверждение” – “Отрицание”.
- Подготовка выступлений капитанов и члeнов комaнд.
- Разработка аргументов своего тезиса и вопросов оппонентам.
- Сбор и оформление иллюстративного материала.
Ход урока
I. Организационный этап:
Распределение участников по местам, организация внимания, напоминание “Правил дебатов”.
II. Дебаты:
Спикер: Мы приветствуем всех участников дебатов, члeнов комaнд и зрителей. Комaнды приветствуют друг друга. Сегодня мы проводим дебаты на тему: “Реформы Петра I: величие преобразований или величина потрясений?” Вниманию аудитории предлагаются две точки зрения на проблему. На своих листах зрители записывают, а потом анализируют выступление комaнд, делают выводы. Слово капитану комaнду, утверждающей величие преобразований Петра Первого.
1. Выступление капитана комaнды “Утверждение”:
Тезис: “Реформы Петра I – величие преобразований”.
Петра Первого по праву называют Великим “То академик, то герой, то мореплаватель, то плотник, он всеобъемлющей душой на троне вечный был работник”, – эти слова А. С. Пушкина подтверждают величие преобразований, проведенных Петром Первым. Определим самые значимые из них:
1) Петр понимал, что России не жить без выхода к морю. Победа в Северной войне позволила взяться за решение этого вопроса. Была проведена военная реформа, в результате которой были созданы регулярная армия и военно-морской флот. Это и определило разгром шведов под Полтавой в 1709 году, а также последующие блестящие морские победы при Гангуте в 1714 году и у острова Гренгам 1720 году.
Для нас, жителей Воронежского края, рождение русского военно-морского флота особенно значимо, потому что Воронеж – колыбель российского флота. Город был выбран неслучайно. Здесь росли вековые леса – дубовые, сосновые, липовые. Близко была липецкая руда. Реки Воронеж и Дон судоходны. А местные жители имели уже опыт строительства речных судов. Строительством кораблей руководил сам Петр, приехавший в Воронеж. Со дня его приезда до спуска первых кораблей прошло чуть больше месяца!
2) Огромной страной управлять сложно. Петр Первый, понимая это, делает решительные шаги, проводя реформу государственного аппарата.
В 1711 году на смену “консилии” министров принят новый высший государственный орган – сенат. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными и судебными функциями, а также контролировал работу государственного аппарата на местах. На смену “приказам”, отличавшимся медлительностью и нечеткостью функциональных обязанностей, пришли коллегии, т. е. по словам петровского указа, “собрания многих персон…, в которых председатели не такую мочь имеют, как старые судьи – делали, что хотели”. Теперь же коллегии – их было 12 – имели четко определенные функции.
А в 1722 году была создана должность генерал-прокурора Сената – “ока государства”, в обязанности которого входило “хранить государев интерес”, то есть контролировать действия государственного аппарата и пересекать должностные правонарушения.
3) Одно из важнейших направлений в деятельности государства – экономика. Для петровских преобразований в этой области хаpaктерна политика протекционизма, то есть поддержка развития отечественной промышленности и вывоза товаров за границу, и меркантилизма, то есть преобладания вывоза товаров из страны над вывозами с целью концентрации денежных средств внутри страны. Кроме этого, в государстве Петра I успешно развивалось мануфактурное производство. В конце 17 века в стране было 30 мануфактур, а к 1725 году их насчитывалось более 200 – почти в десять раз больше! Поэтому главным итогом экономической политики Петра стал значительный скачок в развитии страны в первой четверти 18 века. Страна впервые вышла на третье место в Европе по выплавке металла и стала его экспортировать. Росли обороты внешней торговли. Увеличился товарооборот внутри России. Отечественная экономика успешно набирала обороты.
2. Вопросы капитана комaнды “Отрицание” капитану комaнды “Утверждение”.
- Хотелось бы уточнить взаимосвязь военной реформы и Прутского похода,
т.е. почему, несмотря на проведенную военную реформу, русская армия
потерпела поражение от турецкого войска?
(Ответ капитана “Утверждение”.) - Несомненна прогрессивность введения прокурорского надзора – “ока
государева”, но при этом вызывает недоумение деятельность фискалов и форма
их поощрения (50 % штрафа, наложенного на преступника), хотя ответственности
за ложный донос не было. Выскажите Ваше отношение к этому “нововведению”.
(Ответ капитана “Утверждение”.)
3. Выступление капитана комaнды “Отрицание”:
Тезис: “Реформы Петра I – время потрясений России”.
Перт Первый – безусловно, крупный исторический деятель. В годы его правления проведены значимые реформы, определившие исторический путь развития России. Но при этом нам хотелось бы уточнить “цену” этих реформ, поразмышлять над знаменитым изречением “Цель оправдывает средства”.
- Итак, реформы Петра требовали постоянного пополнения казны. Поэтому налоги росли и росли, даже была введена должность “прибыльщиков”, обязанностью которых являлось “придумывание” новых и новых налогов. Стоит ли уточнять, на чьи плечи они ложились? В 1718–1724 годах была введена подушная подать. Ею облагались лишь мужчины. Государственный крестьянин платил 1 рубль 14 копеек, крепостной – 74 копейки в год. Эта подать дала 55 % всех налогов, поступавших в казну. Как платил эти налоги крестьянин? Вопрос можно считать риторическим.
- Финансовая реформа, проведенная Петром, тоже имела свою “оборотную” сторону. Петр Первый вводит в обращение новые виды мнет, включая медные. А в 1711 году царь проводит новую денежную реформу, в ходе которой в монетах примерно на 20 % снижено содержание серебра. Кого в данном случае пытался “обхитрить” Петр: себя, государство, народ? Вероятнее всего, именно народ…
- Мы, живущие близ Дона, особенно заинтересованы в судьбе донского казачества. Издавна Дон привлекал беглых крестьян и посадских людей из разных районов России. Став казаком, человек мог не бояться сыска, потому что незыблем был принцип: “С Дону выдачи нет”. А Петр Первый в 1707 году отправляет на Дон воинский отряд князя Долгорукого, приказав переписать беглых и вывезти с Дона. Это нарушало традиции казачества, к тому же Долгорукий действовал крайне жестоко. В ответ вспыхивает восстание Кондрата Булавина. Лишь к осени 1708 года правительственным войскам удалось одолеть повстанцев, и поплыли вниз по Дону плоты с виселицами...
- Добавлю к вышесказанному известные восстание в Астpaxaни, “Соляной” бунт, башкирское восстание.
4. Вопросы капитана комaнды “Утверждение” капитану комaнды “Отрицание”.
- Денежная реформа проводилась Петром Первым в условиях начавшейся
Северной войны, когда финансовое положение страны было крайне тяжелым. На
месте государя какие меры, кроме непопулярных, приняли бы Вы для решения
вопроса?
(Ответ капитана “Отрицание”.) - Народные волнения начала 18 века подавлялись с крайней жестокостью – это
признанный историей факт. Но разве действия бунтовщиков были более
гуманными? Хотелось бы узнать подобные примеры милосердия, если они известны
истории.
(Ответ капитана “Отрицание”.)
5. Выступление помощника капитана комaнды “Утверждение”.
Существует еще немало доказательств величия времени правления Петра Алексеевича.
- Реформы Петра Первого – великие преобразования не только в области экономики, политики, государственного устройства. Весьма значительны они и в образовании, науке, культуре. Достаточно сказать, что при Петре началась формироваться система профессионального образования, созданы артиллерийская, навигацкая, инженерная школы, морская академия. В России появился первый естественно – научный музей – Кунсткамера, где хранились собрания минералов, медицинских препаратов, был зоологический музей, этнографическая коллекция. В 1714 году открыта (теперь старейшая в стране!) библиотека.
- Кроме того, Петра Первого можно смело назвать “родителем” средств массовой информации. С 1703 года начала издаваться первая печатная газета “Ведомости”, сообщавшая своим читателям о ходе войны, событиях за рубежом, строительстве заводов и поиске минералов. Складывалась система пользования официальными источниками информации.
- Петр Первый произнес и великие слова: “Знатное дворянство по годности считать”. Он перестал обращать внимание на происхождение человека, а отбирал достойнейших. Источником благополучия становилась не знатность, а служба, причем начинали ее с низов – сразу стать генералом было невозможно. В 1722 году была разработана Табель о рангах. Существовало три чиновные категории, каждая из них делилась на 14 рангов. Эта табель давала возможность сделать карьеру выходцам из податных сословий, причем, достигнув определенного ранга, они получали потомственное дворянство.
6. Вопросы помощнику капитана комaнды “Утверждение” от помощника капитана комaнды “Отрицание”.
- Открытие школ – шаг вперед в государственном развитии. Но давайте вспомним поучительный пример, когда Петр Первый принимал экзамены у “выпускников”: из 72 отучившихся дворян сдали экзамены лишь 4 человека. Как Вы можете прокомментировать ситуацию?
- Как нам кажется, преобразования в области культуры были достаточно жесткими, если не сказать, жестокими. Я говорю о потерянной русской национальной самобытности. Что Вы можете сказать по этому поводу?
7. Выступление помощника капитана комaнды “Отрицание”.
- В годы петровских реформ жестокий удар получило духовенство, церковь
превратилась в одно из важнейших государственных учреждений, полностью
подчиненных высшей светской власти. В 1721 году был опубликован “Духовный
регламент”, в котором прямо говорилось о нежелательности патриаршества,
поскольку в патриархе видится второй государь. Была определена “норма”
священников. “Лишние” священнослужители признавались тяглыми людьми и
становились крепостными.
Церковь стала орудием государственной пропаганды, она принуждала принимать православие. Священники, узнавшие на исповеди об антигосударственных намерениях, обязаны были доносить на прихожанина. Не удивительно, что в последующие годы терялось уважение к церкви. - Несмотря на реформы государственного аппарата при Петре Первом наблюдался рост бюрократизма. В 1704 году было создано особое ведомство – Кабинет – и любое ходатайство или доклад могли попасть к царю только через это ведомство, имевшее немалый и постоянно растущий штат. Чиновники этого учреждения нередко использовали данную им власть в личных целях, представляя государю дело в свете, выгодном для “просителя”.
- С появлением и ростом мануфактур в стране требовалось все больше рабочих рук. Выход власть нашла в ссылке на уральские заводы “гулящих и беглых людей, а также в приписке к предприятиям целых деревень. Порой приписные крестьяне должны были ехать на работу за 200–300 верст почти полгода. Многие не выдерживали тяжелейшего труда и погибали. Торопясь создать в стране мощную промышленность, Петр Первый пожертвовал вольным трудом в пользу принудительного, тем самым обрек промышленность России после мощного рывка в начале 18 века на длительное отставание впоследствии.
8. Вопросы помощнику капитана комaнды “Отрицание” от помощника капитана комaнды “Утверждение”.
- Рост бюрократического аппарата явление отрицательное. Но можно ли в истории России назвать периоды, когда подобное явление отсутствовало бы?
- Прошу Вас назвать возможные, по вашему мнению, источники пополнения рабочей силы для работах на мануфактурах в условиях господства крепостного права.
9. Заключительное слово капитана комaнды “Утверждение”.
Значение петровских реформ трудно переоценить. Они укрепили Российское государство, Россия стала империей и вошла в ряд великих Европейских держав. Не случайно, время петровских преобразований привлекало своей значимостью и своим величием многих талантливейших людей, которые видели во времени правления Петра Великого образец для подражания будущих правителей. Вспомним знаменитую картину художника В. Серова “Петр Великий” и оценку петровских преобразований как времени, когда, по словам А. С. Пушкина,
… Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с именем Петра…
Не случайно образ Петра был включен в ТВ – проект “Великие личности истории” и долгое время удерживал в нем лидирующие позиции.
10. Заключительное слово капитана комaнды “Отрицание”.
Время петровских преобразований нельзя оценивать однозначно: реформы определили как будущую мощь России, так и спровоцировали ее грядущие беды и трагедии. Да и сами реформы имели слишком высокую цену, основная тяжесть которой легла на плечи русского народа. Человеческая жизнь пpaктически обесценилась. На людских трагедиях выстроен Петербург – “город на костях”. Тяжелый труд, нездоровый климат, плохое снабжение приводили к высокой cмepтности среди крестьян и посадских, возводивших будущую столицу Российской империи.
Петровские реформы нередко вызывали яростное сопротивление народа: стрелецкий бунт, астpaxaнское восстание, восстание Кондрата Булавина. Самые трагедийные моменты правления Петра нашли отражение в искусстве и литературе, где акцент сделан на величине потрясений и высочайшей цене, заплаченной Россией в 18 веке. До сих пор потрясает картина В. Сурикова “Утро стрелецкой казни” и звучат строки поэта Н. Белянского :
Загнусят скоморохи:
Власть пришла сатаны,
Коль дела нынче плохи
У сермяжной страны.
Люд сгоняют насильно
Из насиженных мест.
И кому-то могильный
Часто видится крест…
III. Голосование зрителей.
IV. Рукопожатие участников комaнд.
Литература
- Юрганов А. Л., Кацва Л. А. История России XVI – XVIII вв.: Учебник для 8 класса средних учебных заведений. М.: – Мирос, Вентана-граф, 1995. – 424 с.: ил.
- Ершова А. В., Жуковская Н. В., Никитина Т. Н. под общей редакцией Табачникова Б. Я.Уроки мастерства: Методические разработки по истории и обществознанию учителей – победителей конкурса в рамках национального проекта “Образование” (2006). – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2008. – 124 с.
- Панова В. И. История Воронежского края. Воронеж, “Родная речь”, 1995
- Загоровский В. П. Воронежская историческая энциклопедия. – Истоки, 1992
- Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. Конец XVI-XVIII век. 7-й класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
18 03 2024 0:35:19
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
17 03 2024 23:13:17
На уроке по типу исторического марафона мною используются задания различных видов: разгадать филворд, головоломку; соотнести названия журналов и их редакторов; найти слово; вставить пропущенное слово; вспомнить даты. Задания разработаны для нескольких групп. ...
16 03 2024 14:24:28
Урок знакомит учеников с достижениями русской культуры в период развития единого русского государства и становления неограниченной самодержавной власти. В коллективной, групповой и индивидуальной работе дети узнают о периоде становления великорусской культуры....
15 03 2024 12:47:17
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
14 03 2024 20:28:53
Мероприятие призвано расширить кругозор учащихся, дополнить материал школьной программы, привить устойчивый интерес к истории и литературе. Представленные материалы направлены на активизацию познавательной и исследовательской деятельности учащихся в области литературы, истории, изобразительного искусства, музыки. В ходе мероприятия развивается интерес учащихся к устному народному творчеству, интерес к историческому прошлому России, воспитывается чувство патриотизма....
13 03 2024 0:17:58
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
12 03 2024 19:13:52
Данные уроки являются началом темы «Экономический и политический расцвет греческих государств в V веке до н.э.». Цели уроков – усвоение учащимися причин греко-персидских войн; изучение основных этапов и сражений, итогов и значения этих войн для дальнейшей судьбы Афин и Греции; показать мужество и героизм греков, защищающих свою родину. Уроки дают возможность развивать навыки работы с картой и историческими источниками. ...
11 03 2024 16:57:53
Урок знакомит учащихся с историей Олимпийских игр, расширяет знания учащихся по истории Древней Греции....
10 03 2024 3:10:23
Мы живем в окружении самых разных предметов, встречаемся с ними и дома, и на улице. Многие из них берут свое начало в далеком прошлом. Поэтому отношение к русскому национальному наследию должно быть особенным. Элективный курс "Из прошлого — в настоящее" реализует историко-эстетический подход к обучению и воспитанию учащихся, формирует толерантную личность....
09 03 2024 0:49:19
Урок является формой итогово-обощающего занятия по истории и немецкому языку, проводится в виде экскурсии немецкой делегации по памятным местам России (в основном, Москвы). Материал разделен на три раздела: история поселения немцев в России; анализ династического немецкого влияния жен Романовых; малоизвестные факты биографий выдающихся людей России, имеющих немецкие корни. Урок нацелен не только на закрепление знаний и умений учащихся, но носит и огромное воспитательное значение. Материалы урока дополнены презентацией....
08 03 2024 14:37:38
Урок выстраивает общечеловеческие ценности – ценности личности, ее неповторимость, уникальность; воспитывает мировоззрение учащихся, утверждает ценность знаний, мысли. Учит принимать решения, отвечать за других, толерантности, милосердию, доброте. ...
07 03 2024 0:38:24
Урок является завершающим в теме «Великая Отечественная война». В ходе урока учащиеся в различных формах приобретают новые знания о событиях Великой Отечественной войны, формируют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-стадия, ИКТ-технологии, проблемное обучение, элементы исследовательской деятельности....
06 03 2024 0:36:46
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
05 03 2024 12:15:51
Цели урока: вместе с учениками разобраться и доказать, что петровские преобразования заложены еще в XVII веке; познакомить с выдающимися личностями и вместе выделить их главные заслуги; обратить внимание на введение европейского реформирования России XVII века....
04 03 2024 12:16:17
Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10–16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая. Программа воспитывает человека, обладающего духовным богатством, способного к творчеству и самостоятельности, ценящего свою родину....
03 03 2024 8:13:45
Презентации по курсу «История с древнейших времён до конца XVI века» ориентированы на обучение детей с нарушением слуха и речи и могут быть рекомендованы для использования в школах I–II-го вида, кроме того, в общеобразовательных школах....
02 03 2024 8:33:19
На уроке учащиеся знакомятся с причинами рабства и способами использования рабского труда в Древнем Риме; на примере восстания Спартака раскрыты цели, причины и итоги борьбы за свободу и ее историческое значение....
01 03 2024 12:13:51
Познакомить учащихся с историей Олимпийских игр, первыми спортивными традициями. Продолжить формирование умения работать с учебником, дополнительным материалом и ИКТ....
29 02 2024 6:58:22
Методические материалы по проведению игры-викторины "Ратные страницы истории Отечества" с использованием комплекта ТСО на базе интеpaктивной доски "Активный экран". В представленной игре-викторине компьютер используется как источник организованного иллюстративного материала....
28 02 2024 19:35:25
Задачи урока: познакомить с формами политического участия, показать содержание политической культуры, ее типы, особенности российской политической культуры; развивать умения делать выводы, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук, участвовать в дискуссии, работать с документами; формировать отношение к процессу вовлечения в политическую жизнь страны, выpaбатывать такие личностные качества, как толерантность, гуманность, критичность....
27 02 2024 13:32:40
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
26 02 2024 21:36:10
Урок обществознания в 7-м классе призван обеспечить усвоение учащимися того, что детство является предметом особой заботы и защиты государства и мирового сообщества; добиться понимания того, что основным документом, содержащим нормы международного права по защите детей, является Конвенция о правах ребенка. Проводился в рамках предметной недели правовых знаний....
25 02 2024 10:27:27
Внеклассное мероприятие проводится в игровой форме. Оно развивает мышление, познавательную активность обучающихся, умение применять полученные знания в нестандартной обстановке. Мероприятие направлено на сплочение классных коллективов....
24 02 2024 20:47:20
Вопросы, на которые учащиеся отвечают в ходе игры, охватывают все составляющие истории государства (экономика, внутренняя и внешняя политика, культура) и способствуют обобщению и закреплению полученных знаний. Часть вопросов выходит за рамки школьной программы, их цель – сформировать и закрепить у учащихся интерес к истории своей Родины (это исторические анекдоты и малоизвестные факты из жизни исторических деятелей, история крылатых выражений)....
23 02 2024 19:41:35
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
22 02 2024 15:45:57
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
21 02 2024 1:20:38
Цели урока: способствовать формированию представлений о многообразии форм человеческой деятельности. Задачи урока: систематизировать знания учащихся о деятельности и потребностях человека; конкретизировать признаки деятельности как специфически человеческой формы взаимодействия с окружающим миром; представить различные подходы к классификации деятельности человека....
20 02 2024 20:45:40
Урок истории проходит в форме турнира, который проверяет знания учащихся по указанной теме....
19 02 2024 6:51:47
Разработка урока по праву для 11-го класса к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека. Изучение темы рассчитано на два академических часа, при этом предпочтителен вариант спаренных часов. Важнейшую роль в просвещении в области прав человека по-прежнему играют школьные уроки, которые закладывают базу правовой культуры у будущих члeнов гражданского общества правового российского государства. ...
18 02 2024 1:31:42
Урок изучает последствия эпохи террора для судьбы самого многочисленного в стране класса ‒ крестьянства, коллективизацию. Учащиеся оценивают события с позиции участника и наблюдателя, делают попытку выйти за временные рамки той эпохи, чтобы ответить на главный вопрос урока: "Можно ли построить великую страну с насилием над гражданами?"...
17 02 2024 2:51:50
Урок призван сформировать знания об архитектуре и зодчестве татарского народа в конце XVIII – начале XXI века, выяснить разновидности мечетей, раскрыть значение архитектуры мечетей и шамаиля в истории развития татарской культуры....
16 02 2024 13:49:55
Опыт пpaктической деятельности, ее результаты показывают, что в новых педагогических технологиях заложен большой потенциал для обеспечения личностно-ориентированного обучения и формирования ключевых компетенций у учащихся....
15 02 2024 14:16:28
Цели урока: сформировать знания о создании Древнерусского государства, о деятельности первых русских князей; тренировать умение работать с текстом как источником новых знаний; тренировать умение анализировать, сравнивать и рассуждать; умение оценивать свою деятельность; тренировать коммуникативные умения слушать друг друга, высказывать свою точку зрения и аргументировать ее, работать в комaнде....
14 02 2024 7:20:51
Изучая свой край, ученики оценивают и сопоставляют события определенного исторического периода, систематизируют события, понимают историю, что является главным в работе учителя истории. ...
13 02 2024 1:19:47
Элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов, изучающих историю на базовом уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших событиях российской истории, которые повлияли на дальнейшее развитие страны. Изучение курса предполагает работу учащихся с историческими источниками и направлено на совершенствование умения работать с документами....
12 02 2024 9:45:52
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
11 02 2024 19:42:41
Автор учит учащихся составлять переход от исторического факта к литературным образам. Ученики дают историческую оценку личностям XVIII в. Е.Пугачеву и Екатерине II. Анализируют, сопоставляют, делают выводы, оценивают свою работу....
10 02 2024 23:11:47
В статье описывается методика написания эссе по обществознанию. Главной хаpaктеристикой работы является тот факт, что ее использование рассчитано на подготовку учащихся общеобразовательной школы, изучающих обществознание на базовом уровне. Автором определена четкая и ясная последовательность действий при выполнении заданий ЕГЭ уровня С. В качестве основы данной методической разработки использованы классические риторические приемы и основные логические законы мышления....
09 02 2024 3:31:15
Цели урока: объяснить цели, задачи и результаты походов землепроходцев; познакомить с историей Приамурья, жизнью и деятельностью Е.П. Хабарова, показать на карте маршруты походов Е.П. Хабарова на Амур; дать определение понятиям – землепроходец, ясак, «отписки», «скаски», «росписи», пушнина, острог....
08 02 2024 17:51:46
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
07 02 2024 0:47:30
Образовательная цель урока — расширить и закрепить понимание противоречивых процессов в развитии отечественной науки и культуры в послевоенный период; на конкретных примерах показать восстановление «железного занавеса» в духовной сфере; перечислить достижения отечественной культуры первых послевоенных лет. ...
06 02 2024 2:48:57
Урок способствует формированию знаний у учащихся в области международного права....
05 02 2024 6:23:28
Целью этого урока является изучение истории Древней Руси, деятельности первых киевских князей. А также показать учащимся огромную роль христианства в дальнейшем развитии России....
04 02 2024 22:39:51
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
03 02 2024 13:10:40
Историю Древнего мира изучается для того, чтобы оглянуться в прошлое, сопоставить его с настоящим. Это помогает представить себе прошлое....
02 02 2024 8:15:26
Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...
01 02 2024 8:24:30
Затрагиваемая проблема - формирование социально-культурных установок учащихся посредством работы с историческими источниками (документы, источники социальной информации). В статье хаpaктеризуются виды текстов и приводятся формы организации работы с ними на разных ступенях школьного образования. Указаны механизмы включения работы с текстами в ткань урока. В приложении дана разработка урока обществознания в 11-м классе (профильный уровень) по теме "Социальная система общества"....
31 01 2024 15:34:21
Оригинальная форма изучения нового материала по методике «Обучение в сотрудничестве» (Мозаика). Содержание урока посвящено проблеме неизбежности расхождения позиций либералов и демократов по крестьянскому вопросу. Анализируется положение в стране и взгляды творцов и вдохновителей Великих реформ....
30 01 2024 3:10:51
Рабочая программа учебного курса разработана с учётом национально-регионального компонента образовательного стандарта, рассчитана на 35 часов. Реализация программы способствует развитию интереса школьников к истории родной страны, осознанию своей гражданской и социальной идентичности, воспитанию патриотизма и гражданственности. Программа адаптирована к интегрированному обучению детей с задержкой психического развития....
29 01 2024 17:28:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::