"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

Цели:

  • Образовательная: сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви.
  • Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, развивать навыки работы с документами.
  • Воспитательная: содействовать формированию таких нравственных качеств, как верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество.

Универсальные учебные действия:

  • Познавательные – самостоятельно выдвигать цели, формулировать тему урока, выделять необходимую информацию.
  • Регулятивные – корректировать свои действия, сличая с эталоном, оценивать то, что усвоено.
  • Личностные  – умение выделять нравственный аспект поведения.
  • Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

Оформление доски: Тема (Гуситское движение в Чехии), план урока (1. Ян Гус: его учение и деятельность, 2. Гуситские войны в Чехии, 3. Итоги и значение гуситского движения в Чехии), новые слова (церковный собор, гуситы, табориты, умеренные), даты (1415 – казнь Яна Гуса, 1419-1434 – Гуситские войны).

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Мотивирующая часть

Слайд  1 – карта «Священная Римская империя 13 век)

В эпоху  средневековья чехи называли свою страну Богемия, т.е. – страна, избранная Богом. Что же дало жителям этой маленькой страны, находящейся в составе Священной Римской империи, где главную роль играли немцы, считать Чехию избранной Богом? Правил в это время империей Карл IV, (Слайд 2 – портрет) чех по происхождению. Чехию он считал «благороднейшей частью империи». Карл IV, которого чехи звали «отец империи»,  был талантливым писателем, самым богатым коллекционером своего времени, основал первый университет в Европе, покровительствовал искусствам, при нём были построены Карлов мост через Влтаву, (Слайд 3) замок Карлштейн, (Слайд 4), собор святого Вита. (Слайд 5). Чехия переживала хозяйственный подъём, более 200 ремёсел было развито в стране, ежегодно здесь устраивались ярмарки, на которые съезжались тысячи купцов. Чехия была, как тогда некоторые выражались,  «Жемчужиной в короне Священной Римской империи», самым процветающим государством. Можем ли мы предположить, что среди чехов были люди недовольные своим положением?  Наверное, да. Так, кто  и чем был  недоволен среди  чехов? (Слайд 6 – а) найдите данные о том, какие слои населения и чем были недовольны в Чехии? – б) против кого было направлено недовольство чешского населения?) Ответ на этот вопрос  в тексте на странице 196, три последних абзаца (старый учебник) и страница 200-201 (новый учебник).

После прочтения, выслушиваем ответы и сверяем их правильность с таблицей на слайде (Слайд 7). Раз были люди, недовольные своим положением, значит,  что мы можем предполагать об их действиях? (Ответ учащихся)

Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Как может быть сформулирована тема урока? (Слайд 8 – пустой)

Эпиграфом нашего урока будут слова Яна Гуса (Слайд 9 –  «Великий христианин ищет правду, слушает правду, говорит правду, защищает правду до cмepти»). Почему взяты слова Яна Гуса в качестве эпиграфа данного урока? Потому что именно этот человек пробудил чешский народ к борьбе. Как вы думаете, а какой будет цель нашего урока?  (ответы учащихся). (Слайд 10 – пустой).  

Работать будем по плану: (Слайд 11). 

1. Ян Гус: его учение и деятельность
2. Гуситские войны в Чехии
3. Итоги и значение гуситского движения. Оперировать будем такими терминами, как (Слайд 12 –  гуситы, табориты, умеренные, имена –  Ян Гус, Ян Жижка), узнаем, какие события стоят за датами (Слайд 13 –  6 июля 1415 года, 1419-1434, 1434 год)

2. Изучение нового материала

Переходим к первому вопросу нашего плана урока: Ян Гус и его деятельность
В начале 15 века в небольшую церковь на одной из улиц Праги приходили крестьяне, горожане, рыцари послушать пламенные речи Яна Гуса (Слайд 14 – портрет).

Сообщение о Яне Гусе

Ян Гус родился в местечке Гусинец в 1369 году, был третьим сыном в небогатой семье. Родители смогли скопить деньги на образование сыну, материально помогли  старшие братья и Ян смог поступить и блестяще окончить Пражский университет. В 1396 году Ян Гус получил степень магистра искусств и стал читать лекции. Вскоре он возглавил философский факультет, став его деканом.
Чтобы распространить свои взгляды на реально существующие проблемы в обществе, Ян Гус не только проповедовал с кафедры, он приказал расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с назидательными сюжетами, сочинил несколько песен, которые стали народными, провёл реформу чешского языка, который стал более понятен народу.
О чём же проповедовал в церкви Ян Гус?

(Слайд 15)

Задание:

1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?  
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять чехами?

Представим, что мы слышим его голос … (сл. 16-17 – цитаты из проповедей:  «отними у собак кость, они перестанут грызться, отними имущество у церкви и не найдёшь для неё попа, чехи в своём королевстве Чешском должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, духовенство портит народ своим богатством, так надо отнять у него это богатство! Священники только и думают о том, как увеличить свои богатства, для чего продают индульгенции, устраивают никому не нужные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ. Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как  же не сказать, что он хитрее и злее вора?»)

(Слайд 18)

Задание:

1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну Гусу?  
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять чехами?

(Слайд 19)

Выводы: Ян Гус критиковал роскошь и богатство, торговлю должностями, продажу индульгенций, засилье немцев и нарушение церковных обрядов. Ян Гус требовал отнять богатства и земли у духовенства, подчинить церковь чешскому королю, чехи должны быть первыми в своём государстве)
Ян Гус был патриотом  и горячо любил свою родину. Призывал к борьбе против засилья чужеземцев, осуждал феодальный гнёт, хотя и не выступал против феодальных порядков. С течением времени выступления Яна Гуса становились всё смелее.

Духовенство и немецкие феодалы решили погубить чешского патриота. Архиепископ пражский отлучил Яна Гуса от церкви. Но число единомышленников Гуса продолжало расти. Тогда Римский папа вызвал его на съезд высшего духовенства церкви – церковный собор, который заседал на юге Германии в городе Констанце. (Карта в атласе). Германский император прислал Гусу охранную грамоту, в которой обещал ему полную безопасность. (Слайд 20 – Ян Гус в раздумье). Но в Констанце Гуса бросили в тюрьму, заковали в тяжёлые цепи. После долгого заключения состоялся собор.  (Слайд 21 –иллюстрация с картины  «Ян Гус на Констанцком соборе»). Сотни глаз пристально уставились на Яна Гуса. Они рассматривали его с головы до ног. Внешний вид оказался вполне приличным для узника только что приведённого из тюрьмы. Перед ними был не жалкий отщепенец, еле стоящий на ногах и согбенный бременем грехов, а обыкновенный человек. Их разочарование постепенно перешло в гнев. «Проклятый еретик, разве не строптив и не дерзок он, если держится так независимо! Его давно пора поджарить на костре!» – послышались выкрики.

В этот момент с кресла поднялся кардинал д’Айи. Держа текст генерального обвинения, старец стал читать: «Перед нами магистр Ян Гус, доктор свободных искусств и бакалавр богословия Карлова университета в Праге. Он обоснованно обвиняется в вероотступничестве. Своё еретичество Гус проявил тремя способами: во-первых, проповедью бредовых мыслей, во-вторых, неповиновением церковным властям, в-третьих, бунтом против церкви. Ян Гус, признаёшь ли ты себя виновным по всем трём пунктам?»

В наступившей тишине раздался спокойный голос: «Я хотел бы ответить на эти обвинения пункт за пунктом».

«Мы тебя вызвали на суд, а не на диспут! Отвечай, как положено: да или нет».

– Нет! Я не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа! Если я отрекусь от истины, то, как дерзну посмотреть в глаза народу. Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела! После паузы.… Прозрейте, люди! День настал! Восстаньте, чехи против судей!  Проснитесь чехи, вы же люди, а не потеха чернецам!

Зал зашумел. Святые отцы стали осыпать магистра проклятиями. Какой приговор был вынесен Яну Гусу?

(Сл.22-23 – сожжение Яна Гуса).

 Почему церковники вынесли такой приговор?
(Слайд 24)
Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор, принял решение на соборе быть? Какие черты хаpaктера он проявил? Почему не отрёкся от своих убеждений?
Какие качества личности Яна Гуса вам кажутся наиболее привлекательными? (Ответ запишите в тетрадь)

Как вы относитесь  к поступку Яна Гуса: одобряете (возьмите в руки белую полоску бумаги), осуждаете (синюю), равнодушны (зелёную).
(Слайд 25) – Как соотносятся слова Яна Гуса с тем, как он прожил свою жизнь? Как называют людей, которые любят свою Родину и делают всё для её благополучия?
(Слайд 26 – Выводы)
(Слайд 27 – памятник Яну Гусу в Праге).

Мы переходим к рассмотрению второго вопроса нашей темы: Гуситские войны в Чехии.1419-1434г.г. (Слайд 28)
Казнь Яна Гуса вызвала возмущение народа. Толпы крестьян шли на  гору Табор (Слайд 29 – гора Табор) и слушали там сторонников Яна Гуса. На горе Табор со временем возникло поселение с таким же названием, его обнесли мощными укреплениями.  Все здесь называли себя братьями и сёстрами. Не было ни споров, ни воровства, ни азapтных игр. 30 июля 1419 года проповедник Ян Желивский призвал народ к мятежному выступлению. Жители Праги восстали против существующих порядков. Они захватили власть в городе. Были разгромлены многие монастыри, убиты священники. Все, кто поднялся на борьбу против церкви и немецкого засилья, называли себя гуситами – последователями Яна Гуса. Постепенно среди гуситов началось разделение на таборитов и умеренных (чашников).

Кто они?  Чем отличались?  (Слайд 30) –  Какие слои населения входили в число умеренных и таборитов?  Какие цели  они преследовали? Ответы учащиеся дают, опираясь на  текст  учебника – раздел третий  «Начало вооружённой борьбы». Ответы заносятся в таблицу.
Немецкие феодалы и католическая церковь не хотели терять своих богатств  в Чехии. Поэтому они решили задушить борьбу чешского народа. Папа римский объявил крестовый поход против гуситов. Войско крестоносцев, состоявшее в основном из немецких феодалов, возглавил германский император. Желая пограбить богатую страну, в походе приняли участие рыцари и наёмники из многих европейских государств.
(Слайд 31 – карта) – Какие населённые пункты стали центрами гуситского движения? (Прага, Жатец, Пльзень, Табор)
– На какие территории были осуществлены походы гуситов? (Польша, Венгрия, Германия, Австрия)
Гуситы восторжествовали над своими противниками по всей Чехии. Причём, в течение  15 лет успешно отбивали все атаки многонациональных крестоносных армий. Папа  и император  предприняли против гуситов 5 походов. Но они закончились бесславно для крестоносцев.
В чём же секрет победы гуситов над крестоносцами?
Во главе гуситов стоял народный полководец Ян Жижка (Слайд 31 – портрет Яна Жижки)

Сообщение ученика

Ян Жижка родился в обедневшей рыцарской семье. Продал после cмepти родителей их имущество и молодость свою провёл пажом при короле Вацлаве IV. В 1410 году участвовал в Грюнвальдской битве против немецких крестоносцев, где лишился левого глаза. Перед тем, как примкнуть к гуситам, он организовал шайку разбойников, его арестовали, но Ян Жижка вскоре был амнистирован королём и принят к нему на службу. Примкнув к гуситам, Жижка организовал войско из плохо вооружённых крестьян, разработал для воинов устав, научил делать укреплённый лагерь. При осаде замка Раби потерял второй глаз. Но продолжал руководить войском и участвовал во всех битвах, ведь он прекрасно знал местность даже, не видя её. его перевозили на повозке на виду всего войска. В 1424 году Ян Жижка умер, заразившись чумой при осаде города Пржибислава.
(Слайд  33 – оружие гуситов, слайд 34 – войско гуситов, слайд 35 – повозка гуситов, слайд 36 – лагерь гуситов). Сейчас мы представим себе встречу с теми, кто сражался вместе с Яном Жижкой. Слушая их рассказы, отметьте для себя тот приём  ведения боя, который вас удивил наиболее всего. (Первый приём – полоска белого цвета, второй – синего и третий – зелёного).

Сообщения учеников:

Моё имя  – Коранда. Я сражался в отряде, которым руководил Ян Жижка. Хочу вам сказать, что Ян Жижка открыл новые, невиданные раньше  приёмы боя. Однажды две тысячи рыцарей преградили нашему отряду путь. Жижка приказал семь возов с оружием и продовольствием соединить в единую цепь, а между возами поставить пушки. На глазах у ничего не понявших рыцарей одномоментно возникла крепость на колёсах. Крестьяне с деревенскими цепами стояли на крышах повозок и молотили по головам рыцарей. Воины с пиками залегли между колёсами и снизу кололи боевых коней рыцарей. Рыцари падали с коней, теряли свою силу и уверенность. Потрясённые враги отступили.
Я  – Роржбек. Я тоже воевал в отряде Яна Жижки. Однажды  Жижка поставил возы так, что враги должны были идти в атаку по болоту. Он предложил женщинам разложить среди камыша платки, шарфы, покрывала. Болотистая местность вынудила рыцарей сойти с коней. Спотыкаясь о кочки, и цепляясь шпорами за расстеленные на земле ткани, рыцари валились наземь и барахтались в болотной жиже. Победа была на стороне нас, таборитов.
Меня зовут  – Вацлав. Я тоже из отряда Яна Жижки. Как сейчас помню этот бой. Пред сражением мы заняли позицию на невысокой горе. Жижка приказал десятки возов наполнить камнями. И в момент, когда наши враги приблизились к горе, Жижка приказал, чтобы мы все разом подтолкнули возы с камнями. Возы, набирая скорость, летели с горы. Что тут началось! Рыцари падали под ударами телег и камней. Стоны, вопли, крики заполонили округу. Полная победа гуситов была обеспечена находчивостью нашего полководца Яна Жижки.

Вывод: благодаря новым приёмам боя, необычным видам оружия, умелым действиям Яна Жижки, гуситы одержали пять побед.
Разуверившись в успехе крестовых походов, папа и  император вступили в переговоры с   «умеренными». И когда папа согласился признать новые церковные порядки в Чехии, умеренные решили, что их требования пpaктически осуществились. После этого « умеренные» образовали большое войско для борьбы с таборитами. Напали на них  и путём хитрых манёвров, в 1434 г. у деревни Липаны разгромили таборитов. (Слайд 37).

Каковы же итоги и значение гуситского движения? – мы переходим к заключительному вопросу нашей темы.

В 1434 году табориты потерпели поражение. Можно ли сказать, что табориты сражались напрасно? Ответ запишите в тетрадь, закончив предложение:  (Слайд 39) Гуситы сражались …, потому что …

Итоги и значение  гуситского движения (Слайд 38) страница 202-203 (старый учебник), страница 207 (новый учебник) – самостоятельное чтение. После прочтения ответ на вопрос: каковы итоги и значение гуситского движения?

1. У части населения утвердилась гуситская церковь.
2. Церковь потеряла часть земель и богатств.
3. Отмечается временное ослабление феодального гнёта.
4. Из чешских городов было изгнано чешское население.
5. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от общеевропейского развития.
6. В ходе борьбы с католичеством были сознательно уничтожены сокровища церковного искусства.
(Слайд 40)

Вывод: Гуситское народное движение закончилось поражением, но оно имело положительные последствия.

3. Закрепление

Тест (Слайд 41)

1. Столица Священной Римской империи в середине 14 века

а) Прага,
б) Рим,
в) Неаполь.

2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги?

а) священнослужители,
б) немецкие купцы и мастера,
в) крестьяне.

3. За что Ян Гус обличал духовенство?

а) торговля индульгенциями и должностями,
б) взимание денег за обряды,
в) богослужение велось не на родном языке, в) верно всё

4. Когда Ян Гус был сожжён на костре?

а) 1414 год,
б) 1415 год,
в) 1425 год.

5. Кто такой патриот?

а) человек, любящий свою Родину, делающий всё возможное для её благополучия,
б) человек, борющийся с церковью,
в) человек, не отказывающийся от своих идей.

Домашнее задание (Слайд 42)

Параграф 25, написать эссе   «Роль Яна Гуса в гуситском движении»

Рефлексия (Слайд 43)

– Доволен ли ты своей работой?

Ученики демонстрируют полоски. А (зелёного цвета), Б (белого цвета), В (синего цвета)

А) Доволен
Б) Не особенно доволен
В) Не доволен.


Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"


    Урок в 6-м классе. "Завоевание Руси монголо-татарами"

      Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке. ...

26 11 2022 12:12:25

Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс


    Открытый урок по истории России "Начало Великой Отечественной войны". 9-й класс

      Цель урока: изучить основные события начала Великой Отечественной войны. Задачи: познакомить учащихся с ходом военных действий в начальный период войны; причинами неудач Красной Армии; содержанием приказа № 270 Ставки Верховного Главнокомaндования от 16 августа 1941 г.; ходом оборонительных сражений под Москвой....

25 11 2022 16:23:54

Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса


    Интегрированный урок "История письменности" по истории и информатике для 5-го класса

      Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....

24 11 2022 1:40:31

Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."


    Разработка урока по истории России по теме "Политика СССР в восстановительный период 1945–1953 гг."

      Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....

23 11 2022 0:37:44

Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"


    Интеллектуальные игры по теме "Наши славные символы"

      Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....

22 11 2022 7:29:28

Социальная структура общества. 10-й класс


    Социальная структура общества. 10-й класс

      Методическая разработка урока поможет учителям истории и обществознания организовать повторительно-обобщающий урок в 10-м классе по разделу "Социальная структура общества". В ходе урока учащиеся выполняют различные задания по закреплению и повторению пройденного материала. Задания "Социальная сказка" и "Составьте статусный портрет героя литературного отрывка" направлены на развитие творческих способностей и ориентированы на применение учащимися имеющихся знаний на пpaктике....

21 11 2022 1:53:19

Образование славянских государств


    Образование славянских государств

      Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....

20 11 2022 20:51:37

Урок обществознания в 6-м классе "Дом вести – не лапти плести"


    Урок обществознания в 6-м классе "Дом вести – не лапти плести"

      Цель урока: выявить особенности ведения домашнего хозяйства....

19 11 2022 15:59:28

Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс


    Путешествие по странам Древнего Востока. 5-й класс

      Мероприятие проводится в форме игры "брейн-ринг". Участники делятся на две комaнды. Каждой комaнде выдаются различные задания на карточках. В конце игры жюри оценивает ответы ребят в баллах....

18 11 2022 19:10:10

Избирательное право


    Избирательное право

      Урок завершает изучение основ государственного права и посвящен проблеме выборов, как одного из наиболее доступных способов гражданского участия в жизни государства. На уроке учащиеся знакомятся с различными сторонами предвыборной кампании: дебаты, агитация, деятельность СМИ и избирательных комиссий, изготовление предвыборных агитационных листков и приобретают пpaктические навыки участия в процедуре голосования. Занятие способствует развитию творческих способностей, формирует у детей целостное представление об ответственности каждого за свой выбор, о влиянии выборов на судьбу своего государства. ...

17 11 2022 7:21:37

Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."


    Урок истории по теме "Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII–XVIII вв."

      При изучении материала урока используется информационно-коммуникационная технология (мультимедийная презентация выполненной в PowerPoint, мультимедийный учебник "История России"), технология развивающего обучения. Через контроль выполнения внеаудиторной работы достигается развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом, развивается познавательный интерес к предмету, формируется гражданская позиция....

16 11 2022 23:40:57

"Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе


    "Российская цивилизация". Урок обществознания в 11-м классе

      На уроке рассматривается дискуссионный вопрос о цивилизационной принадлежности России. Работа ведется по группам, которые защищают одну из точек зрения на российскую цивилизацию с применением презентации. Урок предполагает использование примеров из истории и умение выражать свое мнение....

15 11 2022 7:40:23

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 11 2022 2:17:40

"Смутное время – утраченные возможности"


    "Смутное время – утраченные возможности"

      В начале изучения темы класс разбит на 5 групп в соответствии с альтернативами общественного развития; каждая группа получила задание разработать презентации, хаpaктеризующие альтернативу. Данная форма работы наиболее предпочтительна при работе с учащимися старших классов, поскольку позволяет привлечь многих учащихся к поиску разнообразной информации и подготовке ученических презентаций....

13 11 2022 15:42:46

Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс


    Классный час на тему «История моего города. Мамай-Маджарский монастырь». 9-й класс

      В ХIV веке на окраине золотоордынского города Маджар сделала остановку небольшая траурная процессия. Это событие осталось в народных преданиях на века. Так возник Воскресенский Мамай-Маджарский мужской монастырь. В начале 1930-х годов Преображенский собор был разобран на кирпичи, из которых затем был построен первый корпус будущей районной больницы г.Буденновска. Монастырь прекратил своё существование. В 2014 году началось восстановление монастыря....

12 11 2022 14:59:39

Урок обществознания по теме "Мораль"


    Урок обществознания по теме "Мораль"

      Урок на тему “Мораль” направлен на рассмотрение содержания понятия «мораль», расширение, систематизацию и углубление знаний о морали; учиться выделять признаки данного термина; обосновывать значение морали в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека....

11 11 2022 3:46:39

Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"


    Разработка урока истории в 9-м классе по теме "Холодная война. Становление биполярного мира"

      В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию. ...

10 11 2022 7:17:45

Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории


    Использование учебной дискуссии при проведении занятий по истории

      Урок-дискуссия используются для активизации познавательной деятельности студентов. Этот метод наиболее удачен для закрепления приобретенных знаний, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Дискуссии, помимо образовательной цели, несут воспитательную нагрузку, заставляя участников проявлять социальную коммуникабельность....

09 11 2022 4:46:37

Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе


    Повторительно–обобщающий урок по древнейшему человечеству в 5–м классе

      Цели и задачи урока: повторение и систематизация пройденного материала по первому разделу учебника С.В. Колпакова, Н.А. Селунской "История Древнего мира"; развитие интереса детей к новому предмету; разностороннее развитие творческого потенциала учащихся; воспитание у детей потребности к совместному творчеству с члeнами своей семьи; воспитание у учащихся чувства коллективизма. ...

08 11 2022 23:10:26

Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории в 8-м классе по теме "Отечественная война 1812 г."

      Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....

07 11 2022 11:20:59

Актуальные возможности музея школы


    Актуальные возможности музея школы

      В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....

06 11 2022 12:24:35

Программа по истории. 9-й класс


    Программа по истории. 9-й класс

      Цель программы: овладение учащимися основами знаний и представлениями об историческом пути России, других стран, социальном, духовном опыте. Освоение выработанных в ходе исторического развития ценностей, социализации и социальной адаптации....

05 11 2022 15:23:59

Урок истории с использованием виртуальной школы "Кирилла и Мефодия" по теме "Отечественная война 1812 г."


    Урок истории с использованием виртуальной школы "Кирилла и Мефодия" по теме "Отечественная война 1812 г."

      Разработка урока истории с использованием CD «Уроки отечественной истории XIX-XX вв. «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Применение современных технологий, разнообразный иллюстративный материал, нестандартная форма подачи учебного материала стимулируют познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность учащихся. ...

04 11 2022 0:30:16

Разработка урока "Астpaxaнское восстание 1705–1706 годов"


    Разработка урока "Астpaxaнское восстание 1705–1706 годов"

      Данная тема рассматривается при прохождении программного материала по истории России довольно поверхностно. Поэтому в целях воспитания любви к своей малой Родине и интереса к её истории необходимо более глубокое её изучение. Кроме того, организация самостоятельной поисковой работы учащихся на уроке способствует развитию у них навыков исследовательской деятельности....

03 11 2022 7:21:23

Основы государства и права


    Основы государства и права

      Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....

02 11 2022 17:29:20

Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс


    Урок-спектакль "Один день из жизни древнегреческих мудрецов". 5-й класс

      Для данного урока выбрана живая интеpaктивная форма проведения – урок-спектакль. Через игру, творческое воплощение происходит погружение учеников в историческую эпоху, осмысление вечных философских понятий и истин. Важным является период подготовки урока: разучивание ролей, подбор костюмов и образов....

01 11 2022 23:56:54

Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма


    Возрождение — эпоха гуманизма и меркантилизма

      Представленное в методической разработке занятие по дисциплинам "Основы философии" и "История экономических учений" проводилось в группе параллельного обучения в рамках программы непрерывного образования "школа - техникум - вуз". Наилучшей формой проведения занятия в такой группе студентов - школьников был выбран интегрированный (бинарный) урок. Интегрирующим материалом стали темы эпохи Возрождения. ...

31 10 2022 15:21:26

Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"


    Мультимедийная презентация на уроках истории в 7-м классе по теме "Экономическое развитие России в XVII веке"

      В настоящий момент я считаю наиболее успешным в своей профессиональной деятельности использование на уроках истории мультимедийных технологий в форме презентации, которые оказывают сильное воздействие на память и воображение, облегчают процесс запоминания, позволяют сделать урок более интересным и динамичным. Предлагаю сценарий урока с использованием мультимедийной презентацией. ...

30 10 2022 6:23:12

Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"


    Внеклассное мероприятие по истории "Битва за Москву"

      Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....

29 10 2022 18:20:46

Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»


    Проект «Уроки Братска». «Слава – дым, а огонь – дела, которые сперва надо совершить»

      «Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....

28 10 2022 12:25:50

"Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина


    "Хорош Наполеон с его темными глазами…". Образ Наполеона в творчестве А.С. Пушкина

      Урок содержит материал по исследованию восприятия Наполеона А.С. Пушкиным на разных этапах его творческого пути....

27 10 2022 10:53:18

Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"


    Урок истории по теме "Путешествие в Древнюю Грецию"

      Целью урока является систематизация знаний учащихся по истории Древней Греции, формирование умения работать с исторической картой, логически мыслить, делать выводы, обобщать, высказывать свою точку зрения....

26 10 2022 20:35:52

Эпоха Петра Великого


    Эпоха Петра Великого

      Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...

25 10 2022 2:26:36

Культура эллинистических государств


    Культура эллинистических государств

      Цель урока: активное применение исторических знаний в учебной и социальной деятельности. В процессе урока учащиеся научатся и смогут: отработать навыки работы с картой; научатся показывать на карте границы империи Александры Македонского, а также Сирийского, Македонского и Египетского царств; смогут составлять схемы; с помощью учителя выводить определения; выражать собственное мнение о наследии эллинистических государств....

24 10 2022 7:26:46

Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"


    Интегрированное внеклассное занятие "2012 год - год Дpaкона"

      Интегрированное внеклассное занятие сочетает в себе информацию двух учебных предметов и рассчитано на детей 9–11 лет (3–5-й класс), включает в себя игры. Цель - активизация творческих способностей, поддержание интереса к предметам и совершенствование умений работать самостоятельно и в коллективе. Результатом будет создание готового образа - символа года дpaкона, включающего в себя как готовый продукт - игрушка, так и воплощение в ней всей полноты знаний об истории происхождения данного символа....

23 10 2022 19:14:34

Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"


    Викторины по истории "Знаешь ли ты историю родного края?"

      Представленная работа отражает творческий поиск учителя в реализации задач изучения истории родного края в процессе изучения истории Отечества через использование активных методов работы с учащимися, активизирующих их познавательный интерес, самостоятельный поиск в области краеведения. Работа должна помочь учащимся в гражданском становлении, в воспитании любви к своей малой Родине, в понимании ими исторических и культурных ценностей своего народа....

22 10 2022 19:21:37

Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс


    Творческий зачет на тему: "Прекрасны Средние века". 6-й класс

      Цели занятия: активизировать интерес детей к средневековой эпохе, учить детей работе с дополнительной литературой, учиться срисовывать карты на большой ватман, делать костюмы своими руками, делать рисунки по теме. Такая работа сплачивает детей всего класса. ...

21 10 2022 8:35:19

Наука и образование в первой половине XIX века


    Наука и образование в первой половине XIX века

      Развитие культуры России в первой половине XIX века проходило в противоречивых условиях. С одной стороны, экономическое развитие вызывало потребность в грамотных людях, стимулировало развитие науки и техники, с другой - реакционная политика самодержавия в сфере культуры. В деятельности царского Министерства просвещения особенно проявляется классовый хаpaктер политики самодержавия в области образования. Многие открытия и изобретения не получили применения в крепостнической России....

20 10 2022 2:23:59

"Урок России" (внеклассное мероприятие)


    "Урок России" (внеклассное мероприятие)

      Урок внеклассного мероприятия в кабинете информатики - необычная форма проведения беседы, активизирует познавательный интерес учащихся, придает полноту раскрытия темы через применение презентации, подготовленной в MS PowerPoint, что позволяет наглядно познать мир прошлого и настоящего. ...

19 10 2022 7:42:53

Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"


    Интегрированный урок по истории России и литературе на тему "Борис Годунов: неслыханное возвышение и трагический конец"

      Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...

18 10 2022 21:25:30

Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"


    Интегрированный урок (литература + история) по теме "Участники исторического процесса. Роль личности в истории"

      Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....

17 10 2022 14:40:21

Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Природа Древнего Египта и занятия его жителей". 5-й класс


    Разработка урока по истории Древнего мира на тему: "Природа Древнего Египта и занятия его жителей". 5-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с местоположением, природными условиями Древнего Египта и занятиями его жителей. ...

16 10 2022 3:42:59

Клан-конспект урока в 11-м классе по теме "Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы"


    Клан-конспект урока в 11-м классе по теме "Всемирно-историческое значение Победы в Великой Отечественной войне. Цена Победы"

      Урок был дан в рамках преподавания "Истории Отечества" в 11-м классе. Особенностью урока является то, что наряду с важнейшими итогами Великой Отечественной войны, которые даны в учебнике, ученики использовали дополнительный материал (книжный, мультимедийный, воспоминания близких родственников). Исследуя итоги войны, ученики поднимают вопросы, которые являются спopными в изучении этого периода истории нашей страны. Урок способствует патриотическому воспитанию выпускников....

15 10 2022 18:23:15

Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века


    Либеральные реформы 60-70-х годов XIX века

      Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...

14 10 2022 16:22:50

Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»


    Урок проверки знаний по разделу «Западная Азия в древности»

      Цели и задачи урока: проверить и закрепить у учащихся знания особенностей о географическом положении, природе, занятиях жителей, культуре, религиозных верований каждого из древних государств Междуречья; познакомиться с понятием стендовый доклад, научиться презентовать и защищать его....

13 10 2022 1:42:27

Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий


    Урок-зачет по истории Отечества в 10-м классе по теме: "Иноземные завоеватели на Руси в период раздробленности", с применением информационных технологий

      Задания, предлагаемые учащимся, позволяют повторить и обобщить материал по изученной теме. Эмоциональный настрой в начале урока активизирует интерес ребят к истории Отечества, что задает, как правило, хороший темп урока. Использование компьютеров изменяет к лучшему взаимоотношение с учениками, далекими от истории, особенно с увлекающимися ПК. Они начинают видеть в преподавателе "родственную душу". ...

12 10 2022 4:16:27

Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"


    Программа элективного курса по истории России "Самодержавие и реформы"

      Программа позволяет рассмотреть процесс исторического развития России во взаимосвязи с другими государствами, понять необходимость проведения реформ, проанализировать положительные итоги реформ и неудачи некоторых реформаторов....

11 10 2022 1:48:40

Игровая деятельность в обучении


    Игровая деятельность в обучении

      Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....

10 10 2022 5:41:49

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

09 10 2022 11:28:50

Программа элективного курса "Русская музыкальная культура"


    Программа элективного курса "Русская музыкальная культура"

      Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....

08 10 2022 0:30:59

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество.