История Древнего мира. Тема: "Войны Рима с Карфагеном". 5-й класс
Учебник: Т.П. Андреевская, М.В. Белкинаа, Э.В. Ванина «История Древнего мира».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Целевые установки на достижение результата:
- воспитание уважения к Отечеству на примере биографии Ганнибалла;
- осознание роли личности в исторических событиях (Ганнибал, Сципион, Фабий Максим) и личностная оценка её деятельности
- способность анализировать поступки других людей и объяснять их
- умение формулировать, аргументироватьи отстаивать своё мнение в ходе обсуждения поставленных на уроке проблем;
- развитие умения работать с письменной и иллюстративной информацией, видеофильмом (работа с текстом учебника, картой, схемой битвы при Каннах)
- изучить ход второй Пунической войны
- определить причины начала Пунических войн и поражения Карфагена в войнах с Римом, а так же последствия этих событий
Формы организации работы: беседа, работа с письменными и иллюстративными источниками, индивидуальные задания.
Оборудование: компьютер, медиапроектор, раздаточный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный блок
Учитель обращает внимание учащихся, что на данном уроке будет продолжено изучение завоевательной политики Римского государства, напоминает, что учащиеся получили опережающее задание прочитать §44 (п.1), некоторым ученикам было предложено подготовить устные сообщения, используя дополнительные источники информации.
II. Мотивационный блок
Учащиеся получают раздаточный материал для
проведения графического диктанта (Приложение
1, Приложение 3,
слайд 1)
Последнее утверждение учащимся предлагается
придумать самостоятельно.
В результате правильных ответов на вопросы и
соединения соответствующих точек должно
получиться графическое изображение 218 (г.
до н.э.). Обращаем внимание учащихся на то,
что это дата начала II Пунической войны, о
событиях которой речь пойдет на данном уроке.
Вопрос учителя: Почему войны Рима с Карфагеном называли Пуническими?
Ответ: «Пуникус» (лат.) – финикиец. Карфаген был основан финикийцами, которых римляне называли пунами.
Учащимся предлагается сформулировать тему урока самостоятельно, исходя из полученной информации, сопоставив содержание утверждений и полученное графическое изображение. (Слайд 2)
III. Информационный блок
Учитель сообщает учащимся, что Рим в итоге победил Карфаген.
Вопрос: Как выдумаете, на какой вопрос нам
с вами необходимо ответить в конце урока? (Таким
образом, формулируется проблемный вопрос
данного занятия: Почему Рим одержал победу?)
Ответ: После I Пунической войны
могущество Карфагена сломлено не было и стороны
стремились к новой схватке.
Вопрос: Почему Рим воевал с Карфагеном?
Ответ: Римляне разработали план войны с
Карфагеном, разделив своё войско на 2 части.
(Слайд 3)
Задание: Используя карту, ответьте на
вопрос: куда была направлена 1-я армия, а куда 2-я
армии римлян?
Ответ: Одна армия в Испанию, а другая в
Северную Африку.
Планы римлян нарушил карфагенский полководец
Ганнибал. Что вы о нём знаете? (На предыдущем
уроке нескольким учащимся было дано задание
подготовить сообщение о полководце, используя
памятку в учебнике и дополнительную информацию).
Возможно ознакомиться с биографией Ганнибала,
используя текст учебника (стр.228, 233). Следует
обсудить хаpaктеристику данную Ганнибалу Титом
Ливием (стр. 233), обратив внимание на то, что Тит
Ливий – это римский историк. (Слайд 4)
Задания:
1. Ганнибал говорил на нескольких языках. Почему
это было особенно важно для комaндующего
карфагенской армией?
2. Известно, что Ганнибал ценил воинское
искусство Александра Македонского, а вот сам
Александр никогда не упоминал о Ганнибале.
Почему?
Далее переходим непосредственно к изучению событий II Пунической войны. По ходу рассказа учителя о начале войны идёт работа с картой и текстом учебника. Посмотрите на карту и ответьте на вопрос:
1. Через какие горы Ганнибал вторгся в Италию?
(возможно продемонстрировать кадры из в/ф
«Древний Рим» о переходе карфагенского войска
через Альпы) (Слайд 5)
Ответ: Альпы (иллюстрация «Переход войска
Ганнибала через Альпы»)
2. Используя текст учебника, расскажите как
встретили войско Ганнибала племена галлов.
Ответ: Галлы видели в войске карфагенян
осводителей от господства римлян. Они подняли
восстание и пополнили ряды армии Ганнибала.
3. Получив поддержку галлов Ганнибал не напал на
Рим, а отправился на юг Италии. Для чего?
Ответ: Надеялся найти союзников, среди
покорённых римлянами племён.
4. Используя текст учебника, ответьте на вопрос:
какую тактику ведения войны выбрали римляне,
какую цель они при этом преследовали?
Ответ: римский полководец Фабий Максим
избегал крупных сражений, затягивая войну,
полагая, что силы Ганнибала истощатся намного
быстрее, чем силы римлян.
Учитель: Разгадайте шараду: если в слове «стакан» убрать три первые буквы, а в слове «ноты» вторую и третью буквы, а затем сложить слоги, то получить название города, рядом с которым произошло крупнейшее сражение II-ой Пунической войны (Канны). Дату и название битвы учащиеся фиксируют в тетради. (Слайд 6)
Римляне собрали войско, состоящее из 86 тыс.
человек и вызвали врага на битву, которая
состоялась в 216 г. до н.э. Дату и название битвы
учащиеся фиксируют в тетради.
Задание: Подсчитайте, что ответил бы
римлянин на вопрос: «В каком году произошла битва
при Каннах?»
Ответ: В 537 г. от основания города Рима.
Задания:
1. О чём свидетельствует тот факт, что в битве
при Каннах римским войском комaндовали оба
консула?
2. Выслушайте спор двух консулов и ответьте на
вопрос: В чём было преимущество римлян, а в чём
карфагенян в битве при Каннах? (Слайд 7)
1-й консул: «Дальше медлить нельзя, у нас в два
раза больше пехоты, чем у Ганнибала. Римские
легионы раздавят проклятых пунов!»
2-й консул: «Только безумец может дать здесь
сражение Ганнибалу. Карфагенская конница
сильнее нашей, а эта равнина прекрасное место для
действий конницы!».
Далее идёт работа со схемой битвы (учебник, стр.230). (Слайд 8)
1. На чьей стороне был численный перевес? Во
всём?
2. Как поступили бы вы на месте римских консулов?
3. В чём необычность построения войска Ганнибала?
4. Что общего в построении двух войск? (В центре
пехота, а по бокам конница)
Далее следует описание битвы (возможна демонстрация кадров из в/ф «Древний Рим», посвященных битве или комментированное чтение). (Слайды 9, 10)
5. Что помогло Ганнибалу победить в битве?
Учитель: После разгрома римлян при Каннах карфагенская армия не пошла на Рим. Карфагенский сенат не поддержал свою армию ни флотом, ни деньгами. Как вы думаете, почему?
Ответ: Сенат опасался усиления Ганнибала.
Далее кратко сообщается об окончании войны и
битве у города Зама в 202 г. до н.э. (Дата фиксируеся
в тетради). (Слайд 11)
Материал о ходе III Пунической войны даётся
учащимся на самостоятельное изучение (чтение
соответствующего пункта §44).
IV. Аналитический блок
Задание: Почему Рим победил во II Пунической войне? (Слайд 12)
Возможные ответы:
1. Война приняла затяжной хаpaктер, что для
войска Ганнибала было губительным.
2. Расчёт Ганнибала на поддержку жителей Италии
не оправдался.
3. Превосходство римского войска над
карфагенским (наёмным).
4. План Сципиона нанести удар по Карфагену
заставил Ганнибала в спешном порядке
отправиться в Африку.
Причины поражения Карфагена фиксируются в тетради.
Задание: Каковы были последствия войн Рима с Карфагеном? Сделайте вывод.
Устные ответы закрепляются чтением вывода из
учебника (стр.232 )
Закрепление изученного материала:
Задание: Придумайте вопросы к кроссворду (Приложение 2), кроме слов под №9 и №10. (Слайд 13)
9. Консул, который был против сражения при
Каннах (Павел).
10. Консул, который настаивал на сражении при
Каннах (Варрон).
Обращаем внимание учащихся, что ответить на вопросы №9 и №10 поможет схема битвы в учебнике.
V. Рефлексивный блок
1. Как можно использовать полученные на занятии
знания?
2. Что было наиболее трудным на занятии?
3. Какие вопросы остались после проведения
занятия?
4. Какие важные идеи появились? Продолжите фразу
«Оказывается…»
VI. Оценочный блок
Возвращаемся к раздаточному материалу с графическим диктантом: учащимся предлагается оценить свою работу по определённым критериям (Приложение 1).
Учитель оценивает работу на уроке класса в
целом, выделяя наиболее активных на уроке
учеников.
Возможно также использование «Листа
самооценки учащихся», который приводится в
разработке урока учителя Жудиной А.И.
Домашнее задание: §44 (Слайд 14)
Учащимся предлагается выбрать дополнительное задание:
1. Заполните таблицу «Пунические войны» (стр.233 в
учебнике).
2. Используя памятку №10, подготовьте рассказ
«Ганнибалова война» (зад. 5, стр. 232).
3. Подготовьте рассказ на тему «Ганнибалова
война» от имени римского или карфагенского
воина.
4. Какие пословицы и поговорки вы могли бы
вспомнить, изучив войны Рима с Карфагеном
(«Одна голова хорошо, а две лучше», «Воюют не
числом, а умением», «Проиграть сражение не значит
програть войну», «Поспешишь людей насмешишь» и
т.д.)
5. Почему Сталинградскую битву, которая
происходила во время Великой Отечественной
войны, некоторые историки называют Каннами ХХ
века?
Приоритетной целью образования стало развитие способности студента самостоятельно ставить учебные цели и задачи, контролировать и оценивать достижения. Комплект Рабочих тетрадей по обществознанию, о котором идет речь, должен обеспечить выполнение и этой функции....
18 03 2024 3:48:10
Человек - биосоциальное существо. Он является частью живой природы и вместе с тем резко выделяется среди всех живых организмов на Земле. Главное отличие человека от других существ в том, что его становление как личности связано с обществом, в котором он живёт....
17 03 2024 12:40:51
Цели урока: углубллять, уточнять представление детей о России, познакомить с историей возникновения Руси, с образом жизни древних славян, формировать понимание слова "предки"....
16 03 2024 19:20:20
Урок обобщает и систематизирует теоретический материал раздела «СССР в 1965–1985 гг., развивает навыки исследовательской работы, воспитывает потребность в духовном, эмоционально-ценностном освоении истории своей страны, в установлении причастности своего «я» к прошлому и настоящему. ...
15 03 2024 8:44:42
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
14 03 2024 22:11:50
Урок построен на основе технологии разноуровневой дифференциации. Учащиеся повторяют главные вопросы темы: месторасположение стран Древнего Востока, развитие хозяйства, особенности политического устройства, мифология, исторические деятели. Тема предусматривает работу с понятийным аппаратом, хронологией. Большое место на уроке отводится счету лет в истории. Разнообразные формы работы учащихся: заполнение таблицы, составление схем, разгадывание кроссвордов, нахождение ошибок в тексте, работа с картами, тестами....
13 03 2024 13:45:28
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
12 03 2024 10:32:49
Урок проходит в форме пресс-конференции. Цель урока: изучение причин, основных событий войны 1812 года и ее итогов....
11 03 2024 4:27:25
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
10 03 2024 1:27:59
Урок-путешествие с компьютерной презентацией. Данная форма позволяет использовать богатый иллюстрационный материал, даёт возможность учителю закрепить с ребятами навыки работы с исторической картой, хронологией, позволяет включить в урок индивидуальную и групповую работу с источниками и документами, с понятийным аппаратом. Активные формы и интеpaктивные методы помогают учащимся выработать позицию толерантности. ...
09 03 2024 11:50:45
Урок истории посвящен становлению Древнерусского государства, русского общества, правовой системы. Совместная деятельность педагога и учащихся – дискуссия, повышает интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения последних в коллективный поиск разрешения поставленной на уроке проблемы....
08 03 2024 11:57:32
Урок позволит расширить историческую грамотность школьников, а так же позволит изучить на примере Чехии деятельность католической церкви в средние века....
07 03 2024 3:58:45
Урок входит в систему уроков, посвященных истории России первой четверти XVIII века. В основу организации занятия положена технология критического мышления. ...
06 03 2024 9:54:14
Формирование позитивных личностных качеств у старшеклассников: патриотизма, милосердия, гордости за своих соотечественников и их мужество, основываясь на художественном материале о Великой Отечественной войне....
05 03 2024 6:14:13
Стратегия современного образования заключается в предоставлении возможности всем учащимся проявить свои таланты и творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации личных планов. Активизировать работу с одарёнными детьми позволяет использование инновационных технологий, позволяющих достичь высоких результатов при изучении истории для детей с разными способностями....
04 03 2024 5:34:11
Для более полного и детального ознакомления с прошлым нашей страны необходимо глубже изучить краеведческий материал. Однако материал несколько меньшего масштаба не имеет строгой системы, а порой просто распылён во многих источниках, монографиях, дневниковых записях, письмах и народных преданиях. Нам, сельским учителям истории, для более полного раскрытия темы урока полезен собранный и научно-обработанный материал о местном крае и, в частности, о родном селе....
03 03 2024 20:25:18
Урок проводится в 10-м классе в рамках курса «История и культура Ленинградской земли». Цель урока – создать представление у учащихся об огромном значении партизанского движения в Ленинградской области. Данный урок может быть использован для проведения тематических классных часов по истории Великой Отечественной войны....
02 03 2024 19:36:48
Проект "Право - компас в моей жизни" способствует развитию личности, создаёт условия для организации деятельности детей по созданию воспитывающей и развивающей среды, формирует правовое самосознание и активную гражданскую позицию. Решаемая проблема: формирование правовых, гражданских, патриотических и нравственных позиций у детей....
01 03 2024 8:14:40
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
29 02 2024 18:12:23
Предложенная разработка древнегреческого мифа "Геpaкл и золотые яблоки Гесперид" была придумана и поставлена учащимися 6-го "А" класса ГОУ СОШ № 551 с этнокультурным (греческим) компонентом образования в 2007-2008 учебном году. Думается, что ученикам удалось не только отразить особенности своего личностного восприятия далекого прошлого, но и верно уловить специфические черты, присущие мифологически-историческим персонажам. Данная инсценировка, представляя собой очень удачное сочетание знаний, интереса, фантазии и творчества, в свою очередь, может явиться ярким импульсом к самостоятельному историческому, литературному и искусствоведческому творчеству школьников. Предложенная инсценировка может быть использована на уроке истории в 5-м классе, посвященном древнегреческой мифологии. ...
28 02 2024 0:15:19
Работа может быть использована учителями-предметниками на уроках истории, обществознания и права. Также систематизированный материал будет полезен при подготовке к факультативным и индивидуально-лекционным занятиям в рамках школьного компонента....
27 02 2024 12:39:19
В статье приведен исторический материал трагических событий предшествующих освобождению г. Старый Крым от немецко-фашистских захватчиков и коротко – самого дня освобождения. Статья посвящена печальным событиям, которые произошли 12 апреля 1944 г. в моем родном городе. А также непосредственно на улице П.Осипенко, на которой находится мой дом и в котором в этот день была расстреляна вся живущая в нем семья....
26 02 2024 22:31:33
Элективный курс предназначен для учащихся 9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов. Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и ответственность за индивидуальный выбор....
25 02 2024 21:28:37
При формировании предметных компетенций чрезвычайно значимым и эффективным является деятельностный подход в обучении, позволяющий развить у ребенка способность творчески, критически мыслить, активизировать его роль в учебном процессе, превратить его в субъекта жизнедеятельности. Активизировать обучающегося как субъекта деятельности, способствовать проявлению его «Я», снять барьеры, препятствующие коммуникации, в наибольшей степени позволяет новое направление – учебные пpaктики на занятиях....
24 02 2024 3:58:13
Развитие толерантных качеств личности в рамках преподавания данного предмета может идти в двух основных направлениях: поиска общечеловеческих ценностей и формирования интереса, понимания, адекватного восприятия межконфессиональных различий. Материал содержит примеры творческих заданий, урока-интервью, мнения обучающихся. ...
23 02 2024 21:41:30
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
22 02 2024 5:12:28
Методическая разработка внеклассного мероприятия по предмету "Право" включает в себя вопросы, задания, которые в компактной форме раскрывают наиболее актуальные вопросы, а также содержит ряд дополнительных сведений, позволяющих учащимся расширить и углубить знания по предмету, получить более полное представление о правосознании. ...
21 02 2024 2:28:55
Конспект урока истории, цель которого доказать, что несмотря на то, что данный период истории называют "эпохой застоя", именно в это время СССР достиг верхней точки своего экономического развития и стратегического господства....
20 02 2024 11:10:42
Урок завершает изучение темы "Познание как деятельность". Ученики используют знания, полученные на предыдущих уроках....
19 02 2024 6:44:12
Цель урока: обобщить предпосылки перехода к абсолютной монархии, раскрыть её хаpaктерные особенности на примере Франции и Англии; развивать умения анализировать исторические явления, установить связи между ними; показать отношение абсолютной монархии к своему народу....
18 02 2024 11:43:18
В основе конкурса научно-творческих проектов лежит технология проектной деятельности, способствует: воспитанию художественно-эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей мировой культуры; овладению умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; развитию художественно-творческих способностей; стимулирование творческого мышления и самовыражения, а также разработки, создания и представления собственного творческого проекта....
17 02 2024 0:28:52
Играя в деловые игры, ребенок приобретает уникальные навыки, необходимые ему для реальной жизни, а сама атмосфера внутри деловой игры создает ощущение того, что все происходит "по-настоящему". Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить....
16 02 2024 9:54:30
Урок призван дать понятие о передвижных выставках русских художников середины XIX века; познакомить с участниками первой выставки 1871 года, обратить внимание учащихся на роль живописи в формировании гражданского самосознания русского народа....
15 02 2024 8:12:36
Сценарий праздника воссоздает картину жизни нашего государства в начале XVII века в условиях Смутного времени. Знакомит учащихся с трагическими страницами русской истории. Подводит к пониманию обстановки напряженности и трагизма периода времени Лихолетья. Показывает и раскрывает хаpaктеры и душевные качества россиян. Формирует чувство гордости и ответственности за право называться гражданином России....
14 02 2024 12:22:29
В статье раскрывается сущность современных педагогических технологий, приводится их классификация в научной литературе. Подчеркивается роль современных технологий на уроках истории в профильных классах старшей школы. Особое внимание уделяется таким технологиям как проблемное обучение, адаптивная система обучения, коллективный способ обучения....
13 02 2024 7:16:20
На уроке обсуждаются мировоззренческие проблемы, трудные для восприятия восьмиклассников. Перед учителем стоит задача адаптировать материал для школьников данного возраста, сделать его интересным, увлекательным. С этой целью мною применяется групповая форма работы. Как правило, стоит задача сформировать работоспособные группы. Для реализации этой задачи предлагаю использовать тестирование ребят, что позволяет сформировать равноценные группы из "творцов", "организаторов", "консерваторов" и "дипломатов". Оптимальному усвоению материала способствует также использование компьютера во время урока....
12 02 2024 18:22:50
Основные задачи урока — помочь учащимся систематизировать знания об истории и особенностях жизни народов и государств, соседствующих со славянами, охаpaктеризовать взаимоотношения этих народов и государств со славянами и определить их влияние на развитие славянских племён; содействовать воспитанию у учащихся таких качеств, как толерантность, уважение, беспристрастность....
11 02 2024 8:20:34
Проверяются знания учеников по вопросам избирательного права и знание истории демократии в нашей стране....
10 02 2024 6:48:37
Данная разработка урока проводится по учебнику Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой и др. "Обществоведение. 6-й класс" на втором занятии для закрепления пройденного §5 "Что такое личность". Урок проводится в виде игры между группами учащихся....
09 02 2024 7:40:27
Цели и задачи: пробуждение интереса к изучению истории с привлечением дополнительной литературы; повторение и закрепление знаний учащихся по курсам истории России за 6–9-й класс; сплочение учащихся 6–9-х классов в единый коллектив. ...
08 02 2024 10:30:51
Данное мероприятие позволяет подвести итог работы учащихся, показать, что узнали, чему научились. В подготовке интеллектуальной игры принимали участие учащиеся 7-го класса, родители, что способствует коллективной творческой деятельности. ...
07 02 2024 2:50:13
На вступительном уроке по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» анализируются первые главы романа, а также обобщаются и систематизируются экономические и исторические сведения, связанные с эпохой, получившей отражение в романе. Все это готовит учащихся к восприятию сложности идеологической борьбы 60-х годов XIX века, развивает аналитические умения при сравнительной хаpaктеристике исторических эпох и экономических систем. ...
06 02 2024 8:43:22
Предлагаемый материал представляет собой вариант урока изучения нового материала, подготовленного в соответствии с учебником: Данилов А.А., Косулина Л.Г. "История России с древнейших времён до конца XVI века". 6-й класс. На уроке используются активные формы обучения. Презентация Power Point позволяет представить материал в более доступной и наглядной форме. ...
05 02 2024 22:10:20
Игра-викорина по истории России создает условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала учеников, формирует чувство патриотизма....
04 02 2024 13:15:50
Цели урока: создать условия для понимания образа главной героини, её поступка; показать, как раскрывается тема любви и верности; развивать навыки работы со стихотворным текстом, учить подбирать цитаты, подтверждающие высказываемую мысль; создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины. ...
03 02 2024 11:19:13
В ходе занятия дети узнают о причинах союза светской и духовной власти, изменений роли Русской православной церкви в возвышении Москвы в XIV веке....
02 02 2024 1:52:38
Урок-презентация способствует формированию у учащихся навыков публичного общения, умению отбирать наиболее важный материал из различных исторических источников, использовать его в выступлениях, а также воспитанию толерантного отношения к культуре и религии различных эпох и народов. Используются компьютерные презентации учащихся, музыкальное сопровождение. ...
01 02 2024 23:55:56
Цель урока: систематизировать знания обучающихся по теме "Страны Запада в 1945–2011 гг."....
31 01 2024 19:29:47
Урок является составной частью темы "Демократия" и имеет следующие цели: углубить знания о демократическом политическом режиме; подвести учащихся к понятию совокупности действующих в политической системе механизмов и форм реализации ведущих демократических принципов....
30 01 2024 1:15:15
Автор знакомит учащихся с г. Мышкином....
29 01 2024 4:50:21
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::