"Гуситское движение в Чехии". 6-й класс
Цели:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о гуситском движении, как о народной борьбе против феодального угнетения и католической церкви.
- Развивающая: формировать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, развивать навыки работы с документами.
- Воспитательная: содействовать формированию таких нравственных качеств, как верность своим убеждениям, честность, стойкость, мужество.
Универсальные учебные действия:
- Познавательные – самостоятельно выдвигать цели, формулировать тему урока, выделять необходимую информацию.
- Регулятивные – корректировать свои действия, сличая с эталоном, оценивать то, что усвоено.
- Личностные – умение выделять нравственный аспект поведения.
- Коммуникативные – умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.
Оформление доски: Тема (Гуситское движение в Чехии), план урока (1. Ян Гус: его учение и деятельность, 2. Гуситские войны в Чехии, 3. Итоги и значение гуситского движения в Чехии), новые слова (церковный собор, гуситы, табориты, умеренные), даты (1415 – казнь Яна Гуса, 1419-1434 – Гуситские войны).
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
ХОД УРОКА
1. Мотивирующая часть
Слайд 1 – карта «Священная Римская империя 13 век)
В эпоху средневековья чехи называли свою страну Богемия, т.е. – страна, избранная Богом. Что же дало жителям этой маленькой страны, находящейся в составе Священной Римской империи, где главную роль играли немцы, считать Чехию избранной Богом? Правил в это время империей Карл IV, (Слайд 2 – портрет) чех по происхождению. Чехию он считал «благороднейшей частью империи». Карл IV, которого чехи звали «отец империи», был талантливым писателем, самым богатым коллекционером своего времени, основал первый университет в Европе, покровительствовал искусствам, при нём были построены Карлов мост через Влтаву, (Слайд 3) замок Карлштейн, (Слайд 4), собор святого Вита. (Слайд 5). Чехия переживала хозяйственный подъём, более 200 ремёсел было развито в стране, ежегодно здесь устраивались ярмарки, на которые съезжались тысячи купцов. Чехия была, как тогда некоторые выражались, «Жемчужиной в короне Священной Римской империи», самым процветающим государством. Можем ли мы предположить, что среди чехов были люди недовольные своим положением? Наверное, да. Так, кто и чем был недоволен среди чехов? (Слайд 6 – а) найдите данные о том, какие слои населения и чем были недовольны в Чехии? – б) против кого было направлено недовольство чешского населения?) Ответ на этот вопрос в тексте на странице 196, три последних абзаца (старый учебник) и страница 200-201 (новый учебник).
После прочтения, выслушиваем ответы и сверяем их правильность с таблицей на слайде (Слайд 7). Раз были люди, недовольные своим положением, значит, что мы можем предполагать об их действиях? (Ответ учащихся)
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Как может быть сформулирована тема урока? (Слайд 8 – пустой)
Эпиграфом нашего урока будут слова Яна Гуса (Слайд 9 – «Великий христианин ищет правду, слушает правду, говорит правду, защищает правду до cмepти»). Почему взяты слова Яна Гуса в качестве эпиграфа данного урока? Потому что именно этот человек пробудил чешский народ к борьбе. Как вы думаете, а какой будет цель нашего урока? (ответы учащихся). (Слайд 10 – пустой).
Работать будем по плану: (Слайд 11).
1. Ян Гус: его учение и деятельность
2. Гуситские войны в Чехии
3. Итоги и значение гуситского движения.
Оперировать будем такими терминами, как (Слайд 12
– гуситы, табориты, умеренные, имена – Ян
Гус, Ян Жижка), узнаем, какие события стоят за
датами (Слайд 13 – 6 июля 1415 года, 1419-1434, 1434 год)
2. Изучение нового материала
Переходим к первому вопросу нашего плана урока:
Ян Гус и его деятельность
В начале 15 века в небольшую церковь на одной из
улиц Праги приходили крестьяне, горожане, рыцари
послушать пламенные речи Яна Гуса (Слайд 14 –
портрет).
Сообщение о Яне Гусе
Ян Гус родился в местечке Гусинец в 1369 году, был
третьим сыном в небогатой семье. Родители смогли
скопить деньги на образование сыну, материально
помогли старшие братья и Ян смог поступить и
блестяще окончить Пражский университет. В 1396
году Ян Гус получил степень магистра искусств и
стал читать лекции. Вскоре он возглавил
философский факультет, став его деканом.
Чтобы распространить свои взгляды на реально
существующие проблемы в обществе, Ян Гус не
только проповедовал с кафедры, он приказал
расписать стены Вифлеемской часовни рисунками с
назидательными сюжетами, сочинил несколько
песен, которые стали народными, провёл реформу
чешского языка, который стал более понятен
народу.
О чём же проповедовал в церкви Ян Гус?
(Слайд 15)
Задание:
1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну
Гусу?
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять
чехами?
Представим, что мы слышим его голос … (сл. 16-17 – цитаты из проповедей: «отними у собак кость, они перестанут грызться, отними имущество у церкви и не найдёшь для неё попа, чехи в своём королевстве Чешском должны быть первыми в должностях, так же, как французы во Франции и немцы в своих землях, духовенство портит народ своим богатством, так надо отнять у него это богатство! Священники только и думают о том, как увеличить свои богатства, для чего продают индульгенции, устраивают никому не нужные празднества, выдумывают чудеса и грабят бедный народ. Даже последний грошик, который прячет бедная старушка, и тот умеет вытянуть недостойный священнослужитель. Как же не сказать, что он хитрее и злее вора?»)
(Слайд 18)
Задание:
1. Определить темы выступления Яна Гуса
2. Что в деятельности церкви не нравилось Яну
Гусу?
3. Кто, по мнению Яна Гуса, должен управлять
чехами?
(Слайд 19)
Выводы: Ян Гус критиковал роскошь и
богатство, торговлю должностями, продажу
индульгенций, засилье немцев и нарушение
церковных обрядов. Ян Гус требовал отнять
богатства и земли у духовенства, подчинить
церковь чешскому королю, чехи должны быть
первыми в своём государстве)
Ян Гус был патриотом и горячо любил свою
родину. Призывал к борьбе против засилья
чужеземцев, осуждал феодальный гнёт, хотя и не
выступал против феодальных порядков. С течением
времени выступления Яна Гуса становились всё
смелее.
Духовенство и немецкие феодалы решили погубить чешского патриота. Архиепископ пражский отлучил Яна Гуса от церкви. Но число единомышленников Гуса продолжало расти. Тогда Римский папа вызвал его на съезд высшего духовенства церкви – церковный собор, который заседал на юге Германии в городе Констанце. (Карта в атласе). Германский император прислал Гусу охранную грамоту, в которой обещал ему полную безопасность. (Слайд 20 – Ян Гус в раздумье). Но в Констанце Гуса бросили в тюрьму, заковали в тяжёлые цепи. После долгого заключения состоялся собор. (Слайд 21 –иллюстрация с картины «Ян Гус на Констанцком соборе»). Сотни глаз пристально уставились на Яна Гуса. Они рассматривали его с головы до ног. Внешний вид оказался вполне приличным для узника только что приведённого из тюрьмы. Перед ними был не жалкий отщепенец, еле стоящий на ногах и согбенный бременем грехов, а обыкновенный человек. Их разочарование постепенно перешло в гнев. «Проклятый еретик, разве не строптив и не дерзок он, если держится так независимо! Его давно пора поджарить на костре!» – послышались выкрики.
В этот момент с кресла поднялся кардинал д’Айи. Держа текст генерального обвинения, старец стал читать: «Перед нами магистр Ян Гус, доктор свободных искусств и бакалавр богословия Карлова университета в Праге. Он обоснованно обвиняется в вероотступничестве. Своё еретичество Гус проявил тремя способами: во-первых, проповедью бредовых мыслей, во-вторых, неповиновением церковным властям, в-третьих, бунтом против церкви. Ян Гус, признаёшь ли ты себя виновным по всем трём пунктам?»
В наступившей тишине раздался спокойный голос: «Я хотел бы ответить на эти обвинения пункт за пунктом».
«Мы тебя вызвали на суд, а не на диспут! Отвечай, как положено: да или нет».
– Нет! Я не могу изменить своей совести и посрамить веру Христа! Если я отрекусь от истины, то, как дерзну посмотреть в глаза народу. Спасение стольких душ народа для меня дороже моего бренного тела! После паузы.… Прозрейте, люди! День настал! Восстаньте, чехи против судей! Проснитесь чехи, вы же люди, а не потеха чернецам!
Зал зашумел. Святые отцы стали осыпать магистра проклятиями. Какой приговор был вынесен Яну Гусу?
(Сл.22-23 – сожжение Яна Гуса).
– Почему церковники вынесли такой
приговор?
(Слайд 24)
– Почему Ян Гус, несмотря на предложение своих
друзей – поберечь свою жизнь и не ехать на собор,
принял решение на соборе быть? Какие черты
хаpaктера он проявил? Почему не отрёкся от своих
убеждений?
Какие качества личности Яна Гуса вам кажутся
наиболее привлекательными? (Ответ запишите в
тетрадь)
– Как вы относитесь к поступку Яна Гуса:
одобряете (возьмите в руки белую полоску бумаги),
осуждаете (синюю), равнодушны (зелёную).
(Слайд 25) – Как соотносятся слова Яна Гуса с
тем, как он прожил свою жизнь? Как называют людей,
которые любят свою Родину и делают всё для её
благополучия?
(Слайд 26 – Выводы)
(Слайд 27 – памятник Яну Гусу в Праге).
Мы переходим к рассмотрению второго вопроса
нашей темы: Гуситские войны в
Чехии.1419-1434г.г. (Слайд 28)
Казнь Яна Гуса вызвала возмущение народа. Толпы
крестьян шли на гору Табор
(Слайд 29 – гора Табор) и слушали там сторонников
Яна Гуса. На горе Табор со временем возникло
поселение с таким же названием, его обнесли
мощными укреплениями. Все здесь называли себя
братьями и сёстрами. Не было ни споров, ни
воровства, ни азapтных игр. 30 июля 1419
года проповедник Ян Желивский призвал народ к
мятежному выступлению. Жители Праги восстали
против существующих порядков. Они захватили
власть в городе. Были разгромлены многие
монастыри, убиты священники. Все, кто поднялся на
борьбу против церкви и немецкого засилья,
называли себя гуситами – последователями Яна
Гуса. Постепенно среди гуситов началось
разделение на таборитов и умеренных
(чашников).
– Кто они? Чем отличались? (Слайд 30)
– Какие слои населения входили в число
умеренных и таборитов? Какие цели они
преследовали? Ответы учащиеся дают, опираясь
на текст учебника – раздел третий
«Начало вооружённой борьбы». Ответы заносятся в
таблицу.
Немецкие феодалы и католическая церковь не
хотели терять своих богатств в Чехии. Поэтому
они решили задушить борьбу чешского народа. Папа
римский объявил крестовый поход против гуситов.
Войско крестоносцев, состоявшее в основном из
немецких феодалов, возглавил германский
император. Желая пограбить богатую страну, в
походе приняли участие рыцари и наёмники из
многих европейских государств.
(Слайд 31 – карта) – Какие населённые пункты
стали центрами гуситского движения? (Прага,
Жатец, Пльзень, Табор)
– На какие территории были осуществлены
походы гуситов? (Польша, Венгрия, Германия,
Австрия)
Гуситы восторжествовали над своими противниками
по всей Чехии. Причём, в течение 15 лет успешно
отбивали все атаки многонациональных
крестоносных армий. Папа и император
предприняли против гуситов 5 походов. Но они
закончились бесславно для крестоносцев.
– В чём же секрет победы гуситов над
крестоносцами?
Во главе гуситов стоял народный полководец Ян
Жижка (Слайд 31 – портрет Яна Жижки)
Сообщение ученика
Ян Жижка родился в обедневшей рыцарской семье.
Продал после cмepти родителей их имущество и
молодость свою провёл пажом при короле Вацлаве IV.
В 1410 году участвовал в Грюнвальдской битве
против немецких крестоносцев, где лишился левого
глаза. Перед тем, как примкнуть к гуситам, он
организовал шайку разбойников, его арестовали,
но Ян Жижка вскоре был амнистирован королём и
принят к нему на службу. Примкнув к гуситам, Жижка
организовал войско из плохо вооружённых
крестьян, разработал для воинов устав, научил
делать укреплённый лагерь. При осаде замка Раби
потерял второй глаз. Но продолжал руководить
войском и участвовал во всех битвах, ведь он
прекрасно знал местность даже, не видя её. его
перевозили на повозке на виду всего войска. В 1424
году Ян Жижка умер, заразившись чумой при осаде
города Пржибислава.
(Слайд 33 – оружие гуситов, слайд 34 – войско
гуситов, слайд 35 – повозка гуситов, слайд 36 –
лагерь гуситов). Сейчас мы представим себе
встречу с теми, кто сражался вместе с Яном Жижкой.
Слушая их рассказы, отметьте для себя тот
приём ведения боя, который вас удивил
наиболее всего. (Первый приём – полоска белого
цвета, второй – синего и третий – зелёного).
Сообщения учеников:
Моё имя – Коранда. Я сражался в отряде,
которым руководил Ян Жижка. Хочу вам сказать, что
Ян Жижка открыл новые, невиданные раньше
приёмы боя. Однажды две тысячи рыцарей
преградили нашему отряду путь. Жижка приказал
семь возов с оружием и продовольствием соединить
в единую цепь, а между возами поставить пушки. На
глазах у ничего не понявших рыцарей одномоментно
возникла крепость на колёсах. Крестьяне с
деревенскими цепами стояли на крышах повозок и
молотили по головам рыцарей. Воины с пиками
залегли между колёсами и снизу кололи боевых
коней рыцарей. Рыцари падали с коней, теряли свою
силу и уверенность. Потрясённые враги отступили.
Я – Роржбек. Я тоже воевал в отряде Яна Жижки.
Однажды Жижка поставил возы так, что враги
должны были идти в атаку по болоту. Он предложил
женщинам разложить среди камыша платки, шарфы,
покрывала. Болотистая местность вынудила
рыцарей сойти с коней. Спотыкаясь о кочки, и
цепляясь шпорами за расстеленные на земле ткани,
рыцари валились наземь и барахтались в болотной
жиже. Победа была на стороне нас, таборитов.
Меня зовут – Вацлав. Я тоже из отряда Яна
Жижки. Как сейчас помню этот бой. Пред сражением
мы заняли позицию на невысокой горе. Жижка
приказал десятки возов наполнить камнями. И в
момент, когда наши враги приблизились к горе,
Жижка приказал, чтобы мы все разом подтолкнули
возы с камнями. Возы, набирая скорость, летели с
горы. Что тут началось! Рыцари падали под ударами
телег и камней. Стоны, вопли, крики заполонили
округу. Полная победа гуситов была обеспечена
находчивостью нашего полководца Яна Жижки.
Вывод: благодаря новым приёмам боя,
необычным видам оружия, умелым действиям Яна
Жижки, гуситы одержали пять побед.
Разуверившись в успехе крестовых походов, папа
и император вступили в переговоры с
«умеренными». И когда папа согласился
признать новые церковные порядки в Чехии,
умеренные решили, что их требования пpaктически
осуществились. После этого « умеренные»
образовали большое войско для борьбы с
таборитами. Напали на них и путём хитрых
манёвров, в 1434 г. у деревни Липаны разгромили
таборитов. (Слайд 37).
Каковы же итоги и значение гуситского движения? – мы переходим к заключительному вопросу нашей темы.
В 1434 году табориты потерпели поражение. Можно ли сказать, что табориты сражались напрасно? Ответ запишите в тетрадь, закончив предложение: (Слайд 39) Гуситы сражались …, потому что …
Итоги и значение гуситского движения (Слайд 38) – страница 202-203 (старый учебник), страница 207 (новый учебник) – самостоятельное чтение. После прочтения ответ на вопрос: каковы итоги и значение гуситского движения?
1. У части населения утвердилась гуситская
церковь.
2. Церковь потеряла часть земель и богатств.
3. Отмечается временное ослабление феодального
гнёта.
4. Из чешских городов было изгнано чешское
население.
5. Гуситское движение надолго оторвало Чехию от
общеевропейского развития.
6. В ходе борьбы с католичеством были сознательно
уничтожены сокровища церковного искусства.
(Слайд 40)
Вывод: Гуситское народное движение закончилось поражением, но оно имело положительные последствия.
3. Закрепление
Тест (Слайд 41)
1. Столица Священной Римской империи в середине 14 века
а) Прага,
б) Рим,
в) Неаполь.
2. Кто осуществлял самоуправление в городском совете Праги?
а) священнослужители,
б) немецкие купцы и мастера,
в) крестьяне.
3. За что Ян Гус обличал духовенство?
а) торговля индульгенциями и должностями,
б) взимание денег за обряды,
в) богослужение велось не на родном языке, в) верно всё
4. Когда Ян Гус был сожжён на костре?
а) 1414 год,
б) 1415 год,
в) 1425 год.
5. Кто такой патриот?
а) человек, любящий свою Родину, делающий всё возможное для её благополучия,
б) человек, борющийся с церковью,
в) человек, не отказывающийся от своих идей.
Домашнее задание (Слайд 42)
Параграф 25, написать эссе «Роль Яна Гуса в гуситском движении»
Рефлексия (Слайд 43)
– Доволен ли ты своей работой?
Ученики демонстрируют полоски. А (зелёного цвета), Б (белого цвета), В (синего цвета)
А) Доволен
Б) Не особенно доволен
В) Не доволен.
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
18 03 2024 11:35:57
Освоение Приамурья - одна из суровых и героических страниц истории нашего народа. Далекий, почти безлюдный край, открытый отважными землепроходцами, обживался в тяжелейших условиях. Памятниками упорству и мужеству наших предков - первооткрывателей и защитников - служат современные амурские села. Приближается юбилейная дата – 160-летие со дня основания г.Благовещенска. В связи с этим тема «Заселение Приамурья» вызывает огромный интерес....
17 03 2024 13:39:32
Урок выстроен в логике технологии РКМЧП. Основные этапы урока традиционного наложены на этапы урока "Вызов", "Осмысление" и "Рефлексия". Тем самым подчеркивается не только преемственность подходов, но фактически их идентичность (новизна формы при сохранении смысла). Использование рабочих листов и интеpaктивной доски позволяет сэкономить время на уроке и полнее и нагляднее представить и сохранить материал по теме "Движение декабристов"....
16 03 2024 10:14:46
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
15 03 2024 23:25:54
Урок проведен по учебнику А.А. Вигасина с использованием дополнительной литературы. Работа организуется так, чтобы учащиеся не только извлекали историческую информацию из учебника, но и находили ее в других источниках. Материал урока позволяет детям анализировать события прошлого и настоящего. ...
14 03 2024 13:36:25
Тема отражает положения программы курса «История религии», версии происхождения религии: подходы на основе позиции «извне» и «изнутри» религии. В статье приведены план лекции с элементами дискуссии; иллюстрации; фрагменты текстов-первоисточников – работ религиоведов, философов, теологов, историков религии, культурологов. ...
13 03 2024 18:43:32
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
12 03 2024 18:37:15
Проект направлен на формирование у студентов духовно-нравственной культуры, толерантности, инициативы и самостоятельности, призван развивать творческие способности студентов и интерес к творческой деятельности. Материалы данной разработки могут быть использованы на внеклассных мероприятия и уроках, посвященных воспитанию, культуре, творчеству. В проекте участвуют студенты разных групп и преподаватели разных дисциплин....
11 03 2024 23:40:13
Игра «Но вечный выше нас закон» проводится для учащихся 7–8-х классов. В течение игры расширяются правовые знания учащихся, формируются базисные знания о государстве, праве, развивается интерес к правоведению....
10 03 2024 15:46:37
Урок для 9-х, 11-х классов общеобразовательной школы. Тема рассматривается в процессе развития мировых событий с 1947 года до 1991 года, составлена хронология в таблице. Обучающиеся смогут проследить наглядно путь развития «холодной войны» через составление диаграммы, сделать выводы. Изучая хронологию событий «холодной войны» и отвечая на данные вопросы, обучающиеся смогут научиться анализировать события, устанавливать причинно-следственные связи, решать лично-значимые проблемные ситуации....
09 03 2024 20:49:29
Урок проводится по традиционной методике. Учащиеся под руководством учителя развивают навыки работы с разными источниками информации: текстом учебника, таблицей, исторической картой. Материал данного урока может быть успешно рассмотрен при условии предварительного чтения текста учебника учащимися дома. В ходе урока составляется схема, которая может использоваться при проверке усвоения нового материала....
08 03 2024 3:17:43
Привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженного конфликта с помощью норм международного гуманитарного права, содействовать формированию таких качеств личности как сострадание, уважение к человеческому достоинству – такова основная цель изучения норм международного гуманитарного права....
07 03 2024 11:31:27
Цели урока: познакомить учащихся с трагическими событиями в начале войны; подвести учащихся к пониманию причин поражений Красной Армии в начале Великой Отечественной войны; продолжить формирование умений работать с картой, с историческими документами, анализировать их, делать выводы; воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности за свою Родину. ...
06 03 2024 12:25:14
Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
05 03 2024 17:22:18
Урок дает представление об истории как науке; об исторических источниках и вспомогательных исторических дисциплинах. Учащиеся знакомятся с лентой времени, с историей Древнего мира....
04 03 2024 13:55:59
Урок "Религия в современном мире" разработан для учащихся профтехобразования по курсу Л.Н. Боголюбова "Обществознание" с использованием опережающего домашнего задания....
03 03 2024 16:51:40
Урок проводится в 10-м классе, учащиеся закрепляют знания по теме прослеживается связь с уроками литературы. Урок можно использовать как для объяснения учебного материала, так и для закрепления знаний по теме. ...
02 03 2024 5:52:16
Мероприятие акцентирует внимание на развитии личности учащихся, стимулирует инновационные аспекты деятельности педагога. Выpaбатывает брезгливое отношение детей к наркотикам, концентрирует внимание на положительных событиях. Учит пользоваться официальными сайтами, в частности, сайтом Управления Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по РТ....
01 03 2024 2:45:36
Методическая разработка урока истории по теме «Крайний Север в десятилетие Н.С.Хрущёва» включает технологическую карту и комментарий. Материал предназначен для проведения урока-экскурсии в 10-м классе (XX – начало XXI века). Цель: знакомство с историей родного края в десятилетие Н.С.Хрущёва....
29 02 2024 3:12:34
Урок позволяет сформировать у учащихся яркое, образное, полное представление об основных исторических фактах изучаемой темы. Предоставляет учащимся фактологический банк данных, необходимый для самостоятельных выводов и обобщений на завершающем этапе урока. Помогает ученикам осознать различия, которые существовали между странами и обществами, и научить понимать их. ...
28 02 2024 3:56:20
Цель игры: способствовать выработке у старшеклассников активной жизненной позиции....
27 02 2024 13:23:47
Использование на уроке "Технологии развития критического мышления через чтение и письмо" (РКМЧП) позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, расширять их кругозор, побуждает детей критически мыслить, что в свою очередь способствует развитию их любознательности, умению ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов, позволяет проводить рефлексию на разных этапах урока, совершенствует умение самостоятельно формулировать выводы....
26 02 2024 19:54:46
Урок-аукцион по теме «Россия XVI–XVIII веков" обладает рядом преимуществ: продуктивный вид деятельности; дидактические цели урока полностью реализуются; высокий уровень активности обучающихся, включая учащихся с низкими учебными возможностями; вопрос дисциплины на таком уроке почти не стоит; интерес начинает проявляться на подготовительном этапе и сохраняется до конца урока; знакомство с процедурой проведения аукциона; воспитание объективности в самооценке; коллективизм....
25 02 2024 13:40:18
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
24 02 2024 19:42:22
На уроке хаpaктеризуется внутренняя политика преемников Петра I. Дается представление о развитии российского общества во второй четверти – середине XVIII в. Показана готовая генеалогическая таблица династии Романовых в конце XVII – середине XVIII в....
23 02 2024 22:49:44
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки. ...
22 02 2024 22:24:22
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
21 02 2024 7:42:14
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
20 02 2024 0:21:37
В статье представлены задания, направленные на развитие основных мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, абстpaкция, обобщение, классификация и конкретизация....
19 02 2024 0:58:14
Урок предназначен для 7-го класса общеобразовательной школы, организован в форме игры, моделирующей определенные ситуации данной эпохи и воссоздающей картины событий с их персонажами. Разнообразные задания, используемые на уроке, требуют как развернутых, так и односложных ответов. Используется ИКТ, стимулируются познавательные процессы....
18 02 2024 14:15:57
Урок проводится в 12-м классе вечерней (сменной) общеобразовательной школы в первом полугодии. Обучающимся не выдают учебники для самостоятельного изучения материала. Поэтому очень важно на уроках работать по тексту учебника. Это выpaбатывает у обучающихся память, логику, мышление и другие навыки. ...
17 02 2024 15:33:26
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
16 02 2024 1:30:39
Урок дает возможность соприкоснуться с военной историей прошлого нашей Родины, показать главную роль Москвы – столицы в годы Великой Отечественной войны. Цель урока – подвести учащихся к осмыслению победы советских людей в битве под Москвой, показать всю важность этого события на мировом уровне, проследить связь между историей и современностью....
15 02 2024 18:44:49
Цели урока: показать, что при княжении Ярослава Мудрого были созданы предпосылки для расцвета Древнерусского государства в ХI–ХII веках; подчеркнуть деятельность Ярослава Мудрого для укрепления государственности на Руси; совершенствовать навыки самостоятельной работы с картой; продолжить формирование умений анализировать исторические документы, ставить и разрешать проблемы; воспитывать умение работы в группе, прививать навыки принятия коллективного решения....
14 02 2024 22:25:18
В ходе урока дается хаpaктеристика общественного строя, быта и верований восточных славян, их занятий. Формируется представление о жизни древних славян, учащиеся работают с картой....
13 02 2024 17:44:34
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
12 02 2024 4:25:58
Данная тема имеет принципиальное значение для понимания школьниками процесса формирования индустриального общества. На примере предлагаемого материала учащиеся впервые знакомятся с таким понятием, как буржуазная революция и ее хаpaктеристика. Согласно программе в ходе изучения данной темы школьники должны усвоить, причины, движущие силы, хаpaктер, ход и итоги Английской буржуазной революции XVII века, сделать вывод о ее историческом значении. В соответствии с обозначенной темой, на уроке рассматриваются события начала революции до установления республики в Англии....
11 02 2024 7:29:33
Урок служит анализу причин и процесса установления фашистской диктатуры Муссолини в Италии в период начала Второй мировой войны. При изучении этого материала в учащихся воспитывается неприятие идеологии фашизма, толерантность, умение искать компромисс в сложных жизненных ситуациях....
10 02 2024 14:53:14
Автор на уроке воссоздает колорит эпохи, показывает факторы, которые сформировали программу и эстетику декабризма. Раскрывает понятие высокого в истории и поэзии, вводит понятие революционного романтизма....
09 02 2024 4:59:50
Внеклассное мероприятие "Восток - дело тонкое" проводится после изучения учащимися 5-х классов тем "Древняя Индия" и "Древний Китай". Мероприятие способствует лучшему усвоению школьниками данных тем, приобщает их к культуре древних народов, знакомит с богатым культурным наследием Древней Индии и Древнего Китая. Задания внеклассного мероприятия можно использовать и на уроках при изучении темы "Древний Восток". ...
08 02 2024 13:59:13
Ученики 5-го класса знакомятся с особенностями древнегреческого театра, основными жанрами театральных представлений, проводят сравнительный анализ театра древнегреческого и современного театра....
07 02 2024 10:52:22
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
06 02 2024 7:51:56
В работе представлены примеры тестовых заданий, алгоритм составления схем, заполнения таблиц и составления простого плана параграфа учебника. Моделирование учебной деятельности обучающихся будет успешным, если учитывать закономерности развития урока, принципы построения учебной деятельности, биопсихофизиологические особенности учащихся....
05 02 2024 12:35:46
Гражданская война – один из самых трагичных этапов в истории России. В её период погибло более десяти с половиной миллионов человек. Из них погибло во время действий около 2,5 млн. человек, все остальные – в результате террора (2 млн.), голода и эпидемий (6 млн.). В эти дни братоубийственной войны люди одной страны шли грабить, убивать и разорять своих же соотечественников, ближайших знакомых, родственников....
04 02 2024 12:31:10
Урок с использованием интеpaктивных методов обучения в 10-м классе по учебнику А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова «История России. XVII-XIX век». Особенности урока: акцент на самостоятельность учащихся; поиск аргументов для решения проблемы; на основе рефлексии выявление неизвестного; создание условий для взаимодействия, сотрудничества в процессе деятельности. ...
03 02 2024 4:45:28
Эта работа предназначена для учителей, испытывающих трудности в систематизации материала, для тех, кто только начал свою карьеру, и всем заинтересованным лицам. ...
02 02 2024 5:27:33
Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
01 02 2024 22:13:29
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
31 01 2024 4:45:38
Урок разделен на этапы, каждый учитель-предметник отвечает за определенный момент, время для каждого обозначено заранее. После каждого этапа проводится рефлексия. Учитель литературы освещает основные события России XIX века, связав их с литературным процессом и философской мыслью того времени. Учитель МХК рассказывает об основных направлениях русской живописи в России XIX века....
30 01 2024 4:44:12
Урок истории в седьмом классе по теме «Народные движения» относится к открытым педагогическим технологиям. Он позволяет вовлечь учащихся в процесс поиска и анализа информации, что дает возможность ученикам самим добывать знания на уроке, а не быть пассивными слушателями. Сделан упор на самостоятельную работу по сбору и обработке информации, деятельность учителя носит консультативный хаpaктер. ...
29 01 2024 23:13:22
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::