Традиционная одежда кубанских казаков
Тип: занятие-пpaктикум/
Цели:
- формирование представления о материальной культуре Кубанского казачества, ознакомление с особенностями традиционного кубанского костюма;
- формирование художественного вкуса учащихся, углубление эстетических познаний о народном декоративно-прикладном искусстве;
- формирование умений, связанных с приемами декоративной работы;
- формирование умений работы в группе;
- воспитание гражданственности и патриотизма, социализация личности;
- развитие понимания причинно-следственных связей, самостоятельного логического мышления учащихся
Оборудование:
- компьютер, проектор;
- экспонаты школьного музея
Зрительный ряд:
- мультимедийная презентация «Модный альбом»;
- цитаты из литературных произведений
Музыкальный ряд: песни И.Вараввы в исполнении Государственного академического Кубанского казачьего хора/
\Материалы: бумага, образцы ткани, фото элементов казачьего костюма, ножницы, клей
Итог: выпуск «Модного альбома»/
В глазах своих вижу я зелень полей.
Живет на Кубани мой славный народ.
Мне кроме Кубани земли нет милей
И ближе, чем славный, казачий мой род!
В глазах своих вижу колосьев лучи,
Храни меня вечно, мой свод гoлyбой.
Кубань – моя мать!
Как объятья твои горячи!
Кубань, мне вовек не расстаться с тобой!
Татьяна Моржова
Организационный момент (Презентация, слайд 1)
Слово учителя (слайд 2)
Кубанское казачество родословную ведет от двух корней – запорожских казаков, переселившихся на Кубань, и казаков линейных, в основном, уроженцев верхнего Дона. Поэтому, одежда кубанских казаков формировалась под влиянием южнорусских, украинских и соседних горских традиций. На нее влияли воинский быт казачества, климатические условия, народные вкусы и представления, развитие городской моды.
Учитель: комментарий слайдов презентации (слайд 3)
В начале заселения края черноморцы сохраняли
одежду, присущую запорожцам:
конные казаки носили синие широкие шаровары,
синий кунтуш, под который надевался кафтан
красного цвета, сапоги. Зимой – высокую меховую
шапку с красным верхом, шаровары, полушубок.
(слайд 4)
Данные элементы стали основой повседневной одежды кубанских казаков:
(слайд 5)
Рубаха – основа казачьего костюма.
Рубаха шилась длинной, почти до колен, с прямыми
рукавами, которые вшивались с прямоугольной
вставкой под мышками. Украшали рубахи вышивкой
по подолу и по краям рукавов, на гpyди.
Первоначально носили традиционные украинские
рубахи – «голошейки» с разного типа
горловинами. Применяли в вышивке шов – мережку.
Затем стали носить рубахи двух видов – русскую и
бешмет.
Русская рубаха заправлялась в шаровары, бешмет носился навыпуск. Шили их из холста или из шёлка.
(слайд 6)
Шаровары шили на очкуре (шнурке), поскольку застежки из пуговиц и крючков не выдерживали джигитовки. Изобретение шаровар приписывают скифам. За столетия покрой их не изменился: это широкие – очень широкие в бёдрах, часто со сборками на талии и сужающиеся к голени штаны, ведь в узких на коня не сядешь, да и ноги будут натирать, и движения всадника сковывать. Так что те шаровары, что находили в древних скифских курганах, были такими же, какие носили казаки.
(слайд 7)
Существовало большое разнообразие сапог – без
сапог верховая езда невозможна, да и по сухой
степи не пройдешь босиком.
Особой любовью пользовались мягкие сапоги без
каблуков – ичиги.
(слайд 8)
Чирики – туфли-галоши надевали либо
поверх ичиг, либо поверх толстых чёсаных носков,
в которые заправлялись шаровары.
Носили и башмаки (черевики) –
кожаную обувь с ремнями, названную так потому,
что изготовлялась она из телячьей кожи (тюркск.
башмак – телёнок).
В качестве верхней одежды казаки носили кожухи – шубы с запахом и короткие полушубки.
Кожухи нагольные – это непокрытые материей овчинные шубы. Были кожухи волчьи, лисьи, и даже собачьи. Нередко встречались байбаpaки (шубы) – кожухи, крытые сукном. У Антона Головатого была " шуба лисья под зеленым сукном с золотыми петлями", "шуба волчья под красным сукном с золотыми петлями".
(слайд 9)
Также издавна предпочитали архалук – "спиногрей" – нечто среднее между стёганым татарским халатом и кафтаном.
(слайд 10)
Ученик:
Казак ехал за Кубань,
Приубрался – выйди, глянь!
Сам он бравый,
Конь буланый, –
Хоть куда казак!Его жинка молода
Отворяла ворота
Рядом ставши,
Повод взявши, –
Крепко обняла.
Набил люльку тютюном,
На коня взлетел вьюном:
Пыль степная
Понеслась –
Поскакал казак.
Учитель: В стихотворении И. Вараввы нарисована бытовая сценка из жизни кубанского народа. Поэт любуется бравым казаком, говорит, что он «приубрался» перед очередной вылазкой за Кубань. Давайте попробуем представить себе, как он был одет.
Форменная одежда, конь, оружие были составной частью казачьей "справы", т.е. снаряжения за свой счет. Казака "справляли" задолго до того, как он шел служить. Это было связано не только с материальными затратами на амуницию и оружие, но и с вхождением казака в новый для него мир предметов, окружавший мужчину-воина. Обыкновенно отец говорил ему: "Ну вот, сынок, я тебя женил и справил. Теперь живи своим умом – я боле перед богом за тебя не ответчик".
Форменный костюм прошёл сложный путь развития, большое влияние на него оказала культура кавказских народов. Славяне и горцы жили по соседству. Враждовали они не всегда, чаще стремились к взаимопониманию, торговле и обмену, в том числе и культурно-бытовому.
Черноморские, а затем кубанские казаки во многом позаимствовали форму одежды и отдельные детали обмундирования у живущих рядом кавказских горцев. Тем более что они оказались более удобны для несения пограничной службы, нежели костюм запорожских казаков. С 1860 года специальным указом военного ведомства была утверждена единая форма одежды Кубанского казачьего войск: шаровары, бешмет, мундир в виде чекменя или черкески, башлык, бурка, папаха, сапоги или ноговицы.
(слайд 11)
В старинной казачьей песне есть такие слова:
Ученик:
Не во бурочке, только во черкасочке
У ней полы были заткнуты
Рукавички в ней призасучены
Горелочек только на откидочку
Усмотрела его родна матушка
«Не мое ли дитя в поле, как пьян шатается
Не в острое ли копье опирается
Кровавой своей полой утирается».
Горелочек – воротник
Черкасочка – казачье старинное название
черкески.
Учитель: (слайд 12)
Черкеска
Покрой её целиком взят у горских народов
Кавказа. Она похожа на длинный кафтан в талию,
сверху облегающий, от пояса с расширяющимися
полами. Впереди застегивался на крючки от гpyди
до середины длины, так что полы внизу свободно
расходились, не препятствуя широкому шагу воина.
Такая черкеска была очень удобна для верховой
езды, а застежка на крючках более надежна при
выполнении джигитовки на полном скаку.
(слайд 13)
Шилась черкеска из тонкого фабричного сукна с
широким длинным рукавом и глубоким вырезом на
гpyди. Рукав черкески имел яркую подкладку, так
как отворот его был своеобразным украшением
костюма, из глубокого выреза виднелся бешмет
– нижняя рубашка самых разных расцветок.
На гpyди черкески нашивали подкладку для газырей
или газырницу. "Газырь" в переводе означает
"готов". Наличие его на одежде воина
говорило о готовности вступить в схватку с
врагом. (Газыри по своему первоначальному
значению – это место хранения патронов, которые
в любой момент были, как говорится, под рукой). Со
временем газыри утратили свое истинное
назначение и стали хаpaктерным украшением
костюма, как и тонкий, кожаный с серебряными
накладками, наборный пояс.
Традиционно красота и богатство казачьего
костюма зависели от "количества" серебра.
Поэтому верхушки газырей тоже украшали
серебряной накладкой.
Бекирка (по имени терского казака Бекира
Тургиева) – зимняя черкеска с закрытой гpyдью,
высоким меховым воротником и меховой полоской от
него до пояса.
Бечераховка (по имени казака Бечерахова из
станицы Ново-Остикской) – черкеска с воротником
и карманами вместо газырей.
(слайд 14)
(слайд 15)
Бурка
Верхняя одежда в виде плаща – накидки без
проемов для рук, валяная из грубой шерсти.
Название, вероятно, от русского обозначения
цвета – "бурый". Она защищала от дождя,
снега, холода, жары, ветра. На привале служила
подстилкой и одеялом одновременно, наброшенная
на колья, играла роль заслона или палатки,
надетая на плечи, маскировала оружие и спасала
его от сырости.
В известной казачьей песне о бурке говорится так:
"Только бурка казаку во степи станица, только
бурка казаку во степи постель".
Дешевле бурок был серяк – одежда для
походов, непогоды – шился из грубого толстого
сукна, обычно серого или коричневого цвета.
Серякам аналогичны киреи, но они
встречались редко.
(слайд 16)
Головным убором казаку служила папаха –
барашковая шапка с суконным верхом. Она могла
иметь разные фасоны: низкая с плоским верхом или
конусообразная. Казаки еще в Запорожской Сечи
носили папахи с суконным тумаком, падавшим набок
в виде клина. В него можно было вложить
металлический каркас или другой твердый предмет
для защиты головы от шашечных ударов.
На собрании, так называемом круге, казак всегда
должен был находиться в шапке. Снималась она лишь
во время молитвы, присяги, была вызовом на
поединок, в казачьей хате красовалась на самом
видном месте. В доме вдовы лежала под иконой, что
означало, что семья находится под защитой бога.
Папахи казаков различных войск отличались по
форме, цвету меха и донца.
(слайд 17)
Башлык – капюшон, издавна существовавший
как самостоятельный головной убор. Это слово
произошло от тюркского "баш" голова, и на
самом деле башлык был головным убором казаков,
который носился поверх папахи.
Башлык представлял собой квадратный островерхий
капюшон с длинными лопастями, которыми укутывали
в непогоду шею. Как правило, башлык располагался
на плечах казака, закрепляясь тонким шнурком за
его шею. Он давал некоторые сведения о хозяине:
завязанный на гpyди башлык означал, что казак
отслужил срочную службу, перекрещен на гpyди
следует по делу, концы заброшены за спину –
свободен, отдыхает. Нередко башлык использовали
как сумку, завязав его концы и перебросив через
плечо.
(слайд 18)
Ученик: Образ женщины-казачки наиболее выразительно отражен в песне далекого прошлого:
Кто вечернею порою
За водой бежит к реке
С распущенной косою
С коромыслом на руке?Ясно вижу взор казачки,
Брови лоснятся дугой,
На гpyди неугомонной
Кудри стелятся волной,Стан роскошный к упоенью
За собой манит во след.
Вот мелькнул и в отдалении
Скрылся шелковый бешмет.
Раздалася огневая
Песня звучная родная,
Песня Родины святой.
Это ты, моя землячка,Узнаю твои черты,
Черноокая казачка
Чудо нежной красоты.
Учитель: (слайд 19)
В повести «Казаки» Л.Н.Толстой писал: «Красота гребенской женщины-казачки особенно поразительна соединением самого чистого типа черкесского лица с могучим сложением северной женщины. Казачки носят одежду черкесскую – татарскую рубаху, бешмет, чувяки, но платки завязывают по-русски. Щегольство, чистота и изящество в одежде и убранстве хат составляют привычку и необходимость жизни».
(слайд 20)
Традиционный женский костюм сформировался к середине XIX века и имел русско-украинскую основу. Красивая одежда поднимала престиж, подчёркивала достаток, отличала от иногородних. Казачки очень любили наряжаться, поэтому костюм для них имел большое значение. Не было казачки, которая не умела бы ткать, кроить одежду, шить, вязать, вышивать, плести кружева.
(слайд 21)
Повседневная одежда казачек:
(слайд 22)
(слайд 23)
(слайд 24)
длинная исподняя (нижняя) рубаха с длинными рукавами и круглым слегка присборенным воротом;
(слайд 25)
несколько юбок (поверх рубахи): нижняя
ситцевая, затем холщевая (сотканная из
конопляных ниток) и одна или больше из фабричных
тканей сатиновых, ситцевых, а то и шелковых. Шили
их первое время из 5-6 прямоугольных кусков
материи и продергивали через них шнур – очкур.
Потом появились "кошеные" юбки, плотно
облегающие фигуру.
Верхнюю одежду казачки вышивкой не украшали,
приговаривали: "Мы ж казаки!" А вот низ
рубашки ("подставки"), который был, как
правило, из домотканого полотна, вышивали
красными и черными нитками.
В праздники поверх такой рубахи надевали длинную
широкую юбку с оборками и кружевами или бахромой
на них. Носили юбку так, чтобы на рубахе была
видна вышивка. Вместо рубахи надевали и просто
белую юбку с пришитой к ней отделкой.
(слайд 26)
(слайд 27)
Из той же ткани, что и верхняя юбка, шились кофты, имевшие различное название в зависимости от покроя.
(слайд 28)
Кираса – праздничная кофта, плотно
облегающая кофта с небольшой баской до бедер,
узкими длинными рукавами, у плеча присборенными,
с воротничком-стойкой, застегивавшаяся спереди
на множество мелких пуговиц, которую носили
только молодые женщины.
Украшением служили все те же оборки, кружева и
тесемки, а также разноцветные бусы на шее.
(слайд 29)
Важной деталью был фартук, он мог быть любой модели черного или белого цвета и обязательно с оборками и кружевами.
Гусарка – короткая, немного ниже талии, кофта, имевшая на гpyди широкое украшение из шнурков.
Матене – кофта свободного покроя ниже пояса, распашная, с длинным прямым рукавом и воротником-стойкой. Их носили только замужние женщины.
(слайд 30)
(слайд 31)
"Парочка" (юбка – кофта) (распр. со 2-й пол.
XIXв.) – в богатых семьях шилась из шёлковых или
шерстяных тканей, а в бедных – из ситца. Блузка
могла быть приталенной или с басочкой, но
обязательно с длинным рукавом, отделывалась
нарядными пуговицами, тесьмой, самодельными
кружевами, гарусом, бисером.
Юбок надевали несколько: нижние по подолу
отделывали кружевами, верхние, особенно
праздничные, расклешенные, имели внизу широкий
волан брызжу, отделанный лентой, полоской
кружева, плиса.
(слайд 32)
(слайд 33)
Важный элемент костюма казачки – головной убор.
Казачки носили кружевные платки, а в XIX веке – "колпаки".
(слайд 34)
"Файшонки" (от нем. слова "файн" – прекрасный). Носили в полном соответствии с семейным положением – замужняя женщина никогда не показалась бы на людях без файшонки.
После венчания женщины всегда ходили с
покрытой головой и даже спали в платке. В
праздники носили яркие платки с крупным
разноцветным узором и шлычку – шапочку с широким
донышком и узеньким бортиком, по краю которой
вдевался шнурок.
Шлычка надевалась на косы, уложенные на затылке,
и затягивалась шнурком, а сверху иногда был
платок. В те времена бытовала поговорка: "У
хорошей свекрухи сноха без шлычки и во двор не
выйдет". На шлычку женщины летом надевали
легкие шелковые или ситцевые платки, зимой –
тёплые вязаные платки или шали. Дeвyшка
покрывала голову и обязательно заплетала одну
косу с лентой.
Дополняли всю эту красоту черные или красные лакированные сапожки на каблучке и с блестящими застежками, при этом на ногах казачки обязательно должны были быть чулки, ведь даже летом без них и с короткими рукавами невестке запрещалось показываться перед свекром.
(слайд 35)
Специальной свадебной одежды не было; шилась обычная одежда, но из лучших тканей. Казаки на свадьбу надевали казачью форму, казачки – праздничную "парочку", юбку и кофту светлых тонов с мелким рисунком или розовое, гoлyбое, бежевое платье.
(слайд 36)
Большое значение в свадебном обряде славянского населения Кубани играло полотенце – рушник. Держась за полотенце, жених и невеста шли венчаться в церковь. На рушник ставили свадебный каравай. Полотенце служило подножником, который расстилали в церкви под ногами молодых. Полотенцами перевязывались различные свадебные чины (сваты, дружок, дружка). Почти все свадебные полотенца богато украшены на концах кружевом ручного плетения.
(слайд 37)
Старые казаки носят сегодня современную
одежду, но многие из них до сих пор хранят в
старых комодах домотканые рубахи, подаренные им
невестами в день свадьбы. Такая рубашка на первый
взгляд незавидная: пепельного цвета, с вышитым на
гpyди красным орнаментом, уже потерлась с
внутренней стороны на воротнике; ее уже не носят,
но берегут, как память, как воспоминание. И ведь
есть что беречь, она выткана в полном смысле
слова по ниточке на домашнем ткацком станке
руками любимого человека!
Воздействие народного костюма так велико, что
человек, однажды заглянув в эту сокровищницу и
осознав её связи с обычаями, обрядами, с
древнейшими истоками культуры, когда магическое
значение вещей, изображений превращалось в
эстетическое, уже не может оторваться от нее. Чем
пристальнее изучаешь народный костюм, как
произведение искусства, тем больше находишь в
нем ценностей, и он становится образной
летописью наших предков, которая языком цвета,
формы орнамента раскрывает нам многие
сокровенные тайны и законы красоты народного
искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.
Он превратился в звено, которое связывает
художественное прошлое нашего народа с его
настоящим и будущим.
Значительную часть нашей жизни мы проводим за обеденным столом. Мы едим, лопаем, трескаем, вкушаем, уплетаем за обе щеки, глотаем... Какую бурю эмоций вызывает вид, запах, вкус аппетитной снеди, упоительных яств, восхитительных лакомств! Узнать о том, «что едали наши предки», помогает разработанная нами литературно-историческая викторина....
18 03 2024 17:23:29
Данный урок разработан для курса "История России" в 7-м классе, по теме "Вхождение народов России в состав Российского государства". Цель урока: ознакомление обучающихся с процессом вхождения Хакасии в состав Российского государства в XVII–XVIII веках. Урок построен с использованием мультимедийной презентации и дополнительного материала, не содержащегося в учебниках. На уроке ученики не только должны усвоить новый материал, но и почувствовать себя причастными к созданию истории своей Родины. ...
17 03 2024 7:53:39
Урок–презентация учебных проектов по всеобщей истории в 5-м классе по теме «Культура Древней Греции»....
16 03 2024 4:51:33
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он дает учащимся сведения пpaктического хаpaктера, знакомит учащихся с социально-правовыми проблемами и способами их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Отсюда максимальная заостренность содержания данного элективного курса на житейских повседневных проблемах. ...
15 03 2024 14:10:56
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
14 03 2024 20:15:48
Семинарское занятие призвано сформировать у десятиклассников представление о крещении Руси как процессе приобщения к европейскому политическому и социокультурному прострaнcтву. Подготовка к нему позволит учащимся выявить причины и последствия крещения Руси; научиться проводить анализ исторической информации; будет способствовать формированию представлений о христианстве как идейной основе русской культуры....
13 03 2024 19:46:37
В разработке дан подробный план и методика проведения урока. В ходе проведения урока учащиеся узнают об особенностях подросткового возраста, закреплению, применению и определению уровня усвоения этой информации....
12 03 2024 4:44:15
Элективный курс «История России в лицах» предназначен для учащихся 10–11-х классов, изучающих историю на профильном уровне. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества....
11 03 2024 6:40:16
Одной из важнейших задач современных образовательных технологий является представление учащимся целостного восприятия мира в его разнообразных проявлениях. Этому наиболее способствует межпредметная интеграция. На данном уроке через форму деловой игры осуществляется развитие речевых коммуникаций учащихся, которые могут быть востребованы в юридической пpaктике....
10 03 2024 15:17:53
Игра для учащихся по образцу телеигры "Счастливый случай". В игре участвуют две комaнды или от одного класса, или из разных классов. Каждая комaнда придумывает себе название, девиз. Игра состоит из гeймов, за каждый из которых комaнда получает очки. В конце игры подводятся итоги, вручаются награды и призы "Лучшей комaнде", "Лучшему игроку" (призами могут служить книги). ...
09 03 2024 22:15:35
Устный журнал "Отсюда начиналась Россия" может быть полезен для учителей истории и для организаторов внеклассной работы с учащимися 5–7-х классов. Устный журнал расширяет знания школьников по истории Родины, знакомит с новыми произведениями и их авторами....
08 03 2024 2:33:48
Игра для 5-7-х классов закрепляюет знания полученные на уроках истории, литературы знания об укладе жизни русского населения России XVII-XIX веков, об архаичных словах и понятиях, о смысле пословиц и поговорок, принципы составления загадок. ...
07 03 2024 17:58:28
При разработке урока использованы документы по теме. Дана хронология исторических событий 30-х годов. Цель урока – раскрыть сущность коллективизации, причины ее проведения, цели, результаты и последствия. Инсценированы фрагменты романа М.А. Шолохова «Поднятая целина»....
06 03 2024 20:31:50
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
05 03 2024 2:29:35
Урок предполагает тщательную предварительную подготовку. За две недели до занятия формируются проблемные группы, группа экспертов, краеведческая группа, группа по оборудованию урока. Вывешивается перечень вопросов для обсуждения, заранее с классом определяются проблемы, вывешивается список рекомендованной литературы. До урока проводится конкурс рефератов, докладов учащихся о Великой Отечественной войне, конкурс сочинений "Моя семья в годы Великой Отечественной войны". Краеведческая группа посещает совет ветеранов Великой Отечественной войны, участников Сталинградской и Курской битв, выпускает стенную газету "Они защищали Сталинград", "Участники Курской битвы", "Волгоград сегодня", приглашает на урок участника Сталинградской битвы. ...
04 03 2024 3:39:46
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения. ...
03 03 2024 10:49:22
Работа посвящена 1125-летию зарождения государственности нашей страны. Содержит исторические, литературные сведения о России. Разработку классного часа можно использовать на уроках истории, литературы. Материал классного часа содержит патриотический, гражданско-правовой, эстетический воспитательный аспект....
02 03 2024 21:40:40
Диагностика и оценивание результатов учебной деятельности школьников важны для учителя, работающего в профильной школе. Неотъемлемой частью этой системы должны стать письменные работы (аннотация, эссе и др.). В сочетании с различными формами оценивания предметных результатов учебной деятельности они будут прекрасным инструментом для диагностики метапредметных результатов обучения учащихся....
01 03 2024 13:30:11
В статье предлагается конспект обобщающего урока по теме "Слово и образ Отечества" в курсе «Истоки», 6-й класс. «Истоки» - интегрированный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. Учебный курс "Истоки" включен в региональный компонент базисного учебного плана образовательных учреждений Вологодской области. Материалы данного урока могут быть использованы во внеклассной работе, на уроках истории в среднем звене....
29 02 2024 1:19:26
В представленном уроке используется методика модульного обучения, которая позволяет научить учащихся: работать со статистическим материалом; самостоятельно работать с новым материалом и историческими документами; составлять различные виды планов; оценить работу всех учащихся; дает возможность получить положительные оценки слабо мотивированным ученикам....
28 02 2024 5:26:32
"Успокоение страны" и установление "рабочего взаимодействия" с Думой необходимы для осуществления программ П.А. Столыпина. После спада революционного движения началась реформаторская деятельность премьера пpaктически во всех сферах жизни российского общества. Столыпинская модернизация сельского хозяйства вызывает противоречивые оценки. Учащиеся предоставляют собственный проект....
27 02 2024 7:45:12
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока в 6-м классе по теме "Киевская Русь"....
26 02 2024 23:34:59
Вашему вниманию предлагается электронное обучающее средство, выполненное в формате презентация по курсу "Государственные символы России". Курс рассчитан на 17 часов и может быть использован как элективный курс, факультатив, спецкурс....
25 02 2024 23:16:40
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
24 02 2024 4:41:18
В истории Великой Отечественной войны Сталинградское сражение занимает особое место. Целых полгода внимание всего мира было приковано к городу на Волге. С 17 июля 1942 г. по 2 февраля 1943 г. здесь шли ожесточенные бои, ставшие переломным моментом Второй мировой......
23 02 2024 22:28:33
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
22 02 2024 13:29:31
Цель урока: сделать вывод о том, что созданное Петром I новое, так называемое, «регулярное» государство не только существенно повысило эффективность государственного управления, но и послужило главным рычагом модернизации страны, и что платой за эти радикальные преобразования явилось дальнейшее укрепление крепостничества, временное торможение формирования капиталистических отношений и сильнейшей налоговый гнёт на население России....
21 02 2024 11:18:36
Урок расширяет знаний учащихся о правлении Бориса Годунова и начале правления Лжедмитрия I. Учитель объясняет причины возникновения Смутного времени, причин и хаpaктера восстания И.Болотникова. ...
20 02 2024 20:54:30
Четырнадцатый урок в теме «Россия в первой половине XIX века». Рассматривается тема Крымской войны и обороны Севастополя....
19 02 2024 12:28:46
Урок систематизирует и обобщает знания о зарождении и развитии капитализма в начале Нового времени; развитии торговли, значении образования банков и бирж; переходе от ремесленной мастерской к мануфактуре; формировании новых социальных слоев европейского общества и их отличительных чертах; способствует формированию собственного отношения к периоду Раннего Нового времени; ориентирует на "проживание" учащимися исторической эпохи, культуры данного периода....
18 02 2024 14:40:35
На уроке используются групповые и частично-поисковые методы работы. Учащиеся получают знания об особенностях культуры Древней Руси; выдающихся памятников древнерусской литературы, народного творчества, зодчества и изобразительного искусства. Результатом работы должна стать таблица. ...
17 02 2024 22:59:40
Урок способствует развитию критического мышления учащихся в процессе изучения истории на примере исторических событий указанного периода и их роли в мировой истории; способствует развитию мировоззрения учащихся на исторических примерах прошлого, помогает формировать навыки работы учащихся с книгой, картой, таблицей, историческими источниками....
16 02 2024 21:42:51
В данной статье рассматривается преподавание истории и обществознания в средней и старшей школе на основе системно-деятельностного подхода. Автор обосновывает актуальность темы, приводит концептуальные идеи данного подхода. В качестве примера реализации системно-деятельностного подхода, представлено применение проблемно-дилогической технологии на уроках истории и обществознания. Показаны достоинства и "риски" использования проблемно-диалогической технологии в обучении....
15 02 2024 3:51:46
Для наглядности и лучшего усвоения материала на уроке используется презентация. В конспекте урока расписано пошаговое использование слайдов при объяснении материала. На уроке объясняются причины социально-экономического отставания России от европейских стран, особенности преобразований в России, раскрывается суть государственных реформ Петра I; дается оценка реформам....
14 02 2024 14:19:58
В работе рассматриваются примеры пpaктического применения эвристических методов обучения на уроках истории в 9-м классе. Приведенные в работе разработки уроков позволяют учителю реализовать основные цели эвристики: стимулировать самостоятельное овладение учащимися теоретическими знаниями по истории; обучить учащихся технологии творческого саморазвития с учетом их интересов и других личностных качеств....
13 02 2024 10:58:23
Данный урок разработан в нетрадиционной форме (урок - деловая игра), с использованием проектной деятельности, что помогает учащимся самостоятельно, в процессе игры, принимать решения, находить выход в нестандартных ситуациях....
12 02 2024 19:34:29
Игра может быть проведена как урок, завершающий изучение темы «Политическая система РФ» в курсе обществознания или как внеурочное мероприятие. Основные цели: повторение и закрепление вопросов, изученных в курсе обществознания, актуализация и расширение знаний о конституционных основах РФ, воспитание чувства патриотизма и гражданственности, формирование навыков групповой работы....
11 02 2024 16:39:10
Использование форм телепередач для повторительно-обобщающих уроков всегда вызывает повышенный интерес у учащихся. Такие игры хороши тем, что проводиться они могут пpaктически в любой параллели и по любой теме. Предлагаю разработку в форме телепередачи "Своя игра" по теме " Русь под ордынским игом. Борьба русского народа с иноземными захватчиками" для учащихся 10-го класса....
10 02 2024 0:22:46
Цели урока: познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме; воспитывать человеколюбие и непримиримость ко всякому насилию над людьми....
09 02 2024 0:23:44
Статья посвящена 70-летию победы в битве за Москву. Материал для проведения внеклассного мероприятия или классного часа в 10–11-х классах....
08 02 2024 22:42:15
Содержание урока включает в себя повторение основных событий Смутного времени, хронологии, исторических лиц, причин и хаpaктерных черт Смуты. Основные проблемы урока — сравнение позиции Василия Шуйского и Боярской думы, опирающихся в борьбе за власть на иноземные силы, и патриарха Гермогена, К.Минина, Д.Пожарского, олицетворяющих позицию выбора национальной независимости. Важная образовательная составляющая урока – социализация учащихся....
07 02 2024 3:28:28
Урок создает представление о причинах, ходе и итогах войны 1812 года. Урок способствует совершенствованию умений и навыков работы с текстом, расширению кругозора учащихся, повышению их познавательной активности при исследовательской работе с историческими источниками. Также у учеников формируются представления об участии саратовцев в войне....
06 02 2024 10:36:55
Устный журнал посвящен 200-летию Бородинской битвы и дает учащимся школы VIII-го вида общее представление о Дне воинской славы России, раскрывает значение битвы, воспитывает глубокое уважение к подвигу предков....
05 02 2024 2:26:42
Игровые формы занятий по истории - это прежде всего активные формы внеклассных мероприятий, в ходе которых моделируется определенная ситуация прошлого. Важно во время такого занятия создать эмоциональное отношение к исторической действительности. При этом знания, приобретаемые в игре, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше почувствовать изучаемую эпоху....
04 02 2024 8:51:17
Я хотела бы поделиться опытом проведения одного из мероприятий, посвященных победе в Великой Отечественной войне. Тема эта всегда является актуальной и тем более важной, чем больше лет отделяет новые поколения от времен Великой Отечественной. Ниже прилагается сценарий историко-музыкальной композиции....
03 02 2024 6:26:39
Проблема, обозначенная на начальном этапе урока, решается по ходу всего урока. Для этого используются логические задания, самостоятельная работа учащихся по анализу программ Г.Маленкова и Н.Хрущева, анализ мероприятий сельскохозяйственной политики Н.С. Хрущева с вынесением самостоятельной оценки этих итогов. ...
02 02 2024 22:24:18
Подготовка и проведение интегрированных уроков требуют от преподавателей творческого подхода к изобретению "новых уроков". Движение декабристов было первым в России крупным оппозиционным политическим выступлением XIX века. Оно сумело всколыхнуть передовую российскую общественность, направить ее усилия на борьбу с крепостным правом и самодержавием. Интеграция истории, музыки, литературы способствует более прочному, осознанному усвоению знаний у школьников....
01 02 2024 6:59:45
Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но занятия в научном обществе, бесспopно, один из самых эффективных. Традиционно именно поэтому занятия ребят на кафедре истории я рассматриваю как средство активизации процесса обучения и особое направление внеклассной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской творческой активности учащихся. Ежегодно в школе проходит презентация кафедры истории. Презентация в октябре этого года проходила во время перемен на разных этажах школы....
31 01 2024 10:50:17
На занятии дается представление об экономическом и социально-политическом развитии США в первой половине XIX века, показываются различия в развитии Севера и Юга, рассматриваются причины и итоги Гражданской войны....
30 01 2024 20:20:57
Основная цель данных методических указаний – помочь учащимся и студентам организовать самостоятельную работу по изучению курса истории России. Настоящие методические указания являются руководством для самостоятельной работы с программой курса, учебными пособиями, источниками по истории России. Они не заменяют учебников и учебных пособий....
29 01 2024 23:29:23
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::