Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки" > Образование и ВПР
Образование и ВПР    

Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"


    Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"

Цель: приобщать учащихся к культурному наследию русского народа (знакомить с традициями, обрядами, обычаями); воспитывать бережное отношение к нему.

Оборудование: стол, накрытый для чаепития, самовар, прялка, клубки, спицы для рукоделия.

Ход занятия

Сообщение темы и цели занятия.

Содержание занятия.

Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны дeвицы!

Ведущая: Мы рады видеть вас на наших посиделках. Поэтому желаем вам прекрасно отдохнуть, повеселиться. Но не забывайте и о том, что даже на посиделках не прекращался крестьянский труд.

Ведущий: Дeвyшки вязали, вышивали, парни мастерили вещи, которые были необходимы в домашнем хозяйстве.

Ведущая: В.В. Даль, создатель “Толкового словаря”, пишет, что посиделки – это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а боле – россказней, песен и забав.

Ведущий: А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился – не подстригся, а от посиделок отрекся.”

Ведущая: На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.

Оба ведущих вместе: Добро пожаловать на наши посиделки!

Ученица: Во все времена русские люди были хлебосольными, т. е. гостеприимными. Считалось, что гость должен обязательно угоститься хлебом – солью. Хозяин очень обижался, если кто – то отказывался от хлеба – соли. Отведайте наш хлеб – соль!

Ученица: Очень хотелось бы сегодня поговорить о знаменитом у православных христиан седьмом дне января – Рождестве Христовом.

Его канун имел своё название – рождественский сочельник, и строго предписывал не принимать пищу до появления в небе первой звезды, не искушаться мелочами, настраиваться на встречу Спасителя мира. Повсеместно был распространён обычай – после появления звезды Христа славить не только в семейном кругу, но и подворно. И теперь не такая уж редкость встретить под Новый год стайку сельских ребятишек, распевающих под окнами щедрых в эти часы соседей:

Коляда, коляда, ты подай пирога!
Родился Христос – Сыны Божий!
А мы шли – прошли недалёкий путь
Родился Христос – Сыны Божий. Шли колядку петь, в баpaбан играть
Родился Христос – Сыны Божий. Люди добрые, подымайтеся –
Родился Христос – Сыны Божий.
Рождество встречать собирайтеся! Родился Христос – Сыны Божий!
Пришла Коляда наперёд Рождества! Родился Христос – Сыны Божий!

Диалог колядовщиков с хозяевами:

Подайте коровку – масляну головку.
Подайте блинка – будет печь гладка.
Коляда, коляда! Давай пирога…
У доброго мужика родись рожь густа: колоском густа, соломкой пуста.
У скупого мужика родись рожь густа: колоском пуста, соломкой густа.
Коляда – маляда, ты пришла к нам молода.
Мы нашли коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, выноси добро на двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тёпленький пирог, или маслице – творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром!

Все вместе: “Сеем – веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!”

1-й колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, подарите: Денег мешок или каши горшок?

2-й колядовщик: Кувшин молока иль кусок пирога?

2-й колядовщик: Копеечки на конфеточки али гривеннички на прянички?

Хозяйка: Играли на удивление, заслужили знатное угощение. (Высыпает ребятам в мешок угощение.)

Таня: Катя, а чегой-то здесь валенки валяются?

Катя: А это, наверно, Ирина гадает.

Таня: Как это?

Катя: А ты что, Таня, не знаешь? Слушай! Надо встать спиной к забору, через него кинуть валенок и смотреть потом, куда указывает его носок. Куда показал, туда и замуж отдадут. (Выбегает Ирина, смотрит на валенок.)

Ирина: Девчонки, смотрите: мой – то валенок на Николкин двор показывает!

Дeвyшки: Да что ты!

Таня: А знаете, у моей старшей сестры дeвки сегодня посиделки устроили, может гадать будут.

Катя: Давайте к ним пойдём!

Таня: И правда, пошли.

(Дeвyшки и парни сидят за столом.)

1-я дeвyшка: А знаете, что гадания под Рождество считались самыми верными? Вот послушайте, как раньше гадали наши пpaбабушки.

Первое гадание – дeвyшки собирали кольца, запонки, серёжки. Клали в блюдо, накрывали салфеткой. Маленькие кусочки хлеба клали поверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки. Ложась спать, клали их под голову, загадывая, что приснится.

Второе и самое распространенное – гадание с пeтyxом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили пeтyxа и смотрели, что пeтyx клюёт: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – будет жених портным, монетки – к деньгам, клюёт зеркало – будет муж щёголь, пьёт воду – будет муж пьяница.

Также дeвyшки ходили “слушать” за деревню, на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж. Смеются – в хороший.

Надя: А я хочу познакомить вас с ещё одним наивеликим праздником христианским Крещеньем. Праздник Крещения считается одним из древнейших праздников христианства. Его установление можно отнести к тем временам, когда апостолы ещё проповедовали учение Христа. Интересно то, что древнее название этого события – “Епифания” или ещё “Теофания”, что значит Богоявление. День Крещения ещё называют “Праздником Светов”, ибо в этот день Бог приходит в наш мир. По преданию, в полночь крещенскую дух святой во все водоёмы с неба сходит. Колыхнётся гладь водная, вострепещет, исполнится силой животворящей, от любой хворобы исцелить способной. Потому и почитали обязательным долгом и деревенский люд, и горожане набрать побольше одухотворённой воды. Обычай этот довольно широко сохранился в наших местах. Последняя святочная ночь, ночь под Крещение, почиталась также, как и самое необманное время для гаданий, пытанья судьбы. Помните, у В.А.Жуковского?

Раз в крещенский вечерок дeвyшки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
счётным курицу зерном; ярый воск топили.

Таня: А я хочу рассказать о летнем празднике – Троице – празднике трав, цветов и деревьев. День Святой Троицы или Пятидесятница – один из самых близких людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи – окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают берёзовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день зелёный.

В этот день родилась наша церковь. В этот день почти 2 тыс. лет назад апостолы сидели в горнице одного из иерусалимских храмов на горе Сион. Но именно этому дому суждено было стать первым Храмом. Именно здесь Христос являлся Своим ученикам после Святого Воскресения, здесь он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив свою первую литургию. Здесь же на Деву Марию сошёл Святой дух. Ученики Спасителя поняли, что он оставил после себя не только горстку последователей, но церковь. Апостолы 50 дней не расходились по домам, ожидая Крещения Святым духом. И вот внезапно сделался шум с неба и наполнил весь дом, где они находились. И исполнились все Духа Святого, т. о., в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название Праздник Святой Троицы. Следующий за ней понедельник – Духов день. И он занимал особое место в народном календаре, так как именно с ним связывалось окончательное наступление лета: “ С Духова дня не с одного неба, а даже из под земли тепло идёт”. Не менее живучи преданья о том, что перед солнечным восходом в Духов день Мать – Сыра – Земля открывает все свои тайны, а благочестивым искателям кладов – сокровища.

Надя: Дeвoчки, а вы знаете, что раньше ни одни посиделки без пляски не обходились?

Катя: А какие частушки пелись! А давайте наши, большеполянские, споём.

Частушки:

1. Эх, гармонь, моя гармонь, золотые планки. Стало страшно провожать милую с гулянки.

2. Я любила одного, любила по пятнадцати. Я любила целоваться раз до девятнадцати.

3. Отчего не поплясать, отчего не топнуть, неужели в этом дома перерубы лопнут?

4. Я и так, я и сяк. Я и зайчиком. Отчего не поплясать с таким мальчиком?

5. Я иду, а мне навстречу тpaктора да тpaктора. Почему любовь не лечат никакие доктора?

6. У подружки два Ванюшки, у меня – ни одного. Я скажу своей подружке: “Дай мне Ваню одного”.

7. Я плясала по льду, теперь – по земельке. Я любила по году, теперь – по недельке.

8. С неба звёздочка упала на косую линию.Толя Катю перевёл на свою фамилию.

9. Ой, топни, нога, топни, правенькая! Всё равно плясать пойду, хоть и маленькая!

10. Я ходила по полю, мимо кони топали. Собирала планочки Ваниной тальяночки.

11. Идут двое, подруженька, идут двое, твой да мой. Твой в малиновой рубахе, а мой – в серо– гoлyбой.

12. Гармонисту за игру, за игру – игручую два солёных огурца, картошку рассыпучую.

Надя: Дeвoчки, а как интересно говорили наши бабушки и пpaбабушки! А ну-ка, угадайте, что означали слова:

Парочка – кофта с юбкой, намедни – вчера, щё – что, кочет – пeтyx, судница – кухня, хлеба – зерновые культуры, малай – молодой парень, анадысь – недавно, жамки – пряники, будя табе – перестань говорить глупости, небось – наверное.

Ну и молодцы же вы!

Катя: Дeвoчки, а на посиделках раньше ещё и страдания пели. А знаете что это такое?

Называние частушек “страданиями” восходит к глаголу “страдать”, т. е. переживать тяжёлые эмоции и страдать – петь, исполнять частушки “страдания” в паре с подругой иди гармонистом. Д. К. Зеленин Считает, что слово “страдать” – синоним глагола “любить”.

В. И. Симаков “страданиями называет двухстрочные частушки. Слова любить и страдать здесь понимаются в равнозначном смысле. В ряде случаев дeвyшка называет своего молодого человека “страдателем”. “Страдать” – это ещё значит и гулять, проводить время с любимым человеком. Сегодня страданиями называют и четырёхстрочные тексты на любовную и другие темы”.

Катя: А сколько страданий знает моя бабушка Пономарёва Екатерина Дмитриевна… Я ни у кого больше столько не набрала! Девчонки, а давайте их исполним!

Страдания:

– Пролетели мои годы, как по речке быстро воды.
– Проводила за лесочек, только слышен голосочек.
– Проводила за лес тёмный, только виден костюм чёрный.
– Ой, ну какой же ты страдатель, трёх копеек не истратил?
– Ой, хорошо страдать в садочке, под яблонькой в холодочке.
– Полюбила у потёмках, а он, дeвки, у лаптёнках.
– Страдатель мой, страдай со мной, не хошь страдать – ступай домой.
– Ой, от страданья от лихого нет спасенья никакого.
– Ой, подуй, подуй, ветерочек, на залёткин хуторочек.
– Ой, расставаться пойдём к пруду. Ой, ты топись, а я не буду.
– Расставаться пойдём к речке. Ох, поплывут наши словечки!
– До свиданья, до свиданья, до свиданья – 3 раза,

А ещё раз до свиданья, твои карие глаза.

Дина: А у меня такой вопрос: какие игры были у наших бабушек и дедушек? Не знаете? А теперь слушайте:

Горелки – исконно русская игра. Несколько веков игра в горелки была одной из самых любимых на всеобщих празднествах и в детских шалостях.

Играющие вставали парами в колонну, водящий впереди спиной к ней.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят. Огонь, гори.

На последнем слове стоящие в последней паре расцепляются и бегут (один – слева колонны, другой – справа) к началу колонны. Водящий должен запятнать кого-нибудь до того, пока они не возьмутся за руки. Если это удаётся, то водящий и тот, кого задели, меняются местами.

Таня: Дeвoчки, а я узнала много интересного о свадебном обряде. Русские женились очень рано. Бывали случаи, когда жениху было только 12 – 13 лет. Родители, предприняв намерение женить сына, советовались со своими родственниками и часто не говорили об этом жениху. Родители не спрашивали согласия своих детей на бpaк. Если родители невесты не желали отдавать свою дочь, то имели отговорку на молодость дочери. До свадьбы жених не должен был видеть невесту. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а к невесте – её гости. Когда время венчания приближалось, невесту одевали в самое лучшее платье, в это время дeвицы пели ей свадебные песни. В то же время жених в своём доме собирался с поезжанами.

“У жениха, при сборе поезда на девичник, пелась песня про соловьюшку, что во садочке рано вставал, хорошо распевал, доброе дело предсказывал. Затем начинались многозначительные разговоры – переговоры с будущими родственниками. Потом под правую руку вводили жениха. Шли разговоры – переговоры о красном товаре, кyницах, лисицах, да красных дeвицах. Будущие виновники свадьбы отождествлялись с жеребятами, телятами, столь необходимыми в будущем хозяйстве. Согласие сопровождалось песенными повествованиями про садовую яблоньку, что в присаде стояла, про козушку белоногую, что по горке ходила. Серого волка дразнила, поддразнивала. Вплеталось в женско – девическое песенное сказание – раздумье о березничке листоватом, кустоватом, да то ли льне, да то ли рябинушке, то ли зимней только выпавшей пороше. Песенно метелилось, хороводилось, вытанцовывалось”. [1]
________________________________________________________________

1. (В. В. Шахов, Б.М. Шальнев, с. 102)

Катя: Дeвoчки, а я знаю, что в Озёрках (в соседнем селе) на свадьбах до сих пор старинные песни поют.

Давайте споём одну из них.

Песня:

Во горенке, во новой стоял столик дубовой
Стоял столик дубовой, ножки точеные.
Ножки точеные, позолоченные.
Как за этим за столом всё бояре сидят.
Всё бояре сидят, они пьют и едят,
Они пьют и едят, разговор говорят.
Они пьют и едят, разговор говорят
Про Алёшину жену, про Еленушку красу.

Катя: Думаю, что после свадебного обряда уместно поговорить о Родинах и Крестинах.

Испокон веков в России (наш край не составил исключение) дети были желанными в каждой семье. Их появления на свет ждали с верой надеждой, любовью. День родин был праздничным, красным днем в семейном календаре и в царских палатах, и в княжеских хоромах, и в крестьянских избах. По древнему обычаю во имя благополучного появления младенца возжигались лампады, размыкались запоры, развязывались узлы, распахивались ворота и двери. Героем дня, наряду с роженицей, была умудрённая опытом, скорая и лёгкая на руку, привечальная бабка – повитуха, исполнявшая миссию особого значения: именно она принимала в тёплые ладони долгожданное дитя, новосёла, лёгким шлепком побуждала его к первому крику: “Я пришёл!” В старое время, местами и ныне, тщательно сохраняют “сорочку”, т. е. ту перепонку, в которой иногда рождаются дети. В России и других странах считают счастливыми детей, родившихся в сорочке. Поверье это основано на древнем представлении о пребывании в сорочке души или духа ангела – хранителя.

Повивальной бабке, как и счастливой родительнице, причитался подарок. Отца, окрылённого, как и всю родню сопереживавшую, ждал праздничный стол в честь новорожденного. Самым желанным был и остаётся, конечно, в каждой семье первенец – первый ребёнок, наделяющий родителей своих званиями матери (матушки) и отца (батюшки) – самыми главными, самыми дорогими для них званиями. Но и любой последующий ребёнок, а в семьях крепких было и по семь, и по десять и более детей, прибавлял света в дому.

В России празднование Родин существует издавна. В древней летописи такое празднование упоминается под 1196 г. (гости были в радости, в веселии и любви).

Дина: А я расскажу о крестинах. Крещение – было очередным престольным семейным праздником. По значению он был выше родин, т. к. означал одушевление дитяти, наделение его бесcмepтной душой. Красочный обряд совершался в церкви. На священнике светлая праздничная риза как символ духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит её, всех стоящих рядом с зажжёнными свечами. Окунание в купель с посеребрённой водой сопровождается особыми молитвами. На младенца надевали медный, серебряный или золотой крестик, который всю жизнь должен был оберегать его от злых сил и чёрных coблaзнов. На крещаемого надевали белую крестильную рубашку. В это время пели очень красивый тропарь. А затем священник обращается к крёстным: “Принимайте своё чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом. Вы взяли на себя подвиг духовного родительства и за то, как понесёте вы его, держать вам ответ теперь перед Богом”.

За праздничным крестильным столом рядом с кровными родителями занимают места крёстные отец и мать. По обоюдному согласию они выбирались из родственников или из уважаемых, близких дому людей, бравших на себя ответственность за нравственное воспитание крестника или крестницы, обязательство помогать им в трудную минуту. В свою очередь крёстные отец и мать почитались за близких родственников, и за праздничным столом, в том числе свадебным, им отводилось место в красном углу. Крестины новорожденных назначались по православному календарю строго в определённые сроки, чаще всего на восьмой день. Если по состоянию здоровья ребёнка или матери этот срок был упущен, обряд совершался на сороковой день.

 

Ведущие: Часовые мчатся стрелки. Всем пора уже и в путь.

Мы запомним посиделки, где смогли так отдохнуть.


45 интересных фактов о кротах

45 интересных фактов о кротах Кроты имеют мощные передние лапы и острые когти, которые помогают им копать...

23 04 2024 10:45:39

Формирование понятий в процессе обучения

Проблема формирования понятий в процессе обучения школьников является одной из составляющих целого комплекса проблем, связанных с формированием мышления. В задачи данной статьи входят определение места данной проблемы в современной науке, выделение основных подходов к ее решению и раскрытие их сути, выделение основных стадий и этапов формирования понятий, выделяемых на основе знаний о специфике детского мышления и учета возрастных особенностей психики. ...

22 04 2024 3:21:48

Тема урока: "Рим эпохи царей"


    Тема урока: "Рим эпохи царей"

      В данной статье представлен конспект урока в 5-м классе по теме "Рим эпохи царей". Данный урок представляет собой лабораторную работу, на которой учащиеся учатся самостоятельно работать с историческими документами (в качестве документов для рассмотрения процесса становления государства в Риме предлагаются отрывки из Тита Ливия и Дионисия Галикарнасского), изучая и систематизируя почти без помощи учителя, новый материал, а также получают навыки воспроизведения письменного и устного, своего исторического исследования. ...

21 04 2024 19:29:53

Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс


    Тема урока: "Религиозные верования древних египтян". 5-й класс

      Данные методические разработки для школьного исторического образования дают возможность преодолеть некоторую замкнутость при изучении тем "Жизнь и быт египтян" и "Религиозные верования древних египтян" в 5-м классе. Материал, представленный в данной статье и предлагаемый учителю на урок, может использоваться также и как дополнительный или вставной, в связи с этим задачи, факты, понятия и теоретические положения даются как дополнительные к тем, которые предложит учитель при подготовке к уроку по основному содержанию. ...

20 04 2024 16:13:27

Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"


    Открытый урок по истории в 3-м классе по теме: "Рисуночное письмо"

      Много следов своей деятельности оставляет на Земле человек: старые камни с надписями, пожелтевшие листы с непонятными буквами, клад монет, старинные мечи, щиты с изображением гербов, черепки посуды и много других вещей. Без них не может быть восстановлено прошлое, не может существовать наука "История". На уроке будет вестись исследовательская работа о возникновении письменности, пополняя исторический словарь учащихся....

19 04 2024 3:21:18

Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)


    Смелый к победе стремится, смелым – дорога вперед! (Урок-конкурс – защита проектов по обществознанию в 11-м классе)

      Урок предполагает реализацию задач проектной технологии – привлечение учащихся к творческой деятельности по подготовке и защите проекта молодежной партии. ...

18 04 2024 7:18:16

Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов


    Адаптированная программа элективного курса "Основы имиджелогии" для учащихся 10–11-х классов

      Руководствуясь провозглашенным в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года компетентностным подходом, который реализует деятельностный хаpaктер образования и ориентирует образовательный процесс на пpaктические результаты, в частности формирование ключевых (универсальных) компетенций школьников, учитывая образовательную потребность старшеклассников школы в получении знаний, связанных с созданием собственного имиджа, автор предпринял попытку теоретически и пpaктически сконструировать данную программу, адаптировав ее к условиям и запросам учащимся школы. ...

17 04 2024 0:32:10

Конституция – Основной закон государства


    Конституция – Основной закон государства

      В настоящее время все больше внимания уделяется воспитанию юных граждан и патриотов России. Предложенный материал может быть использован как на уроках, так и во внеклассной работе. Доступность, образность и наглядность позволят учащимся ближе познакомиться с устройством государства, с их правами и обязанностями. ...

16 04 2024 2:16:34

Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"


    Дидактический материал по разделу "Россия в 1917–1922 гг.: от монархии к советской системе"

      Данный материал адресован учителям истории и учащимся 9-го класса. Целесообразно использовать при систематизации и обобщении знаний школьников после завершения изучения данного раздела с целью углубления знаний учащихся и выявления в них пробелов с последующей их корректировкой. Задания разноуровневые, позволяют преодолеть отставание неуверенных в себе, с низкой познавательной активностью учеников. Более подготовленным учащимся такая форма работы позволит в полной мере проявить себя, стимулирует их познавательную активность, формирует устойчивый интерес к предмету. ...

15 04 2024 19:52:53

Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе


    Роль исторического краеведения в современном образовательном процессе

      В своей педагогической работе я столкнулась с проблемой отсутствия у части подростков информации о своей родословной и необходимых знаний об истории родного края. Для развития интереса учащихся к истории малой Родины и к истории своей семьи мной составлена авторизированная программа элективного курса "История Астpaxaнского края в призме моей родословной". Курс рассчитан на учащихся 9-го класса. Главная задача курса – научить школьников работать с дополнительным историческим материалом, семейным архивом, систематизировать статистические данные по разным периодам развития края, локализовать исторические процессы во времени, используя научную периодизацию истории. ...

14 04 2024 3:55:33

Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"


    Урок-семинар по истории России по теме: "Великая Отечественная война (1941–1945 гг.)"

      Урок-повторение представляет собой семинар устного типа, опирается на предыдущие знания учащихся о Великой Отечественной войне. Специфика данного урока состоит в том, чтобы повторить пройденный материал - основные события: причины войны, ход военных действий (основные фронты, страны-участницы), суть основных операций ("Багратион", "Ост", "Цитадель", "Кремль", "Концерт" и др.), итоги войны (заключение мирных договоров), а также дополнительную информацию, которой владеют учащиеся на основе самостоятельного изучения, прочитав дополнительный материал: книги А.Р. Никифорова "Жуков – великий полководец"; Б.Полевого "Повесть о настоящем человеке"; энциклопедии "100 великих полководцев" и "100 великих битв". ...

13 04 2024 21:13:43

Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"


    Урок-игра по теме: "История и культура стран Древнего Востока"

      Цель урока – систематизация, обобщение и закрепление знаний учащихся об истории, литературе, науке и культуре Древнего Востока. Игра проходит в форме конкурса, носит соревновательный хаpaктер, который приводит к повышению самоконтроля учащихся, их активизации, четкому соблюдению правил. Анализ эффективности проведения дидактической игры проводится учителем по результатам анкетирования всего класса с использованием балльной методики оценки. ...

12 04 2024 4:18:50

Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)


    Конкурс "Умники и умницы" (внеклассное мероприятие по истории)

      Внеклассное мероприятие по истории – конкурс "Умники и умницы" проводится среди студентов I курса ССУЗ после изучения тем "Первая русская революция в России", "Парламентская деятельность в России" и "Столыпинская аграрная реформа". Цель проведения данного мероприятия – пробудить у студентов интерес к истории своей страны, углубить и расширить знания по изученным темам, научиться применять и использовать полученные знания при решении ситуационных задач, а также способствовать формированию навыков работы в коллективе и умения выpaбатывать совместные решения. ...

11 04 2024 3:41:53

Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"


    Урок истории в 5-м классе на тему: "Важнейшие открытия и достижения финикийцев"

      Урок истории древнего мира в 5-м классе на тему "Важнейшие открытия и достижения финикийцев". Целью урока является знакомство учащихся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, выяснение основных занятий финикийских мореплавателей, а также знакомство с эстетическими представлениями финикийцев. ...

10 04 2024 1:48:38

Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе


    Викторина по истории Средних веков. Итоговый урок в 6-м классе

      Предлагается разработка заключительного обобщающего урока по истории Средних веков в форме викторины. Викторина развивает у учащихся фантазию, удовлетворяет жажду пpaктической деятельности, помогает расширить круг исторических представлений и лучше понять историческую эпоху Средневековья. С этой целью предлагается ряд творческих заданий: шарады помогут вспомнить имена и термины великих людей, "красивые названия" – наиболее яркие события Cредневековья, мини-брейн-ринг расширит кругозор учащихся. ...

09 04 2024 15:24:58

Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс


    Урок обществознания по теме: "Особенности древних цивилизаций". 11-й класс

      На уроке в 11-м классе разбираются особенности древних цивилизаций: их сходства и различия. Работа ведется в двух группах. ...

08 04 2024 16:12:37

Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"


    Урок кубановедения в 4-м классе по теме: "Малолетние узники гитлеровских концлагерей – жители Кубани"

      Разработка урока кубановедения по теме "Дети – узники фашистских концлагерей". На уроке учащиеся знакомятся со страницами истории Кубани во время Великой Отечественной войны и ужасах, творимых фашистами на территории Кубани, о детях Краснодарского края, попавших в застенки концлагерей Германии. В статье приводятся документальные факты, подтверждающие их злодеяния, а также рассказы очевидцев тех страшных времен....

07 04 2024 17:43:22

Формирование правового сознания на уроках обществознания


    Формирование правового сознания на уроках обществознания

      Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....

06 04 2024 20:54:33

Урок по теме: "Права несовершеннолетних"


    Урок по теме: "Права несовершеннолетних"

      Урок по теме "Права несовершеннолетних" знакомит учащихся с правами ребенка, закрепленными в международных документах о правах ребёнка, в Семейном и Гражданском кодексах РФ. Урок нацелен на формирование у учащихся умения работать с международными законами и основными законами Российской Федерации, анализировать и находить необходимую информацию, учиться распознавать свои права и реализовывать их в повседневной жизни. Урок способствует формированию осознанного отношения к своим правам: учит отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека, развивает творческие способности и коммуникативные умения и навыки учащихся. ...

05 04 2024 4:24:52

Элективный курс "Музееведение"


    Элективный курс "Музееведение"

      Элективный курс "Музееведение" предназначен для изучения учащимися 9-х классов в рамках предпрофильной подготовки. Введение этого курса целесообразно в учебных заведениях, имеющих музеи или музейные комнаты. Это позволяет наглядно продемонстрировать все аспекты музейной работы, создать профессиональный актив школьного музея и в целом способствовать дальнейшему активному развитию музея. ...

04 04 2024 18:42:54

Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс


    Интегрированный урок: история + литература по теме: "Философия войны XIX века". 10-й класс

      Интегрированный урок истории и литературы в 10-м классе, изучающий историко-философские аспекты войн XIX века. Основной целью урока служит создание условий развития креативного и исследовательского мышления обучающихся....

03 04 2024 4:59:38

Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс


    Тема урока: "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны". 11-й класс

      Урок по истории в 11-м классе "Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Второй мировой войны" разработан на основе технологии проведения проблемного урока с использованием информационных технологий. Использование компьютерных технологий (описание Сталинградской битвы из программы "От Берлина до Рейхстага", подготовленные слайды) позволяет сделать урок более эффективным, наглядным, интересным, а также помогает применить метод погружения в изучаемую эпоху. Технология проблемного урока способствует повышению мотивации учащихся к обучению, развивает критическое мышление, навыки самостоятельной мыслительной деятельности. Пpaктика подтверждает, что проведение таких уроков повышает качество знаний учащихся, способствует воспитанию у них патриотизма и чувства гордости за своё Отечество. ...

02 04 2024 10:44:24

Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс


    Модульный урок по теме: "Гуситское движение в Чехии". 6-й класс

      <p>Целями предлагаемого урока являются: объяснение понятия модуля; разбор предпосылок общенародного движения в Чехии и роли Яна Гуса в общенародном освободительном движении; объяснение значения Гуситских войн и Гуситского движения. ...

01 04 2024 21:58:45

Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс


    Интегрированный урок по теме: "Отечество любить велит природа… а знать его – вот честь, достоинство и долг". 10-й класс

      Существует мнение, что музыка "может выразить то, что невозможно перевести на язык каждодневной жизни", существование во времени - главная особенность художественного образа в музыке. "В ней, как и в религии, заключается некое главное, таинственное, интересное". Музыку можно слышать и слушать. Слышать - значит стремиться постичь содержание через анализ музыкальных событий. ...

31 03 2024 13:23:33

Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается… Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"


    Возрождению казачьей культуры на территории Тюменской области посвящается…
 Интегрированный урок "Без казачества Сибирь – сирота!"

      Основные задачи урока - воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к своему краю, понимания значимости тюменского краеведения в истории государства Российского; помощь школьникам Тюменской области в освоении региональной культуры, духовного наследия края. ...

30 03 2024 14:19:12

Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"


    Тема урока: "Дмитрий Донской. Куликовская битва"

      Разные формы и виды работы на данном уроке позволяют выяснить причины, способствовавшие победе русских войск на Куликовом поле, значимость данной победы; формировать у учащихся навыки исследовательской работы, сравнения, анализа и оценивания исторических событий. Богатый наглядный материал (карта, презентация, тексты документальных источников на русском и старославянском языках) способствует воспитанию чувства гордости за свой народ, развивает интерес учащихся к предмету. Используется учебник Данилова А.А. Косулиной Л.Г. "История России с древнейших времен до конца XVI века" (М.: Просвещение, 2003). ...

29 03 2024 20:53:53

"Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)


    "Революции сверху" в России: исторические параллели (урок-размышление для 11-х классов с углубленным преподаванием истории)

      Предлагается нетрадиционный урок в форме семинара-размышления над переломными моментами истории России: петровскими преобразованиями первой четверти XVIII в., Великими реформами 60–70-х гг. XIX в. и "перестройкой" 80-х гг. ХХ в.. Цель урока: через обсуждение и сравнение реформ трех разных эпох дать возможность ученикам увидеть (при всем различии их социально-экономического и политического содержания) связь времен и национальных традиций; лучше понять день сегодняшний через день минувший....

28 03 2024 21:42:43

Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"


    Интегрированный урок: психология + история + музыка: "Психология в музыке"

      В рамках интегрированного курса "Психология в музыке" дети знакомятся с элементами основных теорий типологических моделей индивидуальных хаpaктеров, хаpaктерологическими радикалами, душевными особенностями, особенностями творчества известных музыкантов, художников, поэтов и писателей. На уроках создаются условия для познания себя и своего хаpaктера. Учитель помогает детям определелить свои хаpaктерологические черты, выявить достоинства, индивидуальность, особенности своего хаpaктера, обрести себя в творческом самовыражении. По окончании курса у детей формируется творческая индивидуальность, происходит оптимизация учебного процесса. ...

27 03 2024 2:29:23

Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс


    Тема урока по истории Отечества: "Коллективизация крестьянства". 11-й класс

      Представлен урок по истории Отечества в 11-м классе с использованием мультимедийной презентации. В ходе урока рассматриваются цели, ход, результаты и последствия коллективизации. В процессе изучения темы учитель использует конспективное и образное повествование с опорой на слайды. На уроке прослеживается личностно значимая проблема: политика советского правительства, направленная на создание колхозов, ухудшает материальное положение личности и не гарантирует ей безопасное существование....

26 03 2024 11:31:45

Тема урока: "Культура нового времени"


    Тема урока: "Культура нового времени"

      Данный урок ставит своей целью познакомить учащихся с культурой нового времени, дать представление о творчестве композиторов и художников, о роли искусства в жизни общества. ...

25 03 2024 5:55:15

Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)


    Культура Руси XII–XV вв. (архитектура и живопись)

      Вопросы культуры на уроках истории всегда сопряжены с большими трудностями для учителя, и не всегда им уделяется должное место в школьной программе. Данный урок призван пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа. ...

24 03 2024 1:12:18

Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"


    Контрольно-обобщающий урок по теме: "Борьба за огонь"

      В основе урока – материал из романа Ж. Рони-старшего "Борьба за огонь", приключения героев которого заставляют сразу погрузиться в атмосферу первобытного общества. Поэтому в игре широко используются отрывки из книги в сочетании с рисунками для формирования соответствующей эмоциональной атмосферы. От знаний учеников напрямую зависит судьба охотников за огнем. Игра предполагает проверку фактических знаний по теме, дает возможность творчески подойти к решению отдельных заданий, развивает навыки коллективной работы и дает возможность каждому ученику выбрать задание по своим способностям....

23 03 2024 19:14:13

Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"


    Программа предпрофильного курса "История и этнография Сибири"

      Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...

22 03 2024 14:17:43

Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения


    Урок обществознания по теме: "Личность и общение". Технология модульного обучения

      Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...

21 03 2024 13:22:46

Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."


    Конспект урока истории в 10-м классе по теме: "Культура Руси Х – начала XIII вв."

      Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...

20 03 2024 8:55:39

Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"


    Урок истории в 4-м классе по теме: "Древнерусские иконописцы"

      Урок литературы в 4-м классе знакомит учащихся с миром древнерусской живописи и ее представителями. ...

19 03 2024 7:11:36

Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"


    Программа "Краеведение" по предмету "История Татарстана"

      Программа предполагает приобщение школьников к истории Татарстана, к его проблемам и перспективам. Она составлена на основе использования краеведческого материала, активизирует мыслительную деятельность учащихся, позволяет разнообразить технологию урока, вносит в преподавание истории конкретность и убедительность. Содержание программы предназначается для учащихся 5–7-х классов, составлено с учетом возрастных особенностей учащихся и направлено на активное познание окружающей действительности, развитие интереса и уважения к истории и культуре народов, проживающих на территории Республики Татарстан. Программа имеет четкую структуру и содержит обширный список используемой литературы. ...

18 03 2024 0:14:54

Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"


    Исторический вечер, посвященный 450-летию добровольного присоединения башкирского народа к Русскому государству: "Восславим отчизну"

      Опыт показывает, что связь между одаренностью и успеваемостью не так тесна и однозначна. Поэтому в своей работе ориентируюсь на моделирование такой учебной деятельности, в которой ребенок мог бы максимально самореализоваться. Наиболее часто встречающейся формой являются нестандартные уроки: КВН, общественный смотр знаний, зачеты-коллоквиумы, исторические вечера, уроки-дискуссии и так далее. Учитель развивает способности каждого конкретного ребенка, предлагая ему систему развивающих, творческих заданий через подготовку к участию в школьных, городских турах предметных олимпиад, исследовательских работ, проведение предметных недель. Учебно-исследовательская деятельность предполагает углубленное изучение предмета, что расширяет знания учащихся, позволяет увидеть предмет как науку, готовит их к более успешному вхождению в учебный процесс в вузе, развивает самостоятельность, творческую активность и способность к сотрудничеству. ...

17 03 2024 1:35:49

Своя игра по теме: "Древняя Греция"


    Своя игра по теме: "Древняя Греция"

      Нарастают тенденции среди подростков и молодежи: потеря нравственных идеалов, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами, распространение наркомании, преступности, наблюдается отчуждение части родителей от школы и др. На решение этих проблем были направлены все творческие силы педагогов башкирской гимназии № 25. ...

16 03 2024 7:32:25

Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида


    Использование игр на уроках истории и во внеурочное время в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида

      В работе проанализирована роль игр на уроках истории и во внеурочное время. Представленные игры, викторины в приложениях можно рекомендовать учителям истории и воспитателям специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида....

15 03 2024 16:40:59

Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс


    Урок – "круглый стол" на тему: "Почему в Гражданской войне победили красные?" (повторительно-обобщающий урок с элементами ролевой игры). 11-й класс

      Проблемный урок в форме "круглого стола" позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся на уроке. Решая проблему, учащиеся должны подбирать факты, использовать исторические источники, давать оценку историческим событиям и деятельности исторических личностей, определять причинно-следственные связи между процессами и явлениями, чтобы ответить на поставленный вопрос. В ходе дискуссии они учатся выслушивать и уважать мнение другого человека, доказывать и отстаивать свою точку зрения. Использование разноуровневых заданий при проверке знаний, самооценке уровня своей активности на уроке требует от учащихся реальной, объективной оценки уровня их подготовленности по изученной теме. Элементы ролевой игры, использование наглядности, литературных и музыкальных произведений по теме способствуют тому, чтобы учащиеся почувствовали атмосферу того времени, прониклись ей. Всё это направлено на развитие интереса к событиям отечественной истории, воспитание любви и уважения к нелегкой судьбе своей Родины. ...

14 03 2024 0:41:16

Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" – исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс


    Интегрированный урок истории и литературы по теме: "Слово о полку Игореве" –
 исторический и художественный памятник эпохи. 7-й класс

      Интеграция позволила нам объединить уроки истории и литературы, помогла сблизить предметы, найти общие точки соприкосновения, в большем объеме преподнести содержание данной темы. Глубокое обращение к истории своего народа позволяет положительно влиять на воспитание гражданских качеств личности....

13 03 2024 22:21:29

Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"


    Урок истории в 5-м классе по теме: "Достижения эллинской культуры"

      Исторический опыт прошлых веков помогает совершенствовать себя. На уроке ребята анализируют занятия древних греков, их религиозные верования и организацию Олимпийских игр, а также стремление эллинов быть лучше и сильнее. Учащимися делаются выводы о вреде чрезмерного употрeбления алкоголя, значимости занятий спортом. Ребята самостоятельно приходят к пониманию фразы, написанной в Дельфах в храме бога Аполлона: "Познай самого себя"....

12 03 2024 19:44:53

Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс


    Урок по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале XIX век". 8-й класс

      В наше неспокойное время именно учитель истории несёт огромную ответственность за формирование у школьников пренебрежительного отношения к войнам любого хаpaктера – локального, мирового. Он должен способствовать становлению у будущего поколения ценностных ориентиров на мир без войн и насилия, на мирные способы урегулирования международных споров и неприятие войн как средства их решения; ориентировать школьников на демократические принципы в межгосударственных отношениях и мир между народами как ценность планетарного масштаба. Цель моего урока выявить и охаpaктеризовать причины усиления международной напряжённости в конце XIX – начале XX века, донести до сознания учащихся мысль, что нет "малых войн" – каждая война антигуманна и несёт угрозу человечеству. ...

11 03 2024 21:58:48

Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"


    Открытый урок в 8-м классе по теме: "Международные отношения в конце XIX – начале ХХ века"

      Изучая тему "Международные отношения в конце XIX – начале XX вв." в 8-м классе, учащиеся получают возможность познакомиться с подлинными документами того времени, осмыслить их содержание, сделать определенные выводы о хаpaктере взаимоотношений между странами и о складывании той политической ситуации, которая привела мир к Первой мировой войне. Урок строится на основе групповой технологии организации деятельности учащихся. Урок повышает самостоятельность учащихся при подготовке, развивает коммуникативную деятельность школьников, развивает творческую активность, формирует повышенный интерес к данному предмету, что в конечном итоге способствует успешной социализации личности в процессе обучения. ...

10 03 2024 6:25:17

Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории


    Формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории

      В современных условиях, когда разрушены духовные ценности, не существует готового сценария по формированию общечеловеческих и мopaльных принципов. В моей работе важным направлением для себя я определила формирование общечеловеческих ценностей на уроках истории и регионоведения. Именно это является моей методической проблемой. Что значит – формировать общечеловеческие ценности? А это значит – формировать у студентов собственные ценностные ориентации и убеждения, знания и умения, полезные в социальном общении и гражданском поведении; пробудить у ребят желание постоянно размышлять о нравственности; воспитать современного цивилизованного человека – гражданина и патриота своей Родины. Проще воспитать гражданина, чем перевоспитывать его. На уроках истории я стараюсь ставить учеников перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность мopaльных оценок исторических событий. ...

09 03 2024 16:17:50

Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"


    Тема урока: "Особенности цифровой эпиграфики на надгробных стелах Букеевской Орды"

      Целью исследования является изучение цифр на надгробных стелах кладбища "Хан зираты", попытка определения в них исторического содержания и возможности использования цифр на стелах как исторического источника. ...

08 03 2024 14:15:36

Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся


    Некоторые аспекты патриотического воспитания учащихся

      В статье рассматриваются возможности патриотического воспитания учащихся как на уроках истории, так и во внеклассной работе, в ходе традиционных народных праздников и экскурсий. Подчеркивается, что наибольшей силой воздействия обладает такая передача исторического материала, которая как бы погружает учеников в атмосферу давно прошедших времен, вызывая глубокий эмоциональный отклик у детей. Отмечается, что значительную роль в патриотическом воспитании играют традиционные праздники, приобщающие учащихся к народным обычаям и ритуалам, а также экскурсии по музеям и памятным историческим местам. ...

07 03 2024 0:13:14

Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс


    Урок обобщения по истории на тему: "Россия в первой четверти XVIII века". 7-й класс

      Урок-игра является одной из активных форм обучения, способствующих повышению эффективности учебных занятий по истории. Вовлечение учащихся в игру-соревнование способствует развитию их творческих способностей, повышает интерес к предмету, формирует навыки поисково-исследовательской деятельности. Работа в группах учит детей толерантности. ...

06 03 2024 0:17:50

Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции


    Повторительно-обобщающий урок по истории Древней Греции

      Урок обобщает и систематизирует знания учащихся по истории Древней Греции, позволяет сформировать более глубокое представление о древнегреческом полисе, его ценностях и огромном вкладе эллинов в развитие мировой культуры. Очень важно, чтобы у детей сформировалось представление об общности культуры античности и современного мира. Подвести детей к понятию "общечеловеческие ценности", так как ученики подобные проблемы вне урока пpaктически не обсуждают. На уроке отpaбатываются умения и навыки отвечать кратко и содержательно, работать с картой. ...

05 03 2024 6:30:39

Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::