Гражданское общество – основа демократического правового государства?
Класс: 11 Г (социально-гуманитарного профиля)
Цели урока:
1. Когнитивные компетенции (познавательные):
а) дать общую целостную хаpaктеристику основных институтов современного общества и демократического государства,
б) показать взаимосвязь основных институтов современного общества и демократического государства;
2. Операционные компетенции (развивающие):
а) способствовать становлению и развитию основных умений и навыков: работы с источниками, общения материала, выделение частного из общего и наоборот, комментирование,
б) выработка определенных алгоритмов действий;
3. Ценностные компетенции (воспитательные):
а) способствовать становлению активной гражданской позиции, вызвать стремление к самосовершенствованию;
б) способствовать развитию демократической культуры.
Оборудование: тексты для анализа, ватманы для кластера, листы для синквейна, исторические справки на заданные темы, листы учета активности учащихся на уроке.
Категориальный аппарат урока: демократия, правовое государство, гражданское общество, политика, власть, политическая культура.
Тип урока: урок построен в соответствии с требованиями методики деятельного подхода.
Этапы урока:
I этап – погружение в тему.
Начало урока – это априорная настройка на восприятие темы. Учитель ставит вопрос о том, кто и почему хочет жить именно в демократическом государстве.
Анализируя ответы учащихся, учитель вспоминает слова А. Линкольна: “Демократия – это правление народа, избранное народом и для народа”.
Обращается к учащимся с вопросом: “Так ли хороша демократия и можно ли ее считать высшим достижением современного общества?”.
Учащиеся в ответе на данный вопрос расходятся во мнениях, складывается мини-дискуссия, итог которой подводят эксперты, обозначая на доске схему:
Т.о., основным институтом общества, о котором пойдет на уроке, является демократическое государство (учитель вывешивает на доске заранее подготовленную надпись).
Учитель просит прокомментировать слова крупнейшего просветителя Ж.Ж. Руссо: “Свобода не заключается ни в какой форме правления: она находится в сердце свободного человека”.
Учащиеся рассуждают о соотношении власти и общества; приходят к выводу о том, что государство не должно подавлять граждан, общество должно быть отделено от государства.
Учащиеся вспоминают термин “гражданское общество”, а учитель вывешивает на доску продолжение темы. На доске складывается запись “Гражданское общество – основа демократического государства”.
II этап – первичная актуализация знаний.
Учитель ставит задания – сформулировать цель этого этапа работы. Учащиеся говорят о необходимости вспомнить сущность каждого из обозначенных институтов.
У учащихся на столах находятся выдержки и фрагменты из научных статей о демократическом государстве и гражданском обществе. Учитель ставит задачу перед учащимися – проанализировать документы и сформулировать признаки каждого понятия в виде схемы.
После непродолжительной работы схемы вывешиваются на доске, и учащиеся делают комментарии к ним.
Эксперты делают вывод о том, что гражданское общество и правовое государство представляют собой понятия, отражающие различные стороны жизни общества.
Первичная актуализация знаний направлена на то, чтобы учащиеся вспомнили ценности демократического государства, четко осознавая, почему мы стремимся жить именно в демократическом государстве. При этом важно понимание сопричастности к этому явлению. Это и есть мотивация, побуждающая ученика к вступлению в деятельность.
Этап постановки устной задачи – это этап мотивации целеполагания деятельности. Учащиеся отвечали на вопросы и выполняли задания, актуализирующие их знания. На этом этапе урока использовалась первичная и вторичная актуализация. Дальнейший ход урока может быть представлен лишь с известной долей вероятности – все зависит от выбора тех методов, с помощью которых учащиеся будут решать проблему.
III этап – постановка проблемы.
Это этап урока начинается с представления итогов социологического опроса по вопросу: “Без чего невозможно сосуществование и развитие демократии?”.
Учитель задает вопрос: “Любая ли страна готова к демократии?”.
Учащиеся видят в этом проблему и формулируют ее: “Является ли гражданское общество необходимым условием формирования и развития демократического государства?”.
Учитель ставит знак вопроса на доске и просит предложить свои варианты решения данной проблемы.
Учащиеся предлагают следующие методы решения проблемы, обозначая их на доске:
1. Моделирование демократического государства без гражданского общества.
2. Метод синтеза, показывающий целостность гражданского общества и демократического государства.
3. Теоретическое исследование на основе хаpaктеристик гражданского общества и демократического государства и определение возможности их интеграции.
4. Аксиоматический метод основанный на способе построения теории, исходящий из начальных аксиоматических составляющих.
5. Системный – исследование объекта на основе знаний полученных разными науками.
Учитель просит выбрать приемлемый метод решения проблемы для каждой из групп и предложить свой алгоритм действий.
- I группа выбирает метод синтеза и комментирует алгоритм действий.
- II группа – метод моделирования.
Учитель дает возможность учащимся, находящимся в группах, пересесть в соответствии с теми методами, которые они считаю приемлемыми для себя.
Несколько учащихся меняются местами.
IV этап – самостоятельная работа в группах.
Работа в группах осуществляется в соответствии с распределенными руководителями группы функциями: аналитики, оформители, ораторы.
Результатом работы должен стать отчет группы в виде кластера (схематического рисунка, отражающего сущность проблемы). Эксперты подведут общие итоги работы и сделают вывод о решении проблемы урока в целом.
Комментарий учителя: диалогическая форма поиска истины – важнейший аспект деятельности подхода, в ходе которого обсуждаются основные аспекты проблемы и учащиеся приходят к определенным выводам, что помогает им сформулировать общие решения.
Через десять минут группы представляют результаты работы.
I группа доказывает, что экономические, политические и духовные предпосылки формирования гражданского общества являются одновременно условиями формирования демократического государства.
II группа показывает, что если из признаков демократического государства убрать те, что хаpaктеризуют гражданское общество, то, собственно, нет и демократии.
Учитель дает слово экспертам, которые подводят итоги работы в группах и формулируют итоговый вывод о целостности демократического государства и гражданского общества с помощью составленного синквейна.
V этап – рефлексия.
Задача последнего этапа – самоконтроль и самооценка. Это позволяет учащимся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий. Важно, чтобы на этом этапе урока каждый ученик почувствовал ситуацию успеха: “Я могу” и у него возникло желание закрепить удачный результат.
На этапе рефлексии учащиеся получают листы с заданиями двух типов:
- первый уровень – воспроизводящий, состоящий из вопросов типа: “Перечислите общие ценности демократического государства и гражданского общества”, “Определите форму связи гражданского общества и демократического государства”;
- второй уровень – самооценка, здесь учащийся должен определить, как он понял тему, оценив себя по 10 – балльной системе.
Эксперты подводят итоги первичной проверке листов рефлексии, учитель благодарит учащихся за работу и ставит разноуровневое домашнее задание:
1. Можно ли назвать гражданским и демократическим обществом после Февраля 1917 года, если учесть, что на протяжении восьми месяцев существования республики царило двоевластие?
2. Почему при Советской власти наше общество не спешили называть гражданским и демократическим? Составьте ответ в виде тезисов.
3. Прокомментируйте высказывание Вольтера: “Я никогда не соглашусь с Вашими убеждениями, но отдам жизнь за то, чтобы Вы смогли их свободно высказывать”.
4. Составьте проект “Пути совершенствования демократического государства (гражданского общества)”.
Заканчивая урок, учитель обращает внимание учащихся на эпиграф: “Общество таково, каким его делаем мы сами... Только от нас зависит создание такого общества, которое охраняет и расширяет свободу человеческой личности, не допускает чрезмерного расширения власти государства и следит за тем, чтобы правительство всегда оставалось слугой народа, а не превращалось его хозяина” (М. Фридман).
- Приложение 1
- Приложение 2
- Приложение 3
- Приложение 4
Во внеклассном мероприятии по истории, посвящённом Великой Отечественной войне, рассказывается о живописи и музыке этого периода. Учащиеся знакомятся с конкретными примерами и обсуждают их....
18 03 2024 23:19:46
Представлено интегрированное занятие в рамках элективных курсов по истории "Исторический портрет" и литературе "Тайны текста" в 9-м классе....
17 03 2024 8:45:18
Одной из главных позиций воспитательной работы в школе является воспитание гражданственности. Материал данного мероприятия используется для углубленного изучения своего края, родного села. Методическая разработка предназначена для урочной и внеклассной работы с учащимися 5–11-х классов. Является частью серии занятий, посвящённых изучению родного края в региональном предмете "Кубановедение"....
16 03 2024 2:22:36
Материал к уроку дополнен мультимедийными презентациями и литературными переработками сцен трагедий Софокла "Царь Эдип" и "Одиссеи" Гомера. Сцены из трагедий изложены автором сценария урока доступным для восприятия современным языком в стихотворной форме. Терминология, свойственная изучаемой эпохе, тем не менее, сохранена. Содержание слайд - фильмов делает возможным их использование в обучении наряду или вместо учебника, а элементы театрализации дают возможность детям творчески осмыслить учебный материал. ...
15 03 2024 3:10:48
Заканчивая изучение любой исторической эпохи, мы всегда обращаемся к проблеме духовного состояния русского общества, к тем процессам, которые протекали в нем. Серебряный век русской культуры явился закономерным ответом на те события, которые имели место в России в 1900–1916 гг. Его возникновение было предопределено. ...
14 03 2024 2:41:24
Тюменская область - это колыбель богатых и самобытных культур. Территория стала осваиваться человеком в конце палеолита - древнего каменного века – примерно 15–20 тысяч лет назад, на исходе ледникового периода. ...
13 03 2024 1:28:24
Основная идея программы - изучение побед России в период с IX по XVIII век. Этот период истории России богат победами в самых различных областях жизни. Это победы русской дипломатии, внешней и внутренней политики, достижения в культуре, деятельность отдельных личностей и всего русского народа. Изучение этих побед пробуждает чувство гордости за свою историю и свою страну. ...
12 03 2024 8:12:50
Данный урок продолжает изучение особенностей развития Афинского государства в VI в. до н.э. Цели урока - рассмотреть причины и ход борьбы демоса с аристократией; опираясь на источники, изучить реформы Солона и их значение для дальнейшего развития государства в Афинах; умение использовать различные источники исторических знаний, самостоятельно формулировать и излагать свою точку зрения, делать краткие записи. Урок дает возможность понимания неоднозначности оценки исторической личности в истории....
11 03 2024 1:58:46
Цель урока: сформировать общие представления об участии России в Первой мировой войне....
10 03 2024 4:17:55
В процессе урока учащиеся должны осознать необходимость проведения индустриализации в нашей стране в 30-е годы, осмыслить сложность осуществления этого процесса, его историческое значение для достижения экономической независимости СССР. Для достоверности на уроке используются исторические документы, цифры, высказывания очевидцев. ...
09 03 2024 8:55:59
Данная разработка может использоваться как на уроках обществознания в рамках изучения темы "Мораль" в 5-м классе, так и как классный час в 4-6-х классах. ...
08 03 2024 21:27:38
Урок посвящен одной из важнейших проблем курса истории ХХ века – проблеме начала Второй мировой войны. В процессе учебного занятия, построенного по технологии проблемного обучения в форме семинарского занятия с элементами дискуссии, учащиеся сопоставляют различные точки зрения по вопросам готовности СССР и Германии к войне, роли Сталина, выясняют позиции исследователей о виновнике развязывания войны. Их деятельность носит поисковый, исследовательский хаpaктер. Используя учебную информацию из курса "Обществознание" об особенностях социального познания, учащиеся анализируют причины разночтений в освещении периода конца 30-х – начала 40-х годов, учатся выpaбатывать и аргументированно излагать собственную позицию....
07 03 2024 4:59:21
Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во всё более самостоятельном познании, можно. Однако для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности. В статье автор предлагает урок истории в 5-м классе с использованием игровых ситуаций. Тема урока: путешествие по Древней Греции (повторительно-обобщающий урок в форме игры «Счастливый случай»)....
06 03 2024 20:59:16
Презентация к уроку повторения и обобщения по теме курса....
05 03 2024 2:53:12
Тема рассчитана на один урок. Так как объем материала достаточно большой, целесообразно организовать работу в группе и парами. Для работы на каждую парту раздаются листы с планом урока и заданиями. Ученикам даются рекомендации, как работать с листами в группах и в парах. Проверка знаний проводится в виде теста. Перед выполнением задания также даются рекомендации. ...
04 03 2024 5:30:22
Прослеживается эволюция политического и экономического курса, проводившегося в СССР Н.С. Хрущевым; анализируется его успех и поражение, раскрывается значение экономических реформ в период «оттепели». Учащиеся знакомятся с основными переменами, прошедшими в политической системе СССР, основными результатами экономических преобразований....
03 03 2024 8:44:51
Учащиеся знакомятся с условиями жизни рыцарей, их бытом и занятиями. Формируется умение учащихся работать с текстом учебника, делать выводы, отвечать на сквозные вопросы темы, работать в группе; развивается культура здорового образа жизни....
02 03 2024 17:57:34
Внеклассное мероприятие ко Дню Победы с целью расширить знания школьников о Великой Отечественной войне; дать почувствовать детям величие духа людей военного поколения, их веру в торжество справедливости и правды на Земле; рассказать о пионерах-героях, о детях войны; способствовать воспитанию патриотических чувств, уважительного отношения к ветеранам войны....
01 03 2024 3:14:24
Рабочая программа является составной частью развивающей образовательной системы «Школа–2100», в ней отражен федеральный компонент государственного стандарта по предмету. Новизна программы заключается в том, что она предусматривает синхронное изучение событий, происходящих в России и мире в XX – начале XXI века, что дает возможность анализировать роль России в мире, проводить сравнительный анализ исторического развития стран, а также показать единство мира в XX – начале XXI века....
29 02 2024 21:45:54
Автор знакомит учащихся с понятием "право", его значением для общества. Ученики совершенствуют умение рассуждать на тему, формируют мнение о значении государства и права....
28 02 2024 3:25:17
Цель урока: закрепление пройденного материала и проверка усвоения знаний через организацию игрового образовательного прострaнcтва....
27 02 2024 14:40:32
Интегрированный урок истории, обществознания и литературы в 10-м классе служит формированию у обучающихся понятия о значимости роли народа и личности в историческом процессе. На уроке ученики учатся составлять сравнительную хаpaктеристику, систематизируют материал по образам Кутузова и Наполеона. Урок имеет большое значение в подготовке к написанию экзаменационного сочинения....
26 02 2024 17:29:22
Метод исторической реконструкции, очень актуален, т.к. позволяет детям погрузиться в мир Средневековья, получить представление об образе рыцарей Средневековья, расширить горизонты познания. Разработанная модель урока может быть применена учителями 10-х классов как возможный вариант изучения темы по Всемирной истории....
25 02 2024 20:52:17
На уроке в 5-м классе учащиеся знакомятся с древнеегипетской культурой: архитектурой, медициной, письменностью. Узнают, какие научные знания возникли в Древнем Египте, как и где использовались? Каковы достижения египтян?...
24 02 2024 15:57:44
В работе вы найдете материалы об эпохе правления Николая I. Они свидетельствуют о достижениях и проблемах его тридцатилетнего царствования и позволяют ученикам после их исследования оценить эпоху Николая I. Для систематизации знаний все материалы сведены в таблицу. Предполагается ее заполнение учениками по ходу урока....
23 02 2024 4:23:55
Выбирая тему работы, обращала внимание на ее актуальность: в настоящее время проводится множество различных конкурсов, викторин по избирательному праву. Урок является повторительным, вызывает интерес у учащихся, несмотря на сложность заданий. Данную разработку можно использовать не только как урок, но и как внеклассное мероприятие. ...
22 02 2024 13:11:29
В ходе изучения темы моделируются ситуации, которые формируют способы действий, анализа информации о роли партий в избирательном процессе, объясняюь причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов («партии», «выборы», «политические лидеры» и т.д.); раскрывают на примерах изученные теоретические положения и понятия, оценивать действия субъектов политической жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм....
21 02 2024 15:11:47
Автор знакомит учащихся с современной и исторической символикой своего государства, своего края. Интеллектуальные игры рассчитаны на детей разного возраста "Поле чудес"- для учащихся 1-й ступени, "Своя игра"- для учащихся 2–3 ступени. Способствуют активизации познавательной деятельности, сплачивают классные коллективы, расширяют исторические. обществоведческие и краеведческие знания. Способствуют формированию гражданской позиции юных граждан Российской Федерации....
20 02 2024 11:45:17
В основе игры лежит путешествие по станциям – разделам истории России. Все задания носят занимательный хаpaктер и способствуют формированию познавательного интереса к предмету, расширению знаний по истории своей Родины. В содержание игры можно включить задания по креведению. В ходе игры ребята проявляют лидерские способности, развивают коммуникативные качества, учатся принимать ответственные решения и быть сплоченными....
19 02 2024 17:44:39
В настоящее время большой интерес вызывает всеобщая история и культура зарубежных стран. Предлагаемый урок окажет помощь учителям в процессе обучения, развития коммуникативных возможностей, социализации личности подростка. Урок проводится в форме дидактической игры, в ходе которой учащиеся систематизируют, обобщают и закрепляют знания по курсу «Новая история» (ХIХ век)....
18 02 2024 15:33:18
В процессе подготовки учащиеся расширяют свои знания о людях и событиях начала XVIII века, в ходе игры выполняют задания познавательного и развлекательного хаpaктера, а также представляют собственный проект ассамблеи. ...
17 02 2024 11:17:38
Целями данного занятия являются: расширить и закрепить знания учащихся об одном из самых величайших сражений в истории России; развивать навыки учащихся работы с картой, документами, умения выделять главное; воспитывать чувство гордости и любви к Родине на примерах подвига российского народа....
16 02 2024 2:53:31
В статье рассматриваются примеры духовно-нравственного воспитания в преподавании истории. Автор предлагает программу элективного курса "Русская Православная церковь в борьбе с врагом". Элективный курс способствует духовно-нравственному воспитанию молодежи, воспитанию чувства уважения к трагическим страницам истории нашей страны. Курс может изучаться учащимися как предпрофильных, так и профильных классов и рассчитан на 15 часов....
15 02 2024 8:33:20
Цель урока: познакомить учащихся с историей борьбы Москвы за независимость от Золотой Орды....
14 02 2024 1:16:54
Цель урока: выяснить значение выступления Мартина Лютера против продажи индульгенций, давшего толчок общенародному движению против католической церкви....
13 02 2024 14:28:27
Основные цели урока — формирование у учащихся представления о реформах П.А.Столыпина как об определенной трaнcформации революции «снизу» в революцию «сверху», уяснение учащимися политических, экономических и социальных задач столыпинского аграрного законодательства, причин, по которым начинания П.А.Столыпина не нашли широкой социальной поддержки. Развитие навыков и умений анализа причинно-следственных связей явлений и событий, работы с компьютером. Воспитание уважения к личности П.А.Столыпина как крупного государственного деятеля, выдающегося земляка, интереса к отечественной истории, родному краю....
12 02 2024 14:26:21
В ходе урока учащиеся с помощью технологии "синквейн" работают с понятием «закон», а также определяют сущность законов царя Хаммурапи и их значение для жителей Вавилона. На уроке учащиеся развивают навыки исследовательской деятельности, работают с перфокартами....
11 02 2024 21:28:38
Тема нестандартного урока-КВН - "Олимпийские игры в древности". На уроке преобладают активные формы и методы обучения, что позволяет учителю раскрыть индивидуальные, способности ученика....
10 02 2024 4:11:15
Представленный урок разработан для учащихся 8-го класса. Цель урока: повторение и систематизация пройденного материала, определить уровень знаний учеников, степень усвоения темы. Урок построен таким образом, чтобы в течение урока каждый был не пассивным слушателем, а активным участником....
09 02 2024 23:57:26
Интегрированный урок истории и физической культуры с целью развития у учащихся интереса к занятиям физкультурой и спортом и повышения интереса к общеобразовательным предметам – истории России, истории Костромского края, Всемирной истории через нестандартные формы. Урок проводится среди юношей и дeвyшек весной – в марте, часть конкурсов можно проводить как в зале, так и на улице. Время для проведение мероприятия: 1 час 30 минут....
08 02 2024 7:28:15
В ходе урока дается представление о первых олимпийских играх, традициях. Проводится самостоятельная работа с документом. Учащиеся читают историческую карту с опорой на легенду, находят и показывают на ней историко-географические объекты....
07 02 2024 3:25:38
Урок истории знакомит учащихся с памятниками культуры. Цель: добиться осознания особенностей и высокого уровня отечественной культуры. На уроке предполагается групповая форма работы с сочетанием фронтальной и индивидуальной. Присутствуют элементы игры и соревнования между группами: кто быстрее и полнее ответит на вопрос. Урок интеpaктивный: постоянно осуществляется взаимная связь «учитель-ученик» и «ученик-ученик»....
06 02 2024 21:37:18
Данный урок может быть использован в преподавании истории методом погружения с использованием технологии КСО. ...
05 02 2024 10:45:34
В статье дается краткая история создания школьного краеведческого музея, который рассказывает об истории школы, жизни выпускников, учителей. Цель музея: всемерное содействие развитию коммуникативных компетенций, навыков исследовательской работы учащихся, поддержке творческих способностей детей, формированию интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений....
04 02 2024 8:21:42
Урок включает в себя различные формы работы, содержит большое количество документальных материалов и источников, которые включены в презентацию. Закрепление знаний проводится при помощи теста. Материалы урока могут быть использованы при изучении данной темы в 9-м классе в качестве дополнительного источника....
03 02 2024 4:36:16
Урок проводится с целью рассказать о выделении человека из мира животных, об отличиях древнейших людей от современных, о древнейших орудиях труда, об овладении огнем; пробудить интерес учащихся и стимулировать их познавательную активность, создать обстановку, необходимую для творческой, плодотворной работы учащихся. ...
02 02 2024 17:28:55
Урок знакомит учащихся с молитвой как формой общения с Богом. Формируется ценностное отношение ребенка к молитве, просьбам. Представлены различные методические приемы, направленные на деятельностный подход к обучению....
01 02 2024 15:10:39
На уроке создается образ эпохи Первобытного мира. Учащиеся учатся находить в современной жизни явления, открытия, достижения, сохранившееся со времен Первобытного мира; учатся сравнивать, формулировать вопросы, работать с текстом, картой, иллюстрацией....
31 01 2024 23:40:35
Представлен урок-игра, посвященный 65-летию победы в Великой Отечественной войне. Цель мероприятия – повысить интерес учащихся к военной истории нашей Родины....
30 01 2024 8:48:51
Урок позволяет учащимся обсудить закономерности исторического развития России. Понять, чем определяется специфика российского исторического развития и каковы механизмы ее проявления. Решение подобных задач позволит школьникам понять роль, место и историческое значение страны....
29 01 2024 7:46:52
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::