История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века) > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)


    История в лицах (историческая реконструкция московских балов XIX века)


“И вновь я вижу пред собой
Дней прошлых гордые следы”.
А.С. Пушкин.

В процессе преподавания МХК и истории постоянно вставал вопрос, как сделать так, чтобы учащиеся ощутили дух времени, где найти “машину времени” для переноса их в изучаемую эпоху? Так возникла идея исторической реконструкции московского бала, которая впоследствии реализовалась в виде проекта. Уже в ходе подготовки бала стало ясно, что он будет не единственным. Позднее были написаны сценарии еще к четырем балам, которые охватывают пpaктически весь XIX век.

Получившийся цикл мероприятий, являющихся одновременно и инсценированным экскурсом в историю и литературно-музыкальной композицией, получил условное название “Традиционные историко-литературные балы”. В проект кроме самих балов входят экскурсии и интеллектуальные игры тематически связанные с ними.

В современной жизни остро ощущается дефицит духовности, поэтому необходимо возродить интерес юношества к русской культуре, воспитывать на примерах жизни конкретных людей чувства гражданской ответственности и благородства. В основу создания проекта легло написание сценариев, посвященных различным деятелям России, оставившим заметный след в истории и культуре XIX века.

Программа проведения балов рассчитана на 5 лет. Связанно это с тем, что все учащиеся от 7 до 11 классов должны поучаствовать в каждом бале. И это одно из основных творческих общешкольных дел учащихся среднего и старшего звена. На балах учащиеся “погружаются” в жизнь изучаемой исторической эпохи вживаются в образы действующих лиц.

За основу своей работы мы взяли слова Ю. Лотмана: “История проходит через дом человека, через его частную жизнь. Не титулы, ордена или царская милость, а самостоятельность человека превращает его в историческую личность”, а так же слова Н.М. Карамзина: “История в некотором смысле есть священная книга народов... завет предков к потомству, дополнение настоящего и пример будущего”. Данная форма работы, на наш взгляд, дает возможность решать задачу воспитания человека, любящего и уважающего свое Отечество, при этом не навязывая учащемуся определенные нравственно-этические установки, а включая его в процесс взаимодействия с культурными ценностями, идеалами, образами.

Проведение балов побуждает детей к размышлению, высказыванию личных оценок, пpaктическому применению знаний, полученных как на уроках истории и литературы, так и по ходу репетиций и предварительных обсуждений своих персонажей, позволяет им более полно представлять себе историческую картину той или иной эпохи, периода, расширить знания об истории города Москвы и его жителях.

Происходит формирование нравственной личности гражданина, воспитания в молодых людях понятий благородства, умение пожертвовать своими личными интересами. Кроме того, наши дети учатся коммуникативным качествам. В ходе работы стираются различия внутри одного класса, одной параллели. Дети разных возрастных групп лучше узнают друг друга. Развивается культура речи, жестов. Расширяется кругозор знаний по литературе, истории.

К написанию сценариев балов, на некоторых этапах привлекаются учащиеся, что позволяет им использовать и творчески переработать полученную на уроках и экскурсиях информацию, относящуюся к области истории, литературы и мировой художественной культуры. Таким образом, на основе тесных межпредметных связей осуществляется объемное, комплексное восприятие исторических эпох.

Участие в работе над проектом позволяет ребятам, вольно или невольно, активно погружаться в атмосферу эпохи, проблемы того времени, а не пассивно воспринимать информацию полученную на уроке.

Перед нами стоит важная и весьма трудная задача: привлечь внимание учащихся к таким человеческим качествам, как нравственность, доброта, человеческое достоинство, честь, гражданственность. Герои наших балов – носители этих качеств, вместе с тем мы хотим, чтобы они оставались просто людьми, а не памятниками эпохи.

Работа над проектом осуществляется в несколько этапов.

На первом этапе определяется тема, год когда происходит действие и главное обсуждаемое событие бала, ведущий поэт, произведения которого лягут в основу бала. Например “Тютчевский” строится на стихах Ф. И. Тютчева и посвящён возвращению декабристов из ссылки и событиям Крымской войны, а “Лермонтовский бал” – на стихах М. Ю. Лермонтова и посвящён благотворительной и общественной деятельности московских дворян. На этом этапе отбираются необходимые источники информации, составляются списки политических деятелей, литераторов и художников, живших в описываемый период времени.

На втором этапе выделяются творческие группы: художники-оформители, группа технической поддержки (каждый бал сопровождается показом небольшого видеоряда и музыкой), подбираются исполнители – танцоры, певцы, чтецы. Участники мероприятия собираются для обсуждения особенностей конкретной исторической эпохи (мода, музыка, живопись, архитектура) и хаpaктеров действующих лиц, обсуждается и корректируется, при необходимости, сценарий, просматриваются киноматериалы, репродукции картин, составляется план экскурсионной деятельности по теме бала, проводится экскурсия в школьный музей, изучается историческая литература и мемуары. В это же время на уроках истории, МХК и литературы обсуждаются вопросы, относящиеся к теме бала, Таким образом, в процессе работы над проектом у учащихся формируется представление об эпохе, позволяющее им почувствовать её аромат.

На третьем этапе в ходе репетиций и подготовки декораций происходит живое эмоциональное восприятие эпохи, её культуры, быта. На этом этапе в наибольшей степени происходит раскрытие и проявление “своей” духовности каждым участником проекта. Часто при работе над ролью возникают вопросы и споры о нравственных принципах и мopaльных ценностях, о гражданском долге и ответственности.

На четвертом этапе проводится интеллектуальная межпредметная игра под названием “Прекрасное далеко”. Игроками являются как участники бала, так и зрители. Вопросы к игре составляются по теме бала.

Конечно, самым важным на всех этапах подготовки к балу является не научиться танцевать вальс или выучить подходящее по времени и теме стихотворение, а прочувствовать, пропустить через себя ту или иную личность, показать и почувствовать гордость за дела своих предков. Необходимо стремиться создать определённый интеллектуальный уровень общения и чувство связи во времени и в прострaнcтве того, что было раньше, с тем, что существует сейчас, там, за окном. Каждый день, каждый час учащиеся постепенно осознают свою сопричастность к истории страны и родного города.

В целом на подготовку и проведение одного проекта требуется около четырех месяцев. В нем принимают участие все учащиеся с 7 по 11 классы, в целом активных участников – 50–70 человек, остальные – зрители, в той или иной степени участвующие в подготовке бала. Действия бала разворачиваются как на сцене, так и в самом актовом зале, при этом стираются привычные грани между сценой и зрительным залом.

Показ бала осуществляется для всей школы. Так как балы происходят каждый год в течение 10 лет, они и получили определение “традиционные”.

Действие всех балов происходит в Москве XIX века.

В настоящее время подготовлены и проведены следующие балы:

– “Давыдовский”, посвящённый 10-м годам (герои войны 1812г.);

– “Пушкинский”, посвящённый 30-м годам;

– “Лермонтовский”, посвящённый 40-м годам (Приложение 1);

– “Тютчевский”, посвящённый 50-м годам (Приложение 2);

– “Фетовский”, посвящённый 70–80-м годам, здесь рядом с представителями московского дворянского сословия появляются представители купеческого сословия.

При создании проекта не стояла задача создать целостную картину истории XIX века, быстрее получившиеся живые картинки напоминают отдельные мазки на картинах импрессионистов, которые сливаясь создают некий образ прошедшего времени и надеемся, позволят приблизиться к пониманию прошлого.

Идея культурной связи времен, заложенная в основу проведения историко-литературных балов нашла свое подтверждение в деятельности отряда добровольцев, сформированного в гимназии для помощи музею Ф.И. Тютчева в Овстуге (Брянская обл.).

Вот уже несколько лет в летние каникулы отряд из 15–20 школьников на 10 дней отправляется в усадьбу, чтобы принять участие в работах по её обустройству: озеленении парка, уборке территории усадьбы и церкви. Ребята принимают активное участие в создании презентаций, видео- и фотоматериалов для музея, работают в его фондах. Так в этом году учащиеся смонтировали видеоролик “Поэты-дипломаты” для демонстрации в залах музея, а также по просьбе сотрудников музея работали над видеосюжетами о людях, создавших музей.

В заключение хотелось бы привести слова Ф.И. Тютчева: “Нет ничего более человечного в человеке, чем потребность связывать прошлое с настоящим”.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:


Урок мира


    Урок мира

      Урок мира - урок памяти. Только возвращаясь к событиям прошлого, можно воспитать в подрастающем поколении чувство патриотизма, что всегда являлось одной из важнейших задач школы. На примерах из жизни сверстников детям проще понять глобальные проблемы войны и мира. Доступный разговор на серьезную тему позволит зародить в сердцах готовность защищать свою Родину, поселить в душах стремление помогать ближним в трудную минуту, даст уверенность, что только все вместе мы можем отстоять мир на планете....

21 10 2021 15:16:38

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

20 10 2021 13:27:20

Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"


    Урок истории в 5-м классе "Древнее Междуречье — колыбель цивилизации"

      Представлен конспект урока истории в 5-м классе по теме: "Древнее Междуречье - колыбель цивилизации"....

19 10 2021 7:35:50

Историческая игра "Битва титанов". 5-й класс


    Историческая игра "Битва титанов". 5-й класс

      Предлагается игра по истории Древнего мира....

18 10 2021 21:12:39

История Средних веков. "Европейские государства в XI-XV веках"


    История Средних веков. "Европейские государства в XI-XV веках"

      На уроке рассматривается городская жизнь в Европе Средних веков, причины возникновения городов, их влияние на развитие цивилизации. ...

17 10 2021 20:25:19

Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах


    Проектная деятельность как средство формирования информационных компетенций учащихся на уроках истории, обществознания в 6–9-м классах

      Автором представлена собственная система работы, нацеленная на формирование информационных компетенций учащихся 6–9-х классов с помощью проектной технологии....

16 10 2021 15:16:53

Культура эллинистических государств


    Культура эллинистических государств

      Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....

15 10 2021 19:27:18

"Кто хочет стать миллионером"


    "Кто хочет стать миллионером"

      Урок-игра для учащихся 8-го класса. Материал можно использовать как материал к уроку обобщения и закрепления знаний по новой истории XIX века или в ходе декады истории. ...

14 10 2021 12:13:27

Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"


    Интегрированный урок (история + музыка) по теме "Начало правления династии Романовых"

      Целью урока является знакомство учащихся с путем прихода к власти в России династии Романовых....

13 10 2021 8:57:13

Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"


    Методические рекомендации "Использование элементов игровых технологий на уроках истории и во внеурочное время"

      Нередко ребенок ощущает "перенасыщение знаниями", которые начинают отягощать его сознание. В результате теряется интерес к учебе, и появляется обыкновенный троечник. Особенно трудно поддержать интерес к предмету, который, по мнению школьников, совершенно им не пригодится в будущей профессии. Как избежать этого, сохранить свежесть восприятия материала? Вероятно, выход следует искать в повышении занимательности учебного материала, в поисках таких форм работы, которые бы способствовали активации учебного процесса....

12 10 2021 9:47:54

Россия в первой четверти XIX в. Время правления Александра I


    Россия в первой четверти XIX в. Время правления Александра I

      Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....

11 10 2021 6:24:45

Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса


    Литературная игра на тему «Древняя Русь» для учащихся 8-го класса

      Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах или только что построенных храмах? Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домокатные полотенца, расшитые красными нитями, вышитые скатерти из праздничных горниц? Эти и другие вопросы задаем мы себе всякий раз, когда открываем литературу Древней Руси....

10 10 2021 9:29:44

Начальная история села Тейкова


    Начальная история села Тейкова

      Целью данной статьи я ставлю осветить историю градообразующего предприятия и храмовый комплекс села. Работая над этой темой, я пользовалась источниками, предоставленными Государственным архивом Ивановской области и Государственным архивом Владимирской области, материалами краеведческого музея средней школы №4 г. Тейкова, оставшимися фондами городского краеведческого музея (к сожалению, музей уже перестал существовать), библиотекой Ильинской церкви, рядом статей в местной печати и публикациями по истории Тейкова. Работа не претендует на статус научной, это только первые шаги в этом направлении. Материал разделен на части: история возникновения градообразующего предприятия и первые предприниматели, храмовый комплекс села. Почему именно история села? Да потому, что из истории таких сел, городков складывается история Отечества. Настоящий гражданин должен быть патриотом. Но невозможно любить то, что не знаешь, то, что ты воспринимаешь как что-то абстpaктное. Мне ближе познание большого через малое. Чтобы не вырасти "Иванами, не помнящими родства", мы в школе и решили заняться изучением родных мест. Почему именно градообразующее предприятие? Это предприятие дает экономическую возможность жить тысячам наших горожан, помогает развиваться городу. Почему именно история храмового комплекса? Это истоки нашей духовности. Без души невозможно существование русского человека, без нее теряет всякий смысл жизнь. ...

09 10 2021 16:24:47

Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс


    Интегрированный урок (история + обществознание) по теме "Средние века", 6-й класс

      В работе предлагаются способы, позволяющие активизировать познавательный процесс при изучении истории Средних веков. ...

08 10 2021 11:33:50

Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания


    Активация познавательной деятельности учащихся в рамках нетрадиционного урока истории и обществознания

      Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....

07 10 2021 4:50:49

Великие географические открытия


    Великие географические открытия

      Предложенный материал поможет расширить знания учащихся, полученные на уроке, закрепить знания о причинах и последствиях Великих географических открытий и исторических персонажах данной эпохи....

06 10 2021 1:23:58

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

05 10 2021 10:10:23

Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астpaxaнский кремль"


    Интегрированный урок английского языка и истории по теме "Добро пожаловать в Астpaxaнский кремль"

      В канун 450-летия г. Астpaxaни мы испытываем чувство гордости за наш город, причастности к великому народу и к великой стране, России. Проведению урока предшествовала большая предварительная работа по ознакомлению истории Астpaxaнского кремля, по ознакомлению с текстами на эту тему на английском языке, а также выполнению ряда заданий для последующих самостоятельных устных высказываний....

04 10 2021 8:25:23

Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс


    Урок обществознания по теме "Избирательное право". 9-й класс

      Урок обществознания с электронным модулем из коллекции ФИПИЦОР «Избирательное право». Урок построен на самостоятельной работе учащихся с источниками, решении ситуационных задач, по ходу урока учащиеся заполняют рабочие листы, работают в группе....

03 10 2021 1:22:47

Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"


    Урок граждановедения в 5-м классе: "Что такое общество?"

      Цель урока граждановедения в 5-м классе – показать тесную взаимозависимость человека и общества. На уроке учащиеся узнают содержание понятия «общество»; учатся уважать всех его члeнов; осознают свою собственную роль в жизни общества. Для усиления восприятия нового материала учащиеся встречаются с известными сказочными и мультипликационными героями: Робинзоном Крузо, Маугли, Буратино и его друзьями, Незнайкой и жителями Цветочного города....

02 10 2021 18:49:54

Внешняя политика России в XVIII веке


    Внешняя политика России в XVIII веке

      В разработке представлен модуль "Внешняя политика России в XVIII веке". Он рассчитан на 5 уроков. Основная цель, включенных в модуль уроков, - систематизация знаний по внешней политике России в XVIII веке, достижение целостности исторических знаний как главных условий развития интеллекта. Разнообразие форм, методов, приемов позволяет повысить мотивацию изучения истории, развивает способности нестандартно мыслить и проявлять творческие способности. Используются различные формы и методы проверки знаний учащихся, что побуждает к самостоятельному исследованию прошлого....

01 10 2021 14:20:51

Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)


    Урок по теме "Мы в ответе за все" (посвящается 70-летию Алтайского края)

      Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....

30 09 2021 3:23:24

Развитие образования в России в XIX – XX вв.


    Развитие образования в России в XIX – XX вв.

      Урок с использованием экспонатов музея «История школы» можно проводить в 9-х и 11-х классах, где изучается тема «Развитие культуры и образования в начале XX века». Музейные экспозиции и материалы обладают огромным духовным потенциалом, способствуют активности, расширяют сферу интересов учащихся. Урок проводится в форме пpaктического занятия....

29 09 2021 10:11:29

Природа и население Древней Греции


    Природа и население Древней Греции

      После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....

28 09 2021 12:37:11

Урок-пpaктикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс


    Урок-пpaктикум по обществознанию с ИКТ. Тема: "Происхождение человека и становление общества". 10-й класс

      Урок обществознания построен в виде пpaктической работы с подобранными учителем Интернет-ресурсами. Учит самостоятельно отбирать теоретический материал по проблеме, развивает умение выделять главное, делать выводы и обобщения, пользоваться дополнительной литературой и Интернет-ресурсами....

27 09 2021 18:15:20

Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс


    Урок истории. Тема: "Внешняя политика России. Русско-японская война". 9-й класс

      Цель урока: усвоение знаний по теме "Внешняя политика России. Русско-японская война"; развивать умение работать с исторической картой, анализировать, делать выводы....

26 09 2021 1:50:26

Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"


    Урок истории в 5-м классе. Тема: "Основы светской этики"

      Учащиеся определяют основное содержание понятия «этикет»; знакомятся с историей этикета. Расширяется представление детей о правилах и видах этикета; развивается умение правильно оценивать себя и других. Совершенствуются этические нормы поведения в обществе....

25 09 2021 20:30:15

12 апреля 1944 года


    12 апреля 1944 года

      В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....

24 09 2021 3:15:51

Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников


    Сочетание психолого-педагогических приемов и образовательных технологий для сохранения здоровья школьников

      Здоровье детей можно рассматривать как педагогическую категорию. Создание условий здоровьесбережения детей на уроке позволит оптимизировать процесс формирования ключевых компетенций учащихся. Целью работы является достижение качественного образовательного результата (формирования ключевых компетенций учащихся) через обеспечение условий сохранения здоровья детей. ...

23 09 2021 22:15:57

Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"


    Интегрированный урок (История + английский язык) по теме "Начало конфликта между Англией и ее североамериканскими колониями"

      На уроке рассматриваются хаpaктерные черты новой американской нации, выявляются предпосылки и причины войны за независимость, активизируются лексические единицы по теме, развиваются навыки чтения (поисковое чтение). Урок способствует формированию целостного знания....

22 09 2021 23:32:56

История России. XIX в.


    История России. XIX в.

      Представленный материал объединил основные исторические события в истории России XIX века. В работе представлены исторические документы, мнения историков, что помогает организовать работу на уроке. Данный материал можно использовать при работе с текстом на уроке истории....

21 09 2021 3:41:27

Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"


    Урок истории в 8-м классе "Феодальная раздробленность на Руси"

      Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....

20 09 2021 4:54:27

История мировых цивилизаций


    История мировых цивилизаций

      Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....

19 09 2021 9:51:23

Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"


    Элективный курс по обществознанию в 9-м классе по теме "Основы уголовного права"

      Работа с первоисточниками поможет учащимся овладеть особым языком юриспруденции. Курс развивает творческий потенциал девятиклассников, закрепляет их стремление к самообразованию. В настоящее время профессия юриста очень востребована, поэтому знакомство с данным курсом поможет учащимся определиться с дальнейшим профилем обучения....

18 09 2021 12:57:48

Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древнего мира "Афинская демократия". 5-й класс

      Проводить повторительно-обобщающие уроки очень важно. Именно на таких уроках учитель может обратить дополнительное внимание на наиболее важные аспекты изучаемой темы, отработать необходимые навыки самостоятельной деятельности учащихся, использовать игровые моменты. Игра как вид деятельности помогает школьнику, особенно 5–6-х классов, лучше усвоить пройденный материал....

17 09 2021 23:25:31

"История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов


    "История советской дипломатии в лицах". Внеклассное мероприятие по истории для учащихся 9–11-х классов

      В ходе мероприятия учащиеся знакомятся с жизнью и деятельностью всех руководителей внешнеполитического ведомства СССР (до 1985 года). Мероприятие состоит из пяти конкурсов: "Детство и юность дипломатов", "Интересные страницы становления советской дипломатии", "Легенды дипломатического поприща", "Портрет на фоне эпохи", "На дипломатическом приеме..."...

16 09 2021 19:27:15

Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы


    Контроль знаний на уроках истории и обществознания. Из опыта работы

      Одной из проблем, оказывающих существенное влияние на повышение эффективности и качества обучения, является проверка знаний и умений учащихся. Это необходимая и неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса, от правильной постановки которой зависит его успех. В статье представлены разнообразные виды и формы контроля на уроках истории и обществознания, которыми могут воспользоваться все желающие....

15 09 2021 17:40:51

Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов


    Зачем нужны выборы. Урок по избирательному праву для 10–11-х классов

      Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....

14 09 2021 21:41:26

Народное движение в середине XVII века


    Народное движение в середине XVII века

      Урок способствует формированию у учащихся представлений о ходе и причинах бунтов и восстаний XVII века, о сложном внутриполитическом положении России в данный период, а также развитию креативных способностей учащихся....

13 09 2021 2:56:32

Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"


    Конспект обобщающего урока в 10-м классе по истории "Смута: проблемы и вопросы"

      Основными задачами урока являются: развитие исследовательской мыслительной деятельности на примере спopных вопросов Смутного времени; развитие умения самостоятельно выбирать из вариантов правильный ответ, доказывать его состоятельность; на примере возрожденного национального самосознания 17 века воспитание личной ответственности за судьбу страны. ...

12 09 2021 21:42:38

Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн


    Уроки Второй мировой и Великой Отечественной войн

      Урок-исследование. В ходе урока у учащихся формируется национального самосознание, патриотизм и гражданственность, уважение к историческому прошлому своей Родины. Создается ценностно-значимая педагогическая ситуация, которая стимулирует активность старшеклассников по осмыслению и присвоению гуманистических ценностей. Урок способствует развитию познавательной и исследовательской деятельности, умений обучающихся, повышению их культуры общения....

11 09 2021 18:48:12

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

10 09 2021 6:43:12

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

09 09 2021 17:55:44

Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"


    Урок истории по теме "Крымская война (1853–1856)"

      Урок посвящен "черной странице" российской внешней политики XIX века. Тип урока ‒ комбинированный. Приемы, использованные в ходе урока: беседа, анализ иллюстрации и кинофильма, самостоятельная работа учащихся. Педагогическая цель: изучение истории Крымской войны, усвоение ключевых понятий темы "Синопское сражение", "оборона Севастополя", "Парижский мир"....

08 09 2021 8:59:23

Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."


    Урок-пpaктическое занятие в 8-х и 11-х классах по истории России на тему "Отечественная война 1812 г."

      Повторительно-обобщающий урок может быть проведен в 8-х и 11-х классах. Разноуровневые задания предназначены для повторения темы. Вопросы-тесты можно использовать в различных комбинациях: устроить викторину, разбив класс на 3–5 групп и задавать вопросы каждой группе или ученику. В качестве примера приведено 50 вопросов-тестов простого уровня и 9 вопросов-тестов сложного уровня....

07 09 2021 15:40:20

От Удельной Руси к Единой России


    От Удельной Руси к Единой России

      Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....

06 09 2021 9:44:59

Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»


    Урок по теме «Владимир Святой. Крещение Руси»

      На основе использования исторических источников определяются основные причины, приведшие к крещению Руси; выяснить историческое значение принятия христианства на Руси; обобщить представления о крещении Руси при князе Владимире в 988 году; раскрыть значение принятия христианства; определить причины выбора религии князем Владимиром; воспитывать уважительное отношение к людям различных религиозных убеждений, а также гуманистическим правилам жизни....

05 09 2021 4:28:47

Россия в Первой мировой войне


    Россия в Первой мировой войне

      Урок способствует формированию и развитию нравственных, патриотических качеств личности школьника. Он помогает донести до сознания учащихся мысль о том, что нет «малых войн», каждая война антигуманна и несёт угрозу человеческой цивилизации. ...

04 09 2021 5:59:45

Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"


    Повторительно-обобщающий урок по истории России в 6-м классе по теме "Россия в период раздробленности"

      Повторительно-обобщающий урок по истории России посвящен обобщению и закреплению знаний учащихся 6-го класса. Урок проводится в форме игры для развития познавательного интереса учащихся к изучаемому предмету....

03 09 2021 3:19:54

Использование архивных документов новейшей истории России в школе


    Использование архивных документов новейшей истории России в школе

      Статья посвящена вопросам использования архивных документов в процессе преподавания уроков истории, элективных курсов, а также в исследовательской деятельности научного общества учащихся. В статье раскрывается методика работы с архивными документами и эффективность ее применения....

02 09 2021 2:26:45

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::