Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс
Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Задачи:
- Выяснить глобальные проблемы современности.
- Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.
- Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
- Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
- Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. «Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе», Боголюбов Л.Н. «Задания и тесты по обществознанию», дидактические материалы.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: использование активных и интеpaктивных методов преподавания.
План:
I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)
- Экологический кризис.
- Проблемы войны и мира в современных условиях
- Проблема «Север – Юг»
- Проблема народонаселения
II. Написание синквейна
III. Домашнее задание, подготовиться к тестовому
опросу.
ХОД УРОКА
Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, лаборанта, интегратора.
Правила:
- Регламент
- Толерантность, уважение мнения другого.
- Умение слышать и слушать.
- Доброжелательность.
- Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
I этап
1. Введение.
Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
2. Решите проблему:
Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?
II этап
1. Определение понятия.
Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать. (5 минут.)
1. Экологический кризис
2. Глобализация
3. Международная торговля.
4. Глобальные проблемы.
2. Представление результатов работы группы.
Все участник группы должны участвовать в
работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2
минуты.
III этап
1. Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.
Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.
I группа:
1. Чем вызван экологический кризис?
2. В результате американских атомных взрывов над
японскими городами Хиросима и Нагасаки
радиоактивное вещество рассеялось по всей
планете. Изучение годовых колец деревьев
показывает, что прах японцев присутствует в
годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе
и тех, что произрастают на территории нашей
страны, например в Сибири.
Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
3. По международным опросам обеспокоены
негативным влиянием ухудшающейся экологической
ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан
США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему
мнению, объясняется столь значительный разброс
мнений?
II группа:
1. Существуют различные объяснения причин
милитаристского духа, свойственного человеку и
порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что как и у животных, у человека
сpaбатывает программа разделения на «своих»
(однокашники, соседи, земляки и т.д.) и «чужих». По
отношению к последним мopaльный запрет «не убий»
значительно ослабевает.
Существует, также теория, согласно которой, чем
более сокрушительно от природы вооружение
животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют
инстинктивные запреты не наносить ущерба
ближнему. Человек и его ближайшие предки были
слабо вооружены. Поэтому естественная мораль
человека была и остается слабой, в то же время он
стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это
противоречие и является источником бесконечных
разрушительных войн.
Каково ваше отношение к представленным позициям?
Обоснуйте свой ответ.
2. Почему в XX веке разрушительность войн резко
возросла? Связано ли это лишь с
совершенствованием военной техники? «Нет, –
утверждают многие исследователи, – сейчас стало
легче убивать». Древний человек, поражающий
своего соплеменника каменным топором, должен был
встретиться с противником в ближнем бою. При
всей ненависти, которую испытывал
нападающий, ему приходилось смотреть
противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в
конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя
своего противника, может слышать крик боли. С
созданием средств массового уничтожения и этот
контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и
межконтинентальная paкета с атомными
боеголовками летит к странам противника, а
человек, нажавший кнопку, остается лишенным
любого конкретного отношения к убиваемым людям.
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш
взгляд, можно ослабить такой эффект
«невоспринимаемых последствий»?
3. Отдельные стратеги ядерных держав внушают,
что войны не так уж страшны. Их можно
«ограничить», «локализовать», предоставив
погибнуть в них, конечно, же противнику, а самим
как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить.
Они не рассматривают проблему войны и мира в
качестве глобальной, угрожающей «единому дому
человечества». Может быть, они правы? А что по
этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.
III группа
1. В чем заключается проблема «Север – Юг»?
2. В 90-м г., несмотря на неурожай, правительство
Судана продало странам Европейского сообщества
400 тысяч тонн сорго-основного продукта питания в
Судане. В этом же году правительство страны
заплатило Китаю 60 млн. долларов за поставку
оружия, которое затем было использовано против
жителей юга Судана.
Прокомментируйте эти факты. Какие факторы –
природные или политические – стали главной
причиной массового голода, охватившего страну в
1991 году?
3. Известно, что больше всего пестицидов и химикатов используют страны, страдающие от нехватки продуктов питания, Объясните причины и покажите последствия этой сельскохозяйственной политики.
IV группа
1. Многие исследователи считают, что продолжающийся рост населения уже превысил допустимую норму. В ближайшем будущем возможны следующие сценарии развития событий:
– страны сознательно введут ограничения
рождаемости,
– резко возрастет число умерших голодной
cмepтью,
– одна из ядерных держав попытается захватить
источники невозобновляемых ресурсов, что в свою
очередь может привести к ядерной войне.
– Какой из этих вариантов вам представляется
наиболее вероятным?
– Возможны ли другие пути развития событий?
2. Наблюдения над животными показывают, что с
резким ростом популяции у некоторых ее
представителей снижается забота о собственной
гигиене и поддержании в чистоте мест обитания.
Именно такие подавленные, «опустившиеся»
животные становятся носителями инфекций и
паразитов, а следовательно способствуют вспышке
массовых заболеваний, которые, в свою очередь,
ведут к сокращению численности группы.
Как вы думаете, действует ли подобный механизм
регулирования численности в человеческих
сообществах? Объясните свой вывод.
3. Россия относится к такой группе стран, где демографические проблемы имеют иной хаpaктер и связаны с сокращением численности населения, уменьшением доли его трудоспособной части. Как демографическая ситуация ближайшего будущего может отразиться на экономическом развитии страны?
Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап
Итоговая дискуссия.
– Что свидетельствует о том, что глобальные
проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
– В чем выражается противоречивость процесса
глобализации?
V этап
1. Подведение итогов работы.
2. Написание синквейна.
3. Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
– Напишите о своем отношении к проблеме урока:
глобализация, глобальные проблемы
современности.
– Насколько актуален и интересен он для вас?
Методическая разработка урока изучения нового материала, посвященного дню Конституции.
...
05 12 2023 14:43:33
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
04 12 2023 22:57:13
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
03 12 2023 3:52:48

Познавательное мероприятие проведено на неделе правоведческих дисциплин в виде интеллектуального соревнования. В качестве опережающего задания учащиеся повторяют разделы по праву и формируют комaнды. Конкурс ведет учитель обществознания. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или учеников....
02 12 2023 0:21:23

Прекрасен Донской край! Прекрасен он всем: весенней цветущей степью, поразительным золотом июньский хлебных полей, своеобразием станиц и хуторов с расписными хатами – мазанками и резными куренями! Прекрасен Донской край культурой, гармонично сочетающей в себе все лучшие традиции народов, когда-либо проживавших и приходивших сюда искать работу, службу и приключения!.. Прекрасен Донской край мастерами – умельцами, прославившими свой край и род!...
01 12 2023 22:28:35
На уроке раскрываются особенности общественно-политической жизни страны, показаны черты, хаpaктеризующие сталинизм и этапы установления тотального режима в СССР.
...
30 11 2023 6:30:34
На уроке закладываются представления об основных принципах участия граждан в
выборах. На личном примере учащиеся в ходе игры усвоят то, что именно через выборы
каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами
государства и осознают важность и ответственность шага, связанного с участием в
выборах....
29 11 2023 14:48:21
Данный урок предназначен учителям обществознания 9–11-х классов. Форма проведения интересна, т.к. политические дебаты способствуют формированию политической активности учащихся....
28 11 2023 10:55:50
Урок для учащихся 9-го класса формирует представление о гражданском долге, мужестве, героизме тружеников Заполярья в годы Великой Отечественной войны. Урок помогает понять учащимся роль самовоспитания в формировании нравственности, мужества, чувства долга и ответственности перед обществом, понять меру ответственности каждого за вклад в общее дело победы....
27 11 2023 9:24:19
Автор статьи показывает взаимосвязь учебных предметов экономики и истории в ходе изучения вопросов хозяйственного развития государства для более полного восприятия учебного материала. Расширяет интеллектуальный и творческий потенциал учащихся, погружая их в определенную историческую эпоху через ролевую игру, интегрируя экономический компонент в историческую тему.
...
26 11 2023 9:47:24
Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв".
...
25 11 2023 5:40:26
Урок состоит из двух частей. Первая часть - игра по типу «Своя игра». Вторая часть - групповая работа. На уроке используется компьютерная презентация. Данный материал можно использовать как на итоговом уроке по теме, так и при проведении школьной недели истории.
...
24 11 2023 3:48:53
У учащихся формируется временное представление и историческое мышление, знания терминологии и фактического материала по изученной теме. Совершенствуются общеучебные умения и навыки в работе с лентой времени, в описании произведений искусства; приобщении к родной культуре....
23 11 2023 2:20:26
Одной из интересных для студентов форм урока является урок написания эссе об исторических персонажах. В данной методической разработке приведена структура урока и имеется пример написания эссе с критериями оценки....
22 11 2023 12:52:24
Урок по истории России в 11-м классе по программе А.А.Левандовского, на котором дается хаpaктеристика внешней политики СССР в предвоенные годы. Задачи урока: охаpaктеризовать подготовку Германии к войне с СССР; проанализировать степень готовности СССР к отпору врага; отpaбатывать навыки работы с печатным текстом, умение анализировать прочитанное....
21 11 2023 19:41:25
Урок в 6-м классе с использованием рабочего листа к уроку в форме лабораторного занятия по учебнику с использованием памятки.
...
20 11 2023 17:25:27
Предлагаемая методика урока истории для 5-го класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров....
19 11 2023 3:50:41
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика»....
18 11 2023 23:20:25
Цель работы: формирование пpaктических умений учащихся через работу с историческими источниками и документами....
17 11 2023 2:28:34
Игра состоит из 4 туров, в ходе которых будут выбывать проигравшие участники. Цель игры - повторить и закрепить изученный материал по истории Древнего мира; используя игровую форму, развивать у учащихся интерес к истории Древнего Рима; развивать логическое мышление, умение анализировать, выделять главное, быстро и правильно применять знания; воспитывать коммуникативные способности, поддержка духа соперничества, активности, лидерства и взаимопомощи....
16 11 2023 17:41:12
Урок-презентация разработан в соответствии требованиям личностно-ориентированного урока. Он ориентирован на формирование деятельности, что определяет преобладание заданий продуктивного хаpaктера. На уроке анализируется ситуация, сложившаяся в 20-е годы в советской России. В качестве дидактического материала используются статистические данные, документы, видеоматериалы. Оформление урока представлено в виде презентации, что позволяет усилить наглядность, сократить время на его проведение, значительно облегчить работу учителя на уроке, расширить объем изучаемого материала. Ключевым моментом урока является самостоятельная групповая работа учащихся по решению аспектов проблемного вопроса. Результат работы ученики представляют в виде слайда с последующим комментарием. Группы создаются таким образом, чтобы в них были объединены учащиеся разного уровня подготовленности. Учитель оказывает консультативную помощь по выполнению заданий....
15 11 2023 6:31:45

На уроке дается краткая хаpaктеристика эпохи Возрождения, раскрываются общественно-исторические предпосылки появления новой культуры, ее гуманистический хаpaктер;
определяется ценность эпохи, рассматриваются разные жанры искусства....
14 11 2023 19:51:20
Цели урока: знать такие понятия, как личность, мораль, нравственность, долг, совесть, честь, любовь; знать текст литературного произведения и применять в пpaктической деятельности; показать связь предметов обществознания и литературы; развивать умение логически мыслить и делать выводы; умение определять свою жизненную позицию с точки зрения обществоведческой и жизненной; воспитывать духовно-нравственного человека....
13 11 2023 5:29:44
Интегрированный урок (90 минут) по истории и информатике разработан для учащихся 5-х классов с целью углубить представление о хранении информации и древних носителях информации. Учащиеся получают опережающее домашнее задание, урок проходит с элементами проектной деятельности. В ходе урока учащиеся делают доклады, выполняют задания на интеpaктивной доске, составляют опopный конспект. На уроке используются игровые моменты для повышения интереса учащихся к изучению информатики и истории....
12 11 2023 22:25:39
Урок на примере доблести и мужества армии воспитывает чувство любви и гордости за свою Родину; направлен на развитие навыков работы с источниками, документами, исторической картой, умений обобщить и систематизировать материал, активно воспринимать информацию. Работа содержит документы и выполнена в виде презентации Microsoft PowerPoint....
11 11 2023 12:25:31
Методическая разработка занятия археологического кружка по теме "Наскальная живопись" прослеживает межпредметные связи изобразительного искусства, истории и МХК, а также служит способом познания и эмоционального отражения многообразия окружающего мира, мыслей и чувств древнего человека. Проведение занятия способствует развитию художественного вкуса у учащихся, формированию интереса к древним видам искусства, овладению пpaктическими умениями и навыками в художественно-творческой деятельности....
10 11 2023 10:50:40
Историческая викторина «Мир в начале нового времени» — это внеклассное мероприятие по истории для 7-х классов. Материал викторины охватывает события от начала Великих географических открытий до начала Реформации в Европе, поэтому его можно использовать и на уроке в ходе повторения пройденного материала. Историческая викторина повышает мотивацию к изучению истории, развивает любознательность, стремление к самоутверждению, позволяет обобщить и закрепить представления об эпохе Возрождения....
09 11 2023 5:30:45
Урок раскрывает причины Первой мировой войны, стратегические цели и планы воюющих государств, дает хаpaктеристику военных событий на Западном и Восточном фронтах. На конкретных примерах учащимся показан трагизм и бессмысленность войны.
...
08 11 2023 5:12:34
Интеллектуальный марафон формирует устойчивый интерес к истории России XIX века, в частности истории Отечественной войны 1812 года.
...
07 11 2023 11:51:54
Цели урока: проследить основные события греко-персидских войн; продолжить работу по формированию умения делать выводы, работать с картой, понятиями и датами; воспитывать нравственные и патриотические чувства учащихся.
...
06 11 2023 21:39:32
Цель урока: изучить местоположение, природные условия Древней Греции, показать, как они влияли на занятия древних греков....
05 11 2023 1:37:47
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
04 11 2023 10:43:57
Урок знакомит учащихся с внешней политикой СССР в 1945—1953 гг., способствует развитию навыков работы с исторической картой, учебником, историческими документами.
...
03 11 2023 4:39:53
В работе представлен урок по теме "Эпоха дворцовых переворотов", одной из самых интригующих страниц истории Российского государства. Урок построен на основе опережающих заданий, используются методы: исследование, отбор и анализ исторического материала, свидетельства очевидцев эпохи, систематизация большого объема исторической информации в сравнительную таблицу....
02 11 2023 4:22:26
В статье рассматриваются возможности краеведческого материала при обучении истории, организации внеклассной работы по предмету: занятий кружка "Путешествие в историю русского быта", факультативных занятий по курсу "Духовное краеведение Подмосковья". Представлен необычный взгляд учителя на Рождественские образовательные чтения как новую технологию в учебно-воспитательном процессе. Отмечается значительная роль проектной деятельности в воспитании учащихся....
01 11 2023 9:29:50
В ходе мероприятия используются: мультимедийная презентация некоторых событий, описанных в поэмах, кроссворд, настенная карта. Участники мероприятия работают в группах по предложенному сценарию. Мероприятие рассчитано на учащихся 5–х классов различной степени обученности (из пpaктики - достаточно уверенно себя чувствуют учащиеся класса коррекции). Даёт возможность запомнить действующих лиц, дать оценку их действиям, стать участниками событий, описанных в поэмах.
...
31 10 2023 4:16:23
На уроке учащиеся вводятся в сложный круг проблем человековедения: продолжают формироваться интеллектуальные умения (развитие навыков анализа, синтеза, сравнения); развиваются коммуникативные качества у учащихся; навыки умственного труда и умение его организовывать; воспитываются стремление к индивидуальной самореализации, толерантность по отношению к каждому человеку.
...
30 10 2023 4:53:10
Целью урока является воспитание политической культуры, формирование активной гражданской позиции и развитие компетентности и компетенций через создание ситуации выбора. В ходе изучения темы учащиеся не только получают знания, но и развивают навыки работы с теоретическим материалом и анализа современных политических событий, определяют на сознательном уровне свою гражданскую позицию....
29 10 2023 13:38:23
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
28 10 2023 12:13:52
Для реализации предложенного тематического планирования в рамках реализации стандартов 2004 г. разработан урок по теме "Образование", с основными базовыми понятиями, предложенными в вышеназванном планировании. Данное учебное занятие является первым в разделе "Духовная сфера". Рассчитано на учеников, имеющих навыки проектной и рефлексивной деятельности....
27 10 2023 20:43:14

Интегрированный урок истории и литературы позволяет учащимся 11-го класса не только познакомиться с литературными произведениями Блока, Горького, Бунина, но и раскрыть сущность их представлений о революции, культуре, личности, народе, показать их отношение к русской жизни 20-х годов XX века. Анализ данных текстов помогает старшеклассникам почувствовать особенности данной исторической эпохи. Урок продолжает формирование навыков работы учащихся с документами....
26 10 2023 5:41:34
Целью урока является многократное осмысленное повторение материала, работа с историческими источниками. Задания заставляют учащихся не просто констатировать исторический факт, а выдавать его в качестве доказательства, проводя аналогию с тем или иным событием. Формировать навыки самоконтроля в процессе самостоятельной работы с тестами....
25 10 2023 14:38:29
Предлагаются тесты по истории России по теме "Древнерусское государство" в формате ЕГЭ . 2 варианта для учащихся 6-х классов. Можно использовать на уроке обобщения....
24 10 2023 15:53:46
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
23 10 2023 6:27:33
Цель урока: показать значение освоения землепроходцами территории Восточной Сибири в общем вкладе освоения Сибири и Дальнего Востока русскими землепроходцами....
22 10 2023 9:10:30
Игра "Колесо истории" - это одна из форм внеклассной работы. Является завершающим этапом мероприятий, проводимых в рамках "Недели истории". Могут участвовать разновозрастные комaнды, это особенно актуально в малокомплектных школах, где нет параллельных классов. Общая тема данной игры — войны России.
...
21 10 2023 3:10:22
Урок является заключительным в 11-м классе в цикле занятий, посвященных сталинскому времени. Он позволяет в нетрадиционной форме проверить знания детей по теме, повторить и закрепить материал, развивать умения работать в группе и индивидуально, устно и письменно, сравнивать и сопоставлять, выбирать главное, прививать интерес к изучению предмета.
...
20 10 2023 22:56:36
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов.
...
19 10 2023 6:39:41
Программа факультативного курса «История нашего края» реализует комплексный подхода к изучению краеведения, которое предлагает сочетание исторического, литературного и географического направлений. Связь теоретических краеведческих вопросов с поисково-исследовательской работой, пpaктическое применение собранных и накопленных материалов....
18 10 2023 2:56:48
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев.
...
17 10 2023 7:14:44
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::