Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс
Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Задачи:
- Выяснить глобальные проблемы современности.
- Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.
- Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
- Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
- Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. «Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе», Боголюбов Л.Н. «Задания и тесты по обществознанию», дидактические материалы.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: использование активных и интеpaктивных методов преподавания.
План:
I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)
- Экологический кризис.
- Проблемы войны и мира в современных условиях
- Проблема «Север – Юг»
- Проблема народонаселения
II. Написание синквейна
III. Домашнее задание, подготовиться к тестовому
опросу.
ХОД УРОКА
Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, лаборанта, интегратора.
Правила:
- Регламент
- Толерантность, уважение мнения другого.
- Умение слышать и слушать.
- Доброжелательность.
- Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
I этап
1. Введение.
Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
2. Решите проблему:
Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?
II этап
1. Определение понятия.
Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать. (5 минут.)
1. Экологический кризис
2. Глобализация
3. Международная торговля.
4. Глобальные проблемы.
2. Представление результатов работы группы.
Все участник группы должны участвовать в
работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2
минуты.
III этап
1. Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.
Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.
I группа:
1. Чем вызван экологический кризис?
2. В результате американских атомных взрывов над
японскими городами Хиросима и Нагасаки
радиоактивное вещество рассеялось по всей
планете. Изучение годовых колец деревьев
показывает, что прах японцев присутствует в
годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе
и тех, что произрастают на территории нашей
страны, например в Сибири.
Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
3. По международным опросам обеспокоены
негативным влиянием ухудшающейся экологической
ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан
США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему
мнению, объясняется столь значительный разброс
мнений?
II группа:
1. Существуют различные объяснения причин
милитаристского духа, свойственного человеку и
порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что как и у животных, у человека
сpaбатывает программа разделения на «своих»
(однокашники, соседи, земляки и т.д.) и «чужих». По
отношению к последним мopaльный запрет «не убий»
значительно ослабевает.
Существует, также теория, согласно которой, чем
более сокрушительно от природы вооружение
животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют
инстинктивные запреты не наносить ущерба
ближнему. Человек и его ближайшие предки были
слабо вооружены. Поэтому естественная мораль
человека была и остается слабой, в то же время он
стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это
противоречие и является источником бесконечных
разрушительных войн.
Каково ваше отношение к представленным позициям?
Обоснуйте свой ответ.
2. Почему в XX веке разрушительность войн резко
возросла? Связано ли это лишь с
совершенствованием военной техники? «Нет, –
утверждают многие исследователи, – сейчас стало
легче убивать». Древний человек, поражающий
своего соплеменника каменным топором, должен был
встретиться с противником в ближнем бою. При
всей ненависти, которую испытывал
нападающий, ему приходилось смотреть
противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в
конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя
своего противника, может слышать крик боли. С
созданием средств массового уничтожения и этот
контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и
межконтинентальная paкета с атомными
боеголовками летит к странам противника, а
человек, нажавший кнопку, остается лишенным
любого конкретного отношения к убиваемым людям.
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш
взгляд, можно ослабить такой эффект
«невоспринимаемых последствий»?
3. Отдельные стратеги ядерных держав внушают,
что войны не так уж страшны. Их можно
«ограничить», «локализовать», предоставив
погибнуть в них, конечно, же противнику, а самим
как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить.
Они не рассматривают проблему войны и мира в
качестве глобальной, угрожающей «единому дому
человечества». Может быть, они правы? А что по
этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.
III группа
1. В чем заключается проблема «Север – Юг»?
2. В 90-м г., несмотря на неурожай, правительство
Судана продало странам Европейского сообщества
400 тысяч тонн сорго-основного продукта питания в
Судане. В этом же году правительство страны
заплатило Китаю 60 млн. долларов за поставку
оружия, которое затем было использовано против
жителей юга Судана.
Прокомментируйте эти факты. Какие факторы –
природные или политические – стали главной
причиной массового голода, охватившего страну в
1991 году?
3. Известно, что больше всего пестицидов и химикатов используют страны, страдающие от нехватки продуктов питания, Объясните причины и покажите последствия этой сельскохозяйственной политики.
IV группа
1. Многие исследователи считают, что продолжающийся рост населения уже превысил допустимую норму. В ближайшем будущем возможны следующие сценарии развития событий:
– страны сознательно введут ограничения
рождаемости,
– резко возрастет число умерших голодной
cмepтью,
– одна из ядерных держав попытается захватить
источники невозобновляемых ресурсов, что в свою
очередь может привести к ядерной войне.
– Какой из этих вариантов вам представляется
наиболее вероятным?
– Возможны ли другие пути развития событий?
2. Наблюдения над животными показывают, что с
резким ростом популяции у некоторых ее
представителей снижается забота о собственной
гигиене и поддержании в чистоте мест обитания.
Именно такие подавленные, «опустившиеся»
животные становятся носителями инфекций и
паразитов, а следовательно способствуют вспышке
массовых заболеваний, которые, в свою очередь,
ведут к сокращению численности группы.
Как вы думаете, действует ли подобный механизм
регулирования численности в человеческих
сообществах? Объясните свой вывод.
3. Россия относится к такой группе стран, где демографические проблемы имеют иной хаpaктер и связаны с сокращением численности населения, уменьшением доли его трудоспособной части. Как демографическая ситуация ближайшего будущего может отразиться на экономическом развитии страны?
Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап
Итоговая дискуссия.
– Что свидетельствует о том, что глобальные
проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
– В чем выражается противоречивость процесса
глобализации?
V этап
1. Подведение итогов работы.
2. Написание синквейна.
3. Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
– Напишите о своем отношении к проблеме урока:
глобализация, глобальные проблемы
современности.
– Насколько актуален и интересен он для вас?
Игра на уроке истории порождает радость и бодрость, воодушевляет ребят, помогает создавать в детском коллективе атмосферу дружелюбия. Это активная форма учебных занятий, в ходе которой моделируется определенная ситуация прошлого или настоящего, в которой оживают люди – исторические лица....
18 03 2024 12:37:10
При изучении истории очень важно сформировать представления не об отдельных фактах или явлениях, а о процессе в целом. Начинать нужно как можно раньше. В данном уроке с пятиклассниками мы рассматриваем геополитические факторы (не называя их) - комплекс условий развития общества, среди которых наиболее важными являются географические и климатические особенности среды обитания, влияние ее на занятия, быт, отношения с соседями, взаимодействие и столкновение различных цивилизаций....
17 03 2024 17:24:55
Воспитание у учащихся чувства патриотизма на примере духовного становления человека в условиях многообразия и противоречивости событий в ВОВ. Пройдут годы... И последний фронтовик тихо, скромно и незаметно, без речей, салютов и маршей будет предан земле на каком-нибудь незнаменитом погосте. Сегодня мы должны быть патриотами. Хороша ли, плоха ли моя страна, но это моя Родина! ...
16 03 2024 3:21:27
Урок призван сформировать представление о различных направлениях в живописи, показать идеи гражданственности, выраженные в творчестве живописцев данного периода. В ходе урока обучающиеся выполняют задания, анализируют информацию, делают выводы, готовят устные выступления, отражают гражданскую позицию. На уроке звучит классическая музыка XIX в., стихи....
15 03 2024 0:28:32
Игра "Звездный час" - заключительный урок в теме "Ранние буржуазные революции в Европе". Он представлен как мультимедиаурок, так как использование компьютерных технологий делает урок современным, содержательным и, несомненно, повышает интерес к предмету. В процессе игры у детей выpaбатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивать внимание, стремиться к знаниям....
14 03 2024 8:25:33
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
13 03 2024 15:57:20
Урок может быть проведен в 11-м классе по теме параграфа 23 «На главном внешнеполитическом направлении: СССР и Германия в 30-е годы» по учебнику «История России» А.А. Левандовского, Ю.А. Щетинова, С.В. Мироненко. При организации урока необходимо уделить внимание подготовленности обучающихся в решении проблемных задач и навыкам работы с историческими документами....
12 03 2024 16:40:30
Мероприятие посвящено героям-участникам Отечественной войны 1812 года. Цель: заинтересовать учащихся, расширять кругозор, закрепить изученный материал на уроке с элементами контроля. К мероприятию создана презентация с портретами императоров, героев войны, цитатами современников....
11 03 2024 15:29:57
Цель урока: подвести учащихся к пониманию многообразия отношений между людьми. Рассматриваются отличия социальных и межличностных отношений, личных и деловых отношений. Учащиеся подводятся к пониманию – из чего складываются симпатия и антипатия; учатся устанавливать причинно-следственные связи между поступками и взаимоотношениями между людьми....
10 03 2024 20:46:21
Интегрированный урок по обществознанию и русскому языку для учащихся 9-го класса разработан с применением презентации, в которой обозначены цели урока, историческая справка, итоги проведенного исследования, влияние курения на жизнь и здоровье человека. Показана межпредметная связь с уроками русского языка, биологии, истории. ...
09 03 2024 8:23:27
Основа урока – работа с историческими документами. На уроке формируются навыки работы с историческими документами, самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации. А также умение выразить своё отношение к поставленной проблеме....
08 03 2024 23:29:11
Цели урока: расширить знания учащихся о причинах, сущности и результатах буржуазных реформ П.А. Столыпина; сформировать умение давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей; закрепить навыки оформления конспекта, умения выделять главное и устанавливать причинно-следственные связи; пробудить интерес учащихся к пополнению знаний на основе изучения дополнительной литературы. ...
07 03 2024 15:54:35
В статье приводится пример урока-диспута. ...
06 03 2024 23:21:44
Цели урока: дальнейшее знакомство с жизнью и творчеством казахского композитора Курмангазы Сагырбаева; развитие интереса к культуре своего края и приобщение к духовному наследию казахов; воспитание толерантности и уважения к традициям народов, проживающих на территории Астpaxaнской области. ...
05 03 2024 2:13:18
Представлен конспект интегрированного урока истории и математики. Урок посвящен экономическим реформам 90-х гг. XX века в России и является важным звеном в понимании основных тенденций развития нашей страны на современном этапе....
04 03 2024 20:20:27
Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у школьников мировоззрения, в которое включены осознание своей принадлежности к определенной нации и, как следствие, — гордость за это....
03 03 2024 21:35:52
Урок для 5-го класса является повторительно-обобщающим, представлен в виде урока-путешествия. В самом уроке использованы наглядность (картины из альбома по Древнему миру), аппликации для оживления карты, игровой материал (чайнворд, кроссворд, криптограмма, а также различные вещи). ...
02 03 2024 18:24:56
Настоящая программа предназначена для учителей истории, осуществляющих профильную подготовку в кадетских классах казачьей направленности. Ознакомление кадетов с историей казачества является одним из элементов воспитания детей в духе здорового патриотизма. Знания об историческом пути казачества важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в развивающемся информационном прострaнcтве. ...
01 03 2024 1:47:21
Учащиеся учатся работать сообща в группах, правильно распределять обязанности между всеми члeнами комaнды. Развивают физические качества....
29 02 2024 13:16:16
Предлагаемый урок рассчитан на учащихся 10–11-х классов и является одним из вариантов повторительно-обобщающего урока по разделу "Глобальные проблемы человечества". Урок способствует дальнейшему формированию умений анализировать документы, работать в группе и аргументированно отстаивать свою точку зрения. ...
28 02 2024 5:44:27
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
27 02 2024 14:22:10
Урок в 6-м классе призван сформировать представление о героизме на примере подвига Жанны д'Арк, охаpaктеризовать этапы Столетней войны, выявить место, роль Жанны в войне, отношение к ней разных слоев населения, причины предательства, а затем возвышения королем до национальной героини, определить свое отношение к проблеме героизма....
26 02 2024 1:15:15
Интегрированный урок по истории и литературе посвящен одному из крупнейших поворотных моментов в истории Отечества – эпохе освобождения. Рассматривается эволюция идеи отмены крепостного права и последствия его отмены на основе исторических источников, литературных произведений второй половины XIX в....
25 02 2024 11:12:28
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
24 02 2024 12:46:38
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
23 02 2024 13:38:28
Предложен урок-викторина по теме "Киевская Русь" для 7-го класса специальной (коррекционной) школе VIII вида. Цель урока: обобщение и закрепление знаний обучающихся по теме "Киевская Русь"....
22 02 2024 9:20:24
Программа отражает основные тенденции развития, направления и события внешней политики восточных славян, Киевской и Московской Руси, России и Российской империи. Особое место в программе отводится самостоятельной работе с картами, документами, схемами и таблицами. ...
21 02 2024 4:15:48
Данное внеклассное занятие помогает решать проблемы патриотического воспитания учащихся, познания общечеловеческих ценностей, осознания себя гражданином многонациональной страны. При этом используются различные методы: игровая деятельность, постановка проблемной задачи, творческая и поисковая деятельность самих учащихся. ...
20 02 2024 17:17:54
Большинство ребят не умеют контролировать свое поведение в экстремальной ситуации. Пpaктика показывает, что ежегодно тысячи людей становятся жертвами чрезвычайных ситуаций: пожаров, землетрясений, наводнений, террористических актов и т.д. Только тот, кто не теряет присутствие духа в подробной ситуации, имеет более высокие шансы на выживание. Он может помочь ближнему, спасти жизнь. Значит, необходимо воспитывать такую сильную личность. Кто же участвует в этом процессе? ...
19 02 2024 18:37:13
На уроке происходит отработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснения событий истории....
18 02 2024 17:17:29
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
17 02 2024 6:37:11
Урок знакомит с событиями начального этапа Отечественной войны 1812 года с момента вторжения наполеоновской армии на территорию нашей страны до тарутинского маневра русской армии и оставления Москвы французам, рассматриваются личности полководцев-героев, представлен краеведческий материал об участии в Бородинском сражении воинов из Уфимского пехотного полка....
16 02 2024 16:11:56
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
15 02 2024 7:10:55
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России. ...
14 02 2024 18:27:33
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
13 02 2024 5:30:59
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
12 02 2024 3:46:28
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
11 02 2024 9:59:20
Цель урока: повторение и систематизация знаний по истории России с древнейших времен до конца XVII века; воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин; повышение интереса к изучению предмета....
10 02 2024 9:30:23
Урок для 10-го класса по теме «Киевская Русь» позволяет активизировать самостоятельную деятельность на уроке, развивает коммуникативные навыки за счет работы в группах, формирует собственную точку зрения на события....
09 02 2024 0:14:58
Внеклассное мероприятие для учащихся 6-х классов по курсу истории Cредних веков "Рождество в средневековом городе". Время проведения - конец декабря, после прохождения всего курса, в качестве итогового занятия. ...
08 02 2024 12:44:21
Открытый урок по теме «История древнерусского государства в исторических лицах». Цели урока: повторение основных этапов становления древнерусского государства и установление влияния князей-правителей (Святослав, Владимир Святославович, Ярослав Мудрый) на ход истории; обобщение и систематизация знаний учащихся по теме «Древнерусское государство. Расцвет древнерусского государства»; формирование умений анализа и обобщения на основе знаний об истории Руси....
07 02 2024 17:57:57
Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...
06 02 2024 23:35:54
Урок для учащихся 11-го класса по истории России проводится в процессе изучения исторического периода "Десятилетие реформ 1954–1964 годов". Урок тесно связан с вопросами периода, подтверждая проводимые изменения во всех сферах общества, в том числе и в области культуры, одновременно показывая их противоречивость. Учитывая, что в 9-м классе учащиеся уже изучали данную тему, урок построен на основе работы с документом и сообщения учащегося, это позволяет разобрать основные моменты темы, правильно расставить акценты. Заключительное эссе позволяет увидеть личное отношение к периоду учащихся....
05 02 2024 12:45:59
Основатели Тейковской мануфактуры Каретниковы внесли свой вклад не только в развитие промышленности края и страны, они принесли славу Родине своими тканями, которые неоднократно получали награды на международных выставках. Это были люди, которые заботились не только о своих доходах, но и о нуждах села. Благодаря их стараниям в селе стали появляться учебные заведения, доступные для простого народа....
04 02 2024 1:13:55
Данная тема актуальна потому, что люди культуры ярко воплощают свою эпоху в достижениях, ценностях, художественных памятниках. Изучение культуры воспитывает у учащихся патриотизм, выpaбатывает гражданскую позицию, развивает интеллект, познавательные интересы и способности ученика. Хаpaктеристика достижений культуры формирует следующие умения: обоснование своей точки зрения, сравнение, анализ, учит делать выводы....
03 02 2024 16:47:32
Цели урока: углубить представления учащихся по проблеме феодальной раздробленности; выявить особенности этого явления на Руси....
02 02 2024 9:24:33
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
01 02 2024 1:54:16
События 1894-1916 годов в истории России позволяют учащимся сформировать представления об особенностях развития Российской империи на рубеже ХIХ–ХХ веков, понять и усвоить особенности российского варианта модернизации, а также основные стартовые параметры процесса индустриализации страны....
31 01 2024 1:17:11
Программа элективного курса ориентирована на расширение знания учащихся об Альметьевском регионе, широко известном не только в Татарстане, но и за его пределами как крупный центр нефтедобычи, имеющий богатую историю. Осваивая данный курс, учащиеся получают дополнительные знания, которые необходимы для познавательной деятельности – о древнем населении региона, его этническом составе, культурном развитии, о годах коллективизации, о нефтяных фонтанах, о сегодняшних достижениях и.т.д. Это способствует более полному освоению программного материала по истории Татарстана и подготовке к выпускному экзамену по курсу основной школы....
30 01 2024 11:37:39
Чтобы быть успешным в современном обществе, молодые люди должны овладеть ключевыми компетенциями в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникативной, социальной, бытовой, информационной и прочих сферах. Использую проектно-ориентированную форму обучения. Анализируя ценностные приоритеты молодежи, делаю вывод, что телевидение сегодня играет важную роль в развитии личности ребенка. Организуем телекоммуникационный проект, который предполагает создание фильма....
29 01 2024 6:56:53
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::