Урок обществознания по теме "Общество в развитии". 10-й класс
Цель: формирование понимания учащихся о многовариантности общественного развития, об общественном прогрессе.
Задачи:
- Выяснить глобальные проблемы современности.
- Уметь определять, чем объясняется многообразие путей и форм общественного развития, объяснять, что такое процесс глобализации.
- Продолжить формирование умений анализировать, работать с текстовой информацией.
- Высказывать свою точку зрения, отвечать на поставленные вопросы, рассуждать, делать выводы.
- Способствовать развитию умений работать в группе.
Оборудование: доска, тетрадь, ноутбук с проектором с выходом в интернет, учебник обществознание под редакцией Боголюбова Л.Н. для 10-го класса, Степанько С.Н. «Поурочные планы по обществознанию по учебнику под редакцией Боголюбова Л.Н. в 10 классе», Боголюбов Л.Н. «Задания и тесты по обществознанию», дидактические материалы.
Тип урока: изучения нового материала.
Форма урока: использование активных и интеpaктивных методов преподавания.
План:
I. Изучение нового материала (работа в группах, исследовательский метод, поисковый метод)
- Экологический кризис.
- Проблемы войны и мира в современных условиях
- Проблема «Север – Юг»
- Проблема народонаселения
II. Написание синквейна
III. Домашнее задание, подготовиться к тестовому
опросу.
ХОД УРОКА
Класс поделен на 4 группы. В группах выбирают ведущего, секретаря, хронометриста, лаборанта, интегратора.
Правила:
- Регламент
- Толерантность, уважение мнения другого.
- Умение слышать и слушать.
- Доброжелательность.
- Активность.
Перед началом работы учитель выдвигает обязательное условие: все учащиеся должны участвовать в обсуждении итогов работы. Одни будут представлять результаты, другие – задавать вопросы или отвечать на них. Оценка ставится за логику построения ответа, за отношение к работе, за активность. Ответ должен быть аргументированным.
I этап
1. Введение.
Вводная речь учителя, постановка им проблемы.
2. Решите проблему:
Существуют две точки зрения на роль глобальных проблем в развитии человечества. Одни утверждают, что разрешить их не удастся, а появление их предвещает близкий крах современной цивилизации. Другие считают, что люди найдут приемлемые средства решения глобальных проблем, а сам совместный поиск оказывает интегрирующее воздействие на человечество, сближает народы, способствует становлению единой цивилизации. Какова ваша точка зрения?
II этап
1. Определение понятия.
Учащиеся получают задание сформулировать определение понятия. Должны изобразить графически или нарисовать. (5 минут.)
1. Экологический кризис
2. Глобализация
3. Международная торговля.
4. Глобальные проблемы.
2. Представление результатов работы группы.
Все участник группы должны участвовать в
работе.
На выступление группы 3 минуты и на ответы 2
минуты.
III этап
1. Изучение основной проблемы. Работа в группах, исследовательский метод.
Учитель предлагает школьникам обсудить вопросы.
I группа:
1. Чем вызван экологический кризис?
2. В результате американских атомных взрывов над
японскими городами Хиросима и Нагасаки
радиоактивное вещество рассеялось по всей
планете. Изучение годовых колец деревьев
показывает, что прах японцев присутствует в
годовом кольце 1945 года всех деревьев, в том числе
и тех, что произрастают на территории нашей
страны, например в Сибири.
Сделайте все возможные выводы из приведенного
факта.
3. По международным опросам обеспокоены
негативным влиянием ухудшающейся экологической
ситуации на здоровье людей 89% россиян, 67% граждан
США, 51% канадцев, 27% норвежцев, 21% финнов, 14% датчан.
Проанализируйте эти данные. Чем, по вашему
мнению, объясняется столь значительный разброс
мнений?
II группа:
1. Существуют различные объяснения причин
милитаристского духа, свойственного человеку и
порождающего многочисленные войны.
Одни считают, что как и у животных, у человека
сpaбатывает программа разделения на «своих»
(однокашники, соседи, земляки и т.д.) и «чужих». По
отношению к последним мopaльный запрет «не убий»
значительно ослабевает.
Существует, также теория, согласно которой, чем
более сокрушительно от природы вооружение
животного (яд, клыки и т. д.), тем сильнее действуют
инстинктивные запреты не наносить ущерба
ближнему. Человек и его ближайшие предки были
слабо вооружены. Поэтому естественная мораль
человека была и остается слабой, в то же время он
стал самым вооруженным видом на Земле. Вот это
противоречие и является источником бесконечных
разрушительных войн.
Каково ваше отношение к представленным позициям?
Обоснуйте свой ответ.
2. Почему в XX веке разрушительность войн резко
возросла? Связано ли это лишь с
совершенствованием военной техники? «Нет, –
утверждают многие исследователи, – сейчас стало
легче убивать». Древний человек, поражающий
своего соплеменника каменным топором, должен был
встретиться с противником в ближнем бою. При
всей ненависти, которую испытывал
нападающий, ему приходилось смотреть
противнику прямо в глаза. Вид пролившейся крови в
конце концов отрезвлял. Солдат в окопе, не видя
своего противника, может слышать крик боли. С
созданием средств массового уничтожения и этот
контакт исчезает: нажимается нужная кнопка и
межконтинентальная paкета с атомными
боеголовками летит к странам противника, а
человек, нажавший кнопку, остается лишенным
любого конкретного отношения к убиваемым людям.
Согласны ли вы с этими рассуждениями? Чем, на ваш
взгляд, можно ослабить такой эффект
«невоспринимаемых последствий»?
3. Отдельные стратеги ядерных держав внушают,
что войны не так уж страшны. Их можно
«ограничить», «локализовать», предоставив
погибнуть в них, конечно, же противнику, а самим
как-нибудь и где-нибудь отсидеться, выжить.
Они не рассматривают проблему войны и мира в
качестве глобальной, угрожающей «единому дому
человечества». Может быть, они правы? А что по
этому поводу думаете вы? Свой ответ поясните.
III группа
1. В чем заключается проблема «Север – Юг»?
2. В 90-м г., несмотря на неурожай, правительство
Судана продало странам Европейского сообщества
400 тысяч тонн сорго-основного продукта питания в
Судане. В этом же году правительство страны
заплатило Китаю 60 млн. долларов за поставку
оружия, которое затем было использовано против
жителей юга Судана.
Прокомментируйте эти факты. Какие факторы –
природные или политические – стали главной
причиной массового голода, охватившего страну в
1991 году?
3. Известно, что больше всего пестицидов и химикатов используют страны, страдающие от нехватки продуктов питания, Объясните причины и покажите последствия этой сельскохозяйственной политики.
IV группа
1. Многие исследователи считают, что продолжающийся рост населения уже превысил допустимую норму. В ближайшем будущем возможны следующие сценарии развития событий:
– страны сознательно введут ограничения
рождаемости,
– резко возрастет число умерших голодной
cмepтью,
– одна из ядерных держав попытается захватить
источники невозобновляемых ресурсов, что в свою
очередь может привести к ядерной войне.
– Какой из этих вариантов вам представляется
наиболее вероятным?
– Возможны ли другие пути развития событий?
2. Наблюдения над животными показывают, что с
резким ростом популяции у некоторых ее
представителей снижается забота о собственной
гигиене и поддержании в чистоте мест обитания.
Именно такие подавленные, «опустившиеся»
животные становятся носителями инфекций и
паразитов, а следовательно способствуют вспышке
массовых заболеваний, которые, в свою очередь,
ведут к сокращению численности группы.
Как вы думаете, действует ли подобный механизм
регулирования численности в человеческих
сообществах? Объясните свой вывод.
3. Россия относится к такой группе стран, где демографические проблемы имеют иной хаpaктер и связаны с сокращением численности населения, уменьшением доли его трудоспособной части. Как демографическая ситуация ближайшего будущего может отразиться на экономическом развитии страны?
Учащиеся представляют результаты обсуждения проблемы в группах, задают друг другу вопросы.
IV этап
Итоговая дискуссия.
– Что свидетельствует о том, что глобальные
проблемы затрагивают судьбы всего человечества?
– В чем выражается противоречивость процесса
глобализации?
V этап
1. Подведение итогов работы.
2. Написание синквейна.
3. Основные выводы, к которым учащиеся могли бы прийти в ходе урока.
– Напишите о своем отношении к проблеме урока:
глобализация, глобальные проблемы
современности.
– Насколько актуален и интересен он для вас?
Мероприятие использует межпредметные связи: истории, ИЗО, материальных технологий. При подготовке учащиеся на уроках труда могут познакомиться с кулинарией Древнего мира, на уроках ИЗО – с техникой декупажа, используя древнеримские и египетские фрески. Результат работы – интерес к истории через интеграцию предметов....
27 05 2023 23:44:19
Урок включает в себя составление общего представления об экономике России в первой половине XIX в., демонстрацию неэффективности крепостнической системы хозяйствования в условиях промышленного переворота и развития капиталистических отношений, определение причин её кризиса, сравнение российской экономики и экономики европейских стран.
...
26 05 2023 16:42:24
The main thing today is to summarize the whole information you have found in our home reading book "Great Britain", in the Net, in different libraries, watched the film. During our lesson we'll speak English because we are going to speak about people who ruled England from 11 till 17 centuries. So the topic of our lesson is The Great people of Great Britain. William the Conqueror, Henry VII and Henry VIII, Bloody Mary, Elizabeth and others....
25 05 2023 19:37:18
Цель урока: воссоздать события, происходившие в первые месяцы Великой Отечественной войны, показать героизм и мужество советского народа....
24 05 2023 1:28:12
Цель урока: увековечение памяти Февроньи Николаевны Малгиной, потерявшей пятерых сыновей во время войны. Урок способствует воспитанию патриотических чувств, любви к родному краю, чувства гордости и уважения к старшему поколению, бережного отношения к ним....
23 05 2023 2:14:33
Понимание социальных процессов, происходивших в России на рубеже XIX–XX вв., – вот ключ, который поможет учащимся понять причины и логику неоднозначных событий нашей истории первых десятилетий XX века. Урок основан на принципах педагогики сотрудничества, включает элементы как традиционных, так и инновационных педагогических технологий (информационно-коммуникативной, уровневой дифференциации, групповой, проектной деятельности)....
22 05 2023 23:10:11
Цель работы состоит в том, чтобы рассмотреть тему монетизации льгот как важное событие, в корне изменившее социальную политику государства. Задачи: рассмотреть предпосылки принятия решения о монетизации льгот, правительственные обоснования необходимости этого решения; проанализировать суть, ход и результаты проведенной в стране реформы льготного обеспечения граждан....
21 05 2023 2:33:50
Объяснение учителя сопровождается презентацией с познавательными заданиями, учащиеся представляют свою исследовательскую работу – анализ анкетирования, проведенного среди родителей (презентация). На уроке используется технология синквейна и работа с понятийным аппаратом. Тема вызывает интерес у учащихся, способствует развитию их познавательного интереса.
...
20 05 2023 7:32:30
Урок по теме, построенный по технологии проблемного обучения. На протяжении всего урока присутствует определенная проблема, которую решают учащиеся, работая в группах. Работа в группах предполагается в течение 8–10 минут, после чего каждая группа знакомит класс с результатами своей работы. На основе услышанного остальные учащиеся готовят аргументированный ответ в письменном виде – эссе.
...
19 05 2023 21:13:25
Содержательный материал подобран с учетом возрастных особенностей учащихся 8-го класса. Данный материал посвящен нравственным проблемам, которые являются опорой и основой нравственного поведения каждого человека. Цель: создание условий для размышления о нравственных ценностях: добре и зле, научить определять для себя значимые личностные ценности, совершенствовать навыки общения....
18 05 2023 9:18:27
В Интернете содержится множество статей, посвященных уклонению от армии. Причем эти советы опираются на старую редакцию ФЗ, а с 1 января 2008 г. вступили в силу поправки к ФЗ, в которых часть отсрочек ликвидирована. Журналисты, политики активно обсуждают эту проблему. На анализе этих источников и строится занятие.
...
17 05 2023 18:11:48
Урок входит в цикл интегрированных уроков обществознание–литература и связан с изучением темы «Социальный конфликт» в 8-м классе (рассчитан на 2 часа). Урок ведут учителя литературы и обществознания на материале повести Г.Щербаковой «Вам и не снилось» и фильма И.Фреза, снятого по произведению. Задания, предложенные на уроке помогут учащимся в написании сочинения-рассуждения части С на итоговой аттестации. Предлагаемые материалы могут быть использованы для подготовки классного часа или совместного с детьми родительского собрания по нравственной проблематике....
16 05 2023 23:22:15
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
15 05 2023 17:28:27
Основной целью урока является изучение местоположение и природные условия Древнего Египта. Обеспечить усвоение учащимися понятий, продолжить формирование умений работать с текстом учебника, исторической картой и историческими источниками....
14 05 2023 2:24:59
Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих.
Мы считаем, что применение игровых форм обучения способствует развитию устойчивого познавательного интереса у учащихся и помогает прочному усвоению учебного материала....
13 05 2023 4:49:38
Предлагается урок-презентация, который дает представление учащимся о развитии культуры Киевской Руси и ее мировом значении.
...
12 05 2023 13:45:35
Урок проводится в 9-м классе. На примере данной темы рассматриваются циклы мировой политики после Второй мировой войны. Учащиеся готовят материал о развитии арабо-израильского конфликта. Изученный материал связывается с современной обстановкой на Ближнем Востоке. На уроке затрагивается тема терроризма и последствий локальных конфликтов на мировое развитие.
...
11 05 2023 7:38:23
Представленный урок обеспечил формирование целостной системы ведущих знаний по данной теме, познакомил учащихся с основными этапами научного познания. В ходе мотивационного этапа учащимся было предложено попробовать себя в роли исследователей - этнографов, историков при выпуске школьной газеты, посвящённой шаманизму....
10 05 2023 21:35:46
Урок изучения нового материала. Возможности компьютерных технологий позволяют представить учащимся широкий и художественно оформленный материал: иллюстрации картин художников, виды архитектурных памятников, музыкальные произведения, текстовую информацию и др.
...
09 05 2023 15:16:36

Урок итогового повторения новой истории в 8-м классе проводится в виде комaндного конкурса, состоящего из трех частей: пролога (конкурс капитанов), основной части и эпилога (вопросы для групп поддержки). Участвуют 2 комaнды по 3–5 человек, каждая комaнда имеет группу поддержки. Победителем в конкурсе признается комaнда, набравшая больше баллов....
08 05 2023 22:54:57
Данный урок является вводным в теме "Великая Отечественная война". Это урок-образ: он должен дать опережающее целостное символическое начало всей темы и способствовать осознанному восприятию учащимися учебного материала. На уроке применяются принципы личностно-ориентированного обучения и групповая работа. Также используется музыкальное сопровождение для создания атмосферы и настроя на будущее изучение темы.
...
07 05 2023 11:39:14
Интегрированное занятие (история-литература), посвященное очередной годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, рассчитано на учащихся 8-го класса.
...
06 05 2023 1:28:26
В Кузбассе было множество лагерей для политических заключенных, и во время сталинских репрессий в них отбывали свой срок много известных людей. Цель урока - разобраться, что собой представлял Сиблаг, когда и почему он был образован. В каких условиях содержались заключенные, какие слои населения и за что подвергались заключению в лагеря, как существование Сиблага повлияло на экологию и общество Кузбасса.
...
05 05 2023 5:36:11
Урок знакомит учащихся с дальнейшей судьбой декабристов после подавления восстания на Сенатской площади 14 декабря 1825 года....
04 05 2023 4:56:30
Введение задания по анализу карикатуры в ЕГЭ в блок В12–13 по истории потребовало вновь вернуться к методическим основам изучения карикатуры как исторического источника знаний. Собраны рекомендации по изучению карикатуры....
03 05 2023 23:24:59
Разработка урока по истории Древнего мира для 5-го класса. На уроке используются различные формы работы, элементы игры. Методы и приемы: работа с учебником, картой, атласом, контурными картами, составление схемы "Структура древнеегипетского общества", словарная работа, рассказ, беседа, закрепление материала. Цель урока: познакомить с бытом, образом жизни представителей различных категорий населения Древнего Египта.
...
02 05 2023 10:26:33
В качестве домашней работы был предложен социологический опрос, который помог заинтересовать учащихся темой еще до начала урока. Основной формой работы учащихся стала работа с документами. Данная форма работы позволяет самостоятельно анализировать и обобщать имеющуюся информацию, определять свое отношение к ней, формировать свою гражданскую позицию.
...
01 05 2023 3:29:25
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
30 04 2023 1:23:12
Урок помогает сформировать у учащихся представление о роли Вологодской области в борьбе с фашизмом, познакомить с историей области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу, развивает умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом....
29 04 2023 18:49:50
Статья позволяет определить основные принципы работы по методу проектов на уроках истории и обществознания. Рассматриваются виды школьной проектной деятельности и методика работы над проектами.
...
28 04 2023 13:52:42
Групповой проект может быть использован в 9-м классе при изучении темы «Права и свободы человека и гражданина» рассчитан приблизительно на 4 недели. Проект развивает личность в период социального взросления, ее познавательные интересы, формирует собственную позицию, способности к развитию и саморазвитию....
27 04 2023 7:38:43
Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению исторической информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка....
26 04 2023 12:14:35
Ролевая игра будет интересна школьникам и педагогам, реализующим программы гражданско-правовой направленности. Рассчитана игра на 8-11-х классов. Это успешно апробированная, эффективная технология, позволяющая сформировать актив класса, школы, учреждения дополнительного образования.
...
25 04 2023 13:38:41
Урок знакомит учащихся с основными достижениями русской культуры XVIII века. Ученики создают альманах «Русская культура XVIII века» в программе Microsoft Word....
24 04 2023 7:38:22
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка".
...
23 04 2023 4:13:23
Цель урока: формирование образного представления об эпохе «Дворцовых переворотов». Рассмотрены предпосылки и причины дворцовых переворотов, выясняется значение понятия «дворцовые перевороты». Ученики знакомятся историческими фигурами, работают с историческим источником. Отмечается индивидуальная работа каждого, что находит отражение в рабочей карте к уроку....
22 04 2023 7:40:52
Представлен урок-исследование по теме "Взгляды декабристов". Изучение учебного материала организуется в форме исследования различных источников, хаpaктеризующих деятельность тайных обществ декабристов....
21 04 2023 23:50:29
Цель путешествия - узнать и рассказать о жизни племени вятичей, проживавших на территории города Подольска (Московская область)....
20 04 2023 9:44:36
Урок дает возможность соприкоснуться с "живой историей", проникнуть в прошлое, принять участие в археологических раскопках. Цель таких "живых" уроков - применение раннее полученных знаний в научно-исследовательской деятельности, подготовка проектов, рефератов....
19 04 2023 5:43:52
Интегрированный урок-презентация по истории и литературе в 10-м классе по теме "Путешествие по Петербургу". Использование компьютера позволяет увеличить интенсивность подачи материала, сообщить больше сведений по изученной теме за меньший промежуток времени и представить материал в более наглядной и доходчивой форме. Данная презентация позволяет ученику проверить свои ответы прямо на экране компьютера.
...
18 04 2023 1:59:30
При обучении учащихся – будущих слесарей по ремонту автомобилей преподавателем истории проводится серия взаимосвязанных уроков. Эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода истории, научно-технического прогресса.
...
17 04 2023 9:17:54
Данная работа по истории содержит электронное пособие "Справочник. Русь в IX-XII веках". Справочник состоит из 3-х глав: исторические термины, персоналии, даты. Проект может использоваться в 10-х и 6-х классах как при изучении нового материала, так и для отработки основных понятий, дат, персоналий на уроках повторения....
16 04 2023 21:24:52
"Блокада" - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев. 900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и cмepтью. Тяжелые испытания выпали на долю города Петра. Но он выстоял, они выстояли, не сломились, не сдались врагу! От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны....
15 04 2023 11:26:56
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
14 04 2023 17:47:40
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
13 04 2023 20:30:32
Урок истории комбинированного типа с применением аудиовизуальных технических средств обучения: видеомагнитофона, телевизора, компьютера с мультимедийным проектором. Использование ТСО на данном уроке даёт возможность повысить эффективность преподавания путём налаживания систематического контроля знаний, сократить недостаток учебного времени, повысить наглядность, дать учащимся наиболее точную и полную информацию об изучаемом явлении....
12 04 2023 22:39:50
Представленный урок - вводный. Ученики должны почувствовать атмосферу жизнедеятельности на уроке, стиль отношений с учителем, осознать планку интеллектуального фона урока, проникнуться творческими исканиями, которые будут пронизывать процесс нашего продвижения к познанию важных явлений общественной жизни и человеческой сущности. При подготовке к уроку решается несколько задач: подбирается информация о жизнедеятельности и человека, и общества, организовывается, на базе подобранных документов, познавательная работа с ними, способствующая овладению важнейшими идеями и понятиями курса, методами анализа и оценки общественных явлений, выработке жизненной позиции....
11 04 2023 10:59:42
В основу воспитательной работы нашей школы положена программа воспитания "Вместе" (воспитание коммуникативно-грамотной личности). Её основной целью является создание воспитательного прострaнcтва, в котором каждый ребенок должен раскрыться как коммуникативно-грамотная личность, способная адаптироваться в современном обществе, быть самостоятельной и жизнеустойчивой. Поэтому формы и методы работы с детьми направлены на решение поставленной задачи. Очень удачной формой социализации ребенка считаем проведение предвыборного марафона в органы детского самоуправления в виде ролевой политико-правовой игры....
10 04 2023 20:15:29
Изучение темы «Международное гуманитарное право» дает огромный пласт знаний по защите жизни и достоинства человека в условиях войны. Учащиеся осознают, что международное гуманитарное право не может исключить войну из жизни человечества, но может ограничить бедствия, вызываемые войной, а также знакомятся с запретами и нормами, которые дают возможность осудить тех, кто их нарушает....
09 04 2023 19:38:46
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
08 04 2023 19:54:51
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::