Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
ЦЕЛИ: рассмотреть причины реформирования системы социальной защиты и помощи в РФ, изучить основные положения пенсионной реформы и нормативно-правовою базу обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации; совершенствовать навыки работы в группе, аргументации, критического и творческого мышления; формирование пенсионной культуры и развитие собственных компетенций, воспитывать ответственное отношение к выбору своей жизненной стратегии, чувство взаимной ответственности личности и общества.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: медиапроектор, компьютер, карточки задания, презентация учащихся, презентация учителя, цветные карточки идентификаторы групп (зеленые, красные), раздаточный материал.
Проблема. «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?
Личностно значимая проблема. «Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».
План урока:
- История развития социальной защиты и социального обеспечения.
- Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
- Основные положения пенсионной реформы в РФ.
- Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
- Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
Ход занятия
I. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ УРОКА
Уважаемые будущие пенсионеры!
Тема нашего занятия «Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения в Российской Федерации».
II. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Я, не ошибся, обращаясь к вам. Старение - естественный процесс любого живого организма. Мечта человечества найти «эликсир молодости», до сих пор остаётся мечтой. С приближением пенсионного возраста у человека возникают противоречивые чувства с одной стороны, чувство тревоги с другой стороны чувство некого удовлетворенья и ожидания нового позитивного этапа в своей жизни.
Сейчас вы выскажете свои мнения, какие негативные и позитивные ожидания возникают у человека с приближением старости. Запишем их на доске в две колонки (метод «мозговой штурм»).
негативные | позитивные |
|
|
Проблема: «Зачем и кому нужна пенсия? Или почему мы так боимся приближения пенсионного возраста»?
Во все времена, старшее поколение являлось источником мудрости и опыта. Отношение к старикам носили особый хаpaктер, их берегли, уважали, лелеяли.
Но всё в мире движется и изменяется, изменения происходят и в обществе. Современное общество находит другие источники для ответов на вопросы, которые ставит перед нами жизнь. Мы все чаще за ответами обращаемся к СМИ, книгам, прорицателям, гороскопам и, конечно же, к его Величеству ИНТЕРНЕТ – вселенскому разуму. Строки известной песни «Мои года – моё богатство» становятся всё менее актуальны.
Старшее поколение утрачивает свою ценность для общества и зачастую становится обузой. Пожилые люди один на один остаются со своими проблемами, которых с годами не становится меньше. Всё это не минуемо коснётся каждого из нас. Из проблемы общей, абстpaктной она становится личностной.
«Наступление пенсионного возраста приговор… или как минимизировать риски связанные с наступлением пенсионного возраста».
Исходя из темы нашего урока, проблем которые мы обозначили, сформулируем цели нашего занятия.
После этого урока мы сможем:
Объяснять причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ; основные положения пенсионной реформы в РФ; нормативно – правовую базу пенсионного обеспечения в РФ.
Сравнивать различные виды пенсионных систем.
Формулировать и высказывать собственные мысли о значимости пенсионного обеспечения для людей, о неразрывности личного интереса и общественного.
Определять возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
1. История развития социальной защиты и социального обеспечения.
Первый пункт плана представят нам ребята, которые выполняли опережающее задание и подготовили презентацию на тему «Историческое развитие отечественной системы социальной помощи». (приложение 6)
2. Причины изменения системы социальной защиты и социального обеспечения в РФ.
Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всем мире.
У нас в стране этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на так называемом принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию.
Наряду с серьезными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система хаpaктеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие.
- Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20–30 лет назад, получали меньше «новых» пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведенных в 1980-е годы, до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причем старших возрастов.
- Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне слабую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.
- Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.
- Широко распространенная пpaктика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на пpaктике служило фактором снижения реального пенсионного возраста.
Проблема накопления средств, для обеспечения людей в старости и при потере трудоспособности является общенациональной. Ее решение достигается различными путями, совокупность которых именуется социальным обеспечением, или социальной защитой населения. Пенсионное обеспечение, является ключевым компонентом в системе социальной защиты.
Пенсионная система – совокупность различных методов финансирования пенсий, а также моделей, на основании которых определяется размер пенсионных выплат с их последующим перераспределением среди страхователей.
Самостоятельная работа с раздаточным материалом (Метод «SWOT-анализ») SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон объекта, а также возможностей и угроз, исходящих из его ближайшего окружения (внешней среды):
(прочитать документ, провести SWOT-анализ и заполнить сравнительную хаpaктеристику в виде таблицы). (приложение 1)
Выделают две основные группы пенсионных систем по источникам финансирования, которые условно можно назвать нефондируемые (распределительные) и фондируемые (накопительные). Нефондируемые (распределительные) системы аккумулируют средства из бюджетов государства, профсоюзов, иных источников и затем распределяют их для текущих выплат пенсий. Они не инвестируют свободные средства, чтобы получить дополнительные денежные поступления. Следовательно, финансовые результаты пенсионного обеспечения в таких системах весьма неопределенны и полностью зависят от того, удастся ли накопить необходимые средства. К этой группе относятся некоторые государственные пенсионные системы, и до начала пенсионной реформы относилась пенсионная система России. Распределительные системы в целом отражают принципы солидарности поколений, в соответствии с которыми работающие граждане финансируют тех, кто уже вышел на пенсию. В нефондируемых пенсионных системах финансирование пенсионного фонда осуществляется за счет налогов (обычно на фонд оплаты труда работодателя). Эти отчисления производится в централизованный пенсионный фонд, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии работнику учитываются только такие общие показатели, как трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы. Для того чтобы размер нефондируемых пенсий не уменьшался в силу инфляции, их размер ежегодно индексируется в соответствии с утвержденным законодательством.
Большая часть существующих в мире пенсионных систем принадлежит ко второй группе – фондируемых (накопительных) пенсионных систем. Для систем этой группы хаpaктерно систематическое долгосрочное накопление средств, для обеспечения выплат пенсий. Поэтому такие системы носят название фондируемых, т. е. финансируемых из средств, заранее аккумулированных в специальных фондах. Пенсии в таких системах следует рассматривать как страховой результат. Баланс взносов и выплат пенсий определяется в соответствии со страховыми принципами. В накопительных системах работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям. Средства в этих системах накапливаются, инвестируются и вместе с доходами, полученными от инвестирования, в дальнейшем используются для пенсионного обеспечения именно тех, кто осуществлял накопление.
Заполненная матрица таблицы №1.
Хаpaктеристика | Распределительная | Накопительная |
Источники выплат | Бюджет | Специальные фонды |
Кто финансирует(принцип финансирования) | Работающие финансируют тех, кто вышел на пенсию («принцип солидарности поколений). | Работающее поколение платит взносы, которые не расходуются на выплаты пожилым людям («страховой принцип») |
Учитывается лиличный вклад каждого | Нет | Да |
Отчего зависит размер пенсии | От количества работающих, от ситуации в экономике. | От взносов конкретного человека и успешного инвестирования. |
Риски | Снижение трудоспособного населения. Экономические кризисы. | Инвестиционные риски. Экономические кризисы. |
Мини – дебаты «Дуэль» рисуется мелом на полу разметка в виде весов (привести пять аргументов в пользу своей позиции) по теме: «Какая из рассмотренных систем наиболее подходило для нашей страны с учетом социально-экономического развития накануне реформы»?
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Голосование.
Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста.
Уже в самые первые годы реформ события в пенсионной сфере начали приобретать драматические черты. Либерализация цен 1992 г. вызвала падение реальных доходов всех социальных групп, в том числе и пенсионеров. Реальный размер пенсионных выплат уже в первые месяцы 1992 г. упал более чем в 2 раза. Резкое ухудшение макроэкономической ситуации и рост инфляции на рубеже 1994–1995 гг. привели к стремительному обесценению реальной покупательной способности пенсий, когда впервые с начала радикальной экономической реформы средний размер пенсии опустился ниже прожиточного уровня пенсионера.
Это означало, что задача поддержания достойного уровня жизни российских пенсионеров не втискивалась в прокрустово ложе действовавшей пенсионной системы и что, сохранение status quo не сулило ничего, кроме поддержания нищенского образа жизни для российских пенсионеров.
Работа с таблицей №6 «Факторы диктующие необходимость пенсионной реформы в России в 1990-2002 гг.» (приложение 2)
Фронтальный опрос. Изучите внимательно таблицу и ответьте на следующие вопросы:
- Назовите долгосрочные факторы стимулирующие принятие решений в пенсионной сфере? Сохранились ли эти факторы 2000-2002 годах? Почему?
- Какой новый фактор появился 1988 году? Какие негативные последствия за ним последовали?
- За счет чего удалось преодолеть дефицит ПФ?
- Почему потребовалось прямое участие Президента РФ? Что стало результатом этого вмешательства?
3. Основные положения пенсионной реформы в РФ.
С 1 января 2002 года в Российской Федерации началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы.
Реформа является составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства, ее цель – создание многоуровневой пенсионной системы, позволяющей обеспечить гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.
Новая схема реформирования пенсионной системы, которая позволит решить следующие задачи.
Стратегические задачи:
- снижение зависимости пенсионной системы от демографических факторов;
- усиление связи размера пенсий с реальным трудовым вкладом гражданина в течение его трудовой жизни;
- повышение ответственности работника за финансирование будущей пенсии;
- обеспечение достойного уровня пенсии в реальном исчислении;
- обеспечение финансовой устойчивости пенсионной сферы.
Специфические задачи, которые следуют из текущей экономической и политической ситуации в постреформенной России:
- легализация трудовых доходов;
- снижение налогового бремени на работодателя;
- устранение государственного монополизма в пенсионной сфере;
- снижение зависимости пенсионной системы от политических факторов.
Современное состояние пенсионной системы в РФ.
Россия выбрала смешанный, накопительно – распределительный вариант, с последующим усилением накопительной части.
Пенсионная система России имеет следующую трехуровневую структуру: обязательное пенсионное обеспечение, обязательное пенсионное страхование, негосударственное (дополнительное) пенсионное страхование.
Государственное пенсионное обеспечение предназначено для отдельных категорий граждан, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, финансируется за счет обязательных страховых взносов. С 1 января 2010 года в РФ вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009 г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.
Государственное пенсионное страхование - ведущий элемент системы, в рамках которого пенсии выплачиваются всем, за исключением категорий, попавших в первый уровень. Пенсии выплачиваются в зависимости от страхового (трудового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенсионного страхования, величины дохода, полученного от инвестирования части обязательных страховых взносов, направленных на накопление. Источники финансирования - текущие поступления в Пенсионный фонд РФ; средства, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление; инвестиционный доход от размещения накапливаемых активов.
Дополнительное пенсионное страхование (обеспечение) предусмотрено сверх государственного пенсионного страхования и будет доступно не всем гражданам России, а только тем, кто самостоятельно или за счет добровольных отчислений работодателей производил дополнительные взносы в негосударственные пенсионные фонды. В соответствии с новым законодательством работодатели обязаны делать определенные страховые отчисления в профессиональные пенсионные системы.
Эта система отличается от ранее действовавшей радикальными изменениями в блоке обязательного пенсионного страхования, а также укреплением роли дополнительного пенсионного обеспечения и роли негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного обеспечения. страховую – дифференцированную часть, зависящую от результатов труда конкретного человека (стажа, заработной платы) в течение всей трудовой деятельности. В состав страховой части также входит фиксированный базовый размер, устанавливаемый Законом и единый для всех пенсионеров;
накопительную часть, выплачиваемую в пределах сумм, отраженных на индивидуальных лицевых счетах застрахованных лиц в Пенсионном фонде РФ.
4. Нормативно-правовая база пенсионного обеспечения в РФ.
На сегодняшний день создана нормативно-правовая база, регламентирующая источники формирования средств пенсионного обеспечения, принципы и методы аккумулирования, сохранения и распределения накопленных ресурсов.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (Статья 39) конфигурацию реформированной пенсионной системы в целом определяют следующие Федеральные законы: 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Значительные изменения были внесены в законодательство Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».
Работа фрагментами нормативных документов по пенсионному законодательству. Заполнить матрицу №2. (приложение 3) (приложение 4)
Задание группам. Расшифруйте и напишите связанный текст на тему «Пенсионная система РФ» используя следующие сокращения: ОПС; ОСО; ИЛСЗЛ; СНИЛС; ДСФ; ГПФПН; ССОПС.
5. Возможные личные стратегии поведения с целью увеличения пенсии.
Сейчас Вы молоды и еще не думаете о том, как будете жить в старости. Но ведь пенсионерами не рождаются, а становятся.
С 2002 года в России действует пенсионная модель, основанная на страховых принципах. Это значит, что размер Вашей пенсии теперь напрямую зависит от размера пенсионных взносов, сформированных за всю трудовую деятельность на Вашем лицевом счете. Задуматься о своем благополучии на склоне лет надо уже сейчас, ведь пенсия – это не социальное пособие, а компенсация утраченного заработка.
Современное российское законодательство предоставляет множество возможностей увеличить свою будущую пенсию, сделать ее достойной. Уже сейчас Вы можете грамотно управлять своими пенсионными накоплениями, выбрать негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию для приумножения этих средств, вступить в Программу государственного софинансирования пенсий, которая поможет существенно увеличить будущую пенсию.
IV. СИСТЕМАТИЗАЦИЯ И ОБОБЩЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Заполнение памятки.
Как увеличить свою будущую пенсию? (основные правила) (приложение 5)
V. ИТОГИ УРОКА
Оценивание учеников.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Провести социологическое исследование.
Подготовится к дебатам.
VII. РЕФЛЕКСИЯ
Ответьте на поставленные проблемы, начиная словами:
Я знаю …..Я могу …..Я готов…..
СПАСИБО ЗА РАБОТУ!!!
Приложение.

Поинтересовавшись своим родным городом, вы будете не менее удивлены, сколько интересных событий происходило на родных местах и сколько впереди еще интересного. Поинтересуйтесь, почему улицы вашего населенного пункта именуются в чью-то честь. Погуляйте по улицам, скверам и паркам. Все они хранят историю, и это будет для Вас открытием. Эта разработка - интеллектуальное путешествие по городу Новосибирску для школьников....
27 05 2023 18:14:11
Игра актуализирует знания и умения учащихся; формирует активную гражданскую позицию, правовую компетенцию. Мероприятие может проводиться в рамках преподавания курса "Введение в обществознание" в 9-м классе после изучения темы "Права человека и гражданина"....
26 05 2023 7:26:19
Разработка внеклассного мероприятия, посвященного Великой Отечественной войне. Цель – патриотическое воспитание школьников, привитие им нравственных принципов, чувства уважения всех народов и национальностей.
...
25 05 2023 20:17:48
Предложенная форма урока может применяться как вводная лекция по методике КСО, при изучении материала по блочной системе, на традиционных уроках. Данный урок формирует у учащихся представление об основных событиях в СССР в 1945–1953 годы; раскрывает особенности тоталитарного режима в послевоенное время; закрепляет навыки работы с компьютерными программами; формирует навыки работы с тестами; развивает познавательный интерес и мотивацию учебной деятельности....
24 05 2023 4:21:33
Использование ИКТ на уроках истории – актуальная тема. В педагогике определены методы и средства обучения, используемые в учебной деятельности. Компьютерные технологии открывают новые возможности в области образования. Использование ИКТ в процессе обучения улучшает качество образования, повышает интерес к изучению истории и эффективность учебного процесса. Школьники с помощью ИКТ учатся работать с текстом, использовать таблицы, создавать графические объекты....
23 05 2023 11:32:20
Целью игрового занятия является создание яркого представления о Великой Отечественной войне. Игровое занятие способствует возникновению личностных аналогий у школьников, формированию умений выдвигать простейшие гипотезы на основе изученного, аргументировано защищать свою позицию, а также объяснять новую терминологию....
22 05 2023 19:17:45
Изучаются представления о правовом регулировании семейных отношений, понятии бpaка и брачном контpaкте. Учащиеся анализируют мотивы и причины распада семей; работают с источниками семейного законодательства и находят нужную информацию....
21 05 2023 16:37:38
В статье представлен урок для 7-го класса по курсу «История России» по учебнику Данилова А.А. с использованием презентации PowerPoint, которая позволяет решить все образовательные, развивающие и воспитательные задача, поставленные учителем. Презентация составлена в соответствии с требованиями техники безопасности.
...
20 05 2023 6:18:35
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
19 05 2023 17:11:25
Урок изучения нового материала, в ходе которого учащимся предстоит узнать об отличительных особенностях социально-гуманитарных наук от естественных наук; о системе классификации социально-гуманитарных наук; об особенностях философского уровня познания действительности. ...
18 05 2023 20:25:17
Сценарий к 70-летию битвы под Москвой можно использовать как внеклассное мероприятие в 7–9-х классах, а также при проведении декады истории или нетрадиционных уроков....
17 05 2023 22:28:41
В статье с позиции учителя-пpaктика показаны формы учебной интеграции уроков истории, их типы, а также позитивное значение интегрированных уроков, которые позволяют преодолевать разобщенность научного знания по дисциплинам....
16 05 2023 2:17:16
Самопознание – это процесс, который, безусловно, интересен представителям различных возрастов. Для старшеклассников же процесс самопознания необыкновенно актуален, так как лежит в основе социализации: умение налаживать отношения со сверстниками, взрослыми, самим собой. Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе....
15 05 2023 9:43:18
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
14 05 2023 2:36:30
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
13 05 2023 12:23:13
Привлечение источников способствует формированию умений обучающихся, самостоятельно их анализировать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Целенаправленное использование источников позволяет развивать и расширять познавательный интерес у школьников, активизирует внимание. Работа с документами помогает становлению творческой деятельности учащихся....
12 05 2023 13:49:50
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока.
...
11 05 2023 4:21:36
Урок проводится в 11-м классе, после изучения темы "Россия в первой Мировой войне". Этот урок дополняет материал § 8–9 учебника Н.В. Загладина, С.И. Козленко "История России ХХ — начала ХХI века". Урок знакомит учащихся с героями Первой Мировой войны, обратив внимание, что они известны далеко не всем. Рассматриваются главные военные награды начала ХХ века, которые являются и ценным историческим источником, и памятью, и символом мужества и гордости....
10 05 2023 19:31:37
Данная работа является совместным проектом учителей истории и МХК по проведению интегрированных уроков в школьном музее с целью активизации творческих способностей и познавательной деятельности учащихся....
09 05 2023 15:58:54
Цель урока: изучение исторического и литературного наследия родного города, развитие творческих способностей обучающихся....
08 05 2023 3:37:56
Комбинированный урок истории и английского языка в 6-м классе.
...
07 05 2023 23:57:34
Учащиеся формируют представления об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса и специфике развития отдельных цивилизаций. Прослеживают взаимосвязь исторической науки с другими областями научных знаний (социологией, лингвистикой, философией, этнографией, географией и др.)....
06 05 2023 9:47:32
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
05 05 2023 18:23:29
На уроке рассматривается ситуация,
сложившаяся в конце XV века на Руси.
Вместе с учащимися опледеляем, как связана
внутриполитическая деятельность Ивана III с
особенностями его хаpaктера и воспитания? Какой
отпечаток на проведение преобразований наложили
внешнеполитические проблемы? ...
04 05 2023 3:46:18
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
03 05 2023 16:30:11
В мире велика напряженность между различными группами людей. В целях стабилизации ситуации необходимо систематически обращать внимание подрастающего поколения на уважительные взаимоотношения друг с другом. Воспитательные и внеклассные мероприятия служат профилактикой экстремизма и формируют толерантное сознание....
02 05 2023 4:14:23
Урок создает возможность для многостороннего и глубокого рассмотрения проблемы, приучает ребят не принимать на веру безапелляционные мнения. Вместе с тем он требует от учащихся серьезной подготовки. Для того чтобы вжиться в образ, в эпоху, понять, чем жили люди, как они мыслили, чувствовали, действовали, учащиеся должны изучить самые разные источники – документы, мемуары, историческую литературу.
...
01 05 2023 9:13:36
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
30 04 2023 0:47:11
Планирование урока построено на базе изучения нового материала. Творческий хаpaктер заданий на опережение изучаемого материала предполагает знакомство с историческим и литературным процессом 50–60-х годов XX века. Усиленная работа над речевой деятельностью обучающихся направлена на обучение монологической речи, умению вести полемику, на развитие креативных способностей, умение видеть мир во всем его многообразии....
29 04 2023 18:22:16
На уроке учащиеся знакомятся с историей организации и проведения Олимпийских игр в Древней Греции; формируют яркое, образное, эмоционально-окрашенное представление о знаменитом спортивном празднике, его культурном значении и вкладе в мировую историю....
28 04 2023 7:42:11
Я работаю в вечерней общеобразовательной школе. Разpaбатывая календарно-тематические планы, всегда затрудняемся, не можем найти образцы, примерные планы. В связи с этим я решила отправить на конкурс свое разработанное календарно-тематическое планирование по истории для 10-х вечерних и заочных классов....
27 04 2023 17:40:52
На старшей ступени обучения очень важно научить учащихся иметь собственную точку зрения, уметь работать с текстами и историческими документами. Сделать это можно с помощью уроков-пpaктикумов. Итоговая аттестация в форме ЕГЭ предусматривает наличие у выпускников таких умений....
26 04 2023 4:24:47
Урок проводится по блочно-модульной системе. Параллельно проводятся уроки истории по блоку: "Экономические реформы первой трети XX века" и уроки обществознания по блоку: "Современная экономка". Урок проводится в 11-х классах социально-экономического профиля....
25 04 2023 6:52:12
Каждый учитель хотел бы, чтобы его уроки были интересными и запоминающимися. Поэтому приходится искать новые решения для успешного обучения детей и повышения интереса к преподаваемому предмету.
В данной разработке предлагается вариант проведения урока по истории средних веков в 6-м классе по теме "Самая долгая война" в форме презентации. В ходе урока-презентации новый материал представлен в виде слайдов с текстом, содержащим ключевые моменты темы и web-сайта.
Предложенный урок способствует более глубокому усвоению достаточно сложного и обширного материала с опорой не только на слуховую, но и на зрительную память, а также повышению интереса к истории.
...
24 04 2023 9:41:28
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы.
...
23 04 2023 9:20:13
Урок проводится в виде объяснения нового материала, включающего в себя подготовку и защиту групповых проектов по темам, заданным учителем. Выступления учащихся иллюстрируются презентацией в программе PowerPoint. Во время всего урока класс заполняет таблицы-рецензии, конспектируя и оценивая выступления групп....
22 04 2023 10:34:52
Урок проводится на неделе истории как внеклассное мероприятие. Расширяются знания о событиях Отечественной войны, героях, ученики знакомятся с произведениями искусства и вкладом жителей Архангельской губернии в победу над Наполеоном....
21 04 2023 4:21:31
Работа знакомит с алгоритмом осуществления сетевого проекта, посвященного Отечественной войне 1812 года. Работая над проектом, учащиеся отвечают на вопросы викторины, решают текст с ошибками, предлагают задания своим соперникам, создают презентации. Такая деятельность положительно влияет на мотивацию обучения школьников и способствует повышению качества их обучения....
20 04 2023 7:58:33
Цель урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках темы, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями....
19 04 2023 11:25:59
Данный урок относится к теме «Греко-персидские войны в V веке до н.э.» и дает представление учащимся о завоевательном хаpaктере войн для персов и справедливом хаpaктере войн для греков на примере Марафонской битвы. На уроке развиваются навыки устной и письменной речи; мышления, памяти и внимания. В ходе урока составляется опopный конспект....
18 04 2023 0:20:13
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества.
...
17 04 2023 2:27:36
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века - проблеме начала Великой Отечественной войны. В процессе урока, построенного по технологии проблемного обучения, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследований о виновнике развязывания войны, об основных сражениях и их исходе. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер....
16 04 2023 4:19:12
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
15 04 2023 16:33:20
Предлагаемый материал представляет интеграцию русского языка и истории в 5-м классе при изучении особенностей письменности разных стран (по истории) и графики (по русскому языку). Подобные уроки повышают мотивацию, способствуют формированию целостной картины мира, позволяют систематизировать знания по разным предметам, обладают большей информативной ёмкостью (опережающие домашние задания для разных групп учащихся), способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания.
...
14 04 2023 9:28:10
Статья демонстрирует эффективность использования компаративного (сравнительного) метода для повышения мотивации учащихся к истории и формированию умений анализа текстового материала. Рассматриваются этапы включения заданий на сравнение в 5-м классе: с использованием наглядных информативных источников (карт, моделей, схем); с использованием табличной формы организации материала. В статье приведены конкретные примеры заданий на сравнение по истории Древнего мира.
...
13 04 2023 19:18:30
Компетентностный подход ведёт ребят к новому знанию и опыту через самостоятельное или коллективное открытие. Представление об изучаемой эпохе, её анализ, дискуссия по проблеме позволяют ученику иметь собственную точку зрения, занять активную гражданскую позицию. Аргументация мнения, умение слушать и осмысливать материал формируют навык конструктивного и толерантного общения....
12 04 2023 14:13:32
Всем участникам образовательного процесса (учителям, учащимся и родителям) необходимо использовать такие материалы, как «Правовые основы взаимоотношений участников образовательного процесса». В кратком изложении представлены документы, необходимые учителю для работы по праву. Это – «Международно-правовые акты по правам ребёнка», «Российское законодательств о защите прав ребёнка», «Сокращённый перечень прав ребёнка».
Приведён перечень ресурсов, необходимых учителю для работы по правовому просвещению учащихся. Детское творчество представлено в виде таких книжек, как Словарь правоведческих терминов, Сборник афоризмов по праву, Календаря правовых дат. Для того, чтобы выяснить уровень правовых знаний учащихся, необходимо проводить анкетирование на тему «Право и мы»....
11 04 2023 18:35:57
Воспитательный час посвящён сподвижнику Петра 1, прадеду А.С.Пушкина А.П.Ганнибалу, личности неординарной, всесторонне одаренной, легендарной. Знакомство с уникальной личностью через разнообразные виды деятельности, использование технических средств, интересный и доступный для понимания материал пробуждают в учениках "благодарную память", воспитывают уважение к "гениальному предку гениального поэта"....
10 04 2023 3:38:27
Урок посвящен изучению основных направлений внешней политики России в начале XVIII в. и событиям первого периода Северной войны. Показан ход войны на суше, переход от поражений к победам русской армии. Раскрывается роль Полтавской битвы как генерального сражения. Приоритетом урока является проблемность изложения материала. ...
09 04 2023 18:28:29
Изучив один из самых не только интересных, но и трудных этапов в истории Отечества, связанный с революционными событиями Февраля и Октября 1917 года, Гражданской войной, образованием СССР, преподаватель и студенты попытались вместе создать исторический образ России на уроке-викторине "Россия в период с 1917 по 1927 год".
...
08 04 2023 21:18:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::