Урок окружающего мира по теме "Трудные времена на Русской земле". 4-й класс
Цель: формировать представления учащихся о важных событиях XIII века.
Задачи:
- Предметные:
- познакомить с историей монголо-татарского нашествия на Русь;
- познакомить с исторической личностью Александра Невского;
- формировать представления о военном деле на Руси;
- изучить историческое значение Невской битвы и Ледового Побоища.
- Метапредметные:
- понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить;
- прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
- обсуждать причины поражения Древней Руси;
- сравнивать и описывать вооружение древнерусских и монгольских воинов;
- находить на карте места сражений Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками;
- формулировать выводы из изученного материала, оценивать свои достижения на уроке.
- Личностные:
- формирование чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России;
Оборудование:
- учебник «Окружающий мир» 4 класс А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова;
- рабочая тетрадь «Окружающий мир» А.А. Плешаков;
- карточки с тестом;
- карточки с индивидуальным заданием;
- карта «Нашествие монголо-татар на Русь».
- диск с фрагментом видеофильма «Александр Невский»
План урока:
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Самоопределение к деятельности.
IV. Работа по теме урока.
V. Физкультминутка.
VI. Работа по теме урока (продолжение).
VII. Закрепление изученного материала.
VIII. Рефлексия.
IX. Подведение итогов урока.
X. Домашнее задание.
ХОД УРОКА
Этап урока | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | 1 мин. | Ну-ка, проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке, Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Каждый хочет получать Только лишь оценку «5». |
Проверяют наличие учебных принадлежностей. |
Актуализация знаний 1. Индивидуальные задания: 2. Тест (Приложение 1) 3. Самопроверка. |
9 мин. | – Подготовить рассказ о
возникновении письменности на Руси;
– Вспомним, как возникла письменность и о первых книгах на Руси. |
2 ученика готовят рассказы по вопросам карточек. Выполняют тест. Проверяют себя по шаблону на доске. |
Самоопределение к деятельности 1. Чтение отрывка из стихотворения учеником 2. Беседа 3. Определение темы и цели урока. |
2 мин. | – Послушайте отрывок из стихотворения И.С. Никитина «Русь», подумайте, какие мысли и чувства о Русской земле хотел передать автор. – Какие мысли и чувства о Русской земле хотел
передать автор? |
Чтение отрывка из стихотворения
учеником. (Приложение 2)
Предполагают тему урока, ставят цели. |
Работа по теме урока 1. Работа с толковым словарем 2. Рассказ учащегося 3. Сравнение снаряжения монгольского и русского воинов. 4. Рассказ учителя.
5. Работа с картой 6. Рассказ учителя. 7. Беседа.
8. Работа с толковым словарем 9. Вывод. |
9 мин. | – Сегодня мы познакомимся с
героическими страницами истории Отечества.
Узнаем, как Русь отстаивала свою независимость в
борьбе с захватчиками. В 13 веке на Русь
обрушились тяжелые испытания. С востока из
Азии напали степные кочевники монголо-татары. – Давайте узнаем, кого называют кочевниками? (Переезжающие с места на место монгольские племена) – Чем они занимались? – Послушаем, как жили кочевые племена монгол. – Рассмотрите рисунок воинов: русских и монгольских. Сравните их. – Поздней осенью 1237 года внук хана Чингисхана
Батый привел к русским границам огромное войско. – Что значит слово «дань»? (Дань – это подать, плата, взимаемая победителем с побеждённого народа.) – Почему же Русь покорилась? |
Дети в парах работают с толковым
словарем, находят значение слова кочевники Ответы учащихся. Учащийся рассказывает об образе жизни и хаpaктере монгольских племен. (Приложение 3) Описывают и сравнивают снаряжение русского и монгольского воина.
Работа с картой учебника.
Работают группами с картой учебника.
Предположения детей. Дети в парах работают с толковым словарем, находят значение слова дань Предположения детей |
Физкультминутка. | 1 мин. | Поднимает руки класс – это раз, Повернулась голова – это два, Руки вниз, вперед смотри – это три, Руки в стороны пошире развернули на четыре, С силой их к плечам прижать – это пять, Всем ребятам тихо сесть – это шесть |
Выполняют упражнения. |
Работа по теме урока. (продолжение)
1. Рассказ ученика.
2. Рассказ учителя.
3. Работа со схемами схему построения войска немецких рыцарей и русского войска.
4. Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» |
9 мин. | – Итак, в 13 веке Русь надолго попала в
зависимость к Золотой Орде. Сложившейся
ситуацией поспешили воспользоваться
шведские захватчики и немецкие
рыцари-крестоносцы. Конечной целью
захватчиков были города Новгород и Псков. –
Однако, несмотря на это, два года спустя на Русь
вновь подверглась нападению. Но уже это были
немецкие рыцари-крестоносцы. Так их называли так
потому, что на их одежде и вооружении был
изображен крест. Их армия была очень мощная и
сильная. – Именно после этой битвы князь Александр Невский произнес свои знаменитые слова: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет». |
Работа с картой. Ученик рассказывает о Невской битве. (Приложение 4) Рассматривают изображение немецкого рыцаря Рассматривают схему построения войска немецких рыцарей. Рассматривают схему построения русского войска. Работа с картой Просмотр фрагмента фильма «Александр Невский» |
Закрепление изученного материала 1. Работа в рабочей тетради. 2. Работа с кроссвордом |
9 мин. | – Выполните задание №1 на с.20 в рабочей тетради – А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд (Приложение 5) |
Выполняют задание в рабочей тетради Отгадывают кроссворд в парах. |
Рефлексия | 2 мин. | – Кто доволен своей работой на уроке? – Какое задание было сложно выполнять? – Оцените свою работу на уроке смайликом. |
Оценивают свою работу на уроке. |
Подведение итогов урока | 2 мин. | – Как вы считаете, почему 13 век назван
трудными временами для Руси? – Как вы думаете, почему Русь не смогла организовать достойный отпор полчищам Батыя? – Какое значение для Руси имела битва на Неве и Ледовое побоище? |
– Русь оказалась под гнетом Золотой
орды – Русские князья не объединились в борьбе против захватчиков. – Русь отстояла свои северо-западные рубежи, выросло ее значение в глазах русских людей |
Домашнее задание. | 1 мин. | Учебник: с. 59-63 – пересказать, Рабочая тетрадь: с 20 № 2. | Записывают домашнее задание |
Литература:
- Дмитриева О.И, Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу окружающий мир 4 класс, Москва ВАКО 2004 г.
- Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир 1-4 классы, Москва, Просвещение 2011 г.
- Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир 4 класс, Москва ВАКО 2013 г
Цель урока: закрепление и обобщение знаний об истории и культуре арабов. Учитель стремится привить уважение и интерес к арабо-мусульманской цивилизации, закрепить умения и навыки работы с дополнительной литературой и картой. Учитель воспитывает чувство сопричастности к истокам современной мировой цивилизации, и желание объяснить современные события на Востоке старинными цивилизационными особенностями....
18 03 2024 5:39:42
Неделя истории помогает решать задачи формирования мировоззрения учащихся, воспитывать чувство патриотизма, способствует выявлению творческих способностей школьников, вовлекает их в активную деятельность, помогает найти свое призвание. Участие в ней учащихся 1–11-х классов повышает интерес к предмету....
17 03 2024 22:32:24
Автор на уроке выясняет, какая армия необходима нашему государству, определяет трудности комплектования армии в современных условиях. Способствует формированию у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну....
16 03 2024 2:16:28
Программа курса по выбору рассчитана для учащихся 9-х классов и рекомендуется учащимся для углубленного, осознанного изучения истории родного края, истории родного города, своей семьи. Ребятам предстоит приобщиться к более глубоким исследованиям по истории родного города, получить пpaктические навыки работы с первоисточниками, с музейными и архивными экспонатами....
15 03 2024 18:52:13
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества....
14 03 2024 1:29:31
Древний мир предстаёт перед нами таинственным и загадочным. Несмотря на проделанную огромную работу археологов, искусствоведов, историков, филологов, ещё много остаётся нераскрытым и неизученным. Но попробуем открыть для себя что-то новое и проверить имеющиеся знания по истории древних цивилизаций....
13 03 2024 19:16:13
Предлагается разработка открытого урока в 5-м классе с использованием информационных технологий. В ходе урока рассматриваются такие вопросы, как религия древних индийцев, возникновение буддизма и его влияние на художественную культуру Индии, древнеиндийская литература, развитие научных знаний. ...
12 03 2024 3:29:21
На уроке происходит углубление исторических знаний учащихся по истории Сибири и Кузбасса XVI в. ...
11 03 2024 8:30:11
Тема: "Культура Руси Х – начала ХIII вв." включает в себя два урока. На первом уроке рассматриваются вопросы зарождения культуры, литературного наследия и быта народа. На втором изучаются памятники живописи и архитектуры. В предлагаемой разработке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю развивать у учащихся творческие способности, создавать условия для развития личностных качеств учащихся. На уроках используется обширный наглядный материал с целью сформировать у школьников наглядное представление о памятниках русской культуры Х–ХIII вв. ...
10 03 2024 23:45:52
Задачи урока: определить изменения в социально-экономическом развитии страны в конце XV – начале XVI века; показать, что в основе изменений лежит трудовая деятельность людей; охаpaктеризовать основные группы населения, дать оценку Судебника 1497 года....
09 03 2024 21:23:36
Урок на тему «Информационные технологии в преподавании истории». Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы....
08 03 2024 8:33:53
Представлена методическая разработка урока для 11-го класса «Налоги и налогообложение» в системе уроков по дисциплине «Обществознания» в разделе «Экономика» и «Финансовая грамотность». В разработке представлены: презентация, технологическая карта урока, задачи расчёта НДФЛ для физических лиц и задания для подготовки к ЕГЭ....
07 03 2024 15:49:29
Исполнилось 25 лет падения Берлинской стены в Германии. На открытом мероприятии мы говорили с учащимися об уроках Берлинской стены. Разрушение символа «холодной войны» стало одним из важных событий ХХ века....
06 03 2024 3:11:41
Урок является вторым в блоке «Древняя Индия». Формы и методы работы на уроке позволяют не только изучить новый материал, но также повторить и закрепить все изученное по теме. У учителя есть возможность оценить знания всех учеников класса. Использование игр вызывает интерес к теме и предмету. ...
05 03 2024 18:33:47
Мероприятие уточняет знания учащихся о событиях войны 1812 г. У ребят активизируется познавательная деятельность, совершенствуются умения работать с дополнительной информацией. Формируется способность отбирать необходимый материал, проявляется интерес к историческому прошлому....
04 03 2024 19:33:25
Повторительно-обобщающий урок закрепляет знания о личности Александра II, его реформах и их значении для развития России, формирует интерес к историческому прошлому, создает условия для развития у учащихся интеллектуальных и пpaктических умений в изучении истории. На уроке использованы различные контрольные задания: портретная галерея, кроссворд, деформированный текст, тест на знание фактов, понятий, на установление причинно-следственных связей. ...
03 03 2024 3:49:53
Урок сопровождается презентацией, цель которой повысить наглядность изложения материала урока, с помощью анимации дать представление о ходе битв и сражений, достичь максимального эффекта в запоминании важнейших событий Северной войны. Усилить воспитательный потенциал урока средствами видеоматериала....
02 03 2024 16:46:48
Урок подготовки к сочинению по картине В.И. Сурикова "Боярыня Морозова" в 8-м классе содержит цели и задачи урока, наглядность. В конспекте отражены: подготовка к уроку, подробная беседа по картине, примерный план к сочинению....
01 03 2024 9:53:26
Урок в 7-м классе насыщен фактическим материалом, план и предлагаемая учителем последовательность изучения материала дают прочные знания и высокий результат его усвоения. На уроке учащиеся заполняют технологические карты, содержащие множество различных видов заданий. Урок призван довести до сознания учащихся достижения науки и техники, подготовившие Великие географические открытия, закрепить имена путешественников и их открытия, выяснить значение этих открытий....
29 02 2024 12:30:42
«Где живёт герой? Так уж повелось, что воспитание мальчиков в России всегда было не просто мужественным, но по-настоящему героическим. И потому, что нам часто приходилось воевать, и потому, что выживать в столь суровом климате, как наш, могли только очень выносливые, стойкие люди. Невозможно вырастить нормального мужчину, если не демонстрировать ему в детстве и подростковом возрасте романтических образцов героизма. Посмотрите на наших мальчиков, как у них загораются глаза при слове «подвиг»!...
28 02 2024 20:12:33
На уроке, проходящем в форме игры, учащиеся повторяют и обобщают знания учащихся об условиях жизни господствующего класса при феодальном строе. Урок дает представление о некоторых мopaльных нормах и установках феодалов, закрепляет знания дат, имен, понятий по теме "Феодализм". ...
27 02 2024 23:33:32
Игра проходит в рамках "Недели Единства" перед государственным праздником 4 ноября. Участвуют обучающиеся 8–11-х классов. Каждый этап проходит одним днем, а итоги подводятся на заключительной линейке "Недели". Главная цель – смотивировать учащихся на более глубокое изучение исторического материала и показать историческую подоплеку государственных праздников. Игра используется для ретроспективного повторения исторической эпохи при подготовке к ЕГЭ....
26 02 2024 6:32:16
Урок для учащихся 6-го класса формирует уважение к историческому прошлому России, изучая личность Александра Невского, знакомит учащихся с событиями этого периода, учащиеся становятся непосредственными участниками Невской битвы....
25 02 2024 18:59:45
Данный урок занимает одно из основных мест в системе уроков, посвященных изучению политической системы РФ. Он продолжает тему, начатую на предыдущих уроках «Избирательное право. Избирательный процесс», дает возможность подготовить учащихся к восприятию темы последующего урока «Политический статус личности». ...
24 02 2024 17:51:45
Урок изучения нового материала с использованием компьютерного учебника "История древнего мира" и мультимедийной презентации "Вечные города Римской республики". На уроке применяются маршрутные листы, листы самооценки и рефлексии, индивидуальные задания-карточки, таким образом, достигается большая индивидуализация в обучении истории....
23 02 2024 14:22:50
На уроке учащиеся познакомятся с героическим трудом советского народа в годы войны. ...
22 02 2024 21:34:38
В 1920-1930 годы происходило становление и формирование новой советской архитектуры, новых архитектурных направлений. Одной из важнейших задач советской архитектуры было переустройство старых дореволюционных городов в города нового социалистического типа. На уроке можно использовать сведения об архитекторе А.А. Яковлеве (старшем), рассмотреть архитектурные направления тех лет. ...
21 02 2024 2:18:38
Данный урок предназначен для 6-го класса, который изучает Историю Древнего мира. Он познакомит учащихся с тем, как происходило объединение Китая, с кем китайцы вели завоевательные войны. Ученикам предстоит выяснить, для чего была построена Великая Китайская стена и как она выглядела....
20 02 2024 4:18:33
Урок направлен на то, чтобы расширить знания учащихся по истории политических репрессий, познакомить с лагерями на территории Казахстана, показать с каким мужеством переносили люди испытания, выпавшие на их долю, верили, что история все расставит по своим местам. У учащихся развивается чувство сопричастности и уважения к историческому прошлому своей Родины. ...
19 02 2024 2:19:16
Цели и задачи урока: охаpaктеризовать социально-политическое положение Аравии в VI–VII вв.; определить основные вехи становления ислама; рассмотреть ислам как одну из мировых религий; подвести к пониманию возникновения и причины распада Арабского халифата....
18 02 2024 2:39:35
Урок-память посвящается миллионам павшим, славным ветеранам Великой Отечественной войны, выстоявшим, победившим, подарившим миру жизнь и счастье. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам о горьком победном пути. Поэтому должен хотя бы наш разум, дорогой победы пройти. И мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир перенес, конечно, мы смотрим иными глазами, такими же полными слез. ...
17 02 2024 16:34:15
Всё в окружающем нас мире (предметы и явления) многочисленными нитями связано с другими предметами и явлениями. Всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики - науки о всеобщей связи и развитии. Вторым принципом диалектики является принцип развития. Учащиеся знакомятся с определением диалектики, видами связей, существующих в природе и обществе, решают познавательные задачи....
16 02 2024 13:34:33
Данный урок в первую очередь расширяет кругозор учащихся в области истории, экономики и информационных технологий. Он адаптирует ученика к успешному развитию в социуме. Проект позволяет развивать мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Ожидается, что самостоятельная работа по проектному методу позволит заинтересовать ребят, в результате чего они лучше овладеют основными теоретическими положениями учебных тем и разовьют в себе исследовательские навыки....
15 02 2024 20:26:55
В современный период, когда увеличивается поток информации, очень важно научить самостоятельно мыслить, анализировать, делать выводы. Самостоятельная работа на уроках истории способствует активизации деятельности учащихся на уроке, предполагает максимальную индивидуализацию каждого, отвечает детской любознательности и стремлению. Пpaктика показывает, что наиболее успешно сформировать умение самостоятельно накапливать знания, действовать не по шаблону можно только в пpaктической деятельности. ...
14 02 2024 9:11:12
Урок с использованием методики опopного конспекта повышает эффективность обучения, позволяет в игровой форме запоминать исторический материал, видеть значение достижений культуры Древней Индии для современной цивилизации. Воспитывает толерантное отношение к представителям разных народов мира....
13 02 2024 16:52:53
Урок обществознания представляет собой третий урок по теме «Мораль. Религия» в 10-м классе по учебнику под редакцией Л.Н. Боголюбова. Данный урок предполагает развитие исследовательских навыков учащихся, умения анализировать полученную информацию, размышлять на животрепещущую тему современного мира – толерантное отношение к друг другу....
12 02 2024 18:20:19
Одной из главных образовательных целей урока является формирование представления о предпосылках и причинах отмены крепостного права в России, понимания исторической закономерности падения крепостного права, определение роли Александра II в отмене крепостного права....
10 02 2024 23:29:40
Урок истории раскрывает тему через мини-проекты, мини-исследования, использование интеpaктивной доски, показывает опасность для человечества решения конфликтов путем войны. Проблема урока вопрос: кто смог остановить агрессию фашистских государств? Используются интеpaктивные методы, работа в группах, исследовательская, проектная деятельность учащихся. Знания учащихся оцениваются компьютерными тестами....
09 02 2024 9:32:57
Сценарий занятия, посвящённого профессии «учитель» из электива «Школьникам о некоторых профессиях», проводимого в средней общеобразовательной школе и призванного помогать школьникам найти свое место именно там, где бы они наиболее хорошо себя чувствовали....
08 02 2024 8:25:12
Урок построен на принципах развивающего обучения с применением методов формирования критического мышления на уроках истории. Для достижения поставленных целей на уроке применены методические приёмы: разминки-ассоциации, метод двойных дневников, тестирование, прием "Шесть шляп критического мышления", метод решения проблемных задач; разработаны рабочие листы, позволяющие проследить работу ученика, стимулирующие его активное участие. ...
07 02 2024 22:57:14
Представленная викторина организована по принципу телевизионной игры "Звёздный час". На основе создания условной игровой ситуации устанавливается логическая взаимосвязь терминов, названий, имён, дат, фактов и т.д. ...
06 02 2024 8:28:53
Разработка представляет собой игру с целью воспитания гордости и любви к родному краю. Игра позволяет не только повторить знания по истории и географии марийского края, по истории родного поселка, но и развить умение пользоваться своими знаниями при выполнении разнообразных заданий, научить детей культуре поведения во время игры....
05 02 2024 5:46:56
Программа создана для детей, интересующихся исторической реконструкцией памятников материальной культуры человечества — от Древнего Египта до Древнего Рима. В программе предусмотрено воссоздание предметов быта и одежды, изготовление макетов зданий, моделей кораблей, глиняных табличек, каллиграфии на шелке и т.д.; используются инновационные методы воспитания и обучения. ...
04 02 2024 0:23:29
Сценарий спектакля на английском языке подготовлен к 250-летию со дня cмepти М.В. Ломоносова. Русский вариант текста прилагается....
03 02 2024 4:56:29
Целью урока является формирование знаний об особенностях развития стран в XI–XIV вв. Автор развивает умения сравнивать, выделять главное, работать с историческими источниками, обобщать. Комбинирование продуктивных и репродуктивных методов обучения позволяет обеспечить дифференцированный подход к обучению. На уроке используется презентация с фрагментом Образовательного комплекс "Российская и всеобщая история" ООО "1С Паблишинг", 2008....
02 02 2024 9:39:50
Конституция РФ – основа политической и правовой системы России. Она представляет собой совокупность зафиксированных в специальном документе относительно стабильных правил, определяющих основания, цели и устройство государства, принципы его организации и функционирования, способы политического волеобразования и принятия решений, а также положения личности в государстве. ...
01 02 2024 14:26:45
В старших классах часто использую прием «Стратегия эффективной лекции» технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Материал лекции делится на смысловые единицы. Передача каждой из них строится в технологическом цикле: вызов – осмысление содержания – рефлексия. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор хаpaктерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний....
31 01 2024 11:59:22
Данный урок "Права человека" представляет собой пpaктикум, в ходе которого учащиеся не только знакомятся с основными правами, зафиксированными в документе, его структурой, а также проводят анализ зафиксированных прав, определяют значение данного документа для всех людей. Кроме того, главное заключается в том, чтобы не только познакомить учащихся и выучить статьи международных документов, а учить учащихся жить со знанием и осознанием своих прав и свобод. И помнить, что у другого человека, такие же права....
30 01 2024 12:46:15
Цель: патриотическое воспитание учащихся; формирование универсальных учебных действий школьников. Может проводиться на тематических классных часах и на предметной неделе истории....
29 01 2024 12:36:18
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::