Урок эмоционального сопереживания для учащихся 8–9-х классов "Детство, опаленное войной"
Технология: историко-литературная гостиная.
Форма работы: проектная.
Уровень образования школьников: учащиеся общеобразовательных классов среднего звена.
Цель: осознание учащимися через исторический и литературный материал ценности каждой человеческой жизни, неприятие идей насилия.
Воспитательная задача: формирование гражданской позиции учащихся, гордости за свой народ, воспитание патриотизма, сострадания и бережного отношения к героической истории родного края, воспитание чувства сопричастности к истории своей Родины.
Зрительный ряд: слайды с использованием компьютерных технологий (в основном – фотографии и кадры кинохроники военных лет).
Звуковой ряд: песни в исполнении детей.
Особенности урока (аннотация): уроку предшествует большая и длительная подготовительная работа учащихся, осуществляемая в форме долговременного, разновозрастного проекта. Одни дети ведут поисковую краеведческую работу, другие – пишут сочинения, подбирают и репетируют стихи, прозу, песни, третьи – подбирают материал и делают компьютерные слайды, записывают музыку. В целом данный урок эмоционального сопереживания – это коллективная работа учащихся 8-9 классов.
ХОД УРОКА
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
Р. Рождественский.
Учитель истории: Здравствуйте, ребята. Мы сегодня пригласили вас на необычный урок: в историко-литературную гостиную. Урок истории и литературы в 8 и 9 классе.
Учитель литературы: Тема урока «Детство, опалённое войной».
Учитель истории: Наш урок даст возможность узнать новое, применить уже имеющиеся знания, пообщаться. Урок, на котором, нам хотелось бы познакомить вас с вашими сверстниками. Только сверстниками из прошлого. Мы будем говорить сегодня о детях войны. О таких же детях, как и вы, только их детство пришлось на годы Великой Отечественной войны.
Учитель литературы. Цель нашего урока:
понять умом и прочувствовать сердцем драматизм
людских судеб, по которым покатилась гусеницами
танков война.
Есть поговорка «На войне детей не бывает». Они
должны были расстаться с детством – в обычном,
мирном смысле этого слова.
Учитель литературы: Тема Великой
Отечественной войны – особая тема в русской
литературе XX века. Поэзия и проза этого периода –
явление уникальное. В ней органически сочетаются
гражданские и личные моменты. В лирике о войне
выделяют три основные группы жанров: лирические
(элегия, ода, песня), сатирические и лироэпические
(баллада, поэма).
Поэты и писатели (многие из них были участниками
боевых действий, военными корреспондентами)
писали и о самой войне, её тяготах, военных
сражениях, трагедии отступления, о победных
походах, о партизанах, о женщинах и детях на
фронте и в тылу, передавали трагедию многих
семей.
Видеоролик «Художественная культура военной поры»
Учитель истории: 1 сентября 1939 г.
Германия начала войну против Польши. Этот день
считается началом Второй мировой войны.
На рассвете, 22 июня 1941 г., без объявления войны,
нарушив Пакт о ненападении, германская армия
обрушилась всей мощью на советскую землю.
Началась Великая Отечественная война.
Карта Самарской области
Война не обошла стороной наш Хворостянский район, нашу малую Родину, село Абашево.
Ученик: Ушло на фронт 372 человека, не вернулись 192, они пали в боях, защищая Родину. В 1945 году с фронта стали возвращаться односельчане, вернулось 180 человек.
Учитель истории: О войне много
сказано, написано. Учащимися нашей школы был
создан проект «Колокол Памяти», посвящённый
участникам Великой Отечественной войны.
А в прошлом учебном году учащимися 9 класса нашей
школы был собран материал для проекта «Война и
дети», посвящённого 65-летию победы.
Ребята обратились к печатным изданиям и
выяснили, что настоящему и будущему поколению
села Абашево негде узнать о том, как жили бабушки
и дедушки в детстве, наши односельчане, в то
время, когда в стране шла война.
Учитель литературы: Ребята, что было задано на дом?
Ученик: Нашим домашним заданием было: подготовить мини-проекты на основе материалов альманаха «Война и дети».
Ученик: А мы начали сбор информации о жизни ветеранов педагогического труда Абашевской школы в годы войны.
Ученик: Наша группа вела поисковую работу по сбору материала по теме «Моя семья в годы Великой Отечественной войны». Этот материал лёг в основу наших сочинений.
Учитель литературы: Предоставляем слово ребятам первой группы.
Ученик: Поисковая группа встретились с жителями нашего села, которые поделились с ними своими «детскими» воспоминаниями о тех страшных и тяжёлых годах. Встречаясь с людьми, они не переставали удивляться: откуда столько сил и терпения бралось у них, это же чувство овладело и нами, когда мы работали над этим материалом. Люди проявляли высокое гражданское сознание и не жалели себя, лишь бы победить врага. Не смотря на то, что в деревне остались старики, женщины и дети, хлеб для армии и рабочих заводов шёл бесперебойно.
Учитель истории: Кто возвратит
детство ребёнку, прошедшему через ужас войны? Что
помнит он? Что может рассказать? Должен
рассказать! Потому что и сейчас, в наше время
где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются
на крошки взорванные дома, горят детские
кроватки.
Можно спросить: что героического в том, чтобы в
пять, десять или двенадцать лет пройти через
войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?
Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны.
Ученик: Из всего материала,
представленного в альманахе «Война и дети», я
выбрал материал о своём двоюродном дедушке
Черябкине Александре Лукьяновиче. Он
рассказывал: «В 1941 году мне было 6 лет. Семья у нас
была большая.
Я работал за кусок хлеба, пас гусей. Хлеб я
приносил своим братьям и сёстрам. Ещё сгрeбaл на
лошадях сено для колхоза, возил на быках воду для
колхозного скота. Кладовщик после работы
взвешивал кусочек хлеба, примерно 200 граммов, и
давал его мне. Я снова нёс его домой.
На трудодни семья получала немного зерна».
Дедушкино детство было опалено войной. Хочется,
чтобы мы, внуки, знали об их жизни, которая стала
историей нашей страны и нашего маленького села
Абашево.
Ученик: Перечитывая материалы
Альманаха, меня заинтересовали воспоминания
Кузьмичёва Всеволода Ивановича, он получил
статус «Дети войны». Всеволод Иванович со своей
семьёй жил рядом, по соседству. Из его
воспоминаний: «Жил я, в то время как в аду. В 1940
году умер мой отец после долгой болезни. У матери
нас осталось семь человек. Как только началась
война, я начал работать. Сначала работал
водовозом. Стоя по колено в воде, мне приходилось
в день наполнять до семнадцати огромных бочек.
Потом вёз воду на поля, где две женщины вёдрами
поливали овощи. За работу получал 500 граммов
хлеба. Пока вечером шёл до дома, этот кусок
пощипывал.
Работа за день менялась несколько раз. Работал на
лошадях, быках. Было очень тяжело. В некоторые
уставал так, что не было сил идти домой, засыпал,
где придётся. Дома было холодно. Очень тяжело
было с питанием, страшно вспомнить».
Учитель истории: Дети военной поры
могут ещё рассказать, как умирали от голода и
стpaxa. Как тосковали, когда наступило первое
сентября 1941 года, и не надо было идти в школу.
Да, дети остаются детьми даже во время войне.
Война стала общей биографией целого поколения
военных детей. Даже если они находились в тылу,
все равно это были военные дети.
Учитель литературы: Главным
источником победы СССР в войне стали
беспримерные мужество и героизм советских людей
на фронте и в тылу.
Многочисленные встречи, беседы с жителями нашего
села («детьми войны») – это всё нашло отражение в
сочинениях, стихах, проектах, рисунках наших
учащихся.
Ученик: Я собирала материал по теме
«Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
На основе этого материала написала сочинение,
героиней моего сочинения стала моя пpaбабушка
Комелькова Антонина Ивановна, которая не
получила статус «Дети войны», ей было всего 6 лет,
но она очень хорошо помнит это тяжёлое время.
Для меня стало открытием жизнь моего близкого
человека, моей бабуленьки. Зачитаю только
некоторые эпизоды: «Когда началась война, в
школу я ещё не ходила. В колхозе работали и
женщины, старики и дети. Мужчины были на фронте.
Всё делали для фронта, для победы. В 1943 году пошла
в школу, училась очень хорошо, но учёбу пришлось
бросить, нужно было помогать маме, вместе с ней
работала в колхозе. Как и все односельчане
голодали, мёрзли, но трудились и в зной, и в холод.
Я ездила по селу, собирала золу, а весной вывозили
на поля как удобрение. В посевную подвозили зерно
на быках прямо на пашню. Осенью, во время уборки,
возили убранный урожай в сараи. Для детей это был
непосильный труд, но радовались, что помогаем
своим отцам и братьям, которые бьют фашистов».
Моя пpaбабушка имеет много почётных грамот,
благодарностей за долголетний и безупречный
труд на благо родного колхоза, ей присвоено
звание «Ветеран труда».
Ученик: Я прочту стихотворение
ученика Абашевской школы Филатова Ивана, которое
он посвятил своему деду, участнику войны.
Это стихотворение вошло в Альманах «Война и
дети».
Прошло уж шесть десятков лет,
Но дед всё помнит как сейчас.
«Война – есть худшее из бед»,
Он начинает свой рассказ.
Он помнит всё: как началась война,
Как молодым ещё его на фронт забрали,
Как провожала мать, как плакала она,
Как поезда гудки отбытие возвещали.
Я слушаю, смотрю в его глаза.
Глаза полны сердечной боли.
И страшно слушать мне слова
О тех боях, о лужах крови.
Война – не страшный боевик,
К которым мы уже давно привыкли.
Ещё чуть-чуть… И лишь из книг
Узнаем, кем прадеды были.
Герои – другого слова не найти!
За Родину, Отечество, за Мать
Они все воевать ушли,
Чтоб победить, чтоб не упасть,
Чтоб жить, чтоб дети жили,
Чтобы росли свободными людьми!
И жизнь свою за это положили.
За всё, что сделано, им благодарны мы!
Физкультминутка
Ученик: У нас замечательная, дружная и
большая семья. Мои прадеды были участниками
Великой Отечественной войны.
В год 65-летия Великой победы задумался я над тем:
«А какой вклад моей семьи в победе над фашисткой
Германией?»
Ответ на этот вопрос я получил от своей бабушки,
Тамары Андреевны Плаксивой, она написала статью
в районную газету «Чагринские зори», о своём
отце, участнике Великой Отечественной войны
Блинове Андрее Петровиче. Статья называется
«Расскажи мне, бабуля, про войну». С этим
вопросом, я не раз обращался к ней. Зачитаю
эпизоды из своего сочинения.
«Мой прадед в 1941 году воевал на Пулковских
высотах в районе города Ленинград. Прадед был
ранен в левый глаз. Лечился он в госпитале, в
городе Тбилиси. Стояла осень 1941 года. В госпитале
ему вручили орден Славы III степени и медаль «За
оборону Ленинграда». Вернулся домой прадед
инвалидом 3-й группы. Его отправили в Сталинград
работать на тpaкторном заводе, где он
ремонтировал танки.
Только в 1947 году прадед вернулся домой. В мирное
время прадед работал в колхозе им. Пугачёва.
Прадед умер в 1987 году.
Вот откуда идут истоки моей любви,
преданности своей земле, стране и малой
Родине, селу Абашево».
Ученик: А мы работали с материалом по теме «Учителя Абашевской школы в годы Великой Отечественной войны».
Ученик: В нашем селе живёт
замечательный человек – Алина Борисовна
Алмаева. Более тридцати лет она проработала в
Абашевской школе, преподавала физику и
математику. У неё много наград: медаль «50 лет
Победы в Великой Отечественной войне», медаль «60
лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945
гг.», медаль «Ветеран труда», а также грамоты за
многолетний добросовестный труд и высокий
профессионализм.
Сейчас она находится на заслуженном отдыхе.
Ученик: Мы оказываем ей посильную помощь в рамках акции «Ветеран живёт рядом с нами», встречаемся с ней в школе и у неё дома, разговариваем на разные темы. Она вспоминает своё детство, юность, годы работы в школе.
Видеоролик «Первые гектары военного урожая»
«Наше поколение рано повзрослело», вспоминает
Алина Борисовна. «Нам приходилось помогать
колхозу в поле, на ферме. Угнали на фронт даже
новую технику, тpaктора, машины. В селе осталась
старая техника, лошади, так что многие работы
приходилось выполнять вручную. Ребятам постарше
приходилось брать в руки косы, садиться на
оставшуюся технику. А мы, дeвoчки и кто помладше,
помогали на прополке, на сенокосе, заготавливали
корм для скота. Помогали убирать урожай,
приходилось и серпом жать, колоски в поле
собирали, чтобы не пропало ни одно зёрнышко
драгоценного хлеба. И все безоговорочно ходили
на работу и работали совершенно бесплатно.
Зимой мы, дети, ходили по домам и собирали тёплые
вещи для солдат: носки, варежки, рукавицы, шарфы. А
мы, дeвoчки, шили кисеты, их с любовью вышивали, в
кисеты вкладывали записочки для солдат, чтобы
били они фашистов крепче. Затем эти посылки
отправляли на фронт».
Ученик: Надо беречь память о прошлом, уважать своих земляков, которые испытали все тяготы войны, будучи детьми. Ведь это наша история.
Учитель литературы: Лирика военных лет не просто отражала или рисовала какие-либо реальные картины и события, проходившие перед глазами поэтов, но и давала представление об особенностях сознания человека, защищающего Отечество или приближающего своим трудом и всей жизнью победу в глубоком тылу.
Звучит метроном, гаснет свет, на экране – слайды детских рисунков о войне
Ученик: Тема войны и детства ярко отражена в стихах и музыке песни Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну».
Рисуют мальчики войну,
Рисуют танки и «катюши»,
Висят во всю листа длину
Снаряды толстые, как груши,Рисуют мальчики войну…
Рисуют мальчики бои,
Что им, по счастью, незнакомы,
И берегут они свои
Огнём кричащие альбомы.
Звучит метроном – на экране детские фотографии военных лет
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
О, не разрушь и не убей –
Земле достаточно убитых!
Рисуют мальчики войну…
Учитель литературы: Перед вами выступает вокальная группа «Девчата», победители районного конкурса «Я люблю тебя, Россия!»
Ученик: Нашим землякам посвящаем песню «Рябинушка». Автор слов Ким Рыжов, композитор Александр Колкер.
Ученик: А сейчас прозвучит стихотворение Анатолия Запрягаева, который не был профессиональным поэтом, а всю жизнь проработал на одном из Смоленских заводов, оставил нам свои воспоминания о военном детстве в этих стихах.
* * *
Нам безотцовщина копейку
Не выдавала на заплаты.
Не по размеру телогрейку
Вдвоём носили с младшим братом.Глядели радостно, влюблённо
На серые шинели взрослых
И молча, кляли почтальона –
Он –
похоронку в дом
принёс нам…
Наметил не возраст, а голод
Нам сроки рабочих начал.
А добрые помыслы – холод
До самых костей простучал.Столбы прогремят костылями
Оттуда, с чужой стороны.
И рощи останутся – пнями
Но больше не будет войны!
Учитель литературы: Сегодня дети
войны – это особое поколение россиян. Сегодня
они – последние свидетели тех трагических дней.
Последние свидетели Великой Отечественной
войны. За ними больше никого! Сейчас – это уже
пожилые люди. Но своё военное детство они не
забудут никогда.
Им, детям войны, труженикам тыла посвящены и
посвящаются стихи, песни, рассказы, повести….
Учитель истории. Вывод урока: Вторая
мировая война завершилась полным поражением тех,
кто её развязал. Победа в войне имела
всемирно-историческое значение.
Она далась нам огромной ценой. Для
многонационального советского народа в самой
кровавой и жестокой войне в истории человечества
она стала звёздным часом для нашей страны в XX в.
Подвиг победителей никогда не будет забыт.
Учитель литературы. Вопрос учащимся: Какой вывод можно сделать из сегодняшнего урока?
Ученики (вывод): Все мы знаем и восхищаемся подвигами наших русских солдат, их мужеством, силой, отвагой и стойкостью. И вечную славу поёт им Земля на все века.
Ученик: Я отвечу кратко: «Я горжусь своим прадедом».
Ученик: Но победа, полная победа, над фашистскими захватчиками была бы просто невозможной без ещё одной, не слишком заметной, но чрезвычайно важной «армии» – «армии» тыла. Ведь именно они, оставшиеся дома старики, женщины, дети, инвалиды, они одни взвалили на свои слабые хрупкие плечи всё хозяйство страны. Они стояли у станков, чтобы армия получала оружие, снаряжения, одежду. Они пахали, сеяли, осваивали технику, чтобы армия была сыта и вела бои. Они ютили солдат в своих бедных домах и отдавали им последнюю кроху.
Ученик: Горжусь тем, что рядом со мной живут такие люди, мои земляки.
Ученик: Я думаю, что каждый из нас должен беречь близких для нас людей в любой жизненной ситуации. До слёз меня тронули эпизоды из воспоминаний о том, что заработанный хлеб несли своим сёстрам и братьям.
Ученик: Мы, живущие в XXI веке, должны помнить о тех, кто внёс огромный вклад в победу над фашистской Германией, и быть благодарными за наше счастливое детство.
Оценки за урок
Домашнее задание по истории: Ребята, мы начинаем работу над новым проектом, который позволит нам с вами рассказать о ваших сверстниках, ставших жертвами террористических актов.
Ваша задача: придумать название
проекта; написать мини-сочинение на тему «Я
против терроризма». Используйте данный материал.
Заветная мечта любого здравомыслящего человека,
любого ребёнка – чтобы на земле был мир, чтобы не
гибли ни взрослые, ни дети. Люди, отвоевавшие для
нас Великую Победу, не могли даже представить
себе, что в начале XXI века, в нашей стране мы будем
терять детские жизни в террористических актах. В
столице нашей Родины в городе Москве в
результате захвата террористами театрального
центра на Дубровке погибли десятки детей. В
Северной Осетии в маленьком городке Беслане 1
сентября 2004 года в заложники террористами были
взяты более 1000 учеников, их родителей и учителей
школы № 1. В результате этого террористического
акта погибло более 150 детей, почти 200 были ранены.
Скажите, люди, кому всё это нужно?
Что есть у нас дороже наших детей?
Что есть у любого народа дороже?
У любой матери?
У любого отца?Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Домашнее задание по литературе: Используйте
данный материал. (Текст о Великой Отечественной
войне).
Суровые будни Великой Отечественной войны.…
Сколько самоотверженности, стойкости,
повседневного героизма стоит за словом «Победа»!
За победу заплачено десятками миллионов жизней.
Из призывников двадцатых годов рождения
вернулся лишь каждый десятый. По сути дела,
погибло целое поколение. Каждая семья потеряла
мужа, сына, брата. Такой ценой было завоевано
право 24 июня 1945 года бросить к подножию мавзолея
знамёна поверженных армий фашистов,
стремившихся к мировому господству.
С каждым годом свидетелей той страшной войны, к
сожалению, становится всё меньше. Но, по словам
самих ветеранов, они ещё полны сил, готовы и
дальше подавать пример подрастающему поколению:
любить и уважать родину. А мы, не знавшие той
страшной бойни, ещё имеем счастливую возможность
отметить праздник с теми, для кого эта война не
страница учебника, а часть жизни. Наши фронтовики
– это живая история Великой Отечественной войны.
У каждого своя судьба, и каждое воспоминание
уникально.
Задания:
1. Озаглавить текст.
2. Написать концовку к данному тексту, используя
материал урока.
Учитель: А наш урок подошёл к концу. Всего вам доброго.
Список использованной литературы и Интернет-источников
- Данилов А.А., Косулина Л.Г., Тюляева Т.И. Тесты. История России. XX век. 9-11 классы. Учебно-методическое пособие. – М.: «Дрофа», 2000 г.
- Курдюмова Т.Ф. Литература. Учебник-хрестоматия. 8 класс. – М.: «Дрофа», 2002 г.
- Антонова Т.С., Харитонов А.Л., Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX век. Компьютерный (мультимедиа) учебник. – М.: «Клио Софт», 2000 г. (Видеоролик «Художественная культура военной поры»).
- Видеоролик «Первые гектары военного урожая». Всесоюзное социалистическое соревнование. Кинооператор Г. Попов.
- Текст песни | Жанна Бичевская – Рисуют мальчики войну перевод...
- http://jooov.net/text/1547378/janna_bichevskaya-risuyut_malchiki_voynu.htmls (Стихи и музыка песни Жанны Бичевской «Рисуют мальчики войну»).
- http://s-f-k.forum2x2.ru/t117p15-topic (Песня «Рябинушка», автор слов Ким Рыжов, композитор Александр Колкер).
- Воспитательное мероприятие по истории «Дети войны».
- http://festival.1september.ru/http://articles/524966/ (Стихотворение Анатолия Запрягаева «Нам безотцовщина копейку…»).
- http://kp.ru/daily/24567/740004/?geo=3 (Во время войны женщины и дети пахали землю на себе).
- http://www.gazetairkutsk.ru/wp-content/uploads/2010/04/DSCN1937.jpg (Война и дети: Воспоминания малолетних узников...).
- http://attachments-blog.tut.by/35911/files/2010/05/327443491.jpg (Дети войны, вы взрослели под грохот снарядов).
- http://savepic.ru/1157138.jpg (Внеклассная работа: Детям о войне).
Урок носит интегрированный хаpaктер. Работа при подготовке к уроку позволяет проявить творческие способности. Развиваются умения работы с различными источниками информации. К уроку прилагается электронная презентация, которую возможно использовать как иллюстративный материал или как проверочный....
28 03 2024 19:11:13
Завершающий урок при изучении главы «Россия в XVI века» в курсе «История России с древнейших времён до конца XVII века» подводит итог данному разделу, так как культурное развитие страны в определенный период является едва ли не главным качественным показателем развития эпохи, о которой идёт речь. В то же время, занятие является системообразующим, так как в XVI веке складываются предпосылки перехода от средневековья к Новому времени....
27 03 2024 23:25:51
В статье автор предлагает собственные, несколько усложненные, версии заданий формата В12 для подготовки к ЕГЭ по истории. Номера тестов совпадают с разделами кодификатора на 2012 г. Ответы прилагаются....
26 03 2024 17:32:10
Работа по методу проектов подразумевает, что за определенный срок учащиеся совместно с учителем готовят проект по интересующей их теме. Когда в 11-м классе по истории России мы начали изучать тему "Внешняя политика России в начале XX века", то возникли вопросы: из-за чего начинаются войны, что такое причина и что такое повод, и т.д. И было решено создать проект, который называется: "Причина или повод?". ...
25 03 2024 7:16:34
Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс, не осталось ни одного равнодушного. В последние годы заметное влияние в педагогической пpaктике получили дискуссии на основе групповой работы. Соединение работы в группах с решением проблемной ситуации создает наиболее эффективные условия для обмена знаниями, идеями и мнениями, обеспечивает анализ и обоснованный выбор той или иной темы. Школьники овладевают ораторскими умениями, искусством ведения полемики, что само по себе вносит важный вклад в их личностное развитие....
24 03 2024 12:49:53
Тема "Эпоха просвещения" изучается в курсе "Новая история" 2 часа. Обилие фактического материала, яркие исторические персоны, богатейший спектр художественных произведений затрудняют целостное восприятие эпохи. Поэтому целесообразно провести повторительно-обобщающий урок в игровой форме. Дух соперничества, элементы состязательности, групповая работа, элементы проектной деятельности – все это способствует высокому темпу работы на уроке. Для глубинного анализа темы использовались два художественные произведения: "Лунная соната" Людвига ван Бетховена и репродукция картины Уильяма Хогарта "Модный бpaк" (картина затрагивает нравственные проблемы общества эпохи Просвещения)....
23 03 2024 17:44:43
Российское государство с XVI века является евразийской державой. При этом европейская часть по размерам значительно уступает азиатской. Однако все значимые события за Уралом и в Сибири были связаны с центром, с правящей династией, иногда конкретно, иногда опосредованно. Некоторые факты, события и гипотезы, использованные для создания данного пособия, не претендуют на особую полноту и глубину заявленной темы. Однако они не слишком широко известны, весьма разнятся по тематике и жанрам, следовательно, могут послужить хорошим дополнительным материалом как для уроков, так и для факультативных занятий и элективных курсов. ...
22 03 2024 20:45:55
Прогресс науки и техники стал неотъемлемой частью жизни человека, общества. И именно сегодня, в век НТР, человечество вновь обращается к извечным ценностям: гуманности, терпимости, семье, уважительному отношению друг к другу. В данной работе представлен опыт использования проектного метода при изучении темы "Права ребенка". ...
21 03 2024 22:46:47
Цель: популяризация исторических знаний в увлекательной форме – интеллектуальная комaндная игра, повторение материала, изученного в курсе истории Древнего мира, Средних веков и Нового времени на морскую тематику. Игра составлена с электронным табло, представляющим собой поле (наподобие известной игры "Морской бой")....
20 03 2024 10:41:51
На уроке обобщаются знания учащихся о причинах, особенностях крепостного права в России, об объективной необходимости отмены крепостничества в Российской империи середины XIX века. ...
19 03 2024 17:21:49
Школа должна обучать детей не только определенным основам научных знаний, а учить их добывать знания самостоятельно. Если у ученика не сформирована мотивация к учению, то механическое запоминание большого объема информации никогда не приведет его к успеху. Один из способов решения проблемы несоответствия уровня выпускников потребностям современного общества – организация учебно-исследовательской работы обучающихся через различные формы краеведческой работы в школе. ...
18 03 2024 0:33:17
Повторение и закрепление знаний об историческом развитии России с начала XX века по 1920 год. Во многом события этого периода определили всю дальнейшую историю нашего отечества и судьбы людей. ...
17 03 2024 19:35:41
Урок закрепления ранее полученных знаний по теме с применением игрового материала. На уроке проводится работа по воспитанию у студентов уважения к Конституции РФ. Задачей урока является развитие личности будущего специалиста, понимающего, что ценность права – в его способности регулировать жизнь общества....
16 03 2024 21:12:43
На уроке применяется проблемный метод обучения. Учащиеся научатся видеть проблему, искать пути ее решения, извлекать информацию из разных источников; усовершенствуют навыки работы в группе....
15 03 2024 4:45:57
Историческая игра рассчитана на учащихся 9‒11-х классов. Активизирует знания истории России ХХ века, может быть проведена на предметной декаде, уроках истории. Игра состоит из 5-и этапов. Основана на применении различных педагогических технологий: игровой, здоровьесберегающей, информационной....
14 03 2024 22:44:59
Урок является составной частью темы "Глобальные проблемы современности" и призван расширить знания учащихся одиннадцатых классов о международном терроризме. Урок проводится с использованием проектной технологии обучения. На уроке раскрываются основные понятия, организуется групповая работа учащихся с текстом Федерального Закона РФ "О противодействии терроризму", статьями Уголовного кодекса. Важным этапом является презентация проектов учащихся, с предложениями путей решения проблемы современного терроризма....
13 03 2024 1:11:14
Данный урок является ролевым, проблемным по теме "Могла ли Россия стать демократическим государством в 1918 году?"....
12 03 2024 14:55:19
На данном проблемном уроке учащиеся в группах решают учебные задачи, анализируют исторические источники. Знакомясь с документами, они проникаются духом и языком эпохи. В течение урока заслушиваются ответы учащихся, заполняется опopная схема, готовится хаpaктеристика царя Алексея Михайловича....
11 03 2024 2:32:45
Урок рассчитан на 2 учебных часа. На уроке учащиеся получат знания о роли общения в становлении человеческой личности, поймут, как на общение влияет индивидуальность человека, какие существуют способы воздействия на человека посредством общения. В проведении урока учителю оказывают помощь заранее подготовленные учащиеся – эксперты. Они помогают в проверке входного и завершающего контролей, в организации психологических экспериментов, дают по ходу урока необходимые справки. На уроке организована групповая форма работы. ...
10 03 2024 16:10:13
Цель урока: познакомить учащихся с сословной структурой российского общества в XVII в.; дать хаpaктеристику сословий и особенностей каждого из них; показать изменения, происшедшие в положении бояр, дворян, духовенства в XVII в.; развивать навыки самостоятельной работы с текстом учебника; воспитывать усидчивость, внимание и интерес к российской истории....
09 03 2024 7:38:39
Урок разработан с целью изучения понятий, основ Конституции РФ, прав и свобод человека. На уроке предполагается решение следующих задач: определение, что такое Конституция, основная цель создания Конституции, ее задачи в правовом государстве....
08 03 2024 22:53:55
Урок посвящен особенностям формирования европейского общества под влиянием античной и варварской культур. В ходе урока используются различные информационные технологии; его особенностями являются активная смена деятельности учащихся, чередование проверочных заданий, тестов, видеоряда, что позволяет повысить интерес к теме и развить навыки самостоятельной работы. ...
07 03 2024 2:44:29
На уроке учащиеся изучают историю американских праздников, узнают новые слова и выполняют различные задания в целях повышения знаний в данной области. ...
06 03 2024 21:57:33
Данный урок является составной частью раздела «Цивилизации Древнего мира» и знакомит студентов с отличительными особенностями цивилизаций Древнего Востока. При его разработке использовались программы Microsoft Word, Excel, Rower Point....
05 03 2024 21:34:14
Главная цель данного урока — воспитание у учащихся патриотизма, уважения к военному прошлому страны, города Томска и края, в котором живут дети, приобщение к краеведческой деятельности. ...
04 03 2024 7:25:38
Основная цель урока состоит в том, чтобы, используя дополнительный материал курсов литературы и истории, познакомить учеников с личностью первого избранного русского царя – Бориса Годунова и его трагической судьбой. Урок создал условия для самореализации учеников через моделирование проблемных ситуаций, пробуждение познавательного интереса и поиск путей решения проблем. ...
03 03 2024 3:59:15
Сценки можно использовать на уроках, что позволит сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторического материала, имен, фактов. Через понимание мыслей, чувств и поступков своих героев школьники моделируют историческую реальность. Знания, приобретаемые при этом, становятся для каждого ученика личностно значимыми, эмоционально окрашенными, что помогает ему глубже понять, лучше "почувствовать" изучаемую эпоху....
02 03 2024 22:58:47
В настоящее время существует острая необходимость воспитания духовности, нравственных качеств личности учащихся. Представленный материал сценария, вручения юным гражданам страны паспорта РФ, способствует формированию патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству. ...
01 03 2024 10:38:32
Сегодня у учителя истории множество возможностей для того, чтобы его урок стал интересным и познавательным. Материалы этого урока могут помочь в этом, они могут быть использованы на уроке по данной теме с абсолютно любым учебником, рекомендованным Министерством образования и науки. ...
29 02 2024 5:26:56
Программа посвящена изучению событий Отечественной войны 1812 года. Она направлена на воспитание и развитие высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина и патриота России. Ее реализация осуществляется через работу школьного музея. Программа рассчитана на учащихся 5–8-х классов....
28 02 2024 11:22:21
На уроке создаются все условия для активизации познавательной деятельности учащихся и достижения ими положительных результатов учения: опережающие задания, постановка проблемных вопросов, просмотр видеосюжетов с последующим обсуждением, работа с историческими документами (изучение и обсуждение), с картой. На этапе первичного закрепления нового материала предлагается тест, который позволяет учащимся осуществить самоконтроль знаний, полученных на уроке, определить степень своей успешности....
27 02 2024 14:55:28
Методическая разработка урока истории, подготовленная на основе научных исследований ученых-сибиреведов последних лет, позволит провести познавательное занятие, в рамках которого ребята смогут познакомиться с жизнедеятельностью сибирского купечества, узнать, что полезного сделали купцы для развития своих городов и региона в целом. На примере купеческих биографий учитель сможет наглядно раскрыть значение таких понятий, как «милосердие», «меценатство», «благотворительность»....
26 02 2024 22:43:42
Метод «ассоциаций». Варианты его применения. Подбор ассоциаций к терминологическому ряду, включающему понятия, факты, персоналии. Ассоциации-"перевертыши". Используются на всех этапах актуализации знаний, обобщений, закреплении....
25 02 2024 3:27:20
Изучение темы опирается на знания учащихся, полученных на предыдущих уроках курса. Урок рассчитан на сильный класс с высокой работоспособностью. В процессе урока обращается внимание учащихся на то, что в эпоху дворцовых переворотов часто смена монархов не влияла на абсолютистскую сущность власти....
24 02 2024 2:18:40
Предложен сценарий, рассчитанный на закрепление знаний по странам Древнего Востока и предполагающий различные задания, которые помогут и учителю, и учащимся в полной мере раскрыть свои знания и способности....
23 02 2024 20:16:38
Задачи урока: воспитание уважения к подвигу советского народа, обучение установлению причинно-следственных связей в ходе исторического процесса. Тип урока - урок изучения нового материала, его обобщения и закрепления. Урок построен в форме презентации. Используются общеклассная, групповая, индивидуальная формы работы с учащимися. ...
22 02 2024 20:45:38
Форма проведения мероприятия – игра, где каждый участник может представить себя избирателем, кандидатом в депутаты или на должность президента, члeном избирательной комиссии, представителем СМИ. Игра пропагандирует политическую и правовую культуру среди молодежи....
21 02 2024 12:48:42
Урок содержит материал об образовании единого государства в Китае в III в. до н.э.: роль императора Цинь Шихуана, деятельность по организации единого государства, строительство Великой Китайской стены, гробница императора, гибель династии Цинь. ...
20 02 2024 4:57:13
Урок по истории России для учащихся 9-х классов можно использовать и при проведении внеклассного мероприятия. На уроке используется компьютерная презентация. В презентации используются: таблица со статистическими данными, анимированные карты, фотографии времен войны, материал о наших земляках. ...
19 02 2024 19:43:42
Цель урока - проверить знания учащихся по теме "Древний Восток"; выявить умения учащихся систематизировать полученные знания; умение находить сходства и различия; соотносить исторические события с временем, когда они происходили, с историческими личностями. ...
18 02 2024 8:59:28
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством западноевропейского композитора XIX века Ф.Шопена....
17 02 2024 0:39:54
При проведении занятия по теме «Уроки первого периода Великой Отечественной войны» я использую компьютерные технологии. Это позволяет повысить мотивацию учащихся к изучению темы, помогает более наглядно, образно представить события войны, позволяет более качественно усвоить тему. ИКТ можно применять как в процессе изучения нового материала, так и при закреплении и контроле знаний....
16 02 2024 3:39:47
Автор работы стремится углубить у учащихся знания об основных чертах традиционных обществ на Востоке в ХVI–XVII вв., делает выводы об отличиях традиционных обществ от обществ европейских, убеждает в зависимом от государства положении личности в традиционном обществе и развивает познавательный интерес школьников, учит работать с картой....
15 02 2024 3:15:30
Ддля лучшего понимания механизма революционных процессов рассмотривается действительное место Февраля в истории нашей страны. ...
14 02 2024 10:50:31
Интеpaктивное обучение - один из интереснейших подходов в обучении. Особенность данной методики состоит в том, что процесс обучения происходит в совместной деятельности учеников и учителя. Обучение, направленное на общение, основано на взаимопонимании, взаимодействии. Подлинная готовность детей к совместной деятельности состоит в сосредоточенной, настойчивой и целеустремлённой работе по освоению содержания решения задач на развитие умений и навыков. Ученик получает новые знания в результате взаимодействия с другими учащимися, а теперь уже и в результате использования на уроках информационных технологий. ...
13 02 2024 16:12:53
В ходе урока проводится анализ деятельности Н.С. Хрущёва на посту руководителя государства и даётся оценка роли личности в истории через его политический образ. Также закрепляются навыки работы с заданиями части А, В и С ЕГЭ по истории....
12 02 2024 5:21:40
Этот литературный и краеведческий материал, музыкальное сопровождение (адажио Альбиони, песня о партизанке Ларисе) пробудил у участников и зрителей в зале чувство сопереживания, помог по-новому взглянуть на Великую Отечественную войну (глазами детей), создал скорбно-торжественную атмосферу в зале. ...
11 02 2024 8:50:50
Урок построен по технологии проблемно-диалогического обучения, которая позволяет объяснение нового материала учителем заменить открытием знаний самими учащимися. На примере предлагаемого урока можно увидеть, что детям интересно самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения....
10 02 2024 21:41:56
Методическая цель урока: создание условий для личностного осмысления учебной информации о русско-турецкой войне 1877–1878 гг. Задачи: выявить причины, ход, итоги войны; развить умения рассуждать, высказывать свое мнение, аргументировать его, сопоставлять факты, обобщать материал; воспитать у учащихся уважительное отношение к памяти предков, чувство патриотизма....
09 02 2024 2:58:46
Урок-игра для учащихся 7-го класса. Материал можно использовать на уроке обобщения и закрепления знаний по истории Отечества XVII–XVIII веков или в ходе декады истории....
08 02 2024 12:24:42
Еще:
Учеба -1 :: Учеба -2 :: Учеба -3 :: Учеба -4 :: Учеба -5 :: Учеба -6 :: Учеба -7 :: Учеба -8 :: Учеба -9 :: Учеба -10 :: Учеба -11 :: Учеба -12 :: Учеба -13 :: Учеба -14 :: Учеба -15 :: Учеба -16 :: Учеба -17 :: Учеба -18 ::