"Глобальный мир в XXI в.". 11-й класс
Аннотация
Элективный курс посвящен новому миру, который ещё только появляется – глобальному миру XXI века. Век, открывший третье тысячелетие, прошел короткий путь, за это время уже случилось многое и настолько важное, что мы можем попытаться понять - в чем природа его новизны, определить основные пути и направления глобализации – стремительного сближения народов и наций, государств и цивилизаций, их превращение в единое человечество планеты Земля.
Цель:
- Всестороннее развитие личности учащегося, способной к самоопределению и самовыражению средствами обществоведческой дисциплины.
- Создание условий для ее самореализации и интеграции в образовательное и профессиональное прострaнcтво Санкт-Петербурга, в национальную мировую культуру.
Задачи:
- Продолжить расширение кругозора учащихся, познание нового мира.
- Определить сущность человеческого сообщества, его прошлое и настоящее, что разделяет людей и придает особенность всем видам человеческих сообществ.
- Обстоятельно исследовать главный для всех вопрос «Каково место России в глобальном мире?».
- Воспитывать гражданскую позицию и патриотизм.
- Воспитывать нравственные качества личности: ответственность, чувство коллективизма, толерантность.
Сроки реализации программы: 35часов (1 раз в неделю в течение учебного года).
Методы и формы обучения:
- лекции предполагают теоретическую подготовку учащихся, связанную с осмыслением заявленных проблем и не исключают диалога между учителем и учеником;
- тесты позволяют провести диагностику знаний обучающихся (начальный, промежуточный и итоговый уровни развития);
- на семинарах используются активные методы обучения: деловые игры, мини-конференции, дискуссии, проектная деятельность и другие, позволяющие исключить пассивное восприятие информации и максимально использовать творческий потенциал учащихся.
По окончании курса учащиеся должны:
- знать факты, понятия;
- владеть проблематикой изученных тем;
- уметь работать в группе, быть ответственным;
- проводить рефлексию событий с помощью новых знаний.
Распределение часов по темам курса
№ | Наименование раздела | Всего часов | В том числе | Формы контроля | |
Лекции | Пpaктические занятия | ||||
1. | Общество. Общественное сознание | 2 часа | 1 | 1 | тест |
2. | Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях | 4 часа | 2 | 2 | тест |
3. | Что нас разделяет? | 2 часа | 1 | 1 | тест |
4. | Мир после крупнейшей геополитической катастрофы ХХ века | 3 часа | 2 | 1 | тест |
5. | Учитесь мыслить глобально | 4 часа | 2 | 2 | проекты |
6. | Глобальная экономика | 3 часа | 2 | 1 | семинар |
7. | Глобальная безопасность: «Кто, кому и почему угрожает в современном мире?» | 3 часа | 2 | 1 | тест |
8. | Власть в информационном обществе | 4 часа | 2 | 2 | тест |
9. | Россия и русский мир | 5 часов | 2 | 3 | тест |
10. | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 5 часов | 2 | 3 | семинар |
11. | ИТОГО: | 35 часов | 18 | 17 |
Учебно-тематический план к элективному курсу по обществознанию «Глобальный мир в XXI» для 11-х классов
№ занятия | Название раздела, тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Понятийный аппарат |
1-2 | Общество. Общественное сознание. | 1 1 |
Лекция тест |
Подсистемы общества, типы обществ, формы общественного сознания |
3 - 6 | Образы человечества в культурных традициях и современных социально-политических теориях | 2 2 |
Лекция тест |
Государственность, цивилизация, буддизм, джайнизм, зороастризм, индуизм, ислам, конфуцианство, даосизм, католичество, православие, христианство, пацифизм |
7 - 8 | Что нас разделяет? | 1 1 |
Лекция тест |
Глобализация, государство, империя, конфессия, культура, миграция, национализм, национальное государство, национальность, нация, патриотизм, расизм, религия, социализация, фундаментализм |
9 - 11 | Мир после крупнейшей геополитической катастрофы XX в. | 2 1 |
Лекция тест |
«Бархатная революция», концессия, монополия, |
12-15 | Учитесь мыслить глобально | 2 2 |
Лекция проекты |
ВТО, девальвация, интеграция, офшор, преференция, политика двойных стандартов, сепаратизм |
16-18 | Глобальная экономика | 2 1 |
Лекция семинар |
Альфа-образец, индекс развития человеческого потенциала, теория «пределов роста» |
19-21 | Глобальная безопасность: «Кто, кому и почему угрожает в современном мире?» | 2 1 |
Лекция тест |
Геноцид, коллапс, мальтузианство, пандемия, эпикуреизм, этнические чистки, конфликт цивилизаций |
22-25 | Власть в информационном обществе | 2 2 |
Лекция тест |
Виртуальная реальность, гендер, когнитариат, коммуникация, нетократия,манипулирование |
26-30 | Россия и русский мир | 2 3 |
Лекция тест |
Гражданское общество, легитимность, олигархия, сверхдержава, тоталитаризм |
31-35 | Россия в глобальном мире: вызовы и задачи | 2 3 |
Лекция семинар |
Культурная интеграция, толерантность, цивилизационная миссия, человеческий капитал |
Литература:
- Поляков Л. В. Фёдоров В. В., Глобальный мир в ХХI веке. Обществознание 11 класс. М., Просвещение, 2008.
- Боголюбов Л. Н., Городецкая Н. И. Мультимедийное учебное пособие: Обществознание 8-11 классы; ЗАО «Новый диск», 2004.
Дети, живя и развиваясь в реальном мире, должны знакомиться с историческими, культурными и этическими ценностями окружающей их среды. Поэтому наряду с социально-экономическими задачами, проводится патриотическое воспитание детей и молодёжи, способных защитить свою Родину, сохранить духовное и материальное наследие предков, развить и возвысить Россию....
18 03 2024 14:55:11
В методической разработке урока системобразующим заданием является заполнение учащимися конспекта-схемы. Для выполнения этого основного задания учащимся необходимо выполнять более «мелкие» задания: работать с источниками, учебником, картой, понятиями. Подготовленная учителем презентация играет роль, как направляющего вектора урока, так и дает возможность учащимся проверять правильность своих выводов и ответов, записанных в виде составных частей конспекта-схемы. ...
17 03 2024 5:51:13
Целью данного занятия является формирование представления о Древней Руси, о русских князьях; развитие устной монологической речи; воспитание любви к Родине и пробуждение интереса к истории как науки....
16 03 2024 18:35:28
Урок в 5-м классе проходит в форме игры. Ребята делятся на три комaнды, которые в ходе урока соревнуются, выполняя творческие, пpaктические, эвристические познавательные задания. В конце урока комaнда-победитель, набравшая большее количество фиников, получает пятерки....
15 03 2024 12:13:49
Знакомство с историей возникновения и развития демократии; научиться выделять ключевые элементы демократии; обсуждение различных взглядов на демократию и высказывание собственного мнения по поводу различных теорий демократии (формирование навыка активного участия в дискуссии); научиться видеть проблемы и попытаться их анализировать; приобрести опыт аргументированного отстаивания своей позиции в ходе обсуждения различных вопросов....
14 03 2024 16:45:24
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
13 03 2024 1:13:30
Цели урока: систематизировать, обобщить и закрепить знания учащихся по истории Древней Греции; повысить интерес к изучению истории; развитие творческих способностей; формирование у учащихся понимания взаимной ответственности и потребности в сотрудничестве, умения работы в комaнде....
12 03 2024 23:37:15
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки). Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
11 03 2024 2:35:25
В статье собраны методические материалы по работе с детским театром моды. В нее вошли рекомендации по созданию этнической коллекции на основе древнегреческого костюма "Эллада". На примере создания коллекции мы рассмотрели принципы изготовления исторического костюма с применением современных материалов и технологий. Работа адресована педагогам дополнительного образования, учителям технологии и истории....
10 03 2024 16:16:29
Роль избирателя сложна и ответственна, поэтому не следует оставаться в плену своих первых впечатлений от искусственно создаваемых в период избирательных кампаний имиджей кандидатов, политических партий, лидеров. Необходим рациональный и осознанный выбор претендентов на власть....
09 03 2024 11:53:37
Презентация представляет собой мультимедийное учебное пособие – краткая виртуальная экскурсия по итальянскому городу Флоренция и знаменитому флорентийскому музею - Уффици. Презентацию можно использовать как в целях самообразования, так и в целях применения в качестве интеpaктивного пособия в школе на уроках истории, литературы, МХК....
08 03 2024 1:31:21
После этого урока ученики смогут: показывать на карте Балканский полуостров и острова Эгeйского моря, основные области Балканской Греции; применять и пояснять на примерах понятия: «эллины»; описывать образ жизни людей и культурные памятники Древней Греции; приводить примеры влияния природно-географических условий Греции на развитие цивилизации; выражать собственное отношение к наследию древнегреческого общества....
07 03 2024 13:32:59
Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Цели урока: расширить представление учащихся о рабстве, помочь им осознать положение рабов в Древнем Риме; формировать непримиримое отношение к угнетению человека человеком; развивать у школьников критически анализировать информацию. ...
06 03 2024 22:47:43
В современном обществе в условиях развития образования предъявляются все более серьезные требования к поиску новых нестандартных форм обучения. Проблема выбора форм и методов обучения становится одной из главных в педагогической, психологической и методической науках. Опытно-экспериментальная работа по выявлению уровня активизации познавательной деятельности проводилась на базе СОШ пгт Балтаси....
05 03 2024 6:29:58
Интегрированный урок по теме «Возникновение общества массового потрeбления» для 9-го класса построен на основе межпредметных связей по новейшей истории и информационно-коммуникативным технологиям. Проводится совместно учителем истории и учителем информатики. Занятие проводится в форме исследования, которое позволяет учащимся углубленно изучить материал и закрепить навыки работы с информационными технологиями....
04 03 2024 21:50:13
Общешкольное мероприятие для учащихся 7–11-х классов. Его педагогическая целесообразность его заключается в обеспечении формирования творческой деятельности, формировании нравственно-патриотического воспитания, умения работать в комaнде. Мероприятие достаточно ценно и актуально в наше время, так как военная тема не интересна современным подросткам 13–15 лет и, чтобы привлечь их внимание, необходимо чаще и больше говорить о прошлом нашей Родины, гордиться её героями....
03 03 2024 19:12:37
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
02 03 2024 19:17:46
В течение всего урока дети учатся обобщать, сравнивать, анализировать получаемую информацию, отбирать необходимые знания об обществе и общественных отношениях в далеком прошлом. У них формируются понятия «гражданин», «свобода», «демократия», активная жизненная позиция, патриотизм....
01 03 2024 3:10:52
На уроке использованы различные виды работы: фронтальная работа, работа в группах, в парах. С целью повышения интереса, в урок включены дополнительные сведения о Семи чудесах света, что способствует расширению кругозора детей, кроссворд, составленный учителем по закреплению пройденного материала....
29 02 2024 11:53:57
Представлена разработка урока по теме "Образование единого русского государства" для 6-го класса. На уроке используются различные формы работы, применяется развивающее задание по Образовательной технологии "ИнтеллекТ", направленное на развитие структурности мышления. Методы и приемы, используемые на уроке: работа с учебником, картой атласа, составление таблицы, работа с историческим тезаурусом, рассказ учителя, фронтальная беседа....
28 02 2024 7:13:22
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование. ...
27 02 2024 1:54:47
В ходе урока изучаются цели, содержание и значение реформ Столыпина. Учащиеся определяют причины, по которым реформы Столыпина не нашли широкой социальной поддержки в стране....
26 02 2024 19:57:25
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
25 02 2024 22:26:46
Представлен комбинированный урок «открытых мыслей». Главное в нем умение рассуждать и доказывать свои мысли. Учащийся не должен бояться ошибок, а увидеть их и исправить....
24 02 2024 7:37:33
Методическая разработка игры в форме "Счастливого случая" поможет проверить знания обучающихся по вопросам международного гуманитарного права и деятельности Международного Комитета Красного Креста, заинтересовать проблемами, которые решает эта организация. Игра формирует гражданскую позицию. Игра рассчитана на обучающихся 8–11-х классов. ...
23 02 2024 20:30:49
Предлагамая разработка бинарного урока «Расцвет искусства в эпоху Возрождения Италии и Северной Европы» содержит лекцию и тест, позволяющие организовать закрепление темы. Урок проводится с применением презентации. ...
22 02 2024 18:47:25
Вопрос о первой русской революции остается чрезвычайно сложным. Её понимание зависит от времени и готовности людей учиться у истории. Материал урока активизирует познавательный интерес учащихся к изучению этого исторического периода, дает возможность интегрировать знания, полученные на уроках истории и литературы, развивает заинтересованность историей своей страны, приобщает к культурному наследию прошлого, формирует представление о роли России в первой русской революции....
21 02 2024 18:39:19
Цель урока – это обобщение и систематизация материала по теме «Образование Российской империи», а также формирование умений применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения реформ Петра I. Игровая форма работы позволяет учащимся включиться в коллективную деятельность и общение при обсуждении вопросов, формировании комaнд, также она способствует развитию самореализации и самовыражения личности....
20 02 2024 4:31:25
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
19 02 2024 19:28:58
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
18 02 2024 17:42:53
Довести до сознания учащихся роль образования в самореализации личности и развитии общества....
17 02 2024 14:33:51
Уроки, посвященные особенностям российской цивилизации, культуры, можно провести как вступительные к теме «Модернизирующееся общество», перед изучением истории России в 10-м классе (перед темой «Россия в XIX в.») или как вводные к изучению отечественной истории в 11-м классе. ...
16 02 2024 16:11:49
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
15 02 2024 20:53:34
В работе проблема освещается с точки зрения русской женщины, положение которой в обществе было особым, а потому представляет дополнительный интерес. На примере двух представительниц российского общества, двух его полярных сословий – боярства и крестьянства, показана обыденная жизнь общества данного периода. В работе рассматриваются такие аспекты, как устройство дома, традиции питания и организации быта....
14 02 2024 2:47:34
Цель урока – обобщить знания по истории Древнего Египта, полученные на предыдущих уроках. ...
13 02 2024 1:16:21
Всякий раз, когда речь заходит об оружии, при помощи которого СССР одержал победу в Великой Отечественной войне, на ум приходят несколько боевых машин, которые стали легендами....
12 02 2024 1:41:33
Цели урока: формирование представления о важнейшем этапе развития кубанских земель – о переселении черноморских казаков на Кубань, об истории становления Кубанского казачьего войска; привитие любви к малой Родине – Кубани, чувства гордости за свой край и его жителей; воспитание гражданственности и патриотизма, формирование активной жизненной позиции....
11 02 2024 2:20:21
В статье рассматривается повседневный и праздничный костюм жителей Старой Ладоги, украшения и дополнения к костюму, взаимопроникновение культур народов Северо-запада проявляющиеся в костюме ладожан....
10 02 2024 10:30:34
Урок изучения нового материала с интеpaктивными методами обучения сопровождается презентацией, повышающей результативность урока. Занятие формирует представление о сущности избирательного права, принципах проведения выборов в РФ, избирательной системе, значении и разновидности выборов в России, роли электората в выборах. Учит понимать различие между активным и пассивным избирательным правом....
09 02 2024 20:34:39
Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённости и глубоких корнях китайского народа....
08 02 2024 4:38:54
Урок закрепления с целью проверить уровень знания учащихся, выяснить насколько хорошо усвоена тема, формировать у учащихся умения работать с картой, схемой, документами; воспитывать добросовестность и чувство коллективизма....
07 02 2024 15:16:57
Проектно-исследовательская деятельность дает возможность для создания личностно развивающей ситуации, позволяющей реализовать творческие силы, обеспечить выработку собственного мнения. Учащиеся включены в реальную учебную, творческую деятельность, которая не только привлекает новизной, необычностью и занимательностью, что само по себе становится сильнейшим стимулом познавательного интереса, но и развивает потребность выявлять проблемы и разрешать возникающие противоречия....
06 02 2024 2:40:20
После принятия христианства на Руси в жизнь русичей лаконично вошли обряды и православные праздники христиан. Поэтому русская культура немыслима без православных праздников. На уроке рассматриваются некоторые православные праздники, и какое значение они имели для каждого православного человека?...
05 02 2024 13:38:54
Предлагаемое занятие является интегрированным уроком (экономика + право (политическая сфера). Имеет место работа с документами, анализ задач, а также проблем, возникающих в обществе в рамках этих двух сфер деятельности. Учащиеся делятся на 4 группы, работа проводится в форме дискуссии. Разные взгляды могут быть у ребят по поводу решения задач. Перед организацией дискуссии учащиеся повторяют свой фактор производства, доказывают, чем привлекательнее данный ресурс....
04 02 2024 3:51:35
Данная тема урока является логическим продолжением темы предыдущего урока "Создание единого русского государства и конец ордынского владычества". Учащиеся должны уяснить, что создание единого русского государства сопровождалось не только территориальным объединением земель вокруг Москвы, но и в политической сфере - усилением великокняжеской власти. ...
03 02 2024 13:10:37
За годы работы в школе пришла к выводу, что выпускники за годы обучения не приобретают необходимый им опыт самообразования и применения полученных знаний и умений в разнообразных жизненных ситуациях. В результате снижается личная и социальная ответственность человека за содержание и результаты собственной жизнедеятельности. Особенно это заметно у сельских школьников, уровень социализации которых на порядок ниже городских....
02 02 2024 16:13:50
Данный классный час представляет собой знакомство с историей развития государственных символов – герба, флага и гимна России. Данная разработка ценна тем, что в ней собраны материалы по данной теме в полном объеме и может использоваться не только при проведении классных часов, но и для уроков по истории России. В презентации имеются ссылки на интернет-ресурсы, откуда взят материал....
01 02 2024 5:33:18
Урок освещает тенденции и динамику развития древнерусского государства, хаpaктеризует сущность раннефеодальных отношений в Киевской Руси, оценивает значение принятия христианства при князе Владимире, формирует умение работать с исторической картой, воспитывает любовь и уважение к истории страны....
31 01 2024 10:49:56
Организация самостоятельной работы учащихся с текстом - один из способов развития компетенций учащихся с сфере работы с информацией. Проблемы, выявленные при анализе самостоятельной работы учащихся с текстом, ставят задачу - сформировать комплекс умений и знаний учащихся в сфере работы с информацией. Представлены варианты учебных занятий, построенных на основе самостоятельной работы учащихся с текстом, темы занятий: "Культура Византии" (6-й кл.), "Феодальная раздробленность" (10-й кл.), "Франкское государство" (6-й кл.)....
30 01 2024 23:28:44
В процессе изучения истории большую роль играет работа с историческими источниками. Изучение документа приближает учеников к изучаемой эпохе. Тема: "Законы царя Хаммурапи" в 5-м классе позволяет использовать на уроке кодекс законов, который содержит 282 статьи. Работа с данным документом открывает большие возможности для использования личностно-ориентированного подхода на уроке....
29 01 2024 23:59:48
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::