Внеклассное мероприятие по теме "Русские посиделки"
Цель: приобщать учащихся к культурному наследию русского народа (знакомить с традициями, обрядами, обычаями); воспитывать бережное отношение к нему.
Оборудование: стол, накрытый для чаепития, самовар, прялка, клубки, спицы для рукоделия.
Ход занятия
Сообщение темы и цели занятия.
Содержание занятия.
Ведущий: Здравствуйте, добры молодцы и красны дeвицы!
Ведущая: Мы рады видеть вас на наших посиделках. Поэтому желаем вам прекрасно отдохнуть, повеселиться. Но не забывайте и о том, что даже на посиделках не прекращался крестьянский труд.
Ведущий: Дeвyшки вязали, вышивали, парни мастерили вещи, которые были необходимы в домашнем хозяйстве.
Ведущая: В.В. Даль, создатель “Толкового словаря”, пишет, что посиделки – это сборище крестьянской молодежи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а боле – россказней, песен и забав.
Ведущий: А еще В. Даль называет русские посиделки вечерками, вечерками, вечерницами, супрядками, беседками, досветками и совершенно справедливо утверждает: “Женатые на посиделки не ходят, женатого с посиделок веретеном гонят, женился – не подстригся, а от посиделок отрекся.”
Ведущая: На посиделках рождались сказки, песни, пословицы, поговорки, игры, которые и по сей день живут в народной памяти.
Оба ведущих вместе: Добро пожаловать на наши посиделки!
Ученица: Во все времена русские люди были хлебосольными, т. е. гостеприимными. Считалось, что гость должен обязательно угоститься хлебом – солью. Хозяин очень обижался, если кто – то отказывался от хлеба – соли. Отведайте наш хлеб – соль!
Ученица: Очень хотелось бы сегодня поговорить о знаменитом у православных христиан седьмом дне января – Рождестве Христовом.
Его канун имел своё название – рождественский сочельник, и строго предписывал не принимать пищу до появления в небе первой звезды, не искушаться мелочами, настраиваться на встречу Спасителя мира. Повсеместно был распространён обычай – после появления звезды Христа славить не только в семейном кругу, но и подворно. И теперь не такая уж редкость встретить под Новый год стайку сельских ребятишек, распевающих под окнами щедрых в эти часы соседей:
Коляда, коляда, ты подай пирога!
Родился Христос – Сыны Божий!
А мы шли – прошли недалёкий путь
Родился Христос – Сыны Божий. Шли колядку петь, в баpaбан играть
Родился Христос – Сыны Божий. Люди добрые, подымайтеся –
Родился Христос – Сыны Божий.
Рождество встречать собирайтеся! Родился Христос – Сыны Божий!
Пришла Коляда наперёд Рождества! Родился Христос – Сыны Божий!
Диалог колядовщиков с хозяевами:
Подайте коровку – масляну головку.
Подайте блинка – будет печь гладка.
Коляда, коляда! Давай пирога…
У доброго мужика родись рожь густа: колоском густа, соломкой пуста.
У скупого мужика родись рожь густа: колоском пуста, соломкой густа.
Коляда – маляда, ты пришла к нам молода.
Мы нашли коляду во Мироновом двору.
Эй, дядька Мирон, выноси добро на двор!
Как на улице мороз подмораживает нос,
Не велит долго стоять, велит скоро подавать
Или тёпленький пирог, или маслице – творог,
Или денежку копьём, или рубль серебром!
Все вместе: “Сеем – веем, посеваем, с Рождеством вас поздравляем!”
1-й колядовщик: Чем вы нас, хозяюшка, подарите: Денег мешок или каши горшок?
2-й колядовщик: Кувшин молока иль кусок пирога?
2-й колядовщик: Копеечки на конфеточки али гривеннички на прянички?
Хозяйка: Играли на удивление, заслужили знатное угощение. (Высыпает ребятам в мешок угощение.)
Таня: Катя, а чегой-то здесь валенки валяются?
Катя: А это, наверно, Ирина гадает.
Таня: Как это?
Катя: А ты что, Таня, не знаешь? Слушай! Надо встать спиной к забору, через него кинуть валенок и смотреть потом, куда указывает его носок. Куда показал, туда и замуж отдадут. (Выбегает Ирина, смотрит на валенок.)
Ирина: Девчонки, смотрите: мой – то валенок на Николкин двор показывает!
Дeвyшки: Да что ты!
Таня: А знаете, у моей старшей сестры дeвки сегодня посиделки устроили, может гадать будут.
Катя: Давайте к ним пойдём!
Таня: И правда, пошли.
(Дeвyшки и парни сидят за столом.)
1-я дeвyшка: А знаете, что гадания под Рождество считались самыми верными? Вот послушайте, как раньше гадали наши пpaбабушки.
Первое гадание – дeвyшки собирали кольца, запонки, серёжки. Клали в блюдо, накрывали салфеткой. Маленькие кусочки хлеба клали поверх салфетки. Сначала пели песню хлебу и соли и брали кусочки. Ложась спать, клали их под голову, загадывая, что приснится.
Второе и самое распространенное – гадание с пeтyxом. Гадальщики раскладывали крупу, кусочки хлеба, ножницы, монетки, зеркало, миску с водой. Вносили пeтyxа и смотрели, что пeтyx клюёт: крупу – к богатству, хлеб – к урожаю, ножницы – будет жених портным, монетки – к деньгам, клюёт зеркало – будет муж щёголь, пьёт воду – будет муж пьяница.
Также дeвyшки ходили “слушать” за деревню, на перекрёсток дорог: в какой стороне залает собака – туда и замуж идти. Подслушивали под окнами: если ругаются – в плохой дом выйдешь замуж. Смеются – в хороший.
Надя: А я хочу познакомить вас с ещё одним наивеликим праздником христианским Крещеньем. Праздник Крещения считается одним из древнейших праздников христианства. Его установление можно отнести к тем временам, когда апостолы ещё проповедовали учение Христа. Интересно то, что древнее название этого события – “Епифания” или ещё “Теофания”, что значит Богоявление. День Крещения ещё называют “Праздником Светов”, ибо в этот день Бог приходит в наш мир. По преданию, в полночь крещенскую дух святой во все водоёмы с неба сходит. Колыхнётся гладь водная, вострепещет, исполнится силой животворящей, от любой хворобы исцелить способной. Потому и почитали обязательным долгом и деревенский люд, и горожане набрать побольше одухотворённой воды. Обычай этот довольно широко сохранился в наших местах. Последняя святочная ночь, ночь под Крещение, почиталась также, как и самое необманное время для гаданий, пытанья судьбы. Помните, у В.А.Жуковского?
Раз в крещенский вечерок дeвyшки гадали.
За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали.
Снег пололи, под окном слушали, кормили
счётным курицу зерном; ярый воск топили.
Таня: А я хочу рассказать о летнем празднике – Троице – празднике трав, цветов и деревьев. День Святой Троицы или Пятидесятница – один из самых близких людям христианских праздников. К этому времени, а Троица отмечается на пятидесятый день после Пасхи – окончательно просыпается природа, после долгой зимы начинается новая, полноценная и полнокровная жизнь. Полы храмов устилают свежескошенной травой, стены украшают берёзовыми ветками, даже цвет одежд священников в этот день зелёный.
В этот день родилась наша церковь. В этот день почти 2 тыс. лет назад апостолы сидели в горнице одного из иерусалимских храмов на горе Сион. Но именно этому дому суждено было стать первым Храмом. Именно здесь Христос являлся Своим ученикам после Святого Воскресения, здесь он разломил хлеб и наполнил чашу вином, совершив свою первую литургию. Здесь же на Деву Марию сошёл Святой дух. Ученики Спасителя поняли, что он оставил после себя не только горстку последователей, но церковь. Апостолы 50 дней не расходились по домам, ожидая Крещения Святым духом. И вот внезапно сделался шум с неба и наполнил весь дом, где они находились. И исполнились все Духа Святого, т. о., в этот день в Сионской горнице триединый Бог предстал в третьей своей ипостаси, отсюда и название Праздник Святой Троицы. Следующий за ней понедельник – Духов день. И он занимал особое место в народном календаре, так как именно с ним связывалось окончательное наступление лета: “ С Духова дня не с одного неба, а даже из под земли тепло идёт”. Не менее живучи преданья о том, что перед солнечным восходом в Духов день Мать – Сыра – Земля открывает все свои тайны, а благочестивым искателям кладов – сокровища.
Надя: Дeвoчки, а вы знаете, что раньше ни одни посиделки без пляски не обходились?
Катя: А какие частушки пелись! А давайте наши, большеполянские, споём.
Частушки:
1. Эх, гармонь, моя гармонь, золотые планки. Стало страшно провожать милую с гулянки.
2. Я любила одного, любила по пятнадцати. Я любила целоваться раз до девятнадцати.
3. Отчего не поплясать, отчего не топнуть, неужели в этом дома перерубы лопнут?
4. Я и так, я и сяк. Я и зайчиком. Отчего не поплясать с таким мальчиком?
5. Я иду, а мне навстречу тpaктора да тpaктора. Почему любовь не лечат никакие доктора?
6. У подружки два Ванюшки, у меня – ни одного. Я скажу своей подружке: “Дай мне Ваню одного”.
7. Я плясала по льду, теперь – по земельке. Я любила по году, теперь – по недельке.
8. С неба звёздочка упала на косую линию.Толя Катю перевёл на свою фамилию.
9. Ой, топни, нога, топни, правенькая! Всё равно плясать пойду, хоть и маленькая!
10. Я ходила по полю, мимо кони топали. Собирала планочки Ваниной тальяночки.
11. Идут двое, подруженька, идут двое, твой да мой. Твой в малиновой рубахе, а мой – в серо– гoлyбой.
12. Гармонисту за игру, за игру – игручую два солёных огурца, картошку рассыпучую.
Надя: Дeвoчки, а как интересно говорили наши бабушки и пpaбабушки! А ну-ка, угадайте, что означали слова:
Парочка – кофта с юбкой, намедни – вчера, щё – что, кочет – пeтyx, судница – кухня, хлеба – зерновые культуры, малай – молодой парень, анадысь – недавно, жамки – пряники, будя табе – перестань говорить глупости, небось – наверное.
Ну и молодцы же вы!
Катя: Дeвoчки, а на посиделках раньше ещё и страдания пели. А знаете что это такое?
Называние частушек “страданиями” восходит к глаголу “страдать”, т. е. переживать тяжёлые эмоции и страдать – петь, исполнять частушки “страдания” в паре с подругой иди гармонистом. Д. К. Зеленин Считает, что слово “страдать” – синоним глагола “любить”.
В. И. Симаков “страданиями называет двухстрочные частушки. Слова любить и страдать здесь понимаются в равнозначном смысле. В ряде случаев дeвyшка называет своего молодого человека “страдателем”. “Страдать” – это ещё значит и гулять, проводить время с любимым человеком. Сегодня страданиями называют и четырёхстрочные тексты на любовную и другие темы”.
Катя: А сколько страданий знает моя бабушка Пономарёва Екатерина Дмитриевна… Я ни у кого больше столько не набрала! Девчонки, а давайте их исполним!
Страдания:
– Пролетели мои годы, как по речке быстро воды.
– Проводила за лесочек, только слышен голосочек.
– Проводила за лес тёмный, только виден костюм чёрный.
– Ой, ну какой же ты страдатель, трёх копеек не истратил?
– Ой, хорошо страдать в садочке, под яблонькой в холодочке.
– Полюбила у потёмках, а он, дeвки, у лаптёнках.
– Страдатель мой, страдай со мной, не хошь страдать – ступай домой.
– Ой, от страданья от лихого нет спасенья никакого.
– Ой, подуй, подуй, ветерочек, на залёткин хуторочек.
– Ой, расставаться пойдём к пруду. Ой, ты топись, а я не буду.
– Расставаться пойдём к речке. Ох, поплывут наши словечки!
– До свиданья, до свиданья, до свиданья – 3 раза,
А ещё раз до свиданья, твои карие глаза.
Дина: А у меня такой вопрос: какие игры были у наших бабушек и дедушек? Не знаете? А теперь слушайте:
Горелки – исконно русская игра. Несколько веков игра в горелки была одной из самых любимых на всеобщих празднествах и в детских шалостях.
Играющие вставали парами в колонну, водящий впереди спиной к ней.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Глянь на небо – птички летят, колокольчики звенят. Огонь, гори.
На последнем слове стоящие в последней паре расцепляются и бегут (один – слева колонны, другой – справа) к началу колонны. Водящий должен запятнать кого-нибудь до того, пока они не возьмутся за руки. Если это удаётся, то водящий и тот, кого задели, меняются местами.
Таня: Дeвoчки, а я узнала много интересного о свадебном обряде. Русские женились очень рано. Бывали случаи, когда жениху было только 12 – 13 лет. Родители, предприняв намерение женить сына, советовались со своими родственниками и часто не говорили об этом жениху. Родители не спрашивали согласия своих детей на бpaк. Если родители невесты не желали отдавать свою дочь, то имели отговорку на молодость дочери. До свадьбы жених не должен был видеть невесту. Накануне свадьбы собирались к жениху его гости, а к невесте – её гости. Когда время венчания приближалось, невесту одевали в самое лучшее платье, в это время дeвицы пели ей свадебные песни. В то же время жених в своём доме собирался с поезжанами.
“У жениха, при сборе поезда на девичник, пелась песня про соловьюшку, что во
садочке рано вставал, хорошо распевал, доброе дело предсказывал. Затем
начинались многозначительные разговоры – переговоры с будущими родственниками.
Потом под правую руку вводили жениха. Шли разговоры – переговоры о красном
товаре, кyницах, лисицах, да красных дeвицах. Будущие виновники свадьбы
отождествлялись с жеребятами, телятами, столь необходимыми в будущем хозяйстве.
Согласие сопровождалось песенными повествованиями про садовую яблоньку, что в
присаде стояла, про козушку белоногую, что по горке ходила. Серого волка
дразнила, поддразнивала. Вплеталось в женско – девическое песенное сказание –
раздумье о березничке листоватом, кустоватом, да то ли льне, да то ли рябинушке,
то ли зимней только выпавшей пороше. Песенно метелилось, хороводилось,
вытанцовывалось”. [1]
________________________________________________________________
1. (В. В. Шахов, Б.М. Шальнев, с. 102)
Катя: Дeвoчки, а я знаю, что в Озёрках (в соседнем селе) на свадьбах до сих пор старинные песни поют.
Давайте споём одну из них.
Песня:
Во горенке, во новой стоял столик дубовой
Стоял столик дубовой, ножки точеные.
Ножки точеные, позолоченные.
Как за этим за столом всё бояре сидят.
Всё бояре сидят, они пьют и едят,
Они пьют и едят, разговор говорят.
Они пьют и едят, разговор говорят
Про Алёшину жену, про Еленушку красу.
Катя: Думаю, что после свадебного обряда уместно поговорить о Родинах и Крестинах.
Испокон веков в России (наш край не составил исключение) дети были желанными в каждой семье. Их появления на свет ждали с верой надеждой, любовью. День родин был праздничным, красным днем в семейном календаре и в царских палатах, и в княжеских хоромах, и в крестьянских избах. По древнему обычаю во имя благополучного появления младенца возжигались лампады, размыкались запоры, развязывались узлы, распахивались ворота и двери. Героем дня, наряду с роженицей, была умудрённая опытом, скорая и лёгкая на руку, привечальная бабка – повитуха, исполнявшая миссию особого значения: именно она принимала в тёплые ладони долгожданное дитя, новосёла, лёгким шлепком побуждала его к первому крику: “Я пришёл!” В старое время, местами и ныне, тщательно сохраняют “сорочку”, т. е. ту перепонку, в которой иногда рождаются дети. В России и других странах считают счастливыми детей, родившихся в сорочке. Поверье это основано на древнем представлении о пребывании в сорочке души или духа ангела – хранителя.
Повивальной бабке, как и счастливой родительнице, причитался подарок. Отца, окрылённого, как и всю родню сопереживавшую, ждал праздничный стол в честь новорожденного. Самым желанным был и остаётся, конечно, в каждой семье первенец – первый ребёнок, наделяющий родителей своих званиями матери (матушки) и отца (батюшки) – самыми главными, самыми дорогими для них званиями. Но и любой последующий ребёнок, а в семьях крепких было и по семь, и по десять и более детей, прибавлял света в дому.
В России празднование Родин существует издавна. В древней летописи такое празднование упоминается под 1196 г. (гости были в радости, в веселии и любви).
Дина: А я расскажу о крестинах. Крещение – было очередным престольным семейным праздником. По значению он был выше родин, т. к. означал одушевление дитяти, наделение его бесcмepтной душой. Красочный обряд совершался в церкви. На священнике светлая праздничная риза как символ духовной чистоты. Он обходит вокруг купели, кадит её, всех стоящих рядом с зажжёнными свечами. Окунание в купель с посеребрённой водой сопровождается особыми молитвами. На младенца надевали медный, серебряный или золотой крестик, который всю жизнь должен был оберегать его от злых сил и чёрных coблaзнов. На крещаемого надевали белую крестильную рубашку. В это время пели очень красивый тропарь. А затем священник обращается к крёстным: “Принимайте своё чадо, восприемники. Отныне ваша жизнь наполнится особым смыслом. Вы взяли на себя подвиг духовного родительства и за то, как понесёте вы его, держать вам ответ теперь перед Богом”.
За праздничным крестильным столом рядом с кровными родителями занимают места крёстные отец и мать. По обоюдному согласию они выбирались из родственников или из уважаемых, близких дому людей, бравших на себя ответственность за нравственное воспитание крестника или крестницы, обязательство помогать им в трудную минуту. В свою очередь крёстные отец и мать почитались за близких родственников, и за праздничным столом, в том числе свадебным, им отводилось место в красном углу. Крестины новорожденных назначались по православному календарю строго в определённые сроки, чаще всего на восьмой день. Если по состоянию здоровья ребёнка или матери этот срок был упущен, обряд совершался на сороковой день.
Ведущие: Часовые мчатся стрелки. Всем пора уже и в путь.
Мы запомним посиделки, где смогли так отдохнуть.
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
18 03 2024 19:20:11
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
17 03 2024 9:43:24
Современный урок истории невозможно построить без исследовательской деятельности учащихся. Самым доступным вариантом исследовательской работы учащихся являются документы, фотографии, иллюстрации. В современных учебниках представлено небольшое количество материала для исследования, но его вполне достаточно для начала. В некоторых случаях на помощь учителю приходят всемирная сеть Интернет и традиционные книги, журналы....
16 03 2024 22:39:11
Конспект урока построен на принципах развивающего обучения с использованием ИКТ. Большое значение уделяется различным приемам развития устной и письменной речи учащихся, работе с историческим источником. ...
15 03 2024 10:12:32
На уроке отpaбатываются умения излагать полученную информацию в различных видах (таблицы, тесты, загадки, монологические ответы). Таким образом достигается большая индивидуализация истории. Урок имеет большое воспитательное значение: развитие патриотизма, становление личности учащихся. ...
14 03 2024 6:47:36
Цель урока: определить место и роль профсоюзов в политической структуре российского общества; дается определение понятия «профсоюз»; раскрываются функции профсоюзов в регулировании социально-трудовых отношений и их роль в формировании гражданского общества; рассматривается ход развития профсоюзного движения России в различные социально-экономические периоды; актуализируются знания и личный опыт учащихся в отношении участия в профсоюзном движении....
13 03 2024 17:43:32
Своя игра проводилась с разновозрастными комaндами к 200-летию Бородинского сражения. Вопросы составлены по разным категориям: литература, искусство, оружие и обмундирование солдат в войне 1812 года, краеведение и история. Почти во всех заданиях содержится иллюстративный материал, это помогает отвечать на некоторые вопросы. Цель игры: расширить кругозор, повысить интерес учеников к истории и литературе, воспитывать патриотизм....
12 03 2024 10:54:49
Урок истории в 9-м классе знакомит учащихся с аграрной реформой П.А. Столыпина, раскрывает сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, подводит к пониманию причин, по которым реформы не нашли широкой социальной поддержки в стране....
11 03 2024 23:22:20
Урок ставит следующие цели: сформировать яркое представление о своеобразии китайской цивилизации на основании различных источников информации. Ученики смогут побывать в роли исследователей, которые узнают об изобретениях и открытиях древних китайцев, и сделать выводы о роли этих изобретений в наши дни. ...
10 03 2024 5:42:35
Мероприятие можно провести во внеурочное время или как обобщающий урок по теме «Расцвет Cредневековья». Турнир организуется в одном классе или как состязание между параллельными классами. Разнообразные виды работы позволяют развивать познавательную активность обучающихся, закреплять и расширять знания по истории Средних веков. Разработка мероприятия предполагает высокий уровень активности всех участников состязания....
09 03 2024 1:18:58
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
08 03 2024 21:39:20
Работа в группах вызывает положительные эмоции, позволяет без излишнего напряжения решать познавательные задачи, стимулирует творческую деятельность учащихся, способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания. Одной из важнейших задач является развитие творческой мысли учащихся, умения самостоятельно добывать знания и находить им пpaктическое применение. ...
07 03 2024 4:36:41
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
06 03 2024 19:34:43
На уроке происходит знакомство учащихся с историей завоевательного похода персидского царя Дария в Северное Причерноморье....
05 03 2024 19:13:52
Конспект интегрированного урока по литературе и истории, рекомендуемый для проведения в 10-м классе. Ученики выступают как активные участники образовательного процесса, получают целостное представление об историческом событии - постройке Покровского храма в Москве. ...
04 03 2024 19:12:14
Уважение к Конституции, к её основополагающим принципам, их непреложное соблюдение происходит не само по себе. Его необходимо воспитывать. В преддверии важной даты в школе прошёл открытый урок, посвящённый юбилею Основного Закона страны. Учитель предлагает конспект урока, показывающий, что Конституция РФ – современный закон, который имеет значительный потенциал развития....
03 03 2024 15:53:26
Сценарий открывает общешкольную проектно-ролевую игру. С помощью театрализованного представления учащиеся окунутся в духовный мир эпохи через встречу с выдающимися людьми этого времени....
02 03 2024 9:40:17
Данный урок построен на богатом краеведческом материале, который может быть использован при проведении внеклассных мероприятий. Место проведения урока - школьный музей....
01 03 2024 23:46:33
На занятии использованы следующие методы: мозговой штурм, ролевая игра, работа в малых группах, один из механизмов решения проблемных вопросов: "шкала мнений", работа в малых группах, работа с документами. Участники занятия обсудят противоречия общественного прогресса, предложат на основе документов критерии прогресса. Данное занятие может быть использовано в курсе обществознания в разделе: "Общество" в 10-м классе....
29 02 2024 22:33:36
Содержание урока основано на актуализации предшествующей информации, чередовании изложения нового материала учителем с пpaктическими заданиями для учеников при активном использовании презентации на основе программы PowerPoint. ...
28 02 2024 22:37:29
Подробный конспект урока личностно-ориентированной направленности по истории России в форме таблицы. Показаны разнообразные методы и приемы работы с материалом и учащимися. Имеются приложения, необходимые для быстрой подготовки и проведения урока. ...
27 02 2024 17:55:15
Данный урок проводится в форме лекций с использованием презентации, гербария, книг, иллюстраций и фотографий о растениях Севера. Он позволит учащимся не только познакомиться с удивительным растительным миром, но и расширить имеющие знания детей о растениях, которые существуют рядом с нами, узнать происхождение их названий, хаpaктерные особенности, лечебные свойства....
26 02 2024 1:18:26
Урок обществознания в форме ролевой игры "Мы - участники школьного референдума" предназначен для учащихся 7–8-х классов общеобразовательной школы. Проведение данного игрового урока позволяет учащимся понять процедуру референдума, расширить их правовую культуру, формировать чувство ответственности граждан России за происходящее в своей стране. В ходе подготовки и проведения игры школьники обучаются работать в малой группе (избирательная комиссия), участвовать в дискуссии и аргументировать свою точку зрения, выполнять роль избирателя. Описание урока представлено в виде плана-конспекта....
25 02 2024 14:51:44
Цель работы: сформировать у обучающихся компетентность в сфере познавательной деятельности и сделать детей активными участниками учебного процесса. Организация развивающего обучения предполагает освоение определённой системой знаний, создание условий для овладения приёмами умственной деятельности. Развивающее обучение - это ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию. Для формирования и развития общеучебных, исследовательских и интеллектуальных умений учащихся в преподавании истории и обществознания используются развивающие игры и интеллектуальные упражнения. ...
24 02 2024 6:38:13
Люди нуждаются в доброжелательных, тесных и продолжительных отношениях. Это отношения товарищества и дружбы. Такие отношения дают людям почувствовать, что они нужны друг другу, что они могут надеяться на помощь, поддержку, сочувствие, сопереживание другого человека. Но тождественны ли эти понятия? Именно этой проблеме и посвящен данный урок....
23 02 2024 14:56:33
Вниманию учителей предлагается сценарий урока о судейской профессии. Ведущий и учащиеся задают приглашённым гостям много вопросов, связанных с ней. Подобные уроки расширяют кругозор школьников о работе правоохранительных органов и способствуют формированию у них правовой культуры....
22 02 2024 1:49:58
Цели урока: сформировать у учащихся представление о толерантности – возникновение понятия, значение слова, приемы развития этого качества; формировать у учащихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей....
21 02 2024 17:23:53
На занятии решается сразу несколько воспитательных и развивающих задач, таких как правовое воспитание, воспитание гражданских качеств личности, развитие устной речи, развитие ораторских способностей. Игровая форма деятельности способствует повышению интереса обучающихся к правовой культуре России....
20 02 2024 4:45:21
В ходе урока раскрывается история трагедии и триумфа нашего народа в Великой Отечественной войне, подводятся итоги войны. Урок способствует воспитанию чувства патриотизма у учащихся....
19 02 2024 1:56:49
«Братск – город Всесоюзный. И люди тут Всесоюзные. У них мышление масштабнее», - так считал Ю.А.Ножиков, первый губернатор Иркутской области. Доказать это попытались учащиеся лицея на уроке – проекте, на котором на основе разнообразных источников информации о выдающихся людях «Братской земли», их деятельности в образовании и культуре осмысливалась их роль в истории Братска в начале XIX века....
18 02 2024 8:36:10
Урок формирует у обучающихся исторические знания о Петровской эпохе в Северной войне, формирует информационные компетентности (умение извлекать историческую информацию, анализировать текст учебника); развивает навыки работы с художественным текстом, воспитывает гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к истории России XVII–XVIII вв., гордость за героические свершения предков, любовь к художественному слову....
17 02 2024 12:28:16
Цели урока: знать хаpaктеристику кастового строя в Индии, работать над развитием устной речи; формирование интереса к истории....
16 02 2024 4:54:34
Урок проводится в начале изучения главы «осень» Средневековья, для понимания учащимися причин начала Столетней войны; знакомства с основными событиями самой длительной войны в европейской истории; разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения. Урок построен в форме диалога, что способствует активизации мыслительной деятельности учеников;структурно выдержан по методам, формам и приёмам работы. На уроке идёт развитие монологической речи учеников (предлагается дать полные развёрнутые ответы). Рецензия ответу даёт возможность оценить свои знания и знания одноклассника, что способствует воспитанию умения работать в коллективе и ответственно готовиться к уроку, а это, в свою очередь, повышает интерес к изучению предмета....
15 02 2024 19:37:22
Рассказ о зарождении городов в Средние века в Европе не обходится без красочных описаний тех мест, где они возникали, причин, по которым они возникли именно там, и происхождения их названий. Пробудить интерес к данной теме можно, использовав широкий арсенал методических приемов и средств не только учителя истории, но и учителя английского языка, дав детям возможность в наибольшей степени проникнуться атмосферой тех лет....
14 02 2024 13:13:16
На уроке учащиеся, используя исторические документы и дополнительную литературу, выявляют основные черты положения реформы 1861 года, выделяя крепостнические и буржуазные черты...
13 02 2024 19:40:33
Урок проводится в 5-м классе, предусматривается соблюдение преемственности среднего звена и начальной школы. Цель: систематизация контроля и качества знаний учащихся по разделу «Жизнь первобытных людей». ...
12 02 2024 3:34:20
Урок разработан с применением метода проектной технологии. Форма урока в виде ролевой игры «Избирательная кампания» способствует пpaктическому овладению способами деятельности, отражающими суть роли избирателя, умением вести дискуссию, выражать и отстаивать собственное мнение....
11 02 2024 20:51:53
Данный урок составлен с учётом возрастных особенностей обучающихся. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа способствуют высокому темпу работы на уроке. Для целостного восприятия духа восточных цивилизаций используется богатый иллюстрационный материал. Задания для работы в группах способствуют развитию навыков работы с документами....
10 02 2024 21:50:12
Статья рассказывает о традиционных верованиях и обрядах эвенков-орочонов. Сделана попытка проследить преемственность сюжетов и обрядов древних и современных эвенков-орочонов. ...
09 02 2024 13:54:32
Литературно-историческая композиция приурочена к таким историческим датам, как празднование 400-летия со дня окончания Смуты; 200-летней годовщине Победы русского народа в Отечественной войне с Наполеоном; подвигу российских солдат под Бородино, а также Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Композиция включает в себя образцы прозы и поэзии военных лет; отрывки из музыкальных произведений русских и мировых классиков....
08 02 2024 3:53:54
Урок построен в соответствии с программными требованиями. Основной целью обучения иностранному языку является овладение иноязычной культурой через основные виды речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение и письмо. В основу построения данного урока положен коммуникативный метод, наилучшим образом способствующий реализации главной задачи обучения — развитие речевых умений и навыков учащихся. При подготовке к уроку были учтены и возрастные, и индивидуальные особенности учащихся. ...
07 02 2024 13:42:27
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
06 02 2024 19:40:33
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
05 02 2024 17:21:54
Цели урока: познакомить учащихся с древнеегипетской культурой: архитектурой и скульптурой; продолжить формирование умений самостоятельно строить рассказ на основе разных источников информации, обобщать отдельные факты; воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры....
04 02 2024 16:49:41
В статье представлен конспект урока истории России по теме "Трагические дни войны 1942 года". Урок изучения новой темы из опыта работы с учащимися профтехучилища № 4 г. Ижевска. Материал урока адаптирован для этой категории учащихся. К сожалению, не удалось представить видеофильмы, использованные на уроке (большие по объему). Тема урока напрямую связана с работой музея ГОУ НПО "ПУ № 4", с поисковым движением учащихся, поэтому вторая часть урока проходит в музее училища. Желающие получить видеофрагменты могут обратиться по указанному адресу, и просьба будет выполнена....
03 02 2024 17:57:34
Задача урока, выяснить, действительно ли создаются условия для развития малого бизнеса, каковы особенности и перспективы развития малого бизнеса существуют в России?...
02 02 2024 8:56:58
В статье показана роль краеведения в современном образовательном процессе. Из опыта работы представлена одна из возможностей расширения знаний обучающихся по краеведению, овладения навыками исследовательских изысканий и публичных выступлений. ...
01 02 2024 1:13:50
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
31 01 2024 11:29:50
Внеурочное мероприятие проводится выпускниками МКОУ «Унъюганская СОШ № 2» для учащихся школы, жителей поселка Унъюган. Благотворительный аукцион выпускников воспитывает человечность, доброту, сочувствие, дает помощь детям с oнкoлoгическими, гематологическими и другими тяжелыми заболеваниями с перечислением средств на предметный адрес фонда «Подари жизнь»....
30 01 2024 12:16:51
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
29 01 2024 5:59:24
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::