Разработка урока "НЭП – новая стратегия" в 9-м классе с использованием технологии критического мышления
Цели урока:
образовательный аспект: доказать, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показать, какие противоречия порождала нэповская модель.
Развивающий аспект: продолжить работу над формированием умений анализа исторического источника; обобщения имеющихся знаний; уметь доказывать свою точку зрения; выбору своей позиции, формирований умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений.
Воспитательный аспект: развивать интерес к историческому прошлому своей страны; воспитывать патриотизм.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная.
Форма организации обучения: пpaктикум
Оборудование: тетради, учебник по истории России А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение 2013 г., исторические документы, презентация “НЭП – новая стратегия”.
Метод: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Структура урока: это урок линейной структуры.
Технология: технология критического мышления, технология работы с историческим источником, технология работы в группах, личностно-ориентированная технология, ИТ.
Планируемые образовательные результаты.
Приобретенная компетентность.
Целостно-смысловая компетенция
Умеют: конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм; определять понятия, вступать в речевое общение; работать с книгой и источниками
Получат возможность научиться: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации.
Универсальные учебные действия (УУД)
Личностные: понимают значение знаний из истории страны.
Регулятивные: принимают учебную задачу; приобретают умения ориентироваться в учебнике, исторических источниках по инструкции учителя.
Познавательные:
общеучебные – умения структурировать знания; самостоятельно выделяют и формулируют цели; ориентируются в учебнике и документах; осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий;
логические – приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений, самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы на поставленную проблему: НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса;
Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения по сути проблемы: какие противоречия порождала нэповская модель, итоги и последствия введения НЭПа.
Организационная структура урока
I. Организационный этап.
Цель этапа: мобилизация внимания учащихся. Проверка готовности к уроку, эмоциональный настрой.
Форма: беседа.
II. Этап подготовки учащихся к активному усвоению. Стадия вызова.
Цель: активизация знаний учащихся,
подготовка их к активной самостоятельной
деятельности
Подготовка к активной деятельности,
актуализация начальных условий, составление
кластера. Формулировка учителем и учащимися
результата деятельности.
- Каковы были главные последствия гражданской войны для страны?
(Приложение 1)
Cхема
- Как страна могла выйти из тяжелейшего экономического кризиса? (Постановка мотивационной цели)
- В чём суть экономической политики в годы гражданской войны?
- Была ли актуальна политика “военного коммунизма” в мирное время?
- Таким образом, о чём мы сегодня будем с вами говорить?
- Запишем тему урока.
III этап. Этап усвоения новых знаний. Стадия осмысления.
Цель этапа: самостоятельный поиск информации, критическое осмысление. Формирование умений работы с историческими документами.
Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу таблицы:
Знаю | Хочу узнать | Узнал |
В ситуации начала 20-х годов единственным реальным шагом выхода из экономического и политического кризиса было принятие новой экономической политики, которая была провозглашена в марте 1921 г. на X съезде РКП (б).
- Задайте, пожалуйста, вопросы, на которые вы хотели бы найти ответы в ходе сегодняшнего урока и запишите их во 2-ю графу.
- Какие меры в экономике предполагалось предпринять в рамках НЭПа?
- Проанализируйте ключевые положения НЭПа, используя документы. Работая с данными материалами, оформите свои выводы в 3-й графе. (Приложение 2)
Читая текст документа, делаем маркировку символами в тексте:
V – что совпало с моими представлениями | + - о чем раньше не знал, новое содержание | - что не совпало с моими представлениями | ? что вызвало непонимание |
- В чём суть НЭПа и чем она отличается от политики “военного коммунизма”?
- Каковы итоги НЭПа? Его перспективы. Исходя из документа 10/12.
(Приложение 3)
- Как вы думаете, почему большевики сделали отступление от своей политики в сторону НЭПа?
- Как вы думаете, чтобы осуществить данные мероприятия, какие условия для этого необходимы?
а) Частная инициатива.
б) Отсутствие контроля со стороны государства.
в) Свобода слова, юридические гарантии.
г) Отсутствие диктата со стороны партии.
д) В центре новой политики стоял свободный человек.
е) Средства на приобретение станков, на проведение преобразований.
- Какие противоречия порождала нэповская модель? Как вы думаете, было ли будущее у этой политики в условиях однопартийной системы?
IV этап. Стадия рефлексии – проводится в виде написания синквейна
Этап закрепления новых знаний. Подведение итогов.
Цель: самостоятельное формулирование учащимися выводов по теме, осмысление результатов своей работы.
1. В первой строке – одно слово, как правило, центральное понятие темы. Существительное. Это тема синквейна.
2. Во второй строке – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
3. На третей строчке – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. Отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте темы.
5. Последняя строчка – слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
Учащиеся подводят итог своей работе, постановка новой проблемы.
Синквейн
- политика
- новая, экономическая
- восстановить, перестроить, увеличить
- НЭП способствовал восстановлению народного хозяйства,
перестройки общества, увеличению объёма производства.
- перестройка
В результате большевики сумели изменить настроение в обществе и удержаться у власти.
Задание на дом.
Выход на организацию домашнего задания.
Поддержание учебной мотивации.
Ответы на вопросы, поставленные самим ребенком, доработать записи.
Тип и структура урока обеспечили целостность и завершенность урока, все этапы урока последовательны, логически связаны.
Реализация целей урока.
Поставленные цели соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Данный урок реализует задачу: создание условий для оптимальной организации учебного процесса.
Учитель в рамках оптимизации учебного процесса организовал весь процесс с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Технология.
При выборе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо учитель опирался на приоритет развития мышления и с учетом данных психологической диагностики мышления. Лейтмотив этой технологии – конкретность.
Эта технология эффективна, применима в начале изучения предмета, курса, раздела.
На данном уроке применяется модификация этой технологии, специально адаптированной к данному содержанию.
Реализация принципов обучения.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования // Вестн. образования. - 2009. - № 1. - С. 7-28. - Этот же материал под загл. "Основ. положения проекта гос. образоват. стандарта (извлечения)" опубл. в журн.: ОБЖ. - 2009. - № 1. - С. 3-9. Этот же материал под загл. "Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность" опубл.: Учит. газ. - 2008. - 7 окт. (№ 41). - С. 16-17.
- Хрестоматия по истории СССР. 1917-1945. Под ред. Э.М Щагина М. “Просвещение”, 1991 г.
- Данилов А.А. История России ХХ век: Учеб. кн. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/Л.Г.Косулина.М.: Просвещение, 2013.
Презентация
Урок для 9-го класса по теме «Великая Отечественная война" формирует у учащихся личностное отношение к прошлому, настоящему и будущему своей Родины, содействует развитию интереса учащихся к изучению истории, развитию чувства патриотизма, а также творческих способностей учащихся....
10 12 2023 14:45:28
Урок-презентация "Выступление декабристов" посвящен рассмотрению основных событий движения декабристов. Учащиеся определяют причины декабризма, хаpaктеризуют первые организации декабристов. Работая с документами, учащиеся знакомятся с программами декабристов, учатся делать сравнительный анализ. Формулируют собственное мнение о приемлемой для России Конституции. Ученики, изучая материал, сверяют свои выводы со слайдами.
...
09 12 2023 10:54:52
Урок рассчитан на изучение в 11-м классе в рамках базового уровня. Представлен вариант организации урока на базе применения системно-деятельностного подхода и формирования у обучающихся УУД. Урок предполагает использование современных образовательных технологий и подготовку обучающихся к ЕГЭ....
08 12 2023 2:22:25
Благодаря интеграции двух предметов и информационным технологиям урок обладает большой информативной емкостью, что позволяет вовлечь каждого ученика 8-го класса с диагнозом «детский церебральный паралич» в активную работу на всех этапах урока....
07 12 2023 12:26:23
В этой статье представлен опыт работы учителя по теме, работа по которой проводилась в течение нескольких лет. Интеграция во внеклассной работе по истории через такие формы, как кружок, музейная работа, проведение предметных недель и декад, показала, что происходит повышение познавательных интересов учащихся к курсу истории, обществознания и права....
06 12 2023 14:10:10
Урок проводится с целью развития познавательного интереса школьников к предмету и развития их коммуникативных и познавательных способностей. Это урок развивающего обучения. Презентации служат наглядной иллюстрацией материала. Элемент театрализации вносит оживление в урок. Предварительно подготовленное устное сообщение развивает у учащегося умение выступать перед аудиторией.
...
05 12 2023 9:44:46
Разработка урока опирается на данные архивов, исследования краеведов, на материалы поисковых экспедиций, проходивших под руководством автора материала как директора школьного музея. Урок содержит краеведческий материал и напрямую связывает представления учащихся о далеком прошлом страны с историей своего села, малой Родины....
04 12 2023 12:11:32
Предлагается сценарий гражданско-патриотической игры как один из примеров патриотического воспитания в игровой форме. В ходе игры у школьников появляется возможность проявить свои способности, продемонстрировать знания, почувствовать себя члeном комaнды....
03 12 2023 15:43:57
Используя классные часы, можно попытаться сформировать у учащихся интерес к познанию мирового искусства и культуры народов мира через музей и его коллекции и воспитать бережное, уважительное отношение к музейным памятникам как части культуры. Виртуальные экскурсии по необыкновенным музеям мира дают уникальную возможность формирования ценностного отношения к ресурсам и технологиям Интернета, к самим музеям.
...
02 12 2023 13:43:40
Учителю надо уметь пользоваться всем арсеналом средств, чтобы разнообразить свои уроки, добиваясь конечного результата, особенно при работе с детьми с ЗПР. Чтобы обеспечить школьнику возможность активного участия в процессе познания, выработать интерес к познанию окружающего мира, и разработан данный урок.
...
01 12 2023 10:17:24
На уроке «Русь и Орда в XIII–XIV вв.» показаны тяжёлое, бедственное положение Русского государства, его зависимость от Орды, последствия ордынского владычества и необходимость объединения русских князей для консолидации и совместного отпора внешнему врагу, а также предпосылки для начала объединительного процесса русских земель вокруг Москвы....
30 11 2023 1:54:31
В ходе урока доказывается, что НЭП являлся необходимым условием вывода страны из кризиса; показывается, какие противоречия порождала нэповская модель....
29 11 2023 10:12:32
Урок в 6-м классе по теме "Образование славянских государств" преследует традиционные для данной темы цели: представление о развитии Восточной Европы, формирование умения сравнивать (развитие славян и германцев), навыков работы с картами. Урок имеет принципиальное значение для проведения внутрикурсовых связей между Всеобщей и Отечественной историей....
28 11 2023 11:37:24
Цель урока: познакомить учащихся с детством царя, его воспитанием, сформировать представление о личности Александра I; хаpaктеризовать первые реформы императора периода «Дней Александровых прекрасное начало»; рассказать о причинах назначения «Негласного комитета»; развивать навыки анализа документов, выделения главного, работы с тестовыми заданиями....
27 11 2023 2:19:53
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
26 11 2023 21:32:46
На уроке обсуждаются содержание, особенности и формы духовной деятельности. Учитель знакомит с особенностями сферы духовной деятельности, взглядами философов, тpaктовавших духовные явления, пути и методы сохранения, распространения и освоения духовных ценностей. В ходе урока учащиеся изучают новый материал в группах по заданиям, полученным на уроке....
25 11 2023 8:40:59
Урок проводится в форме игры "Звёздный час". В каждом классе создаётся по две комaнды игроков (по 6 человек каждая) и по две комaнды "родителей"(комaнды поддержки).
Цель урока: в игровой форме повторить, обобщить и закрепить изученный ранее материал....
24 11 2023 21:13:57
Цель данного занятия — показать, что изменения во времени, в прострaнcтве и по субъекту нормативных норм указывают на изменения, произошедшие в государстве, которое не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть, определяет его монополию на физическое принуждение, регулирует систему налогообложения, но и право не может существовать без государства, так как последнее санкционирует действие правовых норм.
...
23 11 2023 21:13:57
На уроке учащиеся повторяют и запоминают основные сведения из истории родного края. По ходу урока формируется чувство уважения и гордости за свой народ.
...
22 11 2023 1:51:29
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
21 11 2023 3:55:46
Представленный урок — пятый урок в теме "Древняя Греция". На уроке формируется представление о причинах потери земли и свободы земледельцами Аттики, продолжается работа по формированию общеучебных умений: наблюдения, слушания, обобщения, умения работать с исторической картой, развивается и поддерживается интерес к предмету....
20 11 2023 22:46:36
Задача учителя состоит в том, чтобы новое поколение знало и помнило все события прошлого, гордилось своими предками, Героями Великой Отечественной войны. Урок памяти, посвящённый Сталинградской битве, это часть задуманного проекта о городах-героях. Каждый из них – это путь к Великой Победе.
...
19 11 2023 22:11:44
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по соответствующему разделу курса "Россия и мир", заинтересовать кадет изучением предмета. В ходе занятия используется мультимедийная презентация, реализуются межпредметные связи истории с географией, иностранным языком....
18 11 2023 8:31:30
Урок способствует развитию исторического мышления; развивает предметные компетенции; формирует уважительное отношение к прошлому своего народа. Использование компьютерной презентации не только упрощает работу учителя, но и способствует расширению представления учащихся о событиях, изучаемых на уроке.
...
17 11 2023 14:53:37
Урок-конкурс проводится после изучения главы «Древний Египет» в разделе «Древний Восток», для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, быте, занятиях и верованиях египтян, повторение терминов. Урок разработан и проведён в технологии личностно-ориентированного обучения и деятельностного подхода....
16 11 2023 5:54:37
Современный урок истории и социальных дисциплин должен помочь подросткам осознать своё место в непростом, постоянно меняющемся мире. Диспут «Разговор с В. Путиным» способствует выработке интереса у старшеклассников к современной политической жизни, экономическим и социальным реалиям, содействует формированию устойчивой жизненной позиции....
15 11 2023 5:52:13
Программа представляет интерес с точки зрения преподавания музыки как искусства. Опираясь на достижения отечественной и зарубежной музыкальной педагогики, программа предлагает принципиально новые, эффективные педагогические технологии по музыкальному развитию ребенка. В их основе - опора не на слово о музыке, а на интонационный смысл. Введение ребенка в мир музыки на основе приобщения его к шедеврам мирового музыкального искусства как целостным явлениям развивает объем его памяти, остроту восприятия, формирует ассоциативные механизмы мышления, что особенно ценно на начальном этапе обучения.
...
14 11 2023 12:36:29
Повторительно-обобщающий урок по разделу Древний Восток, в форме интеллектуальной игры-турнира в 5 классе обобщает знания обучающихся по разделу Древний Восток, помогает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в истории стран Древнего Востока.
...
13 11 2023 23:46:25
Статья представляет собой литературно-музыкальную композицию к 450-летию города Астpaxaни.
...
12 11 2023 14:54:53
Урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с завоеванием монголами Русского государства, выяснить причины поражения Руси. Воспитать чувство патриотизма на примере героизма русского народа в борьбе с монголо-татарами. Развивать умение работы с текстом, картой, высказывать свое мнение, делать вводы.
...
11 11 2023 8:52:56
Мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств у детей, любви к своему Отечеству, любви к малой родине и её истории, уважительного и бережного отношения к старшим....
10 11 2023 10:25:21
Работа показывает истоки, ход и итоги новой экономической политики СССР в 20-х годах прошлого века. НЭП затронула не только экономические, но и политические, социальные основы жизни общества. Работа позволяет проследить весь ход изменений, понять причины неудач и, что самое главное, сравнить НЭП с современностью....
09 11 2023 22:52:52
В ходе урока учащиеся создают компьютерную презентацию. Интегрированные уроки позволяют сделать урок более динамичным, современным, личностно-ориентированным.
...
08 11 2023 11:47:14
На уроке учащиеся обобщают и систематизируют знания по истории Египта, Междуречья, Финикии. Развивают умение воспроизводить полученную информацию, выделяют главное, ориентируются в основных событиях истории Древнего Востока, выявляют причинно-следственные связи, анализируют и делают выводы....
07 11 2023 3:30:40
Изучая жизнь учителя М.М. Даниловой, мы рассмотрели важные этапы истории развития нашей страны. И приходим к выводу, что жизнь каждого человека тесно связана с историей страны.
...
06 11 2023 17:45:59
Рекомендуем провести урок "Советско-финская война в воспоминаниях участников 40-х годов" с целью ознакомления учащихся с неизвестным для них событием из истории своей страны, активизировать изучение теоретического материала (из учебника), проанализировав одно из художественных воспоминаний о войне. Акцент при изучении делается на 2 аспекта: влияние идеологии в воспоминаниях и проявление патриотизма.
Итогом работы считается эмоционально-оценочный вывод....
05 11 2023 6:48:41
Мероприятие задумано как дань уважения стране, в которой мы живем и учимся, с целью формирования у учащихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности....
04 11 2023 20:24:51
Цели урока: познакомить учащихся с основами избирательного права, способствовать развитию мотивации сознательного участия в избирательных кампаниях. Использованы активные методы обучения: творческие задания, диалог с учителем (дискуссия); интеpaктивные методы: игра «Выборы»; тестирование.
...
03 11 2023 19:56:54
Урок проводится после изучения темы "Отечественная война 1812 г." в форме игры-соревнования между комaндами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 7–8 человек в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей комaнды. За каждый правильный ответ комaнда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы, набранные каждой комaндой, выставляются оценки....
02 11 2023 3:39:43
Урок дает возможность сделать повторение и обобщение увлекательным приключением, повышающим интерес учащихся к предмету. В уроке использованы разнообразные виды работ (аукцион, рассказ с ошибками, кроссворд, загадки...), что дает возможность максимально активизировать деятельность учащихся.
...
01 11 2023 12:36:13
Изучение курса истории в начальных классах, по мнению специалистов, вызывает некоторую трудность, так как учащимся бывает сложно сориентироваться в исторической информации, носителями которой являются предметы материальной культуры, исторические тексты, карты, хронологические таблицы, архитектурные памятники. Цель данного урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля....
31 10 2023 0:27:54
Урок составлен на основе воспоминаний и поэтических произведений Мишты-Хямиляниной Лидии Тимофеевны – блокадницы, жительницы г. Краснодара с 1943 года....
30 10 2023 22:58:53
Тема "Социальная структура общества и социальные отношения" изучается в курсе обществознания 2 часа. В ходе урока усваиваются новые термины, применяемые для представления социальной структуры общества. Для расширения представлений школьников о социальной структуре общества рассматриваются классовый и стратификационный подходы, взгляды М.Вебера и П.Сорокина. Теория социальной мобильности позволяет объяснить природу процессов, происходящих в современном обществе. Урок рассчитан на возрастные особенности обучающихся. Деятельность в группах и индивидуальная работа позволяют школьникам выбрать для себя наиболее приемлемые формы. Задания, предлагаемые школьникам, способствуют развитию навыков работы с тестами, статьями, аналитическими документами....
29 10 2023 10:54:46
Проект учебно-воспитательного занятия на тему: "Изобретательский период и его значение в истории автомобиля" разработан с целью реализации взаимосвязи общеобразовательных и профессиональных знаний на уроках истории в учреждении НПО. Данный урок - один из серии взаимосвязанных уроков, на которых эволюция трaнcпортных средств рассматривается в контексте общего хода НТП. Содержание урока связано с будущей профессией учащихся - слесарь по ремонту автомобилей. Материал урока можно использовать для проведения внеклассных мероприятий и уроков специальной технологии....
28 10 2023 5:56:30
Урок занимает важнейшее место в изучении истории XIX века. Цель урока: усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Использование разных технологий дает возможность на уроке раскрыть индивидуальные способности каждого ученика....
27 10 2023 2:31:13
Представлены тесты по истории России в 9-м классе по темам: «История СССР в период 1953–1964 гг.» и «СССР в середине 60-х – середине 80-х гг. XX века»....
26 10 2023 12:45:55
Тема "Мы за все в ответе" очень актуальна. Эта проблема охватывает мир. С позиций норм международного гуманитарного права ее нужно решать позитивно, гуманно по отношению к природе - естественной среде обитания человека. Нарушение экологического равновесия может иметь пагубные последствия как для общества, так и для биосферы, т.е. может вызвать экологический кризис. Этот кризис может представлять собой угрозу самому существованию человечества....
25 10 2023 5:41:42
Урок по теме рекомендуется для проведения в 8-м классе. Основной акцент при создании образа отечественной войны сделан на рассмотрение и изучение документальных источников, в основном это воспоминания современников. Достижению поставленной цели способствует презентация, в которую включена вставка видеосюжета. Очень важным считаю воспитание патриотизма на уроках истории, для более яркого проявления чувств использовала цвета, создание ромашки. Этот элемент урока использовался еще и как физкультминутка. Урок предполагает умение выражать собственное мнение и критическое мышление....
24 10 2023 15:45:19
Информационное сопровождение учащихся – деятельность учителя по оказанию помощи школьнику в реализации его образовательных потребностей в предметной области. Оно может осуществляться двумя способами: как непосредственное взаимодействие учителя и учащихся в процессе учебных занятий, факультативов, элективных курсов, консультаций; с помощью информационно-коммуникационных технологий (e-mail, веб-сайт учителя, Skype)....
23 10 2023 2:44:27
Познавательная игра «Путешествие в мир истории». В игровой форме дети закрепляют пройденный материал, знакомятся с бытом и жизнью наших предков....
22 10 2023 19:59:17
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::