Методические рекомендации по подготовке и защите исследовательских и проектных работ
Творческая работа – самостоятельная учебная научно-исследовательская работа, выполняемая под руководством преподавателя по общенаучным и специальным предметам учебного плана. Она имеет цель развития у ученика самостоятельной творческой работы, овладения методами современных научных исследований, углубленного изучения какого-либо вопроса. Обязательным для научной работы является анализ научных исследований , а не их переписывание.
Система исследовательских работ позволяет закреплять в первую очередь теоретические знания учеников, формировать у них умение применять знания при решении прикладных задач, подготавливает к выполнению сложных исследовательских проектов.
Оформление работы
Оптимальный объем работы 12-15 стр. Текст печатается в 1,5 интервала (около 30 строк на странице стандартного формата, включая сноски) в пределах 60-65 знаков на строке (Times New Roman, шрифт 12) на странице стандартного формата А4 на одной странице белого цвета с оставлением полей по краям бумаги: слева – 2 см, справа – 2 см, сверху и снизу – 2 см.
Первой страницей считается титульный лист, второй – оглавление, на них номера страниц не ставятся. Нумерация страниц начинается с первой страницы введения, на которой ставится цифра 3. Номера страниц ставятся над текстом (в середине страницы или правом верхнем углу).
Каждый новый раздел работы (введение, главы, заключение, список использованной литературы, список сокращений, приложения) начинается с новой страницы. Текст параграфа продолжается на той же странице, где закончился предыдущий (с выделением в тексте номера и названия параграфа).
Список литературы обычно составляется в алфавитном порядке. Сведения о ней в “Списке использованных источников и литературы” должны включать: фамилию, инициалы автора (если авторов несколько, то можно указывать фамилию первого из них, например, “Миронов И. П. и др.”), заглавие книги (по титульному листу), место и год издания. Если источником является не книга, а статья в сборнике, то после фамилии автора приводится полное название статьи, а затем после двух косых черт (//) приводится название сборника, место издания, год издания и страницы по тексту сборника. Подобным образом оформляется ссылка на статью из периодической печати, только не упоминается место издания и издательство, зато важно указать название, год и номер периодического издания. Название периодического издания дается без кавычек.
Сноски оформляются постранично внизу листа (или в тексте с указанием в квадратных скобках номера источника из списка литературы и страницы).
При первой ссылке на работу дается ее полное описание, взятое с титульного листа книги, а не с обложки, на которой нередко встречается сокращенный вариант названия.
Примеры оформления сносок
1. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-пpaктическое пособие. М., 1999.
Повторные сноски на уже упоминавшиеся издания
Если в работе содержатся ссылки только на одну работу данного автора, то при повторных ссылках на нее название и выходные данные не повторяются, а заменяются словами “Указ. соч.”.
Первая сноска:
1. Васильев В.И. Местное самоуправление. Учебное и научно-пpaктическое пособие. М., 1999. С. 96.
Повторная сноска:
1. Васильев В.И. Указ. соч. С.11.
Если имеются ссылки на две и более работ одного автора, то при повторной ссылке необходимо повторить полное (или сократить, если оно длинное) название работы, опустив выходные данные. В случае сокращения названия его нужно указать в первом случае дополнительно.
Цит. по: Емельянов Н.А. Местное самоуправление в России: генезис и традиции. Москва – Тула, 1997. С.
Защита работы
- Автор работы должен тщательно выверить отпечатанный текст тезиса, аккуратно внеся в него изменения, уточнения и исправления.
- Учащиеся заблаговременно знакомятся с отзывом и рецензией.
- После того, как имеются отзыв руководителя и рецензия, которые положительно оценивают работу, она может быть допущена к защите.
- Защита исследовательской работы должна сопровождаться мультимедийной или стендовой презентацией
ПроцеДypa защиты работы состоит из следующих элементов:
- доклад автора работы. По сложившемуся опыту ученик в своей речи должен:
1) кратко обосновать проблему,
2) гипотезу,
3) обосновать поставленные цели и задачи,
4) объект и предмет исследования,
5) методы и способы исследования,
6) выводы и пpaктические рекомендации по возможному применению на пpaктике результатов исследования. Для защиты предоставляется 10-15 минут.
7) вопросы к докладчику, выступление научного руководителя (если он отсутствует, зачитывается его отзыв), ответы на замечания рецензента, выступления неофициальных оппонентов (желающих высказать свою точку зрения, ответы на вопросы и замечания.
Критерии оценки работы
- Четкая постановка цели и задач, четкость выводов, и результатов исследования.
- Самостоятельность в выполнении, отсутствие плагиата (присвоения чужих материалов и выводов без ссылок на автора).
- .Выполнение всех требований, предъявляемых к оформлению работы.
- Хаpaктер и качество (убедительность) доказательность гипотезы, краткие и точные выводы с опорой на данные исследования.
- Корректности постановки эксперимента или социологического исследования.
- Корректность использования математико-статистических методов.
- Возможность использования, полученных данных, изложенных в пpaктических рекомендациях.
Приложение (Образцы)
При написании сценария поставили перед собой цель: сформировать у учащихся культуру мира понимания и осознать исторического прошлое и будущее в нем; привить чувство гражданской ответственности, достоинства, уважение к истории и культуре своей страны; уважению старшему поколению. Знать и понимать значение слов: война, хлеб, холод. Учащиеся должны знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа. Не зная истории, мы не сможем узнать настоящего, а тем более будущего нашей Родины....
27 03 2024 3:32:39
7 ноября 1941 г. в Москве на Красной площади состоялся военный парад. Почему из всех парадов, проводившихся на Красной площади, выделяется именно этот? В чем его особенность? Ответ на эти вопросы содержится в рассказе педагога....
26 03 2024 15:46:29
Данный урок проводится для подведения итогов по изучению раздела "Древнейшие государства Индии и Китая". По аналогии можно подготовить итоговые или повторительно-обобщающие уроки по всем темам и для всех классов, усложняя содержание и задания в зависимости от возрастной группы....
25 03 2024 4:52:29
В разработке представлена поэтапная работа педагогов с подростками по изучению истории Великой Отечественной войны. Разработка рекомендуется для работы с детьми среднего возраста — в школах, учреждениях дополнительного образования, руководителям студий и культурных центров. Сценарий выполняет познавательно-исследовательскую функцию — знакомит участников с новой информацией, а также включает в себя ряд увлекательных игр и конкурсов....
24 03 2024 8:11:15
Урок проводится как заключительный после изучения темы "Россия в первой четверти XX века". В основе урока лежит телевизионная программа "Своя игра". Данная форма урока позволяет привлечь учащихся к подготовке викторины, используя их знания по информационным технологиям, а также к работе с дополнительными историческими источниками. Для составления презентации школьники предлагают категории вопросов, участвуют в их подборе, находят иллюстрации и портреты по данной тематике. Данный вид деятельности делает учащихся соавторами урока....
23 03 2024 3:36:35
Урок помогает сформировать представления о памятниках как исторических источниках, о памятных местах города Камышина, развивать исследовательские навыки школьников, воспитывать чувство уважения к памятным местам героическим традициям горожан....
22 03 2024 22:25:19
Урок необходим подрастающему поколению, так как патриотизм является непреходящей ценностью и не подвержен изменениям моды. На занятии совершенствуется работа учащихся с картой, документами, стихотворениями. Они учатся анализировать и синтезировать новое знание исходя из уже изученного материала, работают не только индивидуально, но и в группе. Материал подается как в традиционной, так и в новой технологической форме. Вместо тестов используются отрывки из произведений великих поэтов и композиторов. При небольших изменениях основного модуля урок может использоваться другими предметниками, а также классными руководителями при проведении часов общения. ...
21 03 2024 9:40:35
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
20 03 2024 9:49:38
С целью повышения эффективности и активизации деятельности учащихся использованы элементы самостоятельной работы. По мультимедийной презентации определяются причины Февральской революции, заполняют таблицу, анализируют документы, делают выводы. Важной задачей урока является формирование общественного сознания молодого поколения с учетом уроков прошлого....
19 03 2024 5:54:58
Цели урока: обобщить знания учащихся об определённой роли государства в экономической жизни страны; о влиянии отечественного и иностранного капитала на развитии экономики; выделить особенности российского монополистического капитализма; акцентировать внимание на нарастание экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации; провести анализ реформ П.Столыпина, охаpaктеризовать политику успокоения....
18 03 2024 19:49:35
Игра явилась итоговым мероприятием в рамках проведения Дней гуманитарных наук. Участниками были разновозрастные комaнды 8–11-х классов. Данное мероприятие направлено на повышение учебной мотивации школьников, развитие познавательного интереса и помогло реализовать интеллектуальный потенциал учащихся....
17 03 2024 20:15:31
Предлагаемый классный час ставит своей целью не только повторение знаний о государственных символах России, но и расширение знаний по истории развития государственной символики. Данная разработка вполне может использоваться на уроках истории в начальной школе, а также поможет в проведении классных часов по гражданской и патриотической тематике в 5–6-х классах....
16 03 2024 19:31:10
Внеклассное мероприятие, призванное повысить интерес к предмету, способствовать развитию логического мышления. Разнообразие творческих заданий способствуют развитию не только находчивости и сообразительности, но и развивает интерес к учебному учреждению, в котором они учатся. В ходе игры студенты повторяют материал школьного курса и знакомятся с занимательными фактами из области истории....
15 03 2024 21:39:18
Урок изучения нового материала проходит в форме пpaктической работы, на котором проводится организация совместной познавательной деятельности учащихся для самостоятельного изучения и выявления ими основных направлений внешней политики России в XVII в....
14 03 2024 3:24:25
Урок позволяет познакомить учащихся 5-го класса с историей возникновения Ижевского оружейного завода, который положил начало будущему городу Ижевску. Значимой является возможность использовать материал урока для воспитания чувства гордости и уважения к истории родного города, родного края. Использование презентации усиливает воздействие на зрительную память обучающихся, на качество усвоения знаний, позволяет быстро закрепить новый материал....
13 03 2024 12:38:52
В статье рассмотрен один из вариантов работы с документами, изучение которых активизирует творческую, познавательную деятельность учащихся, учит сравнивать, анализировать, делать выводы, а при решении познавательных задач формируется мотивация к изучению нового материала. Предлагаемый урок позволяет рассказать ученикам о гуситских войнах, вовлекая учащихся в повествование. ...
12 03 2024 9:28:31
Урок для 8-го класса составлен по технологии "школьная мастерская" с использованием презентации. На уроке ребята будут работать в группах как с текстом учебника, так и с дополнительным материалом. Задания выбраны с учетом дифференцированного подхода, также предполагается заслушивание двух сообщений. Данный урок является попыткой понять народы, населяющие Кавказ, чтобы научиться жить с ними в мире, что очень актуально в наши дни. Воспитание толерантности – главная цель данного урока....
11 03 2024 22:21:39
Урок изучение нового материала в игровой форме формирует представление учащихся о культуре греков, воспитании сильных и мужественных защитников родины в связи с увлечением Олимпийскими играми, которые сближали свободное население Греции. Форма обучения – групповая....
10 03 2024 4:40:17
Данный урок помогает обобщить знания учащихся по теме "Музыка русского народа", выявить "западающие" места в данной теме и ликвидировать проблемы в знаниях через различные виды деятельности на уроке....
09 03 2024 12:45:50
Работа может быть использована на школьных мероприятиях, уроках мужества, классных часах, посвящённых победе советских войск под Сталинградом, уроках окружающего мира, истории. Предназначена для школьников, учителей и тех, кто интересуется историей своей страны. ...
08 03 2024 8:38:42
Урок завершает изучение темы "Конституция Республики Казахстан". Основными задачами урока являются повторение и закрепление содержания Основного закона, а также воспитание патриотизма, гражданственности, формирование навыков групповой работы. Используются такие формы организации учебной деятельности, как игра, решение познавательных заданий, применение знаний в нестандартной ситуации, выполнение тестов, опережающие задания....
07 03 2024 2:49:48
Предлагаемый урок разработан в рамках концепции формирования читательской компетентности первого уровня с применением технологии развития критического мышления. Основной дидактической задачей урока является демонстрация универсальности ТРКМ, возможность ее интеграции в различные образовательные области, использование в сочетании с мультимедийными средствами обучения....
06 03 2024 18:20:38
Разработка урока будет интересна учителям истории, которые в своей работе используют материалы с сайта Цифровых образовательных электронных ресурсов. Приемы, использованные на уроке, позволяют ученикам почувствовать себя способными; понять, что наши усилия дают результат....
05 03 2024 19:15:34
Основная цель - познакомить с историей Олимпийских игр, которые были связывающей нитью для всех эллинов; учить выделять главное, делать выводы, проводить параллель с современностью; развивать логическое мышление, развивать навыки коллективной работы; активировать деятельность ребят. Рефлексия является итогом урока, где дети способны оценить свою работу. ...
04 03 2024 21:39:38
Программа учитывает требования к предметам базисного плана – истории и гражданского образования, включает использование универсальных для этих предметов материалов. Ее основа – материалы, включенные в Федеральный перечень, и авторские работы. Основной цель – формирование патриотизма на базе исторических знаний, реализация возможности их самостоятельного поиска....
03 03 2024 2:34:53
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
02 03 2024 7:54:53
Учащиеся знакомятся с этапами становления и развития антифашистской коалиции; раскрывается роль и историческое значение антифашистской коалиции в борьбе с фашизмом; продолжается работа над формированием умения анализировать исторические документы, статистические данные; давать оценку историческим и политическим деятелям. ...
01 03 2024 6:20:48
Урок для 10-го класса – урок сообщения и первичного закрепления новых знаний. Урок рассчитан на 2 школьных часа. Позволяет сформировать представление об особенностях архитектуры Древней Руси через межпредметные связи истории и МХК; сформировать умение критически анализировать документальные источники; способствует формированию чувства сопричастности к истории Родины....
29 02 2024 19:28:48
Крестовые походы – одна из самых интересных страниц истории средневековья. Разобраться в причинно-следственных связях событий, запомнить основные даты, совершить путешествие по карте, представить себя в роли рыцаря или римского папы шестиклассникам поможет данный повторительно-обобщающий урок-игра....
28 02 2024 12:46:38
Урок в 10-м классе призван уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; учащиеся должны уметь определить по карте территорию древних славян, охаpaктеризовать особенности занятий, отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития....
27 02 2024 3:11:21
Урок построен на основе модульной технологии, состоит их 5 модулей, три из которых предполагают исследовательскую работу с документом. Урок предусматривает все виды работ, которые учащиеся должны уметь выполнять на ЕГЭ: тест, работа с документом, написание эссе. Достоинством урока является его высокая результативность, все учащиеся получают оценки в процессе урока и после него за написание эссе. ...
26 02 2024 21:47:55
Урок-КВН углубляет представление учащихся о древнегреческих городах-государствах, об отмене долгового рабства в результате борьбы демоса, дает представление учащимся о рабовладельческой демократии и ее влиянии на культуру Греции....
25 02 2024 14:36:38
Материалы можно использовать к проведению "круглого стола", посвященного дню защитника Отечества. ...
24 02 2024 3:24:10
Цели урока: используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке; обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке, смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края....
23 02 2024 1:54:46
Программа рассчитана на обучающихся среднего и старшего звена, в чем заключается ее универсальность. В свете нынешнего развития общества, когда утеряны идеалы, когда молодые люди мало чем интересуются, а много пьют, используют наркотические средства, эта программа способствует гармоничному развитию молодых людей, физически развитых, интеллектуально грамотных. Программу с удовольствием поддерживают родители, а дети с удовольствием ее осуществляют....
22 02 2024 21:37:48
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей....
21 02 2024 4:38:52
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
20 02 2024 2:56:51
Внеклассное занятие (КВН) с использованием презентации рассчитано на учащихся 5–6-го классов. Цели занятия: закрепить основные знания о государственных символах Российской Федерации и Республики Татарстан; воспитывать уважение к государственной символике, патриотизм и любовь к своей стране, республике, своему городу; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков учащихся....
19 02 2024 6:51:46
Представленный открытый урок несет такое содержание, которое поможет молодому человеку осмыслить значимость подвига Шарифзяна Казанбаева из с. Сараши Бардымского района Пермского края, единственного из Героев Советского Союза, награжденного за спасение полкового знамени....
18 02 2024 0:47:50
С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания учащихся, но также закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности....
17 02 2024 8:51:54
Внеклассное мероприятие проходит в форме интеллектуальной игры. Викторина создана по аналогии со «Своей игрой», идущей на канале НТВ. Она задумана для того, чтобы пробудить интерес к истории, активизировать мыслительную деятельность кадетов, развивать познавательные способности. Игра адресована кадетам 8–11-х классов....
16 02 2024 10:27:56
Задачи урока: рассмотреть эволюцию города в развитии общества и его значение; дать определение селу и городу; сравнить село и город, заполнить таблицу "Плюсы и минусы городской жизни"....
15 02 2024 16:10:38
На уроке экономики формируется экономическое мышление и прививаются навыки рационального поведения, создаютсся предпосылки для последующего профессионального обучения и эффективной пpaктической деятельности....
14 02 2024 14:31:10
Курс по выбору "Сибирь: история и этнография" предназначен для учащихся 9-х классов. Он призван актуализировать и углубить знания, полученные в процессе изучения истории России 7–9-х классов. Основная цель – поддержание естественного интереса ребенка к истории своего края. Курс предусматривает изучение материала по освоению русскими Сибири в XVI–XIX веках, изучение прошлого Сибири и Кузбасса, истории потомков древних тюрок, хаpaктеристику местного и русского населения, сибирской ссылки, развития горнорудной промышленности. ...
13 02 2024 18:25:55
Урок-викторина предназначен для учащихся 10-х классов и может быть использован на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного материала на уроке или в форме внеклассного мероприятия (игра, турнир знатоков и т.д.), при проведении недели истории в школе. Особенностью данного урока является то, что предлагаемые учащимся задания под силу не только хорошо подготовленным учащимся, но и так называемым слабым. Дух соревнования способствует развитию чувства товарищества, формирует умение работать в комaнде, принимать ответственные решения....
12 02 2024 7:45:21
Внеклассное занятие проводится для учащихся 5-11-х классов. Главная цель занятия - воспитывать чувство патриотизма и гражданственности в школе, что является высшей нравственной ценностью. Многие пионеры прославили себя замечательными подвигами. Их горячая любовь к Родине, смелость и мужество должны служить примером для подрастающего поколения. ...
11 02 2024 17:54:38
Опыт работы в школе показывает, что уроки обществознания в 9-х классе больше способствуют формированию правового сознания, чем уроки в 10–11-х классах, которые носят обобщенный хаpaктер, на которых рассматривают обществоведческие вопросы. Но тем не менее в них присутствуют элементы правовых вопросов, которые способствуют формированию правового сознания....
10 02 2024 14:47:32
Цель урока: сформировать представление учащихся о борьбе русского народа против западной агрессии в XIII веке, историческое сознание учащихся, воспитывать патриотизм на примере личности Александра Невского....
09 02 2024 19:23:35
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
08 02 2024 11:36:17
Ежегодно в сентябре Москва отмечает День города. Стало традицией помимо участия в районных и городских мероприятиях проводить свои праздники, посвященные любимому городу. Материалы сценария расширяют знания об истории Москвы с древнейших времен до наших дней; способствуют воспитанию патриотизма; приобщают учащихся к изучению историко-культурного наследия столицы....
07 02 2024 11:41:33
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::