Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"


    Интегрированный урок истории с материалами по литературе на тему "Английская революция середины XVII в. Творчество Джона Мильтона"

1. Методическое обоснование темы урока

1.1. Ступень общего образования: ступень основного общего образования.
1.2. Курс истории: Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до наших дней.
1.3. Уровень исторического образования: первый концентр.
1.4. Класс: 10, общеобразовательный.
1.5. Место в учебной теме: итогово-обобщающий урок по теме: «Английская революция середины XVII в.»
1.6. Связь с обязательным минимумом содержания образования: изучение Всемирной истории в 10 классе выстраивается на основе общеобразовательной программы (учебник: Н.В.Загладин и др. Всемирная история. История России с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс Русское слово, М.:2010). Структура и объем часов данной программы отвечают требованиям, предъявленным Министерством образования.

2. Развёрнутая целевая установка

1.1. Обоснование образовательной, развивающей и воспитательной целей урока.

Цели и задачи урока:

  • Обучающие:
    • познакомить учащихся с основными событиями Английской буржуазной революции, изучить её этапы;
    • углубить знания учащихся о развитии английского общества XVII в.;
    • сформировать представление о выдающихся деятелях эпохи Английской буржуазной революции середины XVII в.;
    • организовать активную познавательную деятельность учащихся, используя групповые задания, коллективные дискуссионные вопросы.
  • Развивающие:
    • учащиеся отpaбатывают навыки отбора конкретной информации, её обработки и анализа;
    • развитие навыков работы с историческими и биографическими источниками, иллюстрациями, картой;
    • подведение учащихся к выводу, что для получения достоверной информации по теме урока необходимо использовать различные источники.
  • Воспитательные:
    • помочь учащимся осознать необходимость прогрессивных преобразований: необходимость буржуазных свобод (слова, печати, вероисповедания, предпринимательства);
    • воспитание интереса и уважения к истории европейских стран.

3. Тип урока

Интегрированный урок по истории и литературе с использованием информационных технологий. Урок сочетает в себе элементы повторения и освоения новых знаний; строится на основе работы учащихся с конкретной исторической информацией об Английской буржуазной революции (1640-1653) и биографической справкой о поэте Английской революции Джоне Мильтоне.

4. Оборудование урока

  • компьютер, проектор, СД;
  • учебник Загладин . Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца 19 века. 10 класс. Русское слово, М.:2010
  • энциклопедия «Всемирная история»;
  • карта, лазерная указка;
  • раздаточный материал, контурные карты.

Методы обучения:

  • беседа (словесное объяснение и постановка вопросов);
  • наглядный (компьютер, карта);
  • пpaктический (изучение раздаточного материала и ответы на вопросы).

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

В 1640 г. в Англии началась буржуазная революция. Прежде чем рассмотреть основные факты истории Англии 40-х гг. XVII в., необходимо обратиться к анализу состояния экономики, положения основных социальных групп, их отношения к королевской власти Стюартов. Такой анализ дает ответ на вопрос о предпосылках революции.

Вопрос: В чем они заключались?

Ответ:

Сообщение подготовленного ученика.

Стюарты (правили с 1603 г.) поддерживали цеховое ремесло, пpaктиковали продажу отдельным купцам патентов и монополий на производство и реализацию товаров, издавали указы, ограничивавшие огораживания. Буржуазия выступала против политики королевской власти, стеснявшей свободу предпринимательской деятельности. Новое дворянство было заинтересовано в том, чтобы землю, которой оно владело на правах условного держания, превратить в полную собственность и отменить ограничения огораживаний. Большая часть крестьян страдала от непосильных налогов и огораживаний. Эти слои, составляющие пpaктически всю нацию, объединились в лагерь противников абсолютизма. Королевскую власть поддерживало только «старое» дворянство.
Таким образом, основная причина революции заключалась в необходимости устранения абсолютизма, препятствовавшего развитию буржуазных отношений.

Проверка знаний учеников, разделенных на две группы, каждая из которых получает задания

Задание для группы № 1:

В перечне экономических и политических факторов знаком «+» отметьте те из них, которые способствовали развитию капитализма; знаком «–» отметьте те, которые мешали:

  • Земля Англии – собственность короля
  • Огораживания
  • Рост числа городских жителей
  • Абсолютная королевская власть
  • Деятельность парламента
  • Мануфактура в сельской местности

Задание для группы № 2:

Составить таблицу – «Развитие капиталистического производства в Англии»:

Что способствовало развитию? Что мешало развитию?
 

 

 

 

 

 Учитель: В Английской революции, так же как и в Нидерландской, значительную роль играл религиозный фактор.

Вопросы и задания:

  • В чем он выражался?
  • Под какими религиозными знаменами выступали сторонники абсолютизма и оппозиции?
  • Какое воздействие на парламент оказали памфлеты о Реформации Джона Мильтона?

Задание выполняется после изучения раздаточного материала.

Примерные ответы учащихся

Сторонников абсолютизма объединяла государственная английская Церковь. Она была создана в ходе Реформации «сверху» Генрихом VIII (1509-1947).  Революционный лагерь состоял из пуритан – кальвинистов. Они требовали полного очищения Церкви от «скверны папизма» (английская Церковь отчасти сохранила пышную обрядовость католической Церкви) и её независимости от властей.

Учитель: В 30-е гг. XVII в. Карл I, осуществляя единоличное (без парламента) правление, восстановил ряд старых налогов, однако не сумел улучшить состояния английских финансов. В конце концов, королю все же пришлось созвать парламент, который не расходился более 10 лет (до 1653 г.) и поэтому был прозван Долгим парламентом. Карл I потребовал от парламента согласия на введение новых налогов. Тем самым король обнаружил полное непонимание обстановки, которая сложилась в Лондоне. Парламент не только не дал ему денег, но заставил его отступить. Так начался конституционный этап революции, на котором оппозиционным силам удалось решить начальные задачи революции.

Вопрос: Каковы были эти задачи?

Ответ:

Сообщение подготовленного ученика

Парламент (он состоял в основном из нового дворянства), опираясь на поддержку народа, принял законы, ограничивающие власть короля. Среди них был билль «О нераспускаемости» (парламента без его согласия). Парламент отменил старые подати, восстановленные перед этим королем, уничтожил все монопольные патенты и привилегии; их обладатели были удалены из парламента. Ближайший советник Карла I  лорд Страффорд был привлечен к суду и казнен.

Выполнение задания учениками

Заполните пропуски в тексте.

  • Верхняя палата английского парламента называлась ________________________________________________________
  • Её члeны (Избирались? Назначались? Кем?) ________________________________________________________
  • Нижняя палата английского парламента называлась ________________________________________________________
  • Её члeны (Избирались? Назначались? Кем?) ________________________________________________________

Учитель: Карл I, потеряв контроль над столицей, покинул Лондон, собрал на Севере войско и объявил войну парламенту. В стране началась гражданская война  (1642-1648). Вначале король одержал ряд побед.

Вопросы:

  • В чем причины неудач армии парламента?
  • Какие меры были приняты, чтобы исправить положение?
  • Кто их осуществил?

Сообщение подготовленного ученика

Армия парламента состояла из слабо обученных и плохо вооруженных добровольцев. Члeн парламента, представитель нового дворянства Оливер Кромвель создал армию «нового образца». Она набиралась из крестьян и городской бедноты, основывалась на жёсткой дисциплине, имела кавалерию (без чего нельзя было успешно бороться с дворянским войском короля). Простолюдинам был открыт доступ к офицерским должностям. Эта армия в 1645 г. в битве при Нейзби одержала победу над войском короля. С этого момента парламентская армия стала основной движущей силой революции.

Выполнение задания учениками

На контурной карте надпишите названия национальных областей Великобритании (Англия, Уэльс, Шотландия и Ирландия); городов Лондон и Дублин.
Под каким населенным пунктом и когда армия английского парламента одержала полную победу над армией Карла I? Правильные ответы подчеркните.
Населенный пункт: Норидж; Кембридж; Нейзби; Ноттингем; Лидс.
Годы битвы: 1642; 1645; 1646; 1649.
На контурной карте обозначьте место битвы.

Учитель: Даже после поражения король, ставший пленником парламента, не чувствовал себя полностью поверженным. Вскоре после битвы при Нейзби парламент принял указ, по которому упразднялись рыцарское условное держание и повинности в пользу  короля; земли передавали в полную собственность их владельцам. Кроме того, отменены патенты и монополии, препятствовавшие предпринимательской деятельности, и приостановлено действие изданных Карлом I законов против огораживаний.

Вопрос: На что надеялся Карл I?

Примерные ответы учащихся

Король не без оснований полагал, что противоречия в парламентском лагере приведут к его распаду. После принятия названных указов буржуазия и новое дворянство считали революцию законченной. Весной 1647 г. была предпринята попытка распустить революционную армию. Начался конфликт между парламентом и армией.

Учитель: В переломный для судеб революции момент основной ее движущей силой стала армия. Она повторно разгромила войска короля, бежавшего из плена. Интересы армии выражали уравнители (левеллеры). Они выступали за политическое равенство (всеобщее избирательное право для мужчин), за установление республики. Еще более радикальное течение (истинные уравнители, или диггеры-копатели) выступало за упразднение частной собственности, имущественное равенство, за «социальную республику». Республиканское крыло революционных сил победило. Король был казнен. Англия стала республикой. Однако эта победа ничего не дала народу. Установившаяся диктатура армейских генералов подавила выступления левеллеров и диггеров. Армия была использована и для разгрома национального восстания в Ирландии.

Вопросы:

  • Почему, несмотря на победу республиканского строя, левые силы революции потерпели поражение?
  • Какое произведение по заказу кромвелевского правительства создает Мильтон в 1649 г.?
  • Какую позицию занимал Джон Мильтон по отношению к казни короля?

Примерные ответы учащихся

Социальная база уравнителей существенно сузилась после отправки парламентской армии в Ирландию. Движение диггеров было утопичным, поэтому им и не удавалось осуществить свои идеалы на пpaктике (диггеры организовали коммунистическую колонию для возделывания пустующих земель, но были разогнаны). И левеллеры, и диггеры пытались решить задачи, которые не были осознаны как действительно важные и необходимые ни основной массой населения, ни наиболее влиятельными политическими силами. Главной задачей английской революции было свержение абсолютизма, ставшего препятствием на пути свободного экономического развития страны.

Учитель: Чтобы судить об итогах и значении Английской революции, недостаточно знать факты английской истории 1640-х гг. Необходимо обратиться к событиям, которые произошли во второй половине XVII в. Назовем важнейшие из них.
1650 – назначение Оливера Кромвеля лордом-генералом (главнокомaндующим всеми вооруженными силами республики).
1653-1659 – протекторат Кромвеля – режим личной власти лорда-протектора. После его cмepти (1658) ему наследовал сын, Ричард Кромвель.
1650-1688 – реставрация Стюартов: Карл II (1660-1685), Яков II (1685-1688).
1688-1689 – «Славная революция» – государственный переворот, в результате которого на английский престол был приглашен правитель (штатгальтер) Голландии Вильгельм III Оранский. Этот почти бескровный переворот стал возможен после того, как был достигнут компромисс победивший в революции буржуазии и нового дворянства с крупными землевладельцами.

Вопросы: В какое будущее для Англии искренне верил Мильтон: Республиканский строй, Конституционная монархия?

Примерные ответы учащихся

  • о колебаниях, победивших в революции буржуазии и нового дворянства;
  • об обречённости попыток реставрировать прежние абсолютистские или полуабсолютистские порядки;
  • о том, что земельная аристократия в XVII в. Не утратила своего экономического и политического влияния;
  • об известном «забегании вперёд» английской революции.

Предполагаемые выводы учащихся

Таким образом, английская революция не привела к установлению государства буржуазии, но последняя получила доступ к власти и, главное, свободу предпринимательской деятельности. Это способствовало необычайно быстрому развитию экономики Англии, превращению её в «мастерскую мира».

Вопросы для закрепления материала

Заполните кроссворд «Английская буржуазная революция XVII в.» по материалам учебника.

По горизонтали: 2. Дворяне-кавалеристы армии короля. 3. Центральная часть Лондона. 4. Название кавалеристов парламентской армии. 5. Выборный государственный орган Англии.
По вертикали: 1. Государственный режим, установившийся после падения республики. 2. Военачальник, с 1653 г. военный диктатор.

Установите соответствие перечисленных событий и дат этих событий.

1. Гражданская война                                               а) 1688
2. Республика в Англии                                           б) 1649
3. Долгий парламент                                                в) 1642-1646
4. Начало революции                                               г) 1640
5. Установление парламентской монархии           д) 1649-1652
6. Протекторат Кромвеля                                        е) 1653-1658
7. Реставрация Стюартов                                        ж) 1649-1653
8. Казнь Карла I Стюарта                                        з) 1660
9. Завоевание Ирландии                                          и) 1688

Домашнее задание

1. Объясните значение терминов.

  • Социальная революция___________________________________________________________________________________________________
  • Гражданская война_______________________________________________________________________________________________________
  • Новое дворянство (джентри)_______________________________________________________________________________________________
  • Уравнители (левеллеры)_________________________________________
  • Монархия ______________________________________________________
  • Республика _____________________________________________________
  • Протекторат ___________________________________________________
  • Диктатура____________________________________________________________________________________________________________
  • Парламентская монархия_______________________________________________________________________________________________

2. Впишите в таблицу, что изменилось в политическом строе и хозяйстве Англии в результате революции XVII в.

Вопросы для сравнения До революции После революции
Хозяйство    
Политический строй    

3. Завершите суждение.

Английская революция XVII в. называется буржуазной потому, что_______________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________

Подведение итогов урока, комментирование оценок

Приложение 1

Приложение 2


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

19 06 2024 6:51:30

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

18 06 2024 8:19:54

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

17 06 2024 20:50:46

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

16 06 2024 5:24:32

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

15 06 2024 0:22:15

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

14 06 2024 18:19:10

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

13 06 2024 5:11:27

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

12 06 2024 10:52:45

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

11 06 2024 16:31:39

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

10 06 2024 15:13:20

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

09 06 2024 11:16:49

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

08 06 2024 10:33:11

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

07 06 2024 16:34:26

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

06 06 2024 7:16:57

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

05 06 2024 1:24:40

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

04 06 2024 11:11:59

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

03 06 2024 4:41:39

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

02 06 2024 18:50:57

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

01 06 2024 20:22:41

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

31 05 2024 4:20:29

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

30 05 2024 6:21:27

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

29 05 2024 12:47:12

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

28 05 2024 1:47:46

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

27 05 2024 12:20:47

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

26 05 2024 1:25:45

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

25 05 2024 21:35:55

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

24 05 2024 7:43:25

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

23 05 2024 22:38:39

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

22 05 2024 4:31:29

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

21 05 2024 20:58:38

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

20 05 2024 23:46:21

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

19 05 2024 1:45:32

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

18 05 2024 2:15:40

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

17 05 2024 12:26:51

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

16 05 2024 5:35:49

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

15 05 2024 12:42:22

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

14 05 2024 9:48:13

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

13 05 2024 1:34:27

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

12 05 2024 0:56:15

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

11 05 2024 3:28:25

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

10 05 2024 8:45:58

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

09 05 2024 17:39:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

08 05 2024 8:50:35

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

07 05 2024 15:12:48

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

06 05 2024 6:12:12

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

05 05 2024 23:17:49

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

04 05 2024 21:26:55

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

03 05 2024 12:24:49

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

02 05 2024 8:25:58

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

01 05 2024 4:11:18

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::